***

Осмогла́сие (церковносл., восьмигласие) – система гласов, служившая для певческого оформления богослужения.

Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня Пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл стали повторять в течение года, до новой Пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих.

Русское осмогласие известно под названием знаменного, или столпового, распева.

<< — вернуться на главную

Клиросная библиотека Евгения Кустовского
(ранее она располагалась на сайте Московских регентских курсов по адресу kliros.org,
но сайт перестал работать, поэтому на «Клиросе» размещена полная копия библиотеки)

Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции
Данное пособие представляет собой PDF-версию фрагмента одноименной книги, выпущенной в 1999 г. издательством Церкви Трех Святителей на Кулишках. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

«Двухголосная Литургия» в ред. Д. Бортнянского
Полная PDF-версия одноименного издания МПРК. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Предисловие (PDF) // Стр. 5-9 (PDF) // Стр. 10-13 (PDF) // Стр. 14-18 (PDF) // Стр. 19-23 (PDF)

Последование Святаго Елея
Полная PDF-версия книги, изданной МПРК в 2002 г. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Избранные песнопения Рождественской службы
Предлагаемое собрание песнопений Рождества представляет собой полную PDF-версию одноименной книги, выпущенной в 1999 г. издательством «Живоносный Источник».

Другие песнопения Рождества

Ирмосы второго канона Рождеству Христову, греческого распева (PDF)

Песнопения Богоявления

Тропарь Богоявлению, знаменного распева в обр. А. Кастальского (PDF)
Стихира на Вход, Киево-Печерского распева (PDF)
Задостойник, гарм. архим. Товии по методу П. Чеснокова (PDF)
PDF-версия сборника «Избранные песнопения Богоявления для небольшого смешанного хора» размещена на сайте «Библиотечка регента»

Избранные песнопения Постной Триоди

Избранные песнопения Литургии Преждеосвященных Даров

Великий канон

Полная PDF-версия книги, выпущенной в 2002 г. издательской группой МПРК. Нумерация страниц в чинопоследовании канона и житии соответствует бумажному изданию.

Песнопения Недели Крестопоклонной

Избранные песнопения Страстной Седмицы
Нотное приложение книги, выпущенной в 2002 г. издательской группой МПРК. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Задостойник в субботу Лазареву, знаменного распева, обр. М. Поклад (PDF)
Задостойник в субботу Лазареву, Киево-Печерского напева (PDF)
Задостойник в субботу Лазареву, муз. П. Чеснокова (PDF)
Причастен в субботу Лазареву, знаменного распева, обр. Д. Соловьёва, в упрощенной редакции (PDF)
Стихира на И ныне: в Неделю ваий, напева Зосимовой пустыни (PDF)
Стихира на литии в Неделю ваий, Киево-Печерского напева (PDF)
Задостойник в Неделю ваий, Киево-Печерского напева (PDF)
Задостойник в Неделю ваий, муз. П. Чеснокова, и Причастен в Неделю ваий, Киево-Печерского напева (PDF)
Тропарь в Великий Понедельник, Киевского распева, в обр. Д. Соловьёва, упрощенная редакция (PDF)
Ексапостиларий в Великий Понедельник, Киево-Печерского напева (PDF)
Ексапостиларий в Великий Понедельник, Вторник и Четверг, обиходного напева (PDF)
Тропарь в Великий Четверток, Киевского распева, в обр. Д. Соловьёва, упрощенная редакция, и Вечери Твоея тайныя Киево-Печерского напева (PDF)
Вечери Твоея тайныя, в обычной гармонизации (PDF)
Вечери Твоея тайныя, муз. А. Львова (PDF)
Вечери Твоея тайныя, знаменного распева в гармонизации Е. Кустовского (PDF)
Задостойник в Великий Четверток, Киево-Печерского напева (PDF)
Се, Жених…, обиходного напева (PDF)
Аллилуарий Великой Субботы, муз. Е. Кустовского (PDF)
Да молчит всякая плоть…, из сборника А. Бекаревича, в 4-голосной редакции (PDF)
Егда славнии ученицы…, обиходного напева (PDF)

Избранные песнопения Пассии

Обиходные напевы тропаря Пасхи

Знаменного распева (PDF)
Обиходного распева (PDF)

Монастырские напевы тропаря Пасхи

Монастырский №1 (PDF)
Монастырский №2 (PDF)
Монастырский №3 (PDF)
«Придворное» (PDF)

Иноязычные напевы тропаря Пасхи

Тропарь Пасхи – авторские сочинения

Тропарь Пасхи трижды и многажды

Развернутые сочинения (концерты) на текст тропаря Пасхи

Муз. А. Гребенщикова (PDF)
Муз. неизвестного автора (PDF)
Муз. С. Рахманинова (PDF)

Песнопения Пасхи

Катавасия Пасхи, обиходного напева в ред. Е. Кустовского (PDF)
Ирмосы канона Пасхи, греческого распева в ред. иеромонаха Нафанаила (PDF)
Эксапостиларий и стихиры Пасхи, обиходного напева (PDF)
Стихиры Пасхи знаменного распева в гарм. В. Смоленского (PDF)
Икос Пасхи, Валаамского напева в гарм. архим. Матфея (PDF)
Ипакои Пасхи, Валаамского напева в гарм. архим. Матфея (PDF)
Задостойник Пасхи, афонского распева (на греческом языке) (PDF)
Задостойник Пасхи, муз. О. Ануфриевой (PDF)
Задостойник Пасхи, муз. П. Динева (PDF)
Тропарь Пасхи, грузинский (PDF)
Прокимены Литургии и вечерни Пасхи и всей Светлой Седмицы (PDF)

Песнопения Пятидесятницы

Стихира Пятидесятницы на Господи воззвах «Приидите, людие», распев Троице-Сергиевой Лавры (PDF)
Стихира Пятидесятницы на литии, муз. В. Зиновьева (PDF)
Тропарь Пятидесятницы, греческого распева в гарм. Д. Соловьева (PDF)
Кондак Пятидесятницы, греческого распева в гарм. Д. Соловьева (PDF)
Стихира «Царю Небесный», знаменного распева (PDF)
Ексапостиларий в Неделю Пятидесятницы, муз. О. Железняковой (PDF)
Задостойник Пятидесятницы, распев Троице-Сергиевой Лавры (PDF)
Причастен в Неделю Пятидесятницы, муз. Д. Соловьева (PDF)

Служба всем святым, в земле Российской просиявшим
Полная PDF-версия одноименного издания МПРК. Нумерация страниц соответствует бумажному изданию.

Разное

Ноты из тумбочки Евгения Сергеевича

Коллеги!
Мне не раз приходилось наблюдать, как в магазине с церковными нотами какая-нибудь матушка вертит в руках партитуру Кастальского или Чеснокова, жалобно вздыхает и спрашивает продавца:

– А нет ли чего-нибудь попроще? У нас хор-то… одно название. Такую музыку пусть по радио поют, а нам не поднять.

Дорогая моя Великомученица Клиросная! Во всей России нонче клирос – одно название. Поэтому и ноты сейчас востребованы самые что ни на есть простые. Примитивные даже.

Имея в виду все сказанное, мы дополняем нашу нотную библиотеку разделом «Из тумбочки». В эту папку мы вывалили содержимое служебного аналоя храма Трех Святителей на Кулишках. Наши службы предельно просты, поэтому библиотека неизменяемых песнопений сравнительно небольшая. Теперь она ваша. Пойте на здоровье и во Славу Божию.

Предначинательный Псалом

«Блажен муж»

«Свете Тихий»

«Сподоби, Господи»

Напева Киево-Печерской Лавры (PDF)

«Ныне отпущаеши»

«Богородице Дево, радуйся»

Греческого распева, глас 4 (PDF)
Муз. М. Строкина (PDF)
Муз. С. Трубачева (PDF)
Напев Воскресенского монастыря (PDF)

Малое Славословие

По Третьякову (PDF)
Валаамского напева, гарм. Г. Лапаева (PDF)

«Хвалите Имя Господне»

Степенны 8 гласов, муз. архиеп. Ионафана (Елецких)

Глас 1 (PDF) // Глас 2 (PDF) // Глас 3 (PDF) // Глас 4 (PDF) // Глас 5 (PDF) // Глас 6 (PDF) // Глас 7 (PDF) // Глас 8 (PDF)

«От юности моея»

Сокращенного греческого распева (PDF)
Знаменного распева, обр. С. Трубачёва (PDF)

Прокимены воскресные 8 гласов

Глас 1 (PDF) // Глас 2 (PDF) // Глас 3 (PDF) // Глас 4 (PDF) // Глас 5 (PDF) // Глас 6 (PDF) // Глас 7 (PDF) // Глас 8 (PDF)

Честнейшую…

По напеву Леснинского монастыря (PDF)
Зосимовой пустыни (PDF)

Великое Славословие

В. Бирюков (из обихода Потулова) (PDF)
Знаменного распева, в гарм. Е. Кустовского (PDF)

Воскресные тропари по славословии

Знаменного распева, гарм. В. Ковальджи (нечетные гласы – PDF; четные гласы – PDF)

Антифоны праздничные, изобразительные и вседневные

Антифоны праздничные, изобразительные и вседневные – тексты (PDF), ноты (PDF)

Единородный Сыне

Блаженны

Трисвятое

Прокимены воскресные и вседневные на Литургии 8 гласов

Глас 1 (PDF) // Глас 2 (PDF) // Глас 3 (PDF) // Глас 4 (PDF) // Глас 5 (PDF) // Глас 6 (PDF) // Глас 7 (PDF) // Глас 8 (PDF)
Вседневные, гласы 1-8 (PDF)

Херувимская песнь

Милость Мира

Достойно есть

О Тебе радуется

Ектении

У ИСТОКОВ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ

О демественном и путевом распевах

Продолжая наше знакомство с древними церковными распевами (ранее рассказывалось о знаменном распеве), обратимся сегодня к двум распевам, также употреблявшимся в церковном пении в XVI веке. К этому времени знаменный распев достиг апогея своего развития. Был создан повседневный певческий репертуар — обиход, было положено на музыку осмогласие. (Осмогласие — это стройная и совершенная система богослужебного пения. Начало системе «осмогласия» положил обычай ранней христианской Церкви в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев или глас. Вскоре 8-дневный цикл напевов (или гласов) был распространен на 8 недель (от первого дня Пасхи). Позже — весь 8-недельный цикл стали повторять в течение всего года, до новой Пасхи. Первые упоминания об «осмогласии» восходят к IV веку! Всеобщей и обязательной системой для всех Церквей «осмогласие» становится в VIII веке стараниями преподобного Иоанна Дамаскина, которого и считают устроителем Церковного осмогласия).

В этот же период времени возникают в русском церковном пении 2 новых распева — путевой и демественный. Впервые демественное1 пение упоминается в Воскресенской летописи 1441 года в связи с описанием смерти князя Димитрия Красного. Летописец сообщает, как умирающий князь «начат пети демеством: «Господа пойте и превозносите Его во веки…»

С середины XVI века демественное и путевое пение становится широко известным как торжественное, праздничное богослужебное пение. В Чиновнике новгородского Софийского Собора, излагающем Устав праздничного Богослужения в 40-х годах XVI столетия, неоднократно указывается: «…а Обедню певчие поют на оба лика демественную, а подиаки на амвоне поют все демественное же пение». В Уставе Соловецкого монастыря указывалось, что накануне праздников Рождества Христова и Крещения петь: царю Иоанну Грозному многолетие «путь, верх и демественное», митрополиту Московскому «исполла эти деспота» — демество.

О происхождении демественного пения существуют разные предположения. Прот. Д.В.Разумовский (основоположник изучения истории церковного пения в России. Его труд «История церковного пения в России» (М., 1866-1868) и поныне остается наиболее значительным) считал демественное пение византийским, но занесенным в Киевскую Русь балканскими славянами и употреблявшимся русскими до XVI века в домашнем быту, как «ежедневное благочестивое упражнение домашней церкви». Есть и другое мнение, что демественное пение, по происхождению византийское, в русской церкви возникло как «подражание» манере греков «изукрашать уставное пение руладами своей фантазии…»

Известно также, что уже в XIV веке домашнее пение священных песнопений у славян называлось по-гречески — «демественное» пение, что свидетельствует как о братском общении Греческой и Славянской церквей, так и о греческом происхождении демественного распева. И еще известно, что демественное пение было заимствовано в древней Руси от греческих певцов, прибывших в Киев в XI веке (!) при князе Ярославе.

Это пение, изящно украшенное, особенно процветало в древних Новгороде, Киеве, Владимире, а затем и в Москве. С конца XVI века оно записывалось особыми демественными знамениями, и особые переводы имело на другие крюковые знаки. С 1569 года демественный распев появляется и в нотных церковных книгах.

Что касается путевого распева, то он, как и демественный, имел свою нотацию, отличную от нотации знаменного распева. Путевой распев — это своего рода разработка мелодики знаменного распева, связанная с образованием «мелодических волн», следующих одна за другой. Мелодика путевого и демественного распевов та же, что и в знаменном распеве, но из сопоставления этих распевов, написанных на один и тот же текст, видно, что путевой распев значительно сложнее знаменного, цветистее (существует предположение, что путевой распев и его нотация были созданы певчими дьяками Иоанна Грозного). А мелодика демественного распева создавалась не посредством разработки знаменного распева, а за счет использования новых, свежих музыкальных мотивов. «За демественным распевом сохраняется — за все продолжение его истории — значение лучшего, наиболее торжественного, во многом стоящего выше знаменного распева пения. Если знаменный распев — Устав, строгость, неизменность, то демественное пение — торжество, свобода, украшение» (А.В.Преображенский).

Появление путевого и демественного распевов, ярко-красочных и витиеватых, соответствовало подъему всей русской культуры XVI, начала XVII веков.

Оба распева оказались связанными преимущественно с праздничными богослужениями в Церковном пении: стихирами, величаниями, задостойниками. Наиболее торжественные знаменные песнопения были изложены как путевым, так и демественным распевом, и за богослужением допускалось их чередование.

Наиболее типичными для путевого распева являлись: великие водосвятные стихиры, «С нами Бог», «Елицы во Христа». Наиболее характерными песнопениями демественного распева являются: «На реках Вавилонских», величания праздникам, песнопения Пасхальной службы.

Путевой и демественный распевы выражали состояние православного «радования» и «ликования». В этом ликовании заключались вся суть и неповторимость распевов XV-XVI веков. А источником как удивительной светоносности икон Дионисия и его школы, так и особого ликования праздничного чина распевов древнерусских, является реальное созерцание Фаворского Света.

В XVII веке знаменный, путевой и демественный распевы прекратили свое развитие. В это время в Церковном пении наблюдается стремление к упрощению мелодики распевов, и в связи с этим возникают малый знаменный, болгарский, греческий распевы, которые уже «принадлежат» веку XVII, времени великих сдвигов в общественной и культурной жизни Московской Руси.

Наталья Кузина.

1 «Демественное » в переводе «домашнее»

&gt В начало страницы <

Категории словаря

старослав., букв. — восьмигласие

Система гласов, служившая для музыкального оформления христианского богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл с его гимнич. текстами стали повторять в течение года, до новой пасхи. Из гимнов была составлена книга Октоих. Древнейший Октоих восходит к нач. 6 в.; он был составлен патриархом сирийских монофиситов Севиром. В 8 в. Иоанн Дамаскин, по-видимому, отредактировал Октоих и дополнил его своими гимнами. В таком виде Октоих вошёл во всеобщее употребление в церквах Византийской империи.

Как муз. система О. получило теоретич. обоснование в Византии во 2-й пол. 13 в. (Г. Пахимер) и 1-й пол. 14 в. (М. Вриенний). Теория О. сформировалась под большим влиянием трактатов по антич. музыке, но О. не было реставрацией антич. системы. Гласом теоретики называли звукоряд, одна из ступеней к-рого была доминирующей в изложении напева, а другая служила конечным тоном.

Плагальные гласы получили названия соответствующих автентических с приставкой гипо. Система нашла всеобщее признание, хотя ещё в напевах 11-12 вв. под влиянием тюркской музыки появились хроматизмы, да и диатонич. мелодии часто не «укладывались» в установленные для них звукоряды, так что о гласовой принадлежности их приходилось напоминать певцам, дополнительно выписывая гласовую формулу с определённым для каждого гласа словом.

Исследования Э. Веллеса, Э. Вернера и др., расшифровки визант. мелодий, произведённые Веллесом, показали, что визант. О. создавалось из мотивов, ассоциировавшихся с определ. гимнами и получивших значение моделей для сочинения новых мелодий. Единых звукорядов для них на практике не существовало. Последние устанавливались постепенно в процессе длит. отбора моделей. Вернер даёт схему наиболее часто встречающихся звукорядов, из к-рой видно, что в глас входило не менее 2-3 звукорядов и что один и тот же тон встречается в качестве доминирующего и конечного в звукорядах разных гласов.

О. рим. церкви создавалось на основе той же цикличности праздничных напевов. Её заимствование с Востока приписывается епископу миланскому Амвросию (4 в.). Систематизация напевов началась здесь значительно раньше, чем на Востоке (Алкуин — 8 в. и Аврелиан — 9 в.). В основу систематизации были положены те же диатонич. последовательности и тот же принцип автентических и плагальных гласов, но номенклатура их была иной. Автентическими были нечётные гласы, а плагальными — чётные. Система получила название григорианской по имени папы Григория I.

Хотя между григорианским пением и его О. нет таких больших расхождений, как в византийском, искусственность системы всё же сказывается в антифонах и респонсориях, где конечный тон часто не совпадает с тоникой гласового звукоряда (о позднейшем развитии системы см. Средневековые лады).

Церкви, образовавшиеся за пределами Византии, принимали визант. пение в том виде, какой оно тогда имело. По мере роста нац. самосознания и культуры народов, принявших это пение, последнее освобождалось от элементов византийского, возникали нац. разновидности О.

Рус. О. известно под названием знаменного, или столпового, распева (см. Знаменный распев).

Его становление восходит к 12 в., когда под воздействием нар. творчества рус. церк. пение стало утрачивать характерные для визант. пения черты. О. ранее всего оформилось в концовках, к-рыми завершали псалмодию. Их диапазон был ограниченным, и они не были настолько оригинальными, чтобы легко запоминаться. Поэтому их заучивали наизусть, пользуясь в качестве мнемонич. средства текстами небогослужебного и даже бытового содержания.

Та же рукопись, лист 50 оборот.

Заучиваемые мотивы получили назв. погласиц.

Ладово-интонац. структура погласиц показывает, что при отнесении их к тому или другому гласу никакого подбора по конструктивным соображениям не производилось.

В одном и том же гласе употреблялись погласицы с окончанием на соседних ступенях звукоряда, так что одна погласица была мажорной, а другая минорной. Об этом дают представление примеры, относящиеся ко 2-му гласу (см. пред. и ниже).

В 1-м примере приведены минорная погласица и образец для пения псалмов на глас. Во 2-м — мажорная погласица и стихира, распетая на основе погласицы. 3-й пример — подобен, т.е. образец для пения текстов, не положенных на музыку.

Метод композиции построчный: текст членится на строки и каждая оформляется как законченная мелодич. фраза (отмечены знаком v).

Та же рукопись, листы 53 оборот и 54.

Конечные тоны строк постоянно меняются. Во 2-м примере это с и d; в 3-м — с-d-е. Единой тоники нет.

Последующее развитие О. было связано с усложнением мелодики. Напевы из псалмодийных перерастали в широкораспевные. 1-я пол. 17 в. была апогеем этого развития. Количество попевок возросло; в 3, 5, 6-м и 7-м гласах их стало примерно по 150, в 1, 2-м и 4-м — по 200 и более, в 8-м — более 300.

Многие попевки были общими для неск. гласов. Метод композиции оставался прежним. Поскольку строки распевались на основе попевок, изложенных в тетрахордах и пентахордах разл. диатонич. последовательности, и конечные тоны, за очень редким исключением, находились на разных ступенях звукоряда, мелодии были лишены тонального единства.

В дореволюц. музыковедении господствовал взгляд, что рус. О. адекватно византийскому. Д. В. Разумовский, Ю. К. Арнольд, И. И. Вознесенский, А. В. Преображенский, А. А. Игнатьев объясняли это универсальностью визант. системы, построенной с учётом акустич. закономерностей, установленных ещё в антич. Греции. Утверждалось, что знаменные мелодии «совершенно и во всём сходны с устройством древнего византийского церковного пения» (Арнольд), что знаменный распев «в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве» и что «один из таких законов есть закон церковного осмогласия» (Вознесенский). Гласом называли звукоряд той или иной диатонич. последовательности с определёнными господств. и конечным тонами. Расхождения между мелодикой и теорией О. объяснялись тем, что «в практике церковного пения и особенно в нотировании мелодий знаменного распева допущены некоторые уклонения от установленной теорией нормы и частью даже неточности, подлежащие исправлению» (Вознесенский), или же переходом напевов из одного гласа в другой (Игнатьев). Однако признание возможности таких переходов противоречит пониманию Октоиха как цикла для пения на каждой из восьми недель особым гласом. Иную точку зрения высказал В. М. Металлов. Он видел сущность рус. гласа в совокупности характерных для него попевок и в различии приёмов изложения одних и тех же попевок в разных гласах. Из сов. музыковедов вопрос о гласе разрабатывали М. В. Бражников, С. С. Скребков и др. Бражников разделял точку зрения Металлова, но считал, что совокупность гласовых попевок была связана единством господствующего и конечного тонов. Скребков подразумевал под гласом «отрезок» церк. звукоряда с тоникой на определ. ступени. Вопрос сущности гласа окончательно не разрешён. Наиболее убедительным представляется взгляд Металлова, так как попевки не всегда связаны единством господствующего и конечного тонов и не все песнопения гласа заканчиваются на одной и той же ступени. Знаменные мелодии в этом отношении приближаются к рус. нар. песне, где перемещение опорности с одной ступени звукоряда на другую составляет один из приёмов развития мотивов и где часто отсутствует ощущение единства лада.

В кон. 17 в. песнопения рус. О. были переведены с крюковой нотации на пятилинейную. Самое раннее их издание — Львовский ирмологион (нач. 18 в.). В 1772 было осуществлено более полное издание в цефаутном ключе в книгах: «Обиход церковный нотного пения», «Ирмологий нотного пения», «Праздники» и «Октоих». В 1891 была издана «Триодь постная и цветная нотного пения». (Книги переиздавались.)

О. соблюдают старообрядцы. Рус. церковь сохраняет его частично. Большинство гласовых песнопений исполняется т.н. обычным напевом, представляющим модели из 2-3, реже 4 чередующихся несложных мелодич. строк. Модель заканчивается заключит. строкой.

H. Д. Успенский

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *