12 февраля 1912 г. профессор Петербургского университета действительный член Российской академии наук Андрей Андреевич Марков (1856-1922) обра­тился в святейший синод с заявлением, в котором про­сил отлучить его от церкви. Это заявление вызвало па­нику в правительственных и церковных кругах. Круп­нейший математик, специалист по теории чисел, теории вероятностей и математическому анализу, ученый с ми­ровым именем бросил открытый вызов религии, церкви, а вместе с тем и общественному строю, который был неразрывно связан с русским православием. К академи­ку Маркову были направлены для переговоров послан­ники в поповских рясах, для того чтобы заставить его образумиться, отказаться от своего решения. Но ученый был непоколебим.

ЛЕВ И МОСЬКИ Письмо Льва Толстого Синоду. Отречение от церкви. АКТУАЛЬНО СПУСТЯ 113 лет!!!

Он заявил: «Я сделал так, как считаю себя по совести обязанным сделать».

А. А. Марков был не только выдающимся ученым, но и защитником науки от мракобесов, от религии — извеч­ного врага научного знания. Царское правительство и его верный страж — православная церковь выступали против всякого проявления свободомыслия, против всего, что могло поколебать устои государства и религии. Они смертельно боялись материалистических идей, да­вавших людям правильную картину мира. В эти тяже­лые времена академик Марков смело отстаивал науч­ные идеи, выступал против произвола властей, против несправедливостей современного ему общества. Вместе с другими передовыми учеными он протестовал против введения полицейского режима в высших учебных заве­дениях, против исключения из Московского университе­та студентов, участвовавших в сходках, отказывался принимать царские награды, участвовать в празднова­нии юбилея царствовавшего дома. Когда в 1902 г. царь отменил решение Академии наук об избрании А. М. Горького почетным академиком, А. А. Марков был в числе тех, кто решительно выступил против этого про­извола.

С религией у академика Маркова были особые счеты. Он посвятил немало часов раздумьям о религиозной вере и пришел к заключению, что религия имеет вовсе не божественное, а земное происхождение. Он подверг критике христианские догмы, отрицая, в частности, богодухновенность «священного писания». Ученый заявил, что к библейским рассказам следует относиться как ко всяким другим преданиям.

А. А. Марков не только разоблачал богословские те­ории, он боролся с носителями религии — служителями христианской церкви. Он протестовал против попыток церкви использовать преподавание отдельных наук для опутывания молодежи религией. Он выступал против тех богословов, которые пытались приспособить преподава­ние математики в учебных заведениях к церковным нуж­дам. Решительным шагом по пути полного разрыва с религией было заявление А. А. Маркова с просьбой от­лучить его от церкви. Напуганное этим заявлением, ду­ховенство сделало все, чтобы не предавать огласке это смелое решение ученого. Служители религии решили не подвергать отлученного анафеме с церковных амвонов. Но правду скрыть было нельзя. Открытое выступление академика Маркова против религии и церкви стало при­мером мужественной борьбы с социальной несправедли­востью, с вековым обманом масс, примером честности, принципиальности, смелости, благородства. Имя А. А. Маркова навсегда останется в истории атеистиче­ской мысли в России как имя смелого, непоколебимого борца за научное мировоззрение, против религиозного мракобесия.

ОТРЕЧЕНИЕ А. А. Маркова

святейшему правительствующему синоду
Прошение от академика А. А. Маркова

Честь имею покорнейше просить святейший синод об отлучении меня от церкви. Надеюсь, что достаточным основанием для отлучения может служить ссылка на мою книгу «Исчисление вероятностей», где яс­но выражено мое отрицательное отношение к сказа­ниям, лежащим в основании еврейской и христиан­ской религии. Вот выдержка из этой книги (стр. 213-214): «Независимо от математических формул, на которых мы не остановимся, не придавая им большого значения, ясно, что к рассказам о неверо­ятных событиях, будто бы происходящих в давно минувшее время, следует относиться с крайним сом­нением. И мы никак не можем согласиться с акад. Буняковским («Основания математической теории вероятностей», стр. 326), что необходимо выделить известный класс рассказов, сомневаться в которых он считал предосудительным. Чтобы не иметь дело с еще более строгими судьями и избежать обвинений в потрясении основ, мы не останавливаемся на этом предмете, не относящемся непосредственно к матема­тике». Чтобы не оставалось никаких сомнений, о чем идет здесь речь, приведу соответствующую выписку из книги Буняковского: «Некоторые, философы в ви­дах предосудительных пытались применять форму­лы, относящиеся к ослаблению вероятности свиде­тельств и преданий, к верованиям религиозным и тем поколебать их». Если приведенной выдержки недо­статочно, то покорнейше прошу принять во внимание, что я не усматриваю существенной разницы между иконами и идолами, которые, конечно, не боги и их изображения, и не сочувствую всем религиям, кото­рые, подобно православию, поддерживаются огнем и мечом и сами служат им.

Андрей Андреевич Марков 12-го февраля 1912 года. С.-Петербург, В.О. 7 линия 2 (Академия Наук).

Отречение от христианского эгрегора

Сердце Огненного Мира

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТИАНСКОГО ЭГРЕГОРА
ВВЕДЕНИЕ

Данная статья посвящается практике прохождения отречения от Христианского Эгрегора (ХЭ). Зачем, кому и как нужно проходить отречение, что будет в результате данного действия – все эти вопросы будут здесь подробно рассмотрены. Информация основана на практических данных, полученных нашей группой в ходе испытаний различных методик и последующего успешного использования версии, дающей максимальный результат.

ЗАЧЕМ И КОМУ НАДО ПРОХОДИТЬ ОТРЕЧЕНИЕ?

Отречение нужно проходить всем крещёным лицам, желающим заниматься какими-либо магическими практиками и получать при этом результат в виде изменения окружающей действительности. Почти 100% населения России, да и большинства других европейских стран – крещёные, поэтому операция отключения от ХЭ нужна практически всем начинающим практикам.
Почему это так необходимо?

Во-первых, Христианский Эгрегор распределяет энергию между своими подчинёнными членами, которых, как известно, миллионы, и средний уровень энергии которых крайне низок. Следовательно, практикующий, пытающийся накопить количество энергии, достаточное для практик, но не отключённый от ХЭ, будет просто отдавать энергию в Эгрегор, а сам — оставаться на прежнем уровне.

;Во-вторых, ХЭ невыгодно наличие сильной личности в своём составе – это потенциально может привести или к развалу Эгрегора, или к возникновению ситуации, когда данная личность может перехватить часть территорий/ресурсов/власти, принадлежащих Эгрегору, выйдя из его состава. Поэтому он всячески ограничивает развитие своих подчинённых членов, поддерживая их на постоянном минимально — достаточном уровне. Тем более ХЭ не может допустить появления в своём составе личностей, практикующих магию и оккультизм, и всячески борется с ними. Конкретный и наглядный пример – в любой церкви запрещают писать записки «за здравие» лиц, занимающихся магией, экстрасенсов и прочих. Заговоры, которые читают бабки – не относятся к этому, т.к. по сути своей являются той же молитвой к христианскому богу. Также, существует целый отдел Русской Православной Церкви по борьбе с оккультизмом.

;В-третьих, Эгрегор всегда имеет возможность управлять своими членами, подсовывая им необходимые мысли. По сути ХЭ программирует своих участников догмами и правилами, сбивая с Пути развития. Кроме того, начать практиковать в таких условиях практически невозможно – из-за сопротивления Христианского Эгрегора разнообразные путаницы, ошибки и промахи будут просто сыпаться на крещёную голову.
И, наконец, в-четвёртых, Эгрегор всегда занимает некую часть в сознании и подсознании своего участника, занимая Вашу вычислительную мощность, которую Вы могли бы потратить на практики и достижение своих целей. Если проще — Эгрегор направляет информацию к подчинённым для производства вычислений, и в результате — вместо того, чтобы думать над практиками и своим развитием, Вам приходится обдумывать события в христианском обществе (перестановки в иерархии, праздники, правила/догмы и прочее).

;Таким образом, крещеный человек не развивается, оставаясь овцой в стаде, не способной к развитию, и подчиняющейся воле пастыря. НАУТИЗ- символ Христианства, дающий терпение и выносливость, зачем? Чтобы ездить на нас, безропотных и терпеливых. Оно Вам надо?

Конечно, не все зависит только от прохождения ритуала – если Вы выполните все правильно и получите желаемый результат в виде отключения от Эгрегора, автоматически Магом Вы не станете. И получаться все сразу не будет. Но, по крайней мере, Вы сможете начать практики и постараться добиться какого-то результата.
Перед отречением от ХЭ Вам необходимо решить, под чью «юрисдикцию» Вы собираетесь перейти. Можно практиковать и самостоятельно, но для уровня большинства из практиков это будет как минимум неэффективно, а также — небезопасно.
Например, Вы выберете традицию Асатру и обращение к Одину. Сначала определитесь, почему выбрали именно данную традицию, изучите и проанализируйте всю доступную Вам информацию. К каким богам здесь обращаются? Какие практики и обычаи в ней имеются? Что Вы хотите получить от практик? Готовы ли Вы в дальнейшем развиваться в рамках данной традиции? Только ответив на эти вопросы, переходите к практической части. Это поможет Вам не метаться от одного направления к другому.

ОТРЕЧЕНИЕ

Проверенный способ отречения. Соберите всю христианскую атрибутику, иконы, крестик, молитвословы и пр. и уберите в дальний ящик, лучше конечно сжечь, но это уже на усмотрение, это для вас уже будет просто украшения и книжки без силы.
Встаньте , внимание на сахастрару и четко и с силой внутренней скажите «Отрекаюсь я от христианского эгрегора, отрекаюсь от церкви и Христа, отрекаюсь от креста! Моя душа свободна и чиста!» Зрождень! Зрождень! Зрождень!
( Зрождень — агма, полезная в целительстве и лечении, способна закончить темный период в жизни и начать светлый. Сдвигает процессы бытия с мертвой точки)
После этого сразу нужно принять присягу, это как свято место пусто не бывает. Итак есть ритуал введения в Рунический эгрегор: Обратясь на север и встав в позу Альгиз ( ноги вместе-руки вверх и чуть в стороны) читаете вису Одину и просите принять Вас в рунный эгрегор для защиты и поддержки, обещание верности и Благодарности. Можно своими словами после висы говорить, внимание на сахасраре, макушку вверх, словно луч должен исходить. На пике вдохновения и высокой волне. Дары обязательно- Пиво, мед, молоко, хлеб, мясо или рыба ( морепродукты) Ритуал тот же что обычно Одину. И восславляйте его, он это очень любит.

ВИСА:

Один создатель, отец всемогущий
Мудрость познавший в жертве великой
Взор твой пронзительный, глас вездесущий
Взываю к тебе я душой и молитвой
Таинство рун разреши мне постичь,
Видеть, что видеть другим не дано
Мудрости Аса желаю достичь
Знать все о том, что уже суждено!

Достаточно 1 раза это сделать, чтобы ощутить свободу. В сложных случаях требуется до 7 дней отречения и вхождения в рунический эгрегор, по 1 дню на чакру. При отречение держите внимание на чакре, начиная с 7- сахастрары, на 2 день- на аджне, 3 день — на вишудхе, 4 день- на анахате, 5 день- на манипуре, 6 день- на свадхистане, 7 день- на муладхаре. Визуализируйте привязку и при отречение вытягивайте ее из себя. Далее на чакре рисуете пальцами Альгиз. Она защитит и даст приток энергии- вливание.

==========================================

РЕЗУЛЬТАТЫ

Как определить, отключил ли Вас Христианский Эгрегор или нет? Во-первых, по своему состоянию, как во время ритуала, так и в последующую неделю после его прохождения. Во время проведения ритуала часто наблюдается плохое физическое состояние, после благополучного завершения ритуала все проходит. После прохождения отречения может резко поменяться как отношение окружающих к Вам, так и Ваше к ним.
В Интернете также встречаются примеры «ритуалов» отречения от веры с помощью высказывания намерения, силы мысли и проч. Также есть лица, утверждающие, что открещивание вообще не нужно, если человек перестал верить в бога, и стал заниматься магией. Подумаем, почему это не так: если Вас крестили – значит, над Вами проводился специальный ритуал посвящения и подключения к ХЭ, и Вы являетесь его частью, верите этому или нет. Значит, для ХЭ Вы – один из его стада, и не важно, чем занимаетесь, и что говорите другим. Вы, так же как и другие крещеные, участвуете в перераспределении энергии и прочих процессах в Эгрегоре.

Изменить это можно, лишь совершив обратную операцию – отречение, обратившись напрямую к ХЭ с запросом на отключение, и жертва в данном случае придаст данному действию дополнительный вес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, если Вы все же всерьез решили заниматься магией, и осознаете последствия своего выбора – проводите ритуал отречения, и приступайте к практикам. Учтите, если не получится пройти с первого раза – ритуал нужно повторить на следующий год (минимум – через полгода).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ

Некоторые обряды отречения от веры из материалов Интернета (на основании вышеизложенной информации Вы сами можете оценить их эффективность).

1. Ритуал проводится предпочтительно в теплое время года, на берегу реки с чистой водой и достаточно быстрым течением, при двух свидетелях.

Вначале вы бросаете как можно дальше в реку крестик и иконку. Вы отдаете реке то, что вам не нужно, то, что не ваше. Как с этим поступит река – унесет в море или выбросит на берег – вас не касается. Эти предметы уже не имеют к вам никакого отношения, как и религия, которую они символизируют. Затем вы умываетесь в реке (обязательно вымыть руки и лицо, а лучше всего – выкупаться).

После этого на земле проводится или выкладывается из шнура круг, достаточный, чтобы в нем поместился небольшой костер, вы сами и ваши свидетели. Разжигается костер, наполняется кружка натурального вина или пива (или кваса, если вы или кто-то из свидетелей – противник спиртного).

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ. СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЗА ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД В ИУДЕЙСТВО

За разговором каждый должен будет отпить из кружки, а в конце вы выплеснете остаток в огонь (с магической позиции огонь тоже является вашим свидетелем).

Свидетели спросят Вас о Вашем имени и о том, кто носил это имя в прошлом. Вы назовете имя и расскажете то, что знаете о человеке, с которым теперь ассоциируется для вас ваше имя. Вот и все.

2. Выполняется в церкви (той, которая самому отрекающемуся кажется наиболее «Светлой»), лучше перед иконой «Христос Вседержитель», либо перед алтарем. Лучше не во время службы, а когда народу поменьше, чтоб не мешали процессу. Текст следует выучить наизусть. Читать надо достаточно громко (не шепотом), и с достоинством, ибо вы утверждаете свою волю. Чтение текста не должно прерываться, невзирая на любые возможные форс-мажорные обстоятельства (от необычных ощущений до батюшки с чугунным кадилом). После прочтения следует троекратно перекреститься «знамением нечестивым» (перевернутый крест, снизу вверх, слева направо, левой рукой), что символизирует раскрещивание.

Текст:

«Я, (имя), именующий себя (магическое имя*), глашу об отречении.
Отрекаюсь от бога Иеговы, Отца, От Иисуса Христа, Сына, От Духа Святого, От девы Марии и от Света, от них исходящего. Отрекаюсь от своего ангела-хранителя, и от всех божественных Сил ангельских. Отрекаюсь от всякого святого христианского места, от места своего среди рая, от всякой христианской мысли и деяния, от милости и прощения господа бога. И пусть никогда не ступлю я на дорогу к спасению Христом, богом данную, и душа моя для бога навсегда исчезнет, и не услышит он более голоса моего.
Такова моя воля и да будет так отныне и в вечности!»

3. Нужна обычная ванна, наполовину наполненная прохладной водой, или — годится любая емкость, куда можно погрузиться с головой; швейная игла (она острей, или купить в аптеке мечик для прокалывания пальцев)

Обряд лучше производить натощак, как и многие другие.

Итак, вода набрана, мечик готов. Раздеваемся и произносим:
«Крещение от себя удаляю, рабский ошейник ломаю, я не раб, а внук богов Русских! (берем мечик, прокалываем палец, выдавливаем несколько капель крови в воду и пРОДолжаем). — Кровь Богов — Предков в моих жилах течет, Чистой Воде первозданность вернет! ( Садимся в ванну).- Крещение вода причинить помогла, его же вода и смыть смогла! (погружаемся с головой и держимся под водой секунд 20, затем выныриваем). — Крещеный ушел, внук Богов Русских в приРОДу вошел! Прими, Мать — приРОДА (имя), услышьте, Великие Древние Боги!»

Выходим из ванной, читаем «воззвание», после него произносим:

«Боги Русские, Боги Славные, Боги Древние! Услышьте мя, внука Вашего, молодшего РОДича! И пусть я всегда Вами слышим буду, как РОДич, в чьих жилах и Ваша кровь течет…Да будет так!»

Далее — нам нужны:

Мел (либо 50 метров веревки);
Ритуальный серп (или обычный новый нож).

4.Надо нарисовать (либо выложить веревкой, кому как удобнее) в безлюдном (можно в помещении) месте БЕСКОНЕЧНУЮ СПИРАЛЬ, закрученную вправо, минимальный диаметр внешнего круга – 3 метра. Обрубить серпом (на котором перед этим начертить линии мелом либо своей кровью.) ВСЕ каналы, тянущиеся от вас к «заимодавцам», особенно канал, идущий вверх.

Далее вступаете в центр спирали, стараясь не наступить ни на одну из линий, входите в состояние транса и произносите:

» РОД, Великий Изначальный Отец Всего и Всех, да услышат нас Дети — Порождения и воплощения Твои! Сварог – поРОДитель Земли и Светлых Сварожичей, Лада – Праматерь СВА, Стрибог, владетель ветров и времени, Огнебог — Связующий РОД земной и РОД небесный, Хорс пресветлый, Макошь – Матушка Судеб, Велес – Владелец Путей, Трехмирье связующий, Перун – воитель небесный, Дива – Додолушка, Даждьбог – ПоРОДитель предка Ария, Жива, Жизнь дарующая, Леля – расцветание, Ярила могутний,
Чур – охранитель; Услышьте нас, Светлые РОДичи, славлю вас и чту.
Славлю и вас, Мать – Сыра Земля, Земун Небесная, Седунь Нижняя! Також и Темных РОДичей славлю, ибо ВСЁ и все то есть РОД! Чернобог – Тьмы воплощенье, Мара – Навьего Мира властитель, Вий – Царства Подземного Владетель, Морок – тайных путей Хранитель, Блуд – Бог страсти животной, Ящер Подземный, Переплут Лукавый!
Как все вы, воссоединяя свои «Я» воедино, РОДа пробуждаете и представляете, так и меня, РОДича своего, заново УСЫНОВИТЕ / УДОЧЕРИТЕ по воле моей вольной и в приРОДу включите!

Прошу защиты и покровительства от СИЛ чуждых мне отныне и враждебных…»(Смотреть ИНЫМ зрением, если кто из Богов явится – будет покровителем и Наставником… Восславьте, поблагодарите и изложите суть проблемы, попросите помощи)

© Copyright: Сердце Огненного Мира, 2016
Свидетельство о публикации №116121101328

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сердце Огненного Мира

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сердце Огненного Мира

Анатолий Владимирович Черняев — кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН

В декабре 1959 года профессор Ленинградской духовной академии (ЛДА) Александр Осипов (1911–1967) публично заявил об отречении от религии.

Отречение от религии

Объясняя этот поступок, в своей книге «Путь к духовной свободе» он писал: «Все яснее и яснее я стал сознавать, что только полный разрыв с религией может примирить меня с совестью и дать право считать себя честным человеком». Но именно нравственный аспект его решения многими был поставлен под сомнение. Столетний юбилей Осипова дает повод заново разобраться в непростой судьбе этого человека.

За сравнительно недолгий свой век Александру Александровичу довелось повидать немало: жизнь в России до и после революции, затем в буржуазной Эстонии, где, будучи членом местного кружка Русского студенческого христианского движения (РСХД), он слушал выступления философов, представлявших цвет русской религиозной мысли: Николая Арсеньева, Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева, Василия Зеньковского, Ивана Ильина. Затем – учеба в Тартуском университете; служение священником-миссионером в тюрьмах и домах умалишенных; во время Великой Отечественной войны – служба в советских инженерных войсках; послевоенные скитания в поисках семьи; потрясение от известия о бегстве жены с детьми; участие в Поместном Соборе РПЦ 1945 года и выборах нового Патриарха; многолетнее профессорство в ЛДА, где в течение нескольких лет Осипов был инспектором (проректором) и около года исполнял обязанности ректора, а в числе его студентов были такие персоны, как будущий митрополит Никодим (Ротов) и будущий Патриарх Алексий II (Ридигер); наконец, в возрасте 48 лет – радикальный поворот, уход из Церкви и самореализация в новом качестве специалиста по атеизму, а в последний год жизни – защита кандидатской диссертации по философии.

Корыстолюбие или донкихотство?

Разумеется, демарш Осипова вызвал наибольший резонанс именно в церковной среде, где появились разнообразные критические версии его поступка. Первым делом Осипова обвинили в корыстном расчете, припоминая ему даже такие подробности, как взимание денег за пересдачу зачетов со священников-заочников: по 37 руб. 50 коп. Но, уже судя по фиксированности и «некруглости» суммы, речь идет об официально установленной таксе, а не о каких-то произвольных поборах.

В действительности же после «ухода из религии» благосостояние Осипова лишь сократилось, причем заметно. Ведь в ту пору РПЦ уже была организацией небедной и притом не скупилась на содержание духовно-академической профессуры. А вот для бывшего профессора богословия трудоустройство в новом качестве оказалось нелегкой задачей. На первых порах ему пришлось работать в отделе фондов Государственной публичной библиотеки в Ленинграде, затем он смог устроиться на более интересную для себя должность научного сотрудника Музея истории религии и атеизма. И если прежде он ездил на работу на такси, то после ухода из академии, чтобы просто сводить концы с концами, ему приходилось подрабатывать лекциями по всему СССР, несмотря на проблемы со здоровьем. Вдобавок с версией о корыстолюбии Осипова плохо вяжется то, что он не раз безвозмездно помогал нуждающимся собратьям (например, семье священника Игоря Ранне), что во время войны он усыновил мальчика-сироту.

Правда, Осипов все-таки был по-своему небезразличен к денежному вопросу, поскольку не желал закрывать глаза на проявления алчности русского духовенства и связанную с этим ложь. По его наблюдениям, для многих священнослужителей РПЦ «постоянный обман фин органов стал законом». В бумагах Осипова сохранилось описание эпизода, как «сам Патриарх со смешком рассказывал у себя за столом: «Рассказывал мне один владыка: был я в гостях в одном доме и повстречался с «фином». Тот жалуется: обманывают меня ваши батюшки… Вот один показал две тысячи дохода в месяц, а я чую, что он не меньше трех получает. А я ему в ответ: что вы, откуда ему столько заработать? А сам думаю: дурак ты, дурак… Да он тридцать тысяч в месяц в карман кладет, а ты – три тысячи…» И Патриарх и архиереи весело смеялись», – писал Осипов.

Вторая версия его отступничества – классическая: сherchez la femme. Действительно, «женский фактор» сыграл не последнюю роль в судьбе Осипова и его отдалении от религии. Огромным потрясением для отца Александра, когда он вернулся в конце войны в родной Таллин, стало известие, что жена с детьми не дождалась его и эмигрировала на Запад, выйдя замуж за другого. Личная драма Осипова усугублялась тем, что по церковным канонам он не мог рассчитывать на повторный брак. Овдовевший или разведенный священник оказывается перед дилеммой: либо продолжать служение целибатом, обрекая себя на одиночество, либо жениться и навсегда отказаться от священства. В то же время авторитетные вдовые священники, приняв монашество, могут рассчитывать на получение архиерейского сана – что активно практиковалось в РПЦ как раз в послевоенные годы. Имел такую возможность и Осипов, который уже занимал епископскую должность ректора ЛДА, но отказался от этой заманчивой перспективы.

Осипов никогда не мечтал о церковной карьере, его идеалом был не высокий социальный статус любой ценой, а гармоничная семейная жизнь с любимым человеком. Не случайно воспоминаниям о супружеской жизни и размышлениям на эту тему посвящена значительная часть его мемуаров. Подобно философу Василию Розанову, он осмысляет семью как самое драгоценное в жизни человека. По мысли Осипова, главное в супружестве – «взаимное уважение и огромная взаимная заинтересованность в каждодневной жизни каждого члена норы».

Неудивительно, что Осипов склонил выбор в пользу супружества. Тем более что служить священником он и так уже не мог после травмы, полученной при падении со строительных лесов в ЛДА, явившейся также одной из причин его ухода с административных постов в академии. В январе 1951 года Осипов женился на Ирине Пономаревой. Примечательно, что она была одной из невест Алексея Ридигера (будущего Патриарха Алексия II), который весной 1950 года женился на другой девушке – вопреки мнению матери, Елены Иосифовны, считавшей «лучшей невестой» для своего сына именно Пономареву. Впрочем, оба супружеских союза просуществовали недолго. После вступления во второй брак, в соответствии с требованиями канонов, Осипов направил Патриарху Алексию I прошение о сложении священного сана. Своей наивной прямолинейностью такой шаг вызвал недоумение церковных собратьев: «К чему вам брак! Живите с кем хотите. Дело житейское. Вы же не старик. Это вам простят. Только чтобы все было без шума. Но канонов не нарушайте». Недоумение возникло и в самой Патриархии, где прошение Осипова рассматривалось четыре с лишним года (!), и в итоге он был отстранен от священнослужения с предписанием по-прежнему носить рясу.

Александр Осипов прошел путь от профессора ЛДА (середина 1940-х годов) до убежденного атеиста (1960-е годы).
Фото из книг: Фирсов С.Л. «Апостасия» (СПб., 2004); Осипов А.А. «Страдание и христианство» (Л., 1968).

Конфликт Церкви и культуры

Православный диссидент Анатолий Краснов-Левитин на страницах «самиздата» утверждал, что Осипов – псевдоученый, не создавший никаких «великих трудов» и вообще «посредственный человек», способный лишь на подлые ренегатские поступки. Рассуждение Краснова-Левитина – образчик той интеллигентской логики, согласно которой особые интеллектуальные способности человека – высший критерий добродетели. Однако подобный культ интеллектуализма странен для апологета религии, которая учит, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых»…

Да и сама характеристика Осипова в качестве «посредственности» несправедлива, ведь он был человеком творчески устремленным и разносторонним. По сути дела, Осипов – настоящий русский интеллигент. Он активно посещал выставки, концерты, театральные и кинопремьеры, прекрасно знал и любил современную поэзию. Сам писал стихи и пьесы, понимая, что в СССР художественные произведения священника обречены оставаться «в столе».

Трудно принять и обвинение в псевдоучености. Осипов получил прекрасное образование в Тарту, где как один из лучших студентов-магистров был оставлен в докторантуре, но после прихода к власти националистов отказался сменить русскую фамилию на эстонскую (Ossep) и был вынужден покинуть университет. После войны был принят профессором в ЛДА как единственный в СССР квалифицированный библеист. Среди коллег он обладал авторитетом, а у студентов был любимым преподавателем.

Осипов также активно стремился приобщать студентов к знанию и пониманию ценностей мировой культуры. В бытность ректором и инспектором ЛДА он постоянно устраивал внеурочные просветительские лекции, киносеансы, походы в театры и в филармонию. По его собственному признанию, эту культуртрегерскую деятельность он воспринимал как вдохновляющую миссию, наполнявшую его жизнь «пафосом… почти экстазом».

Его усилия обогатить кругозор будущих священников и актуализировать культурные ценности для религиозного сознания встретили резкое неодобрение церковного начальства. Патриарх Алексий I в своей речи при посещении ЛДА в 1949 году специально обрушился на «попытки ввести мирские обычаи и развлечения в духовной школе». И это заставило Осипова окончательно осознать конфликтность культуры и религии, несовместимость последней со свободным, живым творчеством.

Еще одно обвинение – в том, что Осипов был человеком двуличным, задолго до ухода из Церкви потерял веру или даже вообще никогда не верил по-настоящему. Однако есть свидетельства, указывающие, что в период служения (до 1951 года) он был добросовестным священником, выполнял все предписания, пользовался популярностью у верующих как блестящий проповедник, внимательный духовник, хороший «молитвенник» и даже успешный экзорцист, хотя феномен «беснования» уже тогда вызывал у него серьезные сомнения.

Испытания «поповки»

К сознательной вере Александр Осипов пришел уже в юношеском возрасте, в кружке РСХД, где представление о религии формировали идеи Бердяева и Ильина, однако жизнь приготовила его вере серьезные вызовы. Став членом духовной корпорации, он на практике столкнулся с тем, что тот же Бердяев в теории называл «недостоинством христиан». «Как не сломила моей веры, – удивлялся Осипов впоследствии, – та затхлая атмосфера «поповки», в которую я попал? Полное отсутствие всяких интересов, кроме выпить, поесть, поспать, посплетничать. Взаимоподсиживание, зависть, взаимоподглядывание… Пьянство, разгул и разврат, мания величия и погоня за роскошью, жадное накопление богатства… Темные случаи вроде гаремов «отцов духовных»… Все прощается – было бы «шито-крыто».

Всерьез поколебаться в вере его заставило происшествие 1947 года. Тогда во время пасхального богослужения в храме ЛДА рухнула лестница, где стояли молящиеся, многие из которых получили серьезные увечья. «Тяжелые это были испытания, – вспоминал Осипов, – один сплошной вопрос Господу Богу: «Через блокаду провел? – провел. Мир даровал? – даровал. Так что же Ты над этими, самыми верными детьми Твоими, пришедшими в эту ночь на поклонение Тебе, надругался?»

Осипову также ставят в упрек, что задолго до отречения он являлся осведомителем государства, на что указывает его доклад «О положении в Московской Патриархии», адресованный Ленинградскому уполномоченному по делам РПЦ Кушнареву. Но что из этого следует? Не секрет, что в СССР вся церковная верхушка, включая сотрудников синодальных отделов и преподавателей духовных школ, обязана была отчитываться перед соответствующими органами. К тому же если бы Осипов действительно являлся каким-то серьезным агентом, то государственным кураторам было бы выгоднее сохранять его в рядах РПЦ и обеспечить его дальнейшую духовную карьеру, а в 1951 году не допустить регистрации им второго брака и снятия с себя священного сана.

Дополнительный упрек вызвала публичность его отречения. «Прошу Вас… не быть вместе с атеистами, антирелигиозниками», – убеждал доцент ЛДА Георгий Миролюбов, стремившийся наставить бывшего коллегу на «путь истинный» и предостеречь от сомнительной роли перебежчика. Из дневника Осипова видно, что, уже приняв решение уйти из Церкви, он колебался, как это сделать – с «закрытым забралом» или с «открытым»? В итоге было решено «кулаком по столу треснуть и в глаза сказать, что думаю». Ведь Осипов осознавал свое отречение как мировоззренческое открытие и испытывал потребность поделиться им с другими, к чему побуждала сама его натура – миссионера, лектора, культуртрегера.

Учительница из Элисты Раиса Лунева – одна из тех верующих, что вступили в переписку с вероотступником в надежде заставить его одуматься – писала Осипову: «Какой это нормальный человек начинает формировать взгляды в 50 лет?» Перед нами – аргумент от «здравого смысла», с точки зрения которого решение Осипова действительно выглядит непонятным, абсурдным. Неудивительно, что большинство людей, которые оказались не в состоянии понять поступок Осипова, начали подозревать его в корысти или неадекватности. Но разве не «здравый смысл» используется зачастую для оправдания безнравственности, а многие честные поступки не совершаются ли как раз вопреки «здравому смыслу»?

Непростые задачи ставила жизнь перед Александром Осиповым, и он стремился подходить к их решению максимально честно. Как видим, попытки поставить под сомнение нравственную честность его решения разорвать с религией безосновательны. Зато налицо достаточно оснований для такого поступка. Подробно они раскрыты в книгах Осипова, посвященных обличению безнравственности в церковной жизни, критике источников и содержания вероучения, анализу «плодов христианской культуры».

Пожалуй, ведущим мотивом отречения Осипова послужило неприятие лицемерия и лжи, с которыми он сталкивался в Церкви на каждом шагу – от бытового до доктринального уровня. Как показывают его дневники и воспоминания, он всегда чутко и болезненно воспринимал любые проявления лицемерия и неискренности. Вот, например, какие впечатления оставила у него послевоенная поездка к родственникам: «Я провел в Иваново неплохую неделю. А в итоге ее вынужден был констатировать себе, что в семье отца получил приторно неискренних знакомых, отнюдь мне не нужных».

Решение Осипова «порвать с религией» было глубоко выстраданным. Его поступок не только диктовался требованиями совести, но и был сопряжен с преодолением себя – с отказом от стабильного и благополучного положения, с необходимостью почти в пятьдесят лет начинать все заново, с риском оказаться непонятым и осуждаемым окружающими людьми. Практически это решение состояло из двух этапов. Сначала Осипов честно признался себе, что должен отказаться от религии, к чему привел его долгий путь добросовестных сомнений и раздумий. Затем он понял, что, отказавшись от религии внутренне, обязан быть последовательным и засвидетельствовать свой отказ перед людьми, каким бы трудным ни казался такой поступок. Главное – чтобы он был честным. К сожалению, не каждый способен позволить себе такую роскошь – быть честным в своих убеждениях.

Источник

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *