Когда человек крестится взрослым, как это и теперь иногда бывает, а в особенности часто было в древности, то он сам дает обеты от своего лица, а если он крестится в младенчестве, то за него эти обеты произносит его крестный отец или крестная мать — «восприемники», как их называет Церковь. И вот эти обеты, в которых христианин обещался Богу отрицаться Сатаны и всех дел его и сочетаться, соединиться со Христом, эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить.

А что, если в последний день истории человеческого рода на земле — в день Страшного Суда окажется, что человек обеты-то дал (или за него дали восприемники), а он и не знает, какие это обеты и что было обещано? Что будет с таким человеком? Подумайте, братия, о том, что значит отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться Христу.

Вся эта суета, из которой слагается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, в которой Бога нет, в которой хозяйничает и управляет Божий враг. Если мы дали обет отречься Сатаны и всех дел его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться от нее, и помнить о том, что, как говорит Церковь, «едино есть на потребу» — одно только нужно — помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним.

Святое Крещение подобно двери, через которую крестящиеся входят в Святую Церковь и становятся близкими Богу и сожителями святых, но не просто так входят, а перед Крещением произносят отречения и обеты:

1) Отрекаемся мы тогда от сатаны и всех злых дел его. Сатана есть дух лукавый и злой; он создан был Богом добрым, но со своими единомышленниками от Него отступил, и так из светлого сделался темным, и из доброго — злым и лукавым. Дела его следующие: идолослужение, гордыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула и всякий грех. Ибо он изобретатель греха, он и прародителей наших в раю прельстил и ко греху и отступлению от Бога привел. От этого злого духа и от всех злых его дел перед Крещением отрекаемся.

2) Отрекаемся от всякой суеты, гордости и пышности мира сего, как призванные и обновленные к вечной жизни.

3) Обещаем Христу, Сыну Божию, с Отцом и Святым Духом, верой и правдой служить и стопам Его следовать.

Так постановляется между Богом и нами завет. Мы, отрекшись от сатаны, обещаем Богу служить и верными Ему быть. Бог нас в высочайшую свою милость принимает, и обещает нам наследие вечной жизни и царствия, и нас, оскверненных грехами, баней Крещения омывает, освящает и оправдывает, поэтому каждого крещенного священник приветствует: «Омылся еси, освятился еси, оправдался еси» (см. 1Кор 6:11).

Возлюбленные христиане! Вспомним эти отречения и обеты и осмотримся, храним ли мы их? Ибо Богу солгать тяжко, и лживым пред Ним быть очень опасно. Осмотримся же, не обратился ли кто из нас назад к сатане, и не отрекся ли от Христа, и не оставил ли Его? Осмотримся, на чьей стороне мы находимся, сатанинской или Христовой? Кто чью волю исполняет, тому и служит, тому и принадлежит. Отрекается от Христа не только тот, кто от имени Его святого отрекается и не исповедует Его Сыном Божиим и Спасителем своим, но и тот, кто бессовестно и бесстрашно заповеди Его святые нарушает. Это апостольское учение. Ибо апостол говорит: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются» и прочее (Тит 1:16). Видишь, что и делами, а не только устами от Бога люди отрекаются. Блудодействует ли кто или прелюбодействует, — отрекся от Христа и к сатане обратился. Злится ли кто на ближнего своего и помышляет, как бы ему навредить, — оставил Христа и пристал к дьяволу. Крадет ли кто, похищает или отнимает добро у ближнего, — отступил от Христа и приступил к сатане. Обманывает ли кто или соблазняет ближнего — уже не с Христом, но с сатаной, и прочее. Все таковые и обетов своих не исполняют, которые Богу давали, и потому Богу солгали. Рассмотрим же, возлюбленные, совесть и жизнь нашу, на чьей стороне мы находимся, Христовой или противника его, доброй или злой, спасаемых или погибающих? Кто не с Христом, тот с дьяволом и противится Христу. Ибо сам Христос говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30)!

Возлюбленные! Остережемся и будем со Христом здесь, в этом мире, как обещали мы при Крещении. Будем здесь со Христом, дабы и в будущем веке со Христом быть по неложному Его обещанию: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Послужим Ему здесь как Царю нашему и Богу, дабы в день суда признал Он нас слугами Своими, и к верным своим рабам причислил, и открыл нам двери вечной радости. Аминь.

Аудио

Можно обет дать не только Богу, но и самому себе. Можно дать ближнему обет. Когда человек приходит и говорит о решении дать обет трезвости, я отвечаю: «Это замечательно. Но только Вы должны понимать, что обет трезвости – это духовное средство из определенной религиозной традиции. И для того чтобы Вам дать такое обещание Богу, надо сначала в эту традицию войти, начать жить религиозной жизнью. Но это отнюдь не означает, что сейчас Вы не должны получить помощь и бороться со своей страстью. Если хотите, прежде чем дать обещание Богу, Вы можете дать обещание мне или самому себе. И когда Вы приобретете определенный опыт, то следующим шагом может быть обещание Богу». Понять, что не можешь справиться со своей проблемой, – это, между прочим, очень важный, ответственный шаг, на который не все способны. Очень часто люди думают: «Я смогу. Вот сейчас не получилось, но в следующий раз обязательно смогу». – «Но у тебя же уже несколько раз не получалось, ты давал обещания и не сдерживал» – «Нет, вот в этот раз я обязательно смогу». И пока человек надеется сам на себя, то вряд ли он сможет решить эту проблему, потому что сила Божья в немощи проявляется, «блаженны нищие духом». То есть только когда человек осознает свою немощь, он и способен получить благодать Божью.

«Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8), – говорит нам сегодня апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, толкуя это место, пишет, что выражения «свет в Господе» и «чада света» относятся к крещеным и миропомазанным людям.

Вспомним, братья и сестры, что в древности Крещение называли «Праздник светов», а также «Просвещение». Крещеный становится носителем евангельского света. После Таинства человека обычно одевали в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту и святость. Символика света всегда была характерна для Таинства Просвещения.

Павел напоминает ефесянам об их Крещении, чтобы они жили свято – согласно обетам, данным в Таинстве. «Вы ведь крещеные люди – не творите же греха!» – как бы обращается к христианам апостол. Подобно и у нас в народе иногда могут в сердцах сказать распоясавшемуся гуляке: «Ты нехристь, что ли? Креста на тебе нет! Побойся Бога, ведь ты христианин!»

Апостол призывает всех нас жить согласно обетам Крещения. А знаем ли мы их? В большинстве своем мы были крещены в детстве, когда за нас обеты произнесли крестные родители. И получается, что далеко не каждый христианин сегодня помнит, что он обещал (лично или через крестных) Господу в тот день. Но как можно исполнять то, о чем не знаешь? Давайте, братья и сестры, вспомним свои крещальные обеты.

В чине Таинства священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?» Тот отвечает: «Отрекаюсь». Это обет первый.

Конечно же, данное обетование включает в себя многие стороны веры и жизни. Отречься «от сатаны и всех дел его» значит объявить о своем неповиновении диаволу – о том, что отныне у меня нет ничего общего с ним. Разумеется, сюда входит отказ от греховной жизни. Но разве мы не грешим, будучи христианами? Грешим, но по немощи, не желая этого. Как писал апостол Павел: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Совсем иное дело – грешить с удовольствием, с твердым осознанием того, что творишь. От такого греха мы отрекаемся раз и навсегда. По сути, в первом обетовании мы объявляем войну греху и его источнику – диаволу.

«И всех ангелов его, и всего служения ему». Служить сатане и иметь связь с ангелами его – значит общаться с ними в колдовстве, магии, спиритических сеансах, при хождении к знахаркам и бабкам, в оккультных практиках, в увлечении астрологией и гороскопами. Также человек втайне остается слугой диавола, если боится его больше, чем Бога, и говорит о нем больше, чем о Боге. Кураев как-то рассказывал, что на вопрос «О Христе будем беседовать или об антихристе?» многие аудитории отвечают: «Об антихристе!» Действительно, у некоторых христиан ум больше занят антихристом и всякими чипами и карточками, чем Христом. Это уже некое мысленное служение падшим духам – когда постоянно думаешь о них и боишься их.

Каким должно быть наше отношение к диаволу и его слугам, показывает далее последование Крещения. «Дунь и плюнь на него», – говорит священник крещаемому. Тот символически дует и плюет на диавола, выражая тем самым крайнее презрение к нему. Сатана не простит нам этого плевка, но нам не следует бояться его. «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4), – говорит Иоанн Богослов. Христос, Которому мы поклонились, лишил силы «имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), – пишет апостол Павел. Сатана повержен Христом и скован, и способен вредить нам ровно настолько, насколько мы сами поверим ему и убоимся его вместо Бога; насколько мы дадим ему место в себе своими грехами и непослушанием Христу. Если же мы возлагаем все упование на Господа и по мере сил стараемся исполнять Его святые заповеди, бесы и их начальник ничем не могут угрожать нам.

«И всей гордыни его». Гордость, тщеславие, высокомерие, самолюбование, эгоизм – это те качества, которые превратили светоносного Ангела в падшего духа. Отрекаясь от «всей гордыни его», мы отказываемся от гордого духа жизни, от бесовского превозношения над людьми и главным качеством духовной жизни полагаем смирение.

«Сочетаешься ли Христу?» – спрашивает далее священник. «Сочетаюсь!» – отвечает крещаемый. Это второй обет Крещения.

Когда люди вступают в брак, мы также говорим, что они «сочетались браком». «Сочетание» есть соединение любящих. «Сочетаться Христу» означает любить Его, служить Ему, пребывать в Церкви – Теле Христовом; иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), приобрести «ум Христов» (1 Кор. 2:16). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6), – пишет Иоанн Богослов. «Сочетаться Христу» значит стать богом по благодати.

Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?» Приходящий ко Крещению отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу!» Таково третье наше обетование.

Что значит веровать Христу как Царю и Богу? Верить в Него как в Бога и Спасителя, а также в Божие Откровение, данное нам во Христе, полагать Его Волю как Закон своей жизни, считать Христа своим Господином.

Согласно Катехизису, под верой можно понимать три вещи: психологическую уверенность в истинности каких-то положений, онтологическую связь между человеком и Богом и образ жизни. Все это вмещается в одно слово: «Верую!» Мы веруем в бытие Божие, Христа как Сына Божия, веруем в то, что через веру мы имеем связь с Ним, и стараемся жить согласно вере, т. е. по заповедям Божиим.

Далее крещаемый читает Символ Веры, что является знаком его осознанной веры и публичным исповеданием им христианства. Если крестят младенца, за него произносят Символ Веры крестные родители.

Таковы наши обетования Крещения. Что означают эти обеты? Это условия нашего вступления в Завет с Богом. Завет всегда подразумевает обязательства двух сторон. Христос устанавливает Новый Завет через пролитие за нас Своей Крови и обещает нам Царствие Божие. Мы же, со своей стороны, вступаем в Завет через Таинство Крещения, принося определенные обеты – те, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дай нам Бог исполнять наши крещенские обещания и быть новозаветными христианами во всем – в вере, мыслях, делах, словах. Тогда и Господь исполнит Свои обетования – дарует Царствие Небесное, уготованное нам от создания мира (см. Мф. 25:34).

Александра Скопец

Первый человек, который принес обет в Ветхом Завете, был Иаков. Он был в бегах, и в месте, которое называется Луз, потом стало называться Вефилем, принес обет Богу. «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт 28:20–22). Это первый обет, который упоминается в Священном Писании. И интересно, что Иаков приносит обет, можно сказать, корыстный. Он говорит, если ты Боже мне сделаешь то-то, то я тебе – то-то. Приходит в голову мысль: а если не сделаешь, то не дам тебе десятой части? Но здесь, мне кажется, смысл в другом: Ты – мой Бог или не Ты – мой Бог? Я приношу обет Богу, как Иаков приносит обет Богу: если он получает это хранение Богом себя, он исполняет этот обет. Вообще, все случаи истории о принесении обетов связаны именно с этим: если Ты, Господи – то я.

Следующий обет, который упоминается как история в Священном Писании – это обет, который дал Иеффай, если помните, был такой судья. «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд 11:30–32). Та же просьба к Богу: сначала – что человек хочет от Бога, и дальше, как обещание, что он сделает. Наверно, все помнят, что этот обет был дан необдуманно по своей форме. Человек обещал все то, что первым выйдет навстречу, а первым вышла навстречу его дочь. Этот пример из Священного Писания говорит о том, насколько важно в самом обете каждое слово, принесенное Богу как обет, и как потом ты его исполняешь. Но здесь пример удивительный по своему смыслу и сути. Этот человек, Иеффай, действительно принес в жертву свою дочь – он исполнил этот обет. В этом много разных смыслов, но если говорить просто об обете, то – да, это слово, принесенное пред Богом – оно не игра, и к этому поверхностно относиться невозможно.

Есть в Ветхом Завете и наставления об обетах. «Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Притч 20:25). Да, это – сеть: если обет дал, а потом начинаешь думать, а что дал, на сколько дал – на год, на три, пить – не пить, я имею в виду воду, есть – не есть, т.е. потом это все обдумываешь. «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Экк 5:3–4), т.е. это обет, связанный вот именно с этим обещанием, т.е. взял, если обещал, то исполняй сразу, не откладывая. Люди приносили другого, конечно, плана обеты в сравнении с нашими, но все-таки пример Авессалома из Второй книги Царств: «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу» (2 Цар 15:7–8). То есть человек принес когда-то обет Богу, что если в Иерусалим меня возвратишь, то я принесу Тебе жертву. Он вспомнил, что обет нужно исполнить, если слово какое-то пред Богом взял человек. Здесь проверяется его верность, взрослость в духовном и в жизненном плане, связь человека с его словом, произнесенным вслух Богу и другому человеку. Примеров таких историй, действительно, несколько: Иаков, Иеффай. Анна, жена Иоакима, принесла обет Богу в своем страдании бездетном. Она принесла обет, что посвятит ребенка своего Богу, если Господь ей даст сына. Дан ей был ребенок, и она этот обет исполнила, тут пример настоящего исполнения обета.

Что характерно, в Новом Завете нет никакой истории, связанной с обетом. В Новом Завете нет прямых упоминаний об обетах.

По форме – как человек принимает обет и что такое обет – есть в Левите, в Числах, и это связано уже с обетами назорейства.

В Ветхом Завете назорейство было связано с посвящением души Господу. Человек, который посвящал себя Богу, себя выкупал. Он должен был заплатить определенную сумму за то, что себя посвящает Господу – выкуп, выраженный в материальной форме. Там очень четко все прописано — кто сколько стоит. Естественно, женщина дешевле стоит, чем мужчина. «Если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей» (Лев 27:2–4). Но, слава Богу, что и женщина имела право тоже приносить, посвящать свою жизнь Богу, это там не запрещалось.

Обет назорейства был связан, как вы помните, с неупотреблением вина и сикера, и бритва не должна касаться головы человека, т.е. как бы человек не стрижет свои волосы. Эти обеты приносились на определенный срок, и больше о них много не сказано: что это были за обеты, что значит посвятить себя Богу, что была за жизнь у человека в Ветхом Завете, который посвящал себя Богу. Но, видимо, это был пример в народе человека, который не себе принадлежит, а Богу. И это ближе по смыслу к обетам, которые мы приносим в том плане, что здесь есть какая-то конкретная форма: что делать, что не делать. Т.е. назорей не употреблял напитков будоражащих и не стриг волосы, и делал это на какой-то определенный срок. Здесь хочется привести в пример одну историю, где нет слова обет напрямую, но показано, что происходит, если человек нарушает обет назорейства. Хочу напомнить вам историю Самсона и Далилы. Самсон был посвящен Богу от своего рождения своими родителями, т.е. не выбрал сам по своей свободной воле, но родителям был явлен ангел, и было предупреждение, что они должны посвятить этого ребенка Богу – это было сказано матери Самсона, чтобы он не употреблял вина и не стриг волосы. Так они его воспитали, и он, действительно, был назореем Божиим от чрева матери. Так он жил и исполнял, вся жизнь его была связана с исполнением того, что от него хочет Бог. Но мы помним, к чему привело нарушение обета. Оно было связано с тем, что он лишился волос через хитрость своей жены, с которой он разделил этот свой обет. Кто заставлял его делиться тайной, которая его связывала с Богом? Он необдуманно разделил ее со своей женой, и вот волосы ему подстригли, и он потерял всю свою силу. Да, он не сам себе подстриг, ему подстригли, но через то, что он свою святыню отдал в руки этой женщины, которая этой святыни была недостойна, и она это использовала.

Когда я нарушаю свои обеты, часто несознательно, я чувствую потерю силы, духовной силы, какая бы она ни была, пусть она еще вообще маленькая. Теряешь какой-то центр силы тем, что нарушаешь обет. Иногда думаешь, что лучше бы поскрежетала зубами и перетерпела голод. И я всегда знаю, что не было бы этой потери, не было бы этого разрушения, не было бы этого хаоса внутреннего, если это все перенести. В этих ситуациях всегда понимаешь, насколько обет это, действительно, серьезно, хотя для меня очень многие моменты не прояснены в этом отношении. Несение обета – что это? Иногда отношение языческое в смысле страха – не нарушать обет именно потому, что языческий страх – я нарушаю, а мне от этого потом плохо.

Если говорить о наших обетах и обетах, которые давали Иаков и Иеффай: если Ты мне то-то, то я Тебе – то-то. Мне кажется, это несравнимо с нашими обетами, потому что мы, принося обет, уже обещали Богу, что мы делаем: два раза едим. Но если глубоко подумать, естественно, мы что-то хотим от Бога, естественно, даже этого выздоровления, у кого физического, у кого духовного, у кого душевного, но мы же хотим этого.

«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его». (Чис 30:3). Архаическая форма «вышло из уст его», но связана она с этим словом – то, что сказал вслух или написал, то надо делать.

«Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов» (Мал 1:14) .

Вот здесь – об обещании приносить неиспорченное, но здесь видна связь с нашими обетами по той точности, с которой мы исполняем эти обеты. Приносим ли мы Богу то чистое, неиспорченное, то, что обещали, или поврежденное, то есть мы хотим упростить себе все задачи, связанные с обетом? Обещала я не пить до двенадцати ни чай, ни кофе, ни воды, а на самом деле, когда встаешь утром, надо проснуться, и все нормально – Бог любит. Собственно говоря, что я этим порчу, кому я сделал плохо? А поврежденное приносим – не то, что обещали. И вот человек, который действительно до конца продумал, какой обет он приносит, и попросил, можно ли мне кофе по утрам? Если он сказал это и дал обет – то пей, а те, кто дали другой обет, должны выполнять его в точности в том слове, которое обещали. Да будем исполнять свои обеты с Божьей помощью. Аминь.

Рост в 9 раз за 5 месяцев. Правда или ложь? ⠀ Кейс моей ученицы прог…раммы «Менторство» Юлии Вороновой https://instagram.com/julia_voronova_inn. ⠀ Когда я говорю о своих учениках, то у многих складывается впечатление, что эта программа доступна только миллионерам, которые стремятся стать миллиардерами. ⠀ Нет, это не так. Ко мне приходят, либо когда все хорошо и хотят ещё лучше, либо когда полная ж..па и нет сил, энергии, знаний из неё выбраться. ⠀ Часто ученики из второй категории отдают последние деньги на обучение. Но, как это ни странно, они благодарнее и часто в разы эффективнее. Потому что, уже после первого месяца обучения, они могут отдать долги и кредиты, рассчитаться с персоналом, купить то, что вынуждены были продать в момент своего личного кризиса. ⠀ История Юлии меня очень тронула. До прихода на менторство, она участвовала в моем проекте «Выжившие». С очень низким доходом от своего единственного магазина одежды. Потеряла мужа, осталась одна с детьми. Увы, такие ситуации могут загнать человека в полную депрессию и расфокусировку. ⠀ Как призналась Юлия, ей было неловко на проекте, она боялась задавать вопросы, чувствовала себя неуверенно по сравнению с другими участниками «Выживших», чей доход в разы выше, а бизнеса сложнее. ⠀ Прошло 5 месяцев. Сейчас Юлия считает себя «богатой женщиной». После «Выживших» она осталась со мной на менторстве. Итоговый прирост с нашей первой встречи уже составляет 900%. ⠀ Это совершенно другой человек, настоящий предприниматель, она открыла второй магазин, наняла штат персонала, управляет бизнесом и ездит в отпуск с детьми, чего раньше позволить себе не могла. ⠀ Простая история. Но очень яркая. Часто наш снобизм не даёт возможности развития. Будьте проще, друзья! Будьте благодарны…себе, окружающим, тем, кто когда-то сделал больно, тем, кто с вами каждый день рядом. ⠀ С теми, кто не уверен, готов ли он к работе с ментором, я провожу 1,5 часовые стратегические сессии. Это личный разбор вашего бизнеса и фокусировка на точных действиях для роста и развития вашей компании. А дальше решите: со мной или сами! ⠀ Пишите ➕в комментариях, кто хочет ко мне на стратегическую сессию. Формат офлайн или онлайн. Ver más

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *