Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск»

Научно- практическая конференция учащихся 5 «В» класса

Исследовательская работа

«ОБРАЗ МАТЕРИ В МУЗВКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»

Работу выполнила

ученица 5 в класса

Потапова Кристина

Руководитель: Степанова

Юлия Александровна,

учитель музыки.

Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая” — слово святое,
То трижды священное – «женщина – мать!”
Л. Рогожников

Введение

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также обозначить значимость образа женщины-матери.

Форма исследования – теоретическая.

Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества.

Объектом исследования является постижение и отражение идеала материнства в различных искусствах.

Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства (скульптура, живопись, музыка ).

Цели:

  1. Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
  2. Выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в различные периоды истории;
  3. Выделить основные типы изображения женщины-матери;
  4. показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

Основными методами данного исследования являются:

  • анализ и синтез;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • визуализация данных.

Ожидаемые результаты: владение сведениями о воплощении образа женщины-матери в различных видах искусства и навыками элементарной исследовательской деятельности.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

  1. Общее ознакомление
  2. Обработка информации, выделение наиболее значимой;
  3. Составление выписок и их дальнейшая обработка;
  4. Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
  5. Подборка иллюстративного художественного материала, содержащего образ женщины-матери;
  6. Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
  7. Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов;
  8. Выводы и предложения.

1. Теоретическая часть.

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Образ матери – великая тема искусства.

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер»1. Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», и «Леспугской Венеры» (№1, 1-2). Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости (№1, 3)2. К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э.3 (№1, 4).

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.

В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.

Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2)4.

1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. — Дрофа – М., 2005. Стр. 83.

К началу эпохи Возрождения, к Проторенессансу, относится триптих «Мадонна дель Латте» итальянских художников братьев Лоренцетти (№2, 3). Несколько десятилетий спустя нидерландским живописцем Рогиром Ван дер Вэйденом была написана картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (№2, 4). Обе матери с умилением смотрят на своих младенцев. Эти произведения содержат идею материнства, всепоглощающей любви.

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (№2, 5) — жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Маленький Иисус повернул глаза к зрителю и держит в руке маленькую птичку, символизирующую его будущие страдания.1

В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью («На жатве. Лето» (№2, 6)).

В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретонка»2 (№2, 7). В основе ее лежит уже знакомый образ кормящей матери, но в

  1. Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 20.

2. СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.

отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.

В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.

Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картинах: «Мать», «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) (№2, 8-9).

Не исчез образ кормящей мадонны и на картинах военного и послевоенного времени. Не было в те годы более высокого подвига, чем подвиг материнства. Вскормить и сохранить едва вступающее в жизнь поколение, несмотря на самые невероятные лишения и трудности, значило тогда победить фашизм, пытавшийся стереть с лица земли целые народы. Величию всепобеждающей материнской любви, бросившей вызов смерти и победившей, богатству души советской женщины, ее несгибаемой нравственной силе посвятил свою картину «Партизанская мадонна» (№2, 10) М. А. Савицкий.

Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье… Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» (№2, 11) по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает.1

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.

Образ женщины-матери с ребенком на руках

Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.

На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

  1. Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – Аврора – Л., 1986.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками) (№3, 1); 3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына)1

Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.

Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской», так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.

К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь» (№3, 2), «Богоматерь Донская», «Толгская Богоматерь» (№3, 3) и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова (№3, 4). «Владимирская Богоматерь» — одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».2

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что

предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» (№3, 5) выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.

Нидерландские художники повлияли на творчество итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, мастера Умбрийской школы Перуджино Пьетро. Его картина «Мадонна с младенцем» (№3, 6) отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом. Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность характерны для этого полотна. Созданный им лирически-проникновенный своеобразный тип мадонны, оказал значительное воздействие на его ученика Рафаэля.

Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери1.

Мадонны, созданные в Риме, — это уже не просто матери, а владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. «Мадонна в кресле» (№3, 7), «Мадонна дель Импанната», «Мадонна Божественной любви», «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирно известные мадонны знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери.

К таким полотнам можно отнести и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (№3, 11). Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Юная шаловливая мать, почти ребенок,

1. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 94.

2. Лев Любимов. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М.,

1996. Стр. 230.

которая с полной непринужденностью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным. В этой картине отражена вечная прелесть и поэзия материнства.1

Часто художники разных эпох мадонну с младенцем изображали в окружении святых или ангелов. К подобным произведениям искусства можно отнести следующие: «Мадонна с младенцем и ангелами» Фра Филиппо Липпи, «Мария с младенцем между музицирующими ангелами» Давида Герарда (№3, 12), «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти (№3, 13) и другие.

Шедевры русских мастеров и полотна живописцев эпохи Возрождения нашли свое тематическое продолжение в полотнах 20 века.

Интересно воплощена тема материнства в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (№3, 14). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремился подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных

невзгод. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия.

Думой о будущем своего ребенка наполнен взгляд молодой матери с картины А. и С. Ткачевых «В колхоз», крепко и в тоже время нежно прижимающей к груди младенца (№3, 15).

Наполнен материнской любовью и взгляд женщины, убаюкивающей свое чадо посреди бескрайних просторов тундры, женщины-матери – героини картины К. Коваля «Колыбельный напев» (№3, 16).

Таким образом, в эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в древнерусском искусстве был связан с образом Богородицы, а в европейском – с образом Мадонны, став впоследствии нарицательным.

В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери.

  1. Практическая часть

«Сикстинская мадонна”

Созданная великим итальянским художником Рафаэлем «Сикстинская мадонна” — одна из самых прекрасных картин на земле. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода.

Картина исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца –Христос. Перед ним и его матерью-Марией склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна”).

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария”, что значит «Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
«Аве Марию” написал австрийский композитор Франц Шуберт , а прозвучала она идеально в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – «Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.
Как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. На ней мы видим как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
Эта икона — величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом, является скульптура «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Н. Никитин). Статуя представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом.

Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. На данный момент статуя занимает 7 место в списке самых высоких статуй мира.

Своим происхождением образ обязан плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». По признанию Тоидзе, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову внезапно. Услышав первое сообщение от Советского информбюро о нападении фашистской Германии на СССР, его супруга вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Война и женщина… Два слова, две противоположности. Война разрушает, убивает, сеет горе. Женщина созидает, дает жизнь новому поколению. А когда эти два слова, два понятия пересекаются, то женщина становится и защитницей, и великой труженицей. На ее хрупкие плечи ложатся все невзгоды военного лихолетья. Ей приходится брать на себя несвойственную мужскую, непосильную работу.

На их поколение пришлась и революция, и несколько войн.
Говоря о победе в Великой Отечественной войне, мы низко кланяемся всем тем, кто защитил и отстоял независимость нашей Родины, разгромил фашизм. Мы не должны забывать о неменьшем вкладе в победу тружеников тыла, особенно женщин, подростков. Они сменили за рычагами тракторов и комбайнов, у станков ушедших на фронт отцов, мужей, братьев, любимых. Трудились, не покладая рук, в ущерб своему здоровью и все для фронта, все для Победы!

А еще они отдавали Родине самое дорогое-своих детей. И благодаря им мы сегодня живем на своей земле, говорим на родном языке, растим детей и внуков.

И чтобы не стиралась из памяти их жертвенная победа в Великой Отечественной, им ставят памятники.

Да не зарастет к ним народная тропа.

Да не затеряется в суете быстрого 21 века память о них…

Их много. Мам погибших солдат. Поклон им низкий.

В посёлке Алексеевка Кинельского района Самарской области 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных.
Мать воинов Прасковья Еремеевна Володичкина стоит в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры. Девять журавлей – девять сыновей, которые отдали свои жизни во имя Победы.

О таких матерях , как Просковья Еремеевна, именно в 1974 году написал проникновеннейшее стихотворение «Алёша» поэт Андрей Дементьев.

На музыку его положил Евгений Мартынов.

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло…
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно это было вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:

«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой,
Все боялась, вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

«Алексей!» — кричали земляки,
«Алексей! — просили, — Добеги!!!»

…Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог…

Дома всё ей чудилось кино,
Все ждала : вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны…

Вечная память погибшим сыновьям и слава женщине- матери!!!

Ведь именно в нашей памяти всё, в нас самих-сегодняшних. Коротковата сегодня у нас, вечно спешащих, память. А забывая наше прошлое, мы не имеем будущего.

В образе матери кроются такие понятия как……

ДОСТОИНСТВО

МИР

РАДОСТЬ

ВЕЛИЧИЕ

ПРОСТОТА

КРАСОТА

БЛАГОРОДСТВО

ТИШИНА

СПОКОЙСТВИЕ

ЛЮБОВЬ

Список литературы

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. – Дрофа – М., 2005
  2. СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003
  3. Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ — М., 2001
  4. Сборник лучших рефератов/Под ред. Э. В. Белика. – БАО-ПРЕСТ — , М., 2006
  5. Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005
  6. Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – АВРОРА – Л., 1986
  7. Лев Любимов. Искусство Древней Руси. – Просвещение – М., 1996
  8. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005
  9. Лев Любимов Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М., 1996
  10. CD «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». – Новый Диск – М., 2001
  11. Гнедич П. П. История искусств. Северное Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005
  12. Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000

Иногда мне кажется, что нет ничего невозможного для современной мамы. Сколько же инергии и сил заключается в одном человеке. Отработав целый день, играть с детьми дома, а после еще и ужин приготовить. Все лежит на плечах хрупкой, но очень сильной девушки, женщины…

И карьера играет не последнюю роль для нынешних мамуль. Ведь каждая из нас понимает, что рассчитывать нужно в первую очередь на себя и быть независимой финансово, для того, чтоб твои дети ни в чем не нуждались.

А ведь еще современная мама является женщиной. Ей хочется быть здоровой, красивой, модной, ухоженной… Каждой женщине хочется выглядеть идеально и быть на высоте.

В общем, современная мама должна быть идеальным созданием, которое совмещает в себе все: заботливая, нежная, справедливая, следящая за собой и успевающая при этом заработать достаточное количество денег, здоровая и сильная. Вот он идеал, который хотят видеть все. Сейчас не модно быть домохозяйкой, ты должна обязательно быть успешной и совмещать карьеру и семью. Для этого необходимо четкое планирование своего дня. Мамой наседкой тоже быть плохо, так как дети вырастают и ты остаешься одна (а дети вырастают эгоистами при этом), без любимого дела. Нужно видеть эту тонкую грань между карьеристкой, наседкой и успешной мамой.

Но, на самом деле, для каждого ребенка его мама самая лучшая, самая красивая, самая успешная, самая современная. Она всегда идеальна в глазах своего малыша и это вне времени…

Какая она современная мама? Во все времена мама останется единственной!

Тема материнства – одна из древнейших в мировой культуре. В поэтических строках, живописных полотнах, скульптурных композициях запечатлены светлые лики матерей с их радостями, заботами, переживаниями и тревогами за детей. Именно образ женщины – матери издавна являлся идеалом красоты.

В религиозном искусстве образ матери в первую очередь был связан с именем Мадонны (Девы Марии) и стал символом жертвенности, милосердия, заступничества, божественной благодати. Множество мадонн создано живописцами с древности до наших дней. У каждого времени – своя мадонна. Своя она и у каждого художника. Ведь слово «мадонна» означает «моя госпожа». С течением времени образ перешел в светскую живопись и освободился от обожествления. Эти изменения иллюстрирует выставка изданий из фонда Мурманской областной научной библиотеки, на которой представлены альбомы по искусству, искусствоведческие исследования.

В сборнике «Вечные» сюжеты и образы» в литературе и искусстве русского модернизма» Ефим Водонос рассматривает эволюцию образа матери на примере творчества Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Наследие творцов прошлого и настоящего невероятно велико. Живописцы создали ряд неповторимых, выразительных и трогательных полотен с вечным образом матери, которые до сих пор находят отклик в душе каждого человека.

Страница 1 из 7

Образ матери в современной художественной литературе

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой»
(В. Сухомлинский)

Известно мнение психологов о том, что мать с раннего детства служит ребенку самым близким человеком, благодаря которому происходит становление человека в обществе. В современной литературе образ матери является весьма неоднозначным.

Созданные современными писателями образы матерей значительно отличаются от идеализированного образа матери в классической литературе, ведущего свое начало от образа Богородицы. Мать, с одной стороны, помогает сориентироваться в окружающем мире, понять себя, а с другой – служит объектом острого неприятия. Одинаково трагично на судьбе сказывается и ранняя потеря матери, и слишком затянувшаяся зависимость от нее.

В современной прозе на первый план выходят как раз отрицательные качества, например такие, как отталкивающая физиологичность и грубость. Реализация женской сущности происходит лишь в случае отрицания в себе материнского начала.

Детский педагог и психолог Татьяна Шишова считает: «То, что мировая история и культура сохранили и донесли до нас фигуры не просто посредственных, а преступных матерей (Иродиада, Медея и т.п.) нисколько не разрушало идеального образа матери. Наоборот, он, по контрасту, высвечивался еще ярче. И пьедестал, на котором он стоял, возносился еще выше. Иными словами, исключения лишь подтверждали правило. Аномалии позволяли четче увидеть критерии нормы».

Основная трудность при отборе произведений, посвященных образу матери в СОВРЕМЕННОЙ художественной литературе заключалась в том, что эта тема до сих пор почти не освещена.

Тема образа матери в современной художественной литературе рассмотрена на произведениях таких авторов, как: Светлана Василенко, Ирина Полянская, Татьяна Набатникова, Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая.

Предыдущая — Следующая >>

По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе — это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов. Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать. Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).

Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь — это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.

Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ матери в русской литературе 460 руб.
  • Реферат Образ матери в русской литературе 240 руб.
  • Контрольная работа Образ матери в русской литературе 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.

Чрезмерная материнская любовь

Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:

  • Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
  • Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).

Замечание 2

И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.

Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.

Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой — они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями — любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.

И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.

Образ матери в прозе

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.

В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

Замечание 3

Квинтэссенция образа матери в русской литературе — это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери — выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.

Образ матери в поэзии

Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.

Замечание 4

В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.

Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:

  1. «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
  2. «Орина, мать солдатская»;
  3. «Последние песни»;
  4. «Рыцарь на час»;
  5. «Внимая ужасам войны»;
  6. «В полном разгаре страда деревенская…»

Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.

В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина — это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.

Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:

  1. «Письмо матери»;
  2. «Русь»;
  3. «Я покинул родимый дом»;
  4. «Исповедь хулигана».

Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.

Замечание 5

У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына — с муками распятого Христа. Этот образ — приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *