Иногда приходится слышать от разных людей один и тот же вопрос – где нам найти священника, который проведет обряд экзорцизма, отчитает бесноватого?
В России благословение Святейшего Патриарха проводить отчитку бесноватых имеет 1 человек — архимандрит Герман из Троице-Сергиевой Лавры.
Московская область
Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра (1337) (проводит чин отчитки Архимандрит Герман (Чесноков))
Телефон: 8 (496) 540-53-34
Ниже представлен список монастырей и храмов России. И в некоторых на свой страх и риск проводят или проводили этот обряд, и прежде чем туда ехать нужно уточнить позвонив по телефону и договориться, потому как этот обряд не может провести каждый священнослужитель.
Адреса:
Кемеровская область
Новокузнецк, церковь Св. мученика Иоанна Воина (р-н Абашево, ул. Доватора, 11, (проводит чин отчитки — протоирей Василий Лихван)
Телефон: 8 (3843) 388-153)
Курская область
Рыльский район, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь (1505)
Телефон: 8 (47152) 2-31-31
Суджанский район, с. Горналь. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь (1672) — отчитки проводит игумен отец Питирим (Плаксин)
Телефон: 8 (47143) 317-77, 8-952-495-11-11
Пензенская область
Колышлейский район, с. Трескино, Свято-Рождественский мужской монастырь (проводит чин отчитки игумен Кронид)
8 (8412) 25-60-61, 8 (927)-375-60-61
Республика Башкортостан
Стерлитамакский район, поселок Рощинский, храм Михаила Архангела (проводит чин отчитки игумен Симеон (Александр Николаевич Кувайцев))
Телефон: 8 (3473) 272-309 или 89272343886 Будаева Людмила Алексеевна
Республика Татарстан
Дрожжановский район, село Старое Чекурское, храм Архангела Михаила (проводит чин отчитки отец Олег)
Версия для печати

Отец Валериан — один из двух священнослужителей в Беларуси, которым дозволено с благословения митрополита служить особый молебен о недужных и страждущих от нечистых сил, называемый в народе «отчиткой».

Все ли из нас знают и задумываются над тем, что живут в «зеркальном» мире? Что наши поступки и слова отражаются не в конкретном трюмо, а в невидимых глазу зеркалах, которые обладают не подвластными человеческому разуму свойствами. Впрочем, богословы используют лишь образ, сравнивая с зеркалами духов, окружающих нас: «Те зеркала, которые вокруг человека, отражают свет или тьму». Духи тьмы стремятся завладеть человеческими душами, и тогда земное пребывание индивидуума превращается в «досрочный» ад, из которого, к счастью, возможен выход. Не прибавляет радости и оптимизма человеку жизнь, омраченная недугами. Помощь болящим и страждущим оказывает протоиерей Валериан, служащий в храме Святого великомученика Георгия Победоносца, который находится в г.п.Смиловичи Червенского района Минской области. Отец Валериан — один из двух священнослужителей в Беларуси, которым дозволено с благословения митрополита служить особый молебен о недужных и страждущих от нечистых сил, называемый в народе «отчиткой».

Смиловичский батюшка ведет и персональный прием граждан.
Молебен о недужных и страждущих
Молебен о недужных и прием бывают в храме по вторникам. В этот день в Смиловичи люди съезжаются из разных уголков Беларуси и не только. Как правило, прибывают на частных машинах и рейсовых автобусах, заранее записываясь в очередь на прием к отцу Валериану. Из Могилева по вторникам в Смиловичи совершаются организованные поездки от Трехсвятительского собора на микроавтобусе. Их организовывает раба Божья Татьяна, для которой батюшка является духовным отцом.
В интересах наших читателей, нуждающихся в помощи, в одну из таких поездок и отправилась по благословению отца Валериана.
Конечно, о людях, одержимых бесами, доводилось и читать, и слышать как о явлении. О том, что бесноватые во время молебна чувствуют себя в храме некомфортно и ведут неадекватно. Женщины могут орать басом, дети проявлять недюжинную силу и буйство, а мужчины, к примеру, хрюкать. В день моего присутствия на особой службе в церкви Георгия Победоносца экстремальных бесчинств не наблюдалось. Но и того, что довелось услышать, было предостаточно, чтобы изначально испытать чувство страха, на смену которому пришло сострадание. Знающие люди, не впервые посещающие смиловичский храм, предупреждали, что с началом молебна многие из присутствующих начнут спешно покидать его стены. И это при том, что добирались издалека. Их будут «гнать» прочь бесы, почувствовавшие себя некомфортно. Действительно, в какой-то момент службы некоторые стали уходить один за другим. Люди расступались перед каждым, образуя живой коридор. В звенящей тишине храма воздействие молитвенных слов лично мною ощущалось не только на духовном, но и на физическом уровне. В ногах, подуставших от стояния, внезапно появилась легкость, а душу «пробило» на благодатную слезу. Вдруг в передних рядах послышалось жалобное «ав-ав», словно гавкал маленький щенок. Тявканье усиливалось при отдельных словах и фразах молебна. Те, кто стоял рядом, позже рассказывали, что звуки издавал маленький мальчик в инвалидной коляске, которого с трудом удерживал за плечи отец-богатырь.
Но это были «цветочки» по сравнению с тем, что стало твориться буквально позади меня. Некто начал кашлять взахлеб, казалось, что человека выворачивает наизнанку. Кашель переходил во внутриутробные стоны, словно кто-то изнемогал от предсмертных хрипов. Какофонию звуков трудно передать: они усиливались при слове «отлучись», что только придавало желания усердно осенять себя крестным знамением. С окончанием молебна прекратились и нехорошие звуки. Оказалось, что их издавала девушка хрупкого телосложения, которая позже мило беседовала с подругой и улыбалась как ни в чем не бывало. Служба завершилась окроплением присутствующих святой водой. Люди стремились как можно больше попасть под ее благодатные брызги. Затем последовало помазание елеем и благодарственное приложение желающих к иконе Божьей Матери.

Расплата за колдовство и вхождение в транс
В ожидании приема отцом Валерианом люди, отстояв в очередь за святой водой, расположились в храме. Церковь превратилась в подобие зала ожидания: все сидячие места вдоль стен оказались занятыми. Многие из ожидавших устраивались на дощатом полу: кто сидел, а кто и дремал лежа. Юная девушка прикорнула на стуле, положив голову, словно дома на подушку, на раку с мощами святых.
В первую очередь к батюшке приглашались родители с маленькими детьми, затем — члены семей священников. Остальные — по списку. Моя добровольная помощница Татьяна, организатор поездки, знакомила меня с теми людьми, чьи истории недугов были ей уже знакомы.
— Святик, где твоя мама? Позови Марину, — обратилась Татьяна к мальчику лет двенадцати, который только раза с пятого отреагировал на ее вопросы. Мальчонка явно находился «на своей волне».
— Святослава и его маму из Витебска за год их регулярных приездов в Смиловичи знаю уже хорошо, — поясняет Татьяна мне. — Вы не можете себе представить, каким он был вначале. В первый раз, когда они приехали прошлой осенью, Святослав не мог войти в храм — упирался как бык. Во время молебна бился в припадке — его приходилось удерживать троим взрослым. Я тоже помогала держать. Он орал, вопил, размахивал кулаками… После службы ходил по храму и заглядывал сидящим людям в глаза. Того, кто ему чем-то не понравился, мог ни с того ни с сего ударить. Его мама сама признавалась, что у мальчика дедушка был колдуном, а на ребенке сказалось родовое проклятие.
— Марина, — подзывает она проходившую женщину, как оказалось, многострадальную мать Святослава.
Та поведала, что до трехлетнего возраста сын был нормальным ребенком, переболев инфекционной болезнью, изменился до неузнаваемости. Стал агрессивно-буйным и неуправляемым.
— К кому только ни обращались — к врачам, экстрасенсам, бабкам, но сыну становилось все хуже и хуже. Пока мы не приехали к отцу Валериану. Слава Богу, Святослав стал гораздо спокойнее…
Своя история беды и недомоганий и у молодой продвинутой дамы, которая попросила назвать ее другим именем, опасаясь узнавания. Назовем ее Алла. Так вот, Алла, как натура любознательная, ставила сама над собой опыты с погружением в транс.
— В подсознание лучше не лезть, — осторожно подбирает слова Алла. — Первый раз из транса выходила легко, после третьего — с трудом… Последствия опытов оказались ужасными… В поисках спасения приехала сюда, — Алла подробно рассказывает о своих физических ощущениях последствий транса, опуская метафизические. Говоря о том, что облегчение наступает после приложения креста отца Валериана.
— Я у батюшки попросила и благословения на бизнес, так хорошо теперь бизнес идет, — заключает свой рассказ Алла.

Когда тело болит, а душа парит
Признаюсь, что самое тяжелое во время бесед с болящими людьми в Смиловичах было расспрашивать онкологических больных. Очень симпатичная моложавая могилевчанка Оксана (ее тоже назову другим именем) даже продемонстрировала свое направление на операцию двухгодичной давности, которым так и не воспользовалась.
— В Смиловичи приехала чуть живая, — показывает она документ. — На первой своей службе присутствовала сидя. Облегчение почувствовала после первого раза. За три молебна и посещения отца Валериана я излечилась. Сегодня чувствую себя здоровым и бодрым человеком, а к батюшке приезжаю для профилактики.
У католички Ядвиги положение сложнее. Диагноз ей поставили в мае, операцию сделали три месяца назад. Теперь она проходит курс химиотерапии, а параллельно — в пятый раз приехала в Смиловичи.
— Я врачу призналась, что езжу — куда советуют, а она сказала, что одно другому не помешает, — поясняет Ядвига. — У меня католиками были дедушка с бабушкой и мама. Отец Валериан говорит, что Бог един и не разделяет людей на группы. Батюшка благословил нашу Татьяну, чтобы она из Могилева и католиков возила. Я теперь езжу и по местам православных святынь. Евфросинию Полоцкую почитают как католики, так и православные. Чудотворная Белыничская икона Божьей Матери веками почитаема православными и католиками. Те и другие ездят поклониться к Иоанну Кормянскому…
Когда я еду в Смиловичи, даже выехав из Могилева, уже чувствую облегчение. Помню, как возвращалась после первого приезда к отцу Валериану: моя душа парила от необъяснимой легкости. Теперь меня сюда просто тянет. Здесь нахожу облегчение…
— А я после приема у батюшки два дня словно летаю, — говорит соседка Ядвиги — Светлана.
Обе они сидят в ожидании своей очереди на полу. Светлана рассказывает о себе, что годами страдала от приступов невыносимой головной боли. Словно голову сжимали невидимые тиски. Походы по врачам результатов не давали: даже обследования на суперсовременной аппаратуре не обнаруживали никаких отклонений от норм в головном мозге.
— Мне говорили: вы абсолютно здоровы. Спрашивали: где работаете? Ах, на складе — работа нервная, — констатирует Светлана. — И рекомендовали принимать витамины и отвары трав. Боль стала сопровождаться звоном. Много лет назад я упала и думала, что боль — последствия удара головой. Одна женщина сказала моей матери, что подобное излечимо только молитвами. Я начала читать Библию. А потом узнала про отца Валериана и приехала в Смиловичи. Я, правда, до него пыталась к бабкам ходить, но он сказал — нельзя. Я постилась и исповедовалась. С января езжу к батюшке. Живу без таблеток и без боли — это плюс. Батюшка сказал, что у меня — духовное заболевание, а не физическое. Все вещи происходят в нашей жизни не случайно…

Над кем бесы берут власть?
Слушая рассказы своих собеседников, вспоминаю о том, что древнейшие методики оздоровления основаны на постулате: «Корень всех без исключения болезней — в состоянии души».
— Господь посылает людям болезни за грехи для спасения их душ. Чтобы тело страждало, а душа спасалась, — вразумляет отец Валериан, когда наконец меня допускают к нему в кабинет, где он ведет прием страждущих. Батюшка прикладывает к больным местам посетителей большой крест и читает над ними молитвы. — Бесы берут власть над теми, кто далек от Церкви. Люди до 4-го колена страдают и за грехи близких родственников, которые занимались колдовством. Пришло время, благоприятное для всякой нечисти. Будущее в руках Господа, а жизнь устраивается по промыслу Божьему. Поэтому не следует посредством гадания или спиритизма пытаться заглянуть в будущее. Надо жить настоящим. Откройте последнюю главу Апокалипсиса, где сказано, кто не наследует Царствие Небесное. Чародеи, любодеи, убийцы, пьяницы…
— Батюшка, но ведь современные целители или экстрасенсы, как они себя называют, говорят, что их дар целительства от Бога. Лечат они и совершают обряды с молитвами, иконами, церковными свечами…
— Их дар от лукавого — за что потом и расплачиваются невинные младенцы до 4-го колена. Иконы для них — атрибутика, камуфляж, чтобы заманить доверчивых людей. Они даже посылают человека в церковь, а когда тот очистит душу, то и приносит ее чистенькой врагу рода человеческого. А некоторые колдуны даже денег не берут за свои услуги.
— Вы сказали, что пьяницы не попадут в Царствие Небесное, а в народе существует поверье, что Господь бережет пьяниц…
— Пьянство — это не болезнь, а страсть. Грех, как и страсть блуда. Господь не может любить пьяниц, тех, кто приносит зло и страдания ближнему. Ко мне обращаются те, кто допился до такой степени, что некуда уже деться — рушится семья, выгоняют с работы. Есть люди, которые, приехав ко мне, чтобы избавиться от страсти пьянства, потом с этой же целью привозят и своих друзей.
— Как вы относитесь к кодированию — от алкоголизма, табакокурения и т.д.?
— Кодирование — это шарлатанство.
— Батюшка, при каких заболеваниях вы помогаете? Как отличаете: психическое заболевание у человека или одержимость?
— Во время молебна они сами отличаются. Через мои руки прошло много людей с диагнозом шизофрения, эпилепсия. Выяснилось, что зачастую под этими диагнозами кроется враг рода человеческого. Как говорят врачи, симптомы той же эпилепсии снимаю с помощью Божьей и молитвой. Онкологические больные — сложный вопрос. В моей практике немного случаев излечения.

«Каждый грех — духовная смерть»
…В этом месте сделаю отступление от нашей беседы. И расскажу о своих впечатлениях от приема отцом Валерианом страждущих, при котором довелось присутствовать.
Отец маленького мальчика говорит, что у ребенка врожденный порок сердца. Протоиерей прикладывает к груди дитяти крест и творит молитву. Мужчина в годах, перечислив свои болячки, жалуется, что разговаривает во сне…
Мужчина интеллигентного вида средних лет говорит:
— Батюшка, у меня лейкемия. Я у вас уже был один раз. Когда вернулся домой, то сдал анализы. А они оказались в норме. Врач удивился и сказал, что здесь что-то не так — надо пересдавать анализы. Теперь меня направляют на операцию по трансплантации костного мозга. У меня и донор есть — сестра.
— Я не против врачей, но если восстановились анализы, стоит ли спешить с такой операцией?! — размышляет вслух отец Валериан. — Приезжайте ко мне еще…
Старушка после молитв над нею жалобно причитает речитативом, что она любит всех — и людей, и зверей, и растения, а ее «они» (т.е. бесы) «скубут».
— Архимандрит Петр сказал, чтобы я ночью молилась. Так с меня пот ручьями идет, а я молюсь — стало легче. Мне дверь входную обливают. Все мне завидуют, а я всех люблю…
После ухода бабки священник комментирует:
— Конечно, у нее духовное заболевание, раз на нее «они» нападают. Бабушки занимаются белой или черной магией, а потом удивляются: за что на них нападки идут? Бегут за помощью в церковь.
— И церковь помогает? — интересуюсь.
— Рекомендую, Людмила (батюшка обращается к автору), почитать «Житие и страдание священномученика Киприана и мученицы Иустины». Если коротко, то Киприан был известным чародеем. К его услугам обратился один юноша, возжелавший христианку Иустину. Чародей насылал на нее бесов, но та устояла с помощью Креста Господня и молитвы. Киприан пытался мстить деве, но был посрамлен. Все закончилось тем, что Киприан сжег свои колдовские книги и принял крещение. Киприан и Иустина приняли мученическую смерть за веру.
Пока отец Валериан рассказывает, его внимания дожидается женщина средних лет.
— Батюшка, а если ребенок раньше верил в Бога, сделали ему операцию — не помогло. Он разуверился… — сбивчиво ведет речь посетительница.
— Ребенок — не телок, что родился — и к корове под вымя, — шутит отец Валериан. — Надо за него молиться. Говорите, что из-за неудачной операции ребенок разуверился в Боге? А вы просили благословения у священника на операцию? Соборовали его, причащали? Раньше, когда пациент приходил к врачу, тот в первую очередь спрашивал: получил ли благословение у духовного отца? Человек страдает оттого, что то верит, то впадает в неверие. Стоило Моисею задержаться на горе, как евреи впали в идолопоклонство. Вспомните историю Руси: как только Русь отступала от Бога — так на нее то татары нападали, то фашисты.
— Ребенку уже 19 лет, а он не ходит, — перебивает о своем женщина.
— Вера — дар Божий. И ни для кого не ограничена, а человечество не хочет переступить через свое «я».
Есть притча: Господь шел с апостолами, на их пути сидит человек без ног. «Кто согрешил: он или родители?» — задумались апостолы. Господь говорит: «Если бы у него были ноги, то прошел бы огнем и мечом всю землю…».
Надо 19-летнему ребенку не унывать, а молиться. Уныние — тоже грех, а каждый грех — духовная смерть.
— Батюшка, а почему у нас постоянно совершают кражи? Господь нас за что-то наказывает? — допытывается все та же женщина.
— Если Господь хочет кого наказать, то отнимает у него разум. О кражах скажу так. У человека есть два свободных пути: одни идут по пути Авеля, другие — Каина. В обществе преобладает зависть. Почему у вас постоянно крадут? Подумайте о зависти. Апостолы говорили: не делай того другому, чего не хочешь себе. И еще, если у одного человека кражи постоянно — значит есть у него должок перед совестью, перед Господом.
Озадаченная посетительница уходит.
В образовавшейся паузе вновь подступаюсь со своими вопросами.

«Не уподобляйтесь Миколке-паровозу»
— Батюшка, вы посоветовали женщине молиться за сына. Это как?
— Не до фанатизма. Помните, как Миколка-паровоз: когда дед кланялся перед иконами, то он утюгом стучал по печке. Вера — в простоте. Достаточно соблюдать утреннее и вечернее правило, посещать церковь, читать Новый Завет, житие святых. А то иные иногда начинают мудрствовать и впадают в прелесть. Влезет такой в апостольские правила, где богословы мыслят, или понабирает 20 акафистов, а потом говорит: «У меня иконы светятся». Если жена день молиться только будет, то некогда ей ни стирать, ни готовить.
Господь что сказал? Вера в немногословии. Человек должен верить, что есть Царствие Небесное, и стремиться любить Бога и ближнего, как самого себя. Никого не осуждать. Все происходит по воле Божией.
— Что можно предпринимать для облегчения страданий болящих?
— Не ждать чуда, что произойдет сиюминутно. Потом говорить: я же исповедовался, я причащался.
Есть таинство соборования для болящих. Ко мне приходит знакомый хирург и говорит: «Делаю одну операцию, делаю — вторую. По всем медицинским меркам в обоих случаях пациенты должны жить, а они умирают. Почему?».
Я и объясняю ему: заболели — зовите пресвитера на соборование. Даст Бог —станет лучше, а нет — Господь примет к себе человека без излишних телесных страданий.
Недавно один учитель пригласил к своему отцу. Мучился болящий, а никак душа от тела не отходила. Причастил его, окропил святой водой — у него слезы из глаз пошли. Я только ушел, он и умер спокойно.
— Батюшка, а как давно вы практикуете? И какой самый тяжелый случай был в вашей практике?
— Всякий дар — свыше. Благословение совершать молебен о недужных и страждущих от нечистых сил и оказывать им помощь получил 18 лет назад. В России и Украине отчитки давно практиковались. У нас в Беларуси не было. Чтоб люди не метались — такая служба появилась и у нас.
Тяжелый случай? Многие приезжают не потому, что верят, а из любопытства. В церковь обращаются, как в последнюю инстанцию. Самое тяжелое — вложить в сознание, что надо верить, молиться, причащаться.
…Конечно же, попросила отца Валериана зайти к нему в качестве пациентки в порядке очереди. И только через пару часов вновь попала в уже знакомый кабинет. Скажу одно, по молитвам батюшки как рукой сняло усталость и головную боль, почувствовала бодрость и радость. От отца Валериана выходила около часа ночи, а он продолжал прием болящих.
Людмила ГРИШАНОВА.

С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя Господи Боже наш, Иисусе Христе На сайт Валаамского монастыря valaam.ru периодически поступают вопросы, касающиеся темы экзорцизма или отчитки.
Сегодня вам отвечает насельник Валаамского монастыря иеромонах N:
Чин экзорцизма (отчитки) на Валааме не проводят по причине отсутствия монахов, имеющих дар от Господа его совершать.
Это явление возникло как дар от Господа своим Апостолам для успешной проповеди. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1), то есть изгнание нечистого духа совершалось Святым Духом, Который пребывал на Апостоле.
Апостолы изгоняли бесов не своими силами, а силою Святаго Духа.
Мы допускаем ошибку, когда думаем, что возможность изгнания нечистой силы появилась благодаря тому, что кто-либо составил несколько молитв на эту тему, и чтение данных молитв любым батюшкой творит чудо – изгоняет нечистую силу. Ежели человек так мыслит, значит он пребывает в состоянии духовной прелести.

В древней Церкви для того, чтобы человек мог совершать изгнание беса, провести чин экзорцизма, требовалось два условия: 1 – благословение от Господа, которое проявлялось в даровании человеку этого дара, 2 – благословение от епископа человеку, имеющему дар от Господа. Епископ совершал особый чин – своего рода «рукоположение в экзорциста».
Лишь рукоположение епископа давало право на совершение чина изгнания нечистой силы. Эта дисциплинарная мера была принята с целью ограждения верующих от самозванцев, лжецов.
В настоящее время мы сталкиваемся с таким фактом, что этим занимаются не соблюдающие указанных двух условий, то есть иными словами люди, дерзающие это совершать, допускают двойное нарушение: и дара от Господа они не имеют, и благословение епископа у них отсутствует.
Согласно историческим данным служение экзорцистов как особый вид служения прекратился в пятом веке. Экзорцисты уже не упоминаются, но как проявление индивидуальной святости, благочестивой, праведной жизни, экзорцизм встречается и поныне, и будет в Церкви до скончания века.
Примеров такой святости можно привести великое множество, и всех праведников, обладавших этим даром, объединяют следующие черты:
1) у всех святых было глубочайшее смирение, каждый святой искренне почитал себя недостойным этого дара, когда их об этом просили они отказывались;
2) изгнать демона может лишь тот, кто сам освободился от него, кто очистил свою душу от страстей. Ежели этого нет, значит это, по святителю Игнатию Брянчанинову, «душепагубное актёрство и печальнейшая комедия»;
3) это были единичные случаи: праведники не собирали конференц-залов с указанием часов приёма;
4) изгнание нечистого духа совершалось без специального заклинательного чина: они не вычитывали тех молитв, которые читаются при современных отчитках. Они помазывали святым маслом, кропили Святой водой, давали страждущему приложится к Святым мощам, ограждали Крестным знамением, молились;
5) святые молились о исцелении лишь тех, на которых им указывал Сам Господь, ибо беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения.
Святитель Игнатий Брянчанинов о заклинательных молитвах в одном из своих писем говорил, что они не нужны, поскольку они уже прочитаны над каждым верующим при совершении Таинства Крещения.
Некрещёный для Бога не рождённый
«Письма с острова Валаам (материальная помощь взрослым детям) «
УТЕШЕНИЕ В БОЛЕЗНЯХ, СЛУЧАЮЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. «НЕ ПАДАЙ ДУХОМ, БОГ ПОСТОЯННО ПРЕБЫВАЕТ РЯДОМ С ТОБОЙ И НИКОГДА ТЕБЯ НЕ ОСТАВИТ»
Да ниспошлёт на вас Господь Свою неоскудевающую милость!
иеромонах N .

Отчитка бесноватых — как её проводят? Кто её проводит? Кто такие — бесноватые люди? Обо всём это расскажет протоиерей Дионисий Свечников.

Что такое отчитка?

Как часто приходится сейчас слышать от разных людей один и тот же вопрос – где нам найти священника, который проведет обряд экзорцизма, отчитает бесноватого? Невольно вздрагиваешь в этот момент – неужели стоящий перед тобой человек одержим нечистым духом, или его близкий одержим бесами? Неприятно, но за несколько лет священнической практики приходилось видеть и слышать разное, уже не говоря о том, что читать об одержимых приходится каждый раз в Евангелии. Да и всегда тяжело слышать о чужом горе. Вот и думаю, что стоит немного поразмышлять на тему так называемой отчитки.

Священник Дионисий Свечников

Все мы в той или иной степени подвержены страстям, кто-то ими просто одержим. Источником страсти является лукавый, а человек добровольно принимает его вместе со страстью в свое сердце, понемногу становясь при этом рабом своей страсти. Лукавый действует на человека извне, пытаясь как можно сильнее ввести в тот или иной грех, приручить его к нему. Большинство людей вполне способны, с помощью Божией, и приложив некоторое количество усилий, победить страсть и отвергнуть искушения лукавого (хотя многие люди так и остаются подверженными той или иной страсти всю жизнь). Для этого нужно свободное волеизволение, движение сердца, стремящегося к Богу и отвергающего сатану с его соблазнами. Вспоминаются слова из Евангелия, сказанные Спасителем искушающему Его дьяволу: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Добро было бы каждому из нас, вооружившись этими словами, воспротивиться лукавому, готовому в любой момент поставить нам подножку на пути к Богу!

А что делать, когда человек настолько погряз в страсти, и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а, тем более, приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же подается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление.

Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5).

Людям, одержимым нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.

Однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет

Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.

Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизволения, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).

К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебна. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-Божески, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет? Вряд ли об этом знает священник, ведущий массовую отчитку. На мой взгляд, массовые отчитки не просто недопустимы, они опасны для тех, кто на них приезжает. Господь не проводил «массовых сеансов» исцеления бесноватых, все случаи, описанные в Евангелии сугубо индивидуальны. Неужели современные священники забыли об этом?

Экзорцист

В Древней Церкви был особый церковный чин – экзорцист.

Экзорцисты поставлялись епископами, также как диакона и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа.

Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления» — пишет проф. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего не сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5, 10, 15 раз, не получая исцеления. Да еще и не факт, что большая часть из них действительно является бесноватыми, которые уже не могут контролировать свою волю.

Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви. Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение! Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами, у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молится и постится, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости.

Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этого несчастного, который стал жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек бедняге, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.

Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут какой-нибудь молоденький иеромонах устраивает ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого. Ведь он видит интерес, проявленный человеком и не замедлит подогреть его чем-нибудь покруче.

Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение, и не принесет пользы одержимому.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *