Здоровье является непременным атрибутом индивидуального представления о качестве жизни человека. В связи с этим профессия врача считается уникальной, святой, часто наделяемой в обществе качеством превосходства по сравнению с другими профессиями. Но необходимо помнить, что превосходство (в благородном этическом смысле) сопряжено не с большими правами, а с большей ответственностью, тем более что врач в своей практике сталкивается с проблемами не только профессионального, но и правового, и этического плана. Обострение данной проблематики привело в свое время – в 70-ые годы XXвека – к становлению биоэтики и ее разделов, таких как биомедицинская этика, этика биомедицинских исследований, предпосылки для развития которых имелись уже давно – например, в клятве Гиппократа, содержащей фундаментальные этические принципы.

1.1. Биомедицинская этика: понятие, статус, структура, содержание

Для определения статуса биомедицинской этики в системе медицинского знания и определения ее предмета необходимо рассмотреть такие понятия, как «этика», «профессиональная этика», «профессиональная медицинская этика», «прикладная этика», «деонтология», «медицинская деонтология», «биоэтика», «биомедицинская этика» и определить характер их взаимосвязи.

Этика – это философская дисциплина, изучающая теорию морали и нравственности. Практической стороной этики выступает прикладная этика, являющаяся моральным регулятивом конкретных сторон человеческой жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.

Профессиональная этика – это принципы и нормы поведения специалиста в процессе его профессиональной деятельности с учетом ее специфики и конкретных ситуаций.

Профессиональная медицинская этика (или медицинская этика) – профессиональная этика, предметом которой является изучение и поиск путей решения этических проблем, возникающих в ходе медицинских манипуляций. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулированы Гиппократом.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Это учение о юридических, профессиональных и моральных аспектах, обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному.Аспектами медицинской деонтологии являются:

  • взаимоотношения медицинских работников с больными;

  • взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

  • взаимоотношения медицинских работников между собой.

Медицинская деонтология представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных правовых актов и регламентированных требований, предусмотренных практической профессиональной деятельностью врача. В рамках медицинской деонтологии рассматриваются такие медико-этические проблемы, как соблюдение врачебной тайны, право на врачебную ошибку, право врача на эксперимент на себе, получение согласия больного на медицинское вмешательство, отношение к знахарству, народной и нетрадиционной медицине и др. Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, право, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Биоэтика– междисциплинарное направление, ориентированное на изучение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и современных биотехнологий.

Возникновение биоэтики имеет свою предысторию. Впервые понятие биоэтика было введено американским ученым-гуманистом, биологом и биохимиком, профессором Ван Ранселером Поттером, которого можно считать основателем этого междисциплинарного направления, в работе «Биоэтика – мост в будущее» (1971). В.Р. Поттер подчеркивал, что биоэтика должна стать новой дисциплиной, соединяющей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей. Важно отметить, что, по Поттеру, биоэтика не вправе сосредоточиваться только на человеке, но должна распространить свой методы и на биосферу в целом, то есть регламентировать всякое вмешательство человека в любые формы проявления жизни как таковой. Для того чтобы четко отделить предмет биоэтики и близких к ней дисциплин (включая профессиональнуюмедицинскую этику) в 1994 г. на международном Симпозиуме в Эриче был принят следующий документ (документ Эриче), согласно которому документу биоэтика занимается следующими проблемами:

1) этическими проблемами медицинской профессии;

2) социальными проблемами, связанными с политикой в области здравоохранения, трудовой медициной, политикой планирования семьи, проблемами демографического контроля;

3) этическими проблемами, возникающими в области исследований на человеке, включая и те, которые непосредственно не связаны с терапией;

4) проблемами вмешательства человека в жизненные процессы других живых существ (растений, микроорганизмов, животных) и всего того, что относится к поддержанию экологического равновесия.

Биомедицинская этика – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом, и профессионалов – медиков и биологов – к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого человека. Отличительная особенность БМЭ – ее интегративный характер: с одной стороны, она является частью биоэтики, поскольку ориентирована на защиту жизни и всего живого; с другой, – отдает приоритет человеку, но будучи шире медицинской этики, включает в себя последнюю. Так, кроме традиционных проблем медицинской деонтологии, она ориентирована на решение таких проблем, как биомедицинские исследования на человеке и животных, морально-этические проблемы эвтаназии, пересадки органов, генной инженерии, клонирования и др.

В начале XX века врач и писатель В. Вересаев в своих знаменитых «Записках врача» «предсказал» появление биомедицинской этики. Он отмечал: «Необходимаэтика, которая должна охватить во всей полноте указанный выше вопрос о взаимном отношении между врачебной наукою и живою личностью». БМЭ носит междисциплинарный характер. Конкретные биомедицинские ситуации и казусы она превращает в прецеденты, становящиеся основанием для этических обобщений, выводов и этических рекомендаций. При этом свои проблемы БМЭ решает не на профессионально-корпоративной, а на более широкой основе, с привлечением представителей других профессий и широкой общественности. Таким образом, БМЭ включает в себя не только профессиональную медицинскую этику, но иэтику биомедицинских исследований, целью которой выступает не лечение пациента, а получение достоверного научного знания при минимизации рисков для участников исследований (см. рис.).

Подходы к определению термина «биомедицинские исследования» в международных и региональных документах определяют и применение данного термина в том или ином государстве. В большинстве документов термин «биомедицинские исследования» предполагает исследования в области биологии и медицины на человеке, регламентируя и конкретизируя нормы их проведения, в частности на уязвимых группах населения, таких как несовершеннолетние, люди с психическими заболеваниями и др.

В законодательстве Республики Беларусь закреплен термин «медико-биологические исследования на человеке» (ст.31 закона «О здравоохранении»).

Особой сферой биомедицинских исследований являются исследования на эмбрионах, органах, тканях и клетках человека. Множество новых современных технологий, включая генные технологии, исследования в области стволовых клеток, создание биобанков, требуют этической экспертизы, так как в этих перспективных отраслях науки возникает достаточно много противоречивых ситуаций.

Сегодня в сферу биомедицинских исследований включаются также исследования с использованием лабораторных животных, что подчеркивает актуальность проблемы гуманного отношения человека не только к человеку, но и к жизни и любому живому вообще. К сожалению, в Республике Беларусь до сих пор отсутствует законодательное закрепление норм проведения научных исследований на лабораторных животных.

Таким образом, биомедицинские исследования, определяя свой объект как живое, наделенное определенными правами и интересами, которые могут быть затронуты в ходе исследований, вызывают необходимость экспертизы данных исследований с целью юридически и этически корректной организации научного процесса и актуализируют обращение к такой сфере знаний, какэтика биомедицинских исследований – этика проведения исследований на живых объектах, человеке и других живых существах.

Концептуальная модель биомедицинской этики определяет ее содержание и структуру, которую составляют следующие этические аспекты:

  • нормативный, в рамках которого исследуются специфика общечеловеческих моральных ценностей в клинической медицине и биомедицинских исследованиях;

  • ситуативный, обосновывающий необходимость морального выбора и принятия решений в различных биомедицинских ситуациях и казусах;

  • экспериментальный, предполагающий распространение моральных принципов на биомедицинские исследования и их этическую экспертизу;

  • деонтологический, регулирующий принципы и нормы поведения врача во взаимоотношениях по вертикали (в системе «врач–больной») и по горизонтали – между коллегами;

  • институциональный, связанный с необходимостью решения социальных и профессиональных проблем здравоохранения и ролью биоэтических комитетов как специальных институтов в этом процессе.

Определение этих аспектов позволяет очертить контуры проблемного поля – выявить круг проблем биомедицинской этики, причем выявляется не один, а несколько «кругов», которые, переплетаясь и взаимодополняя друг друга, определяют ее.

Первый круг – нормативно-этический – связан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в медицинской деятельности или биологических исследованиях общечеловеческие моральные ценности и принципы, как регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой «стратегии и тактики» их профессионального выбора. Здесь, в свою очередь, выделяются два этических аспекта.

1. Однозначное выявление сущности и критериев Жизни и Смерти человека как высших базовых ценностей. До сегодняшнего дня нет единства в их понимании, что трагически сказывается на судьбах людей, ждущих, например, пересадки донорских органов от умерших людей. Решение этой задачи, которое должно стать делом совокупных усилий медиков, философов, этиков, юристов, представителей религиозных конфессий, даст возможность определиться в решении вопроса о праве человека на достойную жизнь и праве на достойную смерть. А это, в свою очередь, выступает необходимым основанием практической деятельности трансплантологов, реаниматологов, акушеров-гинекологов и других специалистов. Особенно актуальной является проблема границы жизни и смерти. Сегодня огромное количество философских, юридических, медицинских работ посвящается так называемому праву человека на смерть, связанному с «пограничными ситуациями» его жизни.

2. Проблема активного включения в клиническую и исследовательскую практики в качестве руководства к действию таких высших общечеловеческих моральных ценностей, как Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность. С одной стороны, у современных медиков, особенно молодых, они стали терять свой престиж и значимость, которые им необходимо вернуть. С другой – преломленные сквозь призму профессиональной деятельности, эти ценности обретают особую специфику, что зачастую приводит к кардинальному рассогласованию их восприятия и оценки между «обычными» людьми (пациентами) и профессиональными медиками. Особенно наглядно это видно на примерах добра и зла, проявляющих в сфере медицины свою нерасторжимую связь; страдания и сострадания, демонстрирующих иногда неизбежность и даже полезность первого и сомнительное значение и опасность второго; свободы, дающей медику и биологу-исследователю право на риск, а поэтому и на ошибку, но и налагающей на них высокую ответственность. Большинство проблем, связанных с особенностями проявления высших моральных ценностей в медицине, носят «открытый» характер, поскольку они ставят и исследователя, и пациента перед выбором, который не является однозначным и простым и может быть одинаково мучительным для обеих сторон.

Второй круг проблем БМЭ – ситуативный – связан со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, которые проявляются каждый раз в конкретных, неповторимых случаях и сказываются на человеческой судьбе. Одной из особенностей БМЭ и является то, что она сконцентрирована преимущественно на анализе этих отдельных случаев – медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека, и призвана выявить и проанализировать моральные стороны конкретных ситуаций. Многочисленность и вариативность подобных ситуаций и порождает так называемые «открытые» вопросы. К их числу относятся:

  • проблемы начала жизни, в частности нравственно-правовые проблемы искусственного оплодотворения и прерывания беременности, этические проблемы пренатальной диагностики, права человеческого зародыша;

  • проблемы трансплантации и связанные с ними проблемы реанимирования;

  • проблемы окончания человеческой жизни,проблема эвтаназии, ставшая столь актуальной в результате небывалых достижений медицины по продлению жизни человека и зачастую его страданий;

  • проблема предвидения и предотвращения негативных последствий медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности исследователя и степени риска испытуемого.

К третьему – деонтологическому кругу проблем БМЭ относится определение современного характера отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Вторгаясь в область медицинской деонтологии, а точнее, включая ее в себя, биоэтика и БМЭ вырабатывают рекомендации по моральному регулированию человеческих отношений как в системе «врач – больной», так и в медицинском коллективе. Решение практических задач в этом направлении во многом зависит от моделей отношений между медиками-профессионалами и их пациентами. Актуальными являются две: традиционная патерналистская и новая, автономная модели. Тенденцией современной деонтологии выступает переход от патерналистской модели к признанию автономности личности пациента или участника биомедицинских исследований.

2035: in progress > Ликбез-блокнот

В Средние века церковь считала аморальным даже диагностическое вскрытие человеческого тела после смерти. Прошло несколько сотен лет и люди столкнулись с новыми вызовами: каковы этические последствия ЭКО, насколько допустима эвтаназия, как меняется личность пациента, которому пересаживают чужие органы, и, наконец, имеет ли моральное право человек переделывать собственный геном, «производить» генномодифицированных людей, что, в принципе, как технология не за горами.

Чем глубже ученые погружаются в изучение и изменение законов природы, тем с бОльшими морально-этическими рисками сталкивается общество. И тем влиятельнее становится биоэтика, которая, в идеале, должна иметь возможности затормозить или наложить вето на развитие тех или иных технологий, если они будут признаны аморальными или опасными для человечества.

Впрочем, тут возникает еще один вопрос: есть ли у биоэтиков ресурсы и компетенции для качественной экспертизы технологий? И не окажутся ли они в позиции все тех же средневековых священнослужителей, которые в искренней убежденности противодействия злу, тормозили развитие знаний и умений, которые в итоге спасли множество людей от гибели в эпидемиях.

«Мы все считаем, что человек за рулем, штурвалом, со скальпелем – это нормально. Через 20 лет это будет преступно. Простая логика: человек за рулем, штурвалом, и со скальпелем убивает большое количество других людей. Роботы будут убивать куда меньше. И это многократно экспериментально доказано. Но общество пока не готово к этому. Как построить модели, которые убедят в такой логике общество, – это еще одна невозможная задача», — заметил как-то Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию.

В ответах на эти вопросы мы разбирались вместе с Еленой Брызгалиной, завкафедрой философского факультета МГУ, преподаватель Университета 20.35.

• Что такое биоэтика?

• Современная задача биоэтики

• Когда и для чего возникла?

• Кто такой биоэтик?

• Какие инструменты регулирования есть у биоэтиков?

• Какие проблемы входят в сферу исследований и практик биоэтики?

• Проблемы начала и конца человеческой жизни

• Проблемы живых существ как доноров и объектов для экспериментов

• Проблемы государственного и правового регулирования биоэтических вопросов
• Где учат на специалистов по биоэтике?

Что такое биоэтика?

Определение биоэтики в Новой философской энциклопедии выглядит так:

— Это область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения. Вместе с тем в современном обществе биоэтика выступает и как формирующийся специфический социальный институт, призванный регулировать конфликты и напряжения, возникающие во взаимоотношениях между сферой выработки и применения новых биомедицинских знаний и технологий, с одной стороны, и индивидом и обществом—с другой.

Современная задача биоэтики

Как подчеркнула Елена Брызгалина, регулирование научных исследований должно, с одной стороны, не ограничивать свободу науки, и одновременно должно обеспечить защиту прав и интересов граждан. Это очень важная задача для современного этапа развития науки и технологий.

Когда и для чего возникла?

Термин «биоэтика», — уточняет Новая философская энциклопедия, — был впервые использован в 1970 американским медиком Ван Ренсселером Поттером, который под биоэтикой понимал область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества его жизни.

В то же время в США возникают две структуры— Гастингский центр (The Hastings Center) и Институт этики им. Кеннеди (The Kennedy Institute for Ethics) Джорджтаунского университета, деятельность которых была направлена на изучение проблем биоэтики, которая, однако, понималась при этом существенно иначе, чем у Поттера, соотносясь не столько с биологией, сколько с биомедицинскими науками и практикой здравоохранения.

Первое десятилетие своего существования биоэтика развивалась в основном в США, затем постепенно стала укореняться также в Западной Европе и других регионах мира. Ныне стремительно развивающаяся биоэтика стала явлением глобального масштаба, о чем, в частности, свидетельствует создание в 1992 Международной ассоциации биоэтики, которая каждые два года организует Всемирные конгрессы по биоэтике.

Тем не менее, как уточняет Елена Брызгалина, биоэтические вопросы стали широко обсуждаться уже после второй мировой войны, в том числе, после осознания страшных последствий ядерной бомбардировки японских городов и антигуманных экспериментов нацистских медиков, стало ясно, что нарастающее этическое напряжение связано с самой сущностью получения знаний и их применением.

Тогда же по поводу этической ответственности ученого развернулась жаркие споры. Возникли попытки сформулировать для научного сообщества неких принципов, следование которым было бы способно предотвратить пессимистические сценарии противостояния науки и морали.

Кто такой биоэтик?

Согласно форсайтам новых профессий «биоэтик» окажется на пике востребованности в самые ближайшие годы.

Биоэтик – это специалист в области прикладной этики, который работает ради защиты достоинства и прав человека в таких областях как повседневная практика здравоохранения и биомедицинские исследования. Он является организатором коммуникации с одной стороны между специалистами из разных областей (врачами, исследователями, генетиками, юристами), и с другой стороны, с обычными гражданами и их семьями.

Такая коммуникация важна в ситуациях, когда люди должны выбрать вариант поведения при медико-биологических вмешательствах в начало и конец человеческой жизни, в физическую и психическую целостность человека, то есть в биоэтических ситуациях.

Какие инструменты регулирования есть у биоэтиков?

Развитие современной технонауки определяется скорее не внутринаучной логикой, когда решение определенной проблемы обуславливает постановку новых задач, или позицией ученых, а внешними факторами – заказом рынка, политическими решениями, социальным запросом.

Право и этика становятся важными, взаимодополняющими регулятивами научно-технологического продвижения, актуализируя формирование специальных социальных институтов и профессиональных сообществ.

Наиболее распространенной формой коммуникации специалистов и граждан являются биоэтические комитеты (комиссии), они существуют при всех медико­-биологических научных и лечебных центрах. Биоэтические комитеты дают разрешение на проведение научных экспериментов при условии соблюдения биоэтических принципов и норм закона, за соблюдение процедур такого решения тоже отвечает биоэтик.

Как правило, на таких комитетах биоэтик выступает посредником между специалистом-исследователем и обычным человеком — потенциальным участником эксперимента. Биоэтик помогает на доступном языке объяснить цели, методы, побочные эффекты, возможные риски, ожидаемые результаты исследования. При этом объяснение должно быть персональным, ориентированным на индивидуальный уровень понимания и знаний, должно учитывать эмоции человека, именно его систему ценностей. В итоге, биоэтик помогает участнику эксперимента принять осознанное решение об участии или неучастии в эксперименте.

Какие проблемы входят в сферу исследований и практик биоэтики?

Биоэтики во всех странах мира, помимо организации социальных практик принятия решения в биоэтических ситуациях, ведут научные исследования, направленные на то, чтобы описать нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук и минимизировать проблемы, возникающие при появлении новых знаний и технологий в биомедицине. Биоэтики ведут исследования с привлечением разнообразных этических методологий в междисциплинарной формулировке.

Проблемы начала и конца человеческой жизни

Первый блок проблем, с которыми имеет дело биоэтик – проблемы начала и конца человеческой жизни. Рождение и смерть все больше оказываются зависимыми от решения какого-либо субъекта и активного вмешательства в естественные процессы репродукции (например, медицинского работника, самого человека). Так, использование технологий суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения делают возможным появление новой жизни в таких ситуациях, когда естественным путем зачатие и рождение не состоялись бы, при этом субъекты, вовлеченные в этот процесс оказываются в сложных ситуациях принятия этических решений.

КЕЙС САРЫ П.
В Германии в 2012 году в суде было доказано право ребенка, родившегося на свет от анонимного донора спермы, узнать имя биологического отца. Достигшая совершеннолетия девушка Сара, рожденная в 1990 году посредством использования технологий искусственной инсеминации, посчитала, что имеет право знать имя своего биологического отца. Это создало прецедент отказа от анонимности донорства в новых репродуктивных технологиях, возможного приравнивания прав и обязанностей доноров к биологическим родителям.
С развитием реаниматологии между состоянием «определенно жив” и «определенно мертв” возникает некая «зона неопределенности”, в которой необходимо принять окончательное решение о продлении жизни или констатации смерти пациента. Пределы жизни человека (рождение и смерть) утрачивают естественный характер, становятся контролируемым процессом, ходом которого можно манипулировать, используя для этого современную медицинскую технику и технологии. При этом сделанный человеком выбор может повлечь за собой чувство вины и ответственность, вплоть до юридической ответственности

КЕЙС ДЖАХИ МАКМАТ
У 13-летней девочки в США в силу осложнений после операции в 2013 году была диагностирована смерть мозга. С диагнозом не согласилась мать, считавшая девочку живой, так как ее сердце билось, а дыхание поддерживалось аппаратом ИВЛ. Родители перевезли ребенка в штат Нью-Джерси, где разрешается использовать для констатации смерти не критерийЯкорь: #donorЯкорь: #donor мозговой смерти, а кардио-критерий. В 2018 году смерть была констатирована в силу развившейся печеночной недостаточности. У Джахи МакМат два свидетельства о смерти, выданных в разные годы с указанием на разные причины смерти.
Проблемы живых существ как доноров и объектов для экспериментов

Второй блок биоэтических проблем касается отношения к живым организмам (животным и людям) как к объектам биомедицинских и исследовательских манипуляций. Например, перспективы ксенотрансплантации связаны с задачей преодоления дефицита человеческих донорских органов через использование донорских органов животных, генетической их модификации, выращивания органов внутри животных организмов. Возникает фундаментальная эти­ческая проблема: является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Допустимо ли разрушение границ между биологическим видами такими методами?

Третий блок биоэтических проблем касается вмешательств в физическую и психическую целостность человека, например, при трансплантологии или в психиатрии. Биоэтик является специалистом в вопросах этических и правовых оснований такой организации забора органов для трансплантации, чтобы были обеспечены не только права отдельных граждан, и справедливый доступ к научным достижениям, технологиям диагностики и терапии.

КЕЙС ДЭВИДА РОКФЕЛЛЕРА

Не представляется возможным достоверно проверить информацию о количестве операций по трансплантации сердца (по некоторым данным в его теле в разные годы билось 7 донорских сердец) и двух трансплантациях почек у умершего в 2017 году в возрасте 101 год миллиардера. Даже если трансплантаций было меньше, крайне сомнительно, что Рокфеллер получал транпслантанты в общем порядке с соблюдением принципов справедливости при распределении столь дефицитного ресурса как донорские органы.

Проблемы государственного и правового регулирования биоэтических вопросов

Четвертый блок биоэтических проблем — это вопрос о соотношении прав человека и обязанностей государства в сфере охраны здоровья граждан. Так, биоэтик должен быть экспертом в сфере распределения ограниченных ресурсов, выделяемых на здравоохранение, между отраслями медицины, с целью реализации ценностей благ и справедливости. Биоэтик должен быть экспертом в сфере конфликтов между правами граждан и обязанностями государства. Например, в сфере вакцинации.

КЕЙС О ВАКЦИНАЦИИ

В ФЗ РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в статье 5 прямо указывается право граждан на отказ от профилактических прививок. Однако в той же статье указывается, то отсутствие профилактических прививок повлечет за собой: отказ от приема на работу, выполнение которой связано с рисками заболевания инфекционными болезнями; отказ (временный) от приема в оздоровительные учреждения, если есть риск массовых эпидемий или инфекционных заболеваний; запрет на выезд в определенные государства (если пребывание в таких государствах требует наличия у гражданина конкретных профилактических прививок); отстранение от работы, связанной с высокими рисками заболевания инфекционными болезнями; отказ (временный) от приема в образовательные организации в случае эпидемий или же в случае их угрозы.

Биоэтик ориентируется в своей деятельности на принципы: автономии пациента и участника эксперимента, добровольного информированного согласия, правдивости, конфиденциальности. При этом принципы не задают жесткую нормативность, в отличие от правовых норм, они являются своего рода коридором для принятия внутри них конкретных решений. Право неизбежно будет отставать от темпов развития науки, появлений новых объектов, конфликтов и затруднений.

Ряд вопросов не является принципиально разрешимым в сфере права (например, устанавливая норму о том, что информация о благоприятном диагнозе должна быть сообщена в деликатной форме, закон не может раскрыть что такое «деликатная форма» передачи информации). В силу этих причин следование нормам биомедицинского права не может быть единственной регулятивной базой действий людей в биоэтических ситуациях. Биоэтические ситуации порождают более трудные задачи, чем правовое решение. Задачи, в которых нет единственно правильного ответа, а есть экзистенциальный человеческий выбор пределов существования.

Где учат на специалистов по биоэтике?

В России получить профессиональные знания и диплом специалиста в области биоэтики можно в университетах (бакалавриат) на курсах «Прикладная этика» и «Философия». Впрочем, набор на эту специальность происходит не каждый год, поэтому этот вопрос надо прояснять заранее. Такие программы есть в МГУ, СПбГУ, УрФУ.

Зарубежные вузы тоже обучают таких бакалавров и магистров. Топ лучших программ по биоэтике возглавляют: Columbia University in New York City, University of Pennsylvania in Philadelphia, Brown University in Providence.

#биоэтика, #HealthNet, #Брызгалина, #Песков, #ХелсНет

«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ», №10, 1992

В мае 1992 г. редакция журнала пригласила философов, юристов, медиков раз­личных специальностей обсудить состояние и перспективы развития биоэтики в пашей стране.,’ Проблемы, вынесенные на обсуждение, среди них статус биоэтики, отношение врач — пациент I; его различные модели-,’ проблемы эвтаназии и право на смерть, проблемы определения смерти и мо­ральные коллизии, новые технологии деторождения,биомедиципский эксперимент и пределы его допустимости, принципы биоэтики — автономия пациента, информированное согласие, этические проблемы генной инженерии, трансплантологии и психиатрии; биоэтика в различных социокультурных контекстах и системах здравоохранения; традиции отечественной этики жизни и биоэтика, — приобрели в наши дни особую актуальность. Это объясняется не только их теоретическим значением, но и сугубо практическими обстоятельствами — в частности, кризисом отечественной системы здраво­охранения, пытающейся в кратчайшие сроки перейти к системе страховой медицины, не думая о том, что и в этот «переходный период» больных надо лечить. Положение отечественного здравоохранения . катастрофично — нет лекарств, врачи получают мизерную зарплату, которую им не выплачивают месяцами, на грани клинической смерти вся система обслуживания здравоохранения. И если в наших больницах еще лечат, то лишь благодаря самоотверженному труду большинства медиков, про­должающих вопреки всем реальным обстоятельствам следовать клятве Гиппократа и делать все возможное во имя здоровья больного.

Столь же плачевно и этическое сознание наших медиков. Можно привести огромное число фактов, свидетельствующих о разрушении моральных норм в профессиональном сообществе меди­ков. Это и отказ от выполнения своего долга, и факт вымогательства денег от больного, и насилие’ над пациентами и др. Все это свидетельствует о том, что прежняя ценностно-нормативная система, которую можно охарактеризовать как патерналистскую, ныне стала разрушаться и деформироваться, а новая еще не сложилась. Большую роль в становлении новой ценностной и этико-нормативной системы может сыграть биоэтика.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов в США и странах Заладной Европы. Это объясняется рядом причин — прежде всего новыми технологиями, которые нашли широкое применение о медицине. Большую роль в становлении биоэтики сыграло и развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы, а перед специалистами по этике открыл новые горизонты и новые области приложения философско-этическнх размышлений. •

Конечно, биоэтика не спасет отечественное здравоохранение. Но эта новая область моральных размышлений может задать новые этические ориентиры перед профессиональным сообществом медиков, раскрыть общечеловеческий смысл проблем биоэтики, увидеть в ней путь выхода из тех драматических, проблемных ситуаций, когда принятие этически правильного решения оказывается затруднительным, выявить моральные коллизии и дилеммы, с которыми сталкиваются в своей деятельности врачи разных специальностей — трансплантологи, реаниматологи, психиатры. Редакция предполагает и в дальнейшем продолжить обсуждение современных проблем биомедицинской этики.

Основные проблемы биоэтики — это проблемы «на грани жизни и смерти». Поэтому с самого зарождения этой науки мировоззренческий аспект в решении биоэтических дилемм оказался исключительно важным. Поскольку мировоззрение прежде всего может быть философским или религиозным, биоэтические проблемы можно рассматривать с философско-светских или с религиозных позиций: «Существует множество версий биоэтики, принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам»; «Биоэтика — это труднообозримое многообразие… особенных биоэтик (христианской, буддистской, мусульманской, кантианской,., утилитаристской и т.д.) …». Например, при оценке гетерологического искусственного оплодотворения (с использованием донорских гамет) позиция Католической церкви категорически отрицательная, а большинство протестантских церквей не исключают полностью применения этой технологии.

Биоэтика и Православие. Биоэтика стала развиваться в нашей стране с конца 1980-х — начала 1990-х гг., т.е. с опозданием примерно на 20 лет. В 2000 г. состоялся юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, который утвердил Основы социальной концепции Русской православной церкви, содержащей базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В этом документе вслед за разделом «Здоровье личности и народа» следует раздел «Проблемы биоэтики». Здесь нашло отражение отношение Церкви к проблемам аборта, контрацепции, искусственного оплодотворения, евгеники, методам пренатальной диагностики, клонирования, органного донорства, фетальной терапии, нового критерия смерти (смерть мозга), эвтаназии, суицида и др.

Биоэтика и Ислам. Русскоязычных научных источников, освещающих проблемы биоэтики с позиций ислама, к сожалению, немного. В изданной в 1992 г. под эгидой Совета Европы книге «Медицина и нрава человека» толкования и оценки различных проблем биоэтики, наряду со специалистами международного права и современной медицинской этики (прежде всего, в свете документов ВМА), дают также авторитеты различных религиозных конфессий, включая ислам. Здесь нашли отражение под углом зрения ислама этические аспекты аутопсии (патологоанатомических вскрытий), аборта, статуса эмбриона, суррогатного материнства, смерти мозга, трансплантации органов человека, пренатальной диагностики и др. В «Исламском кодексе медицинской этики», принятом в 1981 г. в Кувейте, в частности, говорится: «Изучение студентом-медиком человеческого тела не является оскорблением (в глазах Бога) независимо от того, мертвое это тело или живое… Врач не должен отнимать жизнь даже из сострадания. Человек не должен отнимать у себя жизнь, даже если ему будет тяжело переносить страдания… Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются».

Биоэтика и Католицизм. Авторитеты Католической церкви стояли у истоков обсуждения некоторых проблем биоэтики, например, как уже говорилось выше, в 1957 г. глава Римско-католической церкви папа Пий XII предвосхитил современную трактовку состояния смерти мозга как эквивалентного смерти человека. Проблемы биоэтики с позиций католической церкви разрабатываются специальным органом в Ватикане — Папским советом по апостольству для работников здравоохранения. В 1994 г. этот орган издал католическую «Хартию работников здравоохранения», т.е. своего рода официальное католическое руководство по биоэтике. Здесь нашли отражение практически все основные проблемы биоэтики — аборта, статуса эмбриона, эвтаназии, отношения к боли, донорства органов, генетических манипуляций, искусственного оплодотворения и т.д. Приведем оценку авторами Хартии роли биоэтики в современном профессиональном медицинском образовании: «Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики. С этой целью ответственные за их подготовку должны прилагать все усилия к созданию академических кафедр и курсов биоэтики».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *