Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при?вязь, при?ступ, при?звук, при?свист, при?был, при?данный, при?званный и пре?рванный, пре?данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка ПРЕ- пишется в случаях:

1) когда она придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;

Приставка ПРИ- придает словам значения:

1) пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный;

2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;

3) неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть;

5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;

6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать.

Примечание 1. Приставка пре- является старославянской по происхождению. В русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере- , ср.: преграда — перегородка, предать — передать.

Примечание 3. Необходимо различать написание слов преумножить (‘сильно умножить’) и приумножить (‘добавить незначительное количество’), хотя значения эти часто трудно разграничить.

Примечание 4. В следующих словах бывшие приставки уже не вычленяются: предел, предмет, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причащаться, причина, приязнь.

Примечание 5. В заимствованных словах пишутся приставки как пре- , так и при-: преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет.

Креститься без поклонов:

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном:

1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3. В начале пения «Достойно и праведно есть».
4. После «Тебе поем».
5. После «Достойно есть» или Задостойника.
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
Креститься не положено
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

Не допускается земных поклонов:
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

К разделу СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

Каждый верующий приходящий в церковь крестится и совершает поклоны.Казалось бы всё понятно и просто. Однако, как говорил Василий Великий «В Церкви все благообразно и по чину да бывает».
Крестное знамение ( т.е. изображение знака креста), является видимым свидетельством и подтверждением нашей православной веры. Внешне молитвенное состояние проявляется в том, что человек креститься и совершает поклоны – малые (поясные) и великие (земные, касаясь земли коленями, руками и головой пола храма, земли).

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два других — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами (пальцами) прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов (пальцев) означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутые перста (пальца) означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа. Соединения таким образом персты(пальцы) мы свидетельствуем, что Иисус Христос имеет два естества: Он — есть Бог и человек.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается обычно при словах (словословии) :
— «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы ,
— словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
— Когда священник благословляет верующих, произнося слова «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения.

О ПОКЛОНАХ.
Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны не спеша и не замирая ( например, с рукой, воздетой ко лбу), одновременно со всеми молящимися в храме.Перед совершением поклона нужно перекреститься и только потом делать поклон.При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего своеволия и желания.
Свт. Филарет, митр. Московский пишет:»Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)»

Пред началом всякого Богослужения нужно совершить по 3 поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком словословии ; «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуиа» и на «Буди Имя Господне» совершаются по 3 поясных поклона, только на «Аллилуиа» при чтении псалмов, поклоны не совершаются, но совершается крестное знамение. На словах «Сподоби, Господи» как на вечерни, так и на утрени совершаются по 3 поясных поклона

КРЕСТЯТСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ:
— При входе в храм и при выходе из него — три раза.
— При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
— На всех ектениях церковных служб (при прошениях) при возглашениях: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», совершается поясной поклон.
— При пении и а чтении молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся»
— При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
— При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
— При словах «Честнейшую Херувим».
— При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
— Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (окончанием службы)— по три раза.
— При взывании к Господу, Божией Матери или святым.
— На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

КРЕСТЯТСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ:
— В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
— В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
— В начале пения «Достойно и праведно есть».
— После слов «Тебе поем».
— После слов «Достойно есть»
—При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
—При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
— В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне совершаются три поклона.
— В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
— В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Совершается 3 земных поклона.

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ совершается:
При словах священника
— «Мир всем»
— «Благословение Господне на вас»,
— «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
— «И да будут милости Великаго Бога»
— При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

КРЕСТЯТСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ:
— В середине шестопсалмия на словах «аллилуиа» 3 раза.
— В начале Символа Веры «Верую».
— На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
— В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

КРЕСТИТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО:
— Во время псалмов.
— Вообще во время пения.
— Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ:
В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в этот день совершается 3 земных поклона Кресту).

Всего найдено: 11

Вопрос № 306046

Ответ справочной службы русского языка

Орфографическая рекомендация: некуда голову приклонить.

Вопрос № 292521

Здравствуйте. Уточню ответ на вопрос № 292506. И почему же нельзя написать «преклонить ветку к земле»? В словаре Ефремовой у этого глагола есть такое значение — «склонять, опускать вниз, нагибать».

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление некорректно. Преклонить можно голову, колена (колени), знамена. Это стилистически окрашенное (высокое, книжное) слово.

Вопрос № 292506

Здравствуйте. Правильно ли сочетание: «преклонить ветку к земле»?

Ответ справочной службы русского языка

В значении «пригнуть» верно прИклонить.

Вопрос № 292299

Здравствуйте, дорогая Грамота! В очередной раз задаю вам вопрос и с нетерпением жду ответа. Можно ли «склонить колени»? Заранее благодарю за скорый ответ.

Ответ справочной службы русского языка

В значении «опуститься, стать на колени» — преклонить колени (колена).

Вопрос № 277011

Можно ли прИломить колени?
Можете показать примеры употребления такой фразы?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В смысле «преклонить колени»? Слово прИломить в этом значении не используется.

Вопрос № 264730

Как правильно пишется «прИклонить или прЕклонить ветки» в разных источниках нахожу разные варианты

Ответ справочной службы русского языка

В значении «пригнуть ветки» — приклонить.

Вопрос № 262135

— Пр_клонить колени.
Объясните, пожалуйста, что пишется на месте пропуска, а то возникают ну очень большие сомнения касательно правильности ответов тестов из РИКЗа
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: преклонить колени (стать на колени). Преклонить и приклонить – разные слова:

Большой толковый словарь

ПРЕКЛОНИТЬ, -ню, -нишь; преклонённый; -нён, -нена, -нено; св. что. Высок.
Наклонить, опустить вниз, нагнуть. Все почтительно преклонили головы. П. знамёна. Преклонить колена (колени) (опуститься, стать на колени). < Преклонять, -яю, -яешь; нсв. Преклоняться, -яется; страд.
ПРИКЛОНИТЬ, -клоню, -клонишь; приклонённый; -нён, -нена, -нено; св. что.
Слегка склонить. П. ветку черёмухи. П. к лицу георгин. П. голову куда-л., где-л., к кому-л. (также: разг.; найти приют, место, где жить). < Приклонять, -яю, -яешь; нсв. Приклоняться, -яется; страд.

Вопрос № 222277

как правильно пишится: преклонить колени или приклонить колени?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: преклонить колени.

Вопрос № 218713

Простите, что повторяюсь: очень срочно. В предложении: «Есть ли в доме место, где вы можете приклонить голову и забыть обо всем?» — пишется прИклонить или прЕклонить? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _приклонить голову_.

Вопрос № 216274

Как правильно: преклонить колени или приклонить колени?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _преклонить колени_.

Вопрос № 202364

как правильно: преклонить колени или преклонить колено?

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта. Первый — «стать на колени», второй — «стать на колено».

— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

— на Трисвятом – 3 поклона;

— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;

— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;

— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;

— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;

— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон; *

— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;*

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;*

— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;

— на «Отче наш», в начале — земной поклон;*

— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;

— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;

— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;*

— при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;*

— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

А теперь — ВНИМАНИЕ !!!!!, здесь же мы читаем и следующее:

Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням.
Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.

Почему же воскресные дни являются исключением и на основании каких церковных законов оно действует? Давайте разберемся.

Земные поклоны в воскресные дни запрещены решениями двух Вселенских соборов.

В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что в Церкви: «всё должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Таким чином в Церкви являются канонические правила Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов. Ревность не по разуму (Рим.10:2), не руководимая церковными правилами, может привести человека к прелести и ереси, когда он делает произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Например выбор совершать земные поклоны в воскресные дни, в то время как правила Вселенских соборов это запрещают.

Не смотря на это, часть христиан, по причине вышеописанной ревности не по разуму, продолжала склонять колена в воскресные дни. С целью ввести общий чин в церковное богослужение первый Вселенский собор своим 20 правилом установил: «Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.»

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *