О вещая душа моя тютчев стих — «О вещая душа моя!» Ф.Тютчев

Анализ стихотворения Тютчева О вещая душа моя
«О вещая душа моя!..»
Федор Тютчев — О, вещая душа моя: Стих
Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «О вещая душа моя!»
Ф.И. Тютчев. Анализ стихотворения «О вещая душа моя»
Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…».

Поэт обращается здесь к душе и сердцу:. Во второй строфе речь идет уже о душе. Она построена по принципу антитезы. Здесь речь идет о материальной жизни и о жизни подсознательной, порывах души. В третьей строфе тоже присутствует антитеза. Поэт использует различные тропы: Тютчевым в году. Произведение относится к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования — земную и небесную. Душа — это божественное начало в человеке. Сердце же — это его земная, материальная природа. О, вещая душа моя! О, сердце полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Как точно замечает Я. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева — иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно. Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. Так, ты — жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон — пророчески-неясный, Как откровение духов…. Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе-сердцу поэта: В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе — земное и божественное, слить их воедино:. Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые — Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: Композиционно произведение делится на три части построфно. В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах — они противопоставлены. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной? Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Военная тема — ключевая в творчестве А. Она присутствовала на всем протяжении его жизни. Тема эта проявлялась то как быстрый поэтический всплеск-отклик на событие, то становилась целой поэмой, в которой была глубина исторического обобщения. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих …. В ней в простой и доступной каждому форме отразился военный быт, нелегкая доля солдата, психология человека на войне, а также философские размышления о жизни и смерти, славе и страданиях русского солдата-богатыря. О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги,- О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон — пророчески-неясный, Как откровение духов…. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения. Третья строфа — попытка примерить между собой два начала земное и божественное. В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие. Анализ содержания произведения анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика. Этюды о лирике Тютчева. Главная Анализ стихотворений Пушкин Лермонтов Есенин Некрасов Фет. Анализ стихов Анненский Апухтин Ахматова Бальмонт Баратынский Барто Блок Брюсов Бунин Гиппиус Гумилев Державин Есенин Жуковский Заболоцкий Лермонтов Майков Маяковский Некрасов Никитин Пастернак Полонский Пушкин Северянин Суриков Тургенев Тютчев Фет Хлебников Цветаева. Поэт обращается здесь к душе и сердцу: О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. В финале поэт вновь говорит о душе. Так, ты — жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон — пророчески-неясный, Как откровение духов… Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе — земное и божественное, слить их воедино: Так, ты жилица двух миров, Твой день — болезненный и страстный, Твой сон — пророчески-неясный, Как откровение духов… Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые — Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. Характеристика произведения лирического жанра тип лирики, художественный метод, жанр. Значение стихотворения для всего творчества поэта. О сердце, полное тревоги, — О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия.

Гидроизоляция лоджии изнутри своими руками
Тату короны на щиколотке обозначение
Который теперь час и сколько времени
Связать стильный свитер спицами
Сколько стоит субару легаси

* * *

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в…

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Анализ стихотворения Тютчева «О вещая душа моя!..»

Стихотворение, датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Отражение свое она нашла в троекратном повторении восклицания «О», глаголе «бьешься», употребленном по отношению к сердцу.

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. В стихотворении «О вещая душа моя!..» поэт называет день болезненным и страстным, ночь – пророчески-неясной. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения.

Третья строфа – попытка примерить между собой два начала (земное и божественное). В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.

«О вещая душа моя!..» – программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Федора Ивановича. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.

Анализ Стихотворения Тютчева «О, вещая душа моя…».

Стихотворение «О, вещая душа моя…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «О, вещая душа моя…» было создано Ф.И. Тютче­вым в 1855 году. В 1857 году оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Стихотворение относится к философской лирике, жанр его — лирическая медитация с элементами философского раз­мышления. В этом стихотворении Тютчев раскрывает свое ми­роощущение поэта-романтика, противопоставляя жизнь мате­риальную и жизнь души.

И этот образ «двойного бытия» возникает уже в первой стро­фе. Поэт обращается здесь к душе и сердцу:

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия.

Это «двойное бытие» обозначает и двойственность челове­ческой природы, два начала в человеке, которые, по мысли по­эта, противостоят друг другу.

Во второй строфе речь идет уже о душе. Она построена по принципу антитезы. День души, «болезненный и страстный», противопоставлен ночи ее «с пророчески-неясным сном». Здесь речь идет о материальной жизни и о жизни подсознательной, порывах души.

В третьей строфе тоже присутствует антитеза. «Страсти роко­вые» противопоставлены здесь вечности:

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.

В финале поэт вновь говорит о душе. Таким образом, мы име­ем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми. Поэт использует различные тропы: эпитет («вещая душа», «день — болезненный и страстный»), сравнение и метафору («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), синтаксический параллелизм («Твой день — болезненный и стра­стный, Твой сон — пророчески-неясный»).

Таким образом, основная тема стихотворения — скрытое те­чение жизни, двойственность всего сущего на земле.

Здесь искали:
  • о вещая душа моя анализ
  • анализ стихотворения тютчева о вещая душа моя
  • анализ стихотворения о вещая душа моя

Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.
Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:

О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы» . Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно.
Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…

Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких-то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе-сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь-сон приоткрывает перед ним какие-то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак» .
В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).
Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески-неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).
Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?» .

1. Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 22.

3. См. Кушнер А.С. Аполлон в снегу. Заметки на полях. – Л. 1991.

А.И. Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Главной причиной высылки послужил первый том «Архипелага ГУЛАГ», …

Творческий путь А.Т. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине 20-х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Во время войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом, одновременно создавая главный труд своей жизни — поэму «Василий Теркин». «Книга про бойца» принесла …

Военная тема — ключевая в творчестве А. Твардовского. Она присутствовала на всем протяжении его жизни. Тема эта проявлялась то как быстрый поэтический всплеск-отклик на событие, то становилась целой поэмой, в которой была глубина исторического обобщения. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. В изображении …

Тема соотношения героя и народа в поэме Твардовского «Василий Теркин» занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих …

«Книга про бойца», как назвал А.Т. Твардовский свою поэму «Василий Теркин», создавалась на протяжении суровых военных лет с 1941 по 1945 год. В ней в простой и доступной каждому форме отразился военный быт, нелегкая доля солдата, психология человека на войне, а также философские размышления о жизни и смерти, славе и страданиях русского солдата-богатыря. Прообраз главного …

«О вещая душа моя!» Ф.Тютчев

«О вещая душа моя!» Фёдор Тютчев

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Так, ты жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Анализ стихотворения Тютчева «О вещая душа моя!»

Стихотворение «О, вещая душа моя!», датированное 1855 годом, принято относить к философской лирике. По мнению литературоведов, в этом произведении ярко проявляется двойственность мироощущения поэта. В первой строфе Тютчев противопоставляет душу, как нечто небесное, божественное, и сердце, как воплощение земного. Федор Иванович признает тревожность полярности человеческого бытия и невозможность избавиться от этой двойственности. От строчки к строчке все больше нарастает тревога. Отражение свое она нашла в троекратном повторении восклицания «О», глаголе «бьешься», употребленном по отношению к сердцу.

Во второй строфе возникает мотив двоемирия, характерный для романтизма. Кроме того, использована антитеза, часто встречающаяся в творчестве Тютчева. Речь идет о противопоставлении двух времен суток. В стихотворении «О, вещая душа моя!» поэт называет день болезненным и страстным, ночь — пророчески-неясной. Человек вынужден жить в обоих мирах. Для людей творческих ночь намного предпочтительнее, ведь, по мнению Тютчева, она сулит некие пророческие откровения.

Третья строфа — попытка примерить между собой два начала (земное и божественное). В стихотворении она завершается неудачей. Сердце волнуют страсти роковые. Душа намерена вознестись к небесам, отвергнув все низменное, слишком человеческое. Тут возникает образ Марии Магдалины, раскаявшейся грешницы, готовой навсегда прильнуть к ногам Христа. Композиционно Федор Иванович закольцовывает стихотворение. Божественная душа природы отмечается вначале при помощи эпитета «вещая». Упомянута она и в финале. Как раз посредством образов Христа и Магдалины.

«О, вещая душа моя!» — программное стихотворение в лирике Тютчева. Известный русский писатель и философ-утопист Чернышевский причислил его к «прекрасным пьесам» Федора Ивановича. Многие исследователи творчества поэта считают, что ключевой темой для него на протяжении всей жизни была тема души. В данном случае ее раскрытие отличается удивительной полнотой и философской глубиной. Редкий стихотворец был настолько увлечен душой, буквально загипнотизирован ею. Она была его главной привязанностью. Не исключено, что именно благодаря этому увлечению поэзия Тютчева осталась жить в веках, приобрела бессмертие.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, вещая душа моя…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «О вещая душа моя…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1855 году. Впервые было опубликовано в журнале «Русская беседа» в 1857 году. Произведение относится к философской лирике, жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический.

Как отмечают исследователи, это стихотворение ярко отражает полярность, двойственность мироощущения Тютчева. Поэт утверждает здесь двойственную природу человеческого существования – земную и небесную. Душа – это божественное начало в человеке. Сердце же – это его земная, материальная природа. В первой строфе поэт будто объединяет эти два начала, используя местоимение «ты»:

О, вещая душа моя!
О, сердце полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.

Как точно замечает Я.О. Зунделович, «первая строфа звучит как страстно-напряженное признание поэтом тревожности его двойного бытия, преодолеть, избыть которое ему не дано. В троекратное восклицательное «О» вложил Тютчев нарастающее чувство своей тревоги, прибой которой особенно усиливается к концу строфы». Нарастание этой тревоги передается и глаголом «бьешься», и выражением «как бы», и восклицательной интонацией в последней строчке. Многоточие в финале строфы оставляет нам простор для размышлений. За порогом земной жизни у Тютчева – иной порог, и вот его-то поэту перейти невозможно.

Вторая строфа построена по принципу антитезы. Здесь возникает мотив двоемирия. День, «болезненный и страстный», то есть жизнь земную, реальную, поэт противопоставляет ночи, сну «пророчески-неясному», то есть жизни души. Человек у поэта живет в обеих этих сферах. И если в первой строфе это предположение было условным (это подчеркнуто выражением «как бы»), то во второй строфе мы видим безоговорочное утверждение причастности бытия двум мирам:

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов…

Исследователи также отмечают своеобразие в характеристике дня и ночи в данном произведении. «Здесь день не просто «земнородных оживленье», он исполнен тут болезненности и страстности; с другой стороны, ночь (сон) здесь не «обнажение» бездны, а момент каких-то пророческих предощущений. Тютчев противопоставляет здесь день и ночь по степени их эмоциональной насыщенности, по определительности тех переживаний…, которые они несут душе-сердцу поэта: блистательный день влечет к болезненному и страстному изживанию жизни, а ночь-сон приоткрывает перед ним какие-то пророческие откровения. Ночь открывает здесь перед поэтом не пугающую бездну, а… дает ему исход из мира ослепительных страстей в успокоительный полумрак».

В третьей строфе поэт, казалось бы, пытается объединить два начала человеческой природе – земное и божественное, слить их воедино:

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Однако действительно ли эти отношения земного и небесного у Тютчева столь гармоничны? Скорее нет, чем да. Порывы душевные и земные у поэта разнонаправленны: «страдальческую грудь волнуют страсти роковые», душа же готова отрешиться от этих страстей, устремившись к небесному идеалу, к бесстрастию. Эта разновекторность человеческого бытия подчеркнута у поэта придаточным уступительным («Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые…»).

Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой строфе два начала человеческой природы объединены. Во второй и третьей строфах – они противопоставлены. Начинается и заканчивается стихотворение темой души, ее божественная природа подчеркнута в начале стихотворения словом «вещая», в финале – готовностью «К ногам Христа навек прильнуть». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – кольцевая.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вещая душа», твой сон – пророчески-неясный»), сравнения («Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть»), метафору («О, вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия»), анафору и синтаксический параллелизм («Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный»), риторическое восклицание («О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!…»).

Стихотворение «О, вещая душа моя…» является программным в творчестве Тютчева. «Не природа, не стихия, не хаос, не ветер, не день, не свет, не тьма, не сон, не ночь… – «душа», вот слово, пронизывающее всю поэзию Тютчева, главное его слово. Нет другого поэта, который был бы загипнотизирован ею с такой страстью, так сосредоточен на ней. Это главный интерес, главная привязанность Тютчева. Не это ли, чуть ли не вопреки его воле, сделало поэзию Тютчева бессмертной?».

МегаШпора в соцсетях:

Фёдор Тютчев

Послушать стихотворение Тютчева О вещая душа моя

Темы соседних сочинений

Тютчев

Исполнитель

Игорь Балалаев

Дата

23 март

Категория:

Тексты песен

Просмотров:

Рейтинг

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Слова песни Игорь Балалаев — Молчи, душа

Вдали от всех,
в холодных стенах замка Иф,
Навек я узником остался.
Хоть я живой, я — миф,
Хоть я бежал – не спасся.
Хочу забыть,
забыть о прошлом навсегда.
Но как мне совладать с душою,
Когда, едва дыша,
она живёт тобою?
Молчи, душа моя,
Больше тебе не покорен я.
Молчи, душа, молчи,
Стань тишиною в печальной ночи.
Молчи, душа, молчи.
Стань тишиною в печальной ночи.
Проходит жизнь,
и в ней не будет больше нас.
Любовь давно в тебе остыла.
Будь проклят день и час,
Когда судьба нас разлучила!
Молчи, душа моя!
Больше тебе не покорен я!
Молчи, душа, молчи,
Стань тишиною в печальной ночи!
Молчи, душа моя!
Больше тебе не покорен я!
Молчи, душа моя, молчи… Нашли ошибку в тексте? Сообщите администратору, выделите неправильный текст и нажмите «Ctrl+Enter».

Видео

Игорь Балалаев, Молчи, душа

Похожие песни
  • 23 март Шура Кузнецова — Молчи и обнимай меня крепче
  • 23 март Севак Ханагян — Не молчи
  • 19 февраль Синяя Птица — Не молчи
  • 31 май Вертузаев Андрей — Ты только не молчи
  • 20 май Женя Юдина — Не молчи
  • Стоит посмотреть
    • 30 март

      h1Gh — Мы не виноваты

      Ищи, место будет всегда Ты в ответе за года — это то что загадал И проталины будут расти, прости,

    • 03 июль

      Amorphis — God Of Deception

      The god of deception a man with your face see him still wondering searching for your grave needles

    • 05 ноябрь

      Олег Газманов — Девушка с опасными глазами

      Первый Куплет: Я хотел тебя поймать, ай-я-яй Чтобы страсть мою унять, ай-я-яй Караулил по ночам,

    • 20 март

      AFI — …but Home Is Nowhere

      Twenty Six years and seems like, I’ve just begun To understand my, my intimate is no one When the

    • 09 июнь

      Beverley Knight — Cast All Yoru Cares

      It’s funny how we see the worst of things we look at our stress and strains even measure our labour

    • 12 июнь

      Alvvays — Next Of Kin

      We walked along the rocks for nearly an hour I caught the way you looked at me in the sunlight You

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *