Петь, пева́ть, спевать млрс. издавать голосом песенные, певучие звуки, голосить связно и музыкально. Пеить, пею, пеешь вор. петь. Петь голосом, одним голосом, выводя без слов; петь словами, произнося к голосу слова. Петь что, известную песню, напев. Только человек поет, да еще птица поет, щебечет или свищет. Петь горлом, орнб. род башкирского пения, в котором голос двоится, слышен в одно и то же время грудной голос и род свирельного свиста. Певал ли ты с пономарями? Трижды поп поет, а в четвертый аминь отдает. Пьян поет — себя тешит. Врешь, не то поешь; пой: по мосту мосту. Ни поет, ни свищет. Хорошо ты поешь (или: играешь), да мне плясать не охота. Не пел, так подтягивал. Не пел, так плясал. Не поет, так свищет; не пляшет, так прищелкивает. Голосу нет — душа поет. Не я пою — душа поет. Пели, пели, да есть захотели. Петь было еще, да на животе тощо. Поет, как нищего за суму тянет. Не всяк весел, кто поет. Петь (напевать) Лазаря (т. е. упрашивать). Муж жену бьет — а жена свое поет! Жена мужу петый кус. Пета бяху (семинарское). || Петь кого, что, воспевать, славить песней, стихотворением; описывать, изображать поэтически. Пою премудрого российского героя ипр. Ломоносов. || Петь кому, напевать, льстить, кадить; || жалобно плакаться, докучать, канюкать. || Петь обедню, молебен, служить, совершать. Петь одну песню, одно и то же, твердить все одно, то же, докучать. Петая просвира, освященная. Петый дурак, отпетый, отъявленный. —ся, быть пе́ту или по́ему. Песня поется кстати. Весело поется, весело и прядется. Поется там, где и воля, и холя, и доля. Где пьется, там и поется. || Безлич. Мне поется, мне не поется, хочется, не хочется петь. Пе́ние ср. действие по гл., пение, ошибочно петье. Церковного петья не слушали, песня. Церковное пение, ныне уже исправленное по западному, встарь держалось строгого, неизменного чина и было: простое; знаменное, нотное; трестрочное, троегласное; осьмогласное; на два лика, клироса, крылоса; демественое, или уставное; мусикийское, или киевское ипр. Проводить время в пении и молитве, в пении духовном, псаломном. Попа взяли от нас, церковь без пенья осталась. Певе́ц м. певи́ца ж. песни́вец црк. кто хорошо, искусно поет; || кто промышляет голосом своим, поет за деньги; || поэт, стихотворец; лирик, песнопевец. Певцо́в, певи́цын, все, что лично их; пе́вчий, пе́вческий; певи́ческий, к ним или к пению вообще относящ. Певчая музыка, голосовая, вокальная, противоп. инструментальная. Певчие птицы, црк. песнивые, которые поют приятно, напевами. Каркнула птица певчая, ворона. Пе́вчий сущ. м. один из певческого хора, лика, бол. о певчих церковных. Пе́вчая, пе́вческая ж. комната, где певчие поют, спеваются, учатся; здание, где они живут. Пе́вница и пе́сница ж. црк. псалтирь, цевница, арфа. Сей бяше показавый певницу и гусли (Кн. Быт.). Вземши песницу и гусли, веселятся гласом песни (Иов). Певу́н м. певу́нья, певу́ша об. пяун, вор. смл. певчий, песенник, певец или охотник петь. Все итальянцы певуны. Скворец певун, сиделый и ученый. Наша прачка певунья. || Певун, ярс. влд. певень юж. донс. певел орл.-мал. певушек, пеун нвг. пеун кстр. петун твр.-рж. смл. пск. петька шуточ. петел црк. пет или петух м. кочет, кочеток, кур; куриный самец, а иногда также самец других птиц, близких по виду к курам. Идет кочет на пятах ипр. прибаутка. О куре доброгласне! с лубочной картины. Петухом зовут задорного, драчуна, забияку. Встать до петухов, с петухами, проспать петухов. Первые петухи (полночь), вторые (до зари), третьи (заря). Посадить красного петуха на кровлю (поджечь). Родился, переродился, не крестился, а мы ему веруем (петух). Петух поет, перья болтаются? часы. Дерется пет с орлом, прилетел коршун с хвостом, разнимать пета с орлом? — (вода с огнем в чугуне и уполовник). || На языке мошенников сторож (Шейн). Морской петух чернмр. рыба Trigla hyrax. || Петухи, влд. кокоры, сомкнутые вершинами на коньке, стропила соломенной кровли. || Петух, пск. и твр. рыбий потрох? Петушо́к, умал. Морской петушок, или курухтан, птица Tringla pugnax. Каменный петушок, птица Pipra rubicola. В арх. всех куликов зовут петушками; а у нас иногда удода, потатуйку. || Петушки, раст. Iris, разных видов; певники; || также Orchis; || Cypripedium; || Calla ипр. Петушонок, плохой петух; петушина, петушища, большой, видный, красивый. || Лесной петушок, раст. Centaurea montana. || Петушки, каменщицкое, выступы кирпича в кладке, под наличники и штукатурные украсы. || Петушок, общее, название витых раковин, улиток. Пету́ший, петуша́чий, петуши́ный, к петуху относящ. Петушьи гребешки да щучьи щечки, лакомство. Петушиная хода или петуший шаг лошади, подергивание на ходу задней ноги. Петушья ягода, ол. шиповник. Петуший гребень, растение Melampyrum cristam; || растение петушник, Rhinanthus crista galli, копеечник. Петушьи головки, растение Lanium purpureum, алая крапива. || Петушник, охотник до петушьего боя, он же петушатник. Петушить кого, дразнить, сердить, задорить, поджигать. —ся, горячиться, задориться, лезть в спор, в драку; || храбриться, задориться, также || кичиться, чваниться, величаться. Чем петушиться, лучше помириться (поклониться). Не петушись: храбер петух, да и его индюшка бьет. Певучий голос, мягкий, приятный, с напевом. Певучий напев, плавный или зыбкий, приятный и сродный для певчего голоса. Певучий стих, звучный, плавный и мягкий. Певу́честь ж. свойство певучого. Пе́вкий арх. певучий, звучный, мягкий голосок, протяжный и звонкий. Певкий колокольчик. Певком нар. песенным или протяжным и певучим голосом, нараспев, противоп. говорком. Пе́сня или песнь ж. стихи, назначенные для пения, слова песни; || голос, наголоска, голосяница, напев для пения известных стихов, голос песни. || Лирическое стихотворение, ода, псалом, песнопение, или || отдел эпической поэмы, глава. Русские песни, по напеву и словам, бывают: божетвенные, стихи, стихеры; былевые, былины; они старина или думы, и новина, памятковые; богатырские; молодецкие и разбойные; протяжные или проголосные, заунывные, веселые, круговые или хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи; затем, обрядные: свадебные, веснянки, семичные, игровые, святочные; плачи, заплачки, подблюдные, игровые, гулевые, бабьи, посиделковые ипр. Из песни слова не выкинешь. Без запевалы и песня не поется. Соловья песнями не кормят, сам умеет петь, а есть хочет. Старая песня, одно и то же; пета бяху, семинарское. Пой песни, хоть тресни, а есть не проси. Крой да песни пой: шить станешь, наплачешься. Хорошо песни петь пообедавши. Соловья за песни кормят. Когда пир, тогда и песни. У худой птицы худые и песни. Из песни слова не выкинешь, а из места гостя не высадишь. Бедный песни поет, а богатый только слушает. Слышно, как песни поем; не слышно, как волком воем! И за песней плачется. Хоть песенки пой, хоть волком вой. Либо ткать, либо прясть, либо песни петь. Пой песню тот, у кого голос хорош. Поехал в Москву за песнями. Вся свадьба песни не стоит. Песней коня не накормишь. Доведется и нам свою песенку спеть. Можно бы про это песню спеть, да чтоб кого по уху не задеть. За эту песню и по боку свиснут. Кабы я ведал, где ты ныне обедал, знал бы, чью ты песню поешь! Чьим умом живешь, того и песенку поешь. Он допевает последнюю свою песенку. Про это и я вам спою песню. Чем с плачем жить, так лучше с песнями умереть. Старая песня (погудка, дудоры) на новый лад. Про всякого дурака своя песня поется (сложена). Надоела нам эта песня. Песня (сказка) вся, больше петь (сказывать) нельзя! Все песни перепели, одного шершня не допели. Помрут и дети (и внуки) наши, а конца песни этой не дождутся. Это долга песня. Не всякая песня до конца допевается. Не пой худой песни при добрых людях. Беседа дорогу коротает, песня работу. Запоешь ты у меня еще и не такую песню, не ту песенку! Никого не было, а полпесни пропало! (когда вдруг умолкнет песенник). Пе́сенный и песнево́й, црк. песненый, к песням, пению относящ. Песенные народные игры, с песнями. Весна песенная пора. Песенный русский размер, склад. Народ наш песневой, любит песню. Песневые игры выходят из обычая. Пе́сенник м. пе́сенница ж. кто хорошо поет песни, любит петь их, и кто поет их по званию, промыслу, скоморох. || Песенник, сборник песен, книга с песнями, с одними словами, а также с нотами. Пе́сельник, пе́сельница, песенник; в знач. певуна, а бол. об участнике в хоровом пении русских песня. Песельники, песенники вперед! вызов солдат на походе. В нашей семье едоки есть, и песельники есть, а работников нет. Песноде́латель, песнопи́сец, песнотворе́ц, песнотвори́тель, сочиняющий песни; лирический поэт; вдохновенный, духовный певец. Песнопевец, то же, вдохновенный писатель псалмов; воспевающий хвалебные песни. Песнопети, црк. воспевать Богу хвалебные песни; песнопе́ние ср. действ. по гл. || Песнь возвышенная, хвалебная песнь. Песнячить кур. петь простые песни. Песносло́вие ср. црк. песнопение, возвеличение, славословие, духовная песнь. Песнословим тя, всех Владыку! Мин.

Осмогласие (греч. οκτωηχος, букв. — восьмигласие) — система музыкальной организации богослужебных песнопений по восьми гласам — различным ладово-мелодическим комплексам или наборам напевов (музыкальное понимание термина «глас» весьма различно в разных культурах и в разные исторические периоды).

Есть основания полагать, что система гласов (сперва четырех, позднее восьми) начала формироваться в Византии в IV веке, оказав влияние на зарождение на Западе сначала амвросианского пения, а позднее — григорианского (по имени свт. Григория Двоеслова, принесшего эту византийскую традицию в Рим). Свое окончательное оформление система осмогласия получила трудами преп. Иоанна Дамаскина.

Осмогласие представляет собой совокупность определенным образом соотнесённых друг с другом богослужебных текстов и напевов. Почти все (за редким исключением) богослужебные песнопения имеют указание на глас, которым они должны петься.

В рамках каждого гласа также существует определенная иерархия: указание на глас может быть простым, а может содержать ссылку на конкретный образец — «подобен» например, указание «подобен Доме Евфрафов» требует распеть данный текст по образцу одной из стихир предпразднства Рождества Христова «Доме Евфрафов», которая в свою очередь является «самоподобном», т.е. образцом); есть также немногочисленные «самогласны» — песнопения, распеваемые особым образом, не имеющим аналогов.

Системе осмогласия строго подчинен один из богослужебных кругов — восьминедельный, тексты которого собраны в книге «Октоих» («Осмогласник»); он начинается с Фоминой недели после Пасхи, после чего каждая седмица имеет свой глас, и круг повторяется несколько раз до следующего Великого поста.

На Светлой седмице осмогласие представлено в уникальном «концентрированном» виде — каждый ее день из Октоиха берется воскресная служба очередного гласа (таким образом, с богослужебной точки зрения в пасхальной седмице нет понедельника, вторника и т.д., а есть только одни воскресенья!)

Все другие песнопения (Минеи, Триоди и проч.) также относятся к тому или иному гласу, но уже исходя из иной логики, связанной со смыслом и характером текста (так, 1-й глас, которым поются каноны самых главных праздников — пасхальный и рождественский — очевидно, является самым радостным и торжественным, и т.п. Однако, всё это было основано на ладово-мелодических особенностях византийской церковной музыки, где и возникло осмогласие, а в иных певческих традициях ясно проследить такие музыкально-смысловые соответствия уже может быть затруднительно или невозможно).

Если в византийском церковном пении понятие «гласа» было преимущественно ладовым (как и в григорианском), то в древнерусском певческом искусстве глас означал в большей степени набор характерных мелодических формул («попевок»). Системе осмогласия в этом смысле были подчинены распевы знаменный, путевой, «греческий», «болгарский», киевский и некоторые местные.

Развитие собственно мелодической стороны песнопений постепенно привело к изменению принципов системы осмогласия. Этот процесс затронул и знаменный распев, имеющий наиболее древние традиции. Так, значительное число попевок встречается в песнопениях нескольких гласов, в связи с чем некоторые гласы отчасти утратили ладово-мелодическую характерность (напр., второй, шестой и восьмой гласы). Ряд распевов перестал подчиняться системе осмогласия (демественный распев); в авторских композициях («разводах») конца XVI-XVII вв. указание на глас становилось почти условностью.

В современной русской богослужебной практике под «гласом» понимается определенный набор напевов или мелодических шаблонов, которые (в рамках одного и того же гласа) могут происходить из разных источников и не иметь какого-либо музыкального родства (например, в московской традиции стихиры 3-го гласа распеваются упрощенным киевским распевом, тропари — «греческим», а подобны — «Оптиной пустыни», и все они по характеру и мелодике совершенно не похожи друг на друга).

См. также церковное пение.

Использованные материалы

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *