Прп. Пахомий Великий

Пахомий Великий (ок. 292 — 346-348), преподобный, ученик прп. Паламона Фиваидского, наряду с прпп. Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим, является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте

Память 15 мая

Родился около 292 года в окрестностях города Латополя (греч. Λατόπολις, ныне Исна) (Верхний Египет, Фиваида). Родители его были язычниками.

Получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен.

Около 313 года, когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в армию . Пахомий вместе с другими новобранцами был отправлен вниз по Нилу. На пути в Александрию корабль остановился в Фивах. Рекрутов разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином.

Известие об окончании военной кампании пришло, когда корабль находился в Антиное, и новобранцы были распущены по домам. Пахомий возвратился в Верхнюю Фиваиду, но не домой, а остановился на полпути к Латополю и поселился в уединенном селении с названием Хеновоскион (греч. Χενοβοσκεΐα, Χενοβοσκεΐον — «Пастбище гусей»; копт. Шенесет, соврем. дер. Каср-эс-Сайяд, район Наг-Хаммади), где, вероятно, у местного священника получил наставления в вере, крестился и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь и долго жил неподалеку, в тогда уже пустом храме Сераписа. Средства к пропитанию Пахомий добывал, возделывая овощи и несколько пальм, чьи плоды он отдавал тем, кто приходил сюда, и местным беднякам. Пахомий преуспевал здесь в любви к ближнему. Когда в селении стала свирепствовать заразная болезнь, Пахомий с любовью служил больным. Благочестие и рассудительность Пахомия уже и в это время привлекали к нему многих и на постоянное жительство. Однако по прошествию трех лет он стал уже тяготиться многолюдством и, начал искать себе руководителя в духовных подвигах, ибо встретился с церковными разногласиями. Он со слезами молил Бога открыть ему, где истина, и однажды во время такой молитвы услышал голос, что истина хранится в той Церкви, которой управляет Александр, епископ Александрийский. Тогда Пахомий оставил свое жилище, упросив одного монаха возделывать здесь овощи и пальмы ради бедняков, и обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Ангел Господень заповедует прп. Пахомию монашеский устав

Тавеннисийская обитель

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания Тавеннисийской обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики.

Первыми из поступивших под его руководство были Псентаисий, Сур или Соут (Soutus) и Псой. После них пришли Пекусий, Корнилий, Павел, другой Пахомий; Пафнутий, Тифой и Петроний были также из числа первоначальных его учеников. Феодор Освященный и Орсисий поступили несколько после.

Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным.

Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Слыша о таких мудрых порядках в монастыре преподобного Пахомия, многие из ревновавших о спасении устремились к нему в обитель и число братии быстро возросло. Прежде устроенный монастырь становился уже тесным и необходимо было устроить новые обители.

Местоположение монастырей Пахомия Великого по книге Хосроев А.Л., «Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте». СПб., «Нестор-история», 2004, С. 498

Устроение новых монастырей

Первый из устроенных вновь монастырей назывался Пабо, и был построен в месте очень пустынном. Впоследствии он сделался столь великим и важным, что стал во главе всех других, хотя все иноки, жившие но уставу преподобного Пахомия, продолжали носить имя Тавеннисиотов, по имени первоначальной обители.

Несколько времени спустя после устроения обители Пабо, один почтенный старец, по имени Епоних (Eponichus) или Епонух (Έπώνυχος), авва независимого Хеновоскийского монастыря пришел к преподобному Пахомию и упросил его присоединить свой монастырь к монастырям, живущим по его уставу. Его примеру последовали и иноки монастыря Монхос.

Позже преподобный Пахомий устроил еще пять обителей:

  • Тазскую, о которой ничего неизвестно
  • Фивейскую, для которой Псенебий, отец Петрония, заступившего место преподобного Пахомия, по смерти его, как глава монастырей, дал землю, вступив сам со всеми детьми в братство
  • Панейскую, устроенную по просьбе епископа этого города, по имени Арея или Вара
  • Тисменскую, в этой же епархии
  • Пахнумскую или Хнумскую, на берегу Нила близ Латополя

Количество иноков доходило до 7 тысяч, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. Монастырь, в котором жил сам преподобный Пахомий, имел братии около 1300 человек.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисийские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату.

Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор Освященный.

Пред смертью, которую провидел, преподобный Пахомий созвал всех настоятелей монастырей, и дав им последнее завещательное наставление, назначил преемником себе Петрония.

Кончину святого относят к 346-348 годам . Преподобный Пахомий был погребён у горы возле обители.

Среди учеников Пахомия Великого, прославленного Церковью в лике святых, упоминаются (кроме названных в статье) ещё преподобные Иов, Афинодор и Дионисий .

Прп. Пахомий Великий. Миниатюра. Афон. Конец XV в.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто́ трудо́в уплодоноси́л еси́, / и бы́л еси́ свети́льник вселе́нней, сияя́ чудесы́,/ Пахо́мие о́тче на́ш,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Свети́льник све́тел показа́лся еси́ в конце́х,/ пусты́ню же гра́ды сотвори́л еси́ мно́жествы мона́шескими, / са́м себе́ распе́н, кре́ст тво́й на ра́мо взе́м,/ и воздержа́нием те́ло изнури́л еси́,// моля́ непреста́нно о все́х на́с.

Труды

  • Устав общежительного монашества
  • Увещания
  • Письма к разделявшим с ним управление инокам:
    • 3 к авве Сиру
    • 2 к Корнелию
    • 2 во все монастыри
    • 1 к братьям, стригущим овец
    • 3 предсказания, написанные таинственными знаками

Труды преподобного Пахомия дошли до нас в переводе блаженного Иеронима.

Литература

  • Созомен, Церковная история, Кн.3, Гл.14
  • Никифор, Церковная история, Кн.9, Гл.14
  • Палладий, Епископ Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов, О Пахомии и живших с ним:
  • Димитрий Ростовский, свт. Жития святых, Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого:
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Историческое учение об Отцах Церкви, Киев, 2008.
  • Свт. Феофан Затворник, Древние иноческие уставы, М., 1892.

Использованные материалы

Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывает 312 год. В Житиях говорится о том, что Пахомий был призван на службу в войско императора Константина, хотя Египет оказался под контролем Константина уже после окончательного поражения Лициния, то есть в 324 году. Пахомия могли призвать только в армию Максимина Дайи (тогдашнего правителя Египта, союзника Максентия), воевавшего с Лицинием в 312-313 годах. Возможно, автор первого Жития хотел скрыть факт того, что Пахомий состоял на службе у гонителя христиан Максимина. См. Дэрвис Читти, «Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи», СПб: «Библиополис», 2007, сноска , или Хосроев А.Л., Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб., «Нестор-история», 2004, С.45

Так, в «Житиях» Макария Симонопетрского указана кончина «9 мая 346 г., когда преподобному было пятьдесят четыре года» — см. Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт., М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. V, с. 206. 348 год указан в «Большом месяцеслове» Апостольской диаконии Элладской Православной Церкви (см. ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, ). Официальный календарь Русской Православной Церкви указывает кончину «около 348 года в возрасте 53-х лет» (см. «Преподобный Пахомий Великий», официальный календарь Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2015 год, ).

Страница сайта Кафедрального Собора Святого Иоанна Предтечи в Канберре (Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ), .

День памяти: 15 мая

Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба. приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 17 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

В праздничные дни за монастырскую трапезу в Свято-Троицком мужском монастыре усаживается по 300-400 человек. Монахи кормят всех бесплатно. Угощают борщом, лапшой и овощным рагу, творогом, маслом, молоком, сметаной, сыром, яйцами, яблоками и грушами. Еду выращивают и производят собственноручно на своем сельскохозяйственном подворье «Рождественский скит» в пригороде Алатыря. Порой урожаи подворье приносит столь обильные, что к уборке привлекаются даже наемные рабочие из соседних деревень.

Рождественский скит в округе полушутя окрестили «православным колхозом». Это действительно огромное хозяйство со своими тракторами и комбайном, теплицами и садами, фермами и пастбищами. Есть свой пруд с карпами и птичник с павлинами. Даже страусы у монахов живут — для развлечения и радости детей паломников.

Корпуса с братскими кельями снабжены удобствами — душевыми и прачечными. Построены трапезная, гостиница вне монастыря, трапезная для паломниц, склады, мастерские — швейная, иконописная, просфорня, пекарня.

Ознакомить «Idel.Реалии» с подворьем «Рождественский скит» поручили отцу Фусику. Молодой, интересный мужчина — трудно представить, какими судьбами он оказался в монастыре.

Отец Фусик и страус

—​ Отец Фусик, скажите честно, неужели люди здесь счастливы?

— А там люди счастливы? У каждого своя судьба. Есть, конечно, кому в монастыре сложно, но в целом смотрите: по праздникам на ночную службу к нам 600 с лишним человек приезжает. Значит, душа тянется — помолиться, побыть с богом.

—​ Жить без семьи, без детей —​ это горькая судьба.

— На самом деле есть те, кто грустит. Без семьи и правда жить трудно. Некоторые послушники от нас уходят, женятся. Здесь не тюрьма, мы не держим. Пожалуйста, пожил, чувствуешь, что тяжеловато, можешь возвратиться в мир.

—​ Много таких случаев бывает?

Три года до монашества человек себя проверяет, осилит ли он этот путь

— Много. Оскудение монашества идет. Очень непросто жить в монастыре. Все время находишься взаперти, ничего без благословения совершить нельзя. Могут и в коровник послать чистить навоз. Телевизор смотрим редко, интернетом пользуемся только по необходимости… Это называется искус, проверка. Три года до монашества человек себя проверяет, осилит ли он этот путь. У каждого по-разному складывается. Это жизнь.

—​ Вам, наверное, хочется, чтобы монахов было как можно больше?

— Есть красивые слова: если бы знали, как тяжело будет в монашестве, никто бы не пошел, а если бы знали, какая награда – все бы пошли. Чувствуешь, что это очень высокое, духовное дело, но очень тяжело оно дается. Честно говоря, не каждому посоветую в монашество идти.

—​ За нас молитесь? — И за вас молимся

Сам я в монашестве с 2004 года, десять лет иеромонах, священник. Если душа у человека тянется, советую просто побыть с нами, пожить, посмотреть, помолиться, а там уже как бог даст. В этом вопросе от священника многое зависит. Опытный духовник, наставник должен быть, чтобы было правильное духовное общение. А такого человека еще поискать нужно — все мы люди грешные. Надо смотреть, выискивать: как золото, как алмазы, не везде они бывают.

Овощной склад на территории монастыря

—​ В вашем монастыре очень разные монахи, есть даже люди с высшим образованием. Что вас объединяет?

— Объединяют нас общие духовные устремления. В монастыре есть время для моления. Главное для нас — молитвы, исповеди, причастия. К богу обращаемся, очищаемся.

—​ За нас молитесь?

— И за вас молимся, только вам самим тоже нужно молиться. Церковные молитвы изначально содержат молитвы о прихожанах, собственном городе, родном крае. Наш монастырь молится за всю алатырскую землю.

* * *

Сегодня в монастыре проживают 160 насельников и еще около ста трудников. В списке благодетелей монастыря значатся 42 фирмы-спонсора — из Москвы и Санкт-Петербурга, с Урала и Поволжья, из Центральной и Южной России. Монастырь не бедствует и даже, можно сказать, процветает.

Отец Пахомий

Нескончаемые экскурсии по Свято-Троицкому монастырю для туристов и гостей проводит отец Пахомий (Тарасов).

—​ Отец Пахомий, в Чебоксарах сейчас много говорят о том, что представители Русской православной церкви воюют с чувашскими «язычниками». Как вы относитесь к возрождению этнических религий?

Вера – это добровольное решение, дело совести, мы никого не можем принуждать

— Мы, многоконфессиональная страна, должны терпимо относиться ко всем. Никто не может заставить человека уверовать – это же от сердца идет. Воинственного отношения к иным религиям, конечно же, не должно быть, упаси Бог. Иисус Христос привлекал любовью. Взять, к примеру, Ближний Восток, где существовало множество религий: и православные, и католики, и мусульмане, и иудеи. Вера — это добровольное решение, дело совести, мы никого не можем принуждать.

—​ В советское время церковь притесняли. Комфортно ли РПЦ при капитализме? Каким образом рыночные ценности соединяете с христианской моралью?

— Мы не соединяем ценности, мы соединяем людей. В вере. Среди предпринимателей немало людей, которые приходят в храм.

—​ Что они здесь ищут?

— Веру, бога, просвещение. Сами просвещаются и свои семьи просвещают.

—​ Вы их принимаете, от помощи не отказываетесь, но ведь большие деньги в нашей стране честно не зарабатываются.

— Это вопрос совести.

На территории монастыря

—​ Каков этнический состав вашего монашества?

— Совершенно разный. У нас интернационал. Мы на национальность не смотрим, нам важна душа человека. Есть и русские, и мордва, и чуваши, и марийцы, и татары.

—​ Среди насельников много молодежи?

— Да, процентов 90. Начиная от подросткового возраста до 40 лет. Есть и школьники, и студенты, проживающие здесь. Приходят в основном по вере. Драматические ситуации в жизни, конечно, в какой-то мере способствуют, но в основном приходят по совести.

—​ А остальные молодые люди уходят в виртуальную реальность… Наверное, интернет сегодня —​ ваш главный идейный враг?

— Интернет — техническое средство, его надо использовать по назначению. Это Божий дар. Представьте себе, что все технологии, создаваемые человеком, это Божий дар. Чтобы облегчить нашу участь, чтобы мы использовали их не на вооружение и уничтожение друг друга, а на созидание.

Справка

Чувашский город Алатырь называют «лаврой Поволжья»: здесь 12 приходов и два монастыря. Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1584 году по велению царя Иоанна IV, является главным местом притяжения для многочисленных паломников. С XVIII века в монастыре хранится гробница алатырского подвижника схимонаха Вассиана, от которой, как гласит легенда, происходят исцеления от самых разных болезней.

При советской власти Свято-Троицкий монастырь был закрыт, монахи убиты, а храмы разрушены. В 1995 году его вернули Русской православной церкви. За 20 лет здесь отремонтировано и построено семь храмов. Ежегодно монастырь посещают около 15 тыс. паломников.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *