Нравственные ценности христианства. Историографический обзор
Оглавление
Введение
1. А. Кураев «Дары и анафемы»
2. Н. Н. Глубоковский «Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам»
3. В. Кумыш «Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования»
4. Свт. Григорий Нисский «О блаженствах»
5. Игумен Филарет «Конспект по Нравственному богословию»
Заключение
Введение
Нравственные ценности христианства сыграли и играют в истории человечества огромную роль. Ими руководствовались многие государства (например, Византия). Они заложили фундамент для многих нравственных систем нашего времени.
Наиболее важным источником по изучению нравственных ценностей христианства является Новый Завет. Евангелие и Апостол – это самые доступные для простого народа книги, так как они читаются практически за каждым богослужением. На протяжении 1-го года Новый завет за богослужением прочитывался полностью. Каждое богослужение сопровождалось проповедью, которая представляет собой толкование на тот или иной отрывок из Нового завета. Так эта книга на протяжении веков формировала нравственные ориентиры христиан. Поэтому для историографического обзора я выбрал три книги, которые являются толкованием на ключевые места Нового завета – на Нагорную проповедь, на Заповеди блаженств и на послание апостола Павла к Галатам. Особое место занимает труд Григория Нисского «О блаженствах», т.к. автор является одним из самых авторитетных учителей церкви.
Для обзора я также выбрал труд А.Кураева «Дары и анафемы» для того чтобы понять новизну нравственных ценностей христианства в сравнении с языческими ценностями.
В последнюю очередь я сделал обзор «Конспекта по Нравственному богословию», который является систематическим и полным изложением христианского (православного) понятия о нравственности и науки о ней.
1. А. Кураев «Дары и анафемы»
А. Кураев, диакон. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге III тысячелетия. Изд-во Московского подворья Св.;Троице-Сергиевой Лавры. – М., 2001, 445 с.
Автором данной книги является диакон Андрей Вячеславович Кураев, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор Московской Духовной Академии, известный российский миссионер и публицист. Он также является автором других книг и статей, связанных с современными церковными проблемами. Кураев значительную часть своих трудов посвятил и античному христианству. Одной из таких книг является книга «Дары и анафемы». В ней автор дает оценку того, что нового христианство принесло в мир, какие ценности античной цивилизации предало анафеме, какие – сохранило, а также какие ценности предложило впервые. В названии книги подчеркивается, что она является попыткой осмыслить христианские ценности на пороге III тысячелетия, то есть, в наше время. Объектом авторского изучения является античное, а не современное, христианство, но автор пытается связать и провести параллель античные христианские ценности с современными. Каждая из глав (их всего 13) является попыткой дать ответы на определенные вопросы.
Сравнивая языческие и христианские ценности, автор использует следующие источники:
1. Античная литература. Чтобы понять мировосприятие древних греков и римлян, необходимо изучить их литературу и мифологию. В них наиболее ярко отражены нравственные ценности языческой религии.
2. Лингвистические источники. Очень часто случается, что в одно и то же слово люди разных эпох вкладывают разный смысл. Поэтому автор приводит этимологию греческих и латинских слов, которые являются ключевыми в той и другой культурах.
3. Библия. Наиболее важным источником по изучению христианства автор считает Библию, особенно Новый завет.
4. Творения святых отцов. Их автор использует при характеристике толкования и раскрытия христианского учения. Наиболее часто автор ссылается на Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и др.
5. Исследования ученых в области богословия, философии, культурологии, религиоведения, касающиеся этой темы.
В качестве основных тезисов книги можно выделить следующие:
1. Христианство принесло в мир:
А) Право прямого обращения к Богу (идея личностного Бога).
Б) Христианство вернуло людям серьезное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор.
В) Христианство позволило людям иначе взглянуть на самих себя (человек не микрокосм, а макрокосм, т.к. он, в отличие от Вселенной, обладает душой и самосознанием).
Г) Мир, который люди открыли внутри себя, оказался богаче, чем тот мир, который окружал их снаружи.
Д) Человек является не только частью природы, но и своим по отношению к Богу.
Е) Христианство вернуло людям любоваться природой, т.к. признает ее результатом Божьего творения.
Ж) Христианство создало необходимые предпосылки для рождения науки (согласно языческой религии, например, планеты – это боги, а согласно христианству они являются не более чем небесными телами, и поэтому могут быть объектами исследования для астрономии).
2. Важнейшей христианской ценностью является любовь. В христианстве даже сам Бог отождествляется с любовью.
3. Важной ценностью и целью христианской жизни является достижение вечного блаженства, которое также состоит в любви Богу и ближним.
2. Н. Н. Глубоковский «Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам»
Н. Н. Глубоковский. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София (Болгария), 1935. 216 с.
Автором данной книги является Н.Н. Глубоковский, заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. Книга написана в начале ХХ века в Болгарии.
Что касается жанра книги, то его можно определить как толкование на Священное Писание. Этим занимается такая наука, как экзегетика (герменевтика).
Книга является толкованием на одно из посланий апостола Павла – послание к Галатам. Апостол Павел является одним из основателей христианства. Он – предполагаемый автор 13-ти посланий (примерно половина Нового Завета). Он известный миссионер, впервые выдвинувший идею проповедовать христианскую религию не только иудеям, но и язычникам. Послание к Галатам является важным источником по изучению нравственных ценностей христианства, т.к. в нем наиболее выражен христианский взгляд на такую общечеловеческую ценность, как свобода. В V – VI главах апостол дает практические советы в плане нравственности.
Книга состоит из 6 частей. В 1-й части Н.Н. Глубоковский дает краткие сведения о Галатии, о проживающем там народе, о миссионерской деятельности ап. Павла в Галатии, о времени, месте, обстоятельствах написания послания, о его подлинности.
Во 2-4 главах автор дает непосредственное толкование на каждый стих послания. Все послание он разделяет на 3 смысловые части:
1. Гл. 1 – 2. Благовестнический авторитет Павла по происхождению и достоинству его апостольства.
2. Гл. 3 – 4. «Евангелие» Христово у апостола Павла.
3. Гл. 5 – 6. Нравственное учение апостола Павла об истинно-христианской жизни.
В качестве источников, которые использовал автор, можно выделить следующие:
1. Послание ап. Павла к Галатам.
2. Другие послания ап. Павла, Новый Завет.
3. Толклвания святых отцов (И. Златоуста, Ф. Болгарского) на послание.
4. Труды своих предшественников по данной теме.
Н.Н. Глубоковский находит и рассматривает в послании к Галатам апостола Павла следующие нравственные ценности:
1. Благодать. В отличие от Ветхого Завета, в котором важнейшей ценностью был закон и его буквальное исполнение, в христианстве, по мысли апостола, такой ценностью является благодать.
2. Единство всех людей во Христе. (Гал. 3:28)
3. Свобода. В послании к Галатам дается подробная интерпретация христианской свободы. Согласно ап. Павлу, ветхозаветная праведность – это рабство и подчинение Моисеевому закону, который никто не может исполнить в полной мере. Христианская свобода же является свободой от буквального исполнения закона. В Ветхом завете отношения между людьми и Богом можно определить как отношения подданных и Законодателя, в Новом завете – как отношения детей и Отца.
4. Вера. Апостол утверждает, что вера ценнее исполнения обрядов (Гал. 5:6).
5. В стихах 22 – 23 5 главы апостол перечисляет основные нравственные ценности: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
3. В. Кумыш «Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования»
В. Кумыш, священник. Нагорная проповедь Спасителя. Опыт истолкования. Изд-во Московской Патриархии, 1997. 52 с.
Автором этой книги является священник Владислав Кумыш.
Нагорная проповедь Иисуса Христа является сердцевиной христианского нравственного учения. Она написана в расширенном виде в Евангелии от Матфея (гл. 5-7) и в сокращенном виде в Евангелии от Луки (гл.6). В Евангелии от Матфея Нагорная проповедь содержит в себе заповеди блаженств, отношение к Моисеевому закону (к заповедям «не убей», «не прелюбодействуй»), отношение к разводу, соблазнам, клятвопреступлениям, мести, к любви к врагам, к милостыни, к посту, к молитве, к суду и т.д. Нагорная проповедь помогает понять христианское учение, а вместе с тем и его нравственные ценности.
Автор дает краткое истолкование Нагорной проповеди И.Христа по Евангелию от Матфея.
Кроме самого текста Евангелия, автор также использует произведения Василия Великого, Макария Египетского, Серафима Саровского, Кирилла Александрийского, Иоанна Лествичника и др.
Основные тезисы книги:
1. Христианскими ценностями и источниками блаженства являются: нищета духа, плач, кротость, жажда правды, милость, чистота, миротворчество.
2. Целомудрие является важнейшим показателем уважения к человеческой личности.
3. Брак является школой христианской любви, в которой человек через постоянный самоотказ должен обрести самого себя.
4. Ценностью в христианстве является также и любовь к врагам. Заповедь «возлюби ближнего твоего» в христианстве обретает новый смысл. Ближний – это не друг, не родственник и даже не единомышленник. Ближний – это тот, кому «я могу помочь здесь и сейчас». В таком положении может оказаться кто угодно, даже враг. Поэтому заповедь о любви к врагам логически вытекает из христианского понимания любви к ближнему.
4. Свт. Григорий Нисский «О блаженствах»
Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. М., 1997. 127 с.
Автором данного труда является святитель Григорий Нисский (ок. 332 — 395) — отец Церкви, философ и богослов, младший брат свт. Василия Великого. С 372 г. – епископ Нисский (в 376-378 низлагался арианами). Участник II Вселенского Собора. Автор т.н. «Большого Катехизиса», в котором завершил учение Каппадокийцев о Святой Троице и о Лице Иисуса Христа. Оставил много экзегетических и нравственно-аскетических сочинений. В своем богословии испытывал влияние Оригена.
Таким образом, данный труд отличается от предыдущих рассматриваемых трудов тем, что он написан в Византии в античные времена (4 век), когда учение Церкви только начинало закреплятся в догматах Вселенских соборов. Григорий Нисский является одним из самых авторитетных учителей Церкви наряду с Василием Великим и Григорием Богословом (они трое вместе называются Великими Каппадокийцами). Труды Великих Каппадокийцев имели большое влияние на вероучение как Восточной, так и Западной христианской Церкви.
Данный труд является экзегезой (толкованием) на важнейшую часть Нагорной проповеди – на заповеди блаженств. Труд написан в жанре «слов», которых всего 8, по числу заповедей блаженств. Каждое «слово» — это рассуждение об одной заповеди. Автор дает толкование на ключевые слова заповедей, затем задает вопросы, которые могут возникнуть при первом прочтении текста, затем использует логические и житейские примеры для понимания заповеди. После этого он приводит параллельные места из Библии, которые повторяют мысль заповеди либо могут помочь понять ее глубже. В конце каждого «слова» он дает краткие наставления читающим и завершает кратким славословием.
Автор в 1 слове дает определение блаженства. «Блаженство, по моему рассуждению, есть объем всего, что представляется как благо, в котором нет недостатка ни в чем согласном с добрым пожеланием». То есть, блаженство – это то же, что и ценность, причем именно нравственная ценность, так как все заповеди блаженств касаются нравственной сферы.
Рассмотрим толкование Григория Нисского отдельных заповедей блаженств.
1. Нищета духа понимается как смиренномудрие, т.е. способность видеть себя таким, каким ты есть.
2. Кротость понимается как способность быть медлительным на проявление дурных качеств характера (гнева, раздражения, зависти, отчаяния…), т.е. возможность вовремя остановиться и пресечь проявления своих страстей.
3. Плач логически вытекает из предыдущих 2-х заповедей и является скорбью о своем несовершенстве. Эта скорбь, по мысли автора, является проявлением не отчаяния, а попыткой стать более совершенным.
4. Голод и жажда правды понимается как ненасытимое стремление к истине. В заповеди дается обетование: ибо они насытятся. То есть, тот, кто стремится к правде, тот ее достигнет, ведь правда непреходяща (в отличие, например, от земных вещей – пищи, славы, богатства, которые могут быть потеряны).
5. Милость понимается как способность любить других как самого себя. Миловать других – то же, что миловать себя.
6. Чистота сердца понимается как неомраченное страстями и пороками состояние человека, которое позволяет ему причащаться к тайне Божества.
7. Миротворчеством автор считает способность нести окружающим мирное состояние духа, причем не с целью избежания конфлитков, а искренно, естественно.
8. Быть изгнанным за правду также является определенной ценностью христиантсва, так как это является признаком серьезного отношения к своим принципам и совести. Григорий Нисский понимает эту заповедь как возможность не жить принципами нечестивых людей, быть как бы вдали от них.
5. Игумен Филарет «Конспект по Нравственному богословию»
Филарет, игумен. Конспект по Нравственному богословию (по кн. «Христианская жизнь» прот. Н.Вознесенского). М., 1990. 110 с.
Автором данной книги является игумен Филарет. Книга представляет собой конспект по Нравственному богословию. Нравственное богословие – это богословская дисциплина, преподаваемая в православных духовных учебных заведениях, которая изучает религиозно-нравственную сторону христианства. Конспект представляет собой краткое и систематическое изложение курса данной дисциплины. Для историографии она полезна в первую очередь такими качествами, как полнота, точность и систематичность.
Книга состоит из 30-ти кратких глав и приложения. В 1 главе автор излагает христианский взгляд на само понятие нравственности, нравственного закона и совести, которые являются неотъемлемыми частями человеческой природы. 2 глава посвящена раскрытию понятия «грех», классификации и стадий грехов, их причин и источников. В 3 главе, напротив, раскрывается понятие «добродетель». В 4 главе автор различает нравственный (свойственный человеку) и богооткровенный нравственные законы, и выделяет два вида последнего – Моисеев закон и Новозаветный закон. В 5 главе автор раскрывает вопрос о свободе воли, сравнивает концепции детерминизма и индетерминизма и приходит к выводу, что человек всегда свободен в своем выборе между добром и злом. В остальных главах автор непосредственно раскрывает обязанности христианина. Он выделяет три рода обязанностей:
1. Обязанности к себе (гл. 6 – 16):
2. Обязанности к ближним (гл. 17 – 25);
3. Обязанности к Богу (гл. 26 – 30).
Раскрывая обязанности к себе, автор сначала дает определение личности. Затем выделяет такие христианские качества, как смирение, духовный плач и правдолюбие. Затем раскрывает христианское понимание покаяния, которое неотделимо от важнейшей христианской ценности – любви. При этом автор приводит в качестве примера евангельскую притчу о блудном сыне, что показывает, что отношения между Богом и человеком можно сравнить с отношением отца и сына. Затем автор показывает путь спасения человека, который он видит в церковных таинствах, а также касается темы соотношения участия Бога и участие самого человека в его спасении. Затем автор раскрывает значение для человека развития его способностей – ума, воли, эстетических и религиозных чувств, а также значимость светского и духовного образования. В качестве обязанностей автор выделяет самовоспитание и труд. Также дает характеристику таким порокам, как разврат, пьянство, сребролюбие, самоубийство и др.; раскрывает их сущность, причины и последствия, показывает способы их преодоления.
Приступая к описанию обязанностей к ближним, автор дает интерпретацию христианской справедливости. Затем выделяет в качестве пороков ложь, лицемерие, зависть, гнев и др. Автор также дает христианское понимание личной и общественной благотворительности, почитания власти, патриотизма, описывает обязанности человека в семье и обществе. В качестве основополагающей нравственной ценности христианства автор ставит любовь. В 21 главе он раскрывает сущность христианской любви, опираясь на знаменитый гимн любви – 13-ю главу 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. В 24 главе показывает христианскую позицию по отношению к войне. 25 глава посвящена сравнению идеологий христианства и коммунизма.
Среди обязанностей по отношению к Богу автор выделяет богопознание, молитву, соблюдение праздников и постов. Основопологающим принципом отношений Бога и человека автор считает любовь, и показывает тесную взаимосвязь между тремя видами любви – по отношению к себе, к ближним и к Богу.
Заключение
В ходе обзора я пришел к выводу, что наиболее важной нравственной ценностью христианства является любовь (к Богу и к ближним). Также важными ценностями являются смирение, кротость, миротворчество, справедливость, чистота сердца, свобода, вера, воздержание и др.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)»

Осетинский советский поэт и литературовед Иван Васильевич Джанаев (Нигер) является талантливым продолжателем литературных традиций K.JI. Хетагурова (1859-1906). Свою жизнь и творчество, связанные с советским периодом отечественной истории, когда стихи, в основном, были насыщены пафосом революционной борьбы и социалистического строительства, И.В. Джанаев (Нигер) посвятил обогащению осетинской поэзии новыми формами и содержанием, больше обращенным к истории и традициям Осетии.

Исследователи осетинской литературы (Х.Н. Ардасенов, Д.А. Гиреев, Г.З. Калоев, С.Т. Марзоев, Р.К. Тедеев и др.) считают, что до XX века в жанрах лирической поэзии и вообще малых форм осетинскими поэтами об историческом прошлом своего народа, своей страны было написано мало произведений. Тематика старины была излюбленным предметом изображения обычаев и быта горцев в поэмах, стихотворных драмах, сказаниях и песнях. В прозе появлялись немногочисленные литературные записи преданий о героической, полной отваги и мужества жизни старой Осетии.

После октября 1917 г. некоторые поэты полагали, что раз свергли царя, прогнали его наместников, система управления перешла в руки пролетариата, то старый мир моментально и бесследно должен кануть в вечность, а триумфальное шествие революции не должно знать ни малейших задержек, даже тактических уступок. Тем не менее и темы, и образы, и настроения поэтов-лириков не были лишены прочной связи с прошлым, которая осуществлялась по-разному, соответственно с миропониманием и характером художественных принципов, которых придерживались осетинские поэты в начале прошлого века. Бытовые отношения в ауле, нравственные проблемы, социальные отношения — вот в самых общих чертах круг задач, решаемых ими. Они обращаются к жанру лирического стихотворения — монолога или исповеди, экспрессивного рассказа в очень небольшом объеме с резко выраженным отношением автора к описываемому событию, медитации и аллегории высокого гражданского звучания, песенного текста, предназначенного для хорового исполнения. Особое место в осетинской поэзии тех лет занимает пейзаж. Многие нравственно-бытовые вопросы поэты освещают не без активной роли деталей одного пейзажа, выступающего то в качестве необходимого фона, то средством раскрытия интересующей поэта жизненной проблемы.

Давая подобную характеристику основным направлениям становления осетинской советской поэзии, ее исследователи не последнее место отводят духовной жизни общества того времени как объекту поэтического отражения.

Но с тех пор многое изменилось. Неоднократно наше отечество проходило испытание различными социально-политическими катаклизмами. В условиях же современных радикальных преобразований, происходящих в российском обществе, все больше утверждается в качестве приоритетной гуманистическая парадигма его развития, а трансформации в сфере культуры рассматриваются как базисные в этом процессе.

В советский период в нашей стране категории «культура» и «гуманизм» отождествлялись, а идея гуманизации процесса развития общества освещалась, как правило, в теоретическом аспекте, не следуя дальше тривиальных деклараций, не доходя до осмысления механизмов ее претворения в жизнь.

Изменения социальных условий в постсоветский период привели к тому, что отечественная культура, представлявшая ранее определенную совокупность произведений творческой интеллигенции и «культурных мероприятий», перестала решать насущные общественные задачи. Поэтому ныне проблема гуманизации приобретает особый смысл. Кроме того, бурно развивающийся научно-технический прогресс, к сожалению, не только не сопровождается адекватными переменами в жизни человека, а напротив, скорее приводит к девальвации духовных ценностей, обесценивает во многом общечеловеческие нравственные установки. Все это и актуализирует тему нравственно-духовного состояния общества.

Альтернативой расцвету технократии и дегуманизации человека является новая «гуманистическая парадигма». Проблема эта относится к обществу в целом; более того — она имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвана внести и современная культура. Обеспечение гуманизма цивилизации — это приоритетное направление, связанное с поисками новых институтов культуры, конкретных и многообразных путей решения проблемы. Однако здесь имеются и бесспорные успехи, и разочаровавшие неудачи.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.

Во-первых, на сегодняшний день недостает научных разработок и практических рекомендаций по гуманизации многих сфер общественной жизни. Существует значительный разрыв между гуманистической мыслью и ее претворением в жизнь. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для нашего государства особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.

Долгое время в нашей стране преобладало мнение о том, что в эпоху научно-технической революции, инновационных технологий, развития компьютеризации и информатизации во многом обесценивается роль человеческого фактора, ослабляется роль духовности, нравственных ценностей. Но данные рассуждения оказались бесперспективными и постепенно стали расходиться с тенденциями общественной эволюции. Стало очевидным, что достигнутый уровень и темпы технического развития не только не принижали значение всестороннего раскрытия способностей человека, а напротив, совершенно четко и однозначно переносили акцент на стимулирование духовной культуры современных специалистов. Оказалось, что истоки творчества, исследовательской мысли, чувства нового в любой области знания все-таки заложены в общечеловеческой культуре, нашей психологии и обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, прежде всего, формируются в процессе приобщения человека к литературе.

Во-вторых, как указывает Н. Джусойты, современное поколение не сказало еще свое слово о том, какое наследство оставил нам И.В. Джанаев (Нигер).

В-третьих, в материалах научно-практических конференций, монографиях, очерках, статьях, посвященных творчеству И.В. Джанаева (Нигера), не проводится комплексный анализ его поэзии с целью выделения идейной основы его лирики в отдельную проблематику.

В данной работе впервые предпринята попытка обобщить творчество И.В. Джанаева (Нигера) и проанализировать его сквозь призму концепции гуманизации общества во имя использования литературного наследия поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания.

Постановка проблемы гуманизации общества как составляющей всего комплекса социальных отношений продиктована не столько теоретическими соображениями, сколько стремлением высказать свои суждения по затронутым вопросам, помочь наметить приоритетные задачи в сфере культурной жизни, области образования, в молодежной политике, в духовно-культурном воспитании граждан нашей страны. В этом аспекте трудно переоценить значимость гуманистической основы лирики И.В. Джанаева (Нигера).

В «Известиях» научно-исследовательских институтов и трудах педагогических вузов Северной и Южной Осетии, в материалах региональных научных конференций также опубликованы исследования произведений И.В. Джанаева (Нигера) и отдельные разработки по историко-теоретическим вопросам осетинской поэзии и проблеме становления некоторых жанров.

В последнее десятилетие по исследуемой проблематике появился ряд работ (Ш. Джикаев, Р. Кантемирова, Б. Хозиев, Г. Плиев, И. Хозиева и др.), представляющих определенный научный интерес.

Однако до сих пор проблема гуманизма в лирике И.В. Джанаева (Нигера) особого внимания отечественных исследователей его творчества не привлекала. Даже в серьезных монографических публикациях ее рассматривали бегло, т.е. периферийным взглядом». «Гуманизм» как понятие, характеризующее отдельные произведения И.В. Джанаева (Нигера), лишь «мимоходом» упоминается в трудах таких авторов, как Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А., которые назвали его поэму «Слово красноармейца» («Сырхазфсаздцон дзурдзэгн») примером активной проповеди, а автора — поэтом социалистического гуманизма ; Тедеты Р.К., который характеризует стихотворение «Цагр!.» отличным доказательством верности И.В. Джанаева (Нигера) гуманистическим традициям Коста Хетагурова ; Джикаев Ш., который рассматривает «человечность» произведений поэта сквозь призму эстетики его творчества ; Марзоев С.Т., который показывает, что герои И.В. Джанаева (Нигера) являются носителями новой морали, новых человеческих отношений .

Таким образом, отсутствие анализа такой общей идейной основы творчества поэта как гуманизм, как понятия, характеризующего характер его произведений, в работах перечисленных авторов, определило проблему исследования: восприятие лирики поэта для выявления ее идейной основы.

Цель исследования: проанализировать лирику И.В. Джанаева (Нигера) сквозь призму концепции гуманизации для выявления возможности использования литературного наследия поэта для утверждения в обществе необходимых нравственных ценностей.

Основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать социально-политические условия и историко-литературный фон творческого становления И.В. Джанаева (Нигера) как поэта.

2. Провести идейно-содержательный анализ творчества поэта.

3. Выявить критерии для определения идейной основы творчества И.В. Джанаева.

4. Определить идейную основу лирики поэта.

5. Проанализировать средства выражения идейной основы в произведениях поэта.

Объектом исследования является поэзия И.В. Джанаева (Нигера) и анализ его творчества различными авторами.

Предмет исследования: идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Гипотеза исследования: ведущей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм.

Теоретическую значимость исследования определяет динамичное развитие науки, научно-теоретический уровень опубликованных работ, широкий круг исследовательских проблем, степень освоения методологической и общетеоретической базы. По замыслу автора, работа должна дополнить имеющийся весьма небольшой опыт анализа идейной основы поэзии И.В. Джанаева (Нигера), обогатить практику общественно-литературной деятельности новыми подходами к разработке научно-обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов нашего общества.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий, обеспечивающих возможность использования гуманизма как идейной основы поэтической лирики. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом, сыграть положительную роль в улучшении качества историко-литературных исследований.

Научная новизна исследования:

1. Идейная основа творчества поэта связана с трансформациями его жизненных ценностей.

2. Проведен идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера).

3. Выявлены основные характерные черты лирики поэта.

4. Определена идейная основа лирики И.В. Джанаева и дана ее характеристика.

5. Сформулированы основные составляющие, посредством которых осуществляется имплементация гуманизма в творчество поэта.

Методологической и общетеоретической базой исследования являются известные научные положения теории литературы; источники, факты, документы, отражающие особенности творчества И.В. Джанаева (Нигера); материалы с экспертными оценками писателей, литературоведов и политологов, опубликованные в периодической печати; обзоры литературы о творчестве поэта (X. Ар-дасенов, Т. Бесаев, 3. Джанаева, Ш. Джикаев, В. Загиев, Г. Калоев, С. Марзоев, Р. Тедеев и др.).

Методы исследования. В процессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма, объективности, научности. Характер определенных в работе задач вызвал необходимость применения и других многообразных методов исследования. Наряду с общенаучными методами исследования, автором использовались: проблемно-хронологический, периодизации, актуализации и параллелей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жизненные ценности И.В. Джанаева изменялись как во времени, так и в социальном пространстве и определяли его жизненный путь на достаточно длительных отрезках биографии, обозначив наиболее значимый детерминант линии его бытия, нашедший выражение в его творчестве.

2. Трансформации ценностных ориентаций И.В. Джанаева обуславливают следующие основные характерологические черты его лирики: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к человеку труда, тревога за свой народ и забота о нем, любовь к несправедливо обиженным и бедным, милосердие к людям, социальная уверенность в приближении новой, светлой жизни, идеалы высшей любви и человечности, способы обретения счастья и ряд других.

3. Основными критериями оценки идейной основы лирики И.В. Джанаева (Нигера) являются:

— патриотизм, как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа;

— гражданская ответственность, выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом;

— уважительное отношение к людям, почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей;

— альтруизм, готовность бескорыстно действовать на благо других;

— справедливость, беспристрастное действие в соответствии с истиной;

— сострадание, сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр.;

— стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому, настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта;

— отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр., отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

4. Доминирующей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

5. Основными составляющими имплементации гуманизма в творчество поэта являются духовное служение людям; эстетическое воздействие на людей; философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации, ее теоретические подходы были изложены в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях. Выводы исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий гуманитарных факультетов Северо-Осетинс-кого государственного университета.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера)» исследуется обусловленность творчества поэта с точки зрения принятого в науке соотношения личностного аспекта с биографией поэта, а также процессуального аспекта — с историческими условиями, в которых шло становление и развитие Нигера как писателя, и всей национальной культуры в период его жизни. Во второй главе «Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера)» исследуются историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций. В третьей главе «Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера)» проводится анализ гражданской, любовной и пейзажной лирики поэта.

В заключении приводятся выводы по результатам исследования.

В учебно-библиотечном корпусе прошел круглый стол на тему «Нравственные основы жизни современного общества, религиозные и философские аспекты» с представителями конфессий Республики Татарстан.

Организатором данного мероприятия стала заместитель директора по воспитательной работе Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ Любовь Семавина.

Со студентами Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ встретились участники дискуссионной площадки: директор Набережночелнинского института КФУ, доктор технических наук, профессор Махмут Ганиев, имам-хатыб мечети «Омет» г. Казани, преподаватель высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама Рустам Ясавиев, клирик Свято-Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны, кандидат педагогических наук Георгий Опарин, директор Высшей школы экономики и права, доктор философских наук, профессор Ирина Комадорова.

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. В русском языке слово «нравственность» появилось во второй половине XVIII века. Человек не рождается с врожденной нравственностью, она является продуктом воспитания личности человека. Её роль огромна, и поэтому столь важно как можно раньше познакомить человека с нравственными ценностями.

Сегодня на круглом столе участники дискуссионной площадки рассуждали о смысле жизни, поговорили о семье и семейных отношениях, а также не обошли стороной вопрос о нравственных чувствах современного человека.

В завершении мероприятия, студенты инженерно-экономического колледжа смогли задать интересующие их вопросы и получить на них ответы.

Аннотация

Глава I. Содержание христианской нравственности 1. Название науки, основные моменты ее содержания Какая наука говорит об основах христианской нравственности? Что данная наука говорит об этом? Какой систематический порядок изучения предлагает нам наука Нравственное богословие? 2. Понятие о нравственности Что принято называть нравственностью? Что содержит в себе слово нрав? Отчего нравственность может в человеке возрастать? Какие чувства лежат в основе отношений человека к физической природе и в отношении к другому человеку? 3. Виды нравственности Что мы знаем о видах нравственности? Что нам надо знать о нравственности естественной? Почему естественной нравственности стало недостаточно? Чем вызвано появление Евангельского учения? Что входит в состав христианской нравственности? Что составляет базовый компонент христианской нравственности? 4. Религия и нравственность В чем суть религиозного сознания человека? На чем сосредоточено внимание верующего человека? Откуда исходят религиозно-нравственные жизненные нормы человека? Чем должен быть озабочен человек, принимая за основу своей жизни христианскую нравственность? 5. Значение науки Нравственное богословие Какие требования сообщают человеку естественные нравственные основы? Что черпает человек для себя из нравственности Богооткровенной? На что наука Нравственное богословие открывает человеку глаза? Куда наука направляет внимание человека? Глава II. Духовно-нравственная природа человека 1. Высокое достоинство человека Какие особенности Священное Писание указывает в деле сотворения человека? Какие главные мысли Писания подчеркивают достоинство человека? Что свидетельствует о духовно-телесном составе человека? От чего зависит деятельность человеческой души? 2. Духовная направленность жизни человека Как дух человека воздействует на его душу? Почему наибольшая ответственность за направленность нашей жизни ложится на душу? От чего возрастает в нас интенсивность духовной жизни? 3. Духовная природа человека Что есть дух человека? Какой способностью дух наделяет человека? 4. О нравственной природе человека В чем суть нравственной природы человека? Как формируется характер нравственных проявлений человека? При помощи чего происходит общение людей? 5. Нравственный инстинкт Виды инстинктов биологической природы человека и в чем суть этих инстинктов Какой инстинкт присущ духовной природе человека? Какой инстинкт действует в нравственной природе человека? Какой инстинкт обнаруживает себя при общении человека с другими людьми? Чем и с какой целью пользуется человек, устанавливая свои отношения с другими людьми? Как нравственное влечение перерастает в нравственное чувство? 6. Нравственное чувство Что нам известно о назначении основных сил души? Что такое чувство и о чем оно говорит человеку? Какие основные чувства в человеке нам известны и как они себя проявляют? Как заявляет о себе нравственное чувство? Что обеспечивает нравственное самосознание человека? Глава III. Виды нравственных переживаний и нравственный закон 1. Чувство стыда Каким чувством выдает себя согрешившая природа человека? Какое определение можно дать этому чувству? Как проявляется стыд вовне и внутри человека? Каким образом можно охарактеризовать стыд ложный и стыд благодатный? Что нам известно о стыдливости и ее назначении помогать человеку? Что можно сказать о взаимодействии стыда и стыдливости? Каким образом стыд помогает нам бороться за нравственную жизнь? 2. Чувство совести Что такое совесть по своей сущности? Какое знание дает человеку совесть? Чему подобно свидетельство совести, когда человек ее вопрошает? Как совесть говорит человеку? Как совесть ведет человека к внутренней духовной свободе? Что имеет в виду действие совести? Каким образом совесть создает в человеке алтарь его жизни? По какой причине совесть возбуждает в человеке чувство раскаяния? Почему совесть неодинакова у всех людей? В какой совести нуждается каждый христианин? 3. Чувство долга Чей голос слышит человек в чувстве долга? Какой смысл заложен в словах долг, должно? Что можно сказать о двух видах долга, связанных с конечным результатом? Какие виды долга свойственны человеку? 4. Чувство обязанности Какая связь у чувства долга с чувством обязанности? Какая сила заложена в слове обязанность? Каким образом чувство обязанности помогает человеку созидать блага жизни? Какую задачу ставит перед нами каждая жизненная обязанность? Какие применяются правила, чтобы избежать коллизий? Какими могут быть коллизии? Как обязанности помогают человеку устанавливать тесную связь с обществом? 5. Чувство ответственности Что значит моральная ответственность человека? Когда это чувство возникает у человека? В чем это чувство помогает человеку? Могут ли быть действия человека безразличными? Что является критерием ответственности? От чего чувство ответственности увеличивается? 6. Чувство вменения Что такое вменение? Что о вменении говорит нам Священное Писание? В земной жизни кто вменяет человеку его греховность и его праведность? Какие поступки вменяются человеку? 7. Религиозно-нравственный закон Какой закон Божий становится личным законом человека? Какой способ бытия и деятельности именуется автономным? В чем суть автономии? Как возникает подлинная самостоятельность человека? Как же возникает нравственный закон? С помощью чего человек подчиняется нравственному закону? Какое основное требование нравственности? Какой закон принято называть естественным нравственным законом? Что мы называем законом Богооткровенным? Что такое нравственная мудрость? Глава IV. Семья и ее послушание богооткровенному нравственному закону 1. Устроение семьи Как понимать цель и задачу семьи? Чем семья крепка? 2. Природа семьи Кто создает семью? Как сочетается мужу жена? Каково определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье? В чем назначение семьи? 3. Фундамент семьи Какие принципы составляют фундамент семейной жизни? О чем говорит первый принцип? О чем говорит создающим семью второй принцип? Что открывает человеку третий принцип брака? Что утверждает для семейных людей четвертый принцип брака? 4. Каркас семьи В чем усматривается мудрость при создании семьи? Какие еще два принципа должны знать супруги, созидая свой дом? 5. Строительный материал семьи Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж? Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу? Какой вид добра заложен в основу отношения жены к мужу? В чем усматривается благоразумие мужа по отношению к своей жене? Что значит знать свою жену и почитать ее? Чем скрепляется строительный материал мужа и жены? 6. Опасность разрушения семьи Что угрожает благополучию семьи? Какими средствами семья оберегается от «термитов» беспорядка? Какими средствами семья сберегает себя от чрезмерной занятости? Почему семья не освобождает нас от обязанностей членов Тела Христова? Чем еще сберегается семья от чрезмерной занятости? Глава V. Свобода воли и проявление ее в жизни человека 1. Связь свободы воли с другими нравственными чувствами В чем выражается связь свободы воли с нравственными чувствами? Кто же выполняет это дело? 2. Воля человека и ее свобода Что такое воля человека? Как надо понимать свободу воли? В чем выражается разумно-сознательная направленность человеческой воли? 3. Начало свободы воли и ее завершение Что такое побуждение? Что собой представляют мотивы? Какова роль нашего я в этой борьбе мотивов? Какие же этапы развития имеет свобода воли человека? 4. Виды свободы воли Как свобода воли взаимодействует с высоким назначением человека? Какая свобода называется формальной? Что является реальной, разумно-сознательной свободой человека? Какая свобода именуется нравственной? По каким мотивам нравственная свобода делает свой выбор? Что избирает для человека нравственная свобода? К чему стремится нравственная свобода? Когда человеку открывает себя свобода идеальная? Кто дает нам пример достижения высшей свободы воли? Для какого человека возможна подобная свобода? Почему мы недостаточно осознаем свою свободу? 5. Доброделание Что мы называем добродетелью? Как следует понимать слово добро? От чего зависит совершенство добродетели? С чего начинается доброе дело? Что преподобный Иоанн Лествичник называет «превосходным алфавитом доброделания»? Какую суть с помощью этого алфавита человек прочитывает на скрижалях своего сердца? Как алфавит работает на высшую цель человеческой жизни? 6. Созидание добра в семейной жизни Первый период семейной жизни Почему так важно, чтобы Господь созидал семью? Как внешне происходит начало этого созидания? Что в этот период вводит в состав своей жизни христианская семья? С чем встречается в это время христианская семья? Какое главное условие семейной жизни в этот период? Что создает единство и общность жизненной цели супругов? Второй период семейной жизни В чем особенность этого периода? Почему Бог называет детей наследием, наградой от Него? Почему важен ребенку родительский дом? Третий период семейной жизни Какова суть этого периода? Что является главным в жизни повзрослевшего ребенка? В какой мудрости нуждаются родители при общении со своими повзрослевшими детьми? Как атмосфера дома прививает повзрослевшему ребенку главное? Четвертый период семейной жизни В чем суть этого периода? Какое значение имеет для супругов «память смертная»? Как нам следует понимать смерть? Что свидетельствует об опыте веры в вечную жизнь? Что говорит об этом чин отпевания? Как это доброделание связано с вечностью? В чем суть процесса восхождения в вечность? Какое задание имеет человек, когда воздает «последнее целование умершему»? Глава VI. Становление отношений человека с окружающими его людьми 1. Естественное доброделание Какие добродетели мы именуем естественными ? Что служит для естественного человека побуждением к доброделанию? Какие добродетели из числа естественных особенно уважались в античном мире и у христиан? 2. Мудрость как непременное условие для добрых отношений между людьми Чему учит человека мудрость? Как понималась мудрость в Ветхом Завете? Что несет в жизнь мудрый человек? Что является основанием естественной мудрости? Что говорит о мудрости апостол Иаков? Как понимают мудрость святые отцы? Сколько существует видов премудрости и в чем они себя проявляют? Почему в студенческую пору особенно необходима мудрость? Как узнает человек о принятии им от Бога мудрости? 3. Мужество, проявляемое при становлении отношений человека с другими людьми Что необходимо человеку при созидании отношений с близкими ему людьми? Какое мужество требуется человеку в религиозно-нравственной жизни? Как надо относиться к житейским бурям? Что свойственно человеку мужественному? Почему стойкость является достоинством человека? Чему уподобляются скорби, неизбежные в духовной брани? В чем нуждается сердечное мужество? Кому человек поручает распознавать помыслы? И как с ними ведет брань? Что сообщает нашему сердцу мужество? 4. Умеренность как основание правильных отношений между людьми Что представляет собой умеренность? Как можно научиться умеренности? О чем свидетельствует наше согласие на воздержание? Что требует от человека воздержание? Какую способность человека созидает воздержание? 5. Справедливость в отношениях людей друг с другом Что называют справедливостью Отцы Церкви? Как пользовались справедливостью в древности? Как человек может научиться распознавать судьбы правды Божией? О каких двух правдах человек должен составить для себя понятие? Чем полезно предварительное изучение справедливого ? Как принцип справедливости обозначен в Новом Завете? 6. Препятствия к доброделанию – грех и греховное дело 1) Грех Почему человек согрешает? Когда наше поведение становится греховным? Где коренится грех и какие последствия ожидают человека, совершившего грех? В чем выражается враждебность греха по отношению к Богу? 2) Развитие греха в греховное дело Что предлагают человеку плевелы греховных помыслов? Как помысл греха дозревает в человеке до греховного дела? Как надо относиться человеку к прилогу? Что открывает в разуме человека внимание? Какое отношение ко греху отображает стадия услаждения? Какой опасностью грозит человеку стадия желания? Что может сделать человек, когда греховное дело уже совершено? Какова же панорама борьбы с греховным помыслом? Как греховный предмет постепенно пленяет внутренние силы человека? Кто контролирует развитие греха и чем его пресекает? 3) Виды грехов Какой основной грех человека? Какие бывают грехи по силе воздействия? Какой грех возникает непроизвольно? Какой грех совершается произволением человека? Что навязывает человеку господствующий вольный грех? Что же такое страсть? Что лежит в основе чувственных и духовных страстей? Что собой представляет порок? Каким образом следует преодолевать случившиеся грехи? 7. Покаяние – завет человека с Богом об исправлении жизни а) Сущность Покаяния Что есть Покаяние? Что освобождает человека из греховного плена? Чего требует от человека Покаяние? Почему человек ищет доступа к духовным очагам? В чем же состоит основная задача Покаяния? Почему Покаяние необходимо всем людям? б) Плоды покаянного очищения Что человек должен постигать в событиях и обстоятельствах своей жизни? В постижении событий своей жизни какая установка души будет правильной? Что обеспечивает плодотворность покаянного очищения? Что входит в ткань религиозно-нравственной жизни? Чему учит нас телесная красота? Пустой ли предрассудок – честь? Чему человек должен научиться в своем очищающемся сердце? Как человек приобретает свои жизненные убеждения? Что дает человеку живое ощущение тайны? Что вызывает в душе человека искусство созерцать живую тайну? Чем важен для человека дар благодарности? Что сообщает человеку дар сердечного созерцания? Что еще расцветает у человека от пожизненного покаянного очищения? Глава VII. Образы добра при воспитании детей 1. Знание о своем ребенке Как Священное Писание называет детей? Добрым даром Кого являются дети? Почему дети являются наградой от Господа? Почему дети уподобляются стрелам? Почему дети сравниваются с масличными ветвями? Какую помощь оказывают родителям приведенные сравнения? 2. Родительская любовь при общении с детьми Умеют ли родители слушать своего ребенка? Чем важна манера говорить с ребенком? Почему нам надо учиться наказывать своих детей? Какое еще доказательство любви надо знать родителям? Что обнаруживает собственную зрелость родителей? 3. Наставление юноше при начале пути его Что об этом говорит Священное Писание? Как следует понимать слово наставь? Какие понятия произошли от этого слова? Кем определяется путь каждого юноши? Каков Божий замысел о каждом из нас? Какое представление должны иметь родители о греховности души ребенка? Почему так важно возбуждать в ребенке жажду к хорошему? Для чего родителям необходима мудрость? 4. Безоговорочная любовь Какая любовь является настоящей? Что является основанием прочных отношений с сыном или дочерью? В чем суть безоговорочной любви? Какой вопрос скрывается за поведением ребенка? Влияет ли безоговорочная любовь на воспитание детей? У кого родители учатся выражать свою любовь к детям? 5. Любящий взгляд родителей Зачем человек ищет дружеского взгляда окружающих людей? Нужен ли новорожденному ребенку родительский взгляд? Что такое глазной контакт? Какое влияние на воспитание оказывает согревающая любовь родителей? 6. Сосредоточенное внимание Какие существуют пути для выражения любви к детям? Что такое сосредоточенное внимание? Дождутся ли дети нашего внимания и времени, которое мы отнимаем у ник? Какая очередность во времени принадлежит нашим обязанностям? Какое задание должны освоить родители на пути к безраздельному и полному вниманию? 7. Дисциплинирование детей Что есть дисциплинирование? Для чего нужно дисциплинирование нашему ребенку? Когда надо начинать наказывать своего ребенка? Что является орудием наказания глупца? Чем пагубно воспитание ребенка без розги? В чем положительное воздействие розги на душу ребенка? Является ли наказание поступком любви? Какой пример наказания дает нам Господь? Почему наказание привлекает наше внимание к Господу? Каков метод наказания Божия? 8. Закладка в ребенке здравого эмоционального отношения к Богу Что делают родители, чтобы дети познали и полюбили Бога? Как дисциплинирование помогает формировать отношение ребенка к Богу? Как у ребенка утверждается вера в Бога? Чего требует от нас воспитание детей в христианском духе? 9. Родители и подростки Что является неотъемлемой составной частью хорошей семьи? Нужны ли определенные постановления в семье? Что делать, если дети намеренно ломают ваши правила и не слушают вас? В чем выражается признание в семье? Нужно ли признание друзей вашего ребенка? Что еще означает признание? Каким должно быть прощение в семье, угодной Богу? Итак, какие же качества необходимы членам семьи? 10. Сомнения в жизни ребенка Как и когда возникают сомнения? Как проявляется сомнение в душе подростков? Как же мы можем помочь детям справиться с проблемой сомнений? Когда сомнение становится грехом? В каком случае сомнение превращается в веру? 11. Освобождение ребенка С чем встречаются родители, когда их дети повзрослели? Почему некоторым родителям так трудно освободить своего сына или свою дочь? Какова вторая причина трудностей при освобождении ребенка? Как отражается на таких браках уход ребенка? Что следует делать родителям, готовясь к уходу детей из дома? Как родителям следует смотреть на освобождение своего ребенка? Каково поведение родителей после состоявшегося освобождения своего ребенка? Какой еще есть важный принцип, связанный с освобождением ваших детей? Глава VIII. Искусство правильно строить взрослую жизнь 1. Понятие об этом искусстве Какая у человека цель работы над собой? В чем суть религиозно-нравственного опыта? Где человеку дается Откровение Божие? Что является источником Божественного Откровения и как он влияет на нравственность? Какое место в этом содержании отводится святости? Что является основанием христианской нравственности? Какова же цель искусства правильно строить взрослую жизнь? 2. Искусство богоделания Чем важно для человека усвоение Священного Писания? Как это искусство открывается в Священном Писании? Как Откровение Божие воздействует на человека? Что помогает человеку увидеть Божественное Откровение? Что постигает человек, вчитываясь в Божественное Откровение? Что есть христианская жизнь? В чем же состоит тайна «искусства богоделания»? 3. Труд человека над своим духовным возрастанием Как святые Отцы называют такой труд? Как в этом труде меняется поведение человека? Что еще включается в поведение человека? Что является препятствием к совершенной любви? От чего предостерегает Господь подъявшего путь духовного возрастания? О чем человеку надо заботиться в первую очередь? Почему христианская жизнь действительно богочеловеческая? Чем христианская жизнь отличается от всякой другой? Чего от человека ожидает Господь? Что в этой жизни приносит человеку труд духовного возрастания? 4. Внедрение Заповедей блаженств в дела семейной жизни Чем важны Заповеди блаженств? Чему учит нас первая Заповедь блаженств? Что же такое нищета духовная? Как возделывается человеком смирение? Чему учит человека вторая Заповедь блаженств? Где открывает себя источник плача? Какие плоды приносит человеку дар слез? Чему научает человека третья Заповедь блаженств? Как кротость утверждается и действует в человеке? Чему научает человека четвертая Заповедь блаженств? Что значит жаждать правды? Чему научает человека пятая Заповедь блаженств? Какую способность приобретают люди милостивые? Кто же такие люди милостивые? Чему учит шестая Заповедь блаженств? Как появляется чистота в человеческом сердце? Как же достигает человек чистоты сердца? Как святые зрят Бога? Чему учит человека седьмая Заповедь блаженств? Как создается прочный мир в человеческих отношениях? Кем желает видеть нас, последователей Христа, Бог? Чему учит человека восьмая Заповедь блаженств? Что приводит человека в состояние святого мужества? Чему учит девятая Заповедь блаженств? В чем суть духовной радости? Как переживается эта духовная радость супругами? 5. Полнота христианской жизни К чему приводит человека внедрение в свою жизнь Заповедей Божиих? Как влияет на уровень деятельности человека его призвание? Почему призвание именуют крестом человека? Какая цель заложена в отношения человека к Богу? Что надо знать, чтобы творить волю Божию? Как совершается водительство Божие над каждым из нас? Какие средства способствуют различению человеком воли Божией? Какое значение отводится в работе над собой молитве? 6. Жизнь Иисуса Христа как образец нравственного совершенства для Его последователей Что требуется от последователя Христова? Чем выражается совершеннейший нравственный характер Иисуса Христа? На каком основании мы подражаем смирению Христову? В чем выразилась связь Иисуса Христа с Небесным Отцом? Возрастая, чему навыкал Христос? Чем закончилась подготовка Иисуса Христа к общественному служению? Чем была для Иисуса Христа молитва? Как Христос вступал в общение с людьми? В чем проявляется пастырская любовь Христа? Какое было отношение Христа к природе? Что можно назвать характерной чертой общественного служения Спасителя? Какую новую заповедь дал Христос людям? Что произойдет с поступающими по примеру Иисуса Христа? Глава IX. Церковь Христова и ее благодатная помощь 1. Царство Божие – существо церковной жизни Что мы называем Царством Божиим? Для чего создана Церковь Христова? Может ли Царство Божие открывать себя внутри человека? С чего начинается вхождение в Царство Божие? Как себя реализует Царство Божие? 2. Дары Церкви Что имеется в виду под дарами Церкви? Каков основной дар Церкви? Почему храм именуется даром Церкви? Икона является ли даром Церкви? Как дар чтения Священного Писания может быть усвоен человеческим сердцем? В чем суть культуры чтения сердцем? Почему культура сердечного чтения необходима при восприятии Священного Предания? Как это требование относится к догмату? Что требует от нас религиозный догмат? В чем состоит дар Церкви, именуемый Духонаучением? Что в Церкви действительно приводит человека к единению с Богом? Какие стороны надо различать в богослужении? В чем суть религиозно-символической глубины богослужения? Как человек может созерцать реальность Духовоплощений? Чем еще является богослужение? Какая подготовка должна быть осуществлена человеком для верного восприятия Таинства? Что является последним даром Церкви? Что стоит на первом месте в этом даре научения? Какова роль живого любящего сердца пастыря? К чему приводит пастырь и что дарит через него Церковь? 3. Служения в Церкви Какое понятие о Церкви дает нам святитель Ириней Лионский? Кто же такие апостолы? Чем мы выражаем свое отношение к святым апостолам? Тропарь апостолу, глас 3: Величание: Кто такие Отцы, учители и пастыри Христовой Церкви? Чем мы оказываем честь и почитание пастырям и учителям Церкви Христовой? Тропарь святителю единому, глас 4: Величание святителю единому: Тропарь святителям, глас 4: Величание многим святителям: Кто такие мученики? Каков закон мученичества? Семенем чего стала твердость мучеников? Чем можем и мы выказывать свою любовь и уважение к святым мученикам? Тропарь мученику единому, глас 4: Величание: Тропарь мученице единой, глас 4: Величание: Кто такие преподобные? Какие подвиги наиболее свойственны преподобным? Как можем мы этим угодникам Божиим оказывать надлежащую честь? Тропарь преподобному единому, глас 8: Величание: Тропарь преподобной жене, глас 8: Величание: Кто такие юродивые Христа ради? Как мы должны относиться к подвигу юродивых Христа ради? Тропарь Христа ради юродивому, глас 1: Величание: 4. Действие в Церкви благодати Божией Кто является источником благодати Божией? Как в мире действует благодать Божия и как на нее откликается согрешивший человек? В чем сила преизобилующей благодати Божией? Как характеризуется благодать Божия? Какое влияние оказывает благодать Божия на отношения людей между собой? Когда благодать Божию мы принимаем не на пользу? От какого помысла человеку следует остерегать себя? Чего требует от человека благодать Божия? Каково взаимодействие благодати Божией и сердца человека? Почему душа по-разному воспринимает благодать? Какие виды благодати нам следует знать? Каково действие благодати общей? Как воздействует на человека Евангельская благодать? Благодать оправдания как изменяет человека? Почему человек нуждается в благодати освящения? Глава X. Стяжание мыслей и чувств правильных и святых 1. Святость святых Какие мысли о своей святости должен иметь христианин? Что человек для этого роста должен делать? Что такое святость? Исполнением чего является святость? 2. Вера Что такое вера? Какое искусство сообщает человеку вера? Какую направленность сообщает человеку религиозная вера? В чем психологическая суть религиозной веры? Что представляет собой слово Господа? Что говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский? Что значит быть верующим человеком? Что предполагает вера? Каково в человеке соотношение веры и добрых дел? С чего начинается дело спасения? Что же приводит человека к спасению? В какое положение ставит себя человек своей верой? 3. Надежда Какие виды надежды мы знаем? В чем особенности надежды естественной? Что представляет собой надежда христианская? Какое добро несет в себе христианская надежда? Чем труден путь, ведущий к подлинной христианской надежде? Какое значение имеет надежда по отношению к вере и благому результату? 4. Любовь Что именуется словом любовь? Что Бог заповедует нам? Откуда любовь? Из какого источника она вытекает? Что значит – возлюбить Бога всем сердцем? Что значит – возлюбить Бога всею душой? Какую задачу ставят перед человеком слова Господа – возлюбить Его всем разумением? Чем выражается любовь во всей крепости своей? Как проявляет себя любовь к Богу? Что требуют от человека заповеди Божии? Какая особенность свойственна христианской любви? Что значит – любить ближнего, любить человека? Что полагается в основу отношений человека к человеку? Что означает обязанность любить самого себя? 5. Молитва Что собой представляет молитва? Как через молитву осуществляется живое общение с Богом? Откуда исходит молитва? От чего возгревается вера? а) Молитвенное правило С каким настроением нам следует приступать к молитве? К чему сводится молитвенный труд человека? Как надо относиться к молитвенному правилу? Что такое молитвенное правило и какова его цель? Что говорит о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов? Каково назначение молитвенного правила? Что заключено в молитвенных словах правила? б) Крестное знамение и краткие молитвы Чем сопровождается молитвенное правило? В чем суть поклонов земных и поясных? Какие мысли пробуждают в нас краткие молитвы? Какое применение этим кратким молитовкам указывает святитель Феофан Затворник? Как удерживать молитвенный строй своей души? Из кратких какая молитовка имеет исключительно важное значение? в) Молитвы домашние и храмовые Из чего слагается домашняя молитва? О чем человек молится в храме? Какую возможность имеет человек, участвуя в храмовой молитве? Что испытывается в человеке храмовой молитвой? С какой целью часто поминаются в молитвах имена Бога, Пресвятой Девы и святых? В чем спасительность богослужения и сопровождающих молитву священнодействий? Как можно охарактеризовать богослужение? Чему учит душу православное богослужение? 6. Чтение духовных книг Почему необходимо человеку чтение Слова Божия? Что нам открывает Священное Писание? Что говорит о чтении Священного Писания святитель Григорий Богослов? Что сообщает человеку святость? Какая связь ведет к единодушию людей? Какое руководство к чтению Священного Писания дают нам Святые Отцы? Что может найти для себя душа в книгах Святых Отцов? Как подбирается чтение творений Святых Отцов? 7. Иконопочитание Какое место занимает почитание икон в жизни православного человека? Частицу какой веры и радости передают нам святые иконы? В чем состоит искусство иконописи? Каким образом иконопись служит искусству христианской жизни? Что является основной темой иконописи? Почему иконопись называется «богословием в красках»? Кроме изобразительного, какое еще значение имеет икона? 8. Церковные посты Чем расстраивается единство духовно-нравственной жизни? Что такое пост? Какие условия создаются Церковью во время поста? Перед какими праздниками необходимо держать посты? В чем значение поста перед святым Причащением? Почему Евхаристия есть начаток нового бытия? 9. Церковные праздники К чему призывает нас Церковь в дни праздников? Как нам следует распорядиться радостью научения? Что является краеугольным камнем христианской нравственности? Как закладывается фундамент отношений человека к Богу и людям? Что предлагается студентам МРПС для изучения и осмысления? На что рассчитан учебный материал?

Аннотация

Каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры.

Именно об этом идет речь в книге «Основы христианской нравственности», адресованной юношеству и каждому человеку, задумавшему создать собственную семью.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *