Содержание

Кузнецова С.П.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ: ТЕНДЕНЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: справедливость, правосудие, закон, законность, судоустройство, суд, вина, законодательство.

Аннотация: На современном этапе исторического развития над российским гражданским обществом стоит достаточно острая проблема реформирования и интегрирования правовых основ общественной жизни, юридических аспектов. Решение этой проблемы невозможно без анализа накопленного опыта, необходимого для выработки новой тенденции понимания того, какими должны быть новые формы общественной жизни, моральные устои, нравственное развитие.

Keywords: justice, justice, law, legality, courts, court, guilt, law.

По мнению многих экспертов и юридических деятелей, одними из наиболее значимых ориентиров сегодня является идея демократического, правового и социального государства, и связанная с ней концепция развития гражданского общества . Это положение достаточно четко нашло свое отражено в статье 1 Конституции РФ, но при более тщательном рассмотрении данного института, понимаем, что для воплощения этой идеи в действительность необходимо широкое внедрение правовых идей и в жизнь российского общества. Воплощение правовых механизмов в жизни общества невозможно без актуализации основополагающих идей и категорий правосознания. Одной из подобных категорий является категория справедливости. Тесная взаимосвязь терминов «справедливость» и «правосудие» определена в практических аспектах и юридической практике.

Первое в историческом общественном сознании понимание справедливости было связано с непререкаемостью и обязательностью норм первобытного строя. Она понималась как простое и

закономерное следование общепринятому порядку, сложившимся устоям.

При этом идея справедливости и ее связь с моральной оценкой политико-правовых установлений не теряет своей актуальности и для современных социально-политических проявлений. Назначение права — регулировать и направлять поведение людей в обществе, стремиться создать законопослушное, правовое гражданское общество с подчинением правовым нормам, закрепленных в законах. Возникая в ответ на общественную потребность в поддержании устойчивости и целостности гражданского общества, право выражает общественную историческую необходимость его существования и развития, оно имеет официально закрепленный и гарантированный государством характер. Исполнение юридических норм обеспечивается силой принуждения с помощью государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления и правоохранительных органов. Право в качестве своего источника имеет волю законодателя, несмотря на то это народное собрание, монарх, парламент или органы государственной власти. Принятые законы закрепляют, фиксируют и четко трактуют права и обязанности граждан, свод законных интересов всех категорий граждан. Заключенные в них требования являются обязательными для исполнения, а нарушения этих требований или отклонения от них рассматриваются как незаконное поведение, правонарушение или даже преступление, предполагающее правовую (юридическую) ответственность, которая может быть дисциплинарной, гражданской, административной, либо уголовной. Справедливость же, входящая в понятие права, это само-регулятор и само-анализатор поведения человека.

Человек, зачастую совершая то или иное действие (деяние), руководствуется простыми соображениями собственной выгоды, следуя исключительно своему персональному интересу. Современное понимание справедливости во многом обусловлено представлением о человеке, сформированном в европейской культуре. Это представление о человеке как самостоятельной особи, обладающей неотъемлемыми правами и наделенный способностью самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основе некоторых общезначимых норм, что связано с признанием первичности его прав и законных интересов по отношению к иным субъектам.

Идея и тенденция справедливости в ее современном понимании связана с идеей необходимости моральной оценки существующих законов, так называемых табу и запретов . Однако представления

о правах и свободах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся в моральном сознании, так называемом правосознании, иногда предлагающем изменения к текстам законов, либо к их буквальному толкованию и применению. Каждый из нас сталкивался с тезисом «современные законы несовершенны и порой даже не работают (неприменимы) в той или иной ситуации». И это мнение имеет полное и законное право на существование, поскольку в реалиях это так. Таким образом, концепция законности отражает совершенствование правового регулирования с целью максимально полной реализации в ней моральных и нравственных норм.

Итак, два значимых и ключевых термина «справедливость» и «правосудие». В юридической природе правосудие определяется как «форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел — об уголовных преступлениях, гражданских спорах, административных делах. Правосудие имеет ряд обязательных и неотъемлемых признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными уполномоченными государственными органами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленном законом процессуальном порядке, в рамках компетенции, и в соответствии с правилами подведомственности и подсудности.

Рассматривая категорию судебных актов, можно достаточно долгое время рассуждать о понятиях нравственности и справедливости работников аппарата суда и «отражении» их нравственных качеств в судебных решениях. Однако однозначно определение — справедливость судебных решений возможна исключительно при четком и строгом соблюдении норм законодательства. Случается, что в рамках закона правоприменитель (судья, прокурор) находит решение верное с юридической точки зрения, однако, с учетом индивидуальных особенностей случая, конкретных обстоятельств дела, такое решение может быть не всегда справедливым и в некотором смысле нравственным, гуманным.

Таким образом, справедливость в юридической практике имеет обособленное значение, она является одним из ключевых принципов при решении юридических дел, когда суду предоставлена возможность выбора . Когда суд по своему усмотрению разрешает судебное дело, либо постановляет приговор, либо выносит решение, которое предположительно с позиции законодателя и с точки зрения юридической, должно быть в полном объеме законным и обоснованным.

Справедливость наряду с законностью, обоснованностью и целесообразностью является основным требованием к толкованию и применению права на практике, и, по большей степени это связано с судебной практикой разрешения дел, будь они гражданские, административные, либо уголовные. При этом справедливость, необходимым условием которой являются законность и обоснованность, оказывается тесно связанной с общеправовым принципом целесообразности. Справедливым в рамках закона может быть признано единственно возможное в конкретном случае, наиболее оптимальное, разумное решение, законное и обоснованное. Оно может быть принято на основе правильного, объективного установления существенных обстоятельств дела, их верной правовой и социальной оценки, истолкования конкретной правовой нормы в системе других норм, правильном выборе и применении конкретной правовой нормы. Известно, что, только установив справедливую истину, можно справедливо избрать меру наказания виновному в совершении правонарушения, либо преступления. При этом наказание виновного только одна сторона этой справедливости.

Второй, чрезвычайно важной его стороной, является полное соответствие тяжести содеянного деяния и индивидуальности -личности правонарушителя, преступника, его нравственному облику и личностных качеств. Правильное решение этого вопроса в судебной практике представляет большую трудность и во многом у правоприменителей вызывает большие затруднения.

Следует отметить, что некоторые судебные решения не являются нравственными, при этом, они законны и обоснованы. Устранение коллизии между моралью и правом в ситуации такого рода возможно, как правило, лишь путем приведения закона в соответствие с моральными установками. Суд или иной правоприменительный орган должен попытаться более или менее удовлетворительно разрешить возникшую коллизию в рамках действующей правовой системы, применив объективно правовую (юридическую) норму. Это можно сделать путем справедливого истолкования данной нормы и познания ее действительного смысла в системе норм конкретной отрасли права, а также права в целом, учитывая кроме того индивидуальные особенности дела подлежащего разрешению, и личности лица, находящегося в статусе подозреваемого, обвиняемого, и сделать это необходимо независимо от того, к какой категории данный спор относится.

При применении аналогии закона (правовой нормы), правоприменительный орган распространяет его (ее) на определенные

правоотношения, регулирующие сходные правоотношения. Однако бывают случаи, когда в данной отрасли права отсутствуют нормы, регулирующие данный тип отношений между субъектами права, своего рода пробел в праве (неурегулированность). В случае такого коллапса, правоприменителю (судье) приходится обращаться к положениям смежного правового института, который в таком случае применяется в несколько ином порядке. Подобное дополнительное применение обуславливается единством права и разделением его на соответствующие отрасли, институты, подотрасли, образующие единую правовую систему, а также взаимосвязью между ними, как существующими между смежными и однородными правовыми институтами и отраслями права.

Обращаясь к данному способу преодоления пробелов в праве, разрешая так называемые «законные неурегулированности», правоприменитель должен обосновать сходство подлежащего разрешению случая с общественным отношением, урегулированным смежным правовым институтом, либо смежной отраслью права. В некоторых случаях имеющийся в той или иной сфере общественных отношений правовой пробел может быть устранен с помощью сложившейся юридической практики своего рода судебных (административных, правовых) прецедентов.

Тем самым, проблема принятие законных, обоснованных справедливых судебных постановлений, решений, во многом определяется качественным кадровым составом судебных и иных правоохранительных органов. Судья должен всегда помнить, что в его руках находится судьба, а иногда и сама жизнь человека, от его решения зависит очень многое. Поэтому для судьи вопросы морали, нравственности и соотношение с этими понятиями законности и справедливости, должно быть пропорциональным, равным, дабы не были бы нарушены принципы объективности и законности судебных решений. Однако вопросы нравственности и морали и их соотношение с законностью и справедливостью встречается и в деятельности работников МВД, прокуратуры, и иных органов и структур, деятельность которых сопряжена с предупреждением и пресечением правонарушений и преступлений. Отрицание юридического характера справедливости позволяет сделать заключение о том, что право по своей природе может быть несправедливым. Проблема справедливости как социально-экономического и нравственного явления продолжает оставаться открытой для дискуссий и социальных проектов на сегодняшний день. При этом, терминология справедливости,

правосудия, законности, правопорядка в приоритете и развитии и его однозначного правоприменения не сложилось.

Список литературы

4. Демченко В.А. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения // Научный обозреватель. 2015. № 11. С. 20-21.

5. Демченко В.А. Общая характеристика прокурорского надзора за исполнением законодательства в угледобывающей отрасли на современном этапе // Научный обозреватель. 2015. № 11. С. 17-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справедливость – это своего рода негласный закон, согласно которому каждый должен получить по заслугам. Однако многие современные люди живут по принципу «кто успел, тот и съел». Наглость для них — «второе счастье». И кажется, справедливости как таковой в жизни нет вообще, а есть только хаос, в котором мы отданы на волю случая. Однако в этой статье я попробую доказать обратное. Справедливость существует. Ее проявление доступно нашему пониманию как минимум в 90% происходящих явлений. Остаточные 10% мы, как правило, понимаем спустя время.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет. Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему. Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности. Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий. Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы. Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности. Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом»проекции». Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Истинная справедливость

Итак, если для человека мерилом всех ценностей являются материальные блага, конечно, жизнь будет казаться несправедливой и случайной. Материальное преходяще, и вовсе не гарантирует ни счастья, ни душевного покоя.

С опытом мы начинаем понимать, что в жизни все по своему уравновешено. Сам опыт – беспристрастный судья, управляющий нашими душевными состояниями. Индивидуальная жизнь в своей сущности – это наша реакция на происходящее. Реакция обусловлена опытом. В этом – истинная справедливость жизни.

Полное собрание и описание: сильная молитва на справедливость для духовной жизни верующего человека.

Молитвы от зла и врагов

В борьбе со злом, завистниками и недоброжелателями прекрасными помощниками будут православные молитвы. С поддержкой Высших сил вы сможете оградить себя от любого проявления негатива.

Если у вас начались проблемы на работе, вас терзают сомнения и неуверенность, обратитесь за поддержкой к Небесам. Молитвы помогут вам ощутить уверенность в своих силах и избавиться от негатива со стороны враждебно настроенных людей.

Молитва от недоброжелателей на работе

«Господи всемогущий! Спаси и сохрани раба грешного Твоего (имя). Огради меня от злобы и зависти, завистников моих терзающих. Отведи от меня гнев их и силу слова недоброго. Помоги, Господи, не пойти по стопам их да убереги от гнева ответного, в душе моей зарождающегося. Прости, Господи, за грехи мои да накажи врагов моих по справедливости. Я же прощаю их по воле Твоей да по заветам Твоим незыблемым. Аминь».

Молитва от врагов

«Господи Иисусе! Сохрани разум мой чистым, а помыслы добрыми. Помоги очиститься от скверны, врагами моими насылаемой. Свято верю в защиту Твою да в благословение Божие. Не гневайся на врагов моих, но и не оставляй без наказания поступки их алчные. Аминь».

Молитва для защиты к Ангелу-Хранителю

«Ангел Божий, Хранитель мой с рождения и до самой кончины, молю Тебя, заступник, сохрани меня от всякого зла. Погаси в душе негатив, мной управляющий да жизнь мою праведную нарушающий. Направь меня, раба Божьего (имя), на путь исправления да избавь меня от врагов и недоброжелателей, моих неприятностей алчущих. Аминь».

Молитва перед иконой «Всецарица»

«Пречистая Богоматерь! Услышь молитвы раба Божьего (имя) да не отринь просьб моих искренних в своем раскаянии. Призри меня и убереги от умысла злого да от негатива, меня преследующего. Царица Небесная, на Тебя и Твое покровительство уповаю. Сбереги меня, умягчи сердце мое, на врагов озлобившееся, да не позволь вершить самосуд деяниями неблаговидными. Аминь».

Молитва от злых людей

«Всемилостивая Божья Матерь! На Тебя уповаю, хранительница и защитница всего рода людского. Буди милостива ко мне, грешному (имя)», да не оставь в час сомнений и страхов. Избави, покровительница, от злой корысти, на меня направленной, да прибавь ума ненавистникам моим, потуши их зло, ко мне обращенное. Аминь».

Молитва для умягчения злых сердец

«Богородица Пресвятая! К Тебе за помощью обращаюсь. Смягчи сердца людские, злобой наполненные. Не дай нам, Матушка, пропасть от злобы своей. Да прости нам грехи наши и своеволие. Раны Твои слезами своими омываем да прощения за грехи наших предков просим. Аминь».

Молитвы являются самым сильным оберегом. Всемогущий Господь помогает каждому искренне раскаявшемуся в своих неблаговидных поступках и наставляет на путь истинный, ведущий к очищению и просветлению. Обращайтесь с молитвами к Высшим Силам, и вы обязательно получите защиту и поддержку. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что можно и нужно .

Православное сретение: молитвы на благополучие 15 февраля

В церковном календаре особое место занимают праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Сретение Господне принадлежит к этим .

20 ноября — день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. Одна из таких – .

Ваш главный враг по Знаку Зодиака

Астрологи, работающие над совместимостью Знаков Зодиака, выявили злейших врагов для каждого представителя зодиакального круга. Эмоциональные .

Сретение Господне 15 февраля: традиции и обычаи праздника

В православии есть множество важных праздников, одним из которых является Сретение Господне. Этот день наполнен радостью и скорбью, .

Живые молитвы от неприятностей и ссор на работе

Работа – это то место, где мы проводим основную часть своей жизни, она даёт нам средства к существованию, позволяет обеспечивать семью хлебом насущным и прочими материальными благами. Поэтому, когда у нас на работе начинается череда неприятностей, мы, естественно, ищем выход из них. Ибо невозможно проводить свою жизнь в постоянном стрессе, боясь гнева начальника каж дую минуту или сговора врагов за своей спиной. К тому же, в пору кризиса работу не сменишь очень просто, и приходится искать выход из ситуации – или терпеть нападки и страдать, или постараться повлиять и изменить!

Если уж так случилось, что вас угораздило попасть в нелёгкие времена и конфликт набирает обороты, то не идите на поводу у зла и ненависти, обратите свои чаяния к Богу, смирите свою душу, не давая гневу захлестнуть ваш разум. Помните мудрость предков: когда ты дал себя разозлить – ты проиграл!

Одним из лучших средств противостоять недоброжелателям, вернуть им всё зло и свести на нет происки против вас была и остаётся искренняя сильная молитва, обращённая к Всевышнему и его святым угодникам. Вся власть вершить наши судьбы в их руках. В их силах закрыть рот сплетникам или смягчить нрав шефа-тирана. Также им по силам упредить и подсказать вам верные шаги для выхода победителем в любой неприятной ситуации – будьте с Богом и он всё устроит!

Нужно понять, что сам по себе человек не приходит в этот мир злым, его таким делает демоническая сила, обуяв душу ненавистью и завистью. А противостоять силе дьявольской невозможно злом, ибо в таком случае дьявол побеждает в этом мире – мы становимся его проводниками из Преисподней. Убить зло можно исключительно с помощью силы и слова Господня. Уповайте на него, отдав в его руки ситуацию по усмирению ваших врагов.

Сила святых икон поможет и заступит вас от нападок злодеев

Сильная защита, что может оградить вас от ненависти и происков врагов на работе, – это иконы с ликами святых. Главное – иконы должны быть освящённые, поэтому покупка их должна совершаться не в сувенирных лавках, а в специальных магазинах, получивших благословение от священнослужителей и торгующих освящёнными религиозными атрибутами.

  • «Семистрельная» или икона Пресвятой Богородицы Умягчение злых сердец – чудодейственная икона, что способна разрешить всякий конфликт, вразумив врагов и смягчив сердце требовательного начальника. Она обезопасит от тех, кто замышляет против вас лихое, также способна своей невероятной силой смягчить споры и недопонимания в коллективе, наладив атмосферу взаимоотношений у людей.

Сильная молитва к «Семистрельной» восстанавливает мир в коллективе, вразумляя спорящих и останавливая конфликт между людьми. Её способность наводить мир давно известна и используется с благословения Святого Синода во всяких войнах, спорах, ссорах.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Семистрельной

Эта молитва, обращённая к Богородице, способна унять зло в сердцах вражьих, дать утешение обиженным и восстановить справедливость.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада» или «Утешение»

Молитва, обращённая к Богородице, поспособствует вам уйти от неприятностей, вразумить начальника и вселить в его разум доброту к вам. Выставит напоказ всех интриганов и сплетников, уймёт косые взгляды завистников.

Молитва перед иконой Споручница грешных

Держите на своём рабочем месте любую из этих икон, и зло, слетающее из уст врагов, будет им же и возвращено. Когда ситуация требует выяснения отношений, то воля Всевышнего поможет унять ссору миром. Отдавайте должное усердие молитве пред святым образом, и всё обязательно разрешится в вашу пользу, гарантированно уладив ситуацию с начальством.

Псалмы в помощь несправедливо обиженным и тем, кто претерпел от несправедливого навета

Псалтырь – это часть Библии, что открывает нам истинное слово Господа. Песни Давида помогают от всякой житейской напасти, в том числе способны унять недоброжелателей, настраивающих начальника против вас и творящих зло вам на несчастье. Даже если ваши враги способны на колдовство, псалмы помогут обезвредить демонические нападки.

  • Псалом 57 – когда вас захлестнуло неприятностями, вокруг вас накаляется ситуация, и вы не знаете, как унять бурю, то молитва способна проявить милость Всевышнего, защитив вас от происков лукавого, оградив от зависти и ссор в коллективе.
  • Псалом 70 – убережёт от отчаяния и растерянности, подскажет выход из паутины конфликта. У этого псалма есть сильная способность унять нрав шефа-тирана.
  • Псалом 7 – даёт силы противостоять обидам, открывая мудрость Всевышнего и подсказывая верные шаги к разрешению ссоры и неприятных историй на работе.
  • Псалом 11 – защищает от безумных, творящих зло по воле и наущению дьявольскому. Молитва способна блокировать демоническое начало, усмирив дух творящего зло человека.
  • Псалом 59 – откроет истину перед начальством, когда вы стали жертвой сплетен, вранья и несправедливых наветов.

Сильный ритуал на укрощение ссоры

Давно доказано, что молитвой можно изменить структуру воды или той субстанции, на которую читают её. Этот эффект можно использовать, приготовив угощение для врагов и прочитав над едой определённый ряд молитв. Тут главное – ухитриться подкормить своего недоброжелателя, дабы молитвой благотворно повлиять на его злобные чувства.

Вообще молитву для укрощения неприятеля можно начитывать на любое угощение, но самый сильный результат будет, если читать над тестом, которое потом испечётся, – такой приём издавна применяют и для заговоров, и для молитв. За основу выпечки можно брать любой рецепт, какой только у вас сможет пристойно получиться, чтобы стать угощением, а не предметом насмешки.

Во время работы над тестом читают молитву на умиротворение злого сердца, посвящённую иконе «Семистрельная». Количество прочтений не ограничено каким-то числом, читают весь период замешивания теста и ещё над самим изделием, сажая его выпекать. Перед посадкой в печь нужно перекрестить троекратно, дабы благословить его нам на добро.

«Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. Hа Твой святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение».

После того, как достанете выпечку из печи, обязательно троекратно окропите её свячёной водой и накройте чистым полотенцем, пусть немного постоит. Теперь у вас задача раздать своё угощение в рабочем коллективе так, чтобы оно непременно попало к вашему противнику. Это станет прекрасным средством от несправедливого гнева начальства или благоприятно усмирит сплетника, интригана, мешающего вашему спокойствию.

Эту же молитву можно читать в любой ситуации, когда чувствуете несправедливые нападки со стороны коллег или руководителей. Богородица станет вашим опекуном и даст свою милость и защиту, вы только обязательно её призовите на помощь.

В любой неприятной ситуации ищите защиту у Всевышнего, и он дарует её вам

Когда обостряется конкуренция на рабочем месте или когда тлеющая конфликтная ситуация порядком вам надоела, то помните, что не т лучшего лекарства и спасения, чем покровительство Господа нашего. Конечно же, православный человек обязан посещать храм и отдавать хвалу Небесному Покровителю, но будет правдой и то, что большинство забывают дорогу в храм, когда ничто не омрачает их жизнь.

Пройдите тропой к храму, обратитесь со своими горестями к Богу, и он даст вам своё утешение и надежду на лучшее! Воздайте ему молитву прославления и просите милости спасения от несправедливых нападок, просите сгладить конфликты и ссоры на рабочем месте.

Также необходимо исповедоваться и причаститься – только так вы сможете впустить в своё сердце Божью милость, сначала покаявшись в собственных прегрешениях и вымолив прощение. Обязательно отдайте время службе в храме, истовая вера лечит душу и даёт подсказки в самых сложных ситуациях. Показав свою приверженность Святой Православной Церкви, вы обратно получите заступничество самого сильного противника всего зла земного – Бога!

Молитва, защищающая от интриг на работе. Этой молитвой можно оказывать сильнейшее влияние на руководство. . Живые молитвы от неприятностей и ссор на работе.

Кроме внешних неприятностей — оскорблений, ругани и многого другого, — ваши неприятели на работе могут . Молитвы. Так как для молитв никакие атрибуты не нужны, их эффективность можно подкрепить только своей верой и силой мысли

Молитва чтобы не уволили с работы. Проверенные заговоры на успех в работе и признание. Живые молитвы от неприятностей и ссор на работе. Молитвы Святым для удачи и покровительства на работе.

Не секрет, что от успехов в работе зависит в нашей жизни многое. Большую часть своей жизни мы проводим на работе и хотим, чтобы она приносила плоды, соизмеримые с затратами.

Православная молитва от трудностей и неприятностей на работе

У каждого человека случаются неприятности в жизни, требующие помощи Свыше. Во многих ситуациях мы молим о защите Святых Угодников, ведь они имеют дерзновение молить о нас перед Всевышним. К тому же они тоже в свое время были обычными людьми и понимают наши проблемы.

И после смерти Господь сподобил их дар помогать людям в различных ситуациях.

В каких случаях просить о помощи молитвой

Работа — это то место, где человек проводит большую часть своей жизни. Трудовая деятельность дает нам возможность обеспечить себя и семью материальными благами.

Но иногда на работе наступает «черная полоса», череда неприятностей, что вынуждает искать выход из проблем. Конечно, можно терпеть нападки коллег и начальства, ежедневно находиться в стрессовом состоянии или искать новое место работы, что во время кризиса довольно сложно.

Молитва от неприятностей на работе Святым Угодникам способна повлиять на ситуацию и изменить ее в лучшую сторону.

Икона Пресвятой Богородицы «Семистрельная»

Пречистая Дева Мария способна разрешить любую проблему, вразумить врагов и успокоить их сердца. Богородица защитит от врагов, исключит недомолвки среди коллег, наладит микроклимат.

О Многоскорбная Мати Божия, превышшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли пренесенных! Приими многоолезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости, инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати хвалу в Троице Единому Богу, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Николай Чудотворец

Николай Мирликийский — один из любимейших и особо почитаемых святых у нашего народа.

Нет числа его чудесам, он помогает людям практически во всех делах и жизненных ситуациях, в том числе разрешает рабочие конфликты.

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Трифон

Молитва Святителю благоволит отчаявшимся и слабым духом людям выйти из сложной ситуации.

Будущего святого Господь наградил даром целительства еще в детские годы. Мальчик мог изгонять бесов, врачевать болящих. Согласно преданию, святой Трифон спас один из городов от ползучих гадов, за что император Троян, противник христианства, подверг его мучениям, а затем приказал отсечь голову, которая до сих пор хранится в Черногорском соборе св.Трифона.

Святитель не отказывает никому, он приоткрывает верующим в его помощь новые пути и придает силы для добрых свершений.

О святый мучениче Христов Трифоне, к тебе в молитве прибегаю, перед образом твоим молю. Испроси Господа нашего о помощи в работе, ибо страдаю бездеятельно да безысходно. Моли Господа да испроси у него помощи в делах мирских. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Митрофан Воронежский

Святому молятся при конфликтных ситуациях на работе.

В молодости он служил священником на одном из приходов, благодаря чему его домочадцы жили в достатке и покое. Став вдовцом, клирик задумался о подвижничестве и был назначен епископом Воронежским.

Митрофан прославился делами милосердия и помощи в разрешении конфликтов. Он всегда заступится за просящего.

О архиерею Божий, святителю Христов Митрофане, услыши мя, грешнаго (имя), в час сей, в оньже тебе моление приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, да отпустит грехи моя и подаст (просьба о работе) молитвами, святе, твоими. Аминь.

Спиридон Тримифунтский

Молитва святому Чудотворцу должна идти из самого сердца, он не поможет в обмане, а чистые помыслы просящего принесут огромную пользу.

Не нужно забывать о благодарении святого, предстательствующего пред Господом, за помощь.

О преблаженне святителю Спиридоне! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога наше мирное безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Поминай нас у престола Спасителя и умоли Господа, да подаст грехов наших прощение, житие безбедное да мирное. Возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Апостол Петр

Молитва о работе укрепит дух и веру, избавит от искушений, поможет в трудных ситуациях.

Молитва Оптинским старцам

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Чтение псалмов

В Псалтыри молитвенникам открывается Слово Божие.

Давидовы песни помогают избавиться от любой житейской напасти, унять недоброжелателей, творящих зло. Чтение псалмов способно обезопасить от демонических нападок.

  • 57 — если вокруг накалилась ситуация и нет возможности унять «бурю», молитва защитит и призовет помощь Господню;
  • 70 — подскажет путь выхода из конфликта, уймет начальника-тирана;
  • 7 — помогает противостоять обидам и ссорам, указывает верные шаги к решению проблемы;
  • 11 — усмиряет дух злого человека;
  • 59 — открывает правду перед начальником в случае, если работник стал жертвой сплетен или заговора.

Молитвенные правила

При входе в Святой храм необходимо трижды перекреститься. Важно, касаться своего тела перстами, а не перекрещивать воздух.

Войдя в придел храма и встав перед ликом святого, нужно сосредоточиться и посвятить свои мысли святому, которому будет обращена молитва.

Желательно перед тем, как обратиться к святому, прочитать его житие, исповедоваться в грехах, причаститься. А крепкая вера и православный дух придадут сил в сложившейся ситуации.

В прошениях не стоит забывать об элементарной благодарности. Даже если просьба еще не исполнилась, то нужно продолжать моление, не отрекаться от святых и никого не обвинять.

Следует помнить, что для каждого действия и события есть свое время и место.

УДК 17.01

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТИПОЛОГИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

А.В. Прокофьев

Реконструирована история изменения определений и типологий справедливости в западной философской традиции. Она определяется противостоянием двух типологических моделей, предложенных Аристотелем и Цицероном. Первая совмещает справедливое распределение, справедливое воздаяние и справедливый обмен. Вторая вытесняет процесс распределения за пределы сферы действия принципов справедливости. В античный период обе модели сохраняют свое значение для философской мысли. В средневековье господствует аристотелевская модель. В новоевропейский период происходит сужение нормативного содержания справедливости в духе цицероновской модели. И лишь формирование идеи социальной справедливости в XIX в. возвращает этической категории «справедливость» ее дистрибутивное измерение.

Ключевые слова: история философии, этика, определение справедливости, виды справедливости, социальная справедливость.

Античные истоки

Проблема определения понятия «справедливость», а тем более проблема создания типологии (классификации видов) справедливости часто воспринимаются как сугубо формальные, относящиеся исключительно к способам представления и внутренней организации идейного содержания той или иной социально-этической теории. Однако анализ реальных определений и типологий справедливости, возникших в истории этики, показывает, что они имеют не только аналитическое, но и отчетливо выраженное нормативное значение. Устанавливая границы между справедливостью и другими добродетелями, а также между разными типами справедливости, философы морали задают сферу действия тех или иных этических принципов в общественном пространстве. Это обстоятельство превращает исследование смены определений и типологий справедливости в перспективный способ реконструкции самых общих тенденций исторической динамики представлений о справедливости в целом. Стремление ключевых для развития моральной теории персоналий сменить устойчивую классификационную модель, как правило, свидетельствует о том, что меняются сами способы постановки социально-этических проблем. А характер обновленной классификации указывает на то, как именно они изменяются. В данной статье делается попытка обрисовать историческую динамику определений и типологий справедливости в западной философии на фоне социально-исторического контекста.

Исходной точкой в этом процессе стали классификационные модели Аристотеля и Цицерона. Как известно, Аристотель подразделяет частную справедливость на два вида: «распределительную» и «направительную». Аристотелевская «распределительная» справедливость (или, вернее, «рас-

пределительное право» и «правосудие в распределении») построена по принципу «геометрической» пропорции. Она приводит в соответствие «достоинство» отдельных людей и распределяемые между ними доли тех или иных благ. Распределение будет справедливым, если соотношение между достоинством двух людей будет равно соотношению между полученными ими долями имущества, почестей или тягот . Существует несколько вопросов, ответы на которые позволяют наполнить эту формальную схему более определенным содержанием. Во-первых, каковы критерии достоинства? Аристотель упоминает четыре критерия, требующих приведения в оптимальное соотношение: свободу (в смысле «свободнорожден-ности»), богатство, благородное происхождение и добродетель . Во-вторых, что именно подлежит распределению между достойными, в особенности когда речь идет об имуществе? Скорее всего, Аристотель подразумевает не все ресурсы, имеющиеся в определенном полисе, а лишь то, что находится в общем владении или неожиданно поступило в него. Серьезным дополнительным аргументом в пользу этой позиции служит наличие богатства среди критериев распределения. Этот факт прямо указывает на то, что «распределительная» справедливость не создает структуру собственности в полисе, а лишь накладывается на нее. В-третьих, какие механизмы обеспечивают распределение благ по «достоинству»? У Аристотеля таким механизмом являются понуждающие институты полиса, в том числе суды .

«Направительная» справедливость характеризуется Аристотелем через понятие «арифметической пропорции». Она регулирует сферу обменов и предписывает обращаться с людьми как с равными, то есть игнорирует различия в их личном достоинстве. В общем массиве обменов, в которые вступают люди, Аристотель выделяет «произвольные» (купля, продажа, ссуда, залог, заём, задаток, платёж) и «непроизвольные», в том числе осуществляющиеся «тайком» (кража, блуд, опаивание приворотным зельем, сводничество, переманивание рабов, убийство исподтишка, лжесвидетельство) и «подневольно» (посрамление, пленение, умерщвление, ограбление, увечение, брань, унижение) . Задача судьи при реализации «направительной» справедливости состоит в том, чтобы с помощью убытка нарушителю (и компенсации пострадавшему) восстановить равенство . Особым статусом у Аристотеля обладает «расплата» (в русском переводе «Политики» — «взаимное воздаяние») . Она задает параметры справедливого обмена благами в рамках рыночных отношений. Пропорциональность такому обмену придает равенство между качеством и количеством работы, создавшей обмениваемую вещь, и качеством и количеством работы, создавшей вещь приобретаемую .

Модель Цицерона, в отличие от модели Аристотеля, имела отчетливо выраженную антидистрибутивистскую направленность. Добродетели, охватывающие «общность жизни» людей, делятся у него надвое: «на

справедливость… и на связанную с ней готовность творить добро, которую тоже дозволяется называть либо добротой, либо щедростью». Справедливость по Цицерону противостоит двум основным типам безнравственного поведения: насилию и обману и реализует себя по отношению к двум основным предметам: к личности другого человека («не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием») и к коллективной и индивидуальной собственности («пользоваться общественной как общественной, а частной — как своей») . Доброта занимает место «распределительной» справедливости Аристотеля, но вместе с тем дублирует такую аристотелевскую добродетель, как «щедрость». Она включает возможность морально мотивированной передачи материальных благ другому человеку и предполагает осуществление этой передачи по достоинству («по заслугам»). Однако проявления «доброты» не являются обязательными в смысле возможности внешнего принуждения к их исполнению . Кроме того, «доброта», в отличие от «распределительной» справедливости, проявляется преимущественно за счет личных усилий частного лица и за счет его собственности. Есть основания полагать, что цицероновская типология определяется особенностями римской культурной традиции и социальной этики стоиков, в которых присутствовали сильные «протокапиталистические элементы» (термин Э. Лонга).

Новоевропейские трансформации В период античности и средневековья аристотелевская модель была доминирующей, а модель Цицерона имела гораздо меньшее влияние и распространение. В новоевропейской этике происходит очевидная маргинализация распределительной составляющей справедливости, что изменяет соотношение этих моделей. В целом можно говорить о трех реакциях на преобладавшую ранее модель классификации. Во-первых, сохранение аристотелевского деления типов справедливости, которое сопровождается проявлением антидистрибутивистской установки в других разделах социально-этического учения. Примером может быть С. Пуфендорф . Во-вторых, вариант придания понятию «дистрибутивная справедливость» сугубо технического, вспомогательного смысла. Примером может быть Т. Гоббс, который под «дистрибутивной (распределительной) справедливостью» понимает распределение наказаний и компенсаций, возникающее в результате нарушения правил справедливости «коммутативной» (схоластической наследницы «направительной» справедливости Аристотеля) . Наконец, в-третьих, и это самый распространенный вариант, — наполнение базового аристотелевского разграничения цицероновским содержанием либо полный переход к модели Цицерона. Хорошим примером может быть Г. Гроций. У него «исполнительная справедливость» (justitia expletrix), или справедливость в собственном смысле слова, обеспечивает защиту неприкосновенности личности и собственности, а

также выполнение договорных обязательств с помощью легитимного принуждения, а «наделяющая справедливость» (]ш1:Ша аИпЪШлх) регулирует сугубо добровольную передачу благ собственником другому человеку в соответствии с теми свойствами, которые делают другого достойным обладания этими благами . Впрочем, Гроций сохраняет половинчатую позицию, поскольку все-таки использует обозначение «справедливость» по отношению к тем императивам, которые довольно далеко отстоят от основного смысла данного термина.

Преобладающей тенденцией в новоевропейской социальной этике было развитие гроциева подхода. Самые яркие проявления этой тенденции можно обнаружить у Дж. Локка, Д. Юма и А. Смита. Так, для Локка справедливость представляет собой эффективную защиту собственности на основе уважения к ней со стороны моральных субъектов и на основе применения власти (силы) в том случае, если такое уважение отсутствует. Понятие «собственности» носит у Локка расширенный характер. Им обозначаются не только «владения», но и «жизнь» и «свободы» определенного человека . Однако сама по себе связь справедливости и собственности на уровне определения позволяет Локку поставить под вопрос распределительные импликации этики справедливости. Другой способ достижения этой цели — отказ от компромиссов с аристотелианско-томисткой традицией словоупотребления. Локк расстается с гроциевой «наделяющей справедливостью». Ее место занимает добродетель «благотворительности» . Наконец, трудовая теория собственности, разработанная Локком, также является способом теоретического обоснования антидистрибутивист-ского понимания справедливости.

Впрочем социальная этика Локка не совсем свободна от доновоевро-пейских структур мысли. Это проявляется в его интерпретации благотворительности, которая включает в себя некоторые рудименты аристотелевской распределительной справедливости (или, напротив, — зародышевые формы распределительной справедливости в ее более позднем понимании). Так в параграфе 42 четвертой главы первого из трактатов «О правлении» Локк характеризует благотворительность в условиях «крайней нужды» в категориях «права» или даже «права собственности» нуждающегося на «излишек» благ, принадлежащих другому человеку. Справедливость, защищающая трудовую или наследуемую собственность, не имеет в этом случае ни абсолютного приоритета над благотворительностью, ни монопольной связи с принуждением . Некоторые исследователи философии Локка утверждают на этой основе, что он создал такую концепцию частной собственности, в рамках которой ее способность к исключению части человечества из системы использования общего достояния является «самоограничивающейся» . Однако это мнение нельзя считать достаточно обоснованным в связи с бедностью практических выводов Локка, соответствующих параграфу 42 . Рукописный отрывок 1695 г. «Продажа» (УепёШо) и доклад, получивший позднее наименование

«Опыт о законе о бедных» (1697), свидетельствуют об этом очень ярко. Хотя Локк фиксирует строгую обязанность торговца зерном не допускать гибель от голода своих потенциальных покупателей, находящихся в условиях крайней нужды, он не предлагает никаких институциональных мер для того, чтобы обеспечить исполнение такой обязанности . Схожим образом Локк ведет речь о необходимости обеспечить «жизнь с удобствами» трудившимся всю жизнь беднякам, однако его практические предложения оказываются продиктованы исключительно соображениями экономии общественных фондов .

Юм вводит некоторые дополнительные спецификации в определение справедливости, которые исключают сохранение такой ее составляющей, как справедливое распределение ресурсов. Прежде всего, он сужает локковское понимание собственности до имущества, рассматривая именно создание устойчивой системы индивидуализированного владения материальными предметами в качестве основной задачи справедливого общества . Любое обсуждение распределительной справедливости является для него результатом недопонимания основ социального порядка и нормативного содержания самой категории «справедливость». Способом выражения этой мысли у Юма является демонстрация того факта, что справедливость есть «искусственная добродетель», то есть добродетель, сформированная исключительно потребностями социального целого, а не естественными переживаниями непосредственного сострадания другим людям. Тезис об искусственности справедливости не является сугубо объяснительным. Он имеет непосредственную нормативную силу, поскольку предполагает, что в сферу искусственной добродетели недопустимо вторжение естественных моральных импульсов. Юм обсуждает два возможных способа неправомерного соединения справедливости и естественной добродетели. Требования последней могут быть инкорпорированы в нормативную систему справедливости в качестве исключений из правил, защищающих собственность, или претендовать на полную замену действующих правил владения собственностью или ее передачи . Но в любом случае это грозит итоговым обрушением этой системы.

В отличие от Локка и Юма, А. Смит прямо откликается на предшествующие классификации справедливости, включающие такой ее тип, который предполагает централизованную распределительную деятельность общества. В этой связи наиболее существенны два обстоятельства. Во-первых, Смит не рассматривает в качестве антитезы «коммутативной» справедливости «дистрибутивную» справедливость аритотелианско-томистской традиции. На этом месте у него находится «наделяющая справедливость» Гроция и соответствующая ей по нормативному содержанию «дистрибутивная справедливость» других, не названных им «писателей». «Распределительную справедливость Аристотеля», которая есть «правильное распределение вознаграждения из общественных запасов», Смит упоминает лишь в специальной сноске как находящуюся вне имеющих широ-

кого распространения и требующих специального анализа значений слова «справедливость» . Во-вторых, Смит указывает, что справедливость, практически выражающаяся в правильном использовании своего имущества при проявлении щедрости и благотворительности, является таковой лишь в «метафорическом» смысле .

Вокруг социальной справедливости

В дальнейшем развитии социальной этики мы наблюдаем возникновение нового представления о справедливости и ее типах. В определенном смысле оно является возвратом к аристотелевской типологии, поскольку включает честное распределение ресурсов в число отношений, регулируемых правилами справедливости, однако по другим параметрам, представляет собой подлинную новацию. Новые отправные посылки сводятся к следующему набору пунктов. 1. Общество в целом имеет нравственную обязанность обеспечить каждому своему члену высокий уровень материального благосостояния. Эта обязанность может артикулироваться в категориях равной доли ресурсов (равного доступа к ним) или в категориях гарантированного минимума, обеспечивающего полноценное существование. 2. Общество должно использовать для решения этой задачи все находящиеся в его распоряжении материальные и организационные средства. Статус частной собственности, условия обладания ею, та или иная широта сферы рыночных обменов определяются потребностями справедливого распределения. 3. Уменьшение гарантированного уровня благосостояния может получить моральную санкцию только в случае принятия членом общества безответственных решений (таких, как нарушение закона, безрассудное инвестирование, отказ от труда и т.д.) Но и в этом случае его благосостояние находится под защитой общества, определяющего пределы допустимого уменьшения обеспеченности благами. 4. Несоответствие реального состояния общества идеалу справедливости, как правило, предполагает существование групп, в пользу которых смещен распределительный баланс и которые поддерживают это смещение. Справедливость требует изменения их общественного положения (при более радикальном понимании истоков несправедливости — прямого воздаяния им) ).

Эти тезисы наиболее очевидно выразились в коммунистической и социалистической идеологии. Позднее, за исключением последнего пункта, они станут основанием идеологии ревизионисткого, или социального либерализма, породившего идею «государства всеобщего благосостояния» («социального государства»). Уже к началу революций 1848 г. возникают первые определения справедливости, соответствующие ее новому пониманию. Одной из самых известных ранних артикуляций данного подхода является формулировка Дж.С. Милля, содержащаяся в пятой главе трактата «Ути-литарианизм» (1861). Новое понимание справедливости требовало специального терминологического оформления, которое и было осуществлено путем создания такой языковой конструкции, как «социальная справедливость».

Это словосочетание также содержится в упомянутом миллевском трактате и неразрывно связано в нем с понятием «распределение» .

В отношении аристотелевско-томистской двойственной типологии новый подход означал полное подчинение «направительной» («коммутативной») справедливости «распределительной» справедливости («дистрибутивной»), по крайней мере, в экономической сфере. В его рамках первая существует на условиях последней, а при определенном понимании социальных и экономических законов полностью исчезает вместе с отношениями, создающими ее предмет (собственностью и рынком). В связи с этим у мыслителей, разъясняющих смысл понятия «социальная справедливость», появляется потребность продемонстрировать не только ошибочность новоевропейской парадигмы, но и ограниченность парадигмы антично-средневековой (очень ярко — у автора первой работы с названием «Социальная справедливость» У. Уиллоуби) .

Каковы же причины столь существенных изменений в дефинициях и типологиях справедливости в период с XVI по XX вв.? На наш взгляд, эти изменения могут объяснены основными социально-экономическими процессами, затронувшими новоевропейское общество. Становление коммерческого и мануфактурного, а затем и промышленного капитализма имело два основных следствия. С одной стороны, оно вело к невиданному росту производства и торговли, к увеличению мирового влияния тех стран, которые шли по капиталистическому пути развития. Однако, вместе с тем, началось массовое обезземелевание аграрного населения с последующей миграцией его части в города, а также распад системы городских корпораций, предоставлявших своим членам определенные гарантии материальной обеспеченности. Начало Нового времени в Европе охарактеризовалось возникновением качественно новой бедности — значительного слоя людей, который зависел от мизерного и нестабильного заработка, получаемого ими в качестве наемных работников. Европейские общества откликнулись на появление новой бедности целой системой мер по контролю над ней. Во-первых, запретом бродяжничества, репрессиями против бродяг и экономическим стимулированием оседлости бедняков. Во-вторых, введением лицензированного попрошайничества для тех бедных, которые не способны к труду. В-третьих, изоляцией некоторых категорий бедных в специальных заведениях, сопровождающейся предоставлением возможности трудиться и принуждением к труду. В-четвертых, формированием системы предоставления материальной помощи, не связанной с помещением в работные дома или госпитали. Она была минимальной и не была связана с идеалом имущественного равенства или идеей права человека на определенный уровень жизни.

Историю представлений о справедливости в ХШ1-ХХ вв. следует рассматривать как историю переноса акцентов с благотворных последствий развития капиталистической экономики на последствия негативные, а также как историю критического осмысления институтов, регулирующих

бедность. Ограничительное понимание справедливости, выводящее распределение за пределы последней или придающее распределению приниженный статус внутри сферы справедливости, тесно связано с акцентированием плюсов этого процесса, которые легко могут быть потеряны при вторжении распределительных соображений в общественный дискурс справедливости. В рамках этого подхода формируется особое отношение к бедности. Она воспринимается как негативная экстерналия экономического роста и процветания. Однако это такая экстерналия, которая является терпимой либо сама по себе, либо при наличии механизмов ее смягчения и нормализации. Кроме того, в отношении к бедному человеку (в особенности к нищему) действует презумпция общей моральной коррумпированности, лени и склонности к паразитизму.

На рубеже ХУШ-Х1Х вв. начала формироваться иная парадигма. Она акцентировала внимание на негативных следствиях экономического роста, обеспеченного развитием капитализма. Бедность рассматривалась при этом как самое важное из подобных следствий. В итоге, в центре размышлений философов, исследований экономистов и риторики значительного количества политиков оказался «социальный вопрос», под которым с первых десятилетий XIX в. подразумевалась проблема неравного распределения богатства, в общем, и проблема отношения труда к капиталу, в частности. При этом слово «вопрос» использовалось исключительно в единственном числе, что подчеркивало убеждение авторов, использующих это словосочетание, в существовании единой основы, порождающей в конечном итоге все политические и экономические конфликты эпохи. Этой основой была фундаментальная нечестность распределения богатств и доходов . Концентрация внимания на социальном вопросе неизбежно вела к необходимости выделения специального типа справедливости, отвечавшего этой проблеме.

Почему изменения в моральном статусе бедности произошли именно на рубеже ХУШ-Х1Х вв.? Этот факт нельзя объяснить одним лишь кумулятивным эффектом накопления проблем, хотя, конечно, промышленный переворот, относящийся к этому времени, умножил ряды бедных и усугубил их положение. Исторически преимущества и негативные следствия развития капитализма накапливались параллельно. Поэтому объяснение изменений должно учитывать и некоторые вспомогательные факторы. Такие как:

1) превращение бедных в мощную и организованную политическую силу, что отчетливо выявили европейские революции, начиная с Великой Французской;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) формирование новой моральной чувствительности по отношению к бедности и беднякам, придание идее общечеловеческого равенства ярко выраженных антииерархических обертонов (родоначальниками этой тенденции являлись А. Смит и Ж.-Ж. Руссо);

3) неудача попыток реформировать новоевропейскую систему регулирования бедности и исчезновение даже видимости решения «социального вопроса» (наиболее яркий эпизод — провал Спинхемлендской системы и разработка новых законов о бедных в Англии).

Характеризуя динамику употребления базового термина, отражающего эти изменения, — термина «социальная справедливость», следует указать, что его систематическое употребление началось не в коммунистической и социалистической мысли, а в католической социальной этике. Первоначально оно было использовано не для выражения процесса дистрибу-тивизации представлений о справедливости, а, скорее, для его блокирования и смягчения. В 40-х гг. XIX вв. католический философ и публицист Л. Тапарелли предложил типологию справедливости, которая опиралась на ресурсы томистско-аристотелианской традиции. В ней термин «социальная справедливость» играл ту же роль, которую для Фомы Аквинского играло такое понятие как «законная (легальная) справедливость», восходящее, в свою очередь, к понятию «общая справедливость» из этики Аристотеля. Она стоит над обоими видами частной справедливости: «распределительной» («дистрибутивной») и «направительной» («коммутативной») и извне обеспечивает их равновесие, исключающее коммунистический и социалистический радикализм. Граница между отношениями обмена и распределения диктуется особым, комплексным и всесторонним, представлением об общественном благе. В этом значении понятие «социальная справедливость» продолжает использоваться в католической мысли и официальных идеологических манифестах католической церкви XX в. . Однако доминирующий сегодня смысл концепта сложился за счет его перехвата коммунистической, социалистической и особенно социально-либеральной мыслью.

Список литературы

1. Аристотель Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-294.

2. Аристотель Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 375-644.

3. Цицерон. Об обязанностях // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. С. 58-158.

6. Гуго Гроций О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

7. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Наука, 1988. С. 135-406.

8. Tully J. An Approach to Political Philosophy: Locke in Contexts. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 333 p.

10. Locke J. Venditio // Locke J. Political Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 339-342.

11. Locke J. An Essay on the Poor Law // Locke J. Political Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 182-200.

12. Юм Д. Исследование о принципах морали // Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1996. С. С. 171-314.

13. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1996. C. 53-656.

14. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.

359 c.

16. Fleischacker S. A Short History of Distributive Justice. Cambridge: Harvard University Press, 2004. 198 p.

17. Jackson B. The Conceptual History of Social Justice // Political Studies Review. 2005. Vol. 3. P. 356-373.

18. Stedman Jones G. An End to Poverty? A Historical Debate. L.: Profile, 2004. 278 p.

19. Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. СПб.: Издание книгопродавца И.П. Перевозникова, 1900. 236 c.

20. Willoughby W.W. Social Justice: A Critical Essay. New York: Macmillan, 1900. 385 p.

21. Schwartz H. On the Origin of the Phrase «Social Problems» // Social Problems. 1997. Vol. 44. № 2. P. 276-296.

DEFINITION AND TYPOLOGY OF JUSTICE IN THE HISTORY OF WESTERN ETHICAL THOUGHT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.V. Prokofyev

Key words: history of philosophy, ethics, definition of justice, types of justice, social justice.

УДК 340.12

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АСПЕКТОВ ПРАВА (НА ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ XVIII — XIX вв.)

И.Д. Назаров

Исследуется проблема развития норм и принципов правосудия в эпоху великих буржуазных революций. Правосудие рассматривается в качестве феномена, последовательное совершенствование которого способствует организации и упорядочению процессов социальной реальности. Изменяя правовую законодательную систему, общество, тем самым, изменяет себя.

Ключевые слова: право, правосудие, права человека и гражданина, судебная власть, социальное развитие.

Исследования в сфере философско-правовой проблематики никогда не теряют своей актуальности. По мнению выдающегося немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление… Идея права есть свобода, и истинное её понимание достигается лишь тогда, когда она познаётся в её понятии и наличном бытии этого понятия» . Следует отметить, что исторический аспект придаёт большую глубину философско-правому исследованию.

Новое и Новейшее время в историческом плане характеризуется как эпоха великих буржуазных революций. Общественное напряжение, произвол представителей государственной власти послужили причиной коренного изменения представлений о содержании процесса отправления правосудия. Первым нормативно правовым актом, закрепившим новые принципы правосудия, стал принятый парламентом Англии Билль о правах 1689 года. Положения Билля для своего времени, безусловно,

Этот контент был опубликован 18 июля 2020 года — 05:32 18 июля 2020 года — 05:32

Пекин. 18 июля. ИНТЕРФАКС — Китай и Россия в условиях политики нынешней администрации США должны и впредь развивать двухсторонние отношения и совместно отстаивать международный порядок и справедливость, заявил глава МИД КНР Ван И.

«Китай и Россия, как две ответственные державы, должны не только последовательно поднимать двусторонние отношения на более высокий уровень, но и вместе со всеми странами, которые придерживаются объективной и справедливой позиции, выступать против любых действий, которые подрывают международный порядок и противоречат историческим тенденциям, вместе защищать стабильность во всем мире, международную справедливость и порядок, глобальное прогрессивное развитие», — сказал Ван И в телефонной беседе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, о чем сообщается на сайте китайского внешнеполитического ведомства.

Глава МИД КНР отметил, что в настоящее время США «довели до крайности политику своих национальных приоритетов, эгоизма, односторонности, что не пристало великой державе». Американская сторона пытается переложить ответственность за распространение коронавируса на другие страны, «создает в мире горячие точки и формирует конфронтацию в международных отношениях, потеряв здравомыслие, мораль и доверие».

Что касается политики в отношении Китая, то Вашингтон возродил «мышление холодной войны, намеренно провоцирует идеологическое противостояние и подрывает самые основы норм международного права и международных отношений», сказал министр.

«Китайская сторона не будет потакать горстке американских антикитайских сил, она будет твердо отстаивать свои законные интересы и достоинство», — подчеркнул он.

Ван И сказал, что Китай и Россия «намерены и впредь реализовывать консенсус, достигнутый главами глав государств, сохранять динамику взаимодействия на всех уровнях, углублять противоэпидемическое и практическое сотрудничество, укреплять стратегическое взаимодействие по ключевым международным региональным проблемам».

1гк ют

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *