Рекомендации для педагогов при работе с одарёнными детьми

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  • Совершенствовать систему развития способностей, ане запаса знаний.
  • Должное внимание уделять индивидуальности идифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  • Науроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  • Необходимо создавать приложения ксвоим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  • Преподавать навысоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  • Дляразвития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.
  • Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя”, экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми:

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.

У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы

Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:

  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
  7. Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями, Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

Одарённые дети и учебная деятельность

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда – постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Тест на определение готовности педагога к работе с одаренными детьми

Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребёнка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка?

  1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.
  2. Память – это самое главное для развития способностей.
  3. Пока ребёнок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
  4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.
  5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, несоответствующие их способностям.
  6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.
  7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.
  8. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети внеразличий в способностях.
  9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
  10. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребёнок был ориентирован только на отличные отметки.
  11. Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже маленькому – можно избаловать.
  12. Детей до 11-12 лет нельзя обучать в профилированных классах – математических, гуманитарных и т.д.
  13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват.
  14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
  15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
  16. У каждого ребёнка должна быть уверенность в своих силах.
  17. Строгие наказания вредны для развития ребёнка.
  18. Нельзя наказывать ребёнка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности: плохо прочитал, неправильно сосчитал.
  19. Если ребёнок обыкновенный, нельзя, чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
  20. Одарённость только от бога или от природы.
  21. Маленького ребёнка нельзя постоянно брать на руки – этим его можно избаловать.
  22. Одарённого ребёнка можно сразу определить – он поражает всех своими знаниями и суждениями.
  23. Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда интересно, и они не замечают, как идет время.
  24. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребёнку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
  25. Маленького ребёнка нельзя наказывать, это ведёт к подавлению личности.
  26. От оценок в школе желательно по возможности избавляться.
  27. Когда взрослые читают ребёнку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
  28. Одарённым детям ни в коем случае нельзя говорить, что они одарённые. Они могут зазнаться.
  29. Для того, чтобы ребёнок вырос способным, с ним обязательно надо заниматься ещё до школы чтением, счётом, иностранным языком.
  30. Для развития способностей нужно требовать, чтобы школьник ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (-).

А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует предупредить: ответов на некоторые вопросы нельзя найти в тексте и правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или родительской интуиции (либо о просвещённости в этой области).

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике.

Если неправильных ответов всего 1-2 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая интуиция, – вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным способностями.

Признаки одарённости

Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в повелении – нонконформизм.

Одарёнными можно считать детей если они:
• часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;
• у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;
• рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
• у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;
• способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;
• они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;
• в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;
• легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;
• способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно.

Проблема определения уровня способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в момент выбора учебного заведения. Психологи утверждают, что важно определить не столько «глубину” таланта, сколько его тип. От того, насколько верно родители и специалисты сумеют выявить тип одаренности ребенка, во многом зависит его успех в жизни. Считается, что лишь один процент детей – гении. Одаренных гораздо больше – 15-20 процентов. И, отдавая ребенка в школу, грамотные родители, как утверждают педагоги и психологи, должны думать не о престижности учебного заведения, а о том, сможет ли данная школа развить способности их чада.
Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое, если не все, зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. Временным это понятие считается потому, что одаренность может проявляться в разные моменты жизни человека – как в раннем детстве, так и в зрелом возрасте. Маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. А вот у физика-теоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова исключительные способности наблюдались с раннего возраста. Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной; академических достижений; творческого или продуктивного мышления; общения и лидерства; ·художественной деятельности; психомоторной.

Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого или продуктивного мышления;
•общения или лидерства;
•художественной деятельности;
•психомоторной.

Интеллектуальный тип одаренности. Ребята этого типа одаренности умудряются самостоятельно углубить и расширить знания в интересующей их области и философски осмыслить прочитанное. Однако интерес к одной сфере деятельности и безразличие к другим порой приводит к тому, что дети блестяще успевают по одним предметам и спокойно получают двойки по другим. Но именно они – потенциальные светила науки, генераторы идей, способные совершить значимое открытие.

Несколько отличается от интеллектуального академический тип одаренности. На первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Учеба сама по себе для них приятна и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о математике, физике, биологии или литературе. Это типичные медалисты, из которых потом получаются добротные профессионалы. Иногда довольно трудно различить первый и второй тип одаренности. Однако если «интеллектуалы имеют критическое мышление, стремятся к философскому осмыслению сложных научных проблем, то «академики” – это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала.

Тип одаренности, который легко диагностировать, – художественный. Он проявляется в интересе ребенка к творческой деятельности: музыке, танцам, живописи, скульптуре, актерскому мастерству.

Четвертый тип – креативный. Он выражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать оригинальные проекты. Дети часто конфликтны, трудно управляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. Например, могут прийти в класс в мятой одежде, в их тетрадях царит беспорядок. У таких учеников легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психолога. Чтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, будь то необычные темы сочинений или исследовательские проекты.

Следующий тип, который легко увидеть, но часто нелегко принять, – это социальная (лидерская) одаренность. Этот тип характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Существуют «эмоциональные” лидеры, являющиеся своеобразной «жилеткой” для каждого, но есть и лидеры действия. Они умеют принимать правильные решения, определять цели и задачи для других людей. Часто так бывает, что у школьников, обладающих одаренностью к лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют школу и имеют репутацию хулиганов.

Психомоторная (спортивная) одаренность. Как показывают опросы известных спортсменов, мнение об их пониженной умственной способности не соответствует действительности. Наоборот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Ученые давно доказали прямую связь моторного (двигательного), психического и интеллектуального развития.

Очень умный для своих лет, необычайно музыкальный или сильный? Талантливый ребенок! Одаренный, талантливый − что это значит? Как его учить, чтобы ему было интересно и полезно? В этой статье разберемся с важным для каждого педагога и родителя понятием «одаренность».

Что такое одаренность

Российские психологи (Ларионова, Шадрикова и некоторые другие) дают такое определение одаренности:

Одаренный ребенок – это тот, кто выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой-то деятельности.

Все дети одарены в той или иной степени от природы, но задатки для развития способностей у каждого свои. При этом на развитие ребенка кроме задатков влияют целый ряд факторов − нельзя исключать роли в этом ценностей среды, особенностей здоровья ребенка, материального достатка семьи и многого другого.

Национальная Ассоциация одаренных детей США так определяет одаренность детей:

Одаренные дети – это те, чьи способности значительно выше нормы.

Во всем мире уровень развитости способностей, темпы роста и развития ребенка принято определять, обращаясь к нормам, описанным Всемирной организацией здравоохранения. В документах этой организации отмечается, например, что для «умения говорить», и не просто говорить, а говорить связно, нормой является возраст 2,5 года, а в 3 года ребенок должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине.

Ключ к пониманию одаренности – норма, а не, например, оценки в школе. Хорошая успеваемость – это лишь один из показателей способностей ребенка, но он не единственный, видов одаренности гораздо больше.

Какая бывает одаренность

Творческая

Музыка, пластика, театральное искусство, рисование, танцы, лепка, конструирование – если вы понимаете, что интерес к этим областям у ребенка выше, чем у сверстников, а результаты работы лучше, чем даже у иного взрослого, − это одаренность.

Физическая, или психомоторная

Когда 5-летние малыши без промаха бьют по воротам десять раз из десяти, осваивают велосипед, в то время как сверстники только делают первые шаги, — это она, одаренность.

Коммуникационная

Дети, которые рано начали говорить, легко и с удовольствием учат стихи, быстро запоминают и пересказывают услышанные или прочитанные, болтают без умолку обо всем, что узнали, – одаренность налицо.

Социальная

Если ваш ребенок моментально всех мирит, организовывает общую интересную игру, находит общий язык с каждым, если без него и праздник не праздник – он одарен.

Академическая

Пятерки стройными рядами, всегда готовое домашнее задание, победы во всевозможных олимпиадах − вот так она проявляется.

Интеллектуальная

Не путайте с академической. Ребенку интересно узнавать новое, он читает про динозавров, сам ставит химические опыты, но при этом не любит учиться в школе и не радует вас хорошими отметками? Не спешите ругать его или нанимать репетитора. Ваш ребенок, возможно, одарен.

Практическая

Ребенок быстро понял, почему не работает дверной звонок и починил его, открутил все ручки у кухонного гарнитура и построил космолет, приготовил салат буквально из ничего – ваш ребенок одарен.

Как распознать одаренного ребенка

Первые признаки обычно замечают родители − ребенку гораздо больше интересны какие-то занятия или области знания, чем ровесникам, или ему дается что-то легче остальных. Если он схватывает информацию на лету, ведет себя, как взрослый, возможно, он одарен.

Дальше общество, то есть все те, кто ребенка окружает, – семья, воспитатели, учителя и врачи, или подтверждают его способности, или нет. В обществе действуют нормы, именно на них взрослые и ориентируются. Но здесь есть ряд важных оговорок. Во-первых, не все умения можно измерить. Во-вторых, норму можно неправильно понять. Это связано с тем, что часто указывают верхнюю границу. Если ребенок пошел не в 1,5 года, а 6 месяцев, это значит, он одаренный? И, если да, насколько он талантливее того, кто сделал первые шаги в возрасте 10 месяцев?

Для того чтобы понять, одарен ли ребенок, нужно за ним регулярно и системно наблюдать. Если вы постоянно видите, что ребенок лучше, сильнее, смекалистее и мастеровитее остальных – это повод говорить о том, что он особенный.

Что делать дальше? Продолжать наблюдать. Разговаривать. Заметив интерес, подкидывать то, что может его увлечь. Развивать, хвалить и поощрять.

Обратная сторона одаренности

А как себя вести, если ребенок ведет себя не так, как все, но в другом смысле? Если он отличается от остальных, но по-плохому: дерзит, ссорится, отказывается учиться?

Мы привыкли думать, что талант себя проявит. Это правда. Как правда и то, что он может проявить себя таким образом, который нам не приходил в голову. За одаренностью часто прячется плохое поведение, ужасные оценки в школе, конфликты с учителями и одноклассниками, замкнутость, тревожность, гиперактивность. Это все считается отклонением от нормы – социальной, психологической, педагогической. Но то, что обычно приписывают плохому воспитанию, может оказаться признаком одаренности.

Ребенок плохо ведет себя на уроке, не выполняет домашние задания, а то и вообще прогуливает школу. Плохой ученик? Возможно. А может быть причина в другом. Ему скучно на уроках, темп изучения материалов для него слишком медленный, ему просто нужны более сложные и интересные задания. А может быть ребенок сконцентрирован только на том, что ему интересно, он не может переключиться. Талант приносит своему обладателю и такое.

Как родителям вести себя с одаренным ребенком

Учите его отдыхать

Талантливые дети часто очень требовательны к себе. Они не могут сидеть сложа руки, постоянно практикуются в том, что у них получается лучше всего, поэтому напряжены и беспокойны. Гуляйте вместе, освойте дыхание животом, выучите вместе несколько расслабляющих поз из йоги, на своем примере покажите, как иногда прекрасно просто побалбесничать.

Откройте ему способы для самовыражения

У талантливых детей, как ни странно, полно страхов и комплексов. Они понимают, что отличаются от других, и часто их это не радует – ведь таким детям сложно вписаться в компанию сверстников. Старый добрый дневник или модный блог – это отличный способ высказать все, что творится в душе. Не хочет или не любит писать? Не беда: есть много других способов творческого самовыражения – танцы, спорт, рисование, музыка. Помогите ребенку найти то, что поможет ему раскрыться.

Помогайте ему сосредоточиться

Талант – это не синоним дисциплине. Часто даже наоборот: чем одареннее ребенок, тем труднее ему заняться делом. Четкое расписание, понятные инструкции, здоровый распорядок дня, где есть место и учебе, и отдыху, точные сроки окончания выполнения заданий – все это очень нужно одаренным детям.

Найдите ему сильного наставника

Школьные учителя не всегда являются авторитетом для талантливых детей: материал урока преподносят, на их взгляд, скучно, сам материал неполный и устаревший, да еще и за невнимательность на уроке учитель ругает.

Ребенку важно за кем-то тянуться. Одаренному – вдвойне: если его не вести за собой, от таланта ничего не останется. Найдите такого взрослого, который превратил свое увлечение в настоящее дело, открыл его с новаторской стороны, достиг в нем невероятных успехов. Будет ли это кто-то из окружения или лектор с канала на Youtube — не так уж и важно. Главное, чтобы, глядя на этого взрослого, ребенок вдохновлялся.

Как и чему учить одаренного ребенка, если вы учитель

Выясните, что ему интересно. Разделять его интерес или перекраивать учебный план совсем необязательно. Но знать, чем увлекается одаренный ребенок, и использовать это знание в учебе – нужно. Только так педагог может найти подход к ребенку и правильно мотивировать его на обучение.

Позвольте ему выбирать дополнительные задания. Предложите ученику кроме подготовки ответов на вопросы из учебника сделать презентацию по изученной теме. Подберите сложные задачки, требующие нестандартного решения. Напишите вместе очерк или эссе по пройденному на уроках литературы произведению.

Не бойтесь отдавать материал на самостоятельное изучение. Одаренные дети интуитивно выбирают самый эффективный формат. И самое главное, не забывайте хвалить одаренного ребенка и отмечать его особые старания и результаты.

Предложите ему стать вашим помощником. Одаренные дети любопытны, они часто смотрят на материал под необычным углом, задают много вопросов и могут объяснить его простыми словами. Лучшего помощника на уроке вам не найти.

Как нельзя учить одаренных детей

Главное правило – никогда не занимать позицию «Ах, ты самый умный?» Задания не должны быть наказанием для ребенка или проверкой его умений. Они должны разжигать его любопытство, отвечать его интересами и соответствовать способностям.

Поэтому:

  1. Никаких занудных, одинаковых, повторяющихся заданий в больших объемах. Талантливый ребенок талантлив не потому, что делает больше, а потому что делает по-другому – эффективнее, изобретательнее, парадоксальнее.
  2. Никаких заданий на скорость – одаренный не спринтер. Часто талантливые дети теряются и в ситуации стресса показывают результат ниже среднего.
  1. Никаких заданий «для галочки». Меньше всего таланту нужно, чтобы его занимали какой-то ерундой только потому, что он раньше всех справился с заданием. Заранее и каждый раз будьте готовы дать материал, который по-настоящему его увлечет.
  1. Никакого показательного отделения от остального класса. Не отсаживайте его. Даже самый талантливый ребенок – прежде всего, ребенок, и ему важна компания, чувство общности и локтя, командный дух и поддержка ровесников.

  1. Никакой «обогащенной среды». «Хорошо играешь на скрипке, а сможешь ли так же, но стоя на голове?» – под таким девизом часто проходят уроки для одаренных детей. Для телевизионного шоу этот формат сгодится. Но он никак не скажется на самом даре, не разовьет его, ничему не научит – в лучшем случае. В худшем – смутит, расстроит или разозлит ребенка.

Самое важное в работе с одаренными детьми − быть внимательным и чутким, наладить контакт, понять, от чего у них горят глаза, поддерживать этот интерес. Проявляя такую чуткость, родители и педагоги всегда получают награду − доверие, эмоциональный взаимообмен и возможность наблюдать, как растет и крепнет талант ученика.

Одаренность – конечно, дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность – это огонь.

Не гаси, поддержи его, слышишь?

Одаренность – пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный – философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

Нам кажется, что мы знаем о своем ребенке все. Но попробуйте взглянуть на свое чадо по-другому. Посмотрите внимательно в его глаза, обратите внимание на то, как он говорит, о чем мечтает. Казалось бы, такой привычный ВАШ ребенок откроется с совершенно необычной стороны. «Оказывается, ОН у нас особенный» – подумаете вы. А может, перед вами уникальный одаренный ребенок? Почему бы и нет? Многие известные ученые, музыканты, художники проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест.

Одаренные дети… Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных…

Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. И если детские сады конкретно имеют возможность работать с детьми, то мы решили внедрить проект – фестиваль «ЛУЧШЕ ВСЕХ», способствующий популяризации, выявлению и развитию детской одаренности.

Фестиваль проводится с целью выявления и открытия для общественности уникальных способностей детей в различных жанрах и видах творчества, развития творческого потенциала, а также привлечения внимания к одаренным детям.

В концертном зале Центра культуры 18 мая впервые прошел

I фестиваль «ЛУЧШЕ ВСЕХ» – это проект о больших достижениях малышей. Воспитанники детских садов п. Батагай приняли активное участие в фестивале.

Организаторами и спонсорами фестиваля выступили МО «Поселок Батагай» и МБУ «Батагайский Центр культуры и спорта».

Зрители познакомились с юными талантами нашего поселка: будущие скульпторы и художники – Амина Эргешова и Эркин Слепцов. Они сами в совершенстве овладели искусством лепки из пластилина и не раз становились победителями различных конкурсов.

Чтец, волшебник слова и рифмы Руслан Игнатьев с легкостью может пересказать басни И.А. Крылова и прочесть стихи А.С. Пушкина.

Артем Смирнов – мастер ножниц и бумаги. Артем умеет вырезать персонажей из сказок или мультфильмов на белоснежном листе бумаги без нарисованных контуров. На сцене он продемонстрировал видеоролик по сказке «Колобок», семья Артема благодарит педагогов Детского центра за монтаж и подготовку ролика.

Больше всего зрителей поразил своими знаниями и умениями Иван Бочкарев – повелитель электричества. Ваня заинтересовался электричеством, цепями, наукой об электричестве в раннем возрасте. Юный ученый показал научный эксперимент «Магия электричества». Широкому зрителю он продемонстрировал сетевой фильтр – удлинитель и настольную лампу собственного производства.

Самый маленький ботаник, любитель цветения, фанат растений –Кэскил Дормидонтов показал свои знания о растительном мире. Он знает все о цветах, кустарниках, деревьях, ягодах и овощах.

Саид Турдокматов – будущий океанолог, имеет фантастические знания о морских обитателях. Этот ребенок знает тех животных, о которых некоторые взрослые даже и не слышали.

Участники фестиваля получили медали, значки, сертификаты участников и шоколад с логотипом «ЛУЧШЕ ВСЕХ».

Особо хочется поблагодарить руководителя проекта – молодого специалиста Екатерину Собор, которая воплотила в жизнь этот проект. Всем работникам ЦК – благодарность от зрителей, пришедших в этот день на мероприятие. Батагайский ЦК еще раз показал, что вместе мы – сила и можем воплощать в жизнь такие замечательные проекты. Пожелаем же детям и родителям дальнейших побед!

До новых встреч осенью на юбилейных мероприятиях!

Н. Тихонова, директор МБУ «БЦКиС»

Газета «Вести Верхоянья»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  • Степень сформированности.

  • Форма проявлений.

  • Широта проявлений в различных видах деятельности.

  • Особенности возрастного развития.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;

  • потенциальную одаренность.

  • Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

  • Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;

  • скрытой одаренности.

  • Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

  • Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность;

  • специальную одаренность.

  • Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

  • Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;

  • позднюю одаренность. .

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка..

Роль семьи

Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами

В целом эта группа одаренных детей характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, физической силе, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников. В тех школах, где обучение является ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» класса.

Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.

Во-первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интересующему его вопросу (в том числе и противоречащими друг другу), но и при желании вступать во взаимодействие с другими специалистами (учителями, консультантами и т.п.).

Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реализации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение, обосновывать собственную точку зрения и т.п.

Развитие личности этих детей редко вызывает значительную тревогу у педагогов и их родителей. Иногда у них выражены, как уже отмечалось выше, амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам. В редких случаях конфликт с педагогом (чаще всего недостаточно профессиональным) все-таки возникает, принимая форму открытого противостояния, однако при спокойном и уважительном отношении к ученику этот конфликт можно сравнительно легко погасить.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *