Детская сенсорная комната — незаменимое составляющее в современном детском саду. В детском саду можно иметь сенсорные комнаты различные по размеру и насыщенности различными атрибутами, но главную свою функцию — развивать ребёнка они будут успешно выполнять.

Сенсорная комната, которая оснащена мягкими покрытиями, сухим бассейном, фибероптическим оборудованием, дающим волшебный свет, так же будет выполнять весь объем функций кабинета психологической разгрузки.

Любую комнату можно превратить в особое сенсорно-насыщенное пространство. Либо можно в каждой группе установить комплект для сенсорного уголка. И это пространство превратится в уголок психологической разгрузки. Например, одной из самых простых разновидностей детской сенсорной комнаты можно назвать сухой бассейн с шариками. Лёжа в сухом бассейне, ребёнок может расслабиться, приняв любую комфортную позу. А мягкий свет фибероптического оборудования создаст атмосферу безопасности и спокойствия. А так же, этот простой вариант позволит надолго занять ребёнка с пользой для его вестибулярного аппарата. Детский сад, в котором имеется сенсорная комната будет отвечать требованиям современности и развивать все ведущие системы восприятия ребёнка: осязание, зрение, слух.

Сенсорика — является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения и внимания, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти. Есть данные, что занятия в сенсорной комнате способствуют динамичному обучению и развитию детей, а это является в свою очередь одной из важнейших задач современного детского сада.

Многочисленные исследования подтверждают, что занятия в детской сенсорной комнате благотворно влияет на психику человека. Дети, которые постоянно играют в детских сенсорных комнатах отличаются более высоким уровнем интеллекта и физического здоровья.

Развитие детей, их физическое и психическое здоровье являются важнейшими задачами, которые должен поставить перед организацией работы любой современный детский сад. И эти задачи успешно поможет решить детское сенсорное оборудование. Дошкольный возраст — это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание к «мелочам» в развитии ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.

Сенсорная игрушка незаменима для развития современного ребёнка. Комната должна быть наполнена современными игрушками, какими являются предлагаемые предметы. Например различные тактильные панели, напольные покрытия, интерактивные столики, столики для рисования песком и акваанимации. Сенсорная комната даёт возможность сенсорике ребёнка приобрести всю полноту ощущений и образов окружающего мира. В сенсорной комнате, оборудованной компанией DreamLight Ваши дети будут получать исключительно положительные эмоции и развивать свои способности и таланты.

Широкий диапазон оборудования для сенсорных комнат вам предложат в компании АУРИ. Большой ассортимент аквамодулей, световых решений и тактильных развивающих устройств и игрушек. Комнаты, оборудованные для детей, это направление нашей деятельности.

Использование пособий для развития сенсомоторной сферы дошкольников, изготовленных своими руками

Дошкольный период — это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. В своей работе я использую сенсорные игры (игры с песком, глиной, бумагой, крупами, природным и бросовым материалом и т.д.). Эти игры способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры», которые так же широко используются на групповых занятиях и в индивидуальной работе. В кабинете для детей организован уголок сенсорного развития (сухой бассейн, стол воды и песка, мягкое кресло, специальная музыка, сенсорное панно, сенсорная юбка, сухой дождь и т.д.).

Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах.

Для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а сенсорный опыт является источником познания мира. Маленькие дети очень любят действовать с мелкими предметами, которые можно собирать, высыпать, сортировать, они любят щёлкать выключателями, нажимать на кнопочки, дёргать ленточки и т.д. Так почему же не использовать этот интерес для сенсомоторного развития малышей. Совместно с родителями дошкольников мы изготовили игрушки из предметов, которые окружают детей в повседневной жизни. И эти игрушки пользуются огромным успехом среди дошкольников.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.

Цель — обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

· создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

· формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

· воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Игра «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: кольцо, на который прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай не жалей,

Брызни в поле пуще ~

Станет травка гуще.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

Дидактическое упражнение «Разноцветные прищепки»

Описание: понадобятся прищепки 4-ёх цветов: красные, жёлтые, зелёные и синие. Их цвет должен соответствовать цвету атласных лент.

Задачи: учить устанавливать сходство предметов по цвету, правильно называть цвет;

формировать умение сравнивать; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Педагог приглашает детей поиграть с прищепками, сначала рассматривают их, называют цвет. На начальном этапе педагог учит детей нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась. Затем можно предложить прикрепить прищепки на разноцветные ленты (силуэты), выбрав прищепки по цвету.

Можно разнообразить задание:

• прикрепить прищепки правой рукой, а снять левой (при этом следить, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её);

• чередовать прищепки по цвету;

• на короткую (на длинную) ленту прикрепить, например, прищепки красного цвета (поинтересоваться, какого цвета выбрана лента) и т.д.

«Сенсорная юбка»

Цель: обогащение сенсорных представлений посредством дидактических упражнений

Задачи:

• формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, деталей по их признакам: цвету, форме, размеру;

• развивать мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие;

• воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со взрослым и сверстниками.

«Сухой пальчиковый бассейн»

Цель игры: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.

Задачи игры:

— развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

— формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу;

— развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук,

— развитие познавательной функции речи, расширение пассивного и активного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения.

«Сенсорное панно»

Цель: развитие мелких и точных движений рук и пальчиков ребёнка, формирование координации «рука-глаз», получение и закрепление представлений о свойствах предметов;

формирование навыка идентификации по сенсорному признаку, развитие ловкости ручек и пальчиков ребёнка.

Представленные, а также и другие игры и упражнения я использую для групповых и индивидуальных занятий с детьми. На этих игровых занятиях малыши получат много положительных эмоций от игровой деятельности, научатся работать в группе, научатся общаться со сверстниками и взрослыми, получат большой багаж знаний, умений, навыков, у них сформируется «привычка думать», делать выбор, принимать решения.

С апреля 2019 года в клинике «Реабилитационный центр «ЛЕО», на базе «Института вертеброневрологии и мануальной медицины» на Пологой, 60 откроется комната сенсорной интеграции и начнутся бесплатные занятия в комнате сенсорной интеграции для детей с особенностями развития. При реализации проекта «Мир без ограничений» — комната сенсорной интеграции в реабилитации детей с особенностями развития» используются средства государственной поддержки, выделенные в качества гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в соответствии с Договором № 18-2-009110, а также субсидия из краевого бюджета от Департамента внутренней политики Приморского края.

Так что же такое сенсорная интеграция?

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, вестибулярную и проприоцептивную.
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз. Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в «казаков-разбойников”, «прыгалки-резиночки” и другие активные игры. Шлепать босиком по грязи и лужам, набивать шишки и ссадины… Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек. И это то, чего катастрофически не хватает современным детям. Именно отсюда — рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…
Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного социума. Дети не правильно интерпретируют тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную информацию, что приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, мышечного тонуса и координации.
Сенсорная интеграция (СИ) – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Она считала что:

  • «Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств»;
  • Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют чаще мышечную, или двигательную природу, поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития;

Родители должны обратиться к специалисту по сенсорной интеграции, если у вашего ребенка есть проблемы.
Так, дети при нарушении обработки слуховой информации:

  • боятся громких звуков; не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще);
  • мамино пение; тембры голоса; часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются;
  • не любят шумного окружения, улицы; выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.

О нарушениях зрительной сенсорной системы можно говорить, когда ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
При нарушении тактильного восприятия:

  • дети не любят играть с пластилином, песком, красками; боятся испачкаться клеем или грязью;
  • избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам;
  • резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки; не терпят ходьбы босиком; также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).
Специалист по СИ на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.
Терапия сенсорной интеграции рекомендована всем детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации. Необходимы регулярные занятия по СИ пациентам с ДЦП, синдромом Дауна, также детям с нарушением зрения и слуха
Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов.
С апреля и до конца ноября 2019 года дети с особенностями развития смогут пройти курсы реабилитации с посещением бесплатных индивидуальных занятий по сенсорной интеграции в клинике «Реабилитационный центр «ЛЕО».
Адрес детского реабилитационного центра:
г. Владивосток, ул.Пологая, 60. Телефон регистратуры: +7(423)240-29-20.

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей. В рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка населения», подпрограммы «Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми в отделении профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия БУ «КЦСОН Марьяновского района», проводится работа в сенсорной комнате. Сенсорная комната — это организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Установленное специальное оборудование для сенсорной комнаты, воздействует на все органы чувств человека. Основными целями и задачами работы в сенсорной комнате является:

  1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей: снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.
  2. Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
  3. Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Сенсорная комната оснащена специальным оборудованием: интерактивная пузырьковая колонна с мягкой платформой, напольный фибероптический ковер «Звездное небо», сухой душ, стол для песочной анимации, сенсорная тропа, пуф-кресло и многое другое.

Время сеансов в сенсорной комнате 20 — 45 минут. Занятия проводятся подгруппами по 2-4 ребенка или индивидуально, в форме игры. Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Таким образом, основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность… А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Занятия в сенсорной комнате приносят ребятам массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, разрешить внутренние конфликты, лучше познать себя и окружающих. Такие занятия позволяют детям достичь психологического равновесия, а значит, создают основу для благополучного развития.

Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.

Дети, побывавшие в сенсорной комнате, считают ее волшебной. Как же еще можно назвать мир, где все переливается и мерцает под звуки красивой музыки? Конечно же, только сказкой!

Мы будем рады видеть Вас и ваших детей на индивидуальных и групповых занятиях в отделении профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия БУ «КЦСОН Марьяновского района» по адресу: р.п. Марьяновка, ул. Пролетарская д.51. Более подробную информацию Вы можете узнать по телефону: 2-17-17.

Отделение профилактики безнадзорности и семейного
неблагополучия БУ «КЦСОН Марьяновского района»
психолог Воропаева Людмила Сергеевна

Сенсорная комната для детей обустраивается для комплексного воздействия на органы чувств. Регулярное посещение сеансов может сбалансировать активность ребенка, нормализовать сон, избавить от чувства тревоги и оздоровить организм в целом.

Сенсорная комната в школе используется для снятия мышечного и психологического напряжения. В этом помещении психологам удобнее всего разобраться с проблемами учеников и направить их мысли в позитивное русло. Главное — правильно использовать возможности различных видов оборудования.

Каждый ребенок — личность, и у него есть отдельные потребности. Гиперактивным детям с нарушениями сна будет полезно расслабиться в релаксационном блоке, боязнь темноты можно побороть в затемненной комнате с множеством фибероптических волокон, посещения блока с массажными приборами в виде дорожек, сухого бассейна, массажных ковриков поможет расслабить мышцы и способствует физическому оздоровлению.

Сенсорная комната для школьников: какая она?

Для детей младшего школьного возраста групповые сеансы обычно проводятся в виде игры. Для тренингов разрабатывается сценарий волшебного мира (леса, поляны, сказочного государства и пр.), в ходе путешествия по которому следует выполнить различные задания. Совместное времяпровождение помогает детям преодолеть стеснительность, учит оказывать помощь, тренирует сообразительность. Услышанные сказки мотивируют их на хорошие поступки и формируют систему ценностей.

Компания «Неограниченные возможности» поможет вам в подготовке «волшебного» помещения. Мы изготавливаем качественное оборудование в детские сенсорные комнаты, разрабатываем проекты с учетом возраста, особенностей и возможностей учеников, находим оптимальное решение при зонировании сенсорной комнаты в помещениях различной формы и размера, можем изготовить часть оборудования по индивидуальному заказу. Посмотреть сенсорные комнаты, а также товары для них можно здесь: Сенсорные комнаты.

Ученики среднего и старшего школьного возраста, вошедшие в сложный подростковый период больше нуждаются в комнате релаксации, где они могут сбросить эмоциональное напряжение перед контрольными или экзаменами, избавится от стресса, вызванного семейными и школьными неурядицами, восстановить душевную гармонию.

В этом случае лечебный эффект достигается при совокупности арома-, звуко-, цветотерпии и тактильного контакта с различными приспособлениями.

Сенсорная комната для детей с ОВЗ

Разрабатывая проект помещения для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, соматическими и другими болезнями, мы заботимся о том, чтобы им было комфортно, оборудуем вход в здание телескопическими пандусами, изготавливаем тактильные наземные указатели, поручни и прочие изделия.

Сенсорная комната для детей с ограниченными возможностями представляет собой соединение релаксационного блока, стимулирующей и развивающей зоны. Здесь удобно располагать тренажеры, чтобы маленькие пациенты могли совмещать выполнение обязательных упражнений с тренировками на координацию, концентрацию внимания или настраиваться на позитив.

Мы следим за качеством своей продукции, будь то тактильные стенды, пандусы или сенсорные изделия, используем безопасное стекло, долговечные материалы, не оставляем острых углов на тактильной продукции. Наше оборудование позволяет выполнять индивидуальные заказы на устройства нестандартных размеров. Каждое готовое изделие соответствует утвержденным стандартам, простое в эксплуатации, обычно не нуждается в сложной установке.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *