Почему Вифезда исцеляла больных

Временами вода в купальне начинала бурлить или происходило движение воды какого-то иного рода («Ангел Господень возмущал воду»).

Есть легенда, что вода в Овчей купели обладала излечивающими свойствами потому, что в ней лежало дерево, из которого позже фарисеи или римляне сделали столб для распятия Христа. Это дерево, что выросло у Лота: тот, во искупление невольного греха с дочерьми после гибели Содома и Гоморры, 40 лет добывал и возил на ослике воду из реки Иордан, чтоб поливать три посоха (кедровый, кипарисовый и сосновый).

Праотец Авраам велел ему делать это, пока посохи не обретут жизнь. В конце концов они «ожили» и слились в одно прекрасное дерево — это и был знак прощения греха. Царь Соломон приказал спилить чудесное дерево для кровельной балки строящегося Храма, но ничего не вышло: спиленный ствол нельзя было даже измерить — он становился то больше, то меньше. Решили, что он ведет себя так из-за греха Лота — куда уж использовать его для Храма!

По другой версии, ствол дерева использовали как лавку — и однажды на нее присела царица Савская, приехавшая для встречи и беседы с Соломоном. Но от дерева исходил жар, и мудрая царица, встав, поклонилась деревянному брусу и предсказала, что именно от него найдет свою смерть Мессия, и оттого Иудейское царство ждут бедствия и погибель. Соломона это пророчество напугало, и он повелел зарыть в землю «нехорошее» дерево.

Потом в этом месте выкопали водоем для того, чтоб омывать в нем предназначенных в жертву животных — Овчую купель, и вскоре та прославилась как исцеляющая людей.

Исцеление расслабленного при Овчей купели

Тот, кто первый влезал в купальню во время «возмущения воды», вылезал исцеленным (независимо от тяжести болезни).

Здесь значимо слово «первый» — можно представить, как вели себя эти несчастные, как облепляли берег водоема, жадно глядя на воду, как отпихивали друг друга локтями, ведь каждый старался искупаться раньше прочих!

Некий человек, расслабленный (это означает просто «парализованный»), лежал возле Вифезды в тщетной надежде на излечение. Болел он уже 38 лет (можно представить, в каком состоянии был этот бедняга, лежа неподвижно под жарким солнцем Иудеи). Иисус, заметив его и узнав, что лежит он тут давно, подошел к нему и спросил, хочет ли тот стать здоровым. Тот честно ответил, что, разумеется, хочет — но у него никого нет, и никто не желает помочь ему опуститься в воду, всегда кто-то успевает первым прежде, чем он доползет. Неприглядно же выглядят все эти болезные граждане в своем эгоизме: никому даже в голову никогда не пришло хоть раз помочь беспомощному человеку, каждый думал только об исцелении собственных болячек!

И даже те, кто выздоровел, не догадались помочь другому! Видно, вода исцеляла только тело — но не душу. Это, кажется, и подчеркнул Иисус, который даже и не подумал вести паралитика к воде. Он просто велел ему встать, забрать свою подстилку, идти и не грешить больше. И тот так и сделал! Простое внимание к человеку и милосердие исцелили несчастного, лечебная ванна совершенно не понадобилась.

Где находилась Вифезда?

Из священного текста можно заключить, что Вифезда находилась в Иерусалиме — но где именно, существуют разные версии.

Пруд у ворот

Иоанн упоминает Овечьи ворота — есть предположения, что это нынешние Львиные (или, по другому их названию, ворота Святого Стефана) в Мусульманском квартале.

Действительно, некий рукотворный водоем, ныне пересохший, там имеется. Он ярко выраженной прямоугольной формы, вытянут в длину. Когда-то за ним явно следили, берега его выложены некогда аккуратной каменной древнеиудейской кладкой.

Арабы называли этот пруд «Биркет Израэль» — то есть «израильский пруд».

Рядом находятся фрагменты двух арочных конструкций — возможно, это те самые «крытые ходы», упомянутые Иоанном — при Вифезде находилось «пять крытых ходов», возможно, в них укрывались от солнца «пациенты» купели.

Версия крестоносцев

Возле католического храма святой Анны тоже находится водоем, известный со времен завоевания Иерусалима крестоносцами. И тогда именно его называли «Овчая купель». Рядом с ним археологи обнаружили следы пяти арок — еще одни «крытые ходы»!

Эта Вифезда упоминается в первый раз в свидетельстве паломника, видевшего ее в IV в. Он увидел возле этого водоема то же, что некогда увидел Иисус: толпу самых различных калек, ожидающих чуда.

В V в. паломники уже называют храм св. Анны «церковью Паралитика».

На сегодняшний день базилика св. Анны и католический монастырь при ней принадлежат Франции, как и место раскопок Вифезды. Осуществляет надзор и попечение над этой землей миссионерское общество Белых Отцов — братство монахов, основанное в 1865 г. кардиналом Левизери.

Значительных размеров (150x50x15 м) бассейн из двух разделенных каменной кладкой частей, был раскопан здесь в 1914 г. Находится во дворе монастыря Белых Отцов, окна которого выходят прямо на Вифезду.

На территории раскопок расположен небольшой музей.

Вифезда как символ исцеления

Разумеется, чудесный сюжет с Иисусом и паралитиком нашел отражение в иконописи. Существует множество икон с изображением «исцеления расслабленного». Мировая живопись также не обошла эту притчу о милосердии стороной. Ей посвящены полотна голландца Питера Артсена, представителя Северного Возрождения, испанца Бартоломе Эстебана Мурильо, знаменитого своими евангельскими сюжетами датчанина Карла Генриха Блоха, знаменитого английского живописца Уильяма Хогарта, польско-русского художника Яна Ционглинского.

В современности

В Центральном парке Манхэттена, Нью Йорк, на одной из террас расположен красивый фонтан Вифезды со скульптурой ангела, держащего в руке цветок лилии. «Ангел вод» — работа скульптора Эммы Стеббинс. Фонтан установлен в 1842 г., в память открытия городского акведука. Лилия в руке ангела символизирует чистоту воды. Эмма — первая женщина-художник, получившая официальный заказ от города Нью-Йорк.

В округе Палм-Бич (тоже в США), на берегу Атлантического океана, стоит Епископальная церковь в стиле испанской готики, называемая Вифезда-из-моря. Церковь отличается оригинальной красотой, в северной стене расположена «купальня Вифезда» — небольшой фонтан с фигурой ангела, вырезанного из розового известняка. Этот храм построен в 1925 г.

Название «Христианское братство Вифезда — Дом милосердия» носит одно из объединений Евангельской церкви в России.

Достопримечательности рядом

Недалеко от Вифезды и церкви св. Анны находятся:

  • Львиные ворота.
  • Мусульманский квартал.
  • Улица Крестного пути Иисуса Христа — Виа Долороса.

Как добраться до Вифезды у церкви Св. Анны

В Старом городе нужно войти в Львиные ворота и пройти около 50 м. Справа будет вход.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Неделю 4-ю по Святой Пасхе Церковь воспоминает чудо исцеления некоего расслабленного, то есть парализованного человека, много лет лежащего или слабо передвигающегося при купальне около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных. Купальня именовалась на иврите «бейт хисда» – что означает «дом милосердия», в переносном значении «место исцеления, благодати». В эту купальню, по временам, сходил Ангел и возмущал воду. Кто первый после возмущения воды Ангелом спускался в воду, тот исцелялся от любого недуга. Несчастный расслабленный лежал около этой купальни, – возможно он мог как-то ползти, может у него были парализованы ноги, Евангелие этого не уточняет, – больной говорит только, что нет человека, который опустил бы его в воду, и когда он сам приходит, то уже другой успевает окунуться в купель. Господь Иисус Христос исцеляет расслабленного и говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И больной верит Ему, встает, берет свою постель и идет.

Чудо исцеления расслабленного произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Но неразумная ревность о соблюдении покоя субботнего дня ограждала эту Божию заповедь дополнительными человеческими запретами настолько, что они уже препятствовали, даже противодействовали другой не менее, а более важной заповеди Божией о любви к ближнему. Любовь к ближнему как бы отдавалась в жертву ради соблюдения огромного количества мелких человеческих предосторожностей, служащих банальной человеческой мудрости, например, «начнешь с малого, закончишь большим». Проще говоря, прикрываясь ревностию к Закону Божиему, фарисеи и книжники оправдывали свое равнодушие к ближнему, не постигая, что на любви к Богу и любви к ближнему «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40).

Каждая евангельская притча или событие всегда многозначно, многопланово. Оно дает пищу для размышления, побуждает нас к богомыслию. Вот Господь исцеляет безнадежного больного и в субботу. Он не таится, делает это даже нарочито явно, можно сказать вызывающе, повелевая расслабленному: «востани, возми одр твой и ходи» (Ин. 5:8). Этой демонстрацией показывая фарисеям и законникам, что суть всех церковных постановлений и запретов заключается в препятствовании злу и страстям, а не богоугодным делам: для добра – нет поста.

Еще в этой истории Господь открывает нам причину болезней и тяжких скорбей. Мы встречаем исцеленного в храме, благочестиво молящегося и благодарящего Бога за свое чудесное исцеление, и там Господь являет ему причину его долгой и тяжелой скорби: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Мы не знаем, как именно он грешил и какие у него были греховные пороки. Можно только предположить, что грех глубоко пустил корни в душу этого человека и мог окончательно погубить ее, и что для спасения его души необходимы были все эти тяжкие страдания, которые смиряли человека почти сорок лет. Конечно, не всякое страдание есть признак греховности того, кто страдает. Многие праведные люди по неизведанным Божиим судьбам промыслительно страдали: праведный Иов, пророки, мученики, многие святые, – да и Сам Господь страдал за наши грехи. По слову апостола Павла: грех в мир вниде и грехом смерть (Рим. 5, 12), а грех отлучает человека от Бога – источника жизни. Отлучение же от жизни – и есть страдание и смерть. Всякая греховная сладость по словам Святых Отцов рождает муку, а значит и страдание. Грех связан с нашими болезнями. «В духовной жизни», – говорит старец Паисий Святогорец, – действуют духовные законы. Если мы искренне покаемся в каком-то из наших грехов, то потом нам не надо будет расплачиваться за него болезнью». А, святитель Феофан рекомендует «больному прежде всякого другого дела очистится от грехов и в совести своей примирится с Богом». Скорби и болезни приводят человека к смирению. Вот и расслабленный проявил глубокое смирение; он 38 лет не успевал к источнику, но не роптал на свою участь, а когда Христос сказал ему: «возьми одр твой и ходи», – не усомнился, но встал на ноги и пошел.

В духовном аспекте эта история повествует нам о душе человека, которая в богослужебных песнопениях этой Недели сравнивается с расслабленным. Причина болезни его одна – грех, и исцеление только одно – Христос. Как часто наша немощная душа подвизается одна, подчас, много лет пытается своими силами исцелится от страстей и спастись для Царства Божия. Но немощна, и человеческой помощи недостаточно, да и немного ее в наши времена. Надежда у души одна – Богочеловек Иисус Христос, который, видя труд и смирение кающейся души, Сам подходит к ней и исцеляет. Этот образ расслабленного, пытающегося терпеливо и смиренно самому доползти к божественному источнику благодати, но получившего спасение от Христа, хорошая иллюстрация, что мы сами значим без содействия Божией благодати.

Большинство православных христиан, подвизающихся о своем спасении (их сейчас принято называть воцерковленными), опытно знают, как часто душа находится в расслабленном состоянии. Знают ее грехолюбие и одержимость страстями. Такое осознание всегда должно предшествовать покаянию и плачу о грехах. Без такого опытного познания своей немощи невозможно духовное преуспеяние. Прп. Макарий Великий говорит: «у человека есть желание быть чистым, неукоризненным, неоскверненным, не иметь в себе порока, всегда же пребывать с Богом; но сил на это у него нет… человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого». «Сверхъестественная сила благодати — пишет прп. Иустин Челийский — дает человеческому естеству силы к подвигу очищения верой, надеждой и любовью. Страшно обманывает себя тот, кто думает, что этот тяжелейший подвиг можно совершить лишь своею собственною силою, без содействия Святого Духа, без соединения своей человеческой силы с благодатной силой Святого Духа. Кто останавливается на своей только праведности и думает сам себя избавить, тот трудится напрасно и вотще… неблагопотребна для небесных обителей, неблагопотребна для царствия та душа, которая думает сама собой и своими только силами без Духа преуспеть в совершенной чистоте. Если человек ограничится лишь своим деланием и не будет надеяться приять нечто странное природе своей (т.е. благодать Духа Святого), то он не может принести достойных плодов Господу (прп. Макарий). Чисто человеческая деятельность может творить добрые дела, но никогда эти дела не будут чистыми, совершенно чистыми от грехов.

Спасение прямо и существенно зависит от содействия воли и благодати. Но это содействие целиком основывается на свободном, непринужденном хотении воли принять благодать в качестве своего соработника. Благодать проявляется в человеке после многих испытаний (проверок) Духом Святым его воли и свободы выбора. Благодать Божия является побуждающей, а не принуждающей, чтобы сохранилась свобода воли». По прп. Макарию «свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: «аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий” и трудится зиждущий» (Пс. 126:1).

Как же достичь содействие Божией благодати? Надо противится предложениям врага и выбирать сторону Христа, подкрепляя себя непрестанной молитвой. Прп. Макарий учил, что через собирание своих грехом рассеянных помыслов в одно молитвенное устремление ума к Богу надо ожидать содействие Божией благодати. «Если не обленимся – говорит он – и не дадим у себя пажитей бесчинным порочным помыслам, но волею своею привлечем ум, понуждая помыслы устремиться ко Господу: то, без сомнения, Господь Своею волею приидет к нам, и действительно соберет нас к Себе; потому что все благоугождение и служение зависит от помышлений». Вот конкретный способ соединить ум с молитвой: так, чтобы каждая мысль сама собой выливалась в молитву, заканчивалась молитвой от прп. Иустина Челийского: «Для христолюбивого труженика уже на земле достижим идеал: каждую мысль закончить и совершить Богом, Господом Иисусом Христом – Богочеловеком. С этой целью нужно вначале молиться по четкам короткими молитвами, как-то:

1) Господи Всеблагий, омолитви меня, грешного;

2) Господи Всемилостивый, научи меня молиться;

3) Господи, дай мне молитвой взирать на мир.

Такие и подобные им молитвы нужно воссылать к Пресвятой Богородице, к великим святым, особенно к святому Златоусту. Особенно часто нужно молиться той молитвой, которая прилепится к сердцу или согреет его».

Молитвами святых, обретших еще в земной своей жизни Божественную благодать и помощь, да укрепит Господь наши расслабленные души.

Аминь!

Использованная литература:

  1. Материалы сайта Азбука веры.
  2. Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Том I. На богочеловеческом пути.
  3. Преподобный Макарий Великий. Духовные беседы.

1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.

2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.

3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.

4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

A29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.

2) В предложениях 3-5 представлено рассуждение.

3) Предложения 8-9 включают описание.

4) Предложения 24-26 содержат повествование.

A30Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) развернула (предложение 8)

2) сожги (предложение 15)

3) зажмурился (предложение 22)

4) прогремел (предложение 29)

Часть 2_

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.

В1 Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2 Из предложений 16-18 выпишите числительное.

В3 Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 29).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 21-26 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 2-9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

В7 Среди предложений 15-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8 «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов:_(«купель зрелости»

В предложении 24), _ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного_(«отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Снова наступил иудейский праздник Пасха. Иисус Христос пришел в Иерусалим. В Иерусалиме была тогда купальня. Эта купальня находилась возле ворот, которые назывались Овечьими, потому что через них гнали овец и другой скот для жертвоприношения. Купальня эта была непростая. В нее иногда сходил ангел Господень и возмущал воду. Кто первый влезал в купальню после возмущения воды, тот выздоравливал, какой бы ни болел болезнью. Около купальни была устроена галерея (коридор) с пятью отдельными крытыми комнатами, в которых лежало множество больных. Тут были слепые, хромые, разные больные, похудевшие и высохшие от своих тяжелых болезней. Как они все ждали, когда заволнуется вода в купальне! Каждому из них хотелось первым влезть в купальню, чтобы выздороветь. С некоторыми больными, которые сами не могли двигаться, были их родные, чтобы донести больного до купальни и опустить его в воду.

Иисус Христос зашел в купальню. Здесь был человек, который тридцать восемь лет болел так сильно, что был весь в расслаблении – не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Иисус, увидев его и зная, что он лежит уже давно, спросил: «Хочешь ли быть здоровым?» Больной ответил: «Господи! Нет у меня человека, который окунул бы меня в купальню, когда заволнуется вода. Как я ни приду – другой уже прежде меня входит».

Иисус Христос и говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи».

И что же?! Больной, который не мог проползти нескольких шагов от своей постели, вдруг выздоравливает, встает, у него появляются силы, он берет свою постель и уходит.

Это было в субботу. Вы знаете, что евреи считали большим грехом даже ходить в субботу, а не только нести ношу. Когда иудеи увидели, что вылеченный Иисусом несет на плечах постель, то стали говорить ему: «Сегодня суббота, тебе нельзя нести постель». Он ответил им: «Тот, Кто меня исцелил, сказал: «Возьми постель твою и ходи”». Они стали выспрашивать у него: «Кто же это тебе сказал?» Исцеленный раньше никогда не видел Иисуса Христа. Иисус же, как только исцелил расслабленного, скрылся среди людей. Поэтому исцеленный не мог сказать иудеям, кто велел ему нести постель.

Позже, через некоторое время, Иисус Христос встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Вот ты и выздоровел. Не греши же, чтобы не случилось с тобой чего плохого».

Тогда этот человек пошел к иудеям и сказал им, что его вылечил Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса, хотели Его судить и даже решили убить за то, что Он исцеляет в субботу.

Исцеление расслабленного при Овечьей купели Вифезда

Вифезда — Бифезда (ивр. בריכות בית חסדא‎). Транслит. «бассейны Бейт Хисда», «также «овечьи бассейны» досл. «место благодати, исцеления».
* * *
В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов.
Купальня Вифезда (Фото)
Купальня Вифезда сейчас и воссозданый макет

Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.
Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.
Рядом с ними находится высохший водоём, который ранее содержался некогда в исправности, так как его берега выложены прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырёхугольную продолговатую форму.
У местных жителей-арабов он называется «Биркет Израиль» то есть прудом израильским. У его западной стены сохранились развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом Иоанном «крытым ходам».
Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью св. Анны.
Купальня Вифезда

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *