протоиерей Димитрий Смирнов

Об Исламе. По общепринятым нормам, если 60% населения составляют один этнос, то страна считается моноэтнической. У нас, по данным социологических исследований, 84% населения – русские православные. Говорят «русско-язычные», но что ведь что такое народ? Это язык. Нас не хотят называть русскими, но мы на 84% русские. У нас моноконфессиональная и моноэтническая страна. Русский народ большой. И угрофинны, и вятичи, и древляне, и поляне – мы все один народ.

Теперь по поводу мусульман. У нас 15% населения корнями уходит в мусульманство, как русские в Православие. Обычно из любой этнической группы религиозны только 5-7%. Если взять 5% от этих 15%, то мы получаем меньше одного процента населения. Ни в одном современном учебном заведении никогда не ставят вопрос о межконфессиональных направлениях.

Как же нам нужно себя вести? Мы должны твердо усвоить на всех форумах, даже вопреки словам нашего дорогого Президента, который говорит, что у нас многоконфессиональная страна. Президент искренне ошибается. Ему написали – он так и сказал. У нас моноконфессиональная страна, и мы, как сильная держава, с огромными корнями, разрешаем здесь быть и мусульманам и буддистам. Мы не против. Мы их любим, они наши соотечественники. Мы им разрешаем даже служить в нашей армии, чего мы не разрешали раньше. Были отдельные полки, например Туркестанский полк, отдельные мусульманские части. Вот сейчас гигантская полумиллионная армия Ирака показала свою боеспособность. Явился народ, воины Ислама, и Ислам-то чисто условный – это чеченцы. Нормальный боевой народ. Но никак не связан с исламом. Они исламизировались только сто лет назад. К исламу их воинство не имеет абсолютно никакого отношения. Им движут совершенно другие причины. Поэтому мы везде должны подчеркивать, что мы в России, мы православные.

Посмотрите на русскую культуру. За тысячелетнюю историю на территории нашей страны Ислам хоть какой-нибудь след оставил в нашей культуре? Ни какого. Где мусульманская архитектура, литература, поэзия? Когда Шаймиев стал Президентом Татарстана они «перерыли» весь Кремль и не нашли ни следа исламской культуры. Ее просто нет. В поисках исламской великой культуры посмотри на Пиренейский полуостров – Мавритания, Африка. У нас на территории СССР была исламская культура: Самарканд, древнейшие центры письменности и поэзии, все это было. Но было вне России. В теперешней России у государства вообще нет ничего от исламской культуры. Единственное, что создало нашу культуру, это Православие.

У православного священника с мусульманским населением никогда никаких конфликтов на территории СССР не было. Нужно вставать в позицию доброжелателя и любовно относиться к мусульманину, как к младшему брату, которому разрешается жить в этой стране и исповедовать ислам. В отличие от них самих, которые ни грекам в рясах появиться на территории Константинополя не дают, ни обратить мусульманина в Православие (сразу смертная казнь во многих странах).

Мы должны быть с ними добродушны, ласковы, терпимы. Не заставлять их ни в коем случае, а предлагать. И вот если будет у нас такая позиция, им нас не в чем будет упрекнуть. У нас ислам, более или менее, развит на северном Кавказе. Но жителей воспитал не ислам, Дагестан и Осетия вообще были страны православные. Изначала жители Северного Кавказа были христиане, там до сих пор находят в горах памятники христианской культуры. Памятников исламской культуры там не находится, потому что их нет и не было.

Вот, например, выражение: «Кавказ дело тонкое». Но в чем эта тонкость? Они не представляют. Поэтому и пытались в первую Чеченскую компанию провести сразу и все завоевать. А ведь сначала надо было все обсудить со специалистами по Кавказу. В Дагестане два села, живут вместе тысячу лет, говорят на разных языках, относятся к разным языковым группам – и не понимают друг друга. Как это возможно? Именно менталитет и рождает это. На Кавказе живут десятки народов, причем очень малочисленные, со своей культурой, Кавказской. Для нас это все одно, а они все прекрасно различают. И вот это формировало кавказского мужчину и кавказскую женщину. Все это надо знать, на это опираться, а мы все трубим: «ислам, ислам, ислам». На наш Кавказ он не оказал практически никакого влияния.

Надо запомнить две вещи.

Первое. Ислам как учение, не есть некая стройная система.

Второе. В Исламе не существует иерархии, не существует единого центра. Мулла – это не священник. Он просто учитель, раввин, поэтому, строго говоря, духовенства в Исламе нет. Всякий принадлежащий к исламу, интуитивно, всегда очень благоговейно относится к русскому духовенству. Поэтому мы должны быть на высоте своего служения, к любому представителю ислама относиться с подчеркнутой добротой и уважением. Неплохо бы основные положения (они очень простые) изучить: что нужно, чтобы быть добрым мусульманином, для этого мало что нужно.

Мусульманин признает Библию как Священное писание, признает Иисуса Христа как пророка и Матерь Божию, поэтому для них все эти понятия известны и понятны. А в тонкости богословия немногие мусульмане, в силу своего образования, могут вникнуть. Когда 10 лет назад приехала делегация из Аравии, они пришли выводу, что уровень духовного мусульманского образования находится на нуле. Если даже поговорить с муллой об исламе, то вы поймете, что он имеет весьма смутные понятия.

Критика ислама

Дюжина неких представлений, пятикратный намаз, смысл которого вы должны знать – и этого достаточно.

Поэтому если у Вас будет уважительное, доброе отношение, тогда у Вас с муллами будут хорошие отношения. Не надо никогда вступать в спор, и все вопросы будут решаться. Очень многие люди, по своим семейным традициям, принадлежали исламу. У нас даже возник целый народ в бывшем Казанском ханстве, называется кряшены, это этнические татары, которые приняли Святое Крещение. Хотя они говорят по-татарски, Божественную литургию служат по-татарски, но являются православными христианами.

Почему Церковь победила? Тысяча лет! Мы сейчас живем в эпоху, конечно, отказа христианских народов от христианства, но тысяча лет царство Христа держится на земле – чем? Любовью. Кто больше любит тот и прав. Каждый человек понимает: дал сто рублей – это добро, отнял сто рублей это зло. Это же понятно. И вот если русский священник будет на высоте своего служения, тогда нам никто не страшен. Тогда будут любить и уважать.

Обсудить на форуме

В современном мире стремительно распространяется восточная довольно агрессивная религия — ислам. Благодаря быстрому приросту мусульманского населения и его миграции в различные страны (как СНГ, так и Европы), он начинает занимать доминирующее место в мире. Какие отличия есть между православием и этой религией и каково отношение духовенства к ней?

Что это за религия

Ислам является самой молодой, но при этом 2-й по численности последователей (после христианства) религией в мире. В 28 странах мира она считается государственной, а общее число ее последователей около 1,8 млрд. человек. Многие люди слышали о главной ее книге — Коране и известном пророке Мухаммеде, но мало кто знает ее основные тезисы, что мешает воспринимать религию объективно, без ненависти, которую порождают множество слухов и элементарное отсутствие знаний.

Возникла она в начале VII века н.э. в городе Мекке, где в то время было распространено язычество. В то время там жил Мухаммед — простой купец, который, по его словам, получил в пещере ряд откровений о природе Аллаха и новой религии — исламе.

На самом деле, история исключает божественное откровение пророка и рассказывает другую версию возникновения этого течения. В то время (VII век н.э.) христианство активно распространялось и как следствие, обрастала сторонними еретическими учениями. К ним относилась и секта Ария, которая считала, что Иисус Христос был не более чем пророком и отвергала его Божественную Сущность.

Таким образом, они утверждали, что есть только Бог Отец, единый и отвергали догму о Троице, как о Триедином Господе (Отец, Сын и Дух Святой). Вследствие разногласий с духовенством и после Никейского собора (325 год н.э.) Арий был изгнан и бежал на Восток, где и встретился с Мухаммедом, который перенял его взгляды и решил основать собственную религию, которая бы объединила арабов и позволила им создать сильное и могущественное государство.

Мухаммед еще при жизни сформулировал 5 столпов, на которые по сей день опирается ислам:

  • исповедание единобожия Аллаха и признание Мухаммеда как пророка;
  • совершение намаза — 5 ежедневных молитв;
  • пост в священный месяц Рамадан;
  • паломничество в Мекку;
  • выплата налога в пользу нуждающихся.

Позднее, к ним присоединился еще ряд правил и законов, как, например, джихад — война с собственными страстями.

Отличия от православия

Чем же отличаются эти две религии? Для начала следует указать их главное отличие — признание Троицы. Если православные христиане признают догмат Троицы (Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа как равноправных и божественных личностей), то мусульмане готовы молиться лишь Аллаху — единому богу, по их мнению. Иисус же для мусульман всего лишь пророк Иса, который по значимости даже меньше Мухаммеда.

Коран же является сокращенным вариантом Торы, не включающий в себя малых пророков и Нового Завета. Сокращения касаются не только количественного сокращения, но и качественного — множество тезисов Святого Писания урезано и изложено в неполном виде в Коране. При этом мусульмане признают Библию как святую книгу, но не читают ее в обязательно порядке как свою.

Христианство направлено на обуздание собственных страстей и борьбу с ненавистью, похотью, сребролюбием, а вот ислам, хоть и говорит, что Бог желает милосердия и милостыню, потакает человеческим желаниям.

А. Д. Редкозубов. Православие и ислам. Православный взгляд на мусульманский образ жизни

К примеру, Аллаху угоднее раздача милостыни, но он не будет наказывать за накопительство богатств.

Касательно похоти, христианство позволяет иметь лишь одну жену, а мусульманам можно жениться на 4 женщинах и содержать наложниц, причем число их неограниченно. Разве это не потакание собственным страстям?

Христианам апостол Павел советовал «непрестанно молиться», а мусульманам надо делать это лишь 5 раз в день и эту заповедь можно нарушить. Также и относительно поста: мусульманин должен соблюдать лишь 3 недели поста в Рамадан, а вот Православная Церковь отделяет для этого почти 2/3 дней в году, при этом поститься следует не до заката, а полные сутки.

Христианство разрешает употребление вина, но запрещает пьянство, а вот ислам категорически против употребления спиртных напитков. На самом деле, только сильный волей человек может употребить малое количество вина и остановиться. То же самое касается и запретов в еде у мусульман — им не разрешено есть свинину, но при этом позволительно отвечать злом на зло.

Отношение православия

Касательно отношения православного христианина к исламу отвечает на вопросы диакон Георгий Максимов:

  • Как относиться Православная Церковь к принятию верующими мусульманства?

Мусульманин не верит в Бога, который стал человеком, чтобы спасти народ. Они не признают Христа Богом и в этом есть важнейшее и фундаментальное отличие наших верований. Христианин отрекается от веры и спасения и Церковь скорбит об этом.

  • Какие шаги предпринимает Церковь для предотвращения этого и должна ли она что-то предпринимать вообще?

Вопросы веры — это личный выбор каждого и в него сложно вмешаться. Церковь скорбит о таких отбившихся овечках, но насильно принуждать людей ходить в храмы не желает и не будет никогда. Сегодня эта проблема не является актуальной, но встречается переход в единичных случаях. Священники обычно проводят беседы с таким человеком или советуют литературу, но в большинстве своем возможен только один способ — это молитва за такого отступника.

  • Что, на Ваш взгляд, убеждает людей исповедовать данное вероучение?

Основная причина — это традиция, если человек рожден в семье с многовековым исповеданием ислама, скорее всего он будет также его исповедовать, возможно, неосознанно, но не желая нарушить семейную традицию. Кроме того, эта религия человека превозносит и наделяет его большим чувством значимости, что также привлекательно.

Администратор

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *