Настоятели Оптиной пустыни

 

По преданию первым настоятелем Оптиной пустыни был священноинок Макарий (Опта). История сохранила малое количество свидетельств о настоятелях обители. Извсетно лишь, что в 1625 году настоятелем Оптиной пустыни был игумен Сергий. В 1630 году настоятелем Оптиной стал иеромонах Феодор. В то время там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Во времена реформ Петра Первого в 1704 году у монастыря отобрали в пользу казны мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли. В 1724 году обедневшая обитель указом Синода была упразднена, как "малобратный монастырь", а монашествующие переведены в другие более крупные обители. Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева Оптину пустынь снова открыли. Началось новое восстановление. В 1795 году на Оптину обратил внимание Московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий. Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: "Да у меня нет таких, владыка, — а вот разве дать тебе огородника Авраамия?" Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину.

В 1812 году Авраамий в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. В место где была пещера для монахов с тали собираться мирные люди, спасаясь от французов. Так появился там небольшой город (городище). Его прозвали Чертой, то есть границей куда французы не должны пойти. Отсюда и название этого места ЧертОво Городище (от слова черта).

Продолжатель традиции старчества Оптиной пустыни

Но так как Французы не дошли и до Козельска, то жители вскоре вернулись обратно в родной город, а городище постепенно пришло в запустение и поросло мхом. 

Иугемен Авраамий скончался в 1817 году. После него настоятелем был игумен Маркелл, а затем игумен Даниил.

Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею (Путилову). При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами — все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

После кончины о.Моисея в 18 настоятелем стал архимандрит Ксенофонт (Клюкин). Он известен как нестяжатель, щедро жертвовавший нуждающимся. За это некоторые из братий даже, возроптав и обращались с жалобой к правящему архиерею. В 1914 году архимандрит Ксенофонт преставился и настоятелем Оптиной был назначен архимандрит Исаакий (Бобриков), ныне прославленный в лике святых. При нем в 1923 году была закрыта Оптина пустынь, а сам архимандрит принял мученическую смерть в январе 1938 года. 

В 1987 году территория, где раньше располагался монастырь Оптина пустынь была передана Русской Православной Церкви. Настоятелем обители был назначен иеромонах Иосиф (Братищев), который с пятнадцатью строителями из Управления по реставрации и строительству Московского Данилова монастыря приехал в Оптину пустынь. А в 1988 году наместником Оптиной был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов). Он пробыл настоятелем два года и осенью 1990 года был хиротонисан во епископа и направлен во Владимирскую епархию. 

С 1990 года по настоящее время наместником Оптиной пустыни является архимандрит Венедикт (Пеньков). 

      Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь.
      Год основания: 1504 г.

      Оптина Пустынь — одна из жемчужин Русского Православия. Обитель расположена на берегу реки Жиздры в живописной лесной местности Калужской области. До начала XIX века это был ничем не примечательный провинциальный монастырь. Все изменилось, когда в 1820-х годах рядом с монастырем был основан Иоанно-Предтеченский скит и утвердилось старчество. Прославленные, боголюбивые старцы явились главной святыней обители, и сияние их подвига продолжает освещать жизненный путь очень многих. Старчество, как особый духовный союз, по определению преподобного Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных чад своему духовному отцу или старцу. Старец и его чада есть, по существу, единая семья о Господе. Оптинские старцы говорили: "Блаженна та обитель, где есть старец, на нее привлекается особая благодать Божия …".
      Оптинское старчество — уникальное в истории Русской Церкви явление — беспрерывная линия преемственности старческого духа на протяжении 100 лет. За это время в Оптиной пустыни просияли 14 преподобных старцев. Их молитвами, Оптина пустынь, без преувеличения, стала наиболее жаркой свечой, возженной русскими людьми пред Богом, наиболее ярким светильником Православной Руси в XIX-XX веках.

Оптина пустынь — история монастыря и как до него добраться

К старцам приезжали: супруги Киреевские, бывшие усерднейшими и главными помощниками старца Макария по книгоизданию, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, B.С. Соловьев, С.М. Соловьев, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), C.А. Нилус, С.А. Есенин, В.В. Розанов, И.М. Концевич, А.А. Ахматова. Обитель посещали композиторы П.И. Чайковский и Н.Г. Рубинштейн, Гончаровы — почти все родственники жены Пушкина, гр. Л.Н. Толстой, гр. А.П. Толстой, великий князь Константин Константинович Романов и его дети, великая княгиня Елизавета Феодоровна и многие другие. Многие из них не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. Эти люди нуждались в духовном укреплении, а часто и просвещении. Не будет преувеличением сказать, что писатели и философы учились у старцев, понимая, что Бог дал счастье русскому человеку брать уроки в этом духоносном православном училище. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители — та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. Нигде, кроме Оптиной пустыни, святое братство не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ.

      Особое значение имела издательская деятельность Оптиной Пустыни, которую начал преподобный старец Макарий в 1840-х годах, а его приемники продолжали до самой революции 1917 года. За эти годы были изданы десятки духовных сочинений, наиболее важными из которых были аскетические труды святых отцов Православной Церкви. Именно издательская деятельность Оптинских старцев и их сотрудников познакомила широкую читающую публику с сокровищницей святоотеческой мудрости. Гонения богоборческой власти прервали монашескую жизнь в обители. Монастырь был преобразован в сельхозартель, а в 1923 году окончательно закрыт. Большинство оптинских иноков претерпели гонения и многие из них явили подвиг мученичества и исповедничества. Это можно считать плодом, результатом той вековой работы, которую вели оптинские старцы по духовному воспитанию монастырской братии. На сегодняшний день в лике новомученников и исповедников российских прославлено 18 предшественников — преподобных Оптинских Старцев.
      Монашеская жизнь в Оптиной возобновилась в 1988 году — в год 1ООО-летия Крещений Руси. Сейчас восстановительные работы в монастыре в целом закончены. Обитель приобрела облик, схожий с тем, который имела до революции. В монастыре действуют 7 храмов, в которых почивают святые мощи преподобных старцев — Льва, Макария, Моисея, Антония Младшего, Нектария и Рафаила исповедника. Восстановлен Иоанно-Предтеченский скит, в котором монахи ведут уединенную жизнь. Издается множество книг о монастыре и старцах. И в нынешнее время мы имеем возможность прикоснуться к духовному наследию Оптиной Пустыни и ощутить благоухание ее неземной красоты.

Храмы монастыря Оптина Пустынь:

1. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

2. Церковь Казанской иконы Божией Матери

3. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

4. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери

5. Церковь прп.Марии Египетской и Анны Праведной

6. Церковь Иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"

7. Церковь Спаса Преображения

8. Церковь прп.Иллариона Великого

9. Церковь Всех Святых

10. Часовня Воскресения Христова

11. Часовня-сень

12. Деревянная звонница

13. Колокольня

Другие постройки монастыря:

14. Братские кельи, южный флигель

15. Братские кельи, северный флигель

16. Братская трапезная

17-20. Монастырские постройки

21. Хлебопекарнный корпус (1842 г.)

22. Библиотека (XIXв.)

23. Настоятельский "игуменский" корпус

24. Келейный корпус

25. Келейный корпус

26. Магазин ("Свечи.Просфоры.")

27. Монастырская постройка

28. Святые врата (1830-е гг.)

29-30. Монастырские постройки

31. Подпорная стена

32. Некрополь

33. Территория подсобного хозяйства

34. Гостиница (бывшая больница, XIX в.)

35. Пафнутьевская башня (1830-е гг.)

36. Паромная башня (1830-е гг.)

37. Хозяйственные ворота

38. Никольская башня (1830-е гг.)

39. Северные ворота

40. Библиотечная башня (1830-е гг.)

41. Скитская башня (1830-е гг.)

42. Лазаретная башня (1830-е гг.)

43. Стены ограды (1830-е гг.)

44. Монастырская постройка

Дополнительно:

История. Оптина пустынь

Старчество в Оптиной пустыне

Скит Иоанна Предтечи

Святой источник преподобного Пафнутия Боровского

Гоголь в Оптиной пустыне

Достоевский в Оптиной пустыне

Великая княгиня Елизавета Федоровна в Оптиной пустыне

Толстой в Оптиной пустыне

Чудо у мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Оптина Пустынь


— Существует несколько версий относительно даты возникновения Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. По одной из них монастырь возник в 13 веке, во времена просветителя Кукши, инока из Киево-Печорской Лавры. По другим сведениям, обитель появилась в 15 веке, на окраинах тогдашнего государства. На границах княжеств в этих местах проходила козельская засечная черта, стояли оборонительные укрепления, сторожевые посты. Здесь обитали разбойники и по преданию предводителем одной из таких шаек был некий Опта.

Он покаялся и обратился в христианство, а позже основал здесь монастырь. Третья и, возможно, наиболее правдоподобная версия возникновения монастыря связана с церковно-славянским значением слова «опта» — оптом, вместе, общее. После татаро-монгольского нашествия, когда государство и монашество, в том числе, находились в упадке, при мужских монастырях создавались женские общины, хотя по канонам это и запрещено. Возможно, таким монастырем была и Оптина Пустынь, вплоть до Стоглавого Собора 1551 года, когда совместное проживание монахов и монахинь было запрещено. Причем слово «оптина» присутствует и в названиях ряда других монастырей. К сожалению, проследить документально историю Оптиной Пустыни до 15 века невозможно, так как в литовское нашествие все документы были уничтожены.

В 1724 году распоряжением Петра I «малобратственные монастыри сводить воедино» монастырь был упразднен на 2 года. В Оптиной Пустыни, которая полностью состояла из деревянных строений, тогда жили 3 человека, и монастырь перевели под начало более крупного.

В Оптиной пустыни представили новоназначенного наместника обители

Однако через два года по ходатайству местных купцов возродили.

До того, как в 1974-ом году обитель передали под охрану государства, как объект культурного наследия, Оптина Пустынь успела побыть и музеем, и домом отдыха, и лагерем польских военнопленных (1939-1941гг), воинской частью и ПТУ.

Частичное восстановление стен, угловых башен велось с 1972 по 1977 года. Но с финансированием было плохо, храмы таки стояли разрушенные. Настоящее возрождение Оптиной Пустыни началось с 1987 года, когда монастырь был возвращен РПЦ и здесь поселилась первая братия из числа насельников Троице-Сергиевой Лавры. На благотворительные пожертвования восстановили полностью снесенный в 60-х годах Владимирский храм, а также Казанский, от которого оставались одни стены. Были проведены сложнейшие работы по фрескам.

Например, тот же Казанский храм расписывали 10 лет, используя технику по сырой штукатурке: за несколько часов, пока застывает штукатурка, надо нанести красочный слой, он въедается в штукатурку и за счет этого долго держится. В Троице-Сергиевой Лавре сохранились написанные в такой технике фрески 15-16 веков. Но если мастер не успевает нанести рисунок или делает что-то неправильно, штукатурку приходится сбивать и начинать все заново.

На сегодняшний день основные строения монастыря, которые существовали до революции, восстановлены. Сегодня в монастыре обустраивают жилую часть обители, гостиницы, братские корпуса, все то, что нужно для проживания людей и приема многочисленных гостей обители.

Анна Коузова

Фото с сайта Оптиной Пустыни и Алексея Соверткова

← Вернуться в список новостей

Шурыгин Александр: другие произведения.

Оптина пустынь. Фотоочерк

Журнал "Самиздат":

ОПТИНА ПУСТЫНЬ
(фотоочерк)
Здесь, в Оптиной пустыни, в глубине Центральной России, близ известного своим далёким прошлым калужского города Козельска, особенно остро ощущается бег времени и величие силы и духовной нравственности человека. Величие духа — именно оно создало известность и славу Оптиной пустыни с её теперь уже многовековыми устоями подвижничества, традициями старчества, жизнью и делами оптинских старцев. Сейчас пустынь — одна из самых крупных и наиболее почитаемых российских обителей. Я побывал в Оптиной с экскурсионной группой, отправившейся сюда в субботний день на автобусе из Москвы.

Владыка Феофан о новом наместнике: «Запомните одну вещь: этот человек неслучаен…»

Путь неблизкий, около 300 километров, время в пути (в один конец) почти пять часов, что для однодневной поездки не весьма просто. И, тем не менее, несмотря на краткость пребывания здесь, мы все (я говорю не только о своих впечатлениях) сумели проникнуться духом времени и прикоснуться к чему-то высокому. Погода, установившаяся в эти первые сентябрьские дни после знойного, засушливого лета с его лесными пожарами и дымом, который много дней застилал небо и лишал землю солнечного света, наконец-то установилась тёплая, солнечная и ласковая. Зелень, умытая прошедшими недавно дождями, встрепенулась и вновь заиграла всеми своими оттенками. И весь этот красивый край, с его холмами, оврагами, взгорками, неспешными реками, лесами и перелесками, укрытый свежим зелёным ковром, лишь усиливал впечатление от знакомства с Оптиной.

***
На автостоянке, что невдалеке от стен монастыря (а добраться сюда можно только на автотранспорте или пройдя 2-3 километра пешком от Козельска) я увидел автобусы и легковушки с номерами не только Калужской области, Москвы, Подмосковья и других соседствующих с Калугой областей, но и автобусы с паломниками и экскурсантами, прибывшими в Оптину пустынь из южных регионов России и Украины. Впечатлило сразу же и другое — огромное количество людей, направлявшихся отсюда к Святым воротам обители.
Но прежде чем войти в эти ворота и попасть на территорию пустыни мы, по совету нашего гида (кстати, экскурсии по пустыни водят только экскурсоводы из Козельска — таково требование монастырского руководства), повернули перед воротами направо и вдоль монастырской стены, а затем по широкой тропе в сосновом бору направились к Иоанно-Предтеченскому скиту, который находится в трёх-четырёх сотнях метров от пустыни. Основание этого скита в 1821 году и деяния его иноков способствовали расцвету и будущей славе Оптиной. В ските от прежних времён сохранились деревянная церковь Иоанна Предтечи и кельи его обитателей, в том числе и домики-кельи оптинских старцев. Сейчас здесь, как и раньше, действует более строгий, чем в монастыре, устав духовной жизни его насельников, и миряне на его территорию не допускаются. Разрешение побывать здесь получают лишь паломники в дни духовных праздников. Поэтому первая часть нашего знакомства с Оптиной пустынью прошла вне скита, у его Святых ворот.
Здесь, у стен скита, мы стараниями нашего гида смогли по возможности полно узнать историю основания пустыни (она насчитывает, по разным данным от пяти до семи веков) и историей скита, познакомиться со старчеством как особой ветвью духовного подвижничества и особого иноческого подвига, с жизнью и делами оптинских старцев. Вот ещё несколько снимков, сделанных у ворот скита.
На этих снимках по обе стороны от арки ворот, ведущих в скит, можно увидеть домики, в которых ранее жили старцы. В том, что находится справа от арки (с лесенкой, ведущей в дом) в разное время обитали Амвросий, Иосиф и Нектарий. В домике, что слева от входа (он сейчас реставрируется) жили настоятели скита, в том числе Макарий и Варсонофий. На одном из этих снимков — Амвросиев колодец в его теперь уже осовремененном виде. Около него всегда много желающих испить здешней воды.
***
От скита по той же тропе мы вновь возвращаемся к другим Святым воротам — воротам, ведущим на территорию Оптиной пустыни. Вот какая панорама открывается перед нами при входе в арку ворот.
Мы проходим вперёд, и эта панорама становится ещё более объёмной и впечатляющей по мере приближения к основным сооружениям обители.
Архитектурным и композиционным центром Оптиной пустыни является собор в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор). Это главный храм пустыни. Его название определило и современное полное название монастыря — Свято-Введенская Оптина пустынь. В соборе находятся св. мощи оптинских старцев Амвросия и Нектария, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Другие крупные храмы Оптиной пустыни по отношению к Введенскому собору расположены так, что в целом они вместе с колокольней образуют фигуру православного креста.

Фрагмент этой фигуры — на очередном снимке.

Слева от собора, с северной его стороны находится церковь Марии Египетской (в 1858 году она была переделана из старой трапезной). Справа от собора, с его южной стороны и ближе к Святым воротам — Казанская церковь (1811г., восстановлена в 1996 году), освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. На востоке — Владимирская церковь, восстановленная в 1998 году на месте разрушенного ранее храма. У "основания" этого креста — старая Владимирская (надвратная) церковь. Вот какими удалось запечатлеть на очередных фотографиях некоторые из этих храмов (Примечание: последние две из этих церквей в кадр не попали). Церковь Марии Египетской, её восстановление закончено недавно.
Казанская церковь. Это самый большой (но не главный) храм Оптиной пустыни. Здесь находятся св. мощи старцев Моисея, Антония и Исаакия.
Владимирская церковь. Здесь мощи семи старцев оптинских, в том числе первого из них — старца Льва.
Старую Владимирскую (надвратную) церковь мы увидим отдельно, далее по ходу нашего очерка. Следующий снимок — вид на колокольню. Она была построена в 1802-1805г.г. В период Великой отечественной войны колокольня была взорвана немецкими оккупантами и восстановлена лишь в конце 1990-х годов. Самый тяжелый её колокол (весом около семи тонн) отлит в Донецке, на Украине. Самый старый, 193-пудовый, был отлит ещё в 1730 году Иваном Моториным для Страстного монастыря в Москве.
Во время восстановления оптинской колокольни неподалеку от неё действовала колокольня временная. Она на очередном снимке.
С этой временный колокольней связан трагический случай — во время празднования Пасхи в 1993 году здесь рукою жителя Козельска, сатаниста, были зверски убиты иеромонах Василий и два инока. Сейчас на месте упокоения этих трёх оптинских новомучеников возведена часовня. Она находится у восточной стены обители. Её фотография — на следующем снимке.
Теперь, пожалуй, пришло время, как это и было обещано, вернуться к рассказу о небольшой старой Владимирской (надвратной) церкви. Вот её фотография, за которой следует короткий комментарий к снимку.
В былые годы въездные ворота, которые находились под башней западной стены с устроенной в этой башне Владимирской церковью, являлись Святыми воротами монастыря. Сюда вела дорога, проходящая окрестными лугами к паромной переправе через реку Жиздру и оканчивающаяся прямо у паперти Введенского собора. Современные Святые ворота в южной стороне монастыря, через которые мы вошли на его территорию, были сооружены позднее. В этой небольшой надвратной церкви в 1988 году состоялась первая литургия после начала возрождения монастыря в конце минувшего века. Недавно, в 2007 году, в юго-западной части обители, невдалеке от Святых ворот и напротив Казанского храма, воздвигнута новая небольшая красивая церковь Преображения Господня. В ней ежедневно совершаются заказные молебны святым с водосвятием. Здесь же можно набрать святой воды.
Сохранилась или восстановлена часть монастырского некрополя. Сейчас она приведена в порядок и вызывает у паломников и экскурсантов интерес и почитание. Фрагмент некрополя — на очередной фотографии.
И ещё несколько снимков из числа тех, что были сделаны в этот день в Оптиной пустыни.
Эти снимки завершают небольшой фотоочерк об Оптиной пустыни, одной из крупнейших и наиболее почитаемых духовных обителей России. Ну, а наша экскурсионная поездка на этом не закончилась. На пути к Москве мы посетили ещё Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь, что близ селения Шамордино (в 12 километрах от Оптиной пустыни) и церковь в селе Нижние Прыски. Но об этом — в следующих путевых зарисовках. P.S. Вы можете ознакомиться также с другими фотоочерками из серии "Духовные обители России": "Сретенский монастырь вчера и сегодня", "Воскресный день в Переделкино", "Пафнутьев-Боровский монастырь", "Казанский Богородицкий монастырь", "Донской монастырь", Храм Христа Спасителя.Фотозарисовки", "Иосифо-Волоцкий монастырь", "Покровский женский монастырь в Москве", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Данилов монастырь", "Троице-Сергиева лавра", "Новоспасский монастырь", "Николо-Угрешский монастырь", "Иоанно-Предтеченский женский монастырь", "Крутицкое подворье", "Высоко-Петровский монастырь в Москве", "Старо-Голутвин монастырь, близ Коломны", "Новодевичий монастырь", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Давидова пустынь", "Неупиваемая чаша", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Свято-Георгиевский женский монастырь на горе Дубровка", "Троице-Серафимовский женский монастырь в Кабардино-Балкарии", Александр Шурыгин, сентябрь 2010 г.
Связаться с программистом сайта.

Сайт — "Художники" .. || .. Доска об’явлений "Книги"

Значение Оптиной пустыни…………………………………3

История возникновения Оптиной пустыни………………4

Основание скита в Оптиной пустыне……………………..5

Братья Кириеевские…………………………………………8

Иван Васильевич Киреевский и его учение о душе……..8

Петр Васильевич Киреевский – праведник в миру……..12

VIII. Оптина пустынь в жизни Н.Гоголя……………………….14

Лев Николаевич Толстой и Оптина пустынь……………24

Оптина пустынь в жизни Ф.М.Достоевского……………27

Заключение …………………………………………………..28

ВВЕДЕНИЕ

"Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями

выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия
быть в Оптинской Пустыни…"
Гоголь. Письма

Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья…
Преп. Варсонофий Оптинский

истории. Монастырь не был знаменит Оптина Пустынь — это значительно больше, чем памятник архитектуры, культуры, ни мощами святых угодников, ни чудотворными иконами, ни архитектурными красотами, ни историческими подвигами. Но несмотря на то, что перед октябрьским переворотом 1917 года в Российской империи было более 1000 монастырей, именно сюда, в Оптину Пустынь, стремилось огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования со всей России. Она влекла своей высокой духовностью и умным деланием своих старцев.

Оптина Пустынь была неразрывно связана с русской культурой XIX-начала XX веков. Сюда к старцам приезжали многие представители русской культуры, искавшие в Оптиной исцеления и укрепления: братья Киреевские, А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, С.М. Соловьев, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), С.А. Нилус, В.В. Розанов. Посещали обитель П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, граф А.П. Толстой (человек святой жизни, который непрестанно молился и даже носил вериги), Великий Князь Константин Константинович Романов (президент Императорской Академии Наук, религиозный философ, поэт), преподобномученица Великая Княгиня Елизавета. Граф Л.Н. Толстой за несколько дней до кончины опять пришел в Оптину и бродил вокруг скита, но так и не осмелился в него войти. Преп. Амвросий Оптинский называл великого писателя "воплощением гордыни".

ЗНАЧЕНИЕ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, которое возникло в конце 18-го века в России.
Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величеквского, молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его учение и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирии, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии "цельности духа", которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.
При старце о. Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария — Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются во всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.
Во время расцвета России и Оптиной Пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов); ученик старца Амвросия — Иосиф; старец Варсонофий, в миру полковник генерального штаба, — по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий — мудрец, Анатолий — утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию.
Последний из них — старец Нектарий, во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Время основания Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Оптина пустынь

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий, и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реяорм Петра 1-го. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как "малобратный монастырь". Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена.

При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась.
Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий. Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: "Да у меня нет таких, владыко, — а вот разве дать тебе огородника Авраамия?" Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину.
Обитель он нашел в крайнем запустении: "Не было полотенца руки обтереть служащему". Братий было 3 престарелых монаха. В скорби своей о. строитель отправился к своему старцу в Песношь. О. Макарий повез его с собой по окрестным помещикам — благотворителям, и о. Авраамий привез в Оптину 2 воза различных вещей. Кроме того, с благословения о. Макария, из его монастыря в Оптину перешло 12 братий. Число монашествующих стало быстро возрастать. Отец Макарий все время одобрял и руководил о. Авраамием. Вскоре о. Авраамий привел в порядок хозяйство, огородил обитель, закончил судебные дела в пользу обители, построил колокольню, Казанскую больничную церковь, братские кельи, развел сад. В 1812 году он в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. Скончался о. Авраамий в 1817 году. После него настоятелем был Маркелл, а затем Даниил.
Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею. При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами — все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

ОСНОВАНИЕ СКИТА ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Сердцем Оптиной Пустыни — местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря — был знаменитый оптинский скит, место пребывания святых оптинских старцев.

Скит создал историческую славу Оптиной Пустыни.
Основание скита произошло следующим образом. О. Моисей, в то время пустыножитель Рославльских лесов, ездил по делу в Москву и оттуда на обратном пути заехал в Оптину Пустынь. Настоятель — о. Даниил, зная желание преосвященного Филарета, тогда епископа Калужского, основать вблизи Оптиной Пустыни лесной скит, представил ему о. Моисея, который в это время был далек от мысли расстаться с пустыннической жизнью в Рославльских лесах. Владыка и о. Даниил усердно его убеждали о преимуществе жизни вблизи монастыря, и он уехал, увозя с собой письмо владыки Филарета к рославльским пустынникам, приглашавшее их перебраться в Калужскую епархию под его всекрылие. Прибыв на место, о. Моисей рассказал своим сопостникам свои впечатления. Отшельники, выслушав его, одобрили план переселения, тем более что в этот момент им угрожали неприятности от земской власти. С о. Моисеем отбыли в Оптину Пустынь его брат о. Антоний и два монаха: Илларион и Савватий.
По прибытии в Оптину Пустынь в 1821 году о. Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата — о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Скит был расположен в 170 саженях от обители. План скита был одобрен владыкой Филаретом, который начертал: "1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить".
Благочестивые местные граждане помогли деньгами. Сначала поставили дом, в котором поселились начальные насельники. 26 октября о. Моисей писал родственнику, что они 3 месяца трудились около строения келлий и св. храма. "Благодарю Бога, что Он нас привел сюда", — этии словами о. Моисей закончил свое письмо. В другом письме, написанном вскоре после этого, о. Моисей извещает одного иеромонаха, что "выстроены уже 3 келлии и храм во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня". Но средства оскудевали, и о. Моисей поехал за сборами в Москву. Он вернулся с возком, переполненным поклажею, которая состояла из церковной утвари. 5-го февраля 1822 года состоялось освящение храма.
Епископ Филарет предложил о. Моисею принять сан священника. О. Моисей наотрез отказался. Но владыка ему пригрозил, что в случае отказа он будет с ним судиться на Страшном Суде, и о. Моисею пришлось уступить. После сего, о. Моисей был назначен духовником скитской братии. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. О. Моисей был вынужден сделать долги и поехал вторично в Москву за сбором для погашения их, но был вскоре вызван назад, так как владыка Филарет, принимая Киевскую епархию и покидая Калужскую, назначил его настоятелем Оптинского монастыря, и он должен был к нему явиться для принятия прощального благословения. Это знаменательное событие совершилось в 1825 году.
После о. Моисея скитоначальником стал его младший брат о. Антоний. Вот какое впечатление оставил по себе скит в воспоминаниях лица, бывавшего там в юности при скитоначальнике о. Антонии:
"Величественный порядок и отражение какой-то неземной красоты во всей скитской обители, часто привлекали детское мое сердце к духовному наслаждению, о котором вспоминаю и теперь с благословением, и считаю это время лучшим временем моей жизни. Простота и смирение в братиях, везде строгий порядок и чистота, изобилие самых разнообразных цветов и благоухание их, и вообще какое-то чувство присутствия благодати, невольно заставляло забывать все, что вне обители этой. В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратности его. С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита о. Антоний, было тихое, стройное, и вместе с тем величественное и правильное, подобно которому после того и нигде уже не слыхал, за всем тем, что мне очень часто приходилось слышать самых образованнейших певчих в столицах и известнейших певцов Европы. В пении скитском слышались кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное, между тем, как в мирском пении часто отражается мир и его страсти — а это уже так обыкновенно. Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита о. Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия.
Подобного священнослужения после этого я нигде не встречал, хотя и был во многих обителях и церквах".
Представить себе внешний и внутренний, духовный облик, обители и скита в период расцвета Оптиной можно, обратившись к стихотворению старца схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), бывшего в начале этого века начальником оптинского скита:

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *