Патриарх и Папа. Причины встречи

Известно, что Папы Римские не раз просили о такой встрече, обе церкви её долго и тщательно готовили и, по крайней мере дважды, подошли очень близко к её осуществлению. Однако Москва полагала, что не были достигнуты необходимые условия для её проведения. Основаниями для отказа выступали, по сути, католический прозелитизм в России и конфликтные отношения с греко-католиками, в особенности на Украине.

Почему встреча произойдёт именно сейчас? Поменялась ситуация? Почему на Кубе? И почему между объявлением о встрече, готовившейся в течение многих лет, и самой встречей пройдёт в точности одна неделя? Попробуем ответить на эти вопросы. А затем вернёмся к размышлению о причинах и целях встречи. Начнём же с вопросов, которые, с точки зрения Москвы, препятствовали встрече.

Было ли или не было у католиков намерение заниматься прозелитизмом в России в последние годы коммунистического строя, сегодня очевидным является тот факт, что католическое присутствие в стране не несёт в себе никакой опасности для православных. Православная Церковь остаётся количественно преобладающей Церковью, Католическая же Церковь существует как маленькая община, состоящая отчасти из россиян польского, немецкого и литовского происхождения и отчасти из русских. Речь идёт о скромной и тихой общине, абсолютно не агрессивной и не враждебной по отношению к православным. Уже несколько лет назад Московский Патриархат перестал говорить о католическом прозелитизме.

Что касается греко-католиков, дела обстоят намного сложнее. Московский Патриархат обвиняет их в расхищении трёх епархий в Западной Украине, в перемещении их центра из Львова в Киев, в самопроизвольном провозглашении себя патриархатом и в оказании давления на Рим с целью получения признания данного статуса. Униаты, по мнению Русской Церкви, занимаются прозелитизмом в Восточной Украине, то есть на исконно православной земле, где греко-католиков всегда было совсем немного. Сегодня же в новой политической ситуации в Украине к уже названным прибавились и другие обвинения: обвинение в том, что с начала Майдана греко-католики открыто занимали прозападные и антирусские позиции и публично об этом объявляли, оказывая давление даже на Пентагон. Помимо этого, греко-католики поддерживают отношения с раскольниками, отделившимися от Московского патриархата.

То, что данные проблемы существуют и сегодня, было подчёркнуто 5 февраля митрополитом Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, во время его пресс-конференции, на которой Русская церковь официально объявила о встрече на Кубе. За несколько дней до этого Московская Патриархия очень резко ответила на недавний документ, в котором Греко-Католическая Церковь изложила свою экуменическую концепцию.

Несмотря на то, что данные разногласия ещё не преодолены, новое положение дел, связанное с исламским терроризмом, то есть осуществление в некоторых частях мира экстремистами «подлинного геноцида христианского населения, требует – как сказал митрополит Иларион – неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквами». Владыка подчеркнул, что «в нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям».

Итак, первая причина того, что нынешняя встреча глав двух Церквей состоится, имеет, так сказать, «оборонительный» характер: перед лицом агрессивного ислама, или скорее, перед лицом терроризма, приписывающего себя к исламу, необходимо, чтобы христиане были сплочены. Следовательно, обиды нужно оставить в стороне.

Вторая причина, проистекающая из первой, также носит «оборонительный» характер. В последние десятилетия «более тесное взаимодействие между христианскими Церквами» становилось всё более проблематичным для православных по причине различий в понимании нравственной жизни со стороны Реформатских Церквей. Позиции большинства этих Церквей по таким вопросам этики, как нетрадиционная сексуальная ориентация, генетические манипуляции, женское священство, эвтаназия, аборт делают взаимодействие с этими Церквями крайне сложным для Православной Церкви. Несмотря на обиды истории, прошлого и настоящего, Католическая Церковь является для Православной значительно более надёжным партнёром, нежели Протестантские Церкви. Так обстояли дела и раньше с точки зрения догматических и канонических различий. Сегодня к этому добавились ещё и различия в нравственных устоях. Одним словом, сложности во взаимоотношениях с протестантским миром объединяют Православную и Католическую Церкви.

Третья причина предстоящей встречи и того, что она состоится сейчас, связана с грядущим Всеправославным собором, запланированным на июнь этого года. Патриарх Константинопольский Варфоломей I находится в отличных отношениях со Святым Престолом, он не раз посещал Рим и встречался с Папой Римским. Всеправославный Собор обещает быть непростым прежде всего по причине трений между Москвой и Константинополем. На это указывает, например, недавно прошедшая встреча глав Поместных Православных Церквей в Шамбези.

В данной ситуации, очевидно, что Москва, как «Третий Рим», заинтересована в том, чтобы подойти к Собору, находясь в более хороших отношениях с «Первым Римом». Не стоит также забывать, что одним из вопросов повестки дня Собора будет как раз вопрос об отношениях Православия с другими христианскими Церквями. После встречи на Кубе Патриарх Кирилл приедет на Всеправославный Собор с большим авторитетом в данном вопросе.

Встреча главы Русской Церкви с главой западного христианства непроизвольно приобретает большое политическое значение в контексте нынешней изоляции России. В условиях, когда западные правительства накладывают на Россию санкции и российское правительство замыкается во всё более резком антизападном национализме, две Церкви совершают яркий жест, указывающий на желание сближения.

Кто-то сказал, что встреча Папы Римского с Патриархом Кириллом была «рекомендована» Кремлём. Не остался также незамеченным тот факт, что за визитом российского президента в Ватикан последовал внеплановый приезд в Рим митрополита Илариона. Без сомнений, встреча в Риме очень на руку российскому правительству. В последние годы президент Путин всё более и более отчётливо брал на себя роль защитника гонимого и преследуемого христианства на всемирной «шахматной доске». Военное вторжение России в Сирию выставляется ответной реакцией на геноцид христиан. Помимо этого, Владимир Путин выступает как защитник христианских ценностей в обстановке нравственного релятивизма, секуляризации и крайнего либерализма западного общества. Нынешняя встреча на Кубе косвенным образом может означать папское одобрение подобного образа новой России, защитницы христианского мира и христианских ценностей.

Фото: todayonline.com

Не следует забывать того, что в годы холодной войны Русская Православная Церковь в своих экуменических выступлениях по существу повторяла то, что Советское государство высказывало на международной арене. «Борьба за мир» была лозунгом представителей Московского Патриархата повсюду за границей, и в частности во Всемирном Совете Церквей. Всё это правда. В то же время неоспоримо, что Патриарх Кирилл старался сохранять дистанцию и автономность от Кремля, например, по украинскому вопросу.

Первая встреча в истории между епископами Рима и Москвы состоится на нейтральной территории, на противоположной стороне земного шара, в аэропорту. Протокол встречи носит исключительно светский характер, напоминает встречу двух дипломатических делегаций (приветствие, частная беседа, подписание совместной декларации, представление обеих делегаций) и не предусматривает какого-либо религиозного действия: ни, разумеется, богослужения, ни общей молитвы (даже нет молитвы «Отче наш»). Поскольку не предвидится присутствие никого, помимо двух делегаций, преемники апостолов не должны будут давать совместных благословений … если только этого не попросит Рауль Кастро!

Очевидно, что подобный поразительный «минимализм» является мерой предосторожности Русской Церкви, принятой в отношении своих наиболее консервативных кругов. Всё из тех же соображений осторожности было решено осуществить без промедлений встречу важного исторического значения, которую ожидали уже много веков, спустя всего лишь неделю после официального объявления о ней.

Существуют различные трактовки выбора места проведения встречи, помимо очевидных соображений о том, что подобная географическая удалённость делает практически невозможными какие-либо проявления недовольства вроде манифестаций. На Кубе русские, безусловно, чувствуют себя как дома, однако с этой страной хорошо знаком и Святой Престол: прежде всего по причине явного возрождения Католической Церкви на острове, а также потому, что с 1998 г. по сегодняшний день Кубу посетили три Папы Римских. Плюс ко всему известно, что в «чуде» примирения Кубы с США важную роль сыграла ватиканская дипломатия.

Есть и более позитивное истолкование выбора места встречи. Тот факт, что Куба является частью Латинской Америки, указывает не только на «другую сторону Света», из которой родом сам Папа Римский. Америка – это Новый Свет, континент надежды. «Старая» Европа была сценой слишком многих войн между христианами, это континент, наиболее пострадавший от церковных расколов. Проведение встречи в Новом Свете (на острове, который сам себя называет «островом свободы») может свидетельствовать о поиске и желании новой жизни, новых отношений, которые не были бы слишком обусловлены тяжёлым прошлым. Объявляя о предстоящей встрече, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион выразил надежду, что это событие откроет «новую страницу в отношениях между двумя Церквами».

Таким образом, определённый минимализм, преобладание соображений, опирающихся на политическую выгоду, а также осторожность в организации и проведении встречи могут быть компенсированы символическим значением места встречи.

Объявляя на пресс-конференции о предстоящей встрече Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион выразил надежду, что это событие откроет «новую страницу в отношениях между двумя Церквами».

Встреча действительно имеет историческое значение: ни один глава Русской Православной Церкви никогда не встречался лично с Папой Римским. Если точнее, то один прецедент был, но совсем не удачный: в первой половине XV века московский митрополит Исидор участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе и подписал унию, означающую присоединение Русской Церкви к Риму. Однако по возвращении в Москву Исидор был низложен и вынужден бежать в Рим.

Нынешняя встреча осуществляется подобно «эстафетному забегу»: между объявлением о встрече и её проведением пройдёт всего одна неделя. К тому же, место встречи находится по другую сторону земного шара по отношению к Риму и Москве и, в добавок, в аэропорту. Всё это, как я уже писал, указывает на своего рода «минимализм», вызванный, без сомнения, опасениями Патриархата по поводу возможных негативных реакций со стороны наиболее консервативной части Православной Церкви.

Нельзя сказать, что данные опасения не имеют под собой оснований. Отзывы православной печати традиционного толка и националистских сайтов носят явно негативный характер, в то время, как светское общественное мнение настроено весьма положительно к предстоящей встрече. Разумеется, Патриарх Кирилл не может не брать в расчёт опасность недовольств внутри Церкви, если не говорить об угрозе расколов. Таким образом, выбор места встречи, скоротечность и сам способ проведения встречи, то есть запланированный сценарий, носящий исключительно светский характер – всё это объясняется осторожностью священноначалия.

Существуют различные причины того, что Русская Церковь согласилась на проведение встречи, о которой не раз просил Святой Престол. Как я уже писал, эти причины носят явно «рефлексный», оборонительный характер, и кажется, что они связаны с конкретными обстоятельствами и с политической конъюнктурой. Предстоящая встреча, по официальному заявлению Патриархата, продиктована, прежде всего, необходимостью «объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям». То есть, перед лицом общего врага, терроризмом исламского образца, христиане должны образовать «единый фронт». Плюс ко всему, православные и католики объединены совместной защитой нравственных традиционных ценностей как от мирского западного секуляризма, так и от протестантского либерализма. Получается, что и здесь имеется общий враг.

Другие причины встречи можно искать в необходимости усиления позиции Русской Православной Церкви в области межхристианского диалога в преддверии грядущего Всеправославного собора на Крите. Можно добавить и желание заручиться поддержкой Католической Церкви в ситуации нынешней изоляции России. Если присмотреться, то и эти соображения церковной дипломатии соответствуют логике создания союза в борьбе с врагом.

Несколько лет назад митрополит Иларион (ещё до того, как он стал Председателем ОВЦС) высказался за «стратегический альянс» с католиками. Термин «альянс» не принадлежит к церковной терминологии ни одной христианской традиции. Конечно, здесь нельзя использовать слово «союз», которое в западноевропейских языках прозвучит как Union, как по причине униатства, так и по причине советского прошлого. Также не подходят слова «объединение» и «соединение». Термин «альянс», выбранный митрополитом Иларионом, не случайно имеет светский характер, опять же из соображений осторожности по отношению к консерваторам.

Митрополит Иларион и Папа Франциск. Фото: eparhia.ru

Однако, слово это является весьма неудачным именно с точки зрения светской истории. В ряде западноевропейских языков Альянсом называется, например, «Священный союз», образованный в 1815 г. российским императором Александром I, прусским монархом Фридрихом Вильгельмом III и австрийским императором Францом II, а ведь Союз этот был крайне консервативным орудием, направленным на обеспечение подчинения подданных своим правителям, наделённым «Свыше» правом на власть, которое имело своей целью сохранение статус-кво на международной арене в ответ на зарождающиеся движения национального освобождения. Священный союз однако не пережил Французской революции 1830 года. Также Альянсом называются Двойственный и Тройственный союз конца XIX века, которые бесславно исчезли в конце Первой мировой войны.

Оставляя в стороне исторические события и соображения осторожности, можем заметить, что использование светского термина наводит на мысль, что диалог между католиками и православными воспринимается последними как чистая дипломатия, хоть и церковная. Более того, те, кто верит в единство Церкви, кто страдает и молится о полном явлении миру этого единства, не могут не быть в растерянности и обескураженными от подобной идеи союза «против». Против терроризма, против лаицизма, против нравственного релятивизма, против ислама, против либерализма, против протестантов… Создается впечатление, будто общий враг является необходимым условием для того, чтобы быть едиными.

Неужели у православных и католиков, которые обладают апостольской преемственностью и признают её друг у друга, нет никакой иной причины для братского диалога помимо общего врага, не важно какого? Неужели всё, к чему мы может стремиться как ученики Христа, это «стратегический альянс»?

Иисус Христос накануне своих крестных мук молился Отцу, прося у Него единства своих учеников. Он молился не только о своих учениках того времени, «но и о верующих по слову их», то есть о нас. Иисус молил Отца о тех, кто в него уверует, прося не стратегического альянса, а совершенного единства: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Стремиться к полному преодолению всех богословских недопониманий и вековых обид, к полному восстановлению братской любви, к полному выражению и воплощению единства во Христе – всё это является долгом каждого христианина, исполнением Новой Заповеди (единственной, оставленной нам Господом), нашим ответом на Его усердную молитву: «Да будут все едино».

Конечно, на пути к восстановлению полного единства во Христе не может быть окольных дорог. Но на этом пути главное, чтобы всем нам хорошо была ясна цель, чтобы мы её не подменяли жалкими суррогатами.

Встреча на Кубе, спустя пятьдесят два года после первого с времен раскола объятия Папы Римского с Константинопольским Патриархом, ознаменует новый гигантский шаг вперёд в диалоге между православными и католиками. В ноябре прошлого года в сообщении «моему дорогому брату Варфоломею Вселенскому Патриарху» по случаю праздника Святого Андрея Первозванного Папа Франциск вспомнил то первое объятие Папы Павла VI и Патриарха Афинагора в 1964 году. Это объятие разорвало «логику антагонизма, недоверия и враждебности», символом которой были взаимные анафемы между православными и католиками. Тогда подобная логика взаимоотношений была заменена «логикой любви и братства». Папа Римский пишет, что «теперь, когда мы восстановили отношения любви и братства, в духе взаимного доверия, уважения и милосердия, нет больше никаких препятствий для евхаристического общения, препятствий, которые не могут быть преодолены иначе как путём молитвы, очищения сердец, диалога и утверждения истины».

Встреча Патриарха Афинагора и Римского папы Павла VI в Иерусалиме в январе 1964 год

«Там, где в жизни Церкви есть любовь, её источником и исполнением всегда является евхаристическая любовь – говорит Папа Римский. – Таким образом, и символ братского объятия достигает своей глубокой подлинности в объятии мира, совершаемом во время евхаристического богослужения».

По случаю избрания митрополита Кирилла Патриархом Московским и Всея Руси в 2009 Папа Ратцингер послал Патриарху сообщение с поздравлением, а также чашу – «залог желания скорого достижения полного общения».

Именно это и является подлинной причиной и подлинной целью встречи на Кубе. А пока мы находимся в пути, не забывая о том, что, как говорит Папа Римский Франциск, «самое важное – идти вместе», потому что «идти вместе – это уже означает быть едиными».

Митрополит Лимасольский Афанасий — личность, которая не нуждается в представлении в православном мире. Он снискал уважение своей высокодуховной жизнью и известен как молитвенник и строгий защитник Православия. Именно поэтому нам важно было узнать его личное мнение относительно ситуации в Украине.

Войдя в комнату, в которой должно было проходить интервью, я невольно обратил внимание на большое количество изображений подвижников, святых и кипрских иерархов. В углах комнаты расположены кресты. Все это создает определенную атмосферу, когда духовное становится центральным. “Все интервью будет об Украине?» — спросил Владыка.

— Владыка, добрый день. Я благодарен Вам за возможность провести сегодняшнее интервью. Да, ситуация в Украине стала едва ли не самой обсуждаемой темой во всем православном мире, поэтому хотелось бы поговорить именно об этом. Кипр – страна, которая одной из первых приняла христианство, и Кипрская Церковь имеет богатую историю и большой опыт христианской жизни. Поэтому предложение Кипрской Церкви создать площадку для межправославных переговоров именно здесь, на Кипре, является вполне закономерным, и мы видим, что это уже принесло первые плоды – Иерусалимская и Антиохийская Церкви готовы к диалогу и намерены преодолеть кризис в своих отношениях. Есть ли у Кипрской Церкви видение, как можно было бы выйти из сложившегося кризиса в церковной среде в Украине?

— Как вы знаете, Архиепископ Кипра уже посетил Патриархию Болгарии, Патриархию Сербии, Церковь Греции, встретился с патриархами Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, поддерживает общение с Архиепископом Албанской Церкви Анастасием. Он делает все возможное для того, чтобы этот кризис был преодолен. Я не знаю, удалось ли уже достичь каких-то результатов, но и Архиепископ, и Синод нашей Церкви прилагают все усилия, чтобы помочь в решении этого кризиса.

— Перед предоставлением томоса об автокефалии для Украинской Церкви президент Украины Петр Порошенко и патриарх Варфоломей подписали соглашение, согласно которому Константинопольская патриархия обязалась проводить работу с другими Поместными Церквами для признания украинской автокефалии, а Петр Порошенко должен был передать во владение патриарха Варфоломея имущество и здания в Украине. Это выглядело как договор о продаже автокефалии и посеяло соблазн и возмущение в народе.

Каким образом происходит процедура предоставления автокефалии, и насколько уместна такая сделка с точки зрения церковных традиций?

— Что касается первой части вопроса о соглашении, о котором Вы упоминаете, то я не имею информации об этом, и поэтому никак не могу это прокомментировать. Возможно, причина в том, что я не знаю языка. Что касается второй части вопроса о процедуре предоставления автокефалии, то насколько мне известно, во время встреч, предшествовавших Собору Православных Церквей (на Крите), было очень много разговоров на эту тему: каким образом должна предоставляться автокефалия Церкви. Я никогда не был на этих встречах, но насколько мне известно, все Церкви пришли к последней стадии обсуждения этого вопроса, но так и не нашли общего решения.

Рассматривая все эти вопросы, следует понимать, что каждое решение Церкви должно вести к единству и любви. Я не хочу верить, что Вселенский патриархат, или Церковь Украины, или Русская Церковь хотели создать проблему, но сейчас проблема действительно существует, и поэтому мы все вместе должны найти способ решения этой проблемы, найти пути исцеления этой раны. На этом пути главам Церквей необходимо быть очень внимательными, исходить из общих интересов Церкви и проявлять смирение. Все это должно быть присуще Предстоятелям Церквей, клирикам и всем христианам.

— В Украине Церковь под руководством Митрополита Онуфрия насчитывает около 100 епископов. В новую же церковную структуру в Украине вошло только 2 епископа УПЦ. Из-за отсутствия желания иерархов канонической Церкви идти в новую структуру в Украине люди склонны считать, что томос был предоставлен именно раскольническим структурам (УПЦ КП и УАПЦ), и таким образом произошла легализация раскола. Как к этому относятся в Поместных Православных Церквах?

— Я вам прочитаю отрывок из шестого пункта заявления Священного Синода Кипрской Православной Церкви, где указано, что Священный Синод колеблется признать священниками тех людей, которые не получили канонического рукоположения. Здесь в шестом пункте указано: «2000-летняя история как Кипрской Церкви, так и всей Православной Церкви ставит под сомнение возможность легализации таинств, совершенных архиереями, с которых был снят сан, которые были отлучены от Церкви и подверглись анафеме».

Их наказание было признано всеми Православными Церквями. Мы же признали наложение анафемы на Филарета, и поэтому Синод Кипрской Церкви сомневается в том, что можно признать действенность совершенных им хиротоний и других таинств. Поэтому мы – Церковь Кипра, до сих пор официально не признали Епифания как главу новой украинской церкви.

— В некоторых СМИ была опубликована новость о том, что Вы не подписали коммюнике Кипрской Церкви относительно ситуации в Украине. С чем это было связано?

— Это правда. Я не стал подписывать заявление Синода Кипрской Церквы, потому что был не согласен с некоторыми местами в тексте. Конечно же, большинство членов Синода приняли этот текст, и это стало отражением позиции Церкви Кипра. Этот текст был направлен на поддержание порядка в Церкви. Но лично у меня есть некоторые сомнения относительно определенных мест этого текста.

— Некоторые представители новой украинской церкви под руководством Епифания Думенко трактовали этот ваш поступок таким образом, что якобы этим Вы хотели их поддержать.

— (Смеется) С точностью до наоборот. Я хотел, чтобы текст был более четким и ясным, и выражал поддержку Митрополиту Онуфрий и некоторые другие моменты. Конечно же, я с уважением принимаю мнение Архиепископа и других членов Синода о том, что мы должны иметь нейтральную позицию ради возможности стать посредниками между Константинополем и Москвой. С этой точки зрения это для меня в какой-то степени является приемлемым, но я предпочел бы, чтобы Синод Кипрской Церкви выразил четкую и однозначную позицию, так как данный текст обнародовала Кипрская Церковь, каждый может трактовать по своему усмотрению: как «за», так и «против».

Собственно, так оно и происходит. Я приведу вам для лучшего понимания пример. Первый параграф заявления Священного Синода Кипрской Церкви гласит: каждая нация имеет право с получением национальной независимости претендовать также и на церковную автокефалию. Если мы это примем как правило, то каждая страна будет создавать свою автокефальную Церковь. Я приведу вам один простой пример: Антиохийский патриархат духовно окормляет многие страны: Арабские Эмираты, Ливан, Сирию и другие. Согласно этой логике, нужно дать Ливану автокефалию, и другие страны также получили бы церковную автокефалию.

То же самое и Александрийский Патриархат: под его руководством многие страны Африки. По этой логике и Кения тогда должна быть автокефальной, и Мозамбик, и Танзания. Это же все отдельные страны и отдельные национальности. Если мы эту логику применим ко всем, то это будет мозаика из автокефалий. Это не имеет логики. Делая что-то, мы прежде всего должны думать о последствиях, осознавая сильные и слабые места каждой отдельной Церкви. Разве мы не видим, что наши русские братья относятся к Киеву как к купели крещения Руси?

— Очевидно, что такая логика приведет и к тому, что с прекращением существования какого-то отдельного государства, соответствующая Церковь должна самоликвидироваться.

— И это тоже. И я вам приведу в качестве примера Скопье, как ее сейчас называют Северная Македония, чего мы не признаем. По этой логике они должны иметь автокефальную церковь. И Черногория тоже. Вы же понимаете, что это путь к катастрофе с большим количеством проблем? Именно поэтому лично для меня текст заявления стал неприемлемым. Я уважаю решение Церкви, я выполняю послушание Церкви, но выражая свое личное мнение по этим вопросам, я могу сказать, что я не согласен.

— Патриарх Варфоломей заявил, что предоставление томоса об автокефалии направлено на исцеление разделения в Украине. Однако недавно митрополит Бориспольский Антоний заявил, что из канонической Церкви под руководством митрополита Онуфрия в новую церковь ушло меньше 1% приходов. А Филарет Денисенко в одном из интервью несколько дней назад заявил, что томос привел к разделению и противостоянию даже в рядах тех, кого в Украине принято называть раскольниками. Получается, что томос не объединяет, а еще больше разделяет украинское общество. Возможно, выдача томоса без учета мнения УПЦ и Поместных Церквей была ошибкой?

— По моему личному мнению, это было несколько поспешным решением. Нужно было подождать, пока предстоятели всех других Поместных Церквей также выразят свое согласие. Сейчас же мы видим, что Синоды Поместных Церквей призываются (К-полем) признать новую церковную структуру пост фактум, что создает много проблем.

В случае с Украиной есть ряд вопросов:

  • отлученные, преданные анафеме, лишеные сана, как Филарет;
  • не получившие действенного рукоположения “священники” Макария;
  • а также то, что иерархия уже существовала – 100 архиереев с каноничным предстоятелем митрополитом Онуфрием, с которым мы все, согласно канонам, сослужили.

И все это в один день перевернулось. Разумеется, это не решение одного человека, это не решение патриарха Вафроломия – это решение Синода Константинопольского патриархата под председательством патриарха Варфоломея.

— Сейчас много церквей поднимают вопрос о том, что хиротонии в новообразованной структуре не действительны. Представители некоторых Церквей прямо говорят, что это собрание мирян, поскольку в среде раскольников священства быть не может.

— Это же говорит и Синод Кипрской Церкви: священства не может быть среди тех, кто был лишен священства, был отлучен или подвергнут анафеме.

— В то же время представители Константинопольского патриархата заявляют о том, что в этой структуре все же есть полноценное священство. В первом каноническом правиле святителя Василия Великого прямо написано, что каждый идущий в раскол сразу теряет апостольское преемство и священство, и уже не может совершать таинства и передавать благодать священства, поскольку сам отпал от благодати Святого Духа и является мирянином.

Означает ли позиция Константинопольского патриархата, что отношение к данному канону Вселенского Собора пересмотрено, и существуют пути для прямо противоположных выводов, чем те, о которых там говорится?

— Раз это говорят священные каноны, никто не может ставить это под сомнение, но обязаны это принять. В случае с Украиной некоторые лица не получили епископского сана – это группа так называемых епископов, которые сами себя рукоположили, это «епископы» Макария. Был Филарет, и была группа людей под началом Макария, которые по сути являются самосвятами, они не были рукоположены. Если бы была лишь одна группа, с которых сняли сан, но они ранее имели рукоположения от канонических епископов, Синод бы мог в виде икономии принять их как рукоположенных. Естественно, что это могло бы быть в том случае, если бы они перед этим раскаялись в своем грехе и попросили прощения у Церкви. К несчастью, мы не наблюдаем этого, и мы не видим, чтобы им теперь было преподано какое-то действенное рукоположение.

— Сейчас представители новой церкви создают проблемы канонической Церкви. Должен ли Константинопольский патриарх, имеющий, согласно томосу, соответствующие полномочия в новой церкви, сделать заявления и повлиять на этих людей, которые уже не скрывают своей борьбы за власть? Должен ли патриарх Варфоломей положить этому конец?

— Я не могу знать, о чём думает Вселенский Патриарх. Нам не легко говорить о патриархе Варфоломее, потому что он наш отец, мы его уважаем и любим. В то же время мы считаем митрополита Онуфрия нашим братом. Мы не делаем разделения между украинцами и греками, для нас они братья и православные христиане. И вы должны понимать, что нам больно от того, что сейчас происходит – больно и за одну Патриархию, и за другую, и за Церковь Украины.

— Есть мнение, что попытка с течением времени объявить действия раскольников благодатными таинствами и признать их хиротонии приводит к размытию понятий о добре и зле. Получается, что еще вчера какие-то явления Церковь признавала грехом (например, тот же Патриарх Варфоломей в письме к РПЦ признал правильность наложения анафемы на Филарета), а сегодня оказывается, что грех перестал быть грехом. За попыткой пересмотреть прошлое этой структуры, пересматривается не только вопрос ее статуса, территориальных границ канонической Церкви, но и вопросы греха и добродетели. В Церкви стирается понятие добра и зла: вчерашние грешники росчерком пера могут быть объявлены благочестивыми священниками, а благочестивые священники – грешниками. Что вы об этом думаете?

— Смотрите. Каждый грех и каждый плохой поступок прощается через раскаяние. Если есть раскаяние, Церковь принимает каждого человека. Конечно же, это не ограничивается одним человеком. В истории Церкви есть примеры, когда наша Церковь в целях икономии решением Синода принимала в свои объятия общины схизматиков. Однако этому должно предшествовать покаяние и признание греха. Тогда Церковь, как любящая мать, обнимает всех своих чад. Но к сожалению, в случае с Филаретом мы этого не увидели.

— Недавно митрополит Эммануил из Константинопольского патриархата посетил Украину и между прочим встретился с Филаретом Денисенко. После встречи было сделано совместное фото, на котором на заднем плане лежит патриарший куколь Денисенко. Эти же фотографии опубликованы и на официальном сайте Фанара. Денисенко в своих речах указывает, что поскольку патриарх Варфоломей уже признал новую церковь, то он пойдет на любые уступки, даже если они будут нарушать условия томоса, ради того, чтобы не потерять авторитет в глазах других Церквей. Если Денисенко будет признан патриархом Варфоломеем в статусе патриарха, как к этому могут отнестись в Православном мире?

— Я думаю, что это не серьезно, потому что Денисенко достаточно пожилой человек, и мы не должны концентрировать свое внимание на конкретном человеке. В какой-то момент он уйдет из этого мира, как и все мы. Важный вопрос заключается в том, кто является каноническим, действительным главой Церкви Украины, с кем мы можем проводить богослужения, а с кем нет. Эта проблема не заключается в каком-то определенном человеке: Филарет, Епифаний или кто-то еще. Этот вопрос священных канонов, которые служат гарантом порядка в Церкви.

— Филарет Денисенко и Макарий Малетич – бывшие главы раскольнических структур УПЦ КП и УАПЦ – публично заявили, что несмотря на создание новой церкви, они до сих пор не подали документы на ликвидацию своих структур, и пока что не намерены этого делать. Более того, даже официальные сайты этих расколов до сих пор функционируют под старыми названиями, и на сайте УПЦ КП Филарет Денисенко до сих пор назван патриархом и главой этой структуры. Получается, что одни и те же люди одновременно являются членами и новой церкви, и расколов.

— Безусловно, все это составляет часть печальной действительности, связанной с Украинской Церковью. Возможно, они сами заявят, что им нужно время, чтобы все привести в порядок, но я повторю то, что сказал раньше – главный вопрос не в деталях их действий, а в том, каким каноническим путем они должны были идти.

— Недавно “митрополит белгородский” Иоасаф, клирик новосозданной церкви, заявил, что существует большое противостояние между Филаретом Денисенко и главой новой церкви Епифанием, а также между их приверженцами, и эта ситуация может породить раскол структуры. Если ситуация будет усугубляться, то должна ли Константинопольская патриархия дать отчет за все случившееся по ее инициативе, и существует ли действительно угроза раскола мирового православия из-за предоставления томоса об автокефалии новой церкви в Украине?

— Я не считаю, что проблема сосредотачивается на одном человеке, даже если этот человек Денисенко. Относительно возможности возникновения больших проблем в Православной Церкви – к сожалению, есть такая опасность. Но мы надеемся в первую очередь на милость Бога, Который не допустит соблазнов, превышающих силы Его Церкви, и на согласие и доброе намерение глав всех Поместных Церквей: и Вселенского Патриарха Варфоломея, Патриарха Московского Кирилла и Митрополита Киевского Онуфрия, потому что все они хотят блага для Церкви. Я думаю, что все они имеют хорошие намерения. Я верю, что Господь пошлет решение проблемы, и поэтому нам следует много молиться. Христос сказал, что соблазны преодолеваются большой верой и многочисленными молитвами.

— В каждом городе, согласно канонам, может быть только один православный епископ. Когда патриарх Варфоломей говорит, что теперь Епифаний является митрополитом Киевским, получается, что он объявляет Митрополита Онуфрия едва не раскольником, который не имеет права быть иерархом Киева?

— Нет, такого он не заявлял. Мы должны быть правдивыми. Он написал в письме: «когда после томоса будет избран новый митрополит Киева, тогда Онуфрий не сможет называться митрополитом Киева», но не заявил, что он станет раскольником. Я уже говорил, что, к сожалению, это последствия поспешного решения.

— Лишают ли Митрополита Онуфрия таким образом возможности служить в Украине?

— Я не думаю, что это так. Возможно, в Константинополе думали, что все захотят войти в новую церковь, и этим было продиктовано такое решение, но я не могу вместо них сказать, что они думают об этом.

— Предоставление томоса украинским раскольникам породило серьезные проблемы. Например, в 2014 году раскольнический «епископ» УПЦ КП Кирилл умышленно ездил в зону боевых действий, чтобы отвезти помощь солдатам и стрелять по сепаратистам, и после этого демонстрировал свои фотографии с оружием в руках. В интервью он заявил, что стрелял из оружия в сторону сепаратистов, хотя не уверен, убил ли кого-то из них. Он был запрещен в служении в так называемом Киевском Патриархате, но ушел в раскол УАПЦ, который его принял как епископа. Теперь же ПЦУ получила томос, и этот человек там числится епископом.

— Проблема не в каких-то отдельных личностях, которые ведут себя неправильно. Люди, которые ведут себя неправильно, могут быть везде. Наша задача следовать священным канонам и соответствующим поступкам, а люди, которые делают плохие поступки, есть везде.

— Последний вопрос я хотел бы задать о связи ситуации в Украине с католиками: известно, что все участники автокефального движения в Украине так или иначе согласились на сближение с униатами. Я занимаюсь изучением роли католической церкви в протестных движениях и государственных переворотах в период правления папы римского Франциска, и поэтому знаю множество фактов того, что часто именно униаты продвигали в Украине идеи автокефалии для православных.

Новая церковь по существу состоит из трех частей:

1) Раскольники бывшего, так называемого, Киевского патриархата.
2) Те, которые подчинялись Макарию.
3) Двое епископов, которые ушли из канонической Церкви.

Если мы посмотрим на первую группу, то Филарет Денисенко в 2014-м и в 2016-м году заявлял о возможности объединения с униатами.

Если мы посмотрим на вторую группу, то Макарий Малетич еще в 2014 году подписал меморандум с четырьмя епископами из других церквей, в том числе и униатским епископом, о создании единой церкви на уровне отдельно взятых епархий. Два епископа из канонической Церкви также поставили свои подписи, это было сделано без ведома митрополита Онуфрия, а через несколько дней они отозвали свои подписи. Но это показало готовность Макария создавать единую церковь с униатами без отказа униатов от своих заблуждений.

Если мы обратим внимание на третью группу, то сторонники бывшего митрополита Александра Драбинко призвали к общим молитвам с католиками.

И теперь глава этой структуры Епифаний сообщает, что вся новая церковь может объединиться в будущем с униатами. Зачем поднимать вопрос о статусе этой структуры, если там на всех уровнях идут заявления о возможном объединении с униатами?

— Они, вероятно, заявляли это до того, как получили томос?

— Большинство – да, однако глава новой структуры Епифаний сделал заявление лишь несколько недель назад.

— Если они заявляют о вещах, которые являются не православными по своей сути, то предстоятели всех Православных Церквей должны серьезно это принять к сведению и указать им на ошибочность таких заявлений.

Послушайте, как эпилог всего того, что мы сейчас обсуждали, выскажу вам свое личное мнение. Я так чувствую и верю, … но могу и ошибаться.

Я считаю, что Митрополит Киевский Онуфрий является каноническим предстоятелем Украинской Православной Церкви. Я хочу попросить всех православных братьев в Украине, чтобы они находились под омофором Митрополита Онуфрия, чтобы они поддержали свою Церковь, чтобы они остались верными Православной вере. Я понимаю, что они проходят через большие искушения. Нам очень жаль, и мы просим прощения за то, что каждый из нас в какой-то степени стал причиной этих соблазнов, но мы молимся, чтобы Господь помог пройти через эти искушения. Я могу сказать также следующее. Меня очень впечатляет, и я очень восхищаюсь тем, как Митрополит Киевский Онуфрий принял этот кризис: с большим спокойствием, с большим достоинством, немногословно, с малым количеством заявлений и со многими молитвами. Мы не хотим никого обвинить. Мы уважаем и любим наш Вселенский патриархат. Мы не хотим расстраивать Патриарха Варфоломея. Мы также уважаем и любим Патриарха Московского Кирилла. Мы все являемся братьями, мы все являемся одним телом, православными христианами. Это искушение. Нужно возвысить молитвы, и оно пройдёт. Это и есть сущность данного вопроса. Мы не станем победителями, если будем стрелять друг в друга. Мы станем победителями, если в смирении возвысим молитвы и будем просить Бога, чтобы свершилась Его святая воля.

— То есть, чтобы решение этой проблемы было в духе любви.

— Именно так. Мы говорим каждый день Христу: да будет воля Твоя. Этого мы должны искать, и это должно стать целью нашей жизни. И тем более такой подход должен проявляться на уровне предстоятелей Церквей.

LiveInternetLiveInternet

Нужно усиленно молиться за Блаженнейшего митрополита Онуфрия и многомиллионную паству УПЦ: все силы ада брошены на ее уничтожение.
Митрополит Иларион (Алфеев)

«Священик – це пастир, а пастир завжди йде попереду тих, кого пасе и перший зустрічає і вовків, і крадіїв, і будь-яку іншу небезпеку. Так повинні робити й ми – захищати своє стадо від тих, хто бажає його розхитити».
Блаженнiйший Митрополит Онуфрiй

Архимандрит Алипий (Светличный):
Я — грешник. Но масштабы прегрешения Константинопольского Синода меня просто пугают.
«Ну, зачем, в конце концов, спорить? Неужели не все равно какой патриархат или какая Церковь? Был Московский, теперь – Константинопольский, потом будет Киевский…»
Вопрос не праздный. Зачем вообще выступать против чего-то, или защищать что-то?
Так многие удивляются и святому Предтече Иоанну.
Сидел бы себе на Иордане. Проповедовал, анахоретствовал, крестил бы… Чего он полез с обличениями царя? Зачем была ему эта политика? Но дело в том, что там, где политика соприкоснулась с нравственными вопросами, человек такого авторитета, как Иоанн Креститель не имел право молчать.
Ведь царь Антипа был предводителем религиозного народа, он стоял на вершине богоизбранного народа и служил, вольно-невольно, примером для тех, кого святой призывал к покаянию. Любой поступок царя становился тягостным соблазном или возвышенным примером, вдохновляющим на подвиг. Нужен был голос совести! Нравственно-моральное преступление царя заставило Предтечу возвысить свой голос. И он оказался за решеткой в тюрьме. Царь пользуется близостью присутствия праведника для продолжительных с ним бесед. Возможно, что они бы привели к изменению жизни Ирода Антипы, если бы не развратный танец юной девицы — его племянницы во время попойки и пьяное бахвальство перед гостями…
Итак, стоило ли Иоанну Предтече обличать царя, стоило ли, как теперь жаргонно выражаются «подписываться» тогда, когда Ирод был неправ, когда лично грешил? Почему теперь мы не имеем права молчать о грехе патриарха Константинопольского против Христовой Церкви? Зачем эта принципиальность вплоть до гонений? Неужели, не проще закрыть глаза и согласиться, что с патриархом Константинопольским тоже можно спастись? Важна, ведь любовь!
Можно со всем согласиться. Но, в том-то и проблема, что по словам апостола Павла любовь «не бесчинна». И если это бесчиние навязывается под вывеской любви – это сугубое преступление! Против самой Любви!
Церковь веками разрабатывала каноны, как удерживающий порядок жизни церковного организма в норме и порядке. И единое нарушение канона бывает болезненным от любого христианина. Но, особенной, смертельной раной становится тогда, когда это делает предстоятель Церкви и ему в этом разбое способствуют те, кто призван блюсти Церковь – архиереи!
Власть, богатство и политика уничтожают Христианство в каждом, кто прилепляется этой грязи. Kонстантинопольский Патриархат нынче пал. И быть с ним — быть в его преступлении против Церкви и Любви. Я не могу на это согласиться. Я — грешник. Но масштабы прегрешения Константинопольского Синода меня просто пугают. От того я остаюсь с Церковью гонимой, но стоящей на верной позиции, на позиции Истинной Церкви. И этим я счастлив.
Потому что в этой Церкви остаются только верные Христу. И я с благоговением взираю на нынешних святых архиереев и священников, на мирян Украинской Православной Церкви, созидающих полноту святости своей верностью. И прошу их не отвергать меня, грешного.
https://www.facebook.com/igalipiy/posts/2200267033548281

Онуфрий (Березовский)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Онуфрий и фамилией Березовский.

Его Блаженство
Митрополит Киевский
и всея Украины Онуфрий
Онуфрій

Митрополит Киевский и всея Украины

c 17 августа 2014
(местоблюститель с 24 февраля 2014)
Избрание 13 августа 2014
Интронизация 17 августа 2014
Церковь Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Предшественник Владимир (Сабодан)

Митрополит Черновицкий и Буковинский

9 декабря 1990 — 17 августа 2014
Церковь Украинская православная церковь (Московского патриархата)
Предшественник Антоний (Москаленко)
Преемник Мелетий (Егоренко)

Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский

23 января 1992 — 7 апреля 1992
Предшественник Иларион (Шукало)
Преемник Николай (Грох)
Образование Московская духовная академия
Учёная степень кандидат богословия
Имя при рождении Орест Владимирович Березовский
Рождение 5 ноября 1944 (74 года)
с. Корытное, Вашковецкий район (ныне Вижницкий район), Черновицкая область, УССР, СССР
Принятие священного сана 20 июня 1971
Принятие монашества 18 марта 1971
Епископская хиротония 9 декабря 1990
Автограф
Награды

Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Ону́фрий (в миру Орест Владимирович Березовский, укр. Орест Володимирович Березовський; род. 5 ноября 1944, село Корытное, Вашковецкий район (ныне Вижницкий район), Черновицкая область, УССР, СССР) — епископ Русской православной церкви; с 17 августа 2014 — предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата) с титулом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; постоянный член Священного синода Русской православной церкви с 19 марта 2014 года.

Тезоименитство — 25 июня (преподобного Онуфрия Великого).

Биография

Родился 5 ноября 1944 года в семье священника в селе Корытное Вашковецкого, ныне Вижницкого района Черновицкой области.

В 1961 году окончил среднюю школу.

С 1962 по 1964 год учился в Черновицком техническом училище, по окончании которого работал в строительных организациях в Черновцах.

В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, а в 1969 году, после третьего курса, поступил во второй класс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1972 году.

С 1970 года в течение 18 лет состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, где одновременно с учёбой нёс разные послушания (пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника).

Пострижен в монашество 18 марта 1971 года с именем Онуфрий в честь преподобного Онуфрия Великого.

20 июня 1971 года был рукоположен в иеродиакона.

29 мая 1972 года рукоположен в иеромонаха.

В 1972 году поступил в Московскую духовную академию и окончил её в 1978 году со степенью кандидата богословия, которой удостоился за работу на тему «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского».

В 1980 году был возведён в сан игумена.

28 августа 1984 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского подворья в селе Лукино. 28 июня 1985 года — благочинным Свято-Троице-Сергиевой Лавры.

На Рождество 1986 года был возведён в сан архимандрита.

С 20 июля 1988 года по ноябрь 1990 года — наместник Почаевской Лавры

Архиерейство

Интронизация митрополита Онуфрия в Киево-Печерской лавре 17 августа 2014 года

Постановлением Священного синода Украинской православной церкви от 24 ноября 1990 года определён быть епископом Черновицким и Буковинским. Его наречение состоялось 8 декабря 1990 года. 9 декабря 1990 года во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко).

22 января 1992 года вместе с епископами Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким), Донецким и Славянским Алипием (Погребняком) дезавуировал свою подпись под обращением Архиерейского совещания Украинской православной церкви к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, и 23 января был переведён митрополитом Филаретом на Ивано-Франковскую кафедру. Продолжал оставаться в епархиальном управлении в Черновцах, а назначенный на Черновицкую кафедру епископ Иларион (Шукало) духовенством и верующими к исполнению обязанностей допущен не был.

7 апреля 1992 года был восстановлен на Черновицкой кафедре.

Встреча патриарха Московского и вся Руси Кирилла и президента России Владимира Путина с иерархами УПЦ. В центре — митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Киев, 27 июля 2013 года

27—28 мая 1992 года принял участие в Харьковском соборе Украинской церкви, заняв, вместе с большинством архиереев, бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному на соборе и впоследствии анафематствованному Филарету.

28 июля 1994 года был возведён в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного синода УПЦ.

Более чем за десять лет до воссоединения Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) с Московским патриархатом познакомился с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. Они встречались как во время поездок владыки Онуфрия в Северную Америку, так и во время неофициальных визитов митрополита Лавра на Украину.

22 ноября 2000 года был возведён в сан митрополита.

Вплоть до 14 декабря 2007 года являлся главой Синодальной канонической комиссии Украинской церкви (до её объединения с богословской комиссией в Богословско-каноническую). Тогда же был назначен председателем Церковного суда Украинской православной церкви.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

23 ноября 2013 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси и за понесенные добросовестные труды на ниве архипастырского служения награждён правом ношения второй панагии.

24 февраля 2014 года Священным синодом Украинской православной церкви тайным голосованием избран на должность местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры в связи с медицински удостоверенной невозможностью осуществлять исполнение обязанностей предстоятеля митрополитом Владимиром (Сабоданом), который скончался 5 июля того же года.

19 марта 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви включён в состав оного на правах постоянного члена с определением по протокольному старшинству места, занимаемого митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев Русской православной церкви.

Предстоятель Украинской православной церкви

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время молебна,
8 мая 2016 года

13 августа 2014 года избран и наречён новым предстоятелем Украинской православной церкви по результатам тайного голосования; в тот же день патриарх Кирилл, согласно сообщению на официальном сайте Московского патриархата, «утвердил решение Собора епископов Украинской Православной Церкви и преподал митрополиту Онуфрию Патриаршее благословение на вступление в должность Предстоятеля Украинской Православной Церкви». 17 августа 2014 года интронизован в Киево-Печерской лавре.

16 сентября 2014 года в связи с избранием предстоятелем УПЦ освобождён от должности председателя Церковного суда УПЦ.

Неоднократно выступал за прекращение войны на востоке Украины. 8 мая 2015 года отказался встать во время речи президента Украины Петра Порошенко в Верховной раде в знак протеста против продолжения военной операции на Донбассе, о чём позже дал официальный комментарий.

Является сторонником единства канонической Украинской православной церкви и противником церкви, созданной Константинопольским патриархатом при активном участии Петра Порошенко. В сентябре 2018 включён в базу сайта Миротворец с обнародованием личных данных как агент влияния РПЦ и противник создания независимой поместной Церкви на Украине.

Примечания

  1. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 г. / Исторические справки. Патриархия.ru.
  2. КИЕВ. В день своего рождения, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил Литургию в Киево-Печерской Лавре // Синодальный информационно-просветительский отдел Украинской православной церкви, 23.11.2013
  3. Священний Синод УПЦ. Засідання 24 лютого 2014 року ( (укр.))
  4. Состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры митрополитом Онуфрием // Патриархия.ру
  5. Журналы заседания Священного Синода от 19 марта 2014 года // Журнал № 1.
  6. Предстоятелем Украинской Православной Церкви избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Патриархия.Ru Официальный сайт Московского патриархата (13.08.2014).
  7. Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Черновицкого Онуфрия с избранием на Престол митрополитов Киевских и всея Украины. Патриархия.Ru, 13.8.2014.
  8. В Киево-Печерской лавре состоялась интронизация митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Патриархия.Ru
  9. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 16 вересня 2014 року
  10. Депутаты ВР преследуют митрополита УПЦ МП Онуфрия за антивоенный протест. Украина.ру.
  11. Офіційний канал інформвідділу УПЦ. Коментар Блаженнішого Митрополита Онуфрія для ЗМІ (9 мая 2015). Дата обращения 6 сентября 2016.
  12. РПЦ о включении митрополита Онуфрия в базу «Миротворца»: если Бог хочет наказать, он лишает разума. Интерфакс-Религия. Дата обращения 2 октября 2018.
  13. «Паломничество к берегам Днепра» — Интервью с епископом Манхеттенским Николаем о визите на Украину Архивировано 25 мая 2015 года.
  14. Пастырь добрый. Святогорцы о Предстоятеле УПЦ
  15. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2013 года № 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивировано 24 декабря 2013 года.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2013 г. № 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». официальный сайт Президента России (11 июля 2013).
  17. Его Святейшество удостоил наград ряд архиереев Русской Православной Церкви // Архив официальный сайт Московского патриархата, 25.02.2005
  18. У день свого народження, Блаженніший Митрополит Володимир звершує Літургію в Києво-Печерській Лаврі
  19. В Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России проходит очередное заседание Священного Синода. официальный сайт Московского Патриархата (23 октября 2014).
  20. Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница
  21. Митрополита Онуфрия наградили орденом Святого апостола Андрея Первозваного
  22. Епископ Моравичский Антоний сослужил Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию в день его Ангела

«Владыка Онуфрий — ориентир всем нам»

Ровно год назад, 17 августа 2014 года, Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Портал Православие.Ru попросил рассказать о Владыке и его служении митрополитов Бориспольского Антония, Тернопольского Сергия, Ловчанского Гавриила, а также архиепископа Бероунского Иоакима и игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

«Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры»

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:

— Каждое поколение христиан убеждается в том, что именно Сам Господь Иисус Христос управляет Своей Церковью. Посылая определённые испытания, Он всегда посылает и утешения. И, конечно, в период особых испытаний Господь посылает тех пастырей, которые нужны именно в этот сложный момент для земной Церкви.

Благодарим Бога, что в этот непростой период церковной истории, истории нашего Отечества, Господь дал нам такого Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Своей простотой в вере, но очень дерзновенной, Владыка Онуфрий — ориентир всем нам: от епископата до простых верующих людей. Блаженнейший Владыка — пример мужества, стойкости, глубины веры. А именно эти качества определяют наши жизненные поступки.

Время, которое мы сегодня переживаем, показывает, насколько человек верует. Не по формальным признакам, а по своей внутренней наполненности: чем он дышит, о чём говорит, как поступает.

И Блаженнейший митрополит Онуфрий, говоря о том, как надо жить, собственным примером показывает на деле этот путь — путь стойкости и внутреннего борения. Ведь именно в этом сила Церкви, Церкви истинной, которую Господь создал Своей Кровью.

«С ним — торжество веры!»

Сергий, митрополит Тернопольский и Кременецкий Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий):

— Слава Богу, что наша Церковь в непростые времена имеет такого Предстоятеля. Это большое счастье и милость Божья! Дай Бог, чтобы через Блаженнейшего Онуфрия мы начали свое спасительное доброделание. И надо ему в этом помочь молитвой! Есть время для покаяния. Господь видит нашу немощь и дает возможность не погибнуть. Невзирая ни на что, Блаженнейший своим служением совершает торжество Православия. С ним — торжество веры! Это такая радость!

«Мы знакомы с тех пор, как я учился в Троице-Сергиевой лавре»

Митрополит Ловчанский Гавриил. Фото: Павел Багмут Митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь):

— Владыку Онуфрия я знаю много лет. Когда я учился в Троице-Сергиевой лавре, он был ее насельником. С тех пор мы и знакомы. Потом встречались в Черновцах у него в гостях. Там есть такой прекрасный монастырь! Владыка Лонгин, с которым я тоже дружу, и братия монастыря заботятся о 550 детях, у которых нет родителей, которые безнадежно больны, которых никто не хочет взять в семью. И вот меня пригласили на празднование 1000-летия памяти равноапостольного князя Владимира. Прекрасный праздник получился! Я сказал владыке Онуфрию, что, с одной стороны, было очень скромно, а с другой — очень торжественно! И роскошь здесь совершенно не нужна! Меня хотели и в Россию направить, но до этого я уже пообещал владыке Онуфрию приехать. И я рад, что приехал: мне все очень понравилось.

«Владыка Онуфрий — человек святой жизни»

Архиепископ Бероунский Иоаким Архиепископ Бероунский Иоаким (Православная Церковь Чешских земель и Словакии):

— Есть священнослужители, которые думают о Церкви и способны жертвовать собой для Церкви, для соборности. А есть такие, которые думают только о себе и жертвуют Церковью. Это и есть раскол.

И, конечно, в расколе нет никакой благодати — только одна политика и гордыня. Это очень чувствуется на Украине. И мы в Чехии очень рады, что Украинскую Церковь возглавил такой человек как владыка Онуфрий.

В наше непростое время очень важно, чтобы во главе Церкви стоял святой человек, подвижник. И мы все знаем, что владыка Онуфрий — человек святой жизни. И для Украины великая милость, что он возглавил Церковь. Это свидетельство того, что эта Церковь благодатная.

Также прошу, чтобы помолились за нас, за Чехию, чтобы устояла Церковь от соблазнов и искушений. Самое страшное — внутренний раскол. Хуже всего. Потому что если враги есть снаружи, не тяжело с ними бороться. А если Церковь разрушают враги изнутри — это очень сложно и тяжело.

Все они разрушают не только Церковь, но и народ. И это видно на Украине.

«Нам бы в Грецию такого Предстоятеля»

Архимандрит Григорий (Зумис), настоятель Дохиарского монастыря Архимандрит Григорий (Зумис), игумен монастыря Дохиар на Святой Горе Афон:

— Очень люблю и почитаю Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Мы знакомы много лет. Нам бы в Грецию такого Предстоятеля.

Некоторые люди, как бы они ни пытались это скрыть, привлекают к себе как мед пчел. Владыка Онуфрий — как раз такой привлекательный. Человек мягкий, благой. Спокойный, но решительный.

Внешне может показаться, что Владыка — наивный добряк. Но на самом деле он очень жесткий. Грамотно делает всё, что нужно Церкви, всё правильно делает.

Я не верю, что он любит «витрину», показуху. К нам на Афон он всегда приезжает в одной и той же рясе. Никогда не соглашается брать жезл. Я даже как-то думал сделать ему посох из тростника, но у нас на Афоне его просто нет. А в моей деревне дедушки и бабушки всегда ходили с такими посохами.

>Русская Православная Церковь

Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович)

Дата рождения: 5 ноября 1944 г.

Дата хиротонии: 9 декабря 1990 г. Дата пострига: 18 марта 1971 г. День ангела: 25 июня

Страна: Украина Биография:

Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви

Родился 5 ноября 1944 г. в с. Корытном Вашковского р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника.

В 1964 г. окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительной организации, в 1966 г. поступил на общетехнический факультет Черновицкого ГУ. В 1969 г. оставил университет и поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1970 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

18 марта 1971 г. пострижен в монашество, 20 июня — рукоположен во иеродиакона, 29 мая 1972 г. — во иеромонаха.

В 1980 г. возведен в сан игумена.

28 августа 1984 г. назначен настоятелем Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской обл.

28 июня 1985 г. назначен благочинным Троице-Сергиевой лавры.

15 декабря 1986 г. возведен в сан архимандрита.

В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия.

20 июля 1988 г. назначен наместником Успенской Почаевской лавры.

9 декабря 1990 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Черновицкого и Буковинского.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, 23 января митр. Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) переведен на Ивано-Франковскую кафедру.

7 апреля 1992 г. восстановлен на Черновицкой кафедре.

28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

22 ноября 2000 г. возведен в сан митрополита.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. избран заместителем председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

23 ноября 2013 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром удостоен права ношения второй панагии.

Решением Синода УПЦ от 24 февраля 2014 г. избран Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. (журнал № 1) включен в состав Синода на правах постоянного члена на время занятия должности Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры с определением по протокольному старшинству места, занимаемого Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев Русской Православной Церкви.

На Соборе епископов УПЦ, состоявшемся 13 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре, избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Интронизация состоялась 17 августа 2014 г. в Киево-Печерской лавре.

Решением Синода УПЦ от 16 сентября 2014 г. (журнал № 39) в связи с избранием Митрополитом Киевским и всея Украины освобожден от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви; назначен (журнал № 56) председателем новообразованного Митрополичьего совета по вопросам культуры.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 92) освобожден от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

Образование:

Московская духовная семинария.

1988 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Успенская Киево-Печерская лавра (Священноархимандрит) Место работы: Украинская Православная Церковь (Предстоятель) Епархия: Киевская епархия (Правящий архиерей)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *