Эта статья об эвтаназии человека. Чтобы узнать об убийствах из милосердия, совершенных над другими животными, см. Эвтаназия животных . Об альбоме Megadeth см. Youthanasia .

Поищите эвтаназию в Викисловаре, бесплатном словаре.

Часть серии по

Эвтаназия

Типы Просмотры Группы люди Книги Юрисдикции Законы Альтернативы Другие вопросы

Часть серии по

Убийство

Убийство

Примечание. Зависит от юрисдикции.

  • Убийство
  • Детское убийство
  • Убийство по обоюдному согласию
  • Убийство по контракту
  • Преступление страсти
  • Развратное сердце убийства
  • Убийство в стиле казни
  • Правило об убийстве
  • Убийство плода
  • Убийство чести
  • Человеческий каннибализм
  • Человеческая жертва
    • Детское жертвоприношение
  • Интернет-убийство
  • Одинокий убийца сердец
  • Похотливое убийство
  • Линчевание
  • Массовое убийство
  • Массовая стрельба
  • Массовые ножевые ранения
  • Мисдиминор убийство
  • Убийство – самоубийство
  • Отравление
  • Доверенное убийство
  • Псевдокоманда
  • Серийный убийца
    • Медицинские работники
  • Убийца веселья
  • Убийство острых ощущений
  • Убийство с применением пыток
  • Атака с тараном транспортных средств

Непредумышленное убийство

  • В английском праве
  • Умышленное убийство
  • Убийство по неосторожности
  • Автомобильное убийство

Неуголовное убийство

Примечание. Зависит от юрисдикции.

  • Война
  • Эвтаназия
  • Смертная казнь
  • Эвтаназия
  • Убийство плода ( аборт )
  • Обоснованное убийство

Жертва или жертвы

  • Самоубийство

Семья

  • Авункулицид / непотицид
  • Фамилицид
  • Маритицид
  • Уксорицид
  • Пролицид
    • Филицид
    • Детоубийство
    • Неонатицид
  • Сиблицид
    • Братоубийство
    • Сорорицид
  • Отцеубийство
    • Матереубийство
    • Отцеубийца

Другой

  • Кровавый навет
  • Смертная казнь
  • Распятие
  • Богоубийство
  • Демоцид
  • Огонь по своим
  • Gendercide
  • Геноцид
  • Омницид
  • Цареубийца
  • Забивание камнями
  • Тираноубийство
  • Военное преступление

Эвтаназия (от греческого : εὐθανασία ; «хорошая смерть»: εὖ, eu ; «хорошо» или «хорошо» + θάνατος, thanatos ; «смерть») — это практика намеренного прекращения жизни, чтобы облегчить боль и страдания .

В разных странах действуют разные законы об эвтаназии . Специальный комитет по медицинской этике Британской Палаты лордов определяет эвтаназию как «преднамеренное вмешательство, предпринимаемое с явным намерением покончить с жизнью и облегчить невыносимые страдания». В Нидерландах и Бельгии под эвтаназией понимается «прекращение жизни врачом по просьбе пациента». В голландском законодательстве, однако, не используется термин «эвтаназия», но он включен в более широкое определение «самоубийства с помощью и прекращение жизни по запросу».

Эвтаназия классифицируется по-разному, включая добровольную, недобровольную или недобровольную:

  • Добровольная эвтаназия легальна в некоторых странах.
  • Недобровольная эвтаназия (согласие пациента отсутствует) незаконна во всех странах.
  • Принудительная эвтаназия (без согласия пациента или против воли пациента) также является незаконной во всех странах и обычно считается убийством.

По состоянию на 2006 г. эвтаназия стала наиболее активной областью исследований в области биоэтики . В некоторых странах возникают разногласия в обществе по моральным, этическим и правовым вопросам, связанным с эвтаназией. Пассивная эвтаназия (известная как «выдергивание из строя») при некоторых обстоятельствах является законной во многих странах. Однако активная эвтаназия легальна или де-факто легальна лишь в нескольких странах (например, в Бельгии, Канаде и Швейцарии), что ограничивает ее конкретными обстоятельствами и требует одобрения консультантов, врачей или других специалистов. В некоторых странах, таких как Нигерия, Саудовская Аравия и Пакистан, поддержка активной эвтаназии практически отсутствует.

Недавно снова вспоминала героев книги про амстердамскую богадельню и задумалась вот о чем.

Право на смерть

Очень сложный этический вопрос. Все мы имеем право на жизнь. А на смерть?
Могу ли я распоряжаться и этой стороной существования по своему усмотрению?

В России эвтаназия запрещена на законодательном уровне. Врач, согласившийся помочь пациенту уйти из жизни будет осужден по статье 105 УК РФ — убийство. В связи с такими запретами и сознательным решением человека закончить свою жизнь, например, прекратить страдания от неизлечимой болезни, возникло движение известное как эвтаназийный туризм. Люди, готовые под присмотром врачей уйти из жизни, или «потенциальные пациенты» встают в очередь в клиниках стран с разрешенной эвтаназией: Нидерланды, Люксембург, некоторые штаты США, Бельгия, Швейцария. Для тех, у кого еще есть силы на поездку и нет желания жить, а в эвтаназии им отказано, существует препарат, который используют в Мексике для эвтаназии домашних животных. После приема этого препарата смерть наступает в течение часа.

Всего один укол

Тут у меня возникает еще один вопрос — отличается ли добровольная эвтаназия от самоубийства? Надо понимать, что эвтаназию делят на пассивную и активную. Пассивная предполагает прекращение введения препаратов поддерживающих жизнь пациента, активная — введение препарата от которого пациент умирает. Так же существует добровольная и недобровольная эвтаназия. Еще более сложный вопрос…
С добровольной вроде даже немного проще и понятнее. Человек сознательно решил уйти, для этого он будучи в трезвом уме и твердой памяти подписывает соответствующую бумагу. В странах, где эвтаназия разрешена, есть строгие условия по которым определяют может ли человек достойно умереть с помощью врачей. Он должен быть неизлечимо болен, испытывать муки и страдания, должен быть согласен на уход из жизни и так или иначе умирать. Однако практика показывает, что к эвтаназии могут прибегнуть и молодые, здоровые физически люди.

А недобровольная?
Это эвтаназия без согласия пациента. И кто-то один. Конкретный человек должен взять на себя ответственность и сказать: «Пусть этот человек умрет». Страшно даже рассуждать о таком. И не хотелось бы никогда стоять у больничной койки и произносить подобные слова.

Давайте поговорим. Пишите свое мнение по теме поста. Вот несколько вопросов, которые мне хотелось бы с вами обсудить:

● как вы относитесь к эвтаназии в целом?

● смогли бы отпустить близкого человека?

● хотели бы, чтобы в сложной ситуации (какой) отпустили вас?

Во Франции в отдельно взятой семье идет гражданская война за жизнь тяжелобольного мужчины. Супруга, племянник и несколько братьев и сестер хотят отключить его от систем жизнеобеспечения, то есть, по сути, провести пассивную эвтаназию, но родители категорически против процедуры. Дело дошло до Государственного совета страны, который одобрил прекращение искусственного поддержания жизни пациента. 20 мая медики приступили к исполнению решения совета, но родители не сдавались: пытались достучаться до президента Макрона, участвовали в акциях протеста, считая сына инвалидом, которому необходима медицинская помощь. 21 мая апелляционный суд принял сторону родителей Венсана. Как в разных странах проходит добровольный уход из жизни, пробивается подпольная эвтаназия и что предлагают в России для неизлечимых больных — разбирались «Известия».

Фото: TASS/AP/Thibault Camus Родственники Венсана Ламбера, ведущие борьбу против применения к нему эвтаназии

Перетягивание каната

Именно так сейчас выглядит противостояние членов семьи Ламбер. В 2008 году Венсан Ламбер из города Реймс разбился на мотоцикле и вот уже более 10 лет находится в хроническом вегетативном состоянии. Всё это время Венсан питался через желудочный зонд, практически не реагируя на происходящее вокруг. В 2013 году медики заключили: перспектив улучшения состояния пациента нет и не будет. Тогда жена и племянник решили прекратить беспомощное существование Венсана: во Франции действует закон о праве на смерть (если методы лечения бесполезны и не дают результатов, их могут сократить или вовсе прекратить). Как уверяет жена, якобы накануне автокатастрофы Венсан сказал, что, если с ним произойдет беда, он не хотел бы жить жизнью «овоща».

Но родители Венсана выступили категорически против, в том числе по религиозным соображениям. Противостояние с переменным успехом длилось несколько лет: мать и отец отстаивали право на жизнь сына в Парижском административном суде, в Европейском суде по правам человека, но Государственный совет встал на сторону медиков и разрешил 20 мая начать процедуру отключения от систем жизнеобеспечения.

«Венсан поворачивает голову, у меня много видео, но никто не хочет их смотреть, — говорила журналистам мать Ламбера Вивиан. — Франция регрессирует, а Венсан сопротивляется. Я прошу перевести Венсана в специализированное отделение. Он заперт в камере смертников, это ужасно».

20 мая несколько сотен парижан и адвокаты родителей провели акцию протеста, прошествовав от здания министерства здравоохранения до Елисейских полей. Спустя 24 часа, 21 мая, апелляционный суд постановил снова начать все отмененные для Венсана процедуры.

Фото: TASS/PHOTOPQR/L’UNION DE REIMS Венсан Ламбер

«Это садизм в чистом виде, — негодует племянник Ламбера Франсуа. — Я не понимаю, как можно быть такими варварами по отношению к собственному сыну».

Если бы в распоряжении врачей оказалось завещание или Венсан смог написать всего одно предложение — «я хочу умереть», исход был бы однозначным. Но письменного согласия нет, борьба продолжается.

«Каждый раз момент принятия решений в отношении неизлечимо больного пациента, пациента, нуждающегося в длительной респираторной поддержке, находящегося в состоянии когнитивного нарушения (снижения памяти, умственной работоспособности. — Прим. «Известий»), пациента, который не может принимать решения, — это вопрос и медицинский, и юридический, и этический, и гуманный, — сказала «Известиям» главный внештатный специалист по паллиативной помощи Минздрава РФ Диана Невзорова. — Данный клинический случай — это вопрос не эвтаназии, а легализации права пациентов и родственников на отказ или согласие на то или иное медицинское вмешательство».

«Случай во Франции — этический, — говорит «Известиям» антрополог, эксперт фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Сергей Мохов. — Это началось в 1960-е годы, когда мы стали признавать за смертью головного мозга главный критерий смерти человека. Кто действительно должен решать в таких случаях, когда человек не может изъявить свою волю в силу определенных причин? Тут проблема острее, и она не имеет своего решения. В Америке с этой проблемой сталкиваются каждый год. Самый последний случай Джахи Макмат, афроамериканской девочки, которую родители долгое время перевозили из штата в штат, потому что различные законы в разных штатах позволяли признавать ее то живой (и поддерживать ее состояние), то мертвой».

Фото: TASS/AP/Thibault Camus Родственники Венсана Ламбера, ведущие борьбу против применения к нему эвтаназии

Тонкая грань

Эвтаназия, если дословно, — «хорошая смерть». Применительно к медицине о ней заговорил Фрэнсис Бэкон еще в XVII веке, полагая, что врач должен не только лечить, но и сделать всё возможное, чтобы облегчить боль пациента, которого нельзя спасти. Основные мировые религии и те, кто их придерживается, выступают категорически против: «Бог дал, Бог взял». Кто-то говорит о возможности выбора.

Эвтаназия разрешена в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Канаде, Люксембурге, Колумбии. Пассивную эвтаназию можно оформить в Индии, добровольный уход из жизни практикуется в нескольких штатах США. В Бельгии и Нидерландах разрешена также эвтаназия детей.

«Проблема эвтаназии, на самом деле, схожа с проблемой абортов: может ли человек распоряжаться своим телом и принимать решение? — объясняет Сергей Мохов. — Второй очень важный момент: когда мы говорим об эвтаназии в таких топовых странах (по уровню жизни. — Прим. «Известий»), как Голландия и Бельгия, речь идет о сравнительно небольшом количестве людей, которые проходят путь от решения до реализации. Исследования показывают, что гораздо важнее само наличие выбора. Многие люди, которые решаются на эвтаназию, отказываются от нее на стадии суждения и принятия окончательного решения. Это очень сложный процесс. Так не получится: сегодня заявили, а завтра вам ввели инъекцию, и всё закончилось. Существует несколько этапов комиссии, которая решает, действительно ли вы понимаете то, что делаете, действительно ли вы в этом нуждаетесь, ваша ли это точка зрения? Многие в итоге отказываются от этой идеи».

Фото:

При этом, даже если всё сделано по регламенту, нет никакой гарантии, что не будет задет этический аспект. Так, в 2016 году в Голландии разрешили эвтаназию жертве сексуального насилия: из-за перенесенной травмы девушка страдала от неизлечимой формы психического расстройства и тяжелой депрессии. История вызвала острую дискуссию: стоит ли полагаться на решение человека с психическим расстройством? Эвтаназия — это такой универсальный ответ на неизлечимые психологические травмы, полученные из-за сексуального насилия?

В 2018 году в той же Голландии, которая, к слову, первая в мире разрешила эвтаназию (передовая страна по части рискованной, «раскованной» легализации некоторых неоднозначных процедур), разгорелся новый скандал: врача обвинили в преднамеренном убийстве. По версии следствия, доктор не получил письменного согласия на процедуру и не удостоверился в том, что пациентка с аутизмом действительно испытывала страдания.

Тихий уход

На сайте Министерства здравоохранения РФ вы не найдете ни одной статьи по запросу «эвтаназия». Эта процедура запрещена в нашей стране, а статья 45 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» так и называется «Запрет эвтаназии»: «Медицинскими работниками запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращением искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

Здание в Цюрихе, в котором находится клиника Dignitas

Фото: REUTERS/Sebastian Derungs

Тем не менее, в социальных сетях живут своей жизнью группы по эвтаназии, где пользователи обсуждают «капсулу для самоубийств» — детище австралийца Филипа Ничке и голландского дизайнера Александра Баннинк; выкладывают тематические фильмы или просят контакты швейцарских клиник, где иностранцам за определенную плату помогут уйти из жизни. Так, название клиники Dignitas уже стало практически нарицательным с их лозунгом: «Живи достойно — умри достойно». Цена вопроса — от 6 500 евро. Поэтому неудивительно, что на фоне запрета и высокой цены за процедуру за границей, эвтаназия в России притаилась где-то в тени. Так, по данным «Комсомольской правды», в Сети можно найти «советчика», который проконсультирует по всем доступным для эвтаназии методам и препаратам.

В феврале 2019 года ВЦИОМ провел опрос среди россиян: допускают ли они в принципе случаи, когда эвтаназия возможна. Выяснилось, что 37% жителей России не знают, что это за процедура. При этом число тех, кто имеет представление об эвтаназии — 51%. 81% респондентов категорически против разрешения эвтаназии всем желающим после 60 лет, независимо от состояния здоровья. Половина опрошенных поддерживает эвтаназию для смертельно больных пациентов, которым каждый день приносит боль.

«Половина опрошенных готова думать об эвтаназии, если пациент неизлечимо болен и страдает. Ключ ко всему — «неизлечимо болен и страдает». А если он неизлечимо болен, но своевременно и в полном объеме получает лекарственные препараты, обезболен и ухожен? Когда ему проведены все необходимые реабилитационные процедуры, он социально адаптирован, с ним работают волонтеры, психологи, социальные работники, уровень того самого страдания несоизмеримо ниже. В этом случае вопрос эвтаназии практически не стоит или связан уже не с физическим — говорит Диана Невзорова. — Люди живут с неизлечимыми заболеваниями (с диабетом, ВИЧ-инфекцией, гепатитами), но в этих случаях мы не говорим об эвтаназии. Сейчас необходимо думать о том, чтобы неизлечимые больные не страдали. Это основной наш путь. Некоторые страны легализовали эвтаназию на своей территории, но я могу с уверенностью сказать, что это не облегчило жизнь неизлечимых больных».

Функциональные кровати в отделении паллиативной помощи

Фото: РИА Новости/Павел Львов

По сути, в России нет эвтаназии, но развивается паллиативная медицинская помощь — улучшение качества жизни неизлечимо больного. 17 марта закон о паллиативной помощи вступил силу. Согласно документу, каждый неизлечимо больной имеет право на обезболивание, в том числе при помощи сильнодействующих и наркотических препаратов. Кроме того, законодательно четко определяется само понятие паллиативной помощи, которое включает не только медицинскую, но и психологическую, социальную, духовную поддержку пациента и его родных не только в специализированных отделениях и хосписах, но и дома. И этот закон действительно ждали тысячи пациентов. По словам учредителя благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анны Федермессер, паллиативная помощь необходима около 1,3 млн россиян.

«Все цивилизованные страны активно развивают систему паллиативной помощи, — говорит Сергей Мохов, но подчеркивает: не путать — это не альтернатива эвтаназии. — Это совершенно разные подходы, разный выбор. Боль не всегда является причиной. Я полагаю, что большинство людей выбирают добровольный уход из жизни не из-за боли, а из-за несоответствия качественной достойной жизни тому, что они имеют. Вот вы лежите, подключенный к множеству аппаратов, целый день смотрите в потолок, и это не соответствует вашим ожиданиям от жизни. Конечно, паллиативная помощь — это не только про тяжело умирающих, она вообще про неизлечимо больных. Человек может болеть десятилетиями, его ожидаемая продолжительность жизни больше, чем полгода, но он нуждается в комплексной паллиативной медицине: социальной, психологической, санитарно-гигиенической помощи. Эвтаназия — это один из вариантов для очень немного количества людей».

Президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

«Паллиативная помощь — это важный этап развития человеческого общества. Это забота о страдающих гражданах, помощь их семьям. В нашей стране паллиативная помощь идет по пути активного развития: уделяется огромное внимание помощи пациентам в амбулаторных условиях, на дому. Это наш приоритет. Для российской системы здравоохранения помощь неизлечимо больным пациентам на дому с применением, например, поддерживающих жизнь технологий, таких как респираторная поддержка, — это новая технология, которой нужно учиться не только паллиативной команде, но и всем медикам. И мы должны четко понимать, что путь не прост, однако есть политическая воля, активная работа Минздрава, инициативные люди, команды, благотворительные фонды, волонтерские организации, и это уже большой рывок, — отмечает Диана Невзорова. — В одной из стран с разрешенной эвтаназией человек, страдающий алкоголизмом, решился на эвтаназию. Это абсолютно иная ситуация, иное философское состояние общества. Не знаю, насколько мы к этому готовы, наш ли это, российский путь. Стоит ли слепо идти чужой дорогой, использовать чужой опыт без адаптации к внутренним особенностям? Может, нужно внимательно проанализировать, подумать над чужими ошибками и сделать свои выводы?»

  1. Проблема эвтаназии глазами мудрецов

В Древней Греции самоубийство санкционировал орган власти — ареопаг. В городах Эллады имелись даже специальные запасы ядов для этих целей. Тех же, кто ушел из жизни «самовольно», без разрешения ареопага, карали посмертным поношением. В Афинах и Фивах трупу самоубийцы отсекали руку, которую хоронили отдельно.

Несмотря на это против эвтаназии выступал отец медицины Гиппократ (600 г. до н.э.). В его «Клятве» прямо указано — «…я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла».

Его современники, Платон, Сократ и Аристотель, наоборот, полагали, что умерщвление слабых, нежизнеспособных и безнадежных путем «легкой смерти» — естественно и полезно. Кстати и сам Сократ окончил свой жизненный путь, выпив цикуту.

В Римском праве запрет на самоубийство свободных граждан был закреплен законодательно, но признавались обстоятельства, оправдывающие его. Законным считали уход из жизни в случае — «горя, болезни, скорби» или «невыносимости жизни» (К.И. Бабур, 1995).

В буддизме, где отречение от жизни само по себе считается «образцовым», возрастные и физиологические «критерии» для самоубийства практически отсутствуют. Самоубийство в буддийской культуре является видом религиозного обряда, и это не удивительно, ибо высшее блаженство и желанная цель жизни находится вне этой жизни — в «небытии» (нирвана). Виды самоубийства, принятые в буддийской культуре, различны. Их выбор зависит от конкретной секты, страны, эпохи. Это и голодная смерть, и утопление в водах «священных рек», и вспарывание живота своего своими собственными руками.

После распространения современных религий (Христианство, Иудаизм, Ислам) закрепился запрет на любые формы эвтаназии. В основе христианства (в законах Моисеевых) лежит постулат о том, что жизнь священна и неприкосновенна. На нее никто не имеет права посягать, в том числе ни врач, ни сам человек. Именно в этом смысл библейской заповеди «Не убий!» (Т. Модели, 1971).

В соответствии с канонами Иудейско-Христианской этики все врачи перед началом своей практики должны были подписать клятву. Среди требований в Клятве есть следующее: » Обязуюсь никому не давать смертельного лекарства, несмотря на просьбы и уговоры ».

Христианство считает, что эвтаназия является прямым нарушением Божьего закона. У Бога есть план в отношении каждого человека, который выражается в понятии Божественного Провидения. Если человек (врач) вторгается в этот план, то, следовательно, он хочет присвоить себе роль Бога, тем самым, посягая на Его власть. Эвтаназия является прямым посягательством на понятие всего святого, она оскверняет и жизнь, и смерть, отвергает самого Бога. Жизнь христианина по своей сути есть жизнь сына, который принимает все, что, посылает ему Отец. Для христиан смерть такова, какой ее посылает им Бог, в тот момент и таким образом, как это Ему угодно, поэтому церковные наставления позволяют неизлечимо больному лишь молить бога о приходе смерти-избавительницы (С. Харакас, 1994).

  1. » ПРАВО НА СМЕРТЬ».

В наши дни социально-этические и нравственно-гуманистические аспекты проблемы смерти привлекают к себе возрастающее внимание в связи не только со все более осознаваемыми и обострившимися личностными дилеммами и альтернативами бытия, но и с успехами биомедицинских исследований, в частности реаниматологии, способствующей возвращению к жизни людей, в том числе, даже находившихся в состоянии клинической смерти .

В какой-то мере сам термин «право на смерть» звучит парадоксально: ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное, фундаментальное из них — право на жизнь. В целом любые из когда- либо провозглашавшихся прав человека можно рассматривать как развертывание, расширение или конкретизацию этого основополагающего права, т.к. каждое из них, обязательно является одним из проявлений жизни, удовлетворением каких– либо жизненных потребностей, интересов, устремлений. Добровольный же уход из жизни — убийство – осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить на кладбищах.

Ныне, благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается вопросом выбора. Этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но и другие лица. Когда процесс смерти находится под не личностным контролем, тогда «право умереть» становится проблемой: возникает вопрос, является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воли? При этом в современных дискуссиях о «праве на смерть» имеют ввиду не самоубийство, как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти.

Современные философы, юристы, врачи, теологи стремятся разрешить фундаментальный вопрос: может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование?

Ученые считают эвтаназию недопустимой, выдвигая против моральной правомерности лишения человека жизни следующие основные аргументы:

  • Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах.

  • Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц.

  • В-третьих, эвтаназия противоречит принципу «пока есть жизнь, есть надежда», не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того , после смерти больного к которому применили эвтаназию, может появиться новое лекарство, способное излечить ранее не излечимое заболевание.

Многие ученые пытаются на основе философского определения жизни решить и сугубо конкретный вопрос:

Когда наступает смерть человека, дающая право врачу отключить аппараты искусственного поддержания жизни (т.е. применить так называемую «пассивную» эвтаназию) ?

Обсуждаются две основные точки зрения:

  • Одна утверждает, что жизнь человека должна охраняться до самого последнего момента.

  • Другая считает возможным констатировать факт смерти и отключить аппараты после гибели коры головного мозга.

Не фантастические грезы и надежды, не панически отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решившей для себя эти вопросы, как органическую часть своей жизни – вот та философская основа, которая утверждается научным и реальным гуманизмом.

  1. Эвтаназия

Термин эвтаназия происходит от греческих слов -«хорошо» и — «смерть» и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.

Эвтаназия, как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) входит в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов. Во-первых, прогресса медицины, в частности, под влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием. Во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации, в центре которых стоит идея «прав человека».

Эвтаназия — неоднозначное действие. Прежде всего различают активную и пассивную эвтаназию. Активная — это введение врачом летальной дозы препарата. При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи с целью ускорения наступления естественной смерти. Западные специалисты, например Совет по этике и судебным делам Американской Медицинской Ассоциации, вводят понятие «поддерживаемое самоубийство». От активной эвтаназии оно отличается формой участия врача. «Поддерживаемое самоубийство» — это содействие врача наступлению смерти пациента с помощью обеспечения необходимыми для этого средствами или информацией (например, о летальной дозе назначаемого снотворного). Кроме этого, вводится градация «добровольной», «недобровольной» и «непреднамеренной (невольной)» эвтаназии.

В первом случае эвтаназия осуществляется по просьбе компетентного пациента. Недобровольная эвтаназия проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т.п. Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом. При этом под компетентностью понимается способность пациента принимать решение.

На сегодняшний день вопрос об оценке эвтаназии продолжает вызывать горячие дискуссии как в медицинском, так и в юридическом сообществе. В начале сентября Татьяна Москалькова, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, высказала своё отношение к эвтаназии. Во время встречи со студентами юридического факультета Московского государственного университета Москалькова сказала, что считает эту процедуру гуманной, если сам человек страдает и хочет уйти из жизни. На вечный вопрос о том, является ли прекращение страданий обреченного человека по его просьбе актом милосердия, нет однозначного ответа: в каждой ситуации слишком много нюансов и особенностей. Однако законодателю, который принимает решение о легализации или, наоборот, о запрете, возможно, даже криминализации эвтаназии, необходимо установить единое понятие, определение эвтаназии для того, чтобы исключить риск всевозможных нарушений и злоупотреблений. В связи с этим предлагается рассмотреть различные, выделяемые учеными, формы эвтаназии, а также проанализировать, что понимается под эвтаназией в российском и зарубежном законодательстве.

В настоящее время в рамках Всемирной ассоциации медицинского права разграничиваются понятия эвтаназии (как облегчения страданий) и помощи при самоубийствах. Однако до сих пор даже в научных дискуссиях происходит смешение, а порой и сознательная подмена понятий. Под эвтаназией часто понимают и убийство из милосердия (mercy killing), и ассистируемый суицид (assisted suicide).

Диапазон мнений относительно понятия эвтаназии весьма широк. В частности, можно встретить такие определения эвтаназии как «прямые, умышленные действия медицинского персонала, совершенные по просьбе пациента и повлекшие его быструю смерть», «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения их страданий», «преднамеренный акт, в основе которого лежит намерение (цель) врача ускорить смерть пациента по тем или иным мотивам (корысти или милосердия).

Формы эвтаназии

Итак, в зависимости от характера действий, направленных на искусственное умерщвление больного, она может осуществляться в двух формах: активной и пассивной.

Активная эвтаназия – это целенаправленные, преднамеренные действия, ускоряющие смерть больного, например, введение фармакологических средств, вызывающих летальный эффект. Некоторые ученые полагают, что активная эвтаназия в свою очередь может выражаться в нескольких формах:

1) «причинение смерти из милосердия» – когда врач, видя страдания больного человека и будучи не в силах чем-либо помочь, вводит препарат, вызывающий смертельный исход;

2) «самоубийство, ассистируемое врачом» происходит когда, врач только помогает пациенту уйти из жизни: больной сам подключает устройство, которое вызывает летальный исход. То есть здесь врач непосредственно не совершает акт по лишению жизни пациента. Обязательным признаком ассистируемого суицида является осознание врачом последствий своего поступка, что невозможно, если врач не осведомлен о намерении пациента лишить себя жизни.

Пассивная эвтаназия – это отказ медицинских работников от мер, способствующих продлению жизни больного, то есть неоказание помощи. Активную эвтаназию называют также «методом наполненного шприца», «смертью на игле», а пассивную – «методом отложенного шприца», предполагая в первом случае медицинское вмешательство, а во втором – его прекращение. Важно, что в Этическом кодексе российского врача под пассивной эвтаназией понимается «прекращение лечебных действий у постели умирающего больного».

«К принудительной эвтаназии может быть отнесено и действие в отношении лиц, которые в принципе не способны выразить свою просьбу, например, новорожденные или люди с нарушениями умственной деятельности»

В зависимости от возможности выразить свою волю, эвтаназия бывает добровольной и недобровольной. Добровольная предполагает выполнение просьбы самого больного. Принудительная имеет в виду отсутствие соответствующего волеизъявления. В этом смысле «добровольная эвтаназия предполагает просьбу о смерти со стороны пациента или его законного представителя. Пассивная эвтаназия означает невыполнение каких-либо действий, необходимых для поддержания жизни больного». К принудительной эвтаназии может быть отнесено и действие в отношении лиц, которые в принципе не способны выразить свою просьбу, например, новорожденные или люди с нарушениями умственной деятельности.

Надо сказать, что сторонники эвтаназии, как правило, имеют в виду ту ситуацию, когда эвтаназия является пассивной со стороны медицинского работника и добровольной со стороны больного. К активной и недобровольной эвтаназии отношение обычно отрицательное.

Выделение такой классификации форм эвтаназии, как прямая и непрямая (косвенная) затрагивает мотивационную сферу медицинского работника. Данный критерий классификации выделяют в своих работах В.А. Рыбин и А.М. Дюкарева.

Прямая эвтаназия подразумевает осознанное выполнение операций, которые должны непосредственно, единовременно привести к уходу пациента из жизни. Непрямая или косвенная эвтаназия означает, что выполняемые медицинским работником действия представляют собой лишь звено в цепочке действий, ведущих к исходу. В эту категорию включаются опосредованные случаи смерти при назначении повышенной дозы наркотиков с целью обезболивания.

Надо сказать, что выделение множества классификаций форм эвтаназии не позволяет предусмотреть все многообразие возникающих ситуаций, о чем, в частности, свидетельствуют попытки расширить их введением таких терминов, как «криминальная» (подлежащая уголовному наказанию) и «легальная» (осуществляемая при соблюдении установленных законом условий) эвтаназия; «ассистированная эвтаназия» и другие.

Эвтаназия в российском и зарубежном законодательстве

Далее, необходимо изучить, что понимается под эвтаназией в российском и зарубежном законодательстве. Начать представляется необходимым с позиции российского законодателя.

Здесь, в первую очередь, нужно обратиться к легальному определению эвтаназии, данному в статье 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья»). Согласно этому нормативному правовому акту «эвтаназия» есть «ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

Данное положение активно воспринимается на корпоративном уровне в нормах-самообязательствах этического характера, нередко применяемых в профессиональных сообществах, в том числе и в медицинской сфере. В частности, Этический кодекс российского врача (статья 14) определяет эвтаназию как «акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких».

«Согласно этому нормативному правовому акту «эвтаназия» есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента»

Статья 10 Этического кодекса медицинской сестры России также содержит определение эвтаназии. В силу данной статьи эвтаназия представляет собой «преднамеренные действия или бездействие медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе». Приведенная формулировка позволяет сделать вывод о том, что эвтаназия может заключаться в преднамеренном лишении жизни пациента не только по его просьбе, но и по инициативе медицинского персонала (в данном случае медицинской сестры). Однако такая расширительная трактовка эвтаназии противоречит статье 45 ФЗ «Об основах охраны здоровья».

Далее, с целью сравнительного изучения законодательного определения эвтаназии, предусмотренного российским правом, обратимся к рассмотрению понятий, предусмотренных нормами законодательства отдельных зарубежных стран.

Необходимо отметить, что законодатели разных стран используют разные термины для обозначения одного явления:

1) «Эвтаназия»

Бельгия

В 2002 году нижней палатой бельгийского Парламента был принят Закон от 28 мая 2002 г. об эвтаназии (Loi du 28 mai 2002 relative à l’euthanasie), где под эвтаназией принято понимать «действие, совершаемое третьим лицом, которое намеренно прекращает жизнь человека по его собственной просьбе» (ст. 2). Данное определение содержит характерные элементы понятия «эвтаназии» такие, как: волеизъявление человека и тот факт, что действия третьего лица направлены на прекращение жизни.

Люксембург

Закон от 16 марта 2009 года об эвтаназии и пособничестве в суициде (Loi du 16 mars 2009 sur l’euthanasie et l’assistance au suicide) закрепляет следующее, очень похожее на позицию бельгийского законодателя, определение «эвтаназии»: «акт, осуществляемый врачом, который намеренно прекращает жизнь человека по его собственной, добровольной и точно определенной просьбе».

Азербайджан

Понятие эвтаназии закреплено в Уголовном кодексе Азербайджана (ст. 135): «Эвтаназия, то есть удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами или действиями либо прекращение искусственных мер по поддержанию жизни».

Перу

В УК Перу эвтаназией называются «только активные действия, направленные на причинение смерти больному по его просьбе» .

2) «Ассистируемый суицид»

Нидерланды

28 ноября 2000 г. в Нидерландах был принят и с 1 января 2001 г. вступил в силу Закон о прекращении жизни по собственной просьбе и об ассистируемом суициде (Wet toetsing levensbeëindiging op verzoek en hulp bij zelfdoding). В данном акте не употребляется слово «эвтаназия», данное явление называется, как очевидно, из названия закона «ассистируемым суицидом» (zelfdoding), под которым понимается «намеренная помощь другому человеку в совершении суицида или обеспечение совершения таких действий другим лицом».

Швейцария

Интересным является тот факт, что законодательство Швейцарии не содержит закона, допускающего эвтаназию, однако ст. 115 Уголовного кодекса Швейцарии содержит понятие «ассистируемого суицида» (Beihilfe zum Selbstmord). Согласно этой норме, согласно человек, бескорыстно оказавший помощь другому в уходе из жизни, не может быть осужден (ст. 115).

3) «Ассистируемая врачом смерть»

США (Штаты Орегон, Вашингтон и Вермонт)

Штаты Орегон, Вашингтон и Вермонт – единственные из американских штатов, где легализована эвтаназия.

В тексте Закона штата Орегон «О смерти с достоинством» (Death with Dignity Act) не используется термин «эвтаназия», а употребляется такое понятие, как ассистируемая врачом смерть (physician—assisted dying). Данный Закон разрешает врачу прописывать безнадежно больному пациенту летальную дозу лекарства, если сам пациент просит помочь ему покончить с жизнью. Аналогичные положения, термин (ассистируемая врачом смерть) закреплены в Законе о смерти с достоинством (Death with Dignity Act) штата Вашингтон, а также в Законе о выборе пациента и контроле в конце его жизни (Patient Choice and Control at End of Life Act) штата Вермонт.

4) Рассматриваемое социально-правовое явление не обозначается каким-либо законодательно закрепленным термином, либо используется двойное название

Франция

Во Франции наблюдается тенденция от полного запрета к постепенной легализации эвтаназии. Однако на данный момент во Франции разрешена только пассивная эвтаназия, что закреплено в Законе от 22 апреля 2005 года о правах больных и о конце жизни (Loi du 22 avril 2005 relative aux droits des malades et à la fin de vie (la loi «Leonetti»)). Здесь не употребляется какой-либо специальный термин; вот, что конкретно сказано в законе: «Врач может взять на себя риск прервать жизнь пациента путем введения такой дозы паллиативных препаратов, какую он сам посчитает нужной, при условии информировании пациента, а в случае необходимости его доверенного лица или родственника» (ст. 2).

Молдова

Ст. 148 УК Республики Молдова называется «Лишение жизни по желанию лица (эвтаназия)», что означает «лишение жизни лица в связи с неизлечимой болезнью или невыносимостью физических страданий по желанию лица»

«Противоречивая юридическая оценка эвтаназии в законодательстве зарубежных стран обуславливает большое разнообразие существующих формулировок и определений данного социально-правового явления»

Проанализировав мнение исследователей, а также российское законодательство и законодательство отдельных зарубежных стран о понятии эвтаназии, можно сделать следующие выводы.

Итак, единое, общепринятое определение эвтаназии до сих пор отсутствует, поскольку, как отечественные, так и зарубежные авторы, пытающиеся выработать его, делают акцент на различных сторонах рассматриваемого явления:

1) на результате (смерть пациента);

2) на действиях врача, ведущих к этому результату;

3) на мотивах врача, то есть на психологической стороне действующего субъекта;

4) на оценке достигаемого результата;

5) на социально-правовом контексте.

Таким образом, эвтаназия – это деяние, совершаемое врачом, которое может совершаться как в действии, так и в бездействии. Это преднамеренный акт, в основе которого лежит намерение, цель врача ускорить смерть пациента по тем или иным мотивам (возможно корысти, возможно милосердия). В основе эвтаназии лежит волеизъявление пациента или его близких.

Противоречивая юридическая оценка эвтаназии в законодательстве зарубежных стран обуславливает большое разнообразие существующих формулировок и определений данного социально-правового явления. Законодателями используются следующие термины: «эвтаназия», «ассистируемый суицид», «ассистируемая врачом смерть». Необходимо отметить, что в ряде стран, легализовавших эвтаназию (частично легализовавших эвтаназию) за основу взято определение, закрепленное в Законе о прекращении жизни по собственной просьбе и об ассистируемом суициде Нидерландов: ведь это первая страна в мире, законодательно разрешившая эвтаназию.

Ольга Киселёва

Источник фото: http://i.huffpost.com/

Толстая Е.В. Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект//Юридический мир. 2011. № 6. С. 28-30.

Коробеев А.И. Простое убийство и сложности его квалификации// Уголовное право. 2001. № 2. С. 18.

Ивченко О. Завещание жизни//Домашний адвокат. 2001. № 7. С.8.

В частности, такие формы активной эвтаназии выделяют О.С. Капинус, Е.К. Фомичев.

Юридический энциклопедический словарь/Гл. ред. О.Е. Кутафин. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. С. 436.

См.: Jorden J.C. Menschleben: Etchische Grund und Grenzfragen des Medizinrechts. Stuttgart, 2003.

См.: Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России//Медицинское право и этика. 2001. № 3. С. 17-18.

См.: Проблемы биоэтики: Реф. сб./Ред.-сост. Д.А. Семенова. М.: ИНИОН, 1993. С. 138.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //СПС «Консультант Плюс».

Уголовный кодекс Перу. СПб: Юридический центр Пресс, 2002. С. 214.

См.: Уголовный кодекс Швейцарии. Науч. редактирование А.В. Серебренниковой. СПб: Юридический центр Пресс, 2002. С. 161.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *