Христианство – это крупнейшая по числу сторонников мировая религия. «Бог принял человеческий облик, дабы человек принял Божеский» — в данной максиме святителя Иринея Лионского заключается все христианство. И поскольку Бог является и полнотой и целостностью, то человек не может взойти к Нему и сравниться с Ним, оставаясь разделенным на «сей мир» и «тот мир», на земное и небесное бытие. Духовная жизнь преподносит человеку «третье измерение», выявляет его истинную сущность и реальное призвание.
В общем, христианство признает достоинством только человеческую целостность, которая соответствует учениям Бога, сопряжена с Ним. Только тогда верующий всецело сливается с энергией Божьей, становится проводником Его воли, и только тогда он перерождается в личность, которая возвышается над всей животной природой, выстраивая, таким образом, вертикаль Божественности.

Христианство – это не что иное, как Истина, вера, мудрость, жизнедеятельность человека, которая основана на человеколюбии, комплексном взгляде, как на жизнь, так и на мир в целом. А главное, религия, согласованная с конкретной человеческой сущностью, обществом и со всей природой, в общем.
Христианство преподносит человеку объективное руководство для жизни, а именно диктует, кем быть, что делать, как себя вести, как говорить и даже помышлять об успешном и плодотворном жизненном пути. Данное руководство проверено веками. Оно рационально для прошлого и будет таким же в будущем. А что самое главное – это и есть учение непосредственно от самого Бога.
Христианство пропагандирует тот образ жизни, при котором раскрываются все наилучшие человеческие стороны. Только таким путем он сможет достичь вершины своего душевного, физического развития. Христианство является полной и законченной философской методикой. Она не выдуманная, а представлена, как Истина о человеке, мире, обществе и о Господе Боге.
Можно утверждать, что христианское учение изначально было «естественно» для человечества. Оно, скорее всего, не выступает религиозным постулатом, а является истиной о человеке, жизни, и о том, как правильно прожить свою жизнь, к чему стремится и какие приоритеты использовать для праведного существования. То есть христианство призывает человечество согласовывать свое поведение наряду с христианским учением.

8. Mel’nikova G. Pogovorim o frantsuzakh . Moscow, Chistye prudy Publ., 2007. 31 p. (In Russ.).

10. Shpengler O. ZakatEvropy . Moscow, Eksmo Publ., 1993, vol. 1. 800 p. (In Russ.).

УДК 304.2

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Тресвятский Лев Алексеевич, доктор культурологии, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, РФ). E-mail: lev-35@mail.ru

К наиболее важным чертам православной культуры в России следует отнести: византизм, восточно-христианский мистицизм и традиционализм. Общепризнанно, что православие играло ведущую роль в процессе формирования единой русской культуры.

Мистическая направленность православной культуры, особая интенсивность духовной жизни объясняется тремя причинами. Во-первых, напряженная религиозная жизнь была свойственна прежде всего Востоку. Достаточно отметить, что ни одна из мировых религий не появилась на Западе. Во-вторых, государственная власть на Востоке препятствовала активизации социально-политической деятельности. В-третьих, основные христианские центры были сосредоточены именно на Востоке.

Вполне корректно говорить о развитии русского национального характера, когда на смену языческим представлениям постепенно пришло христианско-православное восприятие мира. Религиозный опыт Византии оказался крайне востребованным на русской почве. Духовно-нравственная жизнь в Русской православной церкви развивалась благодаря связи с Константинопольским патриархатом, но в значительной степени её силы были направлены на вхождение в число ведущих православных Церквей. Православие как религиозная доктрина наднациональна, но каждый народ вносит в православную культуру свою специфику, свойственное и доступное только ему понимание Христовых истин. Православное воспитание, образование, искусство, отношение к существующей власти, сохраняя традиционность, проявляли свою особую специфику на местной почве.

В средневековой Руси православие действительно становится господствующей религией и всё русское население формально становится православным. Церковь и общество как часть русского православного мира, начинают действовать в рамках единой системы.

Ключевые слова: религия, православие, православная культура.

MAIN LINES OF ORTHODOXY AND ORTHODOX CULTURE IN RUSSIA

Keywords: religion, orthodoxy, orthodox culture.

Православное христианство пришло на Русь из Византийской империи. Именно Византийская модель внутрицерковной жизни и отношений между государством и Церковью становится определяющей в социально-политической и культурной жизни страны. Православие устраивало светскую власть, так как оно не претендовало на ведущую политическую роль в обществе. Православная церковь вытесняла языческие верования из народной среды при помощи силы государства. Положение государственной религии позволило православию упрочить свои позиции в стране. Церковь всегда была благодарна государственной власти за православную «ориентацию», и со своей стороны оказывала идеологическую поддержку правящей элите. Такие отношения в православной традиции именуются «симфонией», когда светская и духовная власть друг друга поддерживают при политическом господстве государства и культурно-идеологической мощи Церкви.

Общепризнанно, что православие играло ведущую роль в процессе формирования единой русской культуры, и нет особой надобности останавливаться на этом вопросе. Православная церковь способствовала объединению северорусских земель вокруг Москвы, падению золотоордынско-го ига, успешному противостоянию российского государства внешнеполитическим противникам. В высшей форме единение светской и духовной власти произошло при первом царе из рода Романовых — Михаиле, когда патриархом был его родной отец. Материальное и идеологическое

значение Церкви было заметно подорвано в ходе преобразований Петра I и дальнейшей политики секуляризации его приемников .

К особенности православия на российской почве относится её восточно-мистическая направленность, которая до определённой степени была унаследована от Византии. Это весьма заметно на фоне эволюции католической церкви, которая считала себя господствующей и по отношению к светской власти. По этому поводу А. Г. Ерма-нов отмечает: «Православие иначе ориентировано, нежели католичество. Оно более направлено к духовным ценностям, к глубинному постижению существа веры, но не к прагматическим интересам, как католичество» .

Мистическая направленность православной культуры, особая интенсивность духовной жизни объясняется тремя причинами. Во-первых, напряженная религиозная жизнь была свойственна, прежде всего, Востоку. Достаточно отметить, что ни одна из мировых религий не появилась на Западе. Во-вторых, государственная власть на Востоке препятствовала активизации социально-политической деятельности. В-третьих, основные христианские центры были сосредоточены именно на Востоке.

К другой особенности российского православия относится притязание на особую мессианскую роль в православном мире. Н. А. Бердяев в работе «Душа России» приходит к выводу, что русскому народу были свойственны мессианские черты. Он отмечает: «Все своеобразие славянской

и русской мистики — в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности» . Вначале русское православие боролось со своей «периферийностью». Христианство в византийском варианте пришло на русскую землю чуть ли не тысячелетие после его появления. К официальной дате «Крещения Руси» в 988-989 годах основные духовные и административные центры христианства были уже давно сформированы. Руси было достаточно лишь перенять тот административно-идеологический и культурный опыт, который был накоплен Византией. По этой причине оказалось востребованным полумифическое сказание о проповеди апостола Андрея у восточных славян и основании Креста в том месте, где будет впоследствии основан Киев. Для Русской православной церкви это сказание имеет важное значение, так как оно позволяет обосновать особую её роль в православном мире. Более того, русские православные не стремились подвергнуть это мифологическое предположение критике, а, наоборот, всячески его поддерживали. Не случайно в «Очерках по истории русской церкви» такой известный церковный историк, как А. В. Карташёв не подверг особому сомнению факт пребывания апостола Андрея на реке Днепр.

Хотя духовно-нравственная жизнь в Русской православной церкви развивалась благодаря связи с Константинопольским патриархатом, но в значительной степени её силы были направлены на вхождение в число ведущих православных Церквей. Религиозный опыт Византии оказался крайне востребованным на русской почве. С развитием православной культуры, русские стремились, с одной стороны, быть ортодоксальными последователями «греческой веры», с другой стороны, культурно-организационная зависимость от константинопольского патриархата всегда тяготила Русскую православную церковь, которая стремилась и добилась абсолютной самостоятельности и независимости. Этот процесс практически завершился с появлением у РПЦ своего патриарха в 1589 году.

В результате диалога и противостояния соседним восточным и западным народам, тяги к самостоятельности и определённой изолированно-

сти вследствие географических и политических причин происходит формирование основ русской православной культуры. Вполне корректно говорить о развитии русского национального характера, когда на смену языческим представлениям постепенно пришло христианско-православное восприятие мира. Православие как религиозная доктрина наднациональна, но каждый народ вносит в православную культуру свою специфику, свойственное и доступное только ему понимание Христовых истин. Православное воспитание, образование, искусство, отношение к существующей власти, сохраняя традиционность, проявляли свою особую специфику на русской почве. Поэтому следует различать православие и православную культуру. Православие есть религиозное вероучение, основанное на опыте Церкви и выраженное в догматах. Православная культура есть всегда форма адаптации вероучения к жизни того или иного народа в определённую эпоху со своими особенностями.

Духовная культура православия в России диалектично развивалась на двух противоположных принципах: ритуально-обрядовом и внутренне религиозном. Первое начало часто называют «об-рядоверие», но это определение, на наш взгляд, недостаточно корректно. Термин «обрядоверие» фиксирует такое положение, что в ходе эволюции православия в России обряд становится господствующей формой веры, в ходе чего строгое и бездумное соблюдение обряда почти убило «живой дух» истинной веры. Например, православный неистово молился, бил поклоны, раздавал милостыню, после чего он мог творить беззакония и греховные дела. Наиболее ярким примером «об-рядовера» является Иван Грозный, который повелел молиться за убиенных по его приказу людей, просил за свои деяния у Бога прощения, но не прекращал убийств. В конце жизни Иван IV даже попытался при помощи обряда «перехитрить» Бога, приняв за несколько минут до смерти монашеский постриг. По традиции считалось, что грехи человеку полностью прощаются при крещении и при поступлении в число монахов .

Особая роль обряда в Русской православной церкви известна, но это со статической точки зрения. Только диалектический подход позволяет полнее понять причину господства обряда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на определённом этапе развития Русской православной церкви и российского общества. Нормы в православной культуре имеют важное, но не первостепенное значение. Цикл религиозных правил был направлен на то, чтобы христианин впоследствии более-менее самостоятельно мог «следовать за Христом», не боясь отпасть от истинной, с православной точки зрения, веры, уйти в секту или раскол. В святоотеческой литературе выделяются периоды духовного роста. На первом, достаточно продолжительном этапе христианин является своего рода учеником и должен следовать определённым правилам. Он поступает так скорей всего из чувства страха за последующее наказание после смерти. Но на втором этапе, когда христианин уже не младенец в духовном понимании, а зрелый муж, то он творит молитвы, поклоны, соблюдает посты и многое другое осознанно с целью избежать бесовских уловок и быть достойным попасть в Царство Небесное. Третий этап, монашеская жизнь, был доступен единицам, монашеский путь считался «царским», узким, но наиболее верным способом угодить Богу. В период «крещения Руси» вряд ли можно говорить о глубокой христианской вере у подавляющей части населения, но постепенно положение было исправлено. В той или иной форме основы православного вероучения прививались населению доступными для него способами, то есть через литургическую службу, обряды, почитание икон и т. п.

В средневековой Руси православие действительно становится господствующей религией, и всё русское население формально становится православным. Церковь и общество как часть русского православного мира начинают действовать в рамках единой системы. Общество разнородно, поэтому не все, по тем или иным причинам, желают «спастись» в христианском понимании. Восточным славянам было без особой разницы во что верить — в «православного Бога» или языческих божков. В этом смысле значительная часть общества относительно безболезненно и безропотно перешла от язычества в христианство . Самое главное, что вера, как таковая, всё равно была и даже способствовала формированию единой культуры русского народа. Только постепенно,

прежде всего на бытовом уровне, православная вера становится уже способом самоидентификации. В народной ментальности чуть ли не на подсознательном уровне закрепляется деление всех на «нас православных» и врагов — «поганых».

Ещё в ГУ-УГГ веках в Византии стало развиваться такое глубоко духовное направление в монашестве, которое получило название исихазма. Из Византии на Русь пришла традиция устраивать монастыри и особо почитать монашествующих. Именно русские монастыри становятся особыми центрами по сохранению и передаче духовной культуры православия в нашей стране. В этой связи среди первых русских монастырей выделяется Киево-Печерская лавра. Не столько от стен монастыря, сколько от монаха-подвижника зависело развитие духовной культуры в нашем Отечестве. Отцами внутренней духовной традиции православия на Руси становятся Антоний (984-1073) и Феодосий Печерские (ок. 1036-1074), которых Церковь именует преподобными. В самом начале особая роль в развитии монашества принадлежала Антонию. Он был русским из Любеча Черниговской земли и принял постриг якобы на Афоне — духовном центре исихазма. По преданию, Антоний с Афона был специально направлен на Русь для развития монашества.

Хотя экстенсивное развитие православной культуры в России становится постепенно доминирующим, но исихастские традиции не оказались полностью забытыми. Сосредоточенное внутреннее развитие православной культуры сохраняется, хотя и в слабой форме. В ХУГГГ — первой половине XIX века появляются отдельные приверженцы Иисусовой молитвы, и даже происходит восстановление исихазма через деятельность Оптиной пустыни. Наиболее последовательным и известным исихастом в России позднего периода становится Серафим Саровский.

Таким образом, можно заключить, что на основе принятия православия собственно православная культура на Руси формировалась постепенно и достаточно долго, вбирая в себя национально-характерные черты, которые, в свою очередь, отражали перипетии русской истории, особенности геополитического положения и, безусловно, суровые климатические условия.

Литература

1. Бердяев Н. Душа России. — Л.: Сказ, 1990. — 30 с.

3. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы и контрреформы в России XVIII века: Опыт целостного анализа. — М.: РГГУ, 2001. — 575 с.

4. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. — М.: Аспект Пресс. 1996. — 368 с.

5. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: Изд-во АСТ, 2001. — 480 с.

1. Berdyaev N. Dusha Rossii . Leningrad, Skaz Publ., 1990. 30 p. (In Russ.).

5. Skrynnikov R.G. Ivan Groznyy . Moscow, AST Publ., 2001. 480 p. (In Russ.).

УДК 304.2

ДИАЛЕКТИКА ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО В ВОСПРИЯТИИ БРАКА И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ

Жилянина Наталья Александровна, преподаватель, Кузбасская православная духовная семинария (г. Новокузнецк, РФ). E-mail: zhilianina@yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные в настоящее время вопросы истории и культуры семейных отношений на Руси в допетровскую эпоху. Сейчас причины многих современных социальных проблем принято искать в реформах, проведенных Петром I в XVII веке. Однако уже в допетровскую эпоху наметилась парадигма культурного развития русского общества, которая в последующее время дополнялась, изменялась и переоценивалась. Рассмотрение указанного периода тем более актуально, что позволяет увидеть первопричины возникновения многих кризисных явлений в жизни современного общества. Семья как ценность в российской культуре сложилась не сразу, для этого потребовалось значительное время. Один из этапов этого развития культуры семьи в русском обществе предлагается к рассмотрению. В указанное время характер социальных отношений на Руси можно определить как «обрядовое благочестие». Явление это в целом противоречивое, поскольку возникает резонанс между внешними формами семейной жизни людей и нравственным содержанием этих форм. Как причины этого резонанса в статье указываются: во-первых, характер христианизации русских людей и, как следствие, сохранявшееся долгое время полуязыческое восприятие христианской веры; во-вторых, общий низкий уровень образования и просвещения основной массы населения; в-третьих, недостаточное осознание обществом того времени возможностей развития семейных отношений.

Ключевые слова: культура семейных отношений, православная культура, средневековая семья на Руси, положение женщины, Домострой, обрядовое благочестие.

Материалы, подготовленные Синодальной библейско-богословской комиссией по поручению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, были изданы в трех томах: «Основы православного вероучения», «Основы православного нравственного учения» и «Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви». Тексты пособий подготовлены и предназначены для использования в качестве учебного пособия в системе дополнительного религиозного образования, в процессе катехизации, а также для просветительской деятельности на приходах и за пределами церковной ограды.

В книге «Основы православного вероучения» представлено краткое изложение основ православной веры: что есть православная вера; что представляют собой источники знания о ней – Священное Писание и Священное Предание; основополагающее учение о Триедином Боге; учение о сотворенном Богом мире; учение о человеке, сотворенном по образу Божию, и о Богочеловеке Иисусе Христе и совершенном Им искуплении человека; учение о Втором Пришествии Христа, конце мира и посмертной участи человека.

В книге «Основы православного нравственного учения» кратко изложено православное нравственное учение: рассматриваются основы христианской нравственности – заповеди, которые даны человеку Богом сначала в Ветхом Завете (Декалог, или Десятисловие), а затем в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (заповеди блаженств); объясняется соотношение ветхозаветного Закона, естественного нравственного закона и Закона Христова; разбирается понятие греха – как в его сущности, так и в конкретных проявлениях; рассматриваются основы православной аскетики – учение о путях противостояния греху и достижения духовного состояния, согласного с волей Бога о человеке, молитва.

В книге «Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви» собраны краткие сведения о богословском понимании Церкви, каким оно раскрывается в Священном Писании и православном вероучении; об устройстве Церкви и каноническом праве, а также формах церковной жизни на всемирном и поместном уровнях, в том числе об устройстве Русской Православной Церкви; об устройстве и символизме православного храма, используемых при богослужении священных предметах и священнических облачениях; о православном богослужении.

Книги можно приобрести на сайте Издательского дома «Познание».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *