ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – «тайные науки», в том числе и «герметические» (алхимия, астрология, каббала), признающие существование скрытых сил в космосе и в человеке, но человеке посвященном и инициированном. Цель ритуала посвящения – дать посвящаемому новое видение мира и помочь достигнуть «высшей степени» сознания, при которой скрытые силы природы и человека делаются подконтрольными адепту. При этом мир представляется одухотворенным, а силы мира находятся в непрерывном динамическом взаимодействии (см. Магия, Гностицизм). «Тайные науки» сопровождают «науки» «светлого» мира, пребывая с ними в определенных взаимодействиях. К знаниям о вещах мира следует прибавить также религию и искусства. «Оккультный» аккомпанемент человеческих умений задает особые ритмы в истории культуры, окрашивает в особые тона научную картину мира на разных этапах ее исторического развития, участвуя при этом лишь в периферийных ее сюжетах.

Оккультизм – не столько явление культуры, сколько «пара-культуры», изнанки магистральной культуры. В «паракультуре» сочетаются достоверность и мифологическая утопия. В оккультизме эпохи эллинизма (1–4 вв.) была построена синкретическая концепция астролого-алхимического герметизма, проводившего мысль о «соответствиях» и всеобщих таинственных связях всех частей Вселенной («Изумрудная скрижаль»), смыслов слов и их графических изображений (в каббале). Сюда же следует отнести объяснительный пафос оккультизма в его учении об аналогии (человек и мир во взаимопроникновениях: волевые акты, являясь особыми природными силами, прямо воздействуют на мир). «Официальная» христианская культура средневековья лишена универсалистских притязаний оккультизма, который распространяется лишь в еретических учениях; он представлен также в алхимии и астрологии.

Философия эпохи Возрождения, стремившаяся преодолеть схоластику и ставшая на путь теоретико-экспериментального природознания, близка к оккультизму. Так, Агриппа Неттесгеймский в работе «Оккультная философия» (1533) развил учение о «симпатиях» и «антипатиях» как элементах, связующих Вселенную по тайным, но «естественным» законам. При этом человек – «узел Вселенной» и ее микрокосм, а магия – лишь средство, с помощью которого осваиваются скрытые силы природы. Средством же этим владеет ученый маг и с помощью него управляет стихиями. Все это стало предпосылкой «естественного» знания у итальянских натурфилософов 16 в. Дж.Бруно, Дж.Кардано, Б.Телезио) в канун революции теоретического мышления 17 в. Оккультизм постепенно отдавал ряд областей в ведение науки: магнетизм – физике, гравитацию (как основу астрологии) – астрологии, гипнотизм – психиатрии и психологии 18 в.

В 17–18 вв. оккультизм уходит в социальные сферы, суля всечеловеческое благоденствие, и социализируется в светских сообществах со своими утопическими проектами (розенкрейцеры, «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона, оккультная космологическая система Р.Фладда, масонство, алхимические штудии И.Ньютона).

Последняя треть 19 в. отмечена созданием оккультных учений сверхэклектической природы (теософия, антропософия, западно-восточные эзотерические мировоззренческие синтезы). В сер. 20 в. широкое распространение получил коммерческий оккультизм (новая астрология, оккультная медицина, мантика, новая алхимия), свидетельствующее о глубоком общественном кризисе, сопровождаемом трагическими утратами в продуктивных – нравственных и интеллектуальных – сферах высокого рационализма.

Литература:

1. Антошевский И.К. Библиография оккультизма. СПб., 1910;

2. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

ОККУЛЬТНЫЕ НАУКИ (не путать с Оккультизмом, Тайными знаниями).

Науки о тайнах природы — физических и психических, ментальных и духовных, называемые Герметическими и Эзотерическими Науками. На Западе может быть названа Каббала, на Востоке — Мистицизм, Магия и Философия Йоги. Последнюю индийские Чела называют седьмой «Даршаной» (школа философии), в то время как миру непосвященных в Индии известно только шесть Даршан.
Эти науки являются, и были в течение веков, сокрытыми от толпы на том веском основании, что они никогда не были бы оценены ни эгоистичными образованными классами, которые могли бы злоупотреблять ими для собственной выгоды, тем самым превращая Божественную науку в черную магию, ни необразованными, которые просто не поняли бы их.
Против эзотерической философии Каббалы часто выдвигаются обвинения, что ее литература «полна варварского бессмысленного жаргона», непонятного для среднего ума. Но разве точные науки — медицина, физиология, химия и все остальные — не грешат тем же самым? Разве официальные ученые не облекают факты и свои открытия в новоиспеченную и самую варварскую греко-латинскую терминологию? Более того, тогда как их «факты» были бы столь просты и понятны, будучи выраженными на обычном языке, факты оккультной науки так трудны для понимания по своей природе, что в большинстве европейских языков нет слов для их выражения. Кроме того, наш «жаргон» вызван двойной необходимостью — а) ясного описания фактов для сведущего в оккультной терминологии и б) для сокрытия их от профанов.

ОККУЛЬТИСТ. Тот, кто занимается Оккультизмом, Адепт тайных наук. Но очень часто этот термин применяется к просто изучающему их.

(Е.П.Блаватская «Ключ к Теософии»)

«Часто недоумевают, какие такие опасности кроют в себе запрещенные Знания или насильственное раскрытие центров, без соответствующей подготовки и очищения. Пробуждение центров сопровождается обострением восприимчивости и возможностью соприкасаться с энергиями различных слоев пространства. При подготовленности, очищении материи проводников и достаточной степени овладения ими нет опасности вовлечения в общение с низшими сущностями астрала и неизбежности ответствовать на их воздействия в созвучии с ними. Подготовленность означает и наличие Руководителя — Иерарха, который Ведет, и связь с Иерархией Света через Него. Это будет защитой от темных, которые всегда наготове и зорко следят, чтобы овладеть неподготовленным сознанием, не утвердившимся на Иерархии, и тогда нет защиты от темных воздействий, нет возможности различить, насколько пагубны подбрасываемые темными мысли, и даже просто понять, откуда идут эти воздействия и насколько губительны они. Жертве темных влияний даже некому открыть глаза на происходящее и помочь. Помочь Могут только Иерархия Света и те, кто работает с нею совместно.
Много книг вредных, толкающих на всевозможные оккультные упражнения, обещающие достижения власти над скрытыми силами человека и многое другое. Все это без Учителя и Иерархии будет ловушкой для духа, ибо неопытное сознание, не имеющее Руководителя, не в состоянии будет распознать или даже признать, что ему что-то и кто-то угрожает, как из Тонкого Мира, так и со стороны воплощенных в теле служителей тьмы и их многочисленных помощников. Лучше совсем не знать ничего, чем касаться всех этих явлений оккультного характера неочищенным и неподготовленным сознанием. Как распознать прельщение, обольщение и наваждение под их внешне приукрашенными и влекущими формами, когда обольщенному ими сознанию даже и мысль не приходит на ум, что все это тщательно продумано и изысканно приготовлено темными, чтобы отвратить его от путей Света. Ученик тоже подвергается испытаниям, и тоже на время дугпам дается свобода его обольщать. Но на страже Учитель, чтобы вовремя подать нужный совет и оберечь от непоправимых ошибок. Но во всех случаях воля человека остается свободной, чтобы свободно выбрать путь Света или путь тьмы. Вот почему овладение своими огнями является первейшим условием допущения к тайнам природы. Прежде чем изжить нежелательные свойства или качества духа, надо овладеть теми огнями, которые их приводят в движение и дают им жизнь. И тогда даже не изжитое качество уже не столь опасно, ибо им владеет воля, которая может направить огни этого качества в диаметрально противоположную, то есть положительную, сторону, то есть во благо, ибо психическая энергия сама по себе не является ни доброй, ни злой. Все зависит от направления, даваемого ей волей. В этом отношении овладение огнем Кундалини имеет особое значение, ибо огонь, прорвавшийся в низшие центры и не обузданный волей, может послужить причиной тягчайших проступков. Но кто же, кроме Учителя, может научить овладению огнями. Без Него человек может стать безвольною жертвой тех самых огней, которые он столь неосмотрительно вызвал к преждевременному проявлению в своем организме.»

(«Грани Агни Йоги», книга 6)

см.также:
— Магия
— Магия Черная и Белая и Маги
— Белые Братья
— Черное Братство (Братья Тени, Дугпа)
— Оккультизм

Оккультизм — оккультные науки

Неправильное толкование термина «оккультизм» может оттолкнуть ищущих духовный путь. Цель этой статьи раскрыть понятие в доступной форме, тем более что в «Тайной доктрине» очень часто даются ссылки на оккультное учение.

Во введении к краткому изложению Семи Принципов Герметической Философии «Кибалион», написано, что «современник Авраама мудрейший и почтенейший Гермес Трисмегист является центральным солнцем Оккультизма, чьи лучи освещали бесчисленные учения… даже халдеи – древние мудрецы Индии – получали знания из этого источника». Там же написано: «…переворачивая страницы оккультных учений, можно найти ссылки на древнюю Герметическую доктрину» («Кибалион», Киев 2012 г.)

Этим подтверждается то, что эзотерические знания – Мудрость Богов, выданные Гермесом Трисмегистом были источником философских и практических знаний последующих тысячелетий для человечества пятой коренной расы.

Оккультизм в целом (от слова occultus – тайный, скрытый) – это наука о тайных силах природы и их взаимодействии, которая включает в себя всю сферу космических, физических и духовных феноменов сферу герметических и эзотерических наук, мистицизм, магию, философию йоги в седьмой даршане, скрытые способности человека. «Восток – колыбель оккультизма… Это наука наук, почтенная прародительница всех современных пигмеев» — писала Е.П. Блаватская.

В отделе пятом «Маски науки» во второй части первого тома «Тайной доктрины» изложено происхождение Оккультной Науки (далее Окк. Н.):

» Окк. Н. хранит свои неизменные традиции от доисторических времен … не может стать повинной в ошибках в вопросах Вселенского Закона просто потому, что это наука, которая называется Божественной, родилась на Высших планах и была принесена на Землю Существами, которые были мудрее, чем будет человек в Седьмой Расе своего Седьмого Круга … Она неизмеримо выше в своем знании Истинной природы Материи … » так как » Свет, или скорее его оккультные свойства, каждое соединение и соотношение с другими силами, умственными психическими и духовными были известны в совершенстве древним Адептам». (стр. 271-2).

Знания этих наук веками скрывались от профанов и от способных обратить божественную науку в черную магию.

Не случайно Е. Варшавский озаглавил свое исследование об Оккультизме в альманахе «АУМ» №3 как: «Оккультизм – оглашенное тайноведение». В статье говорится о том, что человек «ищущий» смысл жизни, путь к самосовершенствованию и к познанию Истины может найти их, познавая «оглашенные» знания оккультных наук.

В Данном случае уместно привести слова Е.П. Блаватской: «Именно на правильном понимании изначальной Эволюции Духа-Материи и ее Истинной Сущности зиждется дальнейшее озарение ума изучающего Оккультную Космогонию и нахождение им верного ключа для последующих познаваний».

Именно это знание можно получить изучая теософскую литературу и «Тайную доктрину» Е.П.Б. Как сказал Учитель К.Х.: «Теософия – это конспект оккультных истин»… Этот труд более ценен, чем предшествующий (имеется в виду «Разоблаченная Изида»). Это конспект оккультных истин, которые сделают его источником информации и наставлений для серьезно изучающих его.

В работе «Духовная психология» Кришнамачарья дал следующее определение понятию оккультизм: «Оккультизм есть тот процесс который ведет человека от стадии желания к стадии Любви… Любовь и Воля всегда работают вместе».

Далее он пишет, что это название «…дано самому эффективному процессу достижения точки насыщения Самоосознания,которое кульминируется в самопогружении…».

Этот процесс — путь к достижению озарения (Тайджаси) – высочайшего состояния сознания, позволяющее человеку различать вечные принципы Бытия.

«Итак, все мы признаем, все, чем мы живем, пришло к нам от осмеянного и презираемого оккультизма востока, религия и наука, законы и обычаи – все они тесно связанны с оккультизмом и являются его порождения… замаскированные рукою Времени».

Нужно отметить, что как в природе имеет две стороны, два аспекта, оккультизм состоит из белой и черной магии. Кроме того из статьи Е.П. Блаватской «В поисках оккультизма» следует, что философия герметистов, оккультизм, магия, каббала, спиритуализм – это звенья одной цепи мистических знаний.

О значении раскрытия оккультных знаний для современного общества Е.П.Б. написала еще в конце 19 столетия в статье «Наши три цели», раздел 3. С основными доктринами оккультизма можно познакомиться в разделе «Основания эзотерической философии» на этом же сайте.

Оккультизм основывается на возможности самостоятельного развития без Бога. В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то – и непременно поучишь искомое. Оккультизм есть искаженная духовность, в которой вместо приобщения Богу и укрепления Его благодатью человек стремится к самоутверждению при помощи «скрытых» сил.
Оккультисты или считают, что в них и без Бога есть внутренние возможности, которые позволяют им сделать многое, либо они прибегают к некоторым «космическим силам, энергиям» при этом человек неосознанно начинает служить падшим духам, вкусив печально известный плод познания добра и зла…

«Как же скажешь ты, сбывается многое из того, что предсказывают? Так ты сам лишил себя помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне Промысла Божия, то диавол, как хочет, управляет и располагает твоими делами».
святитель Иоанн Златоуст

Оккультизм – это прикладной инструмент магизма, а магизм – это отношения с Богом: Ты – мне, я – Тебе. В основе оккультизма лежит возможность получить некое тайное знание, которое поможет совершать магические манипуляции в духовном мире. То есть это некий механизм. И это противоположно тому, что есть в христианстве, где принципиально никаких гарантий спасения быть не может, где для моего спасения все внешние вещи, которые я делаю, могут ничего не значить.
проф. Александр Дворкин

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus—тайный, сокровенный) — термин, обозначающий учения, которые признают существование в мире сверхъестественных, недоступных научному исследованию феноменов и сил и разрабатывают особые «практические» способы взаимодействия с ними (Магия, спиритизм). В древности (например, у халдеев и индусов) и в средние века оккультизм, подобно другим ложным представлениям о природе и человеке, был большей частью следствием низкого социально-экономического и научного развития общества (например, с оккультизмом мы встречаемся у Р. Бэкона, Луллия, Парацельса и др.). Подробно оккультные представления изложены у Агриппы Неттесхеймского в сочинении «О сокровенной философии» (1533). В новое время оккультизм — одно из средств борьбы с материалистическим мировоззрением. В рамках теософии оккультные идеи особенно активно пропагандировал Р. Штейнер, позднее — основатель антропософии («Как достичь познания высших миров», 1909; «Очерки тайноведения», 1910, и др.), утверждавший, что «тайноведение» — точная, опытная наука. На самом деле оккультизм, хотя и выражает некоторые свои положения на языке естествознания, не содержит в себе ни грана научности. В настоящее время во мн. капиталистических странах существуют общества оккультистов, широко издается оккультная литература.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *