Содержание

Да благословит вас Христос!

Дуглас Уилсон. Преобразование брака

Глава 3
Обязанности жен и мужей

Привилегии обязанностей в браке

Размышляя о браке, мы склонны полагать, что спонтанные действия по-настоящему искренни, в то время как другие, основанные на чувстве долга, – сухи, искусственны и надуманны. «Сердечные дела» в особенности подталкивают нас к рассуждениям в этом ключе. Считается, что исполнение долга ограничивает истинную любовь.

Но Библия определяет любовь как соблюдение Божьих заповедей всем сердцем. Смерть Христа за народ Божий – величайший пример любви, но эта жертва не была эмоциональным порывом. С горькой печалью испил Христос чашу Божьего гнева, но эта скорбь не унесла с собой Его любовь к нам; наоборот, она стала еще крепче.

Когда мы с радостью исполняем наши обязанности, это помогает нам упорядочить наши эмоции. Если мы приступаем к исполнению наших обязанностей, осознавая, что Бог установил их для нас и распределил подобающим образом, мы можем возрадоваться в Его благости. В результате мы придем не к отрицанию спонтанных действий, а к их упорядочиванию.

Библейские обязанности мужа

Понятие «муж» древнееврейский язык Ветхого Завета и греческий язык Нового Завета передают словом «мужчина», но контекст помогает определить, когда речь ведется о муже. Однако в Библии используется еще одно довольно распространенное слово baal, которое переводится как «господин». И в греческом имеется по крайней мере два аналогичных случая употребления похожих слов: kurios, что означает «господин», и hupandros – «вышестоящий мужчина». Английское слово husband замечательно, потому что оно вмещает все библейские определения женатого мужчины. Оно несет в себе оттенок «господства», но господство подразумевает заботу, нежность и жертвенность.

Муж должен всегда помнить, что он – живое отражение Господа Иисуса. Его первая обязанность в браке помнить об этом. Будучи мужем, мужчина постоянно возвещает об отношениях Господа и Его народа, и ему следует говорить истину. То, как он обращается с женой, будет свидетельствовать, говорит ли он правду о Христе или нет. Он не может хранить молчание; он все время свидетельствует об этом, потому что Господь – муж, и все мужья представляют Его.

Поскольку его отношения говорят о Христе и церкви, он должен научиться подражать Христу. Такова вторая обязанность мужа. Библия очень ясно учит нас о том, что Господь – муж Своему народу. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его…» (Исаия 54:5; также Иеремия 31:32, Откровение 21:2, Ефесянам 5:23). Так же как мужчина старается подражать Христу, он должен быть мужем своей жене. Это означает, что он должен греть и питать ее так же, как он заботится о собственном теле. Слово «питать», ektrepho, означает «вскармливать, приводить к зрелости». Мужчину, который не слишком заботлив по отношению к жене, но при этом ожидает от нее ласки и потомства, нельзя считать мужем в истинном смысле этого слова; он – олух, что по-гречески, скорее всего, означает баранья голова. Мужчина должен любить свою жену жертвенной любовью (Ефесянам 5:25) и не ожидать в своем саду ничего, кроме сорняков, пока он не станет тщательно ухаживать за ним. Третья обязанность мужа – ревность. Это заявление, наверное, покоробит вас, ибо мы привыкли воспринимать ревность как личную проблему, а не как добродетель, которую стоит поощрять и воспитывать в себе. Подобная реакция служит еще одним доказательством того, насколько мы отошли от библейских представлений о браке. Павел использовал образ добродетельного мужа, чтобы призвать коринфскую церковь к верности Богу. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Коринфянам 11:2). Следуя за Господом, христианам должно помнить о том, что одно из имен Господа – Ревнитель. «…Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исход 34:14). Верно и то, что, если ревностью движут горечь, чувство обиды или злоба, она разрушительна. То же самое можно сказать и о других чувствах; если их смешать с грехом, они станут воплощением греха! Не следует ревность мешать с грехом. Но в ряде случаев, наоборот, грешно не показывать ревности.

Но есть и другие земные обязанности, дополняющие образ благочестивого мужа. Например, муж должен обеспечивать жену едой. Мы можем видеть это в законе, данном Израилю, который запрещал мужу в полигамных браках ущемлять первую жену в определенных правах. «…Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа» (Исход 21:10–11). Одна из обязанностей мужа – обеспечить жену средствами для покупки продуктов. Другими словами, взяв другую жену, мужчина не может просто отмахнуться от определенных брачных обязательств. Обеспечение питания – одна из обязанностей мужа. Новый Завет говорит, что если мужчина не печется о своих домашних, то он хуже неверного (1 Тимофею 5:8). Что же тогда мы можем сказать о мужчине, который пренебрегает даже женой? Пренебрежение женой равносильно отречению от веры – оно символизирует отречение от Христа, питающего церковь. Кроме того, Библия требует, чтобы муж не лишал жену необходимой ей одежды (Исход 21:10).

Муж должен также удовлетворять и сексуальные потребности жены (1 Коринфянам 7:3–4; Исход 21:10). В этом смысле его тело принадлежит ей. Павел прибегает к очень сильным выражениям, говоря, что в данной сфере отношений жена имеет власть над мужем. «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Коринфянам 7:3-4).

Муж не должен лишать жену возможности иметь детей. «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Бытие 38:8–9). Господь умертвил Онана не за определенные действия во время полового акта, а за обман – «злое в очах Господа». Необходимо помнить, что Библия рассматривает секс не просто как времяпрепровождение. Это не отдых, а воспроизводство. Долг мужа, заключающийся в том, чтобы обеспечить жене возможность рождения ребенка, может показаться современному человеку «эксцентричным». Но это просто показывает, насколько мало теперешние мужья греют и питают своих жен.

Библия очень ясно говорит и о другой обязанности мужа. Муж должен наслаждаться своей женой (Притчи 5:15–23; Матфея 5:28). Ему запрещено желать чужой жены. «…Не желай жены ближнего твоего…» (Исход 20:17). Он не только не должен желать чужой жены, но определенно наслаждаться данной ему женой.

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно (Притчи 5:15–19).

Мужчине дается особое повеление упиваться грудью женщины и постоянно услаждаться ее любовью. Сравнение женщины с другими на словах, в мыслях или на деле всегда производит разрушительный эффект. И чем больше женщина сравнивается с другими, тем меньше наслаждение. Муж должен получать удовлетворение во всех сферах семейной жизни; следовательно, он должен избегать сравнений, включая то, как жена выглядит, готовит, насколько она умна, податлива в сексе и тому подобное. Для мужа особенно важно получать удовлетворение в сексе, и если он выполняет все свои семейные обязанности, то он скорее получает удовлетворение своих потребностей.

Еще одна обязанность мужа – ответственность за обязательства, взятые на себя его женой.

Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; если же муж ее молчал о том день за день, то он утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее (Числа 30:13-15).

Мы должны признать, что если муж молчит, значит, он одобряет действия жены и руководит ею по умолчанию. Говорит или молчит мужчина, он не перестает быть главой дома. Независимо от того, как он управляет домом, он не может ускользнуть от ответственности, возложенной на него Богом.

Библейские обязанности жены

Размышляя на тему обязанностей жены, следует понимать смысл этих обязанностей. Мы не просто посвящаем один раздел мужьям, а другой женам. Скорее все, что будет сказано в отношении жен, может быть на вполне законных основаниях добавлено к списку мужских обязанностей. Муж не только отвечает перед Богом за выполнение своих обязанностей, но и в равной степени следит за тем, как жена выполняет свои. И, естественно, это не значит, что муж помыкает женой, а, наоборот, он греет и питает ее.

Во-первых, как замечено ранее, жена должна уважать своего мужа (Ефесянам 5:22, 33). Основная обязанность мужа заключается в любви к жене. Основная обязанность жены – проявление уважения по отношению к мужу. Мужчина и женщина ориентированы друг на друга различным образом, так, что их основные обязанности тоже отличаются. Уважение в данной ситуации требует почета и послушания. Конечно, жены тоже должны любить своих мужей, потому что Библия заповедует любить своих ближних, как самих себя. Но когда Писание обращается непосредственно к обязанностям жены, ударение делается на уважении, а не на любви.

Жена должна также по провидению Бога рожать детей. «…Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тимофею 2:15). Далее, ей следует воспитывать своих детей и заботиться о них с величайшей нежностью. «…Но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фессалоникийцам 2:7). Это не просто пример, а очевидная заповедь: «…чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей…» (Титу 2:4).

Жена не должна сокрушаться о своей способности рожать. Чадородие и воспитание детей – тяжкий труд. Да и может ли быть иначе? Тем не менее это Божье установление (Бытие 3:16), и долг жены – подчиниться воле Божьей и с радостью рожать детей мужу.

Кстати, она не должна и хвалиться и своим чадородием, ибо хвалящийся хвались Господом! Иногда некоторые христианки рожают детей из желания противостоять «бездетной» морали современного общества. Мы не должны слыть реакционерами; наоборот, жить перед Богом и с радостью рожать детей.

Библия также обязывает жен быть трудолюбивыми в доме. Павел наставляет Тита, «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Титу 2:3–5). Молодые женщины получают наставление в том, как печься о доме. Они должны не просто находиться дома, но и работать по дому. Домашняя работа заключается в уборке, приготовлении пищи, воспитании детей и т. д. Горы грязной посуды говорят о неповиновении Богу.

Безусловно, это тяжелый труд, в особенности, когда дети совсем маленькие. Многие жены, пройдя через этот опыт, относятся к усталости как симптому неправильного поведения. Однако этот симптом говорит о правильном поведении.

Если женщина компетентна в других делах, а ей следует быть образованной, в свой срок ее труд выведет ее за пределы дома (Притчи 31:10–31). Библия не учит, что место женщины дома; она требует, чтобы дом был ее приоритетом, но она не должна быть запертой в четырех стенах.

Сопряженная с этим обязанность требует, чтобы жена заботилась о еде и одежде. «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой… Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притчи 31:14, 21). Если ее муж много трудится, чтобы обеспечить ее деньгами, она в свою очередь ответственна за распоряжение семейными средствами. Она не должна бросать деньги на ветер. Обязанность ходить в магазин нужно воспринимать не как развлечение или роскошь, но как труд. Она с усердием должна относиться к труду распорядителя.

Жена должна удовлетворять сексуальные потребности мужа (1 Коринфянам 7:2–5). Это означает не просто «соглашаться», когда он «хочет»; это значит отвечать на его любовь.

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно (Песнь песней 2:3–7).

Бог даровал нам половые взаимоотношения в браке в качестве лекарства от блуда. Важно помнить об этой цели, особенно женам. Женщины склонны воспринимать искушения мужей как оскорбление, а обиженная жена не обеспечит защиты мужчине.

Жена должна стараться не раздражать мужа и не спорить с ним. Сказано, что «…сварливая жена – сточная труба» (Притчи 19:13). Соломон также напоминает, что «непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе» (Притчи 27:15–16). Бог наградил женщин острым язычком, и они должны использовать этот дар в помощь мужьям. Мудрая жена знает силу сказанных слов и сопоставляет их со Словом Божьим. «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притчи 31:26). Глупая женщина считает, что в доме должен быть постоянный шумовой фон и не дает никому покоя своими разговорами.

Библия учит, что жене следует учиться у мужа. «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Коринфянам 14:34–35). Муж обязан наставлять и учить свою жену. Она не должна умалять его долга, обращаясь с вопросами к другим. Интеллектуальное развитие и покорность не противоречат друг другу. В связи с этим не лишним будет вспомнить Авигею – красивую, покорную и умную женщину (1 Царств 25:3, 41).

Жена-христианка должна также являть милосердие, говорит Библия. Когда Павел рассуждает о том, какая вдова может рассчитывать на содержание от церкви, он высоко поднимает планку.

Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (1 Тимофею 5:9–10).

Нам также дан пример трудолюбия идеальной жены, описанной в Притчах. «Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся» (Притчи 31:20).

Женщине, сознающей свой долг и преданно исполняющей его, поистине нет цены. Ее муж, дети и все, кого Бог свел с этой семьей, знают, что получили огромное благословение. «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов…» (Притчи 31:10).

Взаимные права и обязанности супругов

1 Послание Апостола Петра (3:1-2,7)

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам (7:3)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Апостола Павла послание к колоссянам (3:18-19)

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Апостола Павла послание к ефесянам (5:22-33)

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Безусловная верность супругов

Евангелие от Матфея, 5:27-28

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Супружеские отношения

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам (7:3-6)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Нерасторжимость брака. Развод.

См. также «Что говорит Евангелие о разводе?..» свящ. Константин Пархоменко

Евангелие от Матфея (5:31-32)

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. Втор.24:1-4). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Евангелие от Матфея (19:3-12)

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие от Марка (Мк.10:2-12)

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие от Луки (Лк.16:18)

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

1 Послание к Коринфянам (7:10-18)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Второбрачие вдовствующих

1 Послание к Коринфянам (7:39-40)

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Воскресение изменяет значение брака

Евангелие от Луки (20:27-40)

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

(См. параллели: Мф.22:23-32; Мк.12:18-27).

***

Семья – священный союз

Семья — это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья — первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, — это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», — это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества».

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.

То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак — это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак — не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни — к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу — до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, — и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.

Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это — испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого — того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой — он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали — он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу — через Ближнего.

Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (1Тим.2:15). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату приведен во всех синоптических Евангелиях (Мф.22:23-32; Мк.12:16-27; Лк.20:27-37). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию (Мф.5:32; 19, 9; Мк.10:11; Лк.16:18). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф.19:4, ср.: Быт.1:27). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека. И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.19:5, ср.: Быт.2:24). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: Мф.19:10). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает (1Кор.13:8). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1-м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».

Супруга обладает огромным влиянием на своего супруга. Поэтому не удивительно, что цитаты про жену пользуются популярностью. Кто в семье главный, как распределяются роли в браке, кто важнее — он или она. На все эти вопросы можно найти ответы в афоризмах и высказываниях великих людей современности и прошедших эпох. Есть подсказки по данной теме и в народных поговорках — общепризнанном кладезе мудрости. Так что мы лишь отобрали все лучшие цитаты про жену. Вам же остается только подобрать подходящую для вашей семьи фразу.

Прикольные высказывания о жене

Быть примерной женой не сложно. Но порой так скучно и неинтересно…

В том, что твоя жена дура, виноват только ты, потому что именно ты виноват, что эта дура — твоя жена.

Жена пилит, значит, доводит до совершенства.

Если твоя жена — курица, то ты уж точно не орёл!

Каждую жену хоть один раз в жизни посещает мысль избавиться от своего мужа.

Хорошая жена как ветеринар: ни о чем не спрашивает, но, все понимает…

Она была настолько верной женой, что не спала даже с мужем.

Часто мужчине чтобы хорошенько отдохнуть, достаточно отправить на отдых свою жену.

Если муж никто — то и жена ничья…

Жены внимательнее всего слушают нас тогда, когда мы разговариваем с другой женщиной.

Муж в доме решает все, жена — все остальное.

Жена — существо, которое жалуется на то, что ей совершенно нечего надеть и уже негде держать свои вещи.

Жена утешает мужа в несчастьях, которых никогда не будет у холостяка.

Женщина может вынести все, что угодно, кроме другой женщины в жизни ее мужа.

Красота требует жертв! Я — красота, муж — жертва!!!

Нетрудно найти жену, которая не изменяла мужу, но трудно найти ту, которая изменила один раз.

Мужчины сами не знают, что им нужно. Для этого у них есть жены.

С счастливой женой ты доволен собой!

Чтобы муж не отворачивался к стене, находчивая жена кладёт туда тёщу.

Мы с женой сходимся в главном: главная — она.

В любой семье роли распределяются определенным образом. Наиболее привычный уклад, наверное, при котором муж ходит на работу и зарабатывает деньги, а жена остается дома, чтобы заниматься хозяйством и воспитывать детей. Правильное ли это отношение к жене? Не факт. Ведь история не стоит на месте и общество развивается. Сегодня женщина сама в праве определять, какая её роль в обществе. В любом случае, кто такая жена цитаты смогут объяснить. Или натолкнуть на правильную мысль — значимость для общества в сохранении семейного очага или в успешной карьере. Или и в том, и другом.

Пословицы о женах

Счастливая жена — счастливая жизнь.

Жену не за покорность любят.

Без мужа жена — всегда сирота.

У хорошей жены и муж хорош.

Не тот счастлив, у кого добра сполна, а тот, у кого жена верна.

Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.

Жена не гусли, — поиграв, на стену не повесишь.

Жена мужу подруга, а не прислуга.

В чужую жену черт ложку меду кладет.

С доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне.

В любом случае супруг и супруга должны интересоваться делами друг друга и принимать в них участие. И цитаты про жену это подтверждают. История знает много случаев, когда даже самые выдающиеся государственные деятели при проведении своей политики всегда консультировались с женами перед тем, как принять то или иное решение. Многие великие люди, чьи высказывания приведены тут, подтверждают правильность таких действий.

Цитаты про жену со смыслом

Усвойте и ужаснитесь: моя истинная родина — это постель, в которой спит моя жена…

Жена в семье главная! А если муж думает, что это он все решает, значит, она еще и умная.

Никогда не смейтесь над выбором вашей жены! Ведь вы — один из них…

Если у женщины хороший муж — она гордится мужем. Если у мужчины хорошая жена — он гордится собой.

Она была такой заботливой женой и так берегла своего мужа, что всё время пользовалась чужими.

Да поможет Господь тому, кто ищет идеальную жену, и пусть он вдвойне поможет тому, кто её нашел.

Мужик без жены — что дерево без дятла.

Залог успешного мужчины, в правильном выборе жены.

Жена — визитная карточка мужа.

Фотография жены в моём бумажнике, напоминает мне о том, что на этом месте могли бы быть деньги…

Если у вас растут рога, не спешите обвинять жену. Может, вы сами козёл.

Жена, поцелованная на ночь, утром мягче.

Жена — это счастье, от которого нет спасения.

Любите жену — надежный источник знаний ваших недостатков.

Интуиция позволяет жене возразить мужу раньше, чем тот успевает открыть рот.

Если у жены внезапно улучшилось настроение, то надо срочно найти другое место для заначки.

У мужчины всё должно быть прекрасным. Особенно — его жена.

Холодные жены редко получают шубы.

Жена не бумеранг — бросать её рискованно.

Жены, которые содержат дом в образцовом порядке, — это жены, которые больше любят дом, чем мужа.

Семейные отношения мужчины и женщины решалась с помощью национальных традиций, воспитания, религиозных убеждений и тому подобное. Как доказывает история и цитаты жена всегда считалась шлей, а муж — головой. Ведь все зависит от того, куда голова повернута.

Красивые фразы о женах

Если жена — свет, тьма отменяется.
Людмила Гордеева

Если с первого раза не удалось, попробуйте послушать жену.
Роберт Орбен

Можно дожить и до серебряной свадьбы. Если у жены золотой характер.
Михаил Атакян

Хорошая жена — спасение жизни.
Унсур аль-Маали Кей-Кавус

Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
Григорий Богослов

Если жена не красавица, значит, ты либо рылом не вышел, либо карманом.
Георгий Александров

Хорошая жена повелевает мужем, подчиняясь ему.
Публий

Если жена не следит за собой, она следит за мужем.
Анатолий Рас

Когда мужчина берет жену ниже себя по званию, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
Жан-Жак Руссо

Не выбирай женой женщину, которую ты бы не выбрал другом, будь она мужчиной.
Жозеф Жубер

Жена — самая красивая составляющая семьи. Но в наше стремительное время не все дамы хотят оставаться лишь ее украшением. Все представительницы прекрасного пола — разные. И это необходимо учитывать. Те, кто еще не повстречал своего мужа, сильно отличаются по расстановке жизненных ценностей и приоритетов от тех, кто уже реализовал или реализовывает себя в семейной жизни. Высказывания и цитаты про жен тоже четко разграничивают эти состояния — до и после замужества.

Умные цитаты про жен

Под старость понимаешь, что менять надо себя, а не жен…
Дина Рубина

Иные умники берут себе жен поглупее, и всегда оказываются в дураках.
Сэмюэл Джонсон

Бывшие жены способны на всё!
Юрий Поляков

Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете…
Гесиод

Жена — единственная «профессия», в которой опыт работы не приветствуется.
Венедикт Немов

Если первая любовь на жизненном пути у мужчины мама, а вторая дочь, то каково его жене?
Петр Квятковский

Прежде, чем оспаривать суждения своей жены, посмотри, за кого она вышла замуж.
Томас Роберт Дьюар

Ни один умный мужчина не противоречит своей жене. Он ждёт, когда она сделает это сама.
Хамфри Богарт

Самый надежный способ запомнить день рождения жены — забыть его хотя бы один раз.
Джозеф Коссман

Мужчина без жены — и не мужчина вовсе, это просто ходячая тень, которую никто не отбрасывает.
Корнелл Вулрич

Какова настоящая роль женщины в современной семье? Безусловно, у каждой леди в ее ячейке общества — своя. Но то, что абсолютно всех дам нельзя в современном обществе причислить к разряду хранительниц очага — факт! Многим представительницам женской половины человечества было бы ужасно скучно выполнять монотонные ежедневные домашние задачи. Цитаты про жену доказывают, что многих современных дам может устраивать только равноправие между полами.

Афоризмы про супруг

Жена, которая не ужинает после шести, начинает грызть мужа после семи.
Елена Сиренка

Очень досадно, когда жена умеет готовить, но не хочет; однако еще хуже, если жена готовить не умеет, но хочет.
Роберт Фрост

Если муж постоянно ищет в жене недостатки, то ее достоинства найдет другой.
Шарль Дюкло

Как оказалось, всё, о чём не догадывается жена — счастье.
Мария Фариса

Когда твоя жена права всегда и во всем, с этим нельзя справиться. Вообще нельзя. Даже развестись невозможно. Все равно проиграешь.
Марина Степнова

Лучше иметь в женах разбитый нефрит, чем безупречную глину.
Лиза Си

Если жена умнее мужа, тот об этом никогда не догадается.
Артур Васильев

Великое дело, когда у человека есть такая хорошая жена, что его тянет домой.
Арчибальд Кронин

У каждого такая жена, какая ему нужна.
Афанасий Фет

Выбирая жену, умный смотрит на руки, глупый — на ноги.
Константин Мелихан

Помните, что никакие умные фразы и афоризмы не смогут сказать о вашей жене лучше, чем вы сами. Ведь только вы знаете, насколько ваша супруга красива, прекрасна, умна, талантлива и вообще безупречна. Так что для того, чтоб подобрать лучшие и красивые слова про жену лучше опираться на свои внутренние ощущения. А приведенные здесь высказывания могут служить лишь подсказкой.

Про отношение к женам в цитатах

Не полагайся на жену, которая много смеется.
Пифагор

Какое же это счастье — когда любишь собственную жену.
Иэн Макьюэн

Гораздо проще иметь дело с несколькими подружками, чем с одной женой.
Хью Хефнер

Знаете, в наше время девушку найти не сложно, сложно найти жену.
Павел Воля

Верны мужьям шалуньи и насмешницы, а в маске благочестья ходят грешницы.
Уильям Шекспир

Ваша жена начнет полнеть как только научится переваривать вас.
Владимир Гавеля

Жена, которая не в состоянии влиять на своего мужа, — это гусыня. Жена, которая не хочет на него влиять, — святая.
Мария фон Эбнер-Эшенбах

Жена, даже если она жена президента, прежде всего женщина, она гарант мира, лада и любви в семье.
Мехрибан Алиева

Если твоя жена говорит больше обычного, значит, чего-то она тебе не хочет сказать.
Янина Ипохорская

Ни одна жена не встретит вас так, как собака!
Семен Альтов

Умная жена — лучший союзник, которого только может иметь мужчина.
Терри Гудкайнд

Из всех домашних лекарств лучшее — хорошая жена.
Фрэнк Хаббард

Нельзя недооценивать силу слабости жены.
Гарри Симанович

Почему жена десять лет усердно старается изменить привычки мужа, а потом жалуется, что он не тот человек, за которого она выходила?
Барбара Стрейзанд

Ни один мужчина не может быть героем для психиатра его жены.
Эрик Берн

Жена другой национальности похожа на переведённое стихотворение.
Расул Гамзатов

Для молодых людей жены — любовницы, для людей среднего возраста — компаньонки, а для стариков — сиделки.
Фрэнсис Бэкон

Из некрасивых женщин получаются самые лучшие жёны.
Джордж Мартин

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
Лев Толстой

Тост за жену? Я не пью за неё — я пью из-за неё.
Роберт Орбен

Если вам понравились умные и прикольные цитаты про жену, то тога можете почитать еще высказывания про семью, а также фразы о муже.

Жена должна, муж должен, какие есть правила семейной жизни

Почему жена должна и муж должен

Правила семейной жизни были, есть и будут всегда. Оставь всякий, входящий в семью — в семейные отношения, мысли о том, что ты никому ничего не должен.

Должен, и ещё как: Жена должна очень много и муж должен не менее. Кому и зачем?

И эти ДОЛЖЕН, ДОЛЖНА являются правилом №1 семьи. Ибо без долженствования семья не может существовать не только нормально. Но и как таковая.

Прежде всего, жена должна и муж должен друг другу и детям.

И социуму и государству. Как бы, последнее, нам, чаще всего, не хотелось и не нравилось.

Зачем? Зачем правила семейной жизни, построенные на том, что и муж жена должны?

Должны, а значит: обязаны. Против чего противится всё свободолюбие человека.

Если просто, то правила семейной жизни нужны, чтобы жить в семье НОРМАЛЬНО, а местами и счастливо.

Немного философии о правилах семейной жизни

Безусловно, в голове каждого человека отражён весь мир, который ему известен.

Притом таким своеобразным, индивидуальным образом, что мы справедливо говорим: Каждый человек — это мир в мире.

Жить в мире с самим собой, со своим миром в этом мире, ой, как не просто.

А в семье этих миров два. Да, плюс, под ногами вечно трутся миры детей, родственников и друзей.

Да и десятки, сотни миров совершенно чужих людей вокруг.

Тем не менее, психологи и, главное, житейский опыт миллионов семей. Давно уже выработали несколько простых правил семейной жизни.

Которые, как минимум, позволяют избежать «войны миров» в семье.

А если их неукоснительно и точно соблюдать, то жить в состоянии семейного счастья вполне возможно.

Надеюсь, всем давно понятно, что ВСЕ правила поведения в отношениях. Это, по сути, предписания, что НУЖНО делать и что НЕ нужно (от противоположного).

Проще говоря, это пресловутые обязанности мужа — что муж должен по отношению к жене. И жены к мужу — что жена должна.

И так, какие они, правила семейной жизни:

Что жена должна, что муж должен

Правила семейной жизни, муж должен

1. Полностью отвечать за состояние семейного хозяйства.

Как-то: Состояние жилища, наличие и исправность мебели и бытовых приборов.

За состояние внутренних коммуникаций — водопровод, электросети, канализация, отопление, и прочее.

2. Муж должен: Прилагать максимум усилий для формирования семейного бюджета.

И нести полную ответственность за его наличие, распределение и расходование.

Даже, если весь семейный бюджет находится в руках жены. То есть, если жена расходует семейный бюджет — покупает, платит, и прочее.

То муж ОТВЕЧАЕТ за то, чтобы бюджет был и расходовался правильно. В интересах семьи, прежде всего.

3. Муж должен: Нести полную ответственность за обеспечение семьи продуктами питания. И прочими расходными материалами — ресурсами жизнеобеспечения семьи.

Даже, если этим занимается жена.

Почему, «если, даже, этим занимается жена»?

Потому что жена может заниматься или не заниматься этим. Как уж получается из-за особенностей бытовой жизни семьи. И семейного договорного распределения дел.

НО ОТВЕЧАТЬ ЗА ЭТО ОБЯЗАН, ДОЛЖЕН МУЖ.

4. Муж должен: Быть главой семьи.

По аналогии: все знают, что должен быть и кем должен быть глава государства.

Так вот, муж – это глава государства под названием Семья. Понятно, что, какой глава, такая и семья. Каждая семья имеет ту главу, которой достойна.

Если муж не должен жене, семье, то зачем и кому нужен такой муж и отец

5. Правила семейной жизни: Муж должен любить свою жену и свою семью.

Постоянно или, хотя бы, периодически, проявлять и демонстрировать жене и детям знаки этой любви.

То есть: внимание, заботу, ласку, уважение, сопереживание, и так далее.

6. Правило семейной жизни: Муж должен организовывать внутрисемейный режим жизни.

Рабочие процессы в семье, различные мероприятия, отдых семьи и прочее.

В общем, создавать план жизни семьи и отвечать за его соблюдение.

7. Правила семейной жизни: Муж должен помогать жене в её семейных делах.

Как-то: приготовление пищи, уборка и прочее.

Да во всём, что угодно, если жене тяжело. И она, реально, не справляется из-за недостатка времени и усталости.

Правила семейной жизни, что должна жена

1. Жена должна: Создавать и хранить духовную атмосферу в семье и в жилище.

Как говорят психологи: Создать ощущение оазиса в доме.

Тут две составляющих:

А. Создание чистоты и порядка в доме;

В. Создание в семье положительной эмоциональной атмосферы.

Она, нормальная атмосфера, состоит из спокойствия, доброжелательности, радости общения, миролюбия, и прочее.

В общем, всего, что выражается одним понятием – уют в доме и в семье.

2. Правило семейной жизни: Жена должна кормить, вкусно и сытно, мужа и остальных членов семьи.

Именно кормить, а не готовить еду. Готовить может, возможно, кто-то другой. Но жена должна, именно, кормить (всегда накормить) членов семьи.

Роль жены: Жена, как начала семьи

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Правила семейной жизни: Жена должна сознавать, понимать и чувствовать всеми фибрами души. Что все настроения, самочувствия и эмоции в семье НАЧИНАЮТСЯ с неё.

Жена сама способна разжечь пожар в отношениях в семье. И только она способна его потушить, если он есть.

Но и, она способна его вообще не допускать: и спички и огнетушитель находятся в её руках.

4. Правило семейной жизни: Жена должна, уступать мужу в споре и соглашаться с ним.

Умная жена всегда повернет дело так, что муж поступит по её желанию. Но будет убежден, что это он так решил.

5. Жена должна: Быть всегда чистой и аккуратной, жизнерадостной. Не утрачивать НИКОГДА свою женскую привлекательность в глазах мужа.

О значимости правил семейной жизни

Семейная лодочка плывёт по очень не простому морю жизни. И сама эта семейная лодка не такая простая. А часто: и плохо управляемая, и даёт течи — имеет проблемы.

И только от слаженности команды и от исполнения всеми ее членами своих обязанностей. Зависит, будет ли это счастливый круиз — нормальная семейная жизнь.

Или изнурительное плавание с плачевным концом. Вплоть до развала семьи — развода.

Сразу говорю, что приведённые правила семейной жизни — не догма. И, даже, не есть обязательность в каждой семье.

Долженствование в семье — что, сколько и как должен муж, должна жена, в каждой семье имеют свои особенности.

Как и правила семейной жизни в каждой семье имеют свои особенности — исключения и дополнения.

Семейные отношения, как и люди, которые в них вступают, настолько уникальны, что ни в коей мере не подлежат унификации.

НО, тем не менее, если абстрагироваться от своеобразий, составляющих эту уникальность.

То, по-моему, действительно, приближение к этим правилам. А тем более их выполнение. Являются неким гарантом семейного благополучия и мира.

Пусть, даже и только, в этой, отдельно взятой, конкретной семье

Интересно услышать ваше мнение: что жена должна и что муж должен? Каковы правила семейной жизни?

Ещё статьи по этой теме

Отношения в семье: жена должна мужу, муж должен жене

Как решать бытовые проблемы в семье? Пример из жизни семьи

Советы жёнам от мужей, мужчин — как быть хорошей женой

Семейные обязанности и свобода мужа, жены, человека

Семья и работа, как совместить? Проблемы в семье из-за работы

Что главное в семье? Отношения счастливых личностей

Быт семьи – семейные обязанности – кто что должен

Глава семьи — жена должна подчиняться мужу? Нужна ли покорная жена?

Муж ничего не хочет – безынициативный муж. Что делать?

Брак без уважения не будет успешным. Но иногда непросто понять, как проявить уважение к супругу.

Слабые места в иерархии потребностей и желаний, где уважение начинает проигрывать им — могут несколько отличаться для мужчин и женщин, но само уважение жизненно необходимо для обоих полов. Непроявление уважения убьет любую близость между вами. Без уважения вы не можете быть — и не можете чувствовать себя — связанными друг с другом.

Как жена, вы можете чувствовать, что ваш муж сперва должен заработать свое уважение до того, как вы ему предложили его. Но если перевернуть ситуацию — вы хотели бы, чтобы он требовал от вас завоевать его любовь вместо того, что он вам ее просто предлагает? Проявление уважения к нему с вашей стороны может быть добровольным даром, предложенным в любое время.

Как муж, вы можете даже не представлять, насколько сильно проявление вашего уважения к жене может влиять на ее дух — увянет ли он и умрет, или воспрянет и возрастет. Если вы хотите, чтобы ваша жена была королевой и радовала вас своей красотой, то, поддерживая ее своим уважением, вы позволите ей делать это еще долго и долго.

Вот некоторые практические советы о том, каким образом уважать ваших супругов:

1. Выслушивайте — по настоящему выслушивайте их. Проявляя внимание и вкладывая силы в то, чтобы понять, что он или она пытается вам сообщить — вы показываете, что цените то, что ваш партнер хочет вам сказать. Выслушивания без перебивания или пропускания мимо ушей — это способ показать, что их мысли, идеи, точки зрения и чувства важны для вас.

2. Изучайте их мнение. Не ждите, что ваш супруг или супруга сами всегда должны начинать разговор. Найдите способы и время, чтобы обсудить их возможный вклад в то, над чем вы работаете, в испытания, которые вы проходите, или в то, что вас интересует. Это показывает, что вы признаете тот факт, что у них есть что-то важное — что они могли бы предложить вам.

3. Отмечайте и празднуйте их победы. Когда ваши спутники справляются с важным испытанием, достигают значимой вехи или делают активный шаг к исполнению своей мечты, празднуйте с ними! Внесите и свой вклад — в надлежащей мере — в их победу! Расскажите другим людям о ваших общих победах, если это уместно. Будьте главным болельщиком ваших супругов!

4. Отбросьте критику. Нет, это не значит, что надо прятать проблемы и насущные вопросы под коврик. Это значит, что просто не нужно ворчать и изводить. Никаких язвительных комментариев. Выражайте ваши сомнения предельно честно и лично, руководствуясь желанием решить проблему или предложить поддержку, а не довести супругов до слез или отчаяния.

5. Защищайте их репутацию. Всегда найдутся какие-то поступки или действия ваших супругов, которые вам не нравятся, или даже задевают вас. Но обсуждать их с друзьями, в соцсетях или иным публичным способом — это как запускать посторонних людей рыться в вашем грязном белье. Если вопросы серьезные, найдите советника — пастора или зрелого верующего христианина, чтобы обсудить их с ним в частной беседе.

6. Говорите о них хорошо на людях. Это как продолжение пункта 5 и это один из самых мощных способов проявить ваше уважение. Говорите хорошее о них на публике или в социальных медиа. Будет здорово, если они смогут увидеть это — лучшее подтверждение того, насколько вы уважаете его или ее. И пусть ваши добрые слова будут искренними — никаких льстивых или заученных комплиментов.

7. Если вы причинили им боль, извинитесь. Вы бы наверняка не хотели, чтобы ваша вторая половинка проигнорировала ваши болезненные переживания, так не допускайте и сами таких ошибок. Ваш спутник чувствует так, как может — примите это. Даже если боль, которую вы причинили, была непреднамеренной или кажется вам необоснованной, извинитесь и постарайтесь сделать это настолько правильно, насколько вы способны.

8. Будьте лучшей версией себя. Заботьтесь о себе — чтобы и ваша половинка могла гордиться вами. Вы не должны делать это лишь потому, что так хочет ваш спутник, но забота о вашем здоровье, внешнем виде, вашем мнении и поведении показывает, что вы цените ваши отношения, и вносите в них лучшее, что можете проявить в себе.

9. Изучайте ваших супругов. Ведь вы изучаете вещи, которые важны для вас. Изучая ваших спутников, вы становитесь все более осведомлены об их особенностях настроения, страхах, сильных сторонах и их языках любви, и вы показываете им, что они для вас важнее всего в мире. Вы уделяете им внимание — а это проявление уважения.

10. «Если что-то важно для тебя, значит важно и для меня”. Если вашу половинку что-то заботит, это должно заботить и вас. Вы можете не чувствовать того же, что чувствуют они по отношению, например, к моде, спорту или к тому, что кто-то сказал им или сделал, но раз вас заботит ваш супруг или супруга, то вас заботит и возможное влияние на них этих важных ситуаций, слов и поступков.

Немногие вещи демонстрируют ваше неуважение к супругам сильнее, чем отношение к ним как к второстепенным вещам в вашей жизни. Если вы тратите время и силы на изучение того, как проявлять свое уважение, вы пожнете обильные плоды. Уважение будет укреплять и питать ваш брак. Знает ли ваш спутник или спутница, что вы уважаете их, по вашим словам и поступкам? Если вы не уверены — спросите. И начните вкладывать ваше время и энергию, чтобы изучить, как вы можете проявлять ваше уважение — теми способами, которые важны для них.

И в заключение еще вопрос: Насколько успешно вы проявляете ваше уважение к супругу или супруге? Есть ли способ сделать это лучше?

Автор — Д-р Кэрол Питерс-Тэнксли / charismamag.com
Перевод — Марина Семехина для ieshua.org

Телеграм канал @ieshua.org

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как нужно относиться к жене?Оценка 5 проголосовавших: 1

Приветствую вас! на нашем портале. Я Валентина Киреева. В настоящее время я уже более 7 лет работаю преподавателем психологии. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области, хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Сегодня в одних семьях муж пользуется непререкаемым авторитетом, в других — супруги строят отношения на основе равенства мнений. Мне не раз задавали вопрос: какое устроение семьи более соответствует православию? Считается, что Церковь признает исключительно патриархальный тип семейных отношений, поскольку апостол Павел писал о главенстве мужа над женой (см. 1 Кор. 11, 3). Здесь есть два «но».

Во-первых, в Римской империи женщина не имела экономической и социальной независимости. Она всегда оставалась в рамках семьи, как чья-то дочь, сестра, жена, мать. Овдовевшие женщины были самыми бесправными и незащищенными. Упоминание о том, что вдовицам надо помогать, есть в Евангелии, в Деяниях апостольских и у святых отцов. Но нигде не сказано, что надо помогать вдовцам, потому что вдовец мог себя обеспечить, а вдова нет.

По причине полной самостоятельности мужчины на заре христианской эры апостол первое слово обращает к мужьям, возлагая на них ответственность за христианскую семью. Святитель Феофан Затворник также подчеркивает, что «апостол Павел больше наседает на мужей». При этом апостол наставляет проявлять о жене такую же искреннюю заботу, как о собственном теле (см. Еф. 5, 28).

Надо подчеркнуть, что христианство кардинально изменило отношение к женщине, утвердив равенство полов. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — пишет апостол Павел (Гал. 3, 28). Таким же новаторским стало и учение о семье, ибо апостол соединяет мужское главенство не с подавлением другой личности, а с самопожертвованием. Подобно Христу, который принес Себя в жертву за обновленное человечество — Свою Церковь, глава семьи жертвует собственным эго из любви к жене.

Апостол поднимает семейные отношения на ту высоту, о которой пишет в другом послании, раскрывая ее свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7). Жена, со своей стороны, отлагает эгоистические притязания ради страха разрушить эту любовь.

Таким образом, в главенстве мужа и послушании жены в равной степени для каждого супруга проявляется самоотречение, отказ от себялюбия и других пагубных качеств личности. Из этого следует, что православная семья — это путь духовного совершенствования супругов, объединяющий их во Христе. Какой тип семьи более отвечает этому идеалу?

В патриархальной семье муж задает тон отношениям, основывая их на христианской любви. Если же супруг потребительски относится к браку, нарушает евангельские принципы, то требовать от жены безоговорочного послушания будет неправильно. Иначе апостольские слова можно довести до абсурда: признать, что женщина обязана подчиняться мужу, а он не обязан ее любить и заботиться о ней.

По этому поводу в IV веке между двумя святыми отцами Церкви возник спор. Святитель Василий Великий в одном из канонических правил зафиксировал существовавшую в то время практику, согласно которой основанием для развода могла быть измена жены, но не мужа. Святитель Григорий Богослов, во многом опережая свое время, возразил, что подобные законы и традиции отражают привилегии тех мужчин, которые их устанавливали.

С христианской точки зрения, семейное право должно быть одинаковым для обоих супругов. Разумеется, оба должны соблюдать верность друг другу, и ответственность супругов за брак должна быть равной. Другой вопрос, что в те времена, когда спорили святители, муж, бросив жену, экономически не страдал. А вот жене, которая оставляла своего неверного супруга, выжить в одиночку было гораздо труднее, особенно с детьми.

Сейчас иные условия. Женщины самостоятельны, имеют равные конституционные права с мужчинами. Жены вполне способны конкурировать с мужьями в разных сферах жизни: общественной, экономической, политической. Но остается духовная сфера, для которой по-прежнему необходима гармония евангельской любви.

Назвать любовью можно даже диаметрально противоположное ей, пнуть ногой щенка и сказать: «Я сделал это любя». Но дело не в словах, а в реальности. Если муж проявляет те качества, о которых говорит апостол Павел (1 Кор. 13, 4—7), значит, в нем действует любовь. В таком случае жене будет нетрудно соглашаться с мнением мужа, ее послушание будет естественным.

Есть еще одно «но». Жена не должна слушаться даже мужа, если тот подталкивает ее к греху или требует отказаться от веры. Например, женщина слышит: «Дай мне быть свободным в жизни. Относись ко всему проще, мы же с тобой — современные люди». В этом случае слепое повиновение жены явно повредит ее душе.

Супругам надо иметь рассуждение так же, как и монахам в духовной жизни. Вот почему желательно, чтобы супруги имели одного духовника и советовались с ним. И для общения с духовником надо не только приходить в храм, но и приглашать его к себе домой. В домашней обстановке его беседа больше будет способствовать укреплению внутреннего единства семьи, и он лучше будет понимать возникающие проблемы в отношениях.

Долгая семейная жизнь удерживается не на страстных чувствах, которые со временем изживаются, и не на холодном расчете, который превращает живого человека в инструмент достижения той или иной цели. Настоящая любовь порождает потребность отказаться от своих интересов ради блага другого, освободиться от тех шероховатостей своего характера, которые ранят любимого человека.

Как достигается отказ супругов от эгоизма — на основе патриархального главенства мужа или на основе взаимного согласия, не столь важно. Главное, чтобы все члены семьи возрастали во Христе через единство в евангельской любви. Именно эти устремления должны закладываться в основу отношений мужчины и женщины, которые хотят построить православную семью.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *