Из наставлений старца Амвросия

Советы и наставления, которыми старец Амвросий врачевал приходивших к нему с верой, он преподавал или в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в самой простой, отрывочной и нередко шутливой форме. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

«Как жить?» — слышал старец со всех сторон этот общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи часто вызывал улыбку у легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то можно увидеть в нем глубокий смысл. «Не тужить», т.е. чтобы сердце не обременялось от неизбежных для человека скорбей и неудач, а направлялось к единому источнику вечной сладости – к Богу; через это человек, даже при бесчисленных и разнообразных невзгодах, может успокаивать себя, мирясь с ними, или смиряясь. «Не осуждать», «не досаждать», — ничего нет более обычного между людьми, чем осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово; между тем, они по большей части и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: честью и уважением друг друга возвеличивать (Рим. 12, 10). Сведя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении старец главным образом проповедовал смирение – эту основу духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого, по учению св.

Книга «Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления»

Иоанна Златоуста, невозможно спастись.

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — старец иногда отвечал и немного иначе: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». И эти наставления старца также склоняли людей к приобретению смирения.



— Сегодня Оптина пустынь – не просто знаменитая православная обитель и место паломничества. Все больше людей, проводящих праздники, выходные и даже отпуск при монастыре в качестве трудников. В вашей группе в «Вконтакте» люди записываются заранее, переживая, что им не хватит места. Трудничество в Оптиной пустыни действительно пользуется такой популярностью?


О. Димитрий
: Вообще, это сезонная вещь. Бывает, в гостиницах очень много народу, например, в посты, а бывает, когда трудников не хватает. Кто хочет попасть, обязательно попадет. Обычно человек приезжает, идет в корпус для трудников, с собой нужен паспорт и рабочая одежда. Общается с гостиничным, говорит, что желает пожить и потрудиться. Ему дают место, дают послушание, возможность посещать службы, ходить на исповедь и т.д. Кто-то приезжает на неделю, кто-то на месяц, а кто-то, приехав в отпуск, живет здесь уже 10 лет.

— С какой целью люди едут сюда?


О. Гавриил
: Укрепиться духовно, испытать себя, удалиться на время из той среды, в которой жили. К нам едут те, кто потерялся в жизни и не понимает, что дальше делать. Сбившиеся с пути, как раньше было принято таких называть. Они надеются получить здесь ответы на свои вопросы, исцелиться от мучающих их страстей. Сегодняшний мир агрессивен по отношению к христианину. Даже православному человеку трудно сохранить в миру верность заповедям и традициям. В монастыре это сделать легче. Почему уходят в монастырь? Здесь так все построено, — устав, порядок отношений, — чтобы помочь человеку удержаться от греха, очиститься. С той же целью приезжают и трудники, даже не желая становиться монахами.

— Женщин тоже берут в трудницы?

О. Гавриил: Да, но, конечно, у них, в отличие от мужчин, нет шансов стать насельницами монастыря.

— Наверное, приводят людей в монастырь чаще всего какие-то жизненные потрясения?

О. Димитрий: Преподобный Иоанн Лествичник писал, что в монастырь приходят по трем причинам. Первая причина – любовь к Богу. Но таких очень мало. Это чистые души, сохранившие веру, ощутившие свое призвание. Святые, которые уходили в леса, в горы, в пустыни, такие души, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Вторая причина – скорби. И не обязательно понимать это как то, что человек не справился с какими-то трудностями и ушел в монастырь. В православии скорбями называют не только страдания, а иногда и просто разочарование от жизни. Человек может все иметь, но чувствовать пустоту в душе, пресыщение.

И третья категория людей – уловленные Божьим промыслом. Можно привести пример из церковного предания, когда один разбойник убегал от погони и спрятался в женском монастыре, где его приняли за святого старца. Cлучилось что одна из слепых монахинь, выпила воду, после того, как омыла ноги разбойника и благодаря этому исцелилась. Разбойник был поражен произошедшим чудом и позже сделался монахом.

Сегодня все те же три основные причины, по которым люди уходят в монастырь. Большинство из них обнаруживает, что исполнять Христовы заповеди, живя в миру, весьма затруднительно. Они восстают против тех ценностей, которые навязывает мир и в своей жизни решают держаться евангельского идеала. Потому что монах по духу идеалист. Он не просто хочет спасения, он хочет достижения святости.

— Какие виды трудничества есть в Оптиной пустыни?

О. Гавриил: Есть целый перечень послушаний, связанных с текущей жизнью монастыря. У нас имеется свое овощное хозяйство, теплицы, коровник, конюшня, пасека, пекарня, просфорня, склады, трапезная и т.д. При назначении на послушание многое зависит от способностей самого человека. Монахи, сейчас их в обители 186, несут как трудовые, так и церковные послушания. Более 80 отцов имеют священный сан.

На что живет монастырь сегодня? Приносит ли подсобное хозяйство какой-то доход?


О. Димитрий
: Монастырь живет на пожертвования, но подсобное хозяйство очень помогает нам. Мы сами выращиваем различные зерновые культуры и овощи, полностью обеспечиваем себя хлебом из собственной муки, у нас свое молоко, творог, сыр, мед, яйца. Но кроме этого есть еще одно важное значение подсобного хозяйства – это место для послушания трудников и братии. Надо понимать, что послушание в монастыре не просто использование труда, оно имеет духовную сторону. Святые говорят, что одна молитва без труда и послушания не идет человеку на пользу. Послушание и молитва – как два весла у лодки: если грести только одним, то лодка будет вращаться на месте.
Когда же человек отвергается своей воли и делает то, что ему прикажут, постепенно выправляется его душевное состояние. Одна из черт современного человека, будь то русский или американец, — это своеволие. В православном учении своеволие – нечто отрицательное, искание своего, эгоистическая устремленность, зацикленность на самом себе, гордость. Когда человек замыкается в своих потребностях, он деградирует, теряет связь с Богом, ему кажется, что главное в жизни – состояться как личность… 

На Ваш взгляд, человек не может состояться как личность и при этом сохранить какие-то духовные основы? Что Вы тогда понимаете под «состояться как личность»?

О. Димитрий: С точки зрения не христианина, пусть даже живущего в христианской стране, состояться как личность – это значит достичь самореализации, выразить себя, как некое послание миру, утвердить себя, как нечто уникальное, то, чем не является другой человек. Возникает вопрос: а что ты хочешь явить через себя миру? По христианскому учению, человек заражен грехом, он всегда в той или иной форме реализует свои страсти. Яркий пример – современные звезды в разных сферах. Это люди, в большинстве своем, эгоистичные, которые выражают себя через комбинацию живущих в них страстей. Со временем это приводит к деградации и разрушению личности. Возьмите, скажем, поэтов, — этих певцов красоты мира. Какое огромное количество самоубийств среди них! Многие из них искали внешней красоты, полноты переживаний и чувств, а пришли к опустошению – все им опротивело, в том числе и они сами. Личность находит себя только через служение другим и Богу. Человек развивается и расцветает, когда не замыкается на себе, а «выходит» к людям, к Богу. Именно через Бога человек становится той полноценной личностью, которой задумал его Творец…

— Известность Оптина Пустынь приобрела в 19 веке благодаря старчеству. Что такое старчество и существует ли оно сегодня?


О. Гавриил
: Старец – это духовно преуспевший человек, который свой опыт духовный жизни способен передать ученикам. Воспитание души, вверившегося тебе человека, это и есть старчество. Но старчество как феномен может состояться только в том случае, если есть послушный ученик. Слушать и не исполнять – пользы не будет.

— Может ли стать старцем относительно молодой человек?

О. Гавриил: Теоретически возможно, но на практике почти никогда так не бывает. Старчество рассматривается в двух аспектах, — как харизматический дар, дар от Бога, когда человек своим смирением и преданием себя воле Божией оказывается достоин такого дара. И второй аспект, в котором надо рассматривать старчество — старчество как послушание, как духовное служение. В Оптиной Пустыни старцами назначали.

— В чем состояло служение старца?

О. Гавриил: Старец обязан был принимать людей, определенный день обычно был выделен для насельников монастыря, другие дни – для всех остальных. Считается, что расцвет оптинского старчества был при преподобном Амвросии Оптинском. К нему ежедневно приходили толпы народа, люди ехали со всей России и из-за рубежа, также помимо личных бесед он ежедневно отвечал на десятки писем. Сегодня многие спрашивают, есть ли у нас старцы, и мы, конечно, не дерзаем кого-либо сравнивать с прп. Амвросием.

— К схиархимандриту Илию (Ноздрину), прожившему в Оптиной Пустыни 20 лет, так же едут сотни людей за духовной помощью и советом. Разве его не называют старцем?


О. Димитрий
: Монашеская традиция в значительной степени прервалась и возродилась только 25 лет назад. Те, кто составляли цвет монашества до революции, были репрессированы либо умерли в 40-50гг, вернувшись из лагерей. Поэтому Церковь сегодня осторожно относится к сравнению современных священников и духовников с прежними духоносными старцами. С другой стороны, о. Илий – признанный народом духовник, и люди действительно получают помощь и разрешение своих проблем по его молитвам. Поэтому вопрос не в названии, а в самом деле – если люди считают его старцем, то значит для этого есть основания. Схиархимандрит Илий жил на Афоне, потом 20 лет в Оптиной Пустыни, есть свидетельства тому, что он угодил Богу.

— Оптина Пустынь ведет очень активную деятельность в соцсетях. Число просмотров ролика с оптинскими котами, например, где они ходят как бы крестным ходом, приближается к миллиону. Вы считаете, что Церковь должна идти в ногу со временем и современными технологиями?


О. Димитрий
: Патриарх благословил присутствие Церкви в Интернете, а дальше каждый монастырь и храм сам для себя определяет степень и формат этого присутствия.

Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения

Но одновременно с этим Святейший запретил монахам использовать интернет, кроме тех случаев, когда это разрешено по послушанию. Ведь для человека, который ушел в монастырь, погружение в интернет-среду во многом означает возвращение в тот мир, от которого он отрекся. Кроме того, сам интернет как площадка не способен заменить живого общения, тем более в вопросах, касающихся веры.

О. Гавриил: Полноценного общения Интернет, конечно, не заменит. И там, действительно, много грязи, но если мы будем придерживаться миссионерской цели, то это может послужить для кого-то толчком, поводом задуматься о другой жизни. Я, например, первый раз услышал об Оптине в 90-х годах в каком-то пятиминутном ролике по ТВ. Для меня это было откровением, что существует такой мир.

О. Димитрий: Многие пришли к вере через самые неожиданные вещи, читая, например, далеко не церковные книги, скажем, «Мастера и Маргариту». Это не означает, что то, через что человек пришел к вере – есть благо и добро. Другими словами, вопрос дискуссионный…

— Зачастую те, кто недавно пришел к православию, пытаются навязать свое открытие окружающим. Как Церковь относится к такому отчасти «агрессивному» православию?

О. Гавриил: Это распространённая болезнь неофита. Человека, который только пришел к вере, охватывает излишняя ревность, он всем доказывает свою правоту. Со временем он умудряется и понимает, что в его собственной жизни до сих пор осталось много такого, чего там быть не должно, и он не в праве судить кого-либо.

О. Димитрий: Есть миссионерство, а есть нечто другое – когда человек тащит других в храм, что называется за уши. Но где граница между первым и вторым? Ведь и миссионер, рассказывая о Боге, часто натыкается на противление людей, которым не нужна благая весть, а нужна свобода для исполнения своих похотений. Где граница между допустимой проповедью и навязыванием веры? Чтобы в этом разобраться нужно всегда помнить, что христианская церковь не пришла завоёвывать мир ни в каких смыслах. Православие не навязывает себя, оно свидетельствует о Божественной истине.

Подробный фоторепортаж о жизни обители смотрите здесь.

Беседовала Анна Коузова

Фото Алексей Совертков

← Вернуться в список новостей

Преподобные Оптинские старцы

Икона Собор оптинских старцев

  1   2   3

Оптинское Старчество

Икона Собор оптинских старцев

Возможно у людей, приступивших к изучению жизни старцев, под впечатлением чтения жития пустынных отцов и повествования о жизни Афонских старцев, невольно сложится мнение, что старцы должны быть непременно отшельниками, аскетами, ушедшими не только от мира, но и от братии. Именно годы безмолвия, непрестанная молитва, самоуничижение, жизнь в уединенных местах, полное отрешение от своей воли, умение вверить свои судьбы промыслу Божиему и отличало старцев первых времён, и их последователей.

Однако, знакомясь с жизнью Оптинских старцев, читатель постепенно привыкает к мысли о том, что в современных условиях весьма органично сочетаются “духовный подвиг внутреннего делания” и повседневные заботы о страждущих.

Оптину Пустынь в Х1Х-ХХ веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был “как отец родной”.

Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.

Святые отцы говорили, что того, кто совершит дело угодное Богу, непременно постигнет искушение, что всякому доброму делу предшествует или последует искушение.

Начиная с 1830 года, Оптинское Старчество вводилось и укреплялось многими трудами и скорбями, “воздвигалось молитвенным потом и слезами”.

Когда старец Леонид со своими учениками поселился в Оптиной Пустыне, заговорили о старчестве и духовном окормлении, не только об очищении совести и об откровении помыслов, но и об “отсечении своих хотений и разумений”. Мало тогда нашлось продолжателей вдохновителя старчества на Руси Паисия Величковского. Многие из братии восставали против нововведений. Невзирая на доносы, запреты, гонения старчество укоренилось в святой обители.

Вот как отзывался о первых Оптинских старцах отце Леониде и отце Макарии Преосвященный Игнатий Брянчанинов:

“Оба старца были напитаны чтением отечественных писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этими писаниями, руководствовали ими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом… Никогда они не давали советов от себя: всегда представляли в совет изречение Св. Писания и св. отцев… Это давало советам их силу: те, кто хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему своё умствование”.

Этого правила придерживались и Оптинские старцы ХХ столетия. Все старцы заботились о духовном очищении ближних, непрестанно молились о спасении душ приходивших к ним за помощью людей. Они помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах, подсказывали выход из самых безвыходных положений, благодаря своей прозорливости, умели привести страждущих на путь покаяния, ведущего к истинной христианской жизни. Чудеса исцелений по их молитвам, умножали количество паломников в Оптинскую Пустынь год от года.

В годы безверия, была предпринята попытка прервать духовную связь народа с Оптинскими старцами. Старец Нектарий, ученик старца Анатолия (младшего) и старца Амвросия, был последним соборно избранным Оптинским старцем.

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского (память празднуется 10/23 октября), а 10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. (Общее Соборное празднование 11/24 октября)

В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

^

“Православныя веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинскии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша”.

^

2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии родился сын. При святом крещении мальчика нарекли Иваном.

Однажды во время пожара, когда огонь быстро перекидывался с одного деревенского дома на другой, маленький Иван, боясь, что огонь может уничтожить их новый дом, взмолился, протягивая ручки к церкви, находящейся недалеко от их дома: “Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!”

По молитве ребёнка дом Литовкиных уцелел, в то время как все дома вокруг него сгорели.

Иван рано лишился отца и матери. Одиннадцатилетний сирота вынужден был сам зарабатывать на хлеб насущный, работал в трактире, в бакалейной лавке, сопровождал обозы с товаром. Тяжелая жизнь не ожесточила Ивана, его чистая душа всегда стремилась к духовной жизни, утешение он находил в молитве.

Ещё в раннем детстве в чудесном видении ему явилась Царица Небесная, мальчик был настолько поражён красотой Богородицы и необыкновенным сиянием вокруг Нее, что лишился чувств. В тяжёлые минуты он вспоминал чудесное видение.

В 1861 году Иван получил письмо от сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леониды в Борисовском монастыре. Она советовала брату идти в Оптину Пустынь, к старцам.

Чем знамениты оптинские старцы

В марте 1861 года по благословению старца Амвросия Иван был принят в святую обитель.

По Оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. Позже послушник был определен в келейники к старцу Амвросию. Возможность быть рядом с прозорливым старцем радовала инока, но бесконечный поток посетителей утомлял. Лишившись душевного покоя, он решил потихоньку уйти на святую Афонскую гору. Прозорливому старцу Амвросию стало известно о смущении келейника. Однажды старец Амвросия сказал: “Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами”. Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он больше не помышлял об уходе.

Многие скорби и тяготы перенес он в монастыре. Годами у него не было даже своего места, где можно было уединиться, отдохнуть. Спать часто приходилось в приемной, в которой до поздней ночи было много посетителей, а в час ночи уже необходимо было спешить к утрени… Испытания закалили душу подвижника. В 1872 году он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в 1877 году — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители отец Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий серьезный, чрезвычайно скромный отец Иосиф выходил к посетителям, внимательно выслушивал, передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. Старец Амвросий со временем стал посылать посетителей за советом к келейнику, готовя, таким образом, достойного продолжателя традиций оптинских старцев.

В 1888 году иеромонах Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По молитвам старца Амвросия смертельная болезнь отступила. В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамординский женский монастырь, впервые не взял с собой верного помощника.

“Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен”, — сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия.

На старца Иосифа легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер.

Старец Иосиф был строгим постником, крайне мало спал, носил старую и бедную одежду. Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Многих верующих, обращавшихся к нему за советом, поражало его умение в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Рассказы о силе его благодатной молитвы приводили в скит страждущих, ищущих исцеления и утешения.

Однажды к старцу привели тяжелобольную женщину, он принял её, выслушал и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: “Подожди”. А когда он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь.

А когда другая больная женщина обратилась к нему за помощью, (опухоль околошейных желез не позволяла даже повернуть шею), старец посоветовал отслужить молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. По молитвам старца Иосифа больная полностью исцелилась.

Старец Иосиф в течение двенадцати лет был духовником братии. С годами, слабея физически, старец возрастал духовно, во время молитвы он преображался. Вот что рассказывал об удивительном свечении вокруг старца его духовный сын отец Павел:

— В 1907 году я первый раз посетил Оптину Пустынь…

Расспросив дорогу в скит, а там, в келью старца Иосифа, я, наконец, пришёл в приёмную хибарки… Когда я пришёл, там был только один посетитель – чиновник из Петербурга.

В скором времени пришёл келейник и пригласил чиновника к батюшке…

Чиновник пробыл минуты три и возвратился, я увидел: от его головы отлетали клочки необыкновенного света, а он взволнованный, со слезами на глазах рассказал мне, что в этот день утром из скита выносили чудотворный образ “Калужской” Божией Матери, батюшка выходил из хибарки и молился. Тогда он и другие видели лучи света, которые расходились во все стороны от него молящегося. Через несколько минут и меня позвали к старцу…

Я увидел старца, измождённого беспрерывным подвигом и постом, едва поднимающегося со своей печки… мы поздоровались, через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келии раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался… Он, по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости, — это отличительные качества старца – стоит и терпеливо ждёт, что я скажу, а я, пораженный, не могу оторваться от этого, для меня совершенно непонятного видения… Свет, который я видел над старцем, не имеет сходства ни с каким из земных источников…, подобного в природе я не видел. Я объясняю себе это видение тем, что старец был в сильном молитвенном настроении, и благодать Божия видимо сошла на избранника своего… Мой рассказ истинен уже по тому, что я после сего видения чувствовал себя несказанно радостно, с сильным религиозным воодушевлением, хотя перед тем, как идти к старцу, подобного чувства у меня не было… Всё вышесказанное передаю, как чистую истину: нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью.

Старец Иосиф отошел к Господу 9/22 мая 1911 года.

Советы преподобного Иосифа:

— Скорби — наш путь, будем идти, пока дойдем до назначенного нам отечества вечности, но только то горе, что мало заботимся о вечности и не терпим и малого упрека словом. Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.

Кто победил страсти и стяжал разум духовный, тот без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.

Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.

Что трудом приобретается, то и бывает полезно.

Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью.

Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Спрашиваешь: “Как сделать, чтобы считать себя за ничто?” Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия. Как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай и всегда помни, что и вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом. Кроме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренно мудрствовать: “Ничего доброго у меня нет… Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность — только одни мои бесчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем”. И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа. Во всех греховных поползновениях одно врачевство — искреннее покаяние и смирение.

Преподобный Иосиф Оптинский, моли Бога о нас!

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

vbibl.ru

Оптинские старцы — это люди жившие в Оптинском монастыре как отшельники.

Основателем этой обители был раскаявшийся разбойник Макарий Синодик Оптина. Тут находили пристанище также старцы и старухи под покровительством духовного отца. Жить им разрешилось только в разных кельях.

С годами Оптиная пустынь то расстраивалась то опять приходила в упадок. В 1689 году даже началось строительство церкви Введения Пресвятой Богородицы, а в 1724 году все ее постройки были разрушены. Так она переживала не самые лучшие времена аж до 1821 года. Тогда стали поступать пожертвования, было за что кормить пустынников приходивших в монастырь. Главным у них был старец.

Интересный факт

В оптину приезжал сам Федор Михайлович Достоевский, чтоб пережить смерть собственного сына. А потом написал рассказ Братья Карамазовы где старца Амвросия, жившего в то время при монастыре, выдает за  старца Зосиму. 

Первым оптинским старцем считается Иеросхимонах Лев Наголкин.

Он прибыл в оптину вместе со своими учениками в 1829 году и сразу завоевал авторитет среди послушников. К нему обращались за советом не только монахи, но и простой люд ото всюду.  Он творил чудеса, исцелял людей, постоянно молился и вызывал искреннее покаяния души. Его канонизировали в 1988 году. Приемником его был дворянин Иеросхимонах Макарий Иванов. С виду он был очень простой, но строгий.

Ресурс по данному IP-адресу заблокирован по решению органов государственной власти

Занимался тем, чтоб увековечить в истории работы аскетов, а также учил приемников, одним из которых стал Преподобный Амвросий Оптинский. При его наставничестве оптина достигает небывалого подъема. Не смотря на то, что он был болен, его лицо всегда светилось радостью и добротой. Он исцелял самых неизлечимо больных. Любил и призывал всех молится иконе Божьей Матери "Спорительнице хлебов". Еще он отличился тем, что построил в Шамордино храм для тысячи монахинь и школу для девочек. После его смерти люди долго горевали, а место его занял любимый ученик — Преподобный Иосиф Оптинский. Он служил у Амвросия келейном, чему был несказанно рад. Он много молился. Из-за постоянных посетителей к старцу никогда не высыпался. У него даже небыль своего уголка, где он мог уединится. Амвросий видел его самоотдачу и также к нему хорошо относился. Своими молитвами спас его от смертельной болезни. В течении 12 лет Преподобный Иосиф Оптинский был духовным наставником. Он также как и все его предшественники имел острый ум и дар исцеления. И после него были многие другие настоятели Оптины. Но все они, как один, истинно верили в Бога, в его благодать. Это им помогало исцелять людей, направлять на путь истинный. Особенно много для них значила молитва. Они верили, что молитва это дыхание души, что никогда не прервется.

Молитва оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.


Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.


Аминь.

Сам монастырь находится на северо-востоке от города Козельска. Он квадратной формы с несколькими храмами, церквями и монастырями.

Церковь приняла в свои лавы Собор Оптинских старцев недавно. Первым был канонизирован в 1988 году Амвросий Оптинский и в 2000 году еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику святых. День их памяти отмечают 11 (24) октября.

Оптина Пустынь

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *