Ященко Киприан

      
      
       В этом году график областной научно-практической конференции «Иннокентьевские чтения. Православие. Образование. Культура» был особенно насыщенным. С 7 по 8 декабря, помимо четырех секций и четырех «круглых столов», состоялись встречи со студентами, молебны и литургия памяти первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого. Поэтому с почетным гостем Иннокентьевских чтений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ректором Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений игуменом Киприаном Ященко мы беседовали буквально на ходу. Он смог уделить нам несколько минут между лекцией в Иркутском педуниверситете и литургией.
       Кстати, лекция вызвала большой интерес у студентов. Отец Киприан выступал в ИГПУ уже второй раз. По собственному признанию, он не упускает возможности побывать на Иннокентьевских чтениях в Иркутске:
       – Я считаю себя почти иркутянином. У меня здесь вся родня по маминой линии, кто-то уже упокоился, а другие живут и здравствуют. Поэтому я приезжаю сюда как на родину и, если зовут на Иннокентьевские чтения, стараюсь отложить все дела. Но конечно, для меня это еще и возможность помолиться в День памяти Иннокентия Иркутского, приложиться к мощам, побыть на литургии.
      
       – Какие у вас впечатления от встречи со студентами?
      
       – Мне показалось, что большинство слушало с интересом, кроме того, они задавали очень глубокие вопросы. Думаю, это свидетельствует о том, что духовные потребности молодежи растут. Видно, что эти молодые люди не просто находятся в духовном поиске, но и уже живут осознанной духовной жизнью. Хотелось бы, конечно, чтобы в университете был свой храм и пастырь. Во многих вузах России они уже являются необходимым атрибутом студенческой жизни. Еще хочется, чтобы молодые люди ставили свечки и молились не только перед сессиями, но и между ними думали о чистоте души и сердца.
      
       – Большинство этих студентов – будущие учителя, а споры по поводу введения религиозного образования в школах продолжаются. Могут ли, по вашему мнению, быть какие-то издержки такого воспитания?
      
       – Единственная угроза здесь, если религиозную культуру будут преподавать люди далекие от религии и культуры. Тогда все будет печально. А если дать такую возможность верующим православным людям, и в то же время педагогам, то я считаю, они смогут передать эту традицию детям корректно. И мне думается, ни одного несчастного случая не произойдет, а будет лишь польза. Не думаю, что здесь имеет место навязывание религиозных убеждений – Россия всегда была и будет веротерпимым государством.
      
       – Отец Киприан, вы ректор Института экспертизы и государственно-конфессиональных отношений, который занимается реализацией программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».

В чем суть этого проекта?
      
       – Программа была благословлена святейшим патриархом Алексием и поддержана администрацией президента РФ, Государственной Думой и профессиональными творческими союзами. Ее цель – противодействие духовно-нравственной деградации, создание государственно-общественного механизма приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным традициям.
      
       – Уже 20 лет в России ищут национальную идею. В чем она, на ваш взгляд?
      
       – Национальная идея России – это идея святости. Только она может объединить русского человека в образовательном, культурно-нравственном и политическом пространстве и выстроить исторические перспективы. Это не значит, что на Руси все всегда жили святой жизнью, но, по крайней мере, стремились к этому. Например, раньше было четкое разграничение, где добродетель, а где грех.
      
       – А сейчас, вы считаете, эти грани размыты?
      
       – Сейчас это некий коктейль из добра и греха, где у последнего создан ореол привлекательности. Такой «моральный кодекс» не позволяет нашему народу двигаться к лучшему. И если взрослые при советском режиме были воспитаны хоть в каких-то нормах морали, то у современной молодежи в большинстве своем нет вообще никаких ориентиров.
      
       – Кстати, молодым людям часто не совсем понятны идеи православия, тем более, когда они проповедуются архаичным языком.
      
       – Конечно, православные идеи можно объяснить молодежи через художественные фильмы, где в образной форме поднимается духовная, мировоззренческая тематика. Или через художественную литературу и сетевые программы, которыми сейчас занимается православная церковь – для так называемых компьютерных детей.

Клуб "Семья"

Для священника вообще принципиально важно говорить с человеком на одном языке. Ведь когда мы приходим в начальную школу, мы же не общаемся с детьми на языке богословских проповедей. Кстати, Иннокентий Иркутский говорил: если вы не можете объяснить богословскую истину детям, значит, вы плохой проповедник и сами ее не понимаете. А если священник сердцем ее прочувствовал, то он может перевести ее на язык и ребенка, и современной молодежи. Найти, как с помощью их лексики, их опыта духовной жизни и образов проповедовать.
      
       – Вы говорите, что фильмы могут быть орудием богословской проповеди. Расскажите, как развивается ваш Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел»?
      
       – Очень хорошо! В этом году, например, у нас было в два раза больше фильмов и зрителей. Случились и открытия. Например, фильм Владимира Хотиненко «Поп», который получил Гран-при, «Чудо» Александра Прошкина, «Солдатская песня» Елены Черновой. Интересно, что на Московском международном кинофестивале в этом году было восемь православных фильмов. То есть процесс пошел.
      
       Справка
       Киприан Ященко в 1974 году окончил Хабаровский пединститут. В 1987-м защитил кандидатскую диссертацию «Педагогические условия выбора профессии». Пострижен в монашество 20 августа 1994 года, рукоположен в иеродиакона 9 октября 2001 года, рукоположен в иеромонаха 9 февраля 2003 года. Удостоен сана игумена в 2008 году. Награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского третьей степени, орденом Святого Иннокентия Московского третьей степени и наперсным крестом.
      
       Елена Лошманова
       Областная газета

«Читаешь ли ты Евангелие каждый день?» – такой вопрос задавал старец Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры, каждому приходящему к нему. «Нет? Значит, ты не христианин».

Архимандрит Кирилл (Павлов) – продолжатель духовных традиций великих русских старцев. Его молитвенный опыт, смирение, кротость позволяют ему окормлять епископов, священников, монахов, отшельников и множество простых мирян. Духовными чадами архимандрита Кирилла были патриархи Пимен, Алексий I и Алексий II.

Более пятидесяти лет отец Кирилл является насельником Троице-Сергиевой Лавры. Он принял монашеский постриг 24 августа 1954 года, постригал его наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Жизнь в Лавре была не благостненькая, а порой очень бурная. Народ после войны потянулся к вере, храмы были переполнены. Отец Кирилл начинал послушание пономарём – зажигал лампадки, носил мешки с огарками, трудился на многих тяжёлых послушаниях. Постепенно произрастая, сподобился стать архимандритом и духовником Троице-Сергиевой Лавры. Это очень тяжёлый крест, но Господь дал старцу силы.

Своих духовных чад отец Кирилл всегда встречает с великой радостью, как преподобный Серафим Саровский: пасхальная радость при встрече с ним всегда ощущается, он и сам её выражает ласковыми словами, подбадриваниями, неизменным вниманием к тем трудностям, которые каждый из нас преодолевал.

Каждое лето отец Кирилл ездил в Крым подлечить лёгкие, застуженные в сугробах Сталинграда во время Великой Отечественной войны. По его возвращении для всех монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре наступал великий праздник. Братия радовалась встрече с батюшкой: все давно у него не исповедовались, у всех накопились вопросы. А батюшка всегда устраивал двойной праздник, привозя с собой крымские дары: яблоки, груши, мандарины, южный лук. Несколько дней у отца Кирилла происходила раздача даров, никто не выходил из его келлии с пустыми руками. И на все праздники батюшка раздаёт сладости, шоколадки, конфеты. Многие его духовные чада растягивали угощение на долгое время, употребляя утром после святой воды и просфоры как вещественное благословение отца Кирилла.

А теперь – на заслуженный отдых

С архимандритом Кириллом мы знакомы почти тридцать лет. По многим спорным вопросам, раздирающим церковное общество, люди притекали к батюшке, для них его слова были настолько авторитетны, что не требовалось дожидаться соборных постановлений. Однако отец Кирилл никогда не противопоставлял своё мнение общецерковному.

Радость встреч

Ум старца, как у многих святых отцов, пребывал в Евангелии. Почти все его ответы на наши вопросы были прямыми цитатами из Евангелия. Слово Божие в жизни тех, кто следовал советам старца с доверием и послушанием, всегда приносило плод. В этом и совершалась сила Божия: всегда исполняя заповеди сам, он мог показать другим, как исполнить Евангелие в каждом конкретном случае.

Сам батюшка очень любит Священное Писание. После обеденной трапезы к нему в келлию каждый раз набивалось множество монахов. Он открывал Евангелие, читал главу, закрывал и – без всяких трактовок и наставлений – говорил: «А теперь все на заслуженный отдых!» Известно, что монахи собираются на братский молебен к пяти утра, и днём, перед вечерним богослужением, могут немного отдохнуть.

Батюшка часто говорит Евангельскими словами. Например, мог идти по братскому корпусу и, увидев одного из монахов, обратиться к нему: Симоне Ионин! Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15) – и так до трёх раз.

Посылочная

Лет двадцать отец Кирилл принимал в так называемой «посылочной». Это две малюсенькие комнатки под Трапезным храмом. В одной сидел ожидавший народ, а во второй батюшка исповедовал. Иногда ждать в проходной комнатке приходилось долго, с раннего утра до самого вечера, но если вы попали в неё, батюшка примет обязательно. Отец Кирилл выходил в эту комнатку, оглядывал всех, кого-то выбирал, кому пораньше надо было поисповедоваться.

Часто на сложные вопросы отец Кирилл отвечал не сразу: «Надо помолиться», – говорил он. Или предлагал: «Давай подождём до такого-то срока, а потом решим». Сам кроткий облик отца Кирилла, тихий голос, согревающая любовь оказывают на людей сильнейшее воздействие. Перед нашей встречей я обыкновенно готовил целый список вопросов, но рядом с ним многие вопросы сами по себе разрешались, и необходимости что-либо спрашивать уже не было.

Всё будет хорошо

Помню, как я передал отцу Кириллу просьбу о благословении на постриг моей болящей супруги. Он, как всегда, очень внимательно выслушал и сказал: «Что ж, это дело хорошее. Только вам нужно принять монашество одновременно обоим». Для меня это было большой неожиданностью: в то время все мои мысли были о том, как помочь близкому человеку, а сам подвизаться монашеским подвигом я до этого не предполагал. Но возражать не решился, поскольку батюшка уверенно сказал, что всё будет хорошо. Опасная болезнь супруги времени на раздумье не оставляла. Мы подали прошения патриарху Алексию II и через неделю приняли постриг.

У новопостриженной опухоль головного мозга, которую отказались оперировать все известные специалисты, через несколько дней сама вытекла через нос, и прикованная к постели монахиня встала. С тех пор прошло более семнадцати лет. Теперь уже схимонахиня Параскева по благословению отца Кирилла сделала более полусотни Господских и Богородичных плащаниц, расшитых драгоценными камнями. А я стал монахом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Скрепляющая печать

Мы знаем, что молитва отца Кирилла обладает огромной действенной силой. Однажды я привёл к нему одного высокопоставленного чиновника, который имел слабость к выпивке. Когда мы зашли в келлию, батюшка нас радостно встретил, надел свою келейную полумантию, епитрахиль, поручи и сказал: «Давайте помолимся». Молитвы перед исповедью батюшка читал по много раз в день – всякий раз, когда кто-нибудь приходил и его надо было поисповедовать. Когда старец начал молиться, повернувшись к нам спиной, этого человека вдруг прошибла дрожь, и он впервые в жизни испытал глубочайшее раскаяние. Исповедовавшись со слезами, он со смирением принял от отца Кирилла епитимью: «Больше не пить ни капли». К своему великому удивлению, он эту епитимью исполнил: ни соблазны, ни собственная многолетняя тяга к спиртному не могли пересилить запрет старца. Батюшка сказал прямо: «Если ты вернёшься к своей привычке, то сопьёшься, и никакой пользы ни Отечеству, ни семье, ни себе самому не принесёшь. Столь многим одарённый, ты станешь мерзостью пред Богом». Отец Кирилл умеет доходчиво объяснить и крепко помолиться. Для многих его слова и молитва являются скрепляющей печатью, после чего и жизнь у них менялась.

Один на один с Богом

На богослужениях отца Кирилла в Переделкино мне посчастливилось сослужить ему за воскресной Литургией. При служении батюшка всегда сосредоточен, не любит отвлекаться ни на какие разговоры. Сколько бы ни было сослужащих в алтаре, отец Кирилл один на один предстоял пред Богом. Многие из проповедей отца Кирилла записаны и изданы, они всегда отличались простотой, точностью, исходили из его огромного молитвенного и духовного опыта. У него одно исключительное правило: ещё во время служб в Лавре, когда в Троицком соборе проповедь говорил кто-нибудь из монахов, отец Кирилл выходил из алтаря и вместе с паствой смиренно слушал слова с амвона. Это удивительное проявление смирения я не встречал больше нигде.

В Писании сказано: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Одним из таких последних, удерживающих современный мир от бед, является архимандрит Кирилл.

 

Игумен Киприан (Ященко)

01.06.2018

Встреча с игуменом Киприаном (Ященко)

27 мая 2018 г. в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе состоялась встреча с главным редактором просветительского журнала "Покров", заведующим педагогическим кабинетом Московской духовной академии, директором Центра дополнительного образования Московской духовной академии, игуменом Киприаном (Ященко). Темой встречи ствл рассказ о прп. Паисии Святогорце: "Пройти путь святого. Пожить святой жизнью. Это возможно?".

На встрече отец Киприан рассказал с чего начиналась эта программа, о благословении афонского старца Евфимия на съемки фильма о жизни прп. Паисия, о проектах по приобщению к жизни святого, в частности, строительстве типовых храмов в византийском стиле освященных в честь прп. Паисия (уже есть 40 заявок, планируется к 2024 г., столетию со дня рождения святого, построить на Руси 100 храмов ); студенческих экспедициях в Грецию (Коница) и на Афон «Реконструкция жизни прп. Паисия Святогорца»; образовательно-практическом интернет-проекте «Фабрика добрых помыслов».

О. Киприан поделился своим опытом приобщения к жизни святого Паисия, о чудесах, сопровождающих жизнь каждого человека который с верой обращается к святым.

На встрече также выступил режиссер фильмов о старце Паисии Александр Куприн. Александр рассказал как он чувствовал присутствие и помощь прп. Паисия Святогорца во время съемок фильма. Гости отметили как реально меняется жизнь людей которые посмотрели этот фильм.

Прп. Паисий это уникальная личность нашего времени. На святой горе Афон многие старцы говорили: «Такие, как Паисий, бывают раз в тысячу лет или раз в 700 лет». Все присутствовашие на встрече чувствовали особую благодать которая наполняла храм во время нее, долго не хотели отпускать о. Киприана. Батюшка пригласил молодежь участвовать в студенческой экспедиции в Грецию. (условие: знание трудов св. Паисия, владение разговорным греческим языком, виза). Программа этой экспедиции в частности включает практическое применение добродетелей в ситуациях, которые встречаются в паломничестве. Участники читают «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака, проводят беседы на тему добродетелей дня. Каждый день паломничества посвящен одной из христианских добродетелей – воздержанию, целомудрию, милосердию, кротости, радости, мужеству, смирению, любви…

О. Киприан напомнил совет старца Паисия как стать святым «Старец Паисий говорил, что святость – это очень легко. У человека есть привычки, и чем больше ты привыкаешь жить святой жизнью, превращаешь ее в привычку, тем проще потом жить свято». Нужно выбрать себе святого, как друга, того, кто наиболеее близок тебе и стараться подражать его жизни. Таким образом общение с ним становится практическим богословием и святой помогает на всех путях жизни.

Молитвами прп. Паисия Господь да помилует нас!


Вернуться к списку

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *