Основная цель дальнейших исследований заключается в изучении первостепенных теоретических и практических проблем совершенствования процедур административного расследования при производстве по делам об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних дел, в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию административного законодательства и практики его применения.

Как отмечают исследователи, в КоАП РФ не урегулированы принципиально важные моменты административного расследования: отсутствует понятие административного расследования; не закреплены права доминирующих субъектов расследования; не предусмотрена возможность приостановления административного расследования и течения сроков давности привлечения к административной ответственности и т. д. .

Можно условно обозначить следующие задачи, служащие достижению вышеназванных целей, на решении которых и необходимо в дальнейшем сосредоточиться, как в теоретической, так и в практической сфере реализации положений КоАП РФ в области процедур административного расследования:

— исследование нормативно правовых и организационных основ административного расследования как процессуальной формы административ-но-юрисдикционной деятельности;

— изучение общих условий производства административного расследования при производстве по делу об административном правонарушении органами внутренних дел;

— анализ административно-процессуальных

начал административного расследования в деятельности органов внутренних дел;

— рассмотрение актуальных вопросов административного правового статуса подразделений органов внутренних дел, осуществляющих административное расследование, а также их функций и полномочий при производстве административного расследования.

Литература

1. Михайлов А. А. Административно-юрис-дикционная деятельность милиции: теория и практика: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

2. Сасыков Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

3. Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.

4. Денисенко В. В., Позднышов А. Н., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. М., 2002.

7. Клоков Е. А. Административное расследование в органах внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005.

УДК 340.115.7 ББК 67.0

© 2015 г. Е. В. Кравченко

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ НА ОСНОВЕ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

В статье рассматривается становление института семейно-брачных отношений в Киевской Руси, их юридическое закрепление в правовых нормах Русской Правды, уставах князей Владимира и Ярослава, а также анализируется влияние византийского гражданского и церковного права. Акцентируется внимание на положении женщины в данном общественно-правовом институте.

Ключевые слова: древнерусское право, византийское семейное право, семейно-брачные отношения в Древней Руси, брак, формы брака, развод.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF FAMILY LEGAL NORMS ON MONUMENTS

OF THE OLD RUSSIAN LAW

Семейное право, выступая отдельным частным элементом правовой системы государства, отражает практически все стадии развития социальной общности, с одной стороны, и государства как политического и правового феномена -с другой. При этом оно испытывает на себе существенное влияние существующих в обществе религиозных верований и государственной идеологии. На наш взгляд, существующие в обществе религиозные верования во многом определяют тип семьи и семейно-брачных отношений.

В дохристианский период на Руси имели место два вида заключения брака, которые регулируются существующими нормами обычного права. У большинства восточнославянских племен брак заключался путем умыкания невесты у воды по предварительному сговору, а у полян и новгородцев, ставших впоследствии государствообра-зущими племенами Киевской Руси, брак определялся договором, где указывалось имущество, передаваемое в качестве приданного за невестой. Браки были экзогамными и зачастую полигамными. В Повести временных лет зафиксировано, что киевский князь Владимир до крещения имел пять жен и более двухсот наложниц. Договорное начало при совершении брака оказывало существенное влияние на положение женщины не только в самой семье, но и в обществе в целом . В таком браке женщина практически являлась равноправным партнером мужа и пользовалась уважением, т. е. отличалась гораздо более высоким статусом, нежели в браке по умыканию. При жизни мужа женщина могла осуществлять предпринимательскую деятельность, что подтверждают новгородские берестяные грамоты, в которых указывается, что женщины занимались торговлей и могли иметь свою собственность. Вдова-мать занимала в семье место умершего мужа как главы семьи и была вправе выбираться на общественную должность. При этом купленная или украденная жена сама становилась собственностью мужа и не обладала никакой имущественной самостоятельностью и экономической независимостью.

В договоре Олега с греками 911 г. не содержится определенных статей, посвященных семейному праву, но встречаются упоминания о возмещении причиненного вреда, исходя из чего можно сделать некоторые предположения о существовавших тогда семейно-брачных отношениях у руссов. Например,

если убийца скрылся с места происшествия и применить принцип талиона не представлялось возможным, то в данном случае действовали штрафные санкции, налагаемые на его имущество, но при этом четко оговаривалось, что «жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону». Следовательно, из общего семейного имущества выделялась иммунитетная часть как социальная гарантия жизнеобеспечения женщины в семье. Даже если предположить, что данная норма была внесена в договор греками, то русскими она не оспаривалась и признавалась в полном объеме. Следует отметить, что, возможно, нечто подобное присутствовало и в обычном праве славян.

В летописях приводятся некоторые указания о раздельном имуществе супругов. Например, Нестор, описывая племя полян, отмечая, что невесты несли за собой приданое, а относительно княгини Ольги писал, что ей принадлежит в отдельной собственности Вышгород. По мнению И. Д. Беляева, это указывает на вено, которое муж давал жене от своего имени в отдельную собственность, т. к. Ольга, псковитянка по происхождению, не могла иметь Вышгорода в своем приданом .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотя договор Игоря и греками 944 г. аналогичной оговорки уже не содержит, но в нем имеется упоминание о послах от Сфандры, жены Уле-бовой и от Предславы. Это является подтверждением того, что в древнерусском обществе статус женщины был достаточно высоким и независимым, поскольку она осуществляла не только семейные функции, но и общественные, в некоторых случаях практически приравниваясь к мужчинам . Византийские и европейские женщины на протяжении всей жизни находились под опекой (родителей, мужа или сына), а русские и варяжские — только до замужества. Эти правила отражали существующие в обществе гендерные взгляды, которые впоследствии нашли свое отражение как в законодательстве, так и в политике и истории государства Российского.

Таким образом, нормы семейного права отражали существующие в обществе правовые и се-мейно-бытовые обычаи и не испытали на себе существенных изменений или германского и рим-ско-византийского влияния.

С принятием православия на Руси к мирно сосуществующим элементам — славянскому и варяжскому — добавился византийский. Возникновение такого института гражданского общества,

как Русская православной церковь, повлекло за собой изменение в структуре государства и права, в социальной стратификации (появление новых социальных групп) с перераспределением социальных и государственных функций, а также в общественном сознании (первоначально только государственной элиты). Согласно второму разделу устава великого князя Владимира все преступления и тяжбы по делам семейным были отнесены к ведению церковного суда точно так же, как в греческом Номоканоне. А поскольку суд княжеский и суд церковный фактически еще не были разделены, вышеупомянутую категорию дел рассматривали, как правило, в княжеском суде, но решение по этим делам принималось митрополитом или его наместниками.

По мнению М. Н. Тихомирова, князем Владимиром был издан еще один юридический документ, найденный в Софийском временнике под заглавием «Закон судный людям» и по большей части представляющий собой правовые нормы по гражданскому праву и процессу, в том числе и по семейному праву. В это время брак провозглашался священным, моногамным и нерасторжимым аналогично византийским правовым нормам. В связи с тем, что византийское православие еще не успело утвердиться в массовом сознании народа, и семейно-брачные отношения в подавляющем большинстве случаев еще оставались полигамными. Свидетельством этого может являться указание на наказуемость такого деяния, как наличие двух жен или женитьба на родственнице. Исходя из положений Эклоги в Законе Судном устанавливался запрет на расторжение брака по причине насильственной смерти одного из супругов под страхом наказания в виде сожжения, что явно не соответствовало нормам обычного русского права, равно как и наказание за супружескую измену, предусматривающее отрезание носа . Это, скорее всего, было в чистом виде рецепирование византийских семейных правовых норм, поскольку с течением времени такие правовые положения под воздействием складывающихся общественных отношений в сфере семьи и брака будут существенно видоизменены (устав князя Ярослава указанные наказания заменит денежным штрафом). По нашему мнению, вышесказанное служит свидетельством наличия большого количества языческих пережитков и слабости позиций христианской морали в данной сфере, а также стремления светской власти использовать нарушения закона для получения прямой и косвенной экономической выгоды.

Поскольку каноническое православное отношение к семейно-брачным отношениям являлось

очень жестким, в византийском законодательстве были определены следующие основания для расторжения брака: смерть одного из супругов или супружеская неверность со стороны супруги. Кроме того, византийская власть, лавируя между церковными идеалами и продолжавшей существовать римской правовой практикой, периодически законодательно то разрешала, то запрещала развод по обоюдному согласию супругов или по законно обоснованному требованию одного из супругов так называемый «свободный развод». Византийское законодательство предусматривало несколько таких мотивов, например, по слову Спасителя, прелюбодеяние одного из супругов, а также в случаях, которые могли считаться их аналогиями: если жена ночевала на стороне (исключение составлял только дом ее родителей), то это рассматривалось как прелюбодеяние (измена), а безвестное отсутствие дома одного из супругов в течение 5-10 лет расценивалось как смерть со всеми юридическими последствиями таковой. Последнее правило можно найти также в современном семейном и гражданском праве России, это — признание судом человека безвестно отсутствующим (абз. 1 ст. 42 ГК РФ и п. 2 ст. 19 Семейного кодекса РФ) либо умершим (п. 1 ст. 45 ГК РФ). При этом византийское семейное право выделяет два типа причин (оснований) для развода: наказание и запрещение брака для виновной стороны (cum damno) и не связанные с виной супругов (sine damno).

Деяниями, составляющими основания для развода по первому типу, являлись:

— покушение на царя, злой умысел против него, а также недонесение начальству о таком умысле со стороны третьего лица, т. к. эти преступления относились к категории тягчайших, предусматривающих наказание в виде казни либо лишения всех гражданских прав, фактически они выступали аналогиями смерти одного из супругов;

— покушение одного из супругов на жизнь другого или непредупреждение о злом умысле на одного из супругов третьим лицом рассматривалось как неверность и считалось более тяжким, чем прелюбодеяние;

— прелюбодеяние (изнасилование, обоюдное прелюбодеяние либо истечение срока давности -5 лет с момента его совершения — не рассматривались как основание в данной категории);

— истребление женой внутриутробного плода (аборт), т. к. тем самым она обличала в себе нравственное развращение и оскорбляла мужа, лишая потомства;

— восприятие собственного ребенка при крещении.

Развод по второму типу причин, не связанных с виной супругов, допускался по следующим основаниям:

— неспособность к супружескому сожитию (через 2 года после вступления в брак);

— безвестное отсутствие одного из супругов (через 5-10 лет);

— сумасшествие супруга после 5 лет болезни мужа или 3 лет болезни жены либо заболевание одного из супругов проказой, но в виде исключения

— если жена самостоятельно посещает публичные мероприятия (ристалища, театр и т. п.) или без разрешения мужа участвует в пирах с чужими мужчинами или моется с ними в бане;

— в силу монашеского пострига одного из супругов с согласия другого супруга или пострига обоих;

— в случае избрания мужа епископом.

Развод изначально в Византии находился в

ведении гражданской власти и осуществлялся в соответствии с гражданским судебным решением, а с передачей семейно-брачных дел в ведение церковного суда — по судебному решению церковных инстанций. Вместе с византийскими кодексами на Руси получили распространение и предусмотренные в них основания для расторжения брака, хотя и в измененной (адаптированной) форме. Как отмечала Т. Е. Новицкая, «с принятием на Руси христианства из Византии, постановления византийских императоров относительно развода получили действие и у нас в России с учетом русских традиций» .

В церковном уставе князя Владимира, грамоте новгородского князя Всеволода, уставной грамоте Смоленского князя Ростислава Мстиславо-вича данной епископии Смоленской упоминаются «роспуски», однако нет никакого указания на причины этих разводов . В церковном уставе князя Ярослава достаточным поводом для развода признавалась супружеская измена женщины аналогично византийскому праву, но с одной лишь оговоркой: на Руси для мирян это было исключительно право мужа, которым он мог пользоваться по своему усмотрению, и только священнослужители должны были разводиться, в таком случае им приходилось выбирать между женой и священническим саном (работа, карьера, авторитет в обществе) . Причем супружеская измена мужа не являлась основанием для развода, а, скорее всего, выступала как проступок или нетяжкое преступление, поскольку русским законодательством в качестве наказания здесь был предусмотрен штраф в пользу церкви и возврат неверного супруга в семью.

Так же как и византийское право, Русская

Правда предусматривает развод супругов, если жена покушается на жизнь своего мужа, вместе с тем отсутствует упоминание о таком праве для жены. Исходя из этого некоторые историки права, например А. И. Загоровский, делают вывод о том, что данная норма являлась недействующей, поскольку она вступала в противоречие с неограниченной властью главы семьи .

Чисто русским основанием расторжения бра:; ка, на наш взгляд, выступают ст. 36 и 53 Русской Правды, где речь идет о покушении жены на имущество мужа, причем данное деяние (кража имущества) одновременно рассматривалось и как уголовное преступление, наказанием за которое был штраф. Новеллой в русском семейном законодательстве того времени служило такое основание для развода, как ограбление женой церкви. Расторжение брака и прекращение существования семьи оказывались возможными лишь в исключительных случаях и только после судебного разбирательства. Юридические основания для расторжения брака по инициативе мужа были изложены в ст. 53 устава князя Ярослава. Развод по инициативе жены законодательно закреплен не был, хотя в письменных источниках встречаются указания на такие прецеденты, причем их основаниями считались вышеуказанные византийские основания расторжения брака (неспособность мужа к брачному сожительству либо его неспособность содержать семью).

С принятием христианства традиционное для Руси многоженство приравнивалось к преступлению, за которое налагалось наказание, оставление новой (второй и др.) жены и возвращение мужа в старую семью, а женщину за такое преступлений необходимо было отдать церкви, т. е. происходило расширение субъектов монашества. В случае когда у мужа имелось две официальные жены, то та, которая появилась позднее, подлежала разводу и передаче в дом церковный, а преступник (муж) должен был выплатить еще 40 гривен епископу и вернуться к первой жене.

Согласно Уставу в брацех до конца X столетия разрешался брак только между 7 и 8 коленами, т. е. между четвероюродными братом и сестрой. Более близкие родственники не имели права вступать в брачные отношения. Кроме того, запрещалось вступать в брак детям одних родителей и племянникам с теткой или дядей. Вступление в брак кровных родственников по русскому законодательству — это преступление, за которое предусматривалось наказание в виде 80 гривен штрафа и епетимьи, а также обязательного развода. Возможность заключения повторных браков ограничивалась для верующих и опреде-

лялась церковной формулой: «первый брак — закон, второй — прощение, третий — законопреступ-ление, четвертый — нечестие: понеже свиньское есть житие». Исключение делалось лишь для вдов и вдовцов. Для них был позволителен второй брак «по снисхождению к человеческой слабости». Очень редко разрешался и третий брак в случае смерти второго супруга, а также если «аще кто будет млад, а детей не будет у него от первого брака ни от второго» .

Православная церковь запрещала браки между людьми различных религиозных исповеданий. Статья 19 устава князя Ярослава предусматривала наказание за связь русской женщины с иноверцем (человеком, который исповедовал иудейскую или мусульманскую религию) принудительным постригом ее в монахини и денежным штрафом в пользу митрополита. При этом следует отметить, что данный запрет явно не распространялся на людей, исповедующих язычество и католицизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С принятием христианства в Киевской Руси утвердилась христианская модель семьи и брака, в соответствии с которой:

— цель брака — предотвращение соблазнов и разврата;

— предназначение брака — рождение детей, продолжение рода;

— условия брака — моногамия, церковное благословение, публичность, достижение соответствующего брачного возраста, нерасторжимость, добровольность брака, однобрачие, исключение родственных союзов, создание семьи только через венчанный брак и т. д.;

— социальное и христианское непризнание правомерности небрачных (добрачных и внебрачных) связей;

— низкий социальный статус женщины;

— характерный тип семьи — нуклеарная (семья, состоящая из одной брачной пары с детьми);

— исторический тип брака — моногамия (один мужчина и одна женщина), допускающий развод;

— авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнеров;

— отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией;

— юридические нормы не определяли положения невестки в семье мужчины. В крестьянских семьях она рассматривалась, прежде всего, как дополнительные рабочие руки.

Существовала практика безбрачия, которая не осуждалась общественностью. Такое самопожертвование даже вызвало уважение. Существовал брак по расчету (примы) — проживание зятя в семье жены, хотя это и противоречило праву —

оставаться после бракосочетания с родителями мог лишь сын. Брак в примах имел такие разновидности: по принуждению, по желанию, по приглашению. Возможен был договор пожизненного содержания. Это ситуация, когда бездетная пара в летах брала к себе в дом молодую пару, как правило, без земли, а нередко и без родителей. Молодая пара обязывалась ухаживать и помогать людям, которые дали ей приют, а в случае смерти последних наследовали их имущество.

В связи с развитием частной собственности сформировалось и развивалось наследственное право, закрепляющее первенство сыновей в наследовании. В случае отсутствия сыновей право наследования имущества переходило к дочерям, однако это касалось лишь представителей боярства. Правом делать завещание по Русской Правде обладали отец и мать по отношению к детям (ст. 92, 94, 103, 104, 106) и муж по отношению к жене (выдел части имущества). Кроме мужчины, в качестве завещателя могла выступать женщина, т. к. в древнерусском праве существовала раздельная собственность супругов. Однако в законе больше внимания уделялось завещанию мужа, поскольку основное имущество находилось в его руках, при этом предусматривалась и свобода завещания матери. Она была вправе распорядиться своим имуществом по завещанию так, как находила нужным. Часть ее имущества могла быть пожертвована церкви в случае ухода в церковный дом. Право собственника распорядиться своим имуществом на случай смерти не пришло к нам из Византии. Оно является исконно древнерусским.

В нормах Русской Правды отчетливо просматривались две тенденции: законодательное сохранение имущества в определенной семье и классовый характер защиты права собственности в Древней Руси; ограничение числа наследников только законными наследниками по мужской линии — дочери не наследовали, а получали приданое из наследства братьев, исключением из этого правила были боярские дочери в отсутствие сыновей. В отличие от порядка наследования отцовского имущества, наследование материнского имущества не подлежало никакому законному ограничению.

Литература

1. Беляев И. Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

2. Загоровский А. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884.

3. Древнерусское государство и право / под ред. Т. Е. Новицкой. М., 1998.

5. Русская историческая библиотека. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. 1: Памятники XXV вв. Т. 6.

6. Загоровский А. Курс семейного права. Одесса, 1909.

7. Колесников С. Брак в Киевской Руси. М., 2010.

8. Дементьева Т. Ю. Семейное и наследственное право в Киевской Руси: 1Х-Х11 вв.: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006.

УДК 340 : 32 ББК 66

© 2015 г. Б. X. Ганиев

УГРОЗЫ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В МОДЕРНИЗАЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье исследуется правовой нигилизм как противоречие между законом, призванным отразить общественные интересы, и индивидуальными интересами должностного лица или любого гражданина, в силу разных причин не совпадающими с общественными интересами. В этом смысле юридико-правовой нигилизм представляется как специфический социальный ориентир, указывающий направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере. Автор обозначает функционально-динамическую модель правополитической деятельности для выявления условий формирования правового нигилизма.

Ключевые слова: право, политика, правовая политика, нигилизм, правовой нигилизм, формы правового нигилизма.

THREATS OF LEGAL NIHILISM IN MODERNIZATION MEASUREMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OF LEGAL POLICY

Keywords: the right, a policy, the legal policy, nihilism, legal nihilism, forms of legal nihilism.

Отечественная модернизация политико-правовой жизни России проходит тяжело и сложно. И одной из причин этого является правовой нигилизм.

В основе правового нигилизма лежит противоречие между законом, призванным отразить общественные интересы, и индивидуальными интересами должностного лица или любого гражданина в силу разных причин не совпадающими с общественными интересами. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом

интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд) .

Анализ существующих подходов к пониманию правового нигилизма свидетельствует, прежде всего, о том, что отсутствует единая точка зрения в его определении и толковании среди представителей юридико-правовой науки. Особенно много внимания уделяли данной теме такие теоретики права, как Н. И. Матузов, который связывал правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей: «…неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуваже-ния и законопослушания» .

Понятие и юридические признаки брака

Брак можно определить как юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.

Юридические признаки брака — это отраженные в законе его характерные черты. К ним относятся следующие:

  • брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной;
  • для заключения брака необходимо наличие свободного добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак;
  • брак — это равноправный союз;
  • брак должен быть юридически оформлен: зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
  • целью брака является создание семьи, в противном случае брак признается недействительным;
  • регистрация брака, наряду с другими юридическими фактами, влечет возникновение взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов.

Условия заключения брака

В СК РФ предусмотрены условия заключения брака и препятствия к его заключению.

Условия вступления в брак — это обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован в загсе и будет иметь правовую силу.

Препятствия к заключению брака — обстоятельства, при которых заключение брака невозможно или неправомерно.

В ст. 12 СК РФ закреплено два условия заключения брака;

  • добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;
  • достижение ими брачного возраста.

Добровольное согласие лиц, вступающих в брак, предполагает свободное и независимое выражение намерения о заключении брака. Оно происходит дважды: в момент подписания заявления в загс о заключении брака и в устной форме во время регистрации-брака.

Вторым условием заключения брака является достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак. В ст. 13 СК РФ установлен брачный возраст для мужчин и женщин в 18 лет.

В этой же статье предусмотрена возможность снижения брачного возраста по просьбе лиц, желающих вступить в брак, при наличии уважительных причин до 16 лет. В виде исключения, при наличии особых обстоятельств, возможно снижение брачного возраста и ниже 16 лет.

Вопросы о снижении брачного возраста входят в компетенцию органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак.

В соответствии со ст. 14 СК РФ к обстоятельствам, препятствующим заключению брака, относятся:

  • наличие другого зарегистрированного брака;
  • наличие близкого родства у будущих супругов;
  • наличие отношений усыновления между лицами, желающими вступить в брак;
  • недееспособность одного из вступающих в брак.

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

Согласно ст.15 СК РФ медицинское обследование лиц, вступающих в брак, проводится только по их согласию и к условиям заключения брака не относится. Результаты обследования лица, желающего заключить брак, составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия прошедшего обследование.

Это правило применяется и в случае обнаружения у обследуемого лица венерического заболевания или ВИЧ-инфекции. Сокрытие этих заболеваний является основанием для обращения одного из супругов в суд с требованием о признании брака недействительным.

Органами, проводящими бесплатное медицинское обследование, а также консультации по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, являются учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту жительства вступающих в брак-

Порядок заключения брака

Действующее семейное законодательство придает правовое значение только браку, зарегистрированному в установленном порядке. Порядок регистрации брака регулируется ст. 11 СК РФ, а также главой 3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Государственная регистрация брака осуществляется органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Если лица, вступающие и брак, проживают за пределами России, но являются се гражданами, регистрацию брака производят консульские учреждения Российской Федерации.

Основанием для государственной регистрации брака является письменное заявление лиц, вступающих в брак. Волеизъявление о заключении брака может быть выражено как в совместном заявлении, так и в отдельных заявлениях вступающих в брак. При этом подпись заявления лицом, не явившимся в загс, должна быть нотариально удостоверена.

Брак регистрируется по истечении месяца со дня подачи заявления при личном присутствии лиц, вступающих в брак. При наличии уважительных причин загс может сократить месячный срок, либо увеличить, но не более чем на один месяц.

Семейным кодексом РФ (ч.З п.1 ст.l1) предусмотрена возможность государственной регистрации брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность невесты, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.).

Регистрация брака обычно производится в помещении органа записи актов гражданского состояния в торжественной или обычной обстановке в зависимости от желания вступающих в брак. Если вследствие уважительной причины вступающие в брак или один из них не могут прибыть в загс, государственная регистрация может быть произведена по месту их нахождения (в больнице, дома, в месте лишения свободы) сотрудником загса, наделенным полномочиями на осуществление регистрации.

В книге актов гражданского состояния производится запись о заключении брака, а супругам выдается свидетельство о заключении брака.

Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков

Открыта для подписания и ратификации резолюцией 1763 А (XVII) Генеральной Ассамблеи от 7 ноября 1962 года

Договаривавшиеся Государства

желая в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии,

имея в виду, что в статье 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривается следующее:

«1) Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступить в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении.

2) Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон»,

имея в виду также, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в резолюции 843 (IX) от 17 декабря 1954 года указала, что некоторые обычаи, устаревшие законы и практика, относящиеся к браку и семье, противоречат принципам, изложенным в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей декларации прав человека,

подтверждая, что все государства, включая те, которые несут или принимают на себя ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями впредь до достижения ими независимости, должны принять все надлежащие меры к отмене таких обычаев, устаревших законов и практики путем обеспечения, в частности, полной свободы выбора супруга, полного упразднения браков детей и заключаемых до достижения девушками половой зрелости предварительных договоров о выдаче их замуж, установления, когда это необходимо, надлежащих наказаний и введения реестра актов гражданского состояния или иного реестра, в котором регистрировались бы все браки,

настоящим соглашаются о нижеследующем:

Статья 1

1. Не допускается заключение брака без полного и свободного согласия обеих сторон, которое должно быть изъявлено ими лично, в соответствии с законом, после надлежащего оглашения, в присутствии представителя власти, имеющего право на оформление брака, и в присутствии свидетелей.

2. Несмотря на постановления пункта 1 настоящей статьи, присутствия одной из сторон не требуется, если соответствующий компетентный представитель власти удостоверится, что налицо имеются исключительные обстоятельства и что эта сторона перед каким-либо компетентным представителем власти и в порядке, предусмотренном законом, изъявила согласие и не взяла его обратно.

Статья 2

Участвующими в настоящей Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст. Не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила исключение по серьезным причинам.

Статья 3

Все браки регистрируются компетентным органом власти в соответствующем официальном реестре.

Статья 4

1. Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1963 года для подписания всеми государствами — членами Организации Объединенных Наций или любого специализированного учреждения и любыми другими государствами, приглашенными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций к участию в настоящей Конвенции.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья 5

1. Настоящая Конвенция открыта для присоединения для всех государств, указанных в пункте 1 статьи 4.

2. Присоединение совершается депонированием грамоты о присоединении у Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья 6

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день со дня депонирования восьмой ратификационной грамоты или грамоты о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицирующего эту Конвенцию или присоединяющегося к ней после того, как депонирована восьмая ратификационная грамота или грамота о присоединении, эта Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования этим государством своей ратификационной грамоты или грамоты о присоединении.

Статья 7

1. Любое Договаривающееся Государство может денонсировать настоящую Конвенцию посредством письменного уведомления, посланного Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу через год со дня получения этого уведомления Генеральным Cекретарем.

2. Настоящая Конвенция утрачивает силу со дня вступления в силу денонсации, в результате которой число участников становится меньше восьми.

Статья 8

Любой спор, возникающий между любыми двумя или более Договаривающимися Государствами о толковании или применении настоящей Конвенции, не разрешенный путем переговоров, передается по требованию всех сторон в этом споре в Международный Суд на решение, если стороны не договорились об ином способе урегулирования.

Статья 9

Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, являющиеся членами Организации Объединенных Наций, и государства, не состоящие членами этой Организации, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящей Конвенции, о нижеследующем:

а) о подписании Конвенции и о получении ратификационных грамот согласно статье 4;

b) о получении грамот о присоединении согласно статье 5;

с) о дне вступления настоящей Конвенции в силу согласно статье 6;

d) об уведомлениях о денонсации, полученных согласно пункту 1 статьи 7;

e) об утрате Конвенцией силы согласно пункту 2 статьи 7.

Статья 10

1. Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение в архив Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций передаст засвидетельствованные копии этой Конвенции всем государствам — членам Организации Объединенных Наций и несостоящим членами этой Организации государствам, указанным в пункте 1 статьи 4.

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer этой версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Opera Browser Mozilla Firefox Google Chrome Apple Safari

Почему нужно поменять браузер на другой?

Этот браузер является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Internet Explorer этой версии не способен корректно отображать большинство сайтов.

Безопасность

Использование IE6 потенциально опасно, так как именно через него доступ в Ваш компьютер имеют вирусы и мошенники.

Только факты

IE6 был выпущен в 2001 году!
Позже были созданы версии
7 и 8, вскоре ожидается следующая версия Internet Explorer.

Microsoft

Microsoft, разработчик Internet
Explorer 6, прекратила его поддержку
и рекомендует устанавливать новые версии своего браузера.

Когда человек заключает соглашение, известное как «супружество», он попадает в ситуацию, которую можно назвать по меньшей мере рискованной. Когда двое людей вступают в брак, они делают что-то, о чём не имеют ни малейшего представления. И, судя по всему, даже если люди вступают в брак повторно, они знают о супружестве не более того, что знали в первый раз.

Брак — это основа семьи. Сейчас в нашем обществе семья представляет собой наиболее тесный союз, который сам обеспечивает продолжение собственного существования и свою собственную защиту. Семья необходима обществу с экономической и с различных других точек зрения в том самом виде, в каком она существует в настоящее время. Вся культура погибнет, если её основа, семья, прекратит своё существование, перестанет быть тем, из чего строится общество. Таким образом, не вызывает сомнений, что тот, кто разрушает брачный союз, разрушает и цивилизацию.

Супружеские отношения являются по своей сути отношениями, основанными на постулате. «Постулат» — это заключение, решение или вывод относительно чего-либо. Когда люди перестают создавать постулаты о существовании брака, он прекращает существовать. Это именно то, что происходит с большинством супружеских союзов. И это совсем не значит, что все люди по своей природе порочны, и поэтому соглашения, подобные соглашению о браке, обычно теряют силу из-за измен и разрываются. Это не так. Истина заключается в том, что всё как раз наоборот. Если отношения обязаны своим существованием исключительно постулатам, вам необходимо продолжать создавать эти отношения. И семья, которая не продолжает создавать сама себя, прекратит своё существование в качестве семьи. Это почти всё, что вам об этом нужно знать.

Брачный союз — это что-то, что существует главным образом потому, что каждый партнёр создал постулат о том, что этот союз существует и будет существовать. Только при наличии этой основы супружество будет счастливым.

Когда у людей случаются неприятности в супружеской жизни, это происходит потому, что супруги ожидают, что их отношения будут продолжаться сами собой. Они полагают, что их супружеский союз будет существовать без каких-либо усилий с их стороны. К сожалению, это не так. Супружество необходимо создавать.

Возможно, человек, чьи родители были не вполне счастливы в браке, посмотрел на всё это и решил: «Вы только подумайте! Брак, который является столь естественным для человеческой природы (и который ничто не может изменить), не в состоянии сохранить себя и несовершенен, так как ему не хватает единства и согласия».

Этого человека постигла неудача. Возможно, когда он был ребёнком, он пытался своими постулатами объединить семью. Он работал над этим, он старался так или иначе создать состояние «папа любит маму», старался показать своим родителям, что им есть чему посвятить свою совместную жизнь, и так далее.

В действительности, одна из причин, по которым ребёнок набивает себе шишки и травмируется, состоит в его стремлении заставить родителей осознать свою ответственность за семью. Дети заболевают сразу же после семейных ссор.

Однако тот факт, что человек имел в лице собственных родителей хороший пример стабильного супружеского союза или не имел такого примера, никак не влияет на то, сможет ли он сам создать счастливую семью.

Если вы думаете, что всё в жизни устроено так, чтобы сохранить навеки ваш супружеский союз, и вам самим не нужно прилагать к этому усилий, то он, безусловно, распадётся. Но если вы будете подходить к супружескому союзу как к чему-то, что следует создавать с помощью постулатов и что следует сохранять, если вы будете осознавать, что, когда вы перестанете работать в этом направлении, он прекратит своё существование, и, если вы будете знать технологию, которая описана ниже в этой главе, вы сможете сделать любой супружеский союз долговечным, сможете привести в порядок любой его аспект, сможете склеить его и сделать его таким, каким вы только захотите. Однако это, мягко говоря, потребует некоторого труда и мужества.

время сейчас, в данный момент, которое становится прошлым с той же скоростью, с которой мы за этим наблюдаем. Используется в более широком смысле для обозначения окружения, существующего в данный момент.

1. Заключение, решение или вывод относительно чего-либо.
2. Постулировать: создавая постулаты, доби­ваться, чтобы что-либо произошло или начало существовать.

методы применения какого-либо искусства или науки в противоположность просто знанию самой этой науки или этого искусства. В Саентологии термин «технология» обозначает разработанные Л. Роном Хаббардом методы применения саентологических принципов для улучшения функций разума и восстановления потенциала духа.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *