Информация для учителей и родителей 

1.    Для чего нужно изучать основы православной культуры?

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Правосла­вие сыграло ключевую роль в станов­лении российской государственно­сти. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православ­ной духовной традиции.

2.    Что такое курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей).

Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму.

Два предмета — атеистические (безрелигиозные): светская эти­ка и религиоведение.

Выбор предмета — законное право родителей.

3.    Кто и когда принял решение о начале эксперимента?

Президент России Д. А Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводится в 21-м регионе России.

4.    Не станет ли изучение различных религиозных культур по выбору поводом для конфликтов среди детей?

В мире есть много религий,  и люди  разных взглядов   и   убеждений живут вместе. Рано или поздно  дети   начинают это осознавать.  Важно, чтобы в этот момент рядом   оказался   мудрый учитель, способный понимать себя  и других.

“Основы Православной культуры” в средней общеобразовательной школе

Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов. По данным социологических опросов  в  школах,  где  преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

5.    Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике?

Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.

6.    Каким должен быть учитель православной культуры?

Чтобы преподавать «Основы православной культуры», учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания — любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.

7.    Почему ОПК?

Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии.

Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия — мир бесконечный, добрый и мудрый.

8.    Как помочь детям в изучении ОПК?

Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки — все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.

9.    Можно ли поменять предмет по религиозной культуре в процессе обучения?

Часто бывает, что родители сначала выбирают для ребенка предмет «Основы светской этики», а через какое-то время понимают, что интереснее и полезнее было бы изучать ОПК. В этом случае смену предмета обязана обеспечить школа. Родителям нужно заблаговременно подать письменное заявление о своем намерении директору школы и, если необходимо, обратиться за помощью и информацией к представителям епархии.

10.   Каковы перспективы преподавания ОПК в светской школе?

Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса — в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой и будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса ОРСКЭ в 2012 году.

Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы — с первого по одиннадцатый.

Новости митрополии

С приходом в Татарстанскую митрополию митрополита Феофана, стоявшего у истоков преподавания курса «Основ православной культуры» в таких многоконфессиональных регионах, как Кавказ, общество всё больше заговорило о возможности появления ОПК в школах Татарстана (во всех регионах России преподаётся с 2010 года).

Видеокурс: Основы православной культуры в школе

Сейчас у родителей нет целостного понимания, что такое ОПК, есть только предположения и раздутые противниками Церкви доводы против его введения. Однако, опыт показывает, что этот предмет востребован там, где о нём не просто слышали, а привнесли в жизнь детей. Например, в Москве в предстоящем учебном году учащиеся тридцати школ после годичного изучения ОПК продолжат осваивать этот предмет и в пятом классе.

В надежде на то, что родители поймут, как должно осуществляться духовно-нравственное воспитание детей и как этому может послужить ОПК,  обратилась к отцу, дедушке, человеку с большим духовным опытом протоиерею Владимиру Головину.

– Как Вы считаете, что такое ОПК, и что этот предмет может дать детям?

– Предмет носит название «Основы православной культуры». Культура – это временное, земное, поэтому не обязательно и малоэффективно. ОПК – это лишь введение. Для детей, вообще оторванных от духовного опыта это, конечно же, лучше, чем ничего. Однако, я считаю, что введение ОПК оправдано, если оно пробудит интерес ребёнка идти дальше, к жизни с Богом. Изучение ОПК один год, или обучение в воскресной школе один день в неделю, на мой взгляд, малопродуктивно, почти бесплодно. Нужно создавать систему воспитания, которая должна иметь своё начало, как минимум, с детского сада. Нужно полностью вырывать детей от того тлетворного яда, который дует со стороны школы. Где наши дети учатся курить? Материться? Разврату? В школе. Такова сегодняшняя действительность. Поэтому детей нужно полностью ограждать от этого и вводить в нормальную среду бытия.

– Каково Ваше отношение к суждениям родителей о том, что Церковь не должна присутствовать в системе образования и что обязаловка в виде преподавания ОПК может оттолкнуть ребёнка от веры?

– Это одно из главных заблуждений родителей. ОПК ведёт не к Богу, а лишь к культуре. И не церковь будет заниматься преподаванием этого предмета в полном смысле этого слова, а школьные преподаватели. Они будут рассказывать о том, как наши предки жили по вере, и как это выразилось в культуре: в архитектуре, в традициях, в обрядах, искусстве. Это будет просто повышать общий культурный уровень ребёнка. А относительно навязывания, как раз-таки в школе всё и навязывают. Кто там выбирает предметы или программу? Если навязывать, то лучше уж доброе, а не беспутное и безжизненное. К тому же, ОПК не всем будет преподаваться, а только тем, кто сам выберет этот курс. Кто-то будет изучать светскую этику, кто-то исламскую культуру. Тут как раз-таки будет даваться выбор, будет учитываться волеизъявление родителей.

–Как Вы считаете, может ли введение ОПК, наряду с основами исламской культуры каким-то образом повлиять на мирное сосуществование в Татарстане представителей разных религий?

– По этому поводу исчерпывающе в одном из своих интервью сказал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он поделился опытом преподавания ОПК на Северном Кавказе. И этот опыт показал, что ОПК не разделило народы, а сделало ближе. Если вникнуть в культуру народа, обязательно появится уважение к нему. После этого я не смогу воткнуть нож в сердце, допустим, своему соседу, исповедующему иную религию.

– Каковы, по вашему мнению, основные ошибки в преподавании ОПК?

– Цель нужно ставить. Если цель – только лишь рассказать об ОПК, то этого очень мало в плане духовно-нравственного воспитания. ОПК в таком случае послужит фоном для общего развития, к большим выводам не приведёт. Если я, например, узнаю, почему в мечети мусульмане изображают орнамент, а не живых существ, это не приведёт к практическим изменениям в жизни. А если преподавать так, чтобы заставить детей думать, ставить перед собой жизненные вопросы, идти дальше самого ОПК, тогда этот курс может дать глубину, которая обязательно приведёт человека к Богу. Поэтому главное в этом предмете не пособие, и даже не отклик родителей или детей, а то, кто будет преподавать. Это должны быть живые, горящие люди. Если этого не будет, ОПК станет очередным мертворождённым, бесплодным явлением. Мы знаем, что сатана искушал Иисуса Христа словами Библии. Сатана знает Библию наизусть. И что, он от этого стал лучше? Знание без жизни по этим знаниям хуже, чем незнание. Мы можем не ОПК, а Закон Божий преподавать детям так, что они будут знать его наизусть. Только будет ли это благом? Главное не то, что мы донесём детям, а как донесём, и какая будет польза от этого их душе.

– Почему духовно-нравственное воспитание должно осуществляться посредством преподавания ОПК, а не в семье, которая к этому и призвана?

– Да, семья, безусловно, должна быть школой номер один. Но у нас семьи практически прекратили быть, нет культуры воспитания детей. Взять, например, семью царственных мучеников. Они каждый вечер собирались вместе на ужин или читали светскую литературу, а в посты духовную. Сейчас семьи вместе не собираются, не просто почитать, а даже поужинать. С тарелкой к телевизору, компьютеру, поодиночке. Семьи разбились на секты. Формально есть – семья, реально – семьи не существует. Чаще всего свой родительский долг мать и отец видят в том, чтобы накормить, одеть, дать образование. А вот как человека вырастить – об этом не заботятся. Поэтому ОПК могло бы взять на себя функцию этого воспитателя.

– В каком случае родитель должен выбрать ОПК?

– Если родители хотят, чтобы их ребёнок был культурно развит, эрудирован, имел патриотическое воспитание, они с уверенностью могут выбирать ОПК. Оно таковому и учит. Одновременно, ОПК может быть мостиком к будущему опыту жизни с Богом. В том случае, если родители хотят, чтобы их дети в результате знакомства с предметом пришли к желанию думать на такие темы, как смысл и цель жизни, поиск этого смысла и жизни в нём, тогда ОПК сможет привести ребёнка к жизненным изменениям, к царствию Божиему.

Вести

Существительное весть (род. п. ед. ч. — вести) было образовано в древности с помощью суффикса -ть от основы вЬд. В прошлом была глагольная форма вЬдЬти. В форме ведть произошли фонетические изменения: ведть > ветть > весть.

Слово весть имеет значение “известие, сообщение” (радостная весть; грустная весть).

— Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости (А. Пушкин. Капитанская дочка).

В устной речи, в художественных произведениях слово весть может иметь иное значение “молва, сплетня”.

— Не охотница я переносить вести… А болтают, разное болтают (Д.

Православная культура в светской школе

Мамин-Сибиряк. Злой дух).

В гнездо родственных слов входят: вестник “тот, кто приносит какую-либо весть, известие”; входит это слово в названия научных изданий (в 2005 году был издан первый выпуск “Вестника Славянского педагогического университета”); вестница; вестовщик (устар.), весточка.

Существительное весть входит в сочетание без вести пропасть “бесследно исчезнуть” (о человеке).

Устаревшая форма весть (от глагола ведать) входит во фразеологизмы бог весть; не бог весть какой.

— Вспомните, что меня лет десять сряду хвалили бог весть за что, а разругали за “Годунова” и “Полтаву” (А. Пушкин. Письмо М. П. Погодину, 1832 г.) М. П. Погодин — историк, писатель, издатель журналов (1800-1875).

Слово весть имеет в русском языке непроизводную основу: весть; ср.: вест-очк-а, вест-ник.

Глагол вести многозначный. Назову некоторые значения:

1. Идя вместе, направлять движение, помогать идти (вести лошадь под узцы; вести дочь за ручку).

2. Управлять движущимся предметом (вести самолет).

3. Направлять деятельность кого-либо, чего-либо, руководить кем-либо, чем-либо (вести семинар; вести домашнее хозяйство). И другие.

Глаголы вести, веду по происхождению очень древние. Форма вести не исконная: ведти > ветти > вести. Родственные слова и формы: водить, вождь.

Глагол вести входит в состав фразеологизмов: вести себя; повести себя; вести свою линию; вести свой род; вести речь.

В глагольных формах вести, веду, вел следует выделять варианты корня: вес-ти, вед-у, ве-л.

О. Е. Ольшанский

Основы религии в школе: как это будет

Мы — светские люди?

В школах будут преподавать историю и культуру религий. Копий по поводу религиозного воспитания детей сломано немало. Сначала в некоторых школах ввели предмет «Основы православной культуры», за что власти регионов-«новаторов» тут же получили солидную дозу критики. В самом деле, по Конституции Россия — светское государство, школа у нас отделена от церкви. К тому же на территории России живут не только православные, но и буддисты, мусульмане, иудеи, католики — страна многоконфессиональная.

Рассказала об этом сестре (она живет в Германии), моего недоумения она не разделила. Дело в том, что в Германии, как и во многих странах Евросоюза, религиозные знания в школе преподаются, причем на уроки приходит священник — представитель традиционного вероучения. В той земле, где живет сестра, традиционным считается католицизм. А в классе учатся не только католики, но и иудеи, и мусульмане. Выход администрация школы нашла проще не придумаешь. Дети сидят на уроке, слушают священника (с уроков во время занятий их никто не отпустит — это понятно), но оценки священник выставляет только католикам, их же он и спрашивает. Остальные приносят для выставления оценок табель из синагоги, православной церкви или мечети. То есть в свободное от уроков время они посещают религиозные школы в «своих» храмах. Всех это устраивает, никто не возмущается.

— А что плохого, если мой ребенок будет знать, что такое Рождество, в честь чего и кого устраиваются рождественские и пасхальные каникулы? — рассуждает сестра. — Мы ни в синагогу, ни в церковь не ходим, но религия тесно связана с историей народа, его культурой. Так мой ребенок узнает историю и культуру сразу двух народов. По-моему, такое надо только приветствовать.

Президент расставил точки над «i»

В марте этого года, чтобы точно определить, как родители и ученики старше 14 лет относятся к такому щекотливому вопросу, как преподавание истории и культуры религии в светском учебном заведении, Минобразования и науки разослало по школам специальные анкеты. Предполагалось, что к началу следующего учебного года их проанализируют и на основе пожеланий создадут федеральный набор соответствующих учебных программ. Но все прояснилось гораздо раньше.

Точки над «i» расставил на июльской встрече со священнослужителями традиционных для России конфессий президент России Дмитрий Медведев. По его словам, эти проблемы давно уже обсуждались в обществе и требуют окончательного решения, так как «самым существенным образом влияют на формирование личности человека, гражданина России». Поэтому он поддержал идею преподавания в школах основ религиозной культуры. По мнению президента, особых затруднений это вызвать не должно. Ведь в большинстве регионов России местные власти поддерживают хорошие отношения с разными конфессиями.

Так что споры отменяются, новый предмет вводится и становится обязательным для изучения. Называться он будет нейтрально — «Духовно-нравственное воспитание». В обязательную школьную программу его включат через три года, а до этого он пройдет обкатку в экспериментальном режиме.

Как это будет

Министр образования Андрей Фурсенко готов прислушаться и к мнению верующих, и к мнению атеистов. Он уверяет, что «через колено никого ломать не будем». В рамках эксперимента школьникам и родителям учеников младше 14 лет предложат выбрать, что они хотят изучать: историю и основы одной из традиционных для России религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), историю и основы культуры мировых религий или основы светской этики.

Новый предмет ни в коей мере не будет навязывать религиозные идеи. Это сугубо светский предмет и преподавать его будут светские учителя, а не священники. Как отмечают в Минобрнауки, дипломы священнослужителей востребованы пока лишь внутри традиционных религиозных организаций, а учебные планы их подготовки не предусматривают приобретение священнослужителями навыков педагогической работы. И, кстати, проводить религиозные обряды, а тем более молиться в рамках этого предмета нельзя — это запрещено Конституцией РФ.

Начнут с 18 регионов из 6 федеральных округов. «Подопытными» станут по одной параллели классов в каждой школе. По первым подсчетам, новый предмет будут изучать 20 тысяч классов в 12 тысячах школ, то есть примерно 256 тысяч учеников. Преподавать же им экспериментальный курс станут 44 тысячи учителей. Новую дисциплину введут в четвертом классе, а завершат в пятом. Первые уроки планируется начать уже весной 2010 года, то есть в третьей четверти наступающего учебного года. Изучать предмет будут, как мы уже говорили 4–5-классники.

Почему? Да потому, что психологи утверждают: в 10–11 лет дети бесконфликтны, мягки и умеют сопереживать. Вот и надо, пока не поздно, развить у них эти качества и начать воспитывать толерантность.

За три экспериментальных года предполагается определить, сколько учебных часов надо выделить на новую дисциплину (сейчас предполагают, что будет по два урока в неделю), обсчитать экономические условия проведения эксперимента и понять, как же готовить учителей.

А деньги где?

Перед организаторами, конечно, прежде всего встает денежный вопрос. Надо печатать учебники, отправлять учителей на повышение квалификации, организовывать подготовку новых кадров — грамотных, умных, тонко понимающих особенности разных религий.

С учителями вопрос действительно сложный. Есть, конечно, специализация «учитель истории и обществознания», но не каждый историк обладает необходимым для преподавания новой дисциплины тактом и кругозором. Во-вторых, есть учителя, которые сами интересуются подобными вопросами. Но деньги на их переобучение выделять все-таки придется. 35-40 тысяч человек на фоне полутора миллионов российских учителей не так уж много, средства в федеральном бюджете найти можно.

В частности, министр образования и науки считает, что «на уровне регионального предмета преподавание «Духовно-нравственного воспитания» в школах должно быть хотя бы частично профинансировано из федерального бюджета». Тем более, добавим от себя, что сам президент России выразил заинтересованность в нововведении.

Еще один вопрос — издание учебников. Но в этом, по словам министра, заинтересованы издательства, которые и профинансируют начинание. Другое дело, что и учебники, и методические пособия должны быть написаны интересно и увлекательно, иначе всем усилиям грош цена.

Но пока еще есть только намерение. Нет ни учебников, ни хотя бы методичек. Не определены и регионы, в которых должен начаться эксперимент. Но в Минобрнауки уже идут письма от местных властей с просьбами включать или не включать регион в эксперимент. С каждым таким предложением, по словам министра, чиновники работают. В министерстве даже надеются на благодарность регионов, которых определят на роль «подопытных».

Для чего российской школе "Основы православной культуры"

Бог с ними, с регионами. Будут ли благодарны ученики и их родители — вот в чем вопрос. Ответ на него мы и должны получить ровно через три года.

Автор: Светлана Любошиц

Отзывы

Другие публикации

Фильм "Географ глобус пропил"
Первая любовь Евгения Евтушенко
Современные мультфильмы вредны?
Новый закон «Об образовании»
Как украсить дом на Пасху
© 2003-2018
Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта в любой форме и на любом носителе без предварительного письменного разрешения ООО "Редакция Сайтов" ЗАПРЕЩЕНО.

Создание сайта и поддержка — "Редакция сайтов"

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *