Основу народного костюма составляла холщовая рубаха до колен, с длинными просторными рукавами и круглым вырезом для шеи. В нее вшивали ластовицы и подоплеку, которые при изнашивании заменяли на новые. Иногда в вырез горловины вшивался невысокий воротник-стойка или пристегивался медными или оловянными пуговицами. Носили рубахи навыпуск, с кушаками. У молодых парней она была всегда короче. Орнамент по подолу и вороту делали в виде мелкой вышивки красной нитью.
Поясной одеждой у мужчин были порты из домотканого полотна — белого или крашеного холста или сермяги. Обычно ткань для портов делалась в полоску. Штаны были длиной до колен или лодыжек. Для ширины шага в них вшивали посередине большой четырехугольник — ширинку, а в пояс вдевали гашник. Основным видом верхней народной одежды был кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником. Такой народный кафтан позже получил название казакин. Делали кафтаны на подкладке и застегивали спереди на крючки или медные пуговицы. Кафтаны изготавливались из простых шерстяных тканей — грубого камлота, сермяги темных тонов, шероховатой пестряди — ткани, сотканной из остатков шерстяной пряжи разных цветов.


Одежда ремесленников.
В. П. Верещагин. Закладка десятинной церкви в Киеве

Кроме кафтанов, крестьяне носили и поддевку — верхнюю одежду до колен, с запахом. Она застегивалась на крючки и имела невысокий воротник-стойку. Сзади на талии поддевка, в отличие от кафтана, была сильно сосборена. Другое название народной одежды — пониток — праздничный кафтан. Так же называли ткань из льняных и шерстяных ниток. Кроме того, крестьяне носили армяки, азямы и зипуны. Зипун в данном варианте был верхней одеждой из грубого домотканого сукна — сермяги серого или коричневого цвета, до колен, в талию, со сборками по бокам и сзади, с длинным рукавом, с широким запахом, косым вырезом на груди и застежкой на пуговицах из кожаных узелков. Зипуны крестьяне надевали в ненастье или в дорогу. Они ничего общего не имели с дорогими домашними «жилетами» бояр.
Дорожной верхней одеждой был также армяк. Это разновидность кафтана, изготавливаемого из верблюжьей шерсти — армячины, отсюда и название. Армяк был свободного покроя, халатообразный, длиной до середины икр, без сборок сзади и по бокам и без застежек, но с запахом. Обыкновенно армяки, зипуны и прочую верхнюю одежду подпоясывали низко кушаками. Азям был такого же покроя, что и армяк, но изготавливался из понитка или холста, имел узкие рукава и доходил до колен. В XVI в. появился еще один вид одежды — бекеша — короткий зимний кафтан, отороченный мехом (по имени венгерского щеголя Каспара Бекеша).
Бедные люди никогда не шили длинных одежд, так как они не были приспособлены к ходьбе по довольно грязным городским улицам. Эту особенность и отметила народная пословица: «Одежка вряд (то есть средней руки) не обобьет пят!» Повседневной зимней одеждой крестьян и ремесленников были овчины и полушубки, выше колен и застегивающиеся на крючья. Они шились с широким запахом, с меховым воротником-стойкой и отделкой мехом. Зимой в дорогу надевали длинные теплые тулупы (то есть кожаные мешки) и кожухи. Тулупы крыли тканями, стараясь показать достаток семьи.
По старинному обычаю у русских мужчин были коротко постриженные волосы и длинная окладистая борода. Простой народ стригся «под горшок». Волосы отращивали только в знак печали. Чем длиннее была борода, тем почтеннее был человек. Ее берегли, расчесывали гребешком из слоновой или моржовой кости.
Из украшений мужчины носили серьги в одном или обоих ушах и цепи с медными крестами на шее. Кресты на теле называли тельниками, коробочки для мощей — мощевниками.


Тулуп


Бронзовые кресты

Посмотрите, как мы одеты?! Посмотрите, на кого мы похожи?! На кого угодно, только не на русских. Быть русским, это не только думать на русском языке, но и выглядеть, как русский человек. Итак, меняем свой гардероб. Там должны быть следующие предметы одежды:

1 Кафтан.

Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана. Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

Куда надевать?

На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.

2 Ферязь.

Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

Куда надевать?

На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.

3 Опашень.

Чем-то напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Куда надевать?

Может легко заменить повседневное пальто или плащ.

4 Бекеша.

«Казуальная» версия кафтана с приталенным коротким силуэтом и меховой отделкой. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Русские бояре подсмотрели этот кафтан во время обороны Полоцка в 1579 году у воинов венгерской пехоты, которая сражалась на стороне поляков. Собственно само название кафтана происходит от имени их венгерского полководца Каспара Бекеша. Русская армия потеряла Полоцк, однако привезла в Москву пленных и «модных» венгров. С кафтанов «языков» сняли мерки, и в русском гардеробе появился еще один предмет одежды.

Куда надевать?

«Бекеша» может стать повседневной, полуспортивной одеждой, и заменить, например, куртку или пуховик.

5 Зипун.

Облегченная, минималистичная, версия кафтана из домотканого сукна. Никаких украшений и излишеств в виде стоячего воротника зипун не имеет. Зато очень функционален: не стесняет движения. Зипуны носили в основном крестьяне и казаки. Последние даже назвали свой казачий промысел – походом за зипунами. А грабителей с большой дороги называли «зипунниками».

Куда надевать?

Отлично подойдет для работ на даче в прохладную погоду. Также не заменим на рыбалке и охоте.

6 Епанча.

Епанча была создана для непогоды. Это был плащ без рукавов с широким отложным воротником. Шили епанчу из сукна или войлока и пропитывали олифой. Как правило, эту одежду украшали нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Епанча была настолько популярной на Руси, что ее даже можно увидеть на гербе Рязани.

Куда надевать?

Отлично заменит парку и макинтош (плащ, а не тот, который Apple).

7 Головной убор.

Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.

Куда надевать?

Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого вида. А тафья вытеснит «чужеродные» бейсболки и прочие «панамы» в летнее время.

О еще одном крайне важном аксессуаре русского гардероба читайте .

Старинная русская мужская и женская одежда: плащ без подкладки (в один ряд), широкий, долгополый, обычно без воротника, с длинными рукавами, в которых проделывались прорези для рук; шилась однорядка, и основном, из шерстяных тканей, украшалась кружевом, нашивками, золотыми строчками, образцами. Ее носили в ненастную погоду, в рукава или внакидку, поверх кафтана или зипуна. Бытовала до Петровской реформы.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

* * *

длинная, до пят, верхняя одежда русских (мужчин и женщин) в допетровские времена. Без воротника, без подкладки («в один ряд»), без опушки, с длинными рукавами, с прорехами под мышками — для продевания рук. Со спины однорядка опускалась ниже переда. Застегивали на пуговицы или завязки. Шили из зуфи (шерстяной ткани) и сукна. Украшали круживом (см.), образцами (нашивками, бляхами) и строками.

Надевали однорядку на зипун (см.) и кафтан (см.). Носили осенью и в непогоду внакидку, продевая руки в рукава или в прорехи под мышками.

(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)

Источник: Энциклопедия моды и одежды на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. однорядка — -и, род. мн. -док, дат. -дкам, ж. 1. Старинная русская мужская одежда в виде однобортного кафтана без воротника. 2. разг. Однорядная гармонь. саратовская однорядка под мышкой. Веселый. Сразу чувствует скуку, одолевшую нас, расправляет гармонь. Неверов, На полустанке. Малый академический словарь
  2. однорядка — Однорядка, однорядки, однорядки, однорядок, однорядке, однорядкам, однорядку, однорядки, однорядкой, однорядкою, однорядками, однорядке, однорядках Грамматический словарь Зализняка
  3. однорядка — сущ., кол-во синонимов: 3 гармонь 11 кафтан 33 одежда 297 Словарь синонимов русского языка
  4. однорядка — орф. однорядка, -и, р. мн. -док Орфографический словарь Лопатина
  5. Однорядка — (стар.) — верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. О. шились из зуфы, сукна и др. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. ОДНОРЯДКА — ОДНОРЯДКА — старинный русский мужской и женский распашной кафтан из домотканого (часто цветного) сукна, с длинными рукавами, однобортный, с прямым запахом, без ворота, с застежкой на пуговицах. Большой энциклопедический словарь
  7. однорядка — ОДНОР’ЯДКА, однорядки, ·жен. (·ист. ). Старинная верхняя мужская одежда — долгополый однобортный кафтан без воротника. Толковый словарь Ушакова
  8. однорядка — Одн/о/ря́д/к/а. Морфемно-орфографический словарь
  9. однорядка — однорядка I ж. Долгополый однобортный кафтан без воротника, старинная верхняя мужская одежда. II ж. разг. Гармонь с одним рядом клавиш. Толковый словарь Ефремовой
  10. однорядка — См. один Толковый словарь Даля
  11. однорядка — ОДНОРЯДКА, и, ж. Старинная мужская одежда однобортный кафтан без воротника. Толковый словарь Ожегова
  12. однорядка — ОДНОРЯДКА -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. 1. Старинная русская мужская одежда: длинный однобортный кафтан без воротника. 2. Разг. Однорядная гармонь. Саратовская о. Сыграй-ка нам что-нибудь на своей однорядке! Взял в руки однорядку и растянул меха. Толковый словарь Кузнецова


[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *