Стом (Стомер) Матиас. Около 1600–1672
ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
Холст, масло. 102х128,5

Согласно Евангелию, Рождество Христа произошло в Вифлееме, куда Мария с Иосифом пришли для участия в переписи населения. Дева Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Первым о рождении Спасителя ангел возвестил пастухам, которые пришли поклониться Младенцу Христу. Но здесь, в отличие от большинства картин с этим сюжетом, мы не видим конкретных деталей, привязывающих евангельскую тему к определенному месту и времени, – лишь поток света выхватывает из тьмы мгновение, принадлежащее вечности.
Матиас Стом – голландский последователь итальянца Микеланджело да Караваджо – изображает не смиренных пастырей, а создает героические образы первых христиан, готовых отдать жизнь за свою веру. Возвышенность образов не противоречит реальности, даже натуралистичности в изображении пастухов – художник показывает их грубые натруженные руки, обветренные морщинистые лица, передавая ощущение величия и аскетичной простоты героев.
Картина находилась в коллекции князя Н.Б. Юсупова.

Поступление. В 1933 из Государственного музея изобразительных искусств

Нут (егип. nw.t) – в древней египетской мифологии, богиня неба, чье тело издревле символизировало небесный свод. Согласно гелиопольской теологической системе, Нут была дочерью Шу, сестрой-супругой Геба, матерью Осириса, Изиды, Гора (Хорура), Сета и Нефтиды. Эпитеты: «Великая», «Огромная мать звезд», «Рождающая богов».

Ещё «Тексты Пирамид» говорят о «Pa, золотом телёнке, рожденном небом», т.е. Небесной Коровой. Отклики этого сказания, бывшего, повидимому, некогда одним из основных египетских мифов о происхождении мира, встречаются и в других текстах и на ряде изобразительных памятников, причём иногда миф о Небесной Корове сохраняется в переработанном виде, а иногда он даже сплетается с другими сказаниями. Так, Небесная Корова встречается в сценах рождения солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две Небесные Коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное Солнце.

Упоминание о Небесной Корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец «сел на спину Небесной Коровы Мехет Урт и поплыл по горизонту».

Долгое время существовало представление о ежедневном рождении и умирании Светила. Согласно ему, богиня неба Нут, принимая облик коровы Мехет Урт, утром рождает золотого телёнка (розовый цвет зари — это кровь богини при родах); за день телёнок взрослеет, становится Быком-Ра; вечером Бык совокупляется с Небесной Коровой Нут, после этого богиня проглатывает солнечного Быка, а утром рождает опять, и всё повторяется; с этим представлением связаны распространённые эпитеты Ра «Бык своей матери» и «Тот, кто воскресает в своём сыне».

Согласно египетской мифологии, Ра, состарившись, устал от пребывания на земле с людьми. Нун, древний бог, имя которого означает «первоначальный океан», посоветовал ему сесть на спину коровы Нут. Корова Нут, с сидевшим на ее спине Ра, поднялась и стала небом. Тогда Ра выразил свое «удовлетворение» и пожелание «насадить зеленые травы» на небе. Играя словами, рассказчик сообщает, что благодаря этому высказыванию Ра появились «Поля Удовлетворения», «Поля Тростников» (Иару). В основе этих древних названий лежит идеал земледельцев – земля для возделывания в потустороннем мире. Игра слов широко распространена в египетских текстах и гимнах.

На большой высоте у коровы Нут закружилась голова, и она задрожала. Тогда величество Ра сказал: «Если б только я имел хех , чтобы поддержать ее». Этими словами он сотворил (восемь) божеств хех, которые поддерживали ноги небесной коровы. Наконец, Ра повелел богу Шу поместиться под коровой, чтобы поддерживать ее брюхо и стеречь восемь божеств хех. Это космогоническое повествование объясняет, как возникло небо, существование небесных полей Иару и восьми богов, которые поддерживают ноги коровы.

Образ богини Нут, как великой небесной коровы, выносящей на своих рогах из космической тьмы солнечный диск, является наиболее древним. Другой ее образ – антропоморфный, в виде женщины, простирающейся по всему горизонту (изогнутой в виде арки, усеянной звездами) и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног.

    «О великая, ставшая небом, о как сильна ты, как могущественна; наполняешь место каждое своей красотой; вся земля под тобой, тебе принадлежащая. Как охватываешь ты землю и все сущее руками своими…» (Pyr. 432).

Ежедневно по телу небесной богини странствует в золотой ладье Манеджет бог Солнца Ра; с востока на запад неумолимо несут его небесные воды ко рту Нут, через который он попадает в Дуат – загробный мир.

    «Это через рот Нут величество этого бога проходит в Дуат. Затем продвигается он вперед, проходя по небу. С ним звезды эти входят и с ним проходят вперед, спеша к местам своим…»

На ночной ладье Месектет, сотворенной богинями из черного дерева, Солнечная Душа совершает извечное плавание по потусторонним водам, освещая Дуат и неизменно побеждая змея Апопа – олицетворение вселенского зла.

Согласно одному из мифов, Геб и Нут поссорились, тогда Шу (Воздух) разъединил супругов, подняв Нут высоко над землей.

    «Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее (Нут) в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом (Ра) они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества (Ра) на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: «Свинья, поедающая своих поросят», потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: «Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно»».

Как божество, дающее возрождение солнцу, Нут считалась великой защитницей душ умерших, заботящейся об их посмертном существовании, вечной жизни и возрождении. Как покровительница усопшего, Нут часто изображается на внутренней стороне крышки саркофага, словно склоняясь над мумией и принимая ее в свои объятия; тексты Древнего царства даже напрямую иногда называют крышку саркофага Мут – «мать», отождествляя ее с предвечной богиней неба.

Согласно изображениям на стенах шести осирических святилищ в Дендере, саркофаг, в который во время осирических празднеств месяца Хойяк помещается мумия бога, наполненная зернами пшеницы, также символизирует тело богини Нут, его матери, из которого он должен вновь родиться.

    «О, Осирис, мать Нут – обитель твоя, – гласит текст, – живот ее – защита для зародыша твоего, вырастит она кости твои, укрепит она плоть твою, оживит она на плоти кожу твою, вскормит она тебя в форме земной, как родила тебя в мир в Фивах».
  • Египетская мифология. М., Эксмо, 2002
  • В.Солкин «Нут, «великая, ставшая небом»»

Примеры употребления слова ясли в литературе.

Здесь в ряду других коней, притороченных к яслям, стоял и князь-Иванов бахмат, перекинувший свою белую голову Куземкиной кобыле через каурую шею.

Те люди, питаясь гнилой картошкой, нашли в себе духовные силы ликвидировать в стране беспризорность, построить десятки детских садов, яслей, школ, пионерлагерей.

А и кассирши, и бухгалтерши, и в химчистке которые блевотину нашу принимают, и воспитательницы из яслей, и продавщицы, особенно зимой, если на улице овощи продают, фрукты и мороженое, со стройки бабы и с мясокомбината, из всяких фабрик и мастерских.

Воспитательное и здравоохранительное учреждение, объединяющее ясли и детский сад.

Но большинство сочло его ссылку на бога просто предлогом: Лисандр боялся эфоров, домашнее ярмо было для него невыносимо, он не терпел власти над собой и потому стремился вырваться на свободу, словно лошадь, вернувшаяся с заповедных лугов и пастбищ назад к яслям и снова приневоленная к обычной работе.

Источник: библиотека Максима Мошкова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *