Прошлым летом, живя в Соловецком монастыре и помогая в трапезной, я познакомился с руководителем группы паломников из Чувашии — иеромонахом отцом Пигасием. Он пригласил меня посетить их обитель. И вот у меня появилась такая возможность.

Автостопом до Алатыря

Мы не случайно тогда разговорились с отцом Пигасием (ему немногим более тридцати лет). Я работал в трапезной, а он в своей обители — Свято-Троицком мужском монастыре в городке Алатыре — отвечал за все, что связано с кухней. Этим летом Соловки, куда я ездил ежегодно, из-за карантинных ограничений были закрыты для посещения туристами и паломниками. И я решил воспользоваться приглашением отца Пигасия.

Вначале все складывалось хорошо. Без происшествий добравшись до Москвы и сдав вещи в камеру хранения, я пошел гулять по столице, благо уже были введены послабления карантинного режима и можно было встретиться с друзьями, посетить знаковые места вроде парка Победы на Поклонной горе.

Но мое благостное настроение улетучилось, когда я, придя на автовокзал за три минуты до отправления автобуса, узнал, что рейс отменен. Причем у меня был электронный билет, и деньги за него мне могли вернуть только через пять дней.

Кинулся на железнодорожный вокзал — билетов в нужном направлении нет. Пришлось ехать ночной электричкой до станции на границе Московской области, сидеть ночь на вокзале, потом была еще одна электричка и еще одна — до Нижнего Новгорода. Затем, выбравшись на дорогу до города Кстово и определив нужное направление, двинулся пешком, надеясь добраться до места автостопом. В довершение всего началась гроза. Уже в полночь, пройдя по тропинке через ржаное поле, освещаемое вспышками молний, выбрался на нужную мне трассу. Примерно через час удалось поймать машину.

Рано утром я прибыл в Свято-Троицкий мужской монастырь и попал на воскресное богослужение. После обеда меня провели в келью, в которой мне предстояло жить. Это оказалась хорошо обустроенная комната, ее окно выходило на храм и дорожку с колокольней, по вечерам освещаемую фонарями.

Возрождение

Позже я узнал, что, когда разоренную обитель начали восстанавливать, тут очень много помогли череповчане. А до того монастырь представлял собой сплошные завалы, стены были разрушены. И при разборе руин находили останки множества людей, замученных во время репрессий. Их погребли со всеми почестями в большой братской могиле.

Восстановление монастыря — во многом заслуга его прежнего наместника архимандрита Иеронима, духовного сына архимандрита Иоанна (Крестьянкина), одного из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI века (скончался в 2006 году). Отец Иероним принял обитель под свою опеку в ноябре 1995 года. До этого долгое время жил в Греции на Афоне, неся там различные послушания. Византийская культура, общение с монахами на Святой Земле, древние книги — все это сыграло свою роль в том, как выглядит обитель сегодня. И это невозможно не заметить, особенно в жаркий июльский день, когда видишь белые храмы, мраморный фонтан на площади, белокаменных львов, которые расположились на входе в главный Троицкий храм. И все это ты созерцаешь, вдыхая аромат цветущих роз и магнолии.

Почивший несколько лет назад игумен монастыря отец Иероним очень много трудился, чтобы обитель расцвела и укрепилась духовно. Благодаря трудам настоятеля выстроена одна из самых больших колоколен в России, он полностью восстановил монашескую жизнь в обители, построил кельи, развил сельское хозяйство. Он был поистине народным духовником, к которому приезжали люди со всей России и из других стран. Сам отец Иероним немало ездил по стране, несколько раз бывал и в Череповце, проводил беседы и снискал любовь среди горожан.

Скит-агрокомплекс

Моим проводником на все эти дни стал монах — уроженец Череповца. Порой он напоминал мне старца времен патриарха Никона, в заштопанном подряснике, видавшей виды скуфье. Он очень заметная личность в обители, пришел сюда много лет назад, после того как оставил работу в миру. Но именно прежние профессиональные связи сыграли свою роль, когда потребовались стройматериалы для восстановления монастыря: помогли череповецкие предприятия, безвозмездно выделив необходимое.

В один из дней своего пребывания в обители, исполнив послушание (а оно было на сей раз значительно легче, чем на Соловках), я отправился в скит. Раньше я представлял себе монашеский скит как уединенное место, затерянное в лесах, труднодоступное. Тут же, если бы не вывеска, гласящая, что это Рождественский скит, я бы подумал, что попал на большой агропромышленный комплекс. Масштабы меня просто поразили. Пахотная земля, фруктовые сады, где ветки вишни гнутся к земле под тяжестью спелых плодов, кустарники смородины, малины, ряды клубники — почти 600 гектар. Проходя в сопровождении встретившего меня батюшки, я удивлялся всему. Дойному стаду из ста коров, птичнику на несколько сотен голов, страусам, которые гуляли в березовой роще, красавцу павлину, пруду с черными лебедями и утками. Я видел бескрайние поля пшеницы и ржи, огромное количество техники — трактора, сеялки, комбайны… Хозяйство дает обильные урожаи. И все делается в основном руками монахов. Есть и наемные работники, но их немного. Продукция, включая вкуснейший сыр, молоко, творог, идет на братский стол. Да, труд большой, притом вечером после всех послушаний братия идет на службу. А красота храмов, находящихся в скиту, меня просто сразила. Отделанные внутри деревом и украшенные росписью, они дополняют святость этих мест.

Знакомства

Не хотелось уезжать из скита, но меня ждало мое послушание в трапезной. На этот раз я не занимался приготовлением пищи, как в Соловецком монастыре, лишь помогал накрывать столы. У меня было достаточно времени, чтобы познакомится с жизнью обители, укрепится духовно.

Интересная встреча произошла в иконописной мастерской, где инок Сергий писал очередную икону, которая украсит храм. Работы у него много. Как он рассказал, трудится в основном при дневном свете: считает, что так краски (а они большей частью из природных материалов) лучше передают образы. Как мне показалось, иноку Сергию придает вдохновения не только молитва, но и вид из окна, которое выходит на пруд. А в пруду этом огромная стая красных рыб перемещается огненным облаком с одного конца водоема на другой.

Запомнилась и встреча с монахиней Нонной, которая живет недалеко от обители и помогает по мере возможности в саду. Сейчас матушке уже 88 лет, в эти края она попала из блокадного Ленинграда, где пережила саму тяжелую, первую зиму, а по весне, когда лед уже начинал таять, была эвакуирована. Она хорошо помнит ленинградский период жизни, помнит, как учились в холодных классах, как на большой перемене им давали кашу и теплое питье. И за то, что она выжила, за то, что сейчас остается в хорошей форме, благодарит Бога.

И еще со многими замечательными людьми я познакомился в обители. И сам городок Алатырь мне понравился. Понравился чистотой улиц, хотя многие из них не заасфальтированы. Тем, что рано утром кричат петухи, что жизнь здесь течет тихо и размеренно. В этом городе есть и другие православные обители. И здесь чтут память всех поколений, чтут историю города.

Сергей Рычков

11 декабря 2019 года заместитель председателя ОВЦС архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид посетил подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии. Владыку Леонида встретили настоятель Патриаршего Подворья архимандрит Вассиан (Змеев) и секретарь Патриаршего Подворья протоиерей Евгений Павельчук.

Архимандрит Вассиан познакомил владыку Леонида с историей храма в честь святителя Николая Чудотворца, которой изначально был посольским храмом Российской империи, а в настоящее время при храме располагается представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском. Архиепископ Леонид поклонился святым мощам святителя Николая Чудотворца и святителя Митрофана Воронежского, частицы которых хранятся на подворье, и преподал архипастырское благословение настоятелю, духовенству и прихожанам Патриаршего Подворья.

В крипте Никольского храма архиепископ Леонид познакомился с выставкой предметов богослужебного назначения, связанных с архипастырским служением в Болгарии святителя Серафима, архиепископа Богучарского, мощи которого покоятся в храме на Патриаршем Подворье. У надгробия святителя Серафима Чудотворца архиепископ Леонид совершил молебен и поклонился святым мощам угодника Божьего.

Цитата сообщения Алллок Архимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне Любовь»

Архимандрит Иероним (в миру Шурыгин Виктор Федорович) родился 17 ноября 1952 года в селе Белоречка Кировоградского района Свердловской области. В 1973 г. закончил 10 классов в г.Анапе, С 1973 по 1974 г. учился в мореходной школе г.Новороссийска, в 1975 г. закончил торговый техникум г.Саратова.
С 1976 г. послушник Свято-Успенского монастыря в г.Печеры Псковской области. В феврале 1980 г. пострижен в монашество с именем Иероним в честь преподобного Иеронима Стридонского (память 15 июня по церковному календарю), 28 августа 1980 г. митрополитом Иоанном (Разумовым) был хиротонисан в иеродиакона, а 9 января 1981 г. в пресвитера.
С 1987 по 1993 г. в Свято-Пантелеимонове монастыре на горе Афон нес послушания келаря, ризничного, библиотекаря, благочинного, эконома, духовника и казначея, после чего уехал в Иерусалим и затем, вернулся в Россию в Чебоксарско-Чувашскую епархию.
С 1994 г. по 1995 г. настоятель церкви в с.Никулино Порецкого района.
С 1995 г. по настоящее время наместник Свято-Троицкого православного мужского монастыря в городе Алатыре.
Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, званием Почетного гражданин города Алатыря, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», орденом Знак Почета Чувашской Республики, орденами и медалями различных общественных организаций.

Путь в монастырь
Многим насельникам Алатырского Свято-Троицкого монастыря его указал наместник обители Архимандрит Иероним (Шурыгин)
Свято-Троицкий мужской монастырь в чувашском городе Алатыре — древнее, отмеченное молитвенными монашескими подвигами место в Православной России, куда из разных краев и областей приезжают люди поклониться святыням, получить духовный совет и наставление. Среди боголюбцев немало духовных чад наместника монастыря Архимандрита Иеронима (Шурыгина), иные из которых по Промыслу Божию, когда приходит час, облачаются в черные одежды послушников, а затем принимают и монашеский постриг.
Даже непродолжительное время, проведенное в святой обители, настраивает душу на молитвенный лад, дает разуму обильную пищу для размышлений, а сердце до краев наполняет тихой радостью за нашу святую Православную веру, красота, чистота и крепость которой и сегодня многими путями приводят к Спасительной пристани — монашескому деланию — самых разных людей.
Монахиня Кириена: «Встреча с Архимандритом Иеронимом перевернула всю мою жизнь»
— В Свято-Троицком монастыре я уже почти пять лет. Приехала сюда со Святой Земли. Именно там произошла моя первая встреча с Архимандритом Иеронимом, перевернувшая всю мою жизнь. Мне было тогда всего шестнадцать лет. А на Святую Землю я прибыла с мамой из Одессы, на постоянное жительство. В то время там уже проживала моя родственница. Она верующая, давно знакома с батюшкой Иеронимом. Мы решили у нее остановиться. И в день нашего приезда к тете заглянул на огонек отец Иероним. Это было перед Рождественским постом. Мы познакомились с батюшкой, долго беседовали, и после этой памятной встречи изменилась вся моя жизнь! Это было какое-то чудо Божие, ведь прежде меня совсем не интересовали ни вера, ни Церковь. Видимо, в тот самый вечер Господь и батюшке на сердце положил, и мне, что мой путь — монашеский. Через две недели отец Иероним уехал, а я начала ходить в храм и читать понемножку молитвы. Затем стала соблюдать посты. Получилось так, что Господь р-раз! — и вытянул меня из обыденности, и я уже не могла жить, как раньше.
Первое время сюда, в Свято-Троицкий монастырь, приезжала только во время школьных каникул. Остаться здесь батюшка меня не благословлял, говорил, надо сначала школу окончить, в армии отслужить, потому что в Израиле и девушки в обязательном порядке служат. Но я не хотела идти в армию, искала способы заменить ее альтернативной деятельностью. Это непросто, но меня, слава Богу, все же освободили от армейской службы. Но и тогда отец Иероним не допустил меня в обитель. Еще целый год я находилась в неопределенности, занималась делами милосердия, как и другие сестры, которые ходят по домам, предлагают помощь старым, больным, немощным людям. Потрудилась, и только после этого батюшка благословил меня, наконец, приехать в Свято-Троицкий монастырь. Мне было радостно вернуться в Россию, в эту древнюю святую обитель, к отцу Иерониму, но уже в ином, новом для меня качестве.
Главное мое послушание — иконная лавка. Христианину легко ничего не дается. Есть и в моем делании свои радости, есть и сложности. К людям надо относиться с любовью, с верой, чтобы они это сердцем чувствовали. Особенно это касается тех, кто еще только-только становится на путь веры. Надо всей душой делиться с людьми радостью о Христе Воскресшем.
Много паломников приезжает в наш монастырь на большие праздники, во время постов, и особенно — Великим постом. Местные жители редко приходят на наши Богослужения. Казалось бы, такая здесь благодать, но увы… В основном люди едут из других городов и даже из-за границы.
Иеромонах Тарасий: «Думал, что не осилю этот путь»
— В монастырь я пришел недавно, по благословению Архимандрита Иеронима. О монашестве мечтал долгое время, но думал, что не осилю этот путь. Господь открыл мне Свою волю через отца Иеронима, и вот я здесь. Моя бывшая жена тоже, слава Богу, приняла постриг.
К вере каждый человек приходит своим путем, и каждого Господь принимает с великой любовью. Как сказано в Писании, Христиане последних времен будут приходить к Истине через скорби и нужды, — так и есть.
Родился и вырос я в Тамбовской губернии. С семнадцати лет и до самого монашеского пострига у меня была жизнь военного человека. Все время путешествовал по стране, служил в разных уголках: на Севере, Дальнем Востоке, на Камчатке, во Владивостоке. Суровые края – только климат чего стоит! А задумываться о вере начал с поисков смысла жизни, ответа на вопрос, для чего человек приходит в этот мир. Занимаясь многим в жизни, пытался найти, но не находил ответы на волнующие меня вопросы. Естественно, что в привычном укладе своей жизни я и не мог отыскать эти ответы. Так постепенно впадал, вползал в грехи. Но Господь смиловался и уже в более зрелом возрасте даровал мне веру.
Некоторые мои знакомые не приняли в свое сердце веру, и так скорбит душа о том, что никак не хотят люди идти к свету. Вера — это дар Божий. Но мы должны еще немало потрудиться для того, чтобы взрастить в себе этот дар, заслужить его! Как тот талант, о котором говорится в Евангелии, который мы должны не закапывать в землю, а приумножать.
Наша вера требует усилий, труда, молитвы, смирения и покаяния. Смирение — великая добродетель. Она дается человеку путем неустанного труда, укорения себя, непрестанной молитвы. Надо молиться Богу: дай мне, Господи, чувствовать и умом, и сердцем, и всем своим существом, что я грешнейший паче всех человеков. Когда будем так молиться, Господь пошлет нам соответствующие мысли, чувства и настроения и окажет нам помощь в просимом. Живой пример для нас — Сам Господь Иисус Христос, ведь Он первым смирил Себя до самой Крестной смерти.
Иеродиакон Африкан: «Монашество — это непрестанный труд»
— Отец мой был офицером, коммунистом, поэтому мы, его дети, росли некрещеными. Православным я стал уже в возрасте сорока пяти лет. И сыновей своих окрестил лишь в 1991 году. С этого момента началось мое воцерковление. В то время моя семья жила на севере, на полуострове Ямал, в городе Муравленко — это от Сургута четыреста километров. Работал я в нефтяной компании. Стал отпрашиваться с работы в церковь на службы, на молебны, акафисты — по три раза в неделю. Сослуживцы относились к этому с пониманием. С супругой мы прожили тридцать семь лет. О монашестве в то время и не думали. В предпенсионном возрасте стали размышлять, какое выбрать место для постоянного жительства, ведь с севера мы собирались переезжать в среднюю полосу России. Однажды во время паломнической поездки в Дивеево встретили удивительную женщину, ныне она — монахиня Исидора. И вот она пригласила нас посетить Свято-Троицкий мужской монастырь в Алатыре. Через год мы сюда приехали. От первой встречи с Архимандритом Иеронимом, наместником монастыря, впечатление было огромное. Он сразу познал все наши духовные и сердечные тайны. И мы всем сердцем прилепились к нашему батюшке — отцу Иерониму; здесь и остались. Это было в 2001 году.

Как раз в те дни в Свято-Троицкий монастырь приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, освящал храм Рождества Христова в монастырском скиту. К тому времени были уже восстановлены три храма в святой обители: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского. Свято-Троицкий собор находился еще в полном разрушении, колокольни не было вообще. Именно тогда Святейший заложил камень под строительство этого собор. Божией милостию и трудами радетелей в 2006 году храм был построен; освящал его Владыка Варнава.
Еще будучи в Муравленко, в тонком сне я сподобился видеть Ангела-Хранителя, который сказал, что мне надо менять свою жизнь. Впечатление от этого сна было настолько сильным, что я не мог не последовать этому совету. И жизнь моя потихоньку стала меняться. В первую очередь я пересмотрел свое отношение к людям. Заметил, что и окружающие стали ко мне более внимательными, чуткими. А здесь, в монастыре, отец Иероним своим поведением, своим по-отечески добрым расположением к каждому вдохновляет нас на служение Господу Богу. В прошлый Великий Четверг читал я Двенадцать Евангелий в Сергиевском храме нашего монастыря. Батюшка по состоянию здоровья не служил, но стоял в алтаре все три с половиной часа, пока шла Всенощная. И я на хоругви Божией Матери «Знамение» видел бело-серебристую голубицу, которая сидела там все это время.
Господь входил в мою жизнь постепенно. Я знал, что надо присутствовать на церковных службах, читать утреннее и вечернее правило, учиться смиряться. Когда человек смиряется — и искушений бывает меньше. Что значит смиряться? Это значит иметь мир в душе, с любовью, с ласковым словом идти к каждому человеку, чтобы после общения с тобой он отошел с добром и умиротворением в сердце. Это значит быть послушным Богу, своему духовному отцу и со спокойствием в душе принимать все, что посылает для нашего спасения Господь наш Иисус Христос.
Моя бывшая супруга сейчас — монахиня Минодора. Мы постригались в один день. Но ей было сложнее. Я до пострига уже был насельником монастыря, послушником. А она практически сразу из мира пришла в монастырь. После пострига она уехала в Иверский женский монастырь в селе Шарауты, в Чувашии. Сейчас, по прошествии трех лет, она начала понимать, что такое смирение, послушание, что такое монашеская жизнь. А монашество — это непрестанный труд, в первую очередь над созиданием храма своей души, труд молитвенный и физический. А как же иначе? И за все — слава Богу!

Ирина ГордееваАрхимандрит Иероним (Шурыгин): «Молюсь, чтобы Господь даровал мне любовь»Сейчас даже среди Православных много таких, которые мутят народ, пастырей, монахов. И когда меня спрашивают, как вы смотрите на переход на новый стиль Церковного Богослужения, на русский язык, на сокращение молитвенных служб, я отвечаю: отрицательно. Никогда на это не пойду, останусь на том рубеже, который принял от Купели Таинства Крещения, свято и незыблемо.

12 января волонтёры КанТЭТ в составе делегации молодёжи Чувашии под руководством преподавателя Ильиной Татьяны Васильевны посетили один из старинных монастырей Чувашии — Свято-Троицкий монастырь города Алатырь.

Студенов тепло встретил и провёл интересную экскурсию иеромонах отец Пахомий. Волонтёры ознакомились с историей монастыря, посетили храм в честь Сергия Радонежского, ознакомились с достопримечательностями монастыря и его святынями, поднимались на монастырскую колокольню. Неторопливый и обстоятельный рассказ отца Пахомия погрузил студентов в славную историю православия, наполненную Божьими чудесами. Студентам понравилась спокойная тихая атмосфера монастыря, которой так не хватает нам в суете мирской. Тишина, красота, покой – умиротворяют душу человека, приходящего сюда.

В монастыре добровольцы КанТЭТ были не только в качестве гостей, но и оказали посильную помощь в уборке территории монастыря от снега.

Также волонтёрам посчастливилось присутствовать в праздничном Богослужении с участием Митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы. По окончании праздничного богослужения студенты поужинали в трапезной монастыря.

Волонтёры КанТЭТ выражают огромную благодарность Министерству образования и молодёжной политики Чувашской Республики, а лично начальнику управления молодёжной политики Головиной Анне Германовне за предоставленную возможность соприкоснуться с историей Чувашии и посетить один из памятников истории культуры и архитектуры 18-19 веков.

Преподаватель Ильина Т.В.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *