Рабочая программа раздела «Священные страницы родной истории» учебного предмета «Основы православной культуры» (в формате pdf)
Разработана с учётом в соответствии с требованиями пп.1,3,6 ст.87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ) и ФГОС..
В соответствии с концепцией преподавания основ православной культуры в общеобразовательных организациях в содержании этого раздела предусмотрен ряд тематических линий, среди которых:

  • Россия — наша Родина.
  • Введение в православную духовную традицию.
  • Православие в России.
  • Православный храм и другие святыни.
  • Православный календарь. Праздники.

Цель раздела: способствовать формированию у младших школьников таких важнейших духовно-нравственных качеств личности, как патриотизм, любовь к своему Отечеству, своей родной истории и культуре.
В ходе изучения этого раздела учащиеся знакомятся с историческими основами родной православной культуры.

«Священные страницы родной истории» — учебник по основам православной культуры для 4-х классов общеобразовательных организаций (в формате pdf, 17 Мб).
Учебник протоиерея Бориса Пивоварова «Священные страницы родной истории. Исторические основы православной культуры» предназначено для учащихся 4-х классов, изучающих учебный предмет «Основы православной культуры».
История России простирается в глубь веков более чем на тысячу лет. Необъятные земли России защищали миллионы воинов-героев. Красоту родной природы прославили великие русские писатели, художники и музыканты.

Основы православной культуры: современные учебники

Воспитанное веками чувство Родины хранили патриоты России и святые подвижники. Обращаясь к их наследию, учащиеся откроют для себя некоторые священные события родной истории, узнают о том, почему нашей Родине среди многих народов усвоено название «Святая Русь».

Тема 1. РОССИЯ — СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА
Тема 2. СВЯТАЯ РУСЬ
Тема 3. НАШИ ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛИ СВЯТЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Тема 4. КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Тема 5. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Тема 6. СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Тема 7. СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ДЕНЬ ПОБЕДЫ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ
Тема 8. ИКОНА «ТРОИЦА» СВЯТОГО АНДРЕЯ РУБЛЁВА
Тема 9. МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ, ПЕРВОПРЕСТОЛЬНАЯ
Тема 10. МИНИН И ПОЖАРСКИЙ
Тема 11. РАДОСТНЫЙ СТАРЕЦ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Тема 12. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Тема 13. СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РОССИИ
Тема 14. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
Тема 15. ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ ПОБЕДЫ 1945 ГОДА
Тема 16. ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДАТЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В XXI ВЕКЕ
Заключительный урок.

«Православные праздники и традиции» — рабочая тетрадь для учащихся (в формате pdf, 2 Мб).
Иллюстрированная рабочая тетрадь с тестовыми  заданиями для учащихся. Задания составлены для всех уроков, несложные для выполнения, позволяют закрепить пройденный материал.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. НекрасовкаРЕКОМЕНДОВАНА
Методическим объединением
«Родничок»
Протокол от 2.06.2017 г. № 5 СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.В. Ларина/__________/
__________________2017г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ школа-интернат с.НекрасовкаН.Н.Кобылкина/________/
Приказ от 5.06.2017 г. №
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы православной культуры»)
(наименование учебного предмета, курса)
Начальное общее образование, 4 класс
(уровень общего образования, класс)
2017 – 2018 учебный год
(учебный год)
Составила: Федорова Любовь Станиславовна
(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Промежуточная аттестация – творческий проект.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
          Знать/понимать:  
       — основные понятия религиозных культур;        —  историю возникновения религиозных культур;        — историю развития различных религиозных культур в истории России;       —  особенности и традиции религий;        — описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
         Уметь:    
   — описывать различные явления религиозных традиций и культур;       —  устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;       —  излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;       — соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;       —  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;       —  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
— участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
       — готовить сообщения по выбранным темам.
Промежуточная аттестация. Формой промежуточной аттестации выбран творческий проект.
Содержание учебного предмета, курса
34 ч.
Россия — наша Родина (1ч)
Введение в православную духовную традицию (26 ч).
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.

Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса)

Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству (3ч).
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Творческий проект (4 ч)
Подготовка творческих проектов учащихся. Презентация творческих проектов.
Тематическое планирование
№ п/п№ Тема урока Дата
Россия – наша Родина 1 ч. Россия – наша Родина 4-8.09
Введение в православную духовную традицию 26 ч. Культура и религия 11-15.09
Человек и Бог в православии 18-22.09
Православная молитва 25-29.09
Библия и Евангелие 2-6.10
Проповедь Христа 9-13.10
Христос и Его крест 16-20.10
Пасха 23-27.10
Православное учение о человеке 6-10.11
Совесть и раскаяние 13-17.11
Заповеди 20-24.11
Милосердие и сострадание 27-1.12
Золотое правило этики 4-8.12
Храм 11-15.12
Икона 18-22.12
Творческие работы учащихся 25-28.12
Подведение итогов 15-19.01
Как христианство пришло на Русь 22-26.01
Подвиг 29-2.02
Заповеди блаженств 5-9.02
Зачем творить добро? 12-16.02
Чудо в жизни христианина 19-22.02
Православие о Божием суде 26-2.03
Таинство Причастия 5-9.03
Монастырь 12-16.03
Отношение христианина к природе 19-23.03
Христианская семья 2-6.04
Любовь и уважение к Отечеству 3ч. Защита Отечества 9-13.04
Христианин в труде 16-20.04
Любовь и уважение к Отечеству 23-27.04
Творческий проект 4 ч Подготовка творческих проектов учащихся 30-4.05
Выступление учащихся со своими творческими работами 7-11.05
Промежуточная аттестация. Выступление учащихся со своими творческими работами 14-18.05
Презентация творческих проектов 21-25.05

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Андрей Кураев Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса)

Православие как одно из основных направлений христианства, особенности его формирования и современное состояние в России. Понятие и происхождение религии в православном вероисповедании. Божественное Откровение как элемент христианского мировоззрения.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

  • Православие как религиозное направление христианства

    История религии на территории восточно-православной цивилизации. Сравнительная характеристика православия и католицизма. Структура православной церкви. Молитвы и наиболее известные Святые. Старославянский язык. Взгляд на мир сквозь призму православия.

    доклад , добавлен 27.10.2012

  • Религии современного мира

    Исследование религии как исторического феномена. Общая характеристика христианства, ислама и буддизма, особенности их направлений, догматов, священные книги. Специфика направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2011

  • Распространение христианства в России

    История возникновения христианства в Европе и Руси. Описание его основных конфессий: католицизма, православия, протестантизма. Особенности их вероисповеданий. Статистические показатели распространения мировой религии по регионам и населению России.

    реферат , добавлен 30.01.2016

  • История и теория религии

    Понятие и сущность религии, оценка ее роли и значения в развитии человеческого общества, предпосылки и история становления разнообразных течений. Происхождение христианства и его идейные истоки, особенности и этапы формирования данной религии в России.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

  • Основы христианского вероучения

    Христианство. Возникновение и распространение. Основы христианского вероучения: семь основных таинств, основные праздники христианской религии. Распространение христианства: во Франции, Германии, в США. Христианство в наши дни.

    реферат , добавлен 04.12.2006

  • Основные разновидности христианства (православие, католицизм, протестантизм): их специфика и роль в формировании социокультурных различий

    Становление христианства как противоречивый процесс, порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. История и современное состояние православия. Особенности вероучения и культа католицизма. Основные идеи протестантизма.

    реферат , добавлен 06.11.2012

  • Процесс становления и направления христианства

    Исследование процесса становления христианства как крупнейшей мировой религии, основанной на жизни и учении Иисуса Христа. Причины возникновения и развитие современных направлений христианства. Вероучение Русской православной церкви и христианские обряды.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2011

  • Особенности византийского христианства

    Первый христианский император. Церковь в период правления Константина I, политические мотивы в отношении христианства. Победа христианской религии в Византии. Западное и восточное христианство в Римской империи в период праскола.

    Результаты поиска по запросу: «Основы православной культуры 4 класс учебник»

    Православие и католицизм.

    реферат , добавлен 20.01.2009

  • Становление и развитие христианской веры

    Религия как основа морали и правовых отношений, эстетических и нравственных идеалов. Возникновение христианства и Православной церкви. Вселенские Соборы, суть христианского вероучения. Основы православной веры. Окружающий мир как источник знаний о Боге.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

  • Христианство

    Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.

    реферат , добавлен 17.02.2008

  • Не так давно патриарх Кирилл жаловался, что, мол, во многих регионах России родителям не дают права выбирать нужный модуль в рамках ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики).

    Слова патриарха:

    "Есть и "уникальный", можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения президента, правительства, министерства образования и науки"

    В общем, церковникам не нравится, что есть люди, которые не выбирают их курс.

    Стоит лишь напомнить, что курс «Основы православной культуры» наименее соответствует государственным стандартам школы, т. е. он не светский, а миссионерский. Дело в том, что другие учебные пособия писали в основном люди компетентные, тогда как учебник по ОПК писал священник-миссионер! Поэтому если нужно что-то изучать, то лучше выбрать другой предмет, а если нужно промывать мозги православной пропагандой, то, конечно, ОПК подойдет. Вот пример, как проходят уроки ОПК в «светской школе» — https://www.youtube.com/watch?v=agPFRgc458A

    Теперь о гонениях. Стоит привести слова Ольги Розенберг, которая была на родительском собрании, где «выбирали» модуль для учеников:

    «Пишу по горячим следам. Пока ОЧЕНЬ зла. Только недавно пришла с родительского собрания. Призвали нас по поводу того, что на будущий год у наших детей начнется чудесный предмет ‘основы религий и светской этики’. Мы должны были сделать выбор, что будут изучать наши дети. Каждый решает за своего. Собрали нас в актовом зале. Сразу напряглась, увидев что в зал входит православный священник (ни раввина, ни муллы, ни буддийского монаха не было), но промолчала. До сих пор жалею. Сначала была видеопрезентация. По идее, должны были показать учебники, с кратким их описанием, по всем шести модулям (православие, ислам, иудаизм, буддизм, основы светской этики и основы мировых религий). Показали только три. Первым был основы светской этики, показывают оглавление учебника (там про мораль, любовь к Родине и т.п.), внизу красной строкой: "учебник не освещает заявленные темы". Потом показали учебник по мировым религиям. В оглавлении язычество, иудаизм, буддизм и так далее. Красная строка внизу: "слишком сложно для 4 класса". Потом учебник православия (разрешите не описывать). Никаких красных строк, учебник признан идеальным!»

    В общем, интересно получается. Патриарх Кирилл, значит, жалуется на «гонения» и теперь вот родителям навязывают православный культ. Мол, другое все хотя и есть для галочки, но все же изучать надо именно ОПК. Конечно, комментарии экспертов родителям никто не показал. Вот, к примеру, слова доктора философских наук РАН А. В. Смирнова:

    «Учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ в части двух статей: статьи № 14, объявляющей РФ светским государством, и статьи № 13, запрещающей навязывание какой-либо идеологии. Учебник агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству»

    Ну ладно, показали и показали. В конце концов, вряд ли можно всех сразу обмануть какой-то нелепой презентацией. Но после этого началось:

    Далее встал поп. Час вещал. Из наиболее запомнившегося:
    — Сколько в России мусульман, буддистов и прочих? Понятно же, что мы православная страна.
    — Только православие способно воспитать человека.
    — В Библии написано Исаак родил Исава, и так далее. Это необходимо для знания своих корней (ничего, что это история МОЕГО народа, и православие тут не при чем?)
    — Вся мировая мораль — это христианство.
    — Даже представителям иных конфессий я рекомендую выбрать православие.

    Важно лишь напомнить, что федеральный закон «О свободе совести» четко гласит, что российское государство:

    «обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»

    И здесь совершенно ясно, что данные принципы нарушаются, причем это, скорее всего, не инициатива школьных работников, а указ сверху, поскольку после выступления патриарха Кирилла в Госдуме оперативно признали теологию наукой и стали готовить курс ОПК для всех классов школы.

    Понятно, что такой подход к образованию реально может создать очень много проблем. Ну а желание чиновников простое – нужная идеология. Хотя, с другой стороны, когда речь заходит о кризисе, то они говорят о том, что разумно вообще ликвидировать школы.

    Например, не так давно в интервью Соловьеву один из главных политических деятелей РФ Шувалов ответил интересно:

    Соловьев: почему в антикризисном плане правительства нет структурных изменений?

    Шувалов: на них не готово общество. Разве мы готовы тотально закрывать школы? Это было бы эффективно с точки зрения здравого смысла. Но на это не готово общество.

    Для чиновников вообще логично ликвидировать бесплатное образование с точки зрения «здравого смысла». Но поскольку этого не делают разом, понятно, что опасаются последствий. Ну а поскольку расходы на образование увеличиваются, а эффективность снижается, то можно сделать вывод, что процессы, которые происходят сегодня, это именно намеренные действия бюрократии. Чиновники не заинтересованы в образованном населении.

    Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник / Кураев

    Собственно, и экономика уже не особенно нуждается в таком образовании. Отсюда и влияние религии. Так что если ОПК со вренем введут во всех классах, то удивляться этому не стоит.

    В самом конце Ольга написала:

    «Разошлись по классам, чтоб написать заявление и выбрать модуль. Учительница склоняла нас к православию (типа самый разумный учебник). Что написали все не знаю. Я написала заявление на мировые религии. Сказала, что еврейке-атеистке не к лицу позволять закладывать сыну христианство в голову. Мне правда заявили, что учителей на данный модуль нет. Сразу же написала заявление директору, чтоб предоставила. Не сможет — буду воевать с департаментом образования. Мне не привыкать. Христианства рядом с моим ребенком не будет»

    Вот такой «выбор». Логика патриарха понятная. Он возражает против того, что в некоторых регионах редко выбирают православие, но против такого навязывания он, ясно, не возражает. Для него это в порядке вещей. Это даже, можно сказать, традиции православия.

    Ну а деятельность педагогов – не только самодискредитация, но и нарушение многих законов РФ. От 14-й статьи конституции до законов «Об образовании». Например, в статье 48 указано:
    "Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации"

    Собственно, что очевидно, когда вводили курс ОРКСЭ, понимали, чем все это может закончиться. Поначалу так вообще планировалось ввести только православную культуру, но затем под давлением общественности все же пошли на компромиссы, в надежде на то, что все-таки большинство выберет ОПК. Но большинство выбирает «Светскую этику», так что православный культ в школах, как видно, навязывают теперь активнее.

    Цель религиозного проповедника хорошо обозначил Александр Крайнев:

    "Цель религиозного проповедника – убедить человека воспринимать вымышленную модель главного религиозного персонажа, бога, и всего, что с ним связано – мифы, обычаи, ритуалы – как естественную часть повседневной жизни. Инструментом такого внедрения является церковная организация – структура, стремящаяся действовать «внутри» обихода, проникая во все сферы жизни людей, «сакрализируя» их, т.е. подспудно привнося в них вымысел о «божественном промысле», якобы присутствующем и действующем всегда, везде и во всём. Чем в более раннем возрасте начинается такое внедрение, тем глубже религиозный обман проникает в сознание и прочнее в нём закрепляется – отсюда желание церкви проникнуть в школы и в другие детские учреждения".

    Ну и цель чиновников тоже ясна, поскольку такие люди, очевидно, готовы не только верить в говорящую змею и проч., но и подчиняться попам, которые, в свою очередь, работают исключительно в интересах чиновников. Именно поэтому в списке грехов от РПЦ считает грехом и отказ от служения в армии, и посещение оппозиционных митингов, и непочтительное отношение к властям и т. д. и т. п.

    21.11.2014| Милица|3 комментариев

    Гдз по основы православной культуры 4 класс кураев ответы на вопросы

    У нас вы можете скачать книгу гдз по основы православной культуры 4 класс кураев ответы на вопросы в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf!

    Портфолио педагогической деятельности учителя начальных классов Зарецкой О. Презентация к уроку "Весенние изменения в природе". Воспользуйтесь поиском по нашей базе из материалов. Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта. Найдите подходящий для Вас курс. Курсы курса повышения квалификации от 1 руб. Курсы курсов профессиональной переподготовки от 5 руб. Курсы 16 курсов дополнительного образования от 1 руб.

    Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы. Просмотр материала разбит на страницы. Зарецкая Оксана Ивановна Начальные классы 4 класс Конспекты. Методическая работа по математике на тему "Умножение и деление на двузначное и трехзначное число" Проект "Птицы Тверской области" Презентация к уроку "Весенние изменения в природе" Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарий Для того чтобы задавать вопросы нужно авторизироватся. Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность. Сертификат о создании сайта Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта.

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта "Инфоурок" Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту. О нас Пользователи сайта Обратная связь Сведения об организации Наши баннеры.

    Адрес редакции и издательства: Верхне-Сенная, 4, офис Жаборовский 8 info infourok. В итоге остается чистое доктринальное тело урока. Но пока сам учебник получается не очень недетский. Я очень надеюсь, что, когда кончится эксперимент, мы все-таки сможем отстоять свое видение того, каким должен быть этот учебник. Ведь если взять любые другие учебники класса, то там на урок отводится страниц. В тех параметрах, в которые загоняют нас, не работал ни один педагог.

    Дети, которые будут учить ОПК в отличие от тех, кто учит светскую этику? Вот все говорят, что детей надо воспитывать толерантно. Но у нас в России толерантность обычно кончается там, где начинается православие. Представим школу, где православных детишек меньшинство, скажем процентов детей ходят на уроки ОПК, 70 процентов — на уроки светской этики. Мы-то не говорим, что мы самые толерантные, терпимые и все такое.

    Вот мы и посмотрим, как они свои лозунги реализуют. Это любовь к человеку. А для того, чтобы любить человека, необязательно быть атеистом. Отец Андрей, спасибо за то, что вы делаете то, что делаете. Скажите, как быть с кадрами, ведь ОПК случится преподавать и учителям русского языка — возможно атеистам, богоборцам, людям старой закалки или нет?

    Я думаю, что автору любого учебника есть на что пожаловаться. Любой автор знает о пропасти между тем, о чем ему мечталось, когда он писал свой учебник, и тем, во что это вылилось в конкретной й школе. И курс ОПК не будет исключением.

    Разные люди будут к нему прикасаться и очень по разному будет у них получаться. Но многое зависит от самого учебника. Удастся ли его сделать таким, чтобы дети даже при самостоятельной работе могли хотя бы что-то оттуда выносить.

    Что же касается педагогов, то при составлении учебника я заранее рассчитывал на то, что преподавать будут люди, для которых скорее всего тема православия в новинку, а то и в диковинку. Мы не можем подбирать преподавателей. Но мы имеем право надеяться и даже требовать, чтобы преподаватель любил малышей и свою профессию.

    Таким педагогам я хочу помочь. Вот есть некая Марьиванна, которой пришлось вести наш курс. В собственно православной тематике она не очень ориентируется.

    В то же время педагог не имеет права терять лицо перед детьми. Вот для таких Марьиванн в каждый урок я стараюсь вставлять такие сюжеты и вопросы, которые позволяли бы педагогу при желании увести разговор на какую-то просто этическую тему — отношения в школе, в классе, между ребятами и так далее. Даже если это будет только так — это уже хорошо. Задача курса в том, чтобы традиция разговора на этические темы вернулась в наши школы.

    Пусть детишки хотя бы об этом поговорят вместе с учителем. Но при этом все равно название предмета будет православным, учебник будет приводить слова Писания и святых отцов, в неме будут иконы И детям будет понятно, что норма добра связана с миром православия. Даже если светский педагог не сможет объяснить какие-то конфессиональные нюансы и акценты, эти уроки все равно смогут оставить у детей, а, может быть, и у их родителей ощущение того, что мир добра связан с Евангелием.

    Как он может вывернуть наизнанку все тоже знаю. Опытный педагог-атеист — страшная сила. Не породит ли учитель-атеист на уроках ОПК людей себе подобных? Выбор должен быть не только перед родителями. Выбор должен быть и перед учителями.

    Не хочешь — не берись. Ну есть же вполне понятное правило — не надо писать диссертацию по сюжету, который тебе противен. Если ты терпеть не можешь Достоевского, зачем тебе брать его темой своей научной работы? Если у педагога аллергия к православию — не берись. Родители все время должны расспрашивать детишек о том, что происходит на этих уроках. Дети же должны стать передатчиками полученной информации из школы в семью.

    Действительно православные семьи смогут транслировать происходящее местному священнику, затем в епархию и так до верха. Успех эксперимента во многом зависит от активности епархии — будет ли она отслеживать, что реально происходит в каждом классе, в каждой школе. Вот в Ставрополье, по первым опросам, проведенным департаментом образования, шестьдесят с лишним процентов детей и родителей высказались за проведение уроков светской этики и совсем немножко за православие.

    Но епархия вмешалась и потребовала заново опросить народ. И результаты опросов были ровно противоположными — 65 процентов за то, чтобы было ОПК. Вы хотите самовыразиться и намерено идете на конфликт? И еще вопрос по учебнику: Вы написали скорее хорошую книгу для полуправославного учителя который как и большинство граждан лишь называет себя православным , к которой Вы легко наберете цитаты из философов и богословов.

    Знакомы ли Вы с учебниками Шевченко, по которым уже давно ведется преподавание и как Вы к ним относитесь, или же Вы вообще никогда не интересовались тем, как преподается православие в российских школах? Роман Лункин — Самовыражаться мне как-то и поздно и ненужно: Если мне что-то нужно сказать — проблем с местом публикации также у меня нет. Что же касается соавторства, то я всегда считал это чисто личным делом. Вот если я стану напрашиваться, чтобы Вы взяли меня в соавторы вашей книги, вы бы в ответ промолчали, а я стал бы по этому поводу закатывать истерики — как бы Вы расценили мое поведение?

    Почему я должен быть соавтором человека, который публично и сейчас заявляет: Да и староверы отнюдь не едины. Если взять в соавторы белокриницкую ветвь, то на каком основании отказать беспоповцам? А имя Иисус как будем писать? Так что не я виноват в отсутствии нашего сотрудничества. Вот передо мной статья главных министерских идеологов нашего проекта: В ней нет слов картина, музей, икона, памятник культуры.

    Традиционные ценности, присваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность которая есть всего лишь отношение к чему-то , а способ ее применения личностью в определенных жизненных условиях. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла.

    Содержание Предмета создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разно-предметного гуманитарного учебного содержания в средней школе.

    Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Предмет создает начальные условия для освоения обучающимся российской культуры. Понятие "духовная традиция" обозначает взаимосвязанное множество идеалов, нравственных установок и ценностей, моральных норм, передаваемых от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.

    Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, в светском — морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа. Основная педагогическая задача — сформировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "религия", "гуманизм", "духовность", "традиция".

    Основная педагогическая задача — сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек. Вот из его ЖЖ: Я не считаю себя вправе ни миссионировать детей, ни учить их быть честными ребятами, переводить бабушек через дорогу и вообще становиться тимуровцами.

    То есть не о картинах и музеях, а именно об основах, то есть системе мировоззренческих убеждений и нравственных ориентаций православного человека. Очень точно сказал автор иудейской части курса помощник главного раввина Берла Лазара Андрей Глоцер: Нетрудно заметить, что 1 концепция учебника А. Муравьева несовместима с моей и поэтому тоже соавторство было невозможным ; 2 концепция А.

    Основы православной культуры. 4 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2

    Муравьева не поддерживается как минимум авторами еще двух модулей иудейского и этического ; 3 концепция А.

    Муравьева находится в прямом противоречии с тем, что говорит программная статья тех специалистов, которым Министерство поручило разрабатывать концепцию курса. Культурология не равна искусствоведению. Поскольку же была попытка навязать А. Муравьева мне в соавторы, я имел возможность ознакомиться с некоторыми его наработками. Чтобы достигнуть духовного прозрения и научиться быть мистиком, православные христиане утомляют тело постами и молитвой и стремятся избавиться от страстей и чрезмерных привязанностей к вещам и людям Прочитайте эти вдохновенные муравьевские строки из первого урока глазами родителей.

    И это был поток прямо вероучительных тезисов. Про учебники Шевченко речь шла выше. Your IP address will be recorded. Recommend this entry Has been recommended Surprise me. Log in No account? Post a new comment Error. We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post We will log you in after post Anonymously.

    Your reply will be screened Your IP address will be recorded. Post a new comment.

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *