Эта статья о парадигме академического изучения религии. Для использования в других целях, см Мировые религии (значения) . Символы, обычно связанные с шестью религиями, обозначенными как «мировые религии»: по часовой стрелке сверху, они представляют иудаизм, ислам, буддизм, индуизм, даосизм и христианство.

Мировые религии — это категория, используемая при изучении религии для разграничения пяти, а в некоторых случаях и шести, крупнейших и наиболее широко распространенных в мире религиозных движений. Христианство , ислам , иудаизм , индуизм и буддизм всегда включены в список, известный как «Большая пятерка». Некоторые ученые также включают в эту категорию другую религию, такую ​​как даосизм , сикхизм , зороастризм или вера бахаи . Их часто сопоставляют с другими категориями, такими как » местные религии » и » новые религиозные движения «, которые также используются учеными в этой области исследований.

Парадигма мировых религий была разработана в Соединенном Королевстве в 1960-х годах, где она была впервые предложена феноменологами, такими как Ниниан Смарт . Он был разработан, чтобы расширить изучение религии и отвлечься от христианства, принимая во внимание другие крупные религиозные традиции по всему миру. Эта парадигма часто используется лекторами, обучающими студентов бакалавриата изучению религии, а также является структурой, используемой школьными учителями в Великобритании и других странах. Акцент парадигмы на рассмотрении этих религиозных движений как отдельных и взаимоисключающих сущностей также оказал более широкое влияние на категоризацию религии — например, при переписи населения — как в западных странах, так и в других странах.

С конца двадцатого века парадигма подвергалась критике со стороны религиоведов, таких как Джонатан З. Смит , некоторые из которых выступали за отказ от нее. Критики утверждали, что парадигма мировых религий неуместна, потому что она принимает протестантский вариант христианства в качестве модели того, что составляет религию; что он связан с дискурсами современности, включая современные властные отношения; что он поощряет некритическое понимание религии; и что он дает оценочное суждение о том, какие религии следует считать «основными». Другие утверждали, что он остается полезным в классе, пока учащиеся осознают, что это социально сконструированная категория.

Определение

Религиоведы Кристофер Р. Коттер и Дэвид Дж. Робертсон описали «Парадигму мировых религий» как «особый способ мышления о религиях, который объединяет их в набор дискретных традиций с предположительно» глобальным «значением». Обычно он состоит из религий «большой пятерки»: христианства , иудаизма , ислама , индуизма и буддизма . Как отмечают Коттер и Робертсон, религии «большой пятерки» часто перечисляются в «абрахамоцентрическом порядке», в котором три крупнейшие авраамические религии — христианство, иудаизм и ислам — ставятся перед неавраамическими религиями индуизмом и буддизмом. Категория иногда также расширяется и включает другие религиозные группы, а именно сикхизм , зороастризм и веру бахаи .

Межконфессиональное мероприятие 2013 года в Великобритании с участием сторонников веры бахаи, иудаизма, христианства, ислама, индуизма и сикхизма, всех систем верований, классифицированных как «мировые религии».

Включение иудаизма в «большую пятерку» поднимает некоторые вопросы; он включен в список из-за своего влияния на христианство и ислам и из-за его значимости для традиционного западного понимания западной истории. По демографическим причинам он не вписывается в список, поскольку евреев в мире гораздо меньше, чем христиан, мусульман, индуистов и буддистов. Точно так же он не вписывается в список, если группы определяются желанием международного распространения, потому что иудаизм, как правило, не является прозелитическим.

Многие ученые использовали категорию «Мировые религии» наряду с другими «всеобъемлющими» категориями, такими как » новые религиозные движения » и » местные религии «. Религиовед Стивен Дж. Сатклифф сравнил отношения между тремя категориями с системой английской футбольной лиги , где «мировые» религии образуют Премьер-лигу , «новые» религии образуют чемпионат , а «местные» религии — Первый дивизион. . То, что к группам, относящимся к таким категориям, как «религии коренных народов», относятся менее серьезно, чем к «мировым религиям», многими учеными было отмечено религиоведом Грэмом Харви, который утверждал, что «к религиям коренных народов следует относиться так же уважительно, как и к тем, которые считались уместными. к более крупным «Мировым религиям» «.

История

Хотя парадигма мировых религий была введена для включения нехристианских религий в образование, она вместо этого изменила их в соответствии с либеральными западными протестантскими христианскими ценностями (сродни тому, что продвигает англиканская церковь ), делая упор на теологические категории.

— Религиовед Сюзанна Оуэн, 2011 г.

Коттер и Робертсон отметили, что история парадигмы мировых религий «тесно связана» с историей изучения религии как академической дисциплины. Он возник в рамках феноменологического религиозного подхода, в котором упор делался на описание, а не на критический анализ.

Эта парадигма была интегрирована во всю систему образования благодаря работе таких ученых, как Ниниан Смарт , который в 1969 году сформировал Рабочую группу Shap по мировым религиям в образовании. Она была введена с намерением отвести западное образование от его ориентации на христианство. Однако он взял за основу либеральный западный протестантизм и интерпретировал эти различные религиозные традиции в рамках либеральных протестантских норм и ценностей. Это включало упор на богословие как на центральное место данной религии. Это также отражает постпросвещенческий христианский подход к различным религиозным группам как к отдельным, взаимоисключающим категориям. Таким образом, он отражает социально-политические проблемы Британии 1960-х годов, среду, в которой он создавался.

С тех пор парадигма вышла за рамки этой академической дисциплины и «информирует восприятие» многих членов различных религиозных групп. Парадигма, например, образует преподавание религии в британской системе образования; на всех трех ключевых ступенях британские учителя должны учить христианству, а к концу ключевой 3-й ступени они также должны преподавать другие «пять основных религий»: буддизм, индуизм, ислам, иудаизм и сикхизм. Точно так же переписи многих стран, например, отражают влияние парадигмы мировой религии, позволяя респондентам описывать себя только как приверженцев одной конкретной религиозной традиции, тогда как на самом деле многие люди идентифицируют себя одновременно с различными традициями. Эта идея взаимоисключающих религиозных идентичностей — не только западный феномен, но также может быть обнаружена в других социокультурных контекстах; Например, индуистские националисты часто поддерживают идею о том, что индуизм и буддизм являются взаимоисключающими категориями, несмотря на то, что многие люди в Южной Азии смешивают индуизм и буддизм. Религиоведы Тара Болдрик-Морроне, Майкл Грациано и Брэд Стоддард заявили, что «WRP не является ни нейтральным, ни естественным, но его социальный авторитет проистекает из того, что они выглядят как оба».

Критика

традиция, которая достигла достаточной силы и численности, чтобы войти в нашу историю, сформировать ее, взаимодействовать с ней или препятствовать ей. Мы признаем как единство внутри, так и разнообразие мировых религий, потому что они соответствуют важным геополитическим образованиям, с которыми мы должны иметь дело. Все «примитивные», напротив, могут быть объединены вместе, как и «второстепенные религии», потому что они не противостоят нашей истории каким-либо прямым образом. С точки зрения власти они невидимы.

— Религиовед Дж. З. Смит , 1998 г.

Полезность парадигмы мировых религий подверглась устойчивой и строгой критике со стороны многих религиоведов. Религиовед Грэм Харви, например, отметил, что многие ученые «категорически возражают» против этой парадигмы. В 1978 году религиовед Джонатан З. Смит, например, назвал это «сомнительной категорией».

Одним из основных критических замечаний по поводу этой концепции является то, что она основана на модели «религии», которая в значительной степени зависит от использования протестантской версии христианства в качестве базового примера. Вторая критика заключается в том, что она коренится в дискурсах современности, в том числе в отношениях власти, существующих в современном обществе. Смит заметил, что он был построен западными учеными с западной точки зрения. Он отметил, что единственные религии, которые включаются в него, — это те, которые «достигли достаточной силы и численности, чтобы войти в нашу историю, либо сформировать ее, взаимодействовать с ней или помешать ей» и представляют «важные гео- политические образования, с которыми мы должны иметь дело «. Рамки также включают привилегию грамотных элит, действующих в определенных религиозных движениях, путем представления их интерпретаций определенных традиций как авторитетных, затмевающих альтернативные интерпретации, представленные неграмотными, маргинализированными и локализованными практиками. Например, как отмечает религиовед Сюзанна Оуэн, «индуизм как мировая религия не включает индуизм как деревенскую религию».

Третья критика парадигмы мировых религий состоит в том, что она поощряет некритическую и sui generis модель «религии». Он представляет каждую из «мировых религий» в абстрактной и эссенциализированной форме, не принимая во внимание гибридизацию. Например, в учении о христианстве не упоминается реинкарнация , потому что это обычно не считается христианской доктриной, и все же есть христиане, которые исповедуют веру в реинкарнацию. Четвертое критическое замечание состоит в том, что, решая сосредоточить внимание на «основных» религиях, он делает оценочное суждение относительно того, что составляет «основные», а что нет.

Парадигма в педагогике

Многие религиоведы сопротивлялись попыткам бросить вызов этой парадигме, и по состоянию на 2016 год сообщалось, что она все еще широко распространена на вводных курсах университетов по изучению религии. Многие преподаватели считают, что объяснить студентам бакалавриат критику парадигмы мировых религий будет сложно, поскольку критика будет слишком сложной для понимания многими из них. Его постоянное использование также подтверждается утверждением, что это то, чего ожидают студенты бакалавриата, и что он отражает то, чему их учили в школе.

Некоторые ученые выступают за полное отрицание парадигмы мировых религий; Коттер и Робертсон представили аргумент, что «продолжающееся некритическое использование WRP создает питательную среду для релятивистского взгляда на пупок, которому нет места в современном исследовательском университете». Оуэн придерживался мнения, что «до тех пор, пока он продолжает использовать парадигму мировых религий в качестве подхода по умолчанию (даже после ее деконструкции), религиоведение потерпит неудачу в решении своей гуманистической задачи», потому что оно просто будет заниматься «передачей знаний» и не «критически взаимодействовать» с «культурой и знаниями». Одной из альтернативных рамок, которую некоторые ученые используют для преподавания религии, является парадигма «живой религии «, в которой акцент делается не на отдельных религиозных традициях, а на индивидуальном опыте и практике. Другой альтернативой является концепция » материальной религии «, которая фокусируется на изучении религии через материальную культуру и физические объекты. Оуэн отметила, что, по ее опыту, многие студенты демонстрируют «первоначальное сопротивление альтернативам», поскольку они ожидают парадигмы мировых религий. Она привела в пример свой вводный курс в Колледже Тринити-университета Лидса , который был построен на тематических линиях, а не в соответствии с парадигмой мировых религий, и который вызвал чувство паники у многих студентов.

Многие ученые, критически относящиеся к парадигме мировых религий, вынуждены преподавать ее в рамках вводных курсов для студентов бакалавриата. Некоторые провели большую часть курса, обучая концепции, а затем несколько сессий после этого, разбирая ее. Некоторые ученые предположили, что даже когда студентов обучают с использованием парадигмы мировых религий, это может быть хорошим средством поощрения их критического отношения к формированию категорий. Ученый Стивен У. Рэми, например, выступал за обучение парадигме таким образом, чтобы было ясно, что это «сконструированный дискурс». Точно так же Балдрик-Морроне, Грациано и Стоддард предположили, что преподавание студентам мировой религиозной парадигмы помогает объяснить студентам, что «классификация — это социальный акт». Они отметили, что студенты могут покинуть такой курс, не только зная больше о конкретных религиозных традициях, включенных в категорию мировых религий, но и что они также уйдут, «зная, как лучше исследовать окружающий мир». Чтобы избежать продвижения парадигмы изображения различных религиозных традиций как жестких, однородных категорий, ученый Теему Тайра предложил ввести в класс этнографические тематические исследования, чтобы лучше объяснить реалии жизни людей и использование религиозных традиций.

© М.В. Пономарев, 2009

УДК 316.75:32 ББК 60.028.132

БОРЬБА С РЕЛИГИЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА 1917-1930-х гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕЙ ВОЛГИ)

М.В. Пономарев

Предпринята попытка осмысления борьбы с религией как составной части политической культуры советского общества 1920-1930-х годов. Рассматривается ход и итоги антирелигиозных кампаний на Нижней Волге; отношение коммунистов, комсомольцев, интеллигенции, рабочих и крестьянства к ней. Выявлена политическая оценка властями деятельности религиозных организаций, духовенства в этот период.

Ключевые слова: христианский социализм, антирелигиозная борьба, православное духовенство, народная религиозность.

Политическая культура советского общества начала формироваться в условиях жесткого противостояния с религиозными организациями, которые в большинстве своем не одобрили Октябрьскую революцию. В связи с этим религиозные организации (и в первую очередь Русская православная церковь — бывший политический союзник самодержавия и Временного правительства) воспринимались большевиками как силы контрреволюции. Кроме того, Советское государство создавалось на базе однопартийной политической системы (с марта 1918 г.), когда все небольшевистские партии (даже социалистические) были также объявлены «врагами народа», подвергались репрессиям. Захватив власть в октябре 1917 г., большевики получили возможность осуществить свои программные установки в решении «религиозного вопроса». II Всероссийский съезд Советов 26 октября

1917 г. принял Декрет о земле, провозгласивший национализацию всех земель в стране, в том числе и церковно-монастырских . В декабре 1917 г. — январе 1918 г. начинает реализовываться на практике прин-

цип светскости образования, узаконена гражданская регистрация брака, ликвидирован институт придворного и военного духовенства, прекращается выделение средств духовенству из казны . 20 января 1918 г. был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, который вызвал протест религиозных организаций, не одобривших национализации имущества религиозных общин, лишение их прав юридического лица . Летом 19181919 гг. принимались инструкции, еще более ограничивавшие права религиозных организаций . Таким образом, светский характер государства изначально сочетался с проводимой им политикой вытеснения конфессий из всех общественных сфер, кроме культовой.

Волна массовых выступлений верующих и духовенства против декрета об отделении церкви от государства, прокатившаяся по всей стране, была особенно мощной зимой-весной

1918 года . Советская пресса Царицына оценивала политическую позицию духовенства, сопротивляющегося проведению декрета об отделении церкви от государства в жизнь, как контрреволюцию . Гражданская война повлияла на характер советских законов. 65-я статья

Конституции РСФСР 1918 г. лишала духовенство избирательного права .

Антирелигиозная борьба начинается уже в годы Гражданской войны. УШ съезд РКП(б) в марте 1919 г. принял новую программу, определившую основные направления деятельности партии на переходный период от капитализма к социализму. В области религиозных отношений ставилась цель фактического освобождения трудящихся масс от религиозных предрассудков . В апреле 1919 г. в Царицыне устраивались лекции-концерты на тему «Церковь и советская власть». Духовенство характеризовалось при этом как «черная, зловещая язва на теле рабочих и крестьян». Народ призывали освободиться от «религиозного дурмана» .

Антирелигиозная пропаганда в советском обществе была направлена в основном против церкви как института и духовенства как антисоветского элемента. Она преследовала ряд политических целей: оправдание в глазах общества насильственных акций против церкви и духовенства; переделка «человека русского» (патриархально-крестьянского) в «человека индустриального», формирование активных борцов за коммунистическую (атеистическую) идею.

«Эксплуатация религиозного чувства» народа усматривалась властями в поклонении мощам, паломничествах. УШ отдел НКЮ (занимался проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства) и НКВД заявляли, что религиозная жизнь должна быть лишена всякой коммерции . Закон от 7 декабря 1918 г. «О кладбищах и похоронах», передававший все кладбища, организацию похорон в ведение местных советов. Атеистическая направленность деяний советской власти объективно способствовала развитию в российской ментальности общеевропейского явления, названного французским исследователем Ф. Арьесом «извращенная смерть», когда начинается вытеснение из коллективного сознания смерти как нормального элемента повседневности. Интерпретируя идею Арь-еса, А.Я. Гуревич отмечал: «…Общество ведет себя так, как будто никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества» . По мнению Н. Лебиной, в 1919 г. такое отношение к

смерти было характерно для узкой социальной базы — части интеллектуалов, захваченных большевистской утопией полного разрушения норм прошлого. Однако кампания по вскрытию святых мощей спровоцировала более широкое распространение в обществе идей необходимости рационализации обряда похорон (пропаганда властями кремации в 19191921 гг.) . Ликвидация мощей, как считал УШ отдел, должна была вызвать недоверие народа к сакральной жизни, лишить монастыри и церкви одного из важных источников дохода, прекратить «эксплуатацию религиозных чувств». НКВД поддержал кампанию, полагая, что «.разоблачение векового обмана не является поруганием свободы совести и не противоречит ни одному из законов Советской республики» . Фактически мощи национализировались, так как после вскрытий их предписывалось передавать в музеи . В апреле 1921 г. властям пришлось признать крупные просчеты кампании по вскрытию мощей. Она не только не привела к поставленным целям, но и вызвала подъем религиозных чувств, усилила ожидания конца света . Апокалиптические настроения среди духовенства и верующих расценивались властями как контрреволюционные. В частности, они проявились в движении «обновления икон» в Вол-го-Ахтубинской пойме зимой 1921 года. Власти расценили такое «обновление» как предлог для антисоветской агитации, в результате от репрессий пострадала часть духовенства Царицынской губернии .

Насилие над духовенством, репрессии против него и актива верующих были обычным явлением для общественно-политической ситуации региона в годы Гражданской войны, в 1921-1922 гг. (в связи с изъятием церковных ценностей в помощь голодающим), в 1920-х гг. (в связи с поддержкой властями Царицына (Сталинграда) обновленческого раскола в Царицынской епархии) .

В годы Гражданской войны антирелигиозные кампании не были систематическими. Ситуация меняется с переходом к нэпу. Специальное постановление пленума ЦК РКП(б), принятое 9 августа 1921 г., по вопросу о нарушениях пункта 13 программы партии и анти-

религиозной пропаганде, запрещало принимать в члены и кандидаты РКП(б) священнослужителей; партийцы должны прекратить связь с церковью под угрозой исключения, при приеме в партию вступающий выражал обязательное согласие с пунктом 13 программы РКП(б); все члены партии были обязаны участвовать в антирелигиозной культурно-просветительской работе. С другой стороны, п. 5 разрешал «в отдельных случаях, в виде исключения, участие в партии верующих, если они своей революционной борьбой или работой в пользу революции, защитой ее в опаснейшие моменты, доказали свою преданность коммунизму; по отношению к ним вести особую работу по их перевоспитанию и выработке стройного, научного марксистского мировоззрения, которое одно только может вытравить религиозность» . Постановление требовало от партийных организаций и прессы «не выпячивать» антирелигиозной пропаганды, согласовывать ее с экономической политикой, «сущность которой заключается в восстановлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства, еще и до сих пор проникнутыми религиозными предрассудками» .

На деле в 1920-х гг. борцы с религией широко использовали имевшиеся в христианстве мотивы социального протеста, критиковали богатство церкви, резко контрастирующее с образом жизни первых христиан. Такая атеистическая работа не помогала изживать религиозность. Как правило, она давала почву для распространения идей христианского социализма в обществе. Тем более что «народный социализм» зачастую мыслился в религиозных формулировках: это «земной рай», общество взаимного братства, любви и святости законов, он не может строиться насильственными методами и т. д. .

Основным проводником антирелигиозных идей в советском обществе, формировавшим новую политическую культуру, стала советская пресса, которая выступала организатором многих акций против духовенства, религии. Образ «попа — врага советской власти» создавался на страницах газет не только путем публикации резких обличающих материалов против «церковников». Анализ царицын-

ской газеты «Борьба» за июль 1921 г. — декабрь 1922 г. позволил О.Ю. Редькиной выделить следующие способы дискредитации православного духовенства в глазах общества: публикации о пожертвованиях клира и приходов были очень краткими, помещались среди других сообщений о борьбе с голодом далеко не на первых полосах газеты; иногда они набирались очень мелким шрифтом, который было трудно прочитать. Таким образом, создавалось впечатление о незначительности вклада духовенства и верующих в дело помощи голодающим; о явном нежелании духовенства расставаться с церковными ценностями даже ради помощи умирающим от голода. Подобные публикации оказывали серьезное влияние на формирование общественного мнения. Благодаря прессе, на собраниях трудящихся и просто жителей Царицына принимались резолюции с осуждением «темных сил, которые, прикрываясь религиозностью, становятся на пути изъятия церковных ценностей» .

Именно газета «Борьба» выступала организатором «антипасхальных», «антирож-дественских» акций, карнавалов в 1920-х годах. При этом наблюдается синкретичный подход — попытка наполнить старые религиозные праздники новым «революционным» содержанием . В антирелигиозной борьбе применялись и грязные приемы дискредитации православного духовенства в глазах общества. Обычными были публикации об антисоциальном поведении священников .

Основным проводником антирелигиозной работы в годы нэпа стал комсомол. В 1926 г. более 50 % крестьянства составляла молодежь в возрасте до 25 лет . Она выросла в годы войн и революций, что аккумулировало достаточно большой запас социальной агрессивности в обществе . А.Ю. Рожков отмечал в годы нэпа распространение среди сельской молодежи анти-патерналистских форм протестного поведения. Например, довольно часто вместо икон вывешивались портреты В.И. Ленина . Образ Ленина был наполнен теистическим содержанием уже в 1920-х гг., постепенно превращался в народном сознании в почитаемое, но довольно отдаленное божество

по типу Бога-отца. Таким образом, патерналистские импульсы молодежи устремлялись к высшей власти .

Именно в среде молодежи «новая религия» — коммунизм — формировала моральные нормы поведения на основе теории классовой борьбы. При этом новые нормализующие суждения формулировались как противоположные общечеловеческим нормам морали, в число которых входили религиозность, миролюбие, кротость. Новый человек должен был обладать такими качествами борца, как дисциплина, отвага, мужество, сила, упорство, настойчивость, уверенность, бодрость. В конце 1920-1930-х гг. «Комсомольская правда» систематически публиковала статьи, посвященные моральным нормам. Она призывала комсомольцев не только к любви к человечеству, но и к ненависти к классовым врагам. В ментальности молодого поколения формировалось представление о счастье как о результате мученичества, самоотречения во имя идей коммунизма и всеобщего блага, на фоне которого жизнь отдельного человека не имеет ни высокой цены, ни значительного смысла .

Итоги антирелигиозных кампаний в годы нэпа были неутешительными. В 1924-1929 гг. в деревне по-прежнему духовенство контролирует весь жизненный путь крестьянина: рождение, брак, смерть. Широко праздновались религиозные праздники, соблюдались обряды . Согласно подсчетам В.А. Козлова, исследовавшего бюджеты крестьянских хозяйств Саратовской губернии за 1925-1926 гг., 75 % из них производили расходы на религиозные нужды .

В работах современных историков причины неудачи антирелигиозной борьбы заключаются в нехватке квалифицированных кадров, атеистической литературы, высокой религиозности населения, в сохранении религиозной обрядности даже комсомольцами и коммунистами, в малограмотности слушателей антирелигиозных курсов, в слабой организации Союза безбожников, возникшего в апреле 1925 г., в низком жизненном уровне в стране и т. д. В 1925-1926 гг. антирелигиозная пропаганда представлялась долговременным мероприятием, активисты не стремились прояв-

лять должного рвения в работе; были сильны иллюзии, что вера отомрет сама по мере строительства социализма. Кроме того, рост протестантских групп составил серьезную конкуренцию антирелигиозной пропаганде .

В годы нэпа линия на ограничение прав духовенства только усиливается. В 19241927 гг. круг лишенцев из числа людей церкви расширился. Даже после снятия сана служители культа полностью в гражданских правах не восстанавливались. Священников и представителей религиозного актива из числа мирян отказывались брать на учет на биржах труда. Снявшее сан духовенство могло рассчитывать на получение только тяжелой физической работы в совхозах, на предприятиях, не имевших военно-стратегического значения. Священники не получали государственных пенсий; для них была установлена непомерно высокая квартирная плата за жилье; они не могли пользоваться государственной медицинской помощью, услугами почты, не имели хлебных карточек. Для того чтобы обучаться в советских школах, дети духовенства должны были проживать отдельно от своих родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание нэпа резко ухудшило положение религиозных организаций и духовенства в СССР. В 1927-1928 гг. в ряде выступлений И.В. Сталина прозвучал призыв усилить антирелигиозную работу . Поддерживали такую точку зрения и другие партийные функционеры. На У111 съезде ВЛКСМ Н.И. Бухарин и А.В. Луначарский заявляли, что церковные и сектантские организации являются замаскированной формой классового врага .

Х1У Всероссийский съезд Советов Р СФСР изменил 4 статью Конституции РСФСР. Вместо признания за гражданами «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» теперь разрешена «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». В стенограммах съезда указывалось, что поправка внесена в целях ограничения распространения «религиозных предрассудков» путем пропаганды, используемой часто в контрреволюционных целях . Все эти акции способствовали формированию «человека индустриального».

Кроме того, в 1929-1930 гг. в Сталинграде проводились зачистки кладбищ от металлических крестов и надмогильных памятников, которые также шли в переплавку , что явно способствовало закреплению в менталитете части общества (в основном молодежи) понятия «смерть извращенная». Такое надругательство над местами погребений, оправдываемое «производственной необходимостью», сочеталось с культом «великих могил вождей», «борцов за революцию». Таким образом, в Советской России смерть явно окрашивалась в политические тона. Величие смерти признавалось и считалось необходимым лишь в том случае, если из жизни уходил человек, социально значимый в новом обществе .

Несмотря на многочисленные антирелигиозные кампании, религиозность населения Нижневолжского (Сталинградского) края (области) оставалась высокой в 1930-х годах. По-прежнему совершались массовые молебны, крестные ходы для борьбы с засухами, от-

крывались святые источники. Во время выборов в сельсоветы крестьяне отдавали свои голоса не только за бедноту и коммунистов, но и за священников, церковнослужителей, членов церковных советов. Крестьяне охотнее собирали деньги на постройку и ремонт храмов, чем налоги и сборы . Партийные активисты считали, что религиозность сохраняется благодаря активизации духовенства, деятельность которого необходимо пресекать. Язык партийных документов, прессы конца 20-30-х гг. жесток и бескомпромиссен: религиозные объединения безоговорочно относятся в разряд идеологических и политических противников, борьба с которыми является одним из условий успешного строительства социализма .

В 1929 г. — начале 1930-х гг. периодическая печать Нижневолжского края возлагала вину за выход крестьян из колхозов зимой-весной 1930 г. на православных священников, которые якобы выступали с церковного амвона с проклятием колхозов. Священник объявлялся «классовым союзником кулака», подлежал уничтожению вместе с крепким крестьянством . Кроме того, духовенство обвинялось прессой также во вредительской деятельности. В частности, летом 1930 г. в СССР ощущалась нехватка мелкой разменной монеты. «Борьба» обвинила духовенство в подготовке этой ситуации годами: священники, наравне со спекулянтами, прятали серебро в «своих кубышках». Газета также отмечала, что органы ГПУ проводят обыски и аресты, в ходе которых было «изъято много денег» .

В целом положение духовенства в 19291930-х гг. было крайне тяжелым. Оно подвергалось жесткому обложению налогами, физическому истреблению. От репрессий за 19181930-х гг. на Нижней Волге (в пределах современных границ Волгоградской области) пострадало 110 священнослужителей и 46 мирян. Из них было расстреляно 68 человек (45 %) . Таким образом, в советском обществе в 1918-1930-х гг. было закреплено как политическая норма приниженное положение духовенства, как «ненужной», «вредной», «неполноценной» социальной группы, которая занимается «обманом населения».

Достаточно легким в обществе было отношение к насилию над духовенством «как классовым врагом». Вероятно, такое отношение стало одним из результатов закрепления в народном сознании «расстрельной психологии», унаследованной от гражданской войны и военного коммунизма.

Таким образом, борьба с религией стала важной составляющей политической культуры советского общества 1917-1930-х годов. Именно в ходе нее в советской политической культуре ярко проявились такие черты, как нетерпимость к инакомыслию, агрессивность, стремление к ассимиляции христианских идей, символов, образов, традиционно воспринимавшихся позитивно обществом. Антирелигиозные кампании, санкционированные властями, способствовали закреплению в общественном сознании моральных установок на нормальность насилия во имя классовых интересов, отрицания общечеловеческих норм поведения, таких как сострадание, любовь к ближнему, пренебрежение к частной жизни. Жертвенность во имя торжества коммунистической идеи признавалась высшей заслугой. Такие установки быстрее всего закреплялись в сознании молодого поколения, которое устремляло свои патерналистские импульсы к советской власти. Борьба с религией способствовала укоренению в менталитете общества взгляда на религиозную обрядность как на аномалию социальной жизни; на духовенство -как врага советского строя, верующих — «темную», «малограмотную», «одурманенную попами массу», неполноценную во всех отношениях. Апогеем антирелигиозных кампаний стало физическое уничтожение в ходе политических репрессий значительной части духовенства и актива верующих Нижней Волги, что оправдывалось в глазах общества необходимостью классовой борьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аграрная политика советской власти (19171918) : документы и материалы. — М. : Изд-во АН СССР, 1954. — 535 с.

2. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы / В. А. Алексеев. — М. : Политиздат, 1991. — 400 с.

3. Булдаков, В. П. Постреволюционный синдром и социокультурные противоречия нэпа

/ В. П. Булдаков // Нэп в контексте исторического развития России ХХ века : сб. ст. — М., 2001. -С. 209-225.

4. Восьмой Всесоюзный съезд ВЛКСМ. 516 мая 1928 г. : стенограф. отчет. — М. : Госполитиз-дат, 1928. — 602 с.

5. Голос народа : письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. — М. : РОССПЭН, 1997. — 328 с.

8. Козлов, В. А. Культурная революция и крестьянство (1921-1927 гг.) / В. А. Козлов. — М. : Наука, 1983. — С. 140-148.

12. Медведев, Н. В. Государство и церковь в России (1924-1934 гг.) : дис. … канд. ист. наук : 09.00.06 / Н. В. Медведев. — М., 1997.

14. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России. ХХ век / М. И. Одинцов. — М. : Луч, 1994. -172 с.

15. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. — Волгоград : ГУ «Издатель», 2003. — 368 с.

16. Революция и церковь. — 1919. — № 2. -С. 43-45.

17. Регельсон, Л. Трагедия Русской церкви. 1917-1945 / Л. Регельсон. — М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 632 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Рожков, А. Ю. Бунтующая молодежь в нэповской России / А. Ю. Рожков // Клио. — 1999. -№ 1 (7). — С. 139-154.

21. Серафим (Наумов), иеродиакон. Список репрессированных священнослужителей Вол-

гоградской епархии / Серафим (Наумов), Д. Д. Антонов // Мир православия : сб. науч. ст. — Вып. 7. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. -С. 305-353.

22. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. — М., 1918. — .№51.

23. Сталин, И. В. Сочинения. В 13 т. Т. 10. — М. : ОГИЗ — Гос. изд-во полит. лит., 1950.

ANTI-RELIGIOUS STRUGGLE AS A COMPONENT OF THE SOVIET POLITICAL CULTURE (1917-1930)

(ON THE MATERIALS OF LOWER VOLGA)

M. V. Ponomaryov

Авторство: Денис

Вся правда о религии — зачем она создавалась и с какими целями

25.12.2014 Статьи/Религии

Далеко не все знают и понимают, зачем определённые люди множество веков назад создали религию, и какие цели преследуют те, кто много веков разносит её по всему миру, но я с радостью поделюсь разоблачающей информацией, которая откроет вашим глазам всю правду о религии. Эту глубокую истину вам никогда не раскроют религиозные деятели и будут держать её всеми силами в тайне от вас. В наше информационное время пора понять, что вся ложь, какой бы она замаскированной или сильно похожей на правду не была — становится явной.

Религия преследует множество разных целей и самая главная цель — это власть над другими людьми! Полный контроль людских умов и поклонение перед теми, кто пытается навязать нам ту или иную веру. Конечно же со мной не согласится много миллионов людей, так как в их голову с раннего детства засадили зерно веры, из которого выросло крепкое религиозное дерево, но никогда не поздно это дерево срубить, чтобы наконец-то стать по настоящему свободным человеком. Свобода — это самое главное в нашей жизни, а религия делает человека ограниченным и не даёт мыслить широко. Многие ограничиваются только тем, что написано в религиозных книгах и свято верят им, но если вдуматься более глубоко, то начинаешь понимать, что есть совсем другая сторона монеты. Та, которая позволяет вам думать самим и делать свои выводы о том, откуда появились люди и вообще всё нас окружающие пространство. К сожалению, до сих пор религиозные общины имеют большую власть над многими людьми и с великой радостью навязывают свои учения, чтобы сделать из народа послушников, которые несут пожертвования в их руки (под предлогом, что всё это для бога и для верных дел), но на самом деле богу, которого они проповедуют деньги не нужны, так как его просто не существует. Естественно на самой верхней ступени религиозной системы оседает львиная доля пожертвований и только потом распределяется на более низкие звенья. Церкви играют на чувствах людей и заставляют их поклоняться богу, которого выдумали много веков назад хитрые бездельники, желающие властвовать над людьми.

Конечно же в наши дни у церквей нет такой силы и влияния, которое было раньше, но если им дать полную волю, то будет настоящий хаос, который неоднократно случался в прошлом, когда не было устойчивой политики и законов. Давайте только вспомним инквизицию и крестовые походы, которые сгубили тысячи невинных жизней. Римские папы с радостью провозглашали походы и заставляли обращаться в христианство с помощью силы. Святая инквизиция боролась с ересью и сжигала тех, кто отклонялся от общепринятого религиозного учения. Это только малая часть, что происходило в те смутные времена и сколько войн разжигалось на религиозной почве. Конечно же сейчас не средневековье и такие безумные дела недопустимы законом. В наше время религия — это источник заработка для тех, кто её управляет и только слепцы этого не замечают. На вере людей делают огромное миллионы и все эти деньги идут определённым лицам, которые держат весь контроль над процессом. Вы никогда не задумывались, почему так много религиозных верований и почему постоянно плодятся новые? Не нужно быть очень умным человек, чтобы понять в чём заключается причина и она только в одном — новые религиозные общины гоняться за сладким куском пирога, который держат в своих руках уже давно появившиеся религиозные общины. К примеру в Европейских странах религию начинают вбивать уже с детского садика, когда ребёнок впитывает в себя всё, как губка и ему проще всего заложить ложную информацию в голову, которая в более зрелом возрасте становится для него частью правды, но на самом деле — это только заложенные элементы верований тех людей, которым это выгодно. После того, как в европейских и во многих других странах вас покрестят в той или иной церкви, вы становитесь её частью и принадлежите к её вере, а после того, как вы выходите на работу и зарабатываете деньги с вас снимают церковный налог и это огромные суммы, когда к той или иной церкви принадлежит определённое число людей. К примеру отсоединение от католической церкви карается штрафом и это просто полный абсурд. Один мой знакомый в Финляндии получил штраф в размере 300 евро, когда отказался от католического вероучения и вот эти религиозные деятели ещё говорят о каком-то боге. Да это же настоящий грабёж с их стороны.

Люди никогда не перестанут интересоваться тем, кто их создал и вообще как появилось всё окружающее, вплоть до самой вселенной. Если к вам подойдёт человек, который скажет, что я всё знаю и для меня открылись то самое, что больше всего интересует человечество. Вы поверите ему? Если вы вполне разумный и нормальный человек, то вы сразу поймёте, что он блефует, но если он предоставит вам реальные доказательства, то это будет правдой! Где же факты и доказательства тех, кто всеми силами навязывает различную веру и религию? Конечно же религиозные деятели скажут, что доказательство есть — это старая книга типа «Библия или Коран», в которых написан якобы священный текст. Они решили, что если книге 2000 или более лет, то это доказательство, но на самом деле это только всего лишь книга, которая написана обычными смертными, такими как вы. Каждый из нас или небольшая группа людей способна написать новую религию и придумать нового бога или множество богов, но будет ли это правдой? Не стоит ограничивать себя одной книгой и нужно открывать свои мозг для более широких размышлений. Ранее я уже изложил все доводы и мысли о том зачем создавалась религия и какие цели поставлены у религиозных деятелей, но всё-таки я буду дальше рассказывать вам, так как целей множество. Давайте начнём с того момента, когда появилась Библия и подумаем кому это было выгодно и для чего она создавалась на самом деле, а потом перейдём на её конкурента под названием Коран. Эти две книги сильно влияют на умы людей и кстати между этими двумя религиозными учениями уже давно идёт жёсткая война. Одни недолюбливают одних — другие других, так как ведут борьбу за послушников, которые постоянно присоединяются к тому или иному учению. Помимо мусульманской и христианской веры есть ещё много других, но они менее популярны, так как существует намного меньше времени и в их рядах намного меньше людей. Самой главной и важной деталью в каждой религиозной общине — это окутать своим влиянием, как можно больше народа, чтобы те несли пожертвования. Когда в мире не было денежных единиц — церкви боролись за власть и пытались управлять людьми, чтобы диктовать им свои правила. Религия влияла не только на умы обычного народа, но даже на умы царей, королей и других важных персон, которые властвовали над крестьянами. Церковные служители могли запросто разжечь войну и что неоднократно делали, чтобы взять под свою власть ещё больше народа. Многих просто заставляли и принуждали верить в определённого бога, которого им навязывают, а в случае отказа просто убивали. Многое зло таится именно в таких вот вероучениях и ничего хорошего людям это не даёт. Конечно же в наши дни церкви уже не могут силой заставлять верить людей, но они пытаются действовать по другому и их действия достаточно коварны. Родители, которым веру внушили с детства естественно пытаются вбить в голову своим детям и это идёт из поколения в поколение. В Европе уже с детского садика начинают прививать веру и маленькие детки начинают беспрекословно верить, так как их собственное мнение ещё не сложилось. Религия так давит на политическую систему, что даже в садах идёт полное зомбирование детей без права выбора. Они внушают свои вероучения детям и многие попадают в капкан религиозной зависимости. Конечно же у всех зависимость проявляется по разному, кто-то полностью погружается в религию, а кто-то остаётся на пути сомнений и только малая часть понимает со временем, что религия — это сладкий обман, который делает из людей стадных овец.

Сейчас на дворе эра технологий и уже многое изучено, а особенно доказано учёными. Конечно же, ещё никому не ясно и даже учёные не могут дать точный ответ, как зародилась жизнь на земле, но есть некоторые предположения на этот счёт и они несут в себе более весомый аргумент, чем выдуманный определёнными людьми бог. Вы только вдумайтесь в бред, о котором говорят в религиозных книгах: бог создал женщину и мужчину, которые позже стали плодить детей, а дети ещё детей и так далее. Получается, что все мы с вами сёстры и братья, а это ведёт к тому, что миллиарды сестёр и братьев по всей земле спят друг с другом, но это же выходит мировой инцест, что звучит просто ужасно! Давайте теперь поразмышляем над таким вымышленным персонажем, как Иисус Христос, который якобы является сыном всевышнего, о котором любят рассказывать религиозные деятели. Был ли такой человек на самом деле и где же тому доказательства, что он сын создателя и существует ли этот создатель реально? Я могу с полной уверенностью сказать, что религия и выдуманные бога — это безумная ложь, которая сильно впивается в мозги людей и избавиться от неё сложно, так как она закладывается в головы людские уже на раннем этапе развития. В этом мире итак многие обстоятельства давят на людей, а какие-то деятели пытаются повлиять на ум и это лишает человека той истинной свободы, которая дана ему с рождения. Какие-то рамки, ярлыки и вероучения только ограничивают человека, а особенно, если ему навешивают их с самого детства, когда личность на самом рассвете формирования. Наверняка вы спросите, а почему я так уверен, что религия — это обман и что нет никакого бога, о котором пишут в религиозных книгах, на что я вам дам полностью объективный ответ. Во-первых ни у одного священника, попа или другого религиозного деятеля совершенно нет возможности доказать существования создателя, о котором пишут в религиозных книгах, а если нет фактов и доказательств, то это является сказкой или вымыслом. Во-вторых, если нормально призадуматься и всё тщательно взвесить, то начинаешь понимать, что религия связывает людей по рукам и ногам, а это в свою очередь убивают свободу человека. В-третьих, если прислушаться к своему внутреннему голосу, то он подаст мощный сигнал, который откроет вам правду и вы реально поймёте, что вас просто обманывают. Каждому человеку дан ум и его нужно использовать на своё усмотрение, а не позволять другим контролировать его. Если вы поддаётесь внушению, на вас сильно влияют древние рассказы или книги типа библии, то вам легко вбить в голову любую ложь, а это серьёзная проблема, с которой необходимо бороться.

Каждый человек уникален и должен лично принимать решения, нужна ли ему та или иная вера, но у многих этого не спрашивают и просто пытаются вложить в уши с маленького возраста, чтобы будучи взрослым человек верил в то, что ему на протяжении многих лет вбивали в голову. Я считаю, что это коварные методы и такое нужно полностью исключать. Религия должна браться в более жёсткие рамки и предоставляться человеку только тогда, когда его мышление полностью сформировалось. Ребёнка даже не спрашивают, а нужно ли ему это и просто вливают в уши ложную информацию. Печально, что во многих религиозных семьях практикуют именно такой метод внушения веры и в принципе эти люди не виноваты, так как за всем стоит религиозная система, которая сумела повлиять на более слабые умы ещё много веков назад. Конечно же глубоко верующего человека уже не переубедишь, так как его вера — это полный фанатизм, от которого он на самом деле страдает. Верующих людей очень много по всему миру и на самом деле им нужна помощь человека, который сможет открыть глаза и доказать, что нет никакого бога и всё эта хитрая выдумка людей, которые хотели властвовать над другими. У многих встает такой вопрос: но если же не господь, о котором говорит религия создал всё вокруг, то кто же тогда это сделал? Вот тут-то хочу чётко отметить, что ни один человек на нашей планете не знает, кто создал всё вокруг и всех тварей, которые населяют землю. Просто в определённый момент кому-то было очень выгодно придумать бога, чтобы было сильное преимущество над теми, кого интересует вопрос, кто мы такие и зачем на этой земле. Вы только подумайте, когда люди были необразованные и в их головах было мало информации, то естественно человек якобы знающий, кто всех создал становился сразу же избранным и мог диктовать другим свои правила.

В наши информационные дни, когда технологии берут над всем верх, учёные всеми силами пытаются разгадать этот вопрос, так как многие из великих учёных не верят в байки, которые рассказывают религиозные деятели и это на самом деле лживые сказки, которые не доказаны и ничем не подтверждены. Сейчас светлые умы науки сумели заглянуть в другие галактики и даже заглянуть в самый конец вселенной, где преобладает красная радиация, но самое удивительное, что нигде в этом на миллиарды световых лет растянутом пространстве не увидели бога. Всё это наводит только на одни мысли, что обманывают нас с раннего детства и пытаются превратить в покорных божьих рабов, чтобы манипулировать нами, как марионетками. Хитрая система религиозных деятелей создавалась именно с этой гнусной целью и сейчас эта система делает на вере людей миллиарды. В России церкви живут на пожертвования и когда туда несут деньги миллионы верующих, то это сумма становится многомиллионной. Сейчас русские религиозные деятели всеми силами пытаются пролезть в политику и повлиять на политическую машину, чтобы сделать такой же механизм как в Европе и Америке: тот кто принадлежит церкви и работает, с него будут снимать церковный процент, а это очень удобно, так как будет стабильный денежный приток на банковские счёта светил религии. Если внимательно изучить всю систему, построенную религиозными деятелями, то можно легко заметить, какие цели она на самом деле преследует и для чего эта система всеми силами старается вбить в голову людей вероучения. Когда человек начинает верить и становится послушником, то с него намного проще что-то взять или просто им управлять. Конечно же во все эти слова сложно поверить, а тем более тем, кому религия вбита в мозг с детства, но никогда не поздно открыть свой разум и впустить то, что на самом деле является правдой. Как вы думаете почему появилось так много религиозных направлений? Да только потому, что появляются новые учителя и они тоже хотят урвать кусок денежного пирога, который держат в руках главенствующие религиозные общины. Как не крути, но каждый священник, поп и другой деятель религии гонится за деньгами, так как в наши дни — это первая цель, которая стоит перед церковью.

Теперь давайте более подробно порассуждаем о создателе, о котором говорится в религиозных книгах и подумаем над этим вопросом более вдумчиво. О религии и вероучениях рассказывается с давних времен, и из поколения в поколения переносится информации о боге, а также религиозные книги бросают определённое влияние на людей. К великому счастью я рос в семье, где о религии практически ничего не говорили и не пытались вбить в голову религиозные учения, но всё-таки внешние факторы пытались на меня повлиять. Я уже с 7 лет начал понимать, что меня пытаются обмануть и вбить в голову невероятную сказку, которую многие люди проглатывают на ура. Впервые меня повели в церковь именно в этом возрасте и я задал священнику прямой вопрос: батюшка вот я от о многих слышу про этого бога, что он якобы создал нас и всё вокруг, а есть какие-нибудь веские доказательства или подтверждения его существования? На этот вопрос он ответил так: сын мой конечно же есть — это в первую очередь священная книга «Библия», а второе — это то, что бог внутри каждого из нас и в определённый момент он тебе откроется. Ответ сразу проявил во мне недоверие и после этого я больше никогда не переступал порог церкви, а со временем начал более детально изучать деятельность каждой религиозной общины и пришёл к выводу, что они только пытают повлиять на наши умы и конечно же заполучить от нас материальную выгоду. Давайте теперь перенесёмся на много веков назад, к примеру во времена аборигенов и посмотрим что было тогда. Вряд ли кто-то из людей тогда думал о боге, так как в то время людей заботило только одно — это где взять покушать и найти место потеплее. Со временем люди эволюционировали и появилась письменность, а также начали выдумывать всяких богов. Если призадуматься, то божеств было огромное число и кто-то думал, что молния — это гнев бога, буря тоже божественный гнев и так далее, а со временем выяснилось, что это всего лишь погодные явления, что вполне нормально для нашей планеты.

Если в библии говорится нельзя убивать, то почему же люди тысячами убивают невинных животных и подают их на стол в виде стейка или добавляют в суп? Ведь если брать во внимание религиозные книги, то бог создал всё живое и животные выходят тоже творения его. Получается, что других живых существ он разрешил убивать и подавать на стол, что звучит на самом деле ужасно. Ведь другая живность тоже живая и чувствует боль, как все люди на этой планете. Все религиозные деятели с радостью кушают мясо и не задумываются о том, какую боль испытало животное, когда его резали. На самом деле люди могут прожить без мяса и просто нас с детства приучают есть именно мясо, но если ребёнку давать с раннего возраста растительную пишу, то он станет вегетарианцем и ему совсем не понадобятся мясные продукты, так как в растительной пиши есть всё необходимое, чтобы организм человека нормально функционировал.

Ранее я уже упоминал о том, что многим людям с детства начинают внушать сказки про бога, точно также, как приучать есть мясо, от которого уже в более взрослом возрасте трудно отказаться, также как от забитой в голову информацией про бога. Были проведены исследования и допрошены дети, которые живут в семьях, где религия преобладает, а также в семьях, чьи родители не верят в бога. Конечно же дети религиозных семей впитывают информацию родителей и естественно верят в бога, которого им пытаются с раннего детства заложить в мозг, а вот в не религиозной семье всё на оборот и эти дети вырастают свободными личностями, чей мозг не переполнен выдуманными историями, которые придумали тысячи лет назад. Ещё раз повторю, что религиозным общинам выгодно, когда люди верят и именно поэтому пытаются всеми силами навязать окружающим свои невероятные учения, которые относятся к сказочным рассказам, а не фактам. Теперь давайте подумаем почему же создатель о котором пишут в Библии, Коране и так далее явился только одному человеку, а не всем сразу? Если он создал всех нас, всё окружающее вокруг и даже вселенную, то почему же он скрывается и не хочет показывать своё лицо другим? Наверняка вы об этом никогда не задумывались, но самое время немного подумать и поразмышлять над этими вопросами. К примеру со временем люди создадут на земле роботов, которые будут мыслить, как мы и иметь продвинутый мозг, к чему кстати всё и идёт. Получается, что люди не будут прятаться и скрываться от своих созданий, что аналогично должно быть и с богом, о котором говорят религиозные деятели. Создатель о котором пишут в религиозных книгах не должен скрываться, как приведение и просто обязан показаться всем нам, но этого не происходит уже много тысяч лет и вывод только один: религия это полный обман, но к сожалению многие этого не понимают. Религиозная система просто выгодна определённым лицам, а кто-то этого не понимает и верит в миф. В России многие жертвуют в церкви деньги, другие материальные ценности и всё это идёт церковными служителям и тем, кто заправляет всей системой. На вере людей ежемесячно делается много миллионов и только малая часть это реально понимает, так как с раннего детства мифические рассказы про бога засели в голове, а особенно у более старого поколения. Религиозные учения делают человека ограниченным и лишают его свободы, так как заставляют думать только о том, что написано в религиозных книгах. Из-за религии многие исключают другие варианты появления людей на этой земле и всего окружающего.

Верить религиозным книгам — это тоже самое, что верить в то, что если я вам скажу, что людей создало существо, которое живёт в параллельном мире, но тогда вы спросите, а где доказательства? Конечно же я их вам не дам, так как их нету, но если напишу книгу и скажу, что она священная тогда вы мне поверите? Вот тогда возможно поверите, если я ещё подключу группу людей, которая будут всеми силами внушать, что это действительно правда и он реально видел существо, о котором говорит в этой книге. Каждый из вас может придумать свою религию и начать вбивать в головы подрастающего поколения, но есть одна проблема: более сильные конкуренты не дадут вам её продвинуть, так как вы будете создавать им помехи и отбирать у них свежие головы, в которые можно вбить свои учения. Конечно же если у вас очень много денег, то будет немного проще бороться с конкурентами, которые несут по миру свои религиозные учения. В любой церковной системе есть свои ранги и ступени, по которым происходит продвижение, что напоминает игру, которой увлечены взрослые люди. Чем выше церковное звание, тем сильней ваш авторитет и естественно вы с этого больше имеете. К примеру папа римский и его подручные чуть ли в золоте не купаются, а их Ватикан является золотым станком, который генерирует огромные денежные потоки, но Ватикан это далеко не одно место, которое на вере людей делает немыслимые суммы денег. Возьмём к примеру одну из Европейских стран, допустим Финляндию, где на законных основаниях религиозные сообщества снимают с заработной платы людей церковный налог, если же конечно человек принадлежит к той или иной религии. Давайте хотя бы сделаем небольшой подсчет, чтобы примерно знать о каких суммах идёт речь. Возьмём к примеру православную церковь, к который принадлежит 500 тысяч рабочих жителей страны и каждый вносит церковный налог по 1.5%, допустим с зарплаты в 2000 евро — это выходит 30 евро в месяц, а если умножить эту сумму на 500 тысяч принадлежащих рабочих к церкви, то выходит сумма в 15 миллионов евро каждый месяц и это огромные деньги. Как вы думаете куда идут эти деньги? Богу? Конечно же нет! Всё это богатство оседает в мощной религиозной системе, которая своими учениями пытается зомбировать население. Получается, что народу нужно платить за веру в бога, существования которого не доказано и никогда не будет доказано, так как это хитрый обман, который был задуман тысячи лет назад определёнными лицами, чтобы покорить волю людей. Выходит огромные массы людей платят просто за то, что им внушили с детства и на самом деле таких людей жалко, так как они находятся под сильным влиянием религиозной системы. Такое безумство нужно прекращать и я пишу эти строки от чистого сердца, так как сыт по горло религиозной системой, которая построена на тотальном обмане.

Мне действительно жаль тех детей, которым не дают выбора и закладывают байки про бога с раннего возраста. Именно поэтому во всех Европейских и многих других странах уже с самого садика пытаются привить религиозные учения и сделать человека верующим в то, чего не самом деле нет. Церковные служащие часто посещают сады и школы, чтобы рассказать детям про бога, так как именно во время формирования мышления ребёнку проще всего что-то внушить. Я считаю, что каждый человек по своему уникален и в каждом есть частица свободы, но на раннем этапе эту свободу пытаются всячески затоптать, чтобы поработить человека не в физическом плане конечно же, а в духовном. Если вы дошли до этих строк, то пожалуй начинаете понимать о чём я говорю и по всей видимости согласны со мной.

Посмотреть и оставить отзывы (236)

Последние публикации на сопряженные темы

  • Основа христианства — страх
  • Существует ли совесть у верующего?
  • Наука или Религия, Знание или Вера, Эволюция или Творение???
  • Церковь святых санкций во имя нетленно воссиявших контрсанкций
  • Осеннее эссе о религии

    Пришествий на страницу: 24010

  • Меня часто удивляет то, как термин «новый атеизм» набрал такой вес. Это неправильное название. В неверии в Бога нет ничего нового. Все мы без исключения рождаемся, не зная абсолютно ничего о Боге или о богах, и свои представления о религии получаем исключительно через общение с другими людьми — или, чаще всего, путем индоктринации со стороны других людей, причем такая индоктринация обычно начинается задолго до того, как мы начинаем разумно рассуждать. Таким образом, наше первоначальное состояние — это неверие. Новые атеисты (прежде всего, Ричард Докинз (Richard Dawkins), Сэм Харрис (Sam Harris) и покойный Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens)) по сути дела не сделали ничего особенного, кроме того, что привели нас в чувство, вернули нам чистоту и природную ясность сознания. Однако их усилия вызвали множество споров и противоречий. Сталкиваясь с огромным численным превосходством своих противников и с популярными умонастроениями, требующими автоматического и безусловного уважения к людям веры (среди которых большинство мужчины) — к священникам, пасторам, раввинам, имамам и т.д. — новые атеисты по необходимости разъясняют свои взгляды с большим усердием, что зачастую раздражает верующих, которые привыкли к неизменно почтительному отношению. Раздражение и злость вызывают даже те атеисты, которые в силу привычки считают религию слишком болезненной темой, чтобы обсуждать ее в открытую.
    Нам, атеистам, надо встряхнуться, продемонстрировать свой здравый рассудок и изменить характер общения с верующими людьми, которые ежедневно выступают с оскорбительными заявлениями (порой бессознательно); надо изменить свое отношение к необоснованным допущениям и предположениям, в которых издавна существует тенденция отдавать предпочтение верующим и оказывать им незаслуженное уважение. Здесь многое поставлено на карту. Религия — это серьезный вопрос, выходящий далеко за рамки индивидуального сознания и порой превращающийся в открытое насилие, дискриминацию по половому признаку, сексуальные домогательства и нападения, а также в самые разные правовые попытки ограничить права женщин на аборты и даже полностью запретить их, не говоря уже о терроризме и войне. Пришло время действовать. Опросы показывают, что Соединенные Штаты все больше поворачиваются в сторону безбожия, что сегодня в стране больше атеистов, чем когда бы то ни было (что безусловно является отчасти и результатом деятельности новых атеистов). Большая часть Европы вступила в пост-религиозную эпоху еще несколько десятков лет назад. Американцам надо ее догонять.
    Я предлагаю атеистам новое кредо: конкретные ответы на оскорбления на основе веры, на религиозные предубеждения, на то, что Хитченс называл «клерикальным запугиванием». (Ниже я остановлюсь на трех монотеистских авраамических религиях, но то, что я говорю, относится и к другим верованиям.) Безусловно, верующие имеют право на свою веру. Но у них нет изначального права выставлять свою веру напоказ, не ожидая при этом критики. Религию следует подвергать анализу с позиций здравого смысла и рациональным оценкам. Ее нужно открыто обсуждать, как мы обсуждаем вопросы политики, искусство и погоду. Нам надо помнить, что первая поправка запрещает конгрессу принимать законы о государственной религии и ограничивать свободу слова. Так почему же мы должны стесняться, уклоняясь от открытого разговора о религии? Почему считается невежливым вести дебаты на эту тему, особенно в условиях, когда люди верующие часто говорят о своей вере и пытаются навязывать ее остальным?
    Вот некоторые общие религиозные утверждения и то, как на них могут реагировать и отвечать атеисты.
    1. «Давайте помолимся!»
    А давайте не будем. Когда вы сидите за семейным обеденным столом, и вам предлагают взяться за руки, склонить головы и поблагодарить Всевышнего, скажите: «Нет, спасибо. Я атеист. Поэтому я молиться не буду». У неверующего человека есть полное право возразить, когда ему предлагают принять участие в ритуале, связанном с суевериями. А если это делается в присутствии детей, он морально обязан выступить с таким возражением. Если вежливо отказаться от молитвы, это станет примером разумного и рационального поведения для молодежи, и будет соответствовать атеистическому духу времени.
    2. «Религия — это личное дело каждого. И невежливо поднимать этот вопрос».
    Нет, религия в своей основе является делом коллективным, и она с незапамятных времен служила обществу, способствуя его объединению. Но она также способствовала разжиганию ксенофобии и насилия (особенно в отношении «непристойных» женщин и «нечистых» меньшинств), причем зачастую это принимало массовые масштабы. Людям неверующим надо продвигать дело разума и рациональности, открыто обсуждая эти вопросы. Такие действия, пусть они могут порой показаться неудобными, помогут пробить бреши в окружающей веру ауре святости и изобличить ее истинный характер.
    3. «Вы атеист? Мне вас жаль».
    Пожалуйста, просто порадуйтесь за меня. Я не страшусь ада, я не жду загробной жизни на небесах. Набоков следующим образом резюмировал взгляды неверующего на вселенную и на наше место в ней: «Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями». Шотландский историк 19-го века Томас Карлейль (Thomas Carlyle) говорил об этом немного иначе: «Одна жизнь. Маленький проблеск Времени между двумя Вечностями». Хотя у меня много воспоминаний, я ценю настоящее, время, которое я проживаю на Земле, ценю свое окружение. Я скучаю по тем, кто ушел, и хотя это больно, признаю, что больше с ними не встречусь. Есть только здесь и сейчас — и не более того. Но безусловно, и не менее. Как говорил Оруэлл, быть взрослым, значит обладать «силой смотреть в лицо неприятным фактам». Истинная зрелость начинается именно с этого — с отказа от успокаивающих небылиц. Есть нечто поистине раскрепощающее в признании того, что мы млекопитающие, которым на земле отведено прожить лет восемьдесят, не больше (если повезет).
    Чтобы быть атеистом, нужна некая врожденная храбрость. Атеисты смотрят в лицо смерти без мифов, без прикрас, без сахарной облатки. А для этого нужно мужество.
    4. «Если ты атеист, жизнь бесцельна».
    Цель здесь берется из ложной посылки — что божество предписывает подчинение своей воле. Такая цель не заслуживает уважения. Осмысленному и целенаправленному существованию есть множество причин и оснований, относящихся к достижению целей эпохи Просвещения. Прежде всего, это решение проблем нашего мира путем рационального обсуждения, а не методами религии и традиции. Недаром эпоху Просвещения, когда зародился и начал укрепляться атеизм, также называют эпохой рассудка.
    5. «Если упразднить религию, ничто не помешает людям убивать, насиловать и грабить».
    Это не так. Убийство, насилие и грабеж широко распространены и в религиозных обществах, причем зачастую они осуществляются с благословения духовенства. Существует длинный перечень варварских жестокостей и зверств, осуществлявшихся и осуществляемых во имя той или иной веры: войны, массовые убийства, террористические акты, инквизиция, крестовые походы, обычай отрубать руки ворам, обрезание клитора и больших половых губ, использование группового изнасилования в качестве наказания. Все это свидетельствует о склонности религии к варварству и бесчеловечности, или по крайней мере, о ее тенденции к попустительству этим действиям. Библия и Коран оправдывают эти и прочие зверства, от которых прежде всего страдают женщины и гомосексуалисты. Не без причины средние века в Европе издавна называют эпохой мракобесия. Тысячелетие церковной власти, закончившееся только с приходом Возрождения (когда Европа повернулась от Бога в сторону человека), было жестоким и страшным временем.
    Нравственность возникает из нашего изначального стремления к безопасности, стабильности и порядку, без чего не может жить и работать ни одно общество. Основополагающие нравственные заповеди (например, что убивать и красть — это неправильно) возникли раньше религии. Тех, кто воздерживается от совершения преступлений лишь из страха перед гневом Всевышнего, а не потому, что они видят разницу между добром и злом, не следует превозносить и восхвалять. И уж тем более — не следует доверять. То, какие обычаи, действия и привычки в данное время являются нравственными, должно быть предметом разумных дебатов. Идеалы хозяина и раба и обязательное поклонение божественному началу, наполняющие религии, глубоко враждебны таким дебатам. Нам надо вычерчивать и составлять наш нравственный курс на основе равенства, а иначе ни о какой справедливости не будет и речи.
    6. «Ничто не может сравниться с величием Бога и Его мироздания».
    Не надо приплетать к этому Бога. «Мироздание» величественно само по себе, и это признает каждый, кто вглядывался в глубины Гранд-Каньона или в ночное небо. Плывя на пироге по реке Конго, я часто приходил в восторг, наблюдая за сверкающими звездами и за планетами, отчетливо заметными на фоне Млечного пути. И это лишь одно из многих впечатлений, выходящее за пределы нашего познания, которое я, атеист, получил, путешествуя по свету. Мир удивителен и прекрасен сам по себе, и для этого не нужна вера. Для этого нужны только обостренные чувства.
    7. «Неразумно верить в то, что мир возник без создателя».
    Нет, неразумно делать вывод о том, что наблюдаемое вокруг нас создано неким невидимым и всемогущим Вседержителем. Бремя доказательства ложится на того, кто заявляет о присутствии сверхъестественных сил, на что неустанно указывают новые атеисты. Но опять же, новые атеисты не изобрели здесь никаких новшеств. Почти 200 лет тому назад британский поэт Шелли в своем трактате «Необходимость атеизма» отмечал: «Бог — это гипотеза, и как таковая она нуждается в доказательстве: бремя доказывания ложится на верующего». Ему это было ясно еще до того, как мы вычислили геном человека, открыли бозон Хиггса и изобрели телеграф.
    8. «Я буду молиться за тебя, дабы ты увидел свет».
    Это ни к чему, но делай так, как тебе хочется. Авраам Линкольн говорил по этому поводу: «Чему суждено быть, того не миновать; и никакими нашими молитвами это предопределение не остановить».
    9. «Если ты ошибаешься насчет Бога, то отправишься в ад. Поэтому лучше верить».
    Знаменитое пари Паскаля живо даже среди тех людей, которые никогда не слышали об этом французском философе и математике 17-го века. Оставим в стороне вопрос о том, понравится ли требующему безусловной любви Богу ваше явное своекорыстие, и спросим, какой бог спасет нас от вечных мук. Католический? Иудейский? Мусульманский? Учения всех трех авраамических религий закрывают путь в рай тем, кто придерживается «неправильной» веры.
    10. «Религия утешает меня, особенно в моменты горестных утрат. Плохо, что ты не веришь».
    Писатель Джордж Бернард Шоу отмечал: «То, что верующий счастливее скептика, верно не более, чем то, что пьяный счастливее трезвого. Счастье легковерия — это низкое и опасное качество». Что до меня, то несколько рюмок водки — это то, что мне надо. Вполне конкретно и по существу.
    После смерти своего сына Линкольн, остро нуждавшийся в утешении, все равно говорил: «Мои прежние взгляды на необоснованность христианской схемы спасения и на человеческое происхождение Священного Писания по прошествии лет стали четче и сильнее, и я не вижу причин, по которым они должны измениться».
    10. «Когда ты состаришься и приблизишься к смерти, тебе понадобится религия».
    Пожалуй, в старческом слабоумии все возможно, но такой поворот событий маловероятен. Старость и перспектива смерти ни в коей мере не повышают привлекательность вымышленного утешения о том, что ты попадешь в рай, а также достоверность злобных мифов о геенне огненной и о проклятии. Страх и слабоумие нельзя ставить на службу фантастическим утверждениям о мироздании и о нашей предопределенной судьбе.
    То, что человек с годами обращается к религии, во многом связано с воспитанием, и поэтому тем более важно выступать против презумпции веры у детей. Человек считал бы библейские события (типа спонтанно загоревшегося куста, расступившегося моря, целомудренного зачатия, воскресения пророка и так далее), которые якобы свидетельствуют о божьем вмешательстве в наши дела, сказкой и вымыслом, если бы не та вера, с которой мы невольно относимся ко всему этому, даже не обсуждая вопрос об обоснованности таких толкований.
    11. «Ты не имеешь права критиковать мои религиозные убеждения».
    Неверно. Такое заявление нацелено на подавление свободы слова и диалога на тему, которая исключительно важна почти во всех аспектах существования нашего общества. Никто не имеет права делать необоснованные заявления или ручаться за истинность бездоказательных утверждений на основе «священных» текстов, рассчитывая при этом на то, что никто из числа мыслящих людей не станет ему возражать.
    12. «Иисус был милосерден».
    Если Иисус существовал (а спустя столетия поисков у нас по-прежнему нет доказательств, что он существовал), то порой он был бессердечным прорицателем рокового конца для тех грешников, которых предположительно любил. Ведь это он говорил тем, кто не мог утешить и поддержать бедных, что они будут прокляты, попадут в вечный огонь и обрекут себя на дьявольские муки.
    13. «Ты не можешь доказать, что Бога нет».
    Правильно, по крайней мере, если использовать терминологию гносеологии. Разумные атеисты — как новые, так и старые — не станут с этим спорить. Так, Ричард Докинз говорил своим слушателям, что номинально он агностик, поскольку невозможно доказать, что что-то не существует. Он называл себя атеистом лишь в том смысле, что он «верит в гномов, эльфов и единорогов, так же, как и в Бога». Доказательств существования Бога, эльфов и гномов, говорил Докинз, «в равной степени мало».
    14. «Моя религия является для меня истиной».
    Сентиментальное, узкое и незрелое заявление, граничащее с бредом и противоречащее христианству и исламу, которые не признают друг друга, но претендуют на собственную универсальность. Вы не найдете ученого, который скажет: «Квантовая физика является для меня истиной». Никто бы не поверил разработчику вакцины от полиомиелита Джонасу Солку (Jonas Salk), заяви он по поводу действенности своей вакцины, что она является для него истиной.
    15. «Не надо воспринимать все в Библии буквально».
    Если не воспринимать Библию (и прочие тексты, основанные на «откровениях») буквально, то читатель сможет по своему усмотрению выбирать в ней отдельные куски для своей веры. Но путеводителя по такому отбору не существует, и люди неверующие призывают относиться к этим текстам критически.
    Я не выступаю за неучтивость, но вооружитесь смелостью своих рациональных убеждений — и вперед. Всем нам от этого будет только лучше.
    Джеффри Тейлер работает внештатным редактором в The Atlantic. Недавно в электронном виде была опубликована его седьмая книга «Topless Jihadis Inside Femen, the World’s Most Provocative Activist Group» (Гологрудые джихадистки из Femen — самой провокационной и соблазнительной организации в мире).

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

    «Монотеист» перенаправляется сюда. Для дэт-металлической группы см Monotheist (группа) . Об альбоме Celtic Frost см. Monotheist (альбом) .

    Часть серии по

    Бог

    Монотеизм — это вера в одного бога. Более узкое определение монотеизма — это вера в существование только одного бога, который создал мир, является всемогущим , вездесущим и всеведущим и вмешивается в этот мир.

    Можно провести различие между исключительным монотеизмом и как инклюзивным монотеизмом, так и плюриформным ( панентеистическим ) монотеизмом, которые, признавая различных различных богов, постулируют некое основное единство.

    Монотеизм отличается от генотеизма , религиозной системы, в которой верующий поклоняется одному богу, не отрицая того, что другие могут поклоняться разным богам с равным основанием, и монолатризма , признания существования многих богов, но с последовательным поклонением только одному божеству. Термин » монолатрия «, возможно, впервые был использован Юлиусом Велльхаузеном .

    Более широкое определение монотеизма характеризует традиции бабизма , веры бахаи , балийского индуизма , као-дай (каодайизм) , хондоизма (чхондогё) , христианства , деизма , друзов , экканкара , индуистских сект, таких как шиваизм и вайшнавизм , ислам , иудаизм , Mandaeism , Растафари , Seicho нет Того , сикхизм , тенгрианство (тангризм), тенрикё (Tenriism) , Езидизм , и зороастризм , и элементы предварительно монотеистической мысли встречаются в ранних религиях , такие как атонизм , древняя китайская религия , и Yahwism .

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *