Содержание

Как же ты был мудр, Соломон! Твои слова подобны стреле, выпущенной метким лучником. Молнией летит стрела, точно поражает цель. Так и слова Соломона: скоры в выражении мудрости, метки в изложении смысла. И вот читаю и дивлюсь, сокрушаюсь о собственной немощи: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Если бы имел я хоть крупицу подобной мудрости, то имел бы и долготерпение, умел бы и владеть собой. Отсутствие терпения выражалось в раздражительности. Раздражительность проявлялась вспышками гнева.

С детства любил я читать про войны, сражения, не мог удержаться от изучения подвига ратников. Вот передо мной Александр Македонский, покоритель народов: не зная страха, бросался он в гущу сражений, не раз получал ранения, отвагу сохранил до конца. Вот передо мной его близкий друг Клит, прозванный Черным. Он близко знал Александра с самого его детства, разделял с ним трудности походов и возглавлял эскадрон избранных товарищей. В первом решительном сражении с персами Александр чуть не погиб, и, когда вражеская рука уже занесена была над головой царя, Клит поразил неприятеля. Вместе они двигались дальше и побеждали, вместе вступили в Египет.

Но что случилось с тобой, Александр? В Египте ты провозгласил себя сыном божиим, стал требовать от греческих полисов признания своей божественности, а от подчиненных – божеских почестей. В одном из пиров Клит открыто обвинил Александра в высокомерии, ведь все победы тот приписывал себе, забывая о сподвижниках. Александр пришел в ярость. Вне себя от гнева кинулся он с копьем на друга, но телохранители удержали царя и отобрали копье, а Клита увели с глаз долой. Разгоряченный Александр велел трубачу возглашать тревогу, но тот, понимая, что царским решением руководит пьяная страсть, отказался. Какое чудо – телохранители ведут себя благоразумней царя, слуги – мудрее своего правителя. Ссору почти угасили. На беду Клит вновь явился и выплеснул царю правду в глаза – показав свою правую руку, воскликнул: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь». Выхватив копье у стражника, Александр Македонский в одно мгновение поразил своего друга.

Бедный, бедный Александр! Не знал и ты слов премудрого: владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Вне себя от ярости совершил ты дело, которому тут же и ужаснулся. Увидев содеянное, впал в отчаяние, хотел проткнуть себя тем же самым копьем. Но мудрые телохранители отобрали копье. Многие дни провел Александр в рыданиях об убиенном друге.

Битва при Иссе. Филоксен из Эретрии. ок. 100 до н. э. Мозаика

Сочувствую тебе, Александр, и вижу в твоих горестных поступках урок для себя, потому что и сам не владею собою. Гнев и во мне выражался в жестоких словах самым близким, вспыльчивость лишала ума, раздражение делало безумным.

Змея жалит, волк кусает, тигр раздирает. А страсть гнева и жалит, и кусает, и раздирает, а еще убивает бессмертную душу – того, кто захвачен страстью.

Гнев – это сорванные запоры с клети страстной души. Уязвленная душа не сдерживает энергии страсти. Злая сила выплескивается наружу, как шампанское из горлышка, освобожденного от пробки.

Терпеливый праотец Иаков не побоялся сказать о собственных сыновьях Симеоне и Левии, чей гнев повлек смерть людей: Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа (Быт. 49: 7). Гнев делает человека безумцем. Знай: если в гневе ты примешь решение, то непременно погрешишь. Увы, в состоянии гневного сумасшествия принимались многие решения – и всякий раз ошибочно. На этой страсти претыкались гении и простаки, вершители человеческой истории и лица безвестные. И те, кто побеждали целые народы, не могли победить самих себя.

И вот какое наблюдение: любая страсть опасна для души, но не всякая опасна для окружающих. Гнев таит в себе опасность общественного характера. Гневливый подобен смертнику, носящему на себе пояс шахида, бомбу для самоподрыва и уничтожения тех, кто вокруг. Взрывая себя страстью гнева, гневливец подрывает и тех, кто находится рядом. Все вокруг приходят в смущение, теряют внутреннее равновесие и, будучи шокированы, выходят из строя.

Но вот открываю творения святых отцов и с изумлением вижу, читаю и узнаю, что гнев – вложенная Богом в нашу душу естественная сила. Отцы-каппадокийцы называли ее раздражительной силой души. И в чистом человеке эта сила проявляется чисто. Удивлению моему нет предела! Оказывается, изначально задуман гнев как сила, способствующая добру, служению Богу, благому созиданию. Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), рвение, то, что помогает ревностно стремиться к Богу с устранением препятствий на пути к добру. Гнев в чистом проявлении есть сила духа, способствующая мужественному преодолению препятствий в восхождении ко спасению, к Богу, к обожению. Призвана же эта сила подчиняться разуму.

Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), помогающая ревностно стремиться к Богу

В этом смысле есть праведный гнев. Именно так к лукавым фарисеям относился Спаситель: Воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк. 3: 5). Не яростное неприятие врагов, а скорбь о заблудших с гневным отвержением лукавства и лжи. И кнут в руках Христа не имел малейшей примеси страсти.

Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4: 5) – вразумляет нас отец премудрого. Задача христианина – вернуть силе гнева ее прежнее назначение, преобразить ее и освятить. Итак, гневайся на свои грехи, на свою порочность и расслабленность. Легче расстается со страстью тот, кто возненавидел страсть, а кому нравится страстное искушение, тот вряд ли расстанется. Гневайся на врага Божия диавола, а людей, подпадающих его искушению, пожалей. Гневайся на зло и всё злое, но сострадай тем, кто оказался падок на зло.

Так должно быть. Так должна проявляться раздражительная сила души. Но горе, горе человеку! Что произошло в грехопадении? Во что исказилась сила гнева? Вода, прорвавшаяся из трубы, бьет фонтаном, перестает течь в заданном направлении и создает потоп там, где не нужно. В падшем человеке сила гнева превратилась в греховное раздражение, в негодование на ближних, в возмутительный выплеск эмоций, неподконтрольный здравому разуму.

Страстный гнев – вышедший из-под контроля зверь. Всякий зверь неразумен. Зверь рычит и бросается на слабейших. Он причиняет жертве боль, проливает кровь и даже лишает жизни. Но вот парадокс: неразумный, рычащий и бросающийся на других зверь есть внутри каждого из нас.

Люди называют этого зверя по-разному. Кто – проявлением вспыльчивости, кто – нервным срывом, кто – агрессией. Суть же его – испепеление любви, уничтожение добра. Саул, в безумии своем метнувший копье в Давида (в отличие от Александра Македонского, промахнувшийся) – вот выражение греховного гнева. В этом смысле гнев – это гром и молния. Но если ты уподобляешься Зевсу-громовержцу, то по душе ты больше язычник, чем христианин.

Авва Агафон, тот самый, что смиренно принимал несправедливые попреки в гордости и невоздержности и только упрек в ереси кротко отклонил, высказал удивительную истину: «Если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти».

Слышу это и ужасаюсь! Что же делать мне, грешному, падшему? Как научиться владеть собой? Как побеждать в себе гнев греховный?

Но разве возможно преодолеть взрыв во время самого взрыва? Пока бикфордов шнур тлеет, его можно погасить. Если же дойдет до динамита, остается только спасаться от сокрушительной силы взрыва.

Оказывается, страсть гнева имеет свое развитие, свои стадии созревания. Попробуем же отследить, что происходит внутри нас, на какую ступень мы опустились, ведомые страстью, приближаясь к пламени ада.

Всё может начаться с простого огорчения. Чьи-то слова и поступки вызвали досаду, смущение, ты заострил на этом внимание. Принятое сердцем огорчение переросло в обиду, которая кошками скребет на душе. Кровоточа, обида лишила покоя. Ты чувствуешь себя оскорбленным, возмущение распирает тебя: «Как он посмел? Это со мной-то так поступать?» На сердце больно щиплет, хочется восстановить справедливость. И вот душа приходит к раздражению, которое подобно закипающей воде, – мысли и чувства бурлят и клокочут. «Да я ему покажу! Я ему такое устрою!» Раздражение бушует внутри и по своей сути есть жажда возмездия.

Если это не остановить, а стечение обстоятельств способствует страсти, то раздражение переходит в бешенство, то есть в гневный срыв – выплеск злых мыслей, эмоций, слов, дел.

Обида – маленький огонек. Раздражение – горение фитиля. Гнев – взрыв динамита.

Гнев, укоренившийся как дурная привычка, оборачивается агрессией, то есть всесторонним злым поведением. Агрессия – всепожирающая змея, никого не щадящая. Если она закралась в семью, то разрушит семью. Если прокралась на место работы, то порушит отношения сотрудников. А если проявится в столкновении двух людей, как это видно из многочисленных криминальных сводок, то один окажется мертвецом, а другой мертвецом еще худшим – убившим не только другого, но самого себя своим злым поступком.

Накопленный, но не вырвавшийся из души гнев оборачивается злопамятностью. В худшем же своем завершении страстный гнев – одержимость. Ведь гнев, доведенный до ярости, выводит нас из себя. Но если ты утратил контроль над собой, то кто повелевает тобою? Что за мрачный и злобный дух овладел твоей бессмертной душой?

Не побоюсь даже сказать: гневливый, агрессивный человек хуже бесноватого. Ибо бесноватый бьется и кричит, но я не слышал, чтобы он убил кого-либо. Одержимый же страстью гнева с легкостью лишает жизни другого.

Помоги же мне, премудрый Соломон, научи не только удивляться, но и исполнять, владеть собой и так стать лучше завоевателя города!

Вот открываю Древний патерик и нахожу пример для подражания. Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского:

– Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?

Старец ответил:

– С того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.

Вот бы и мне научиться не выплескивать гнев словами своими! Плачу и сокрушаюсь о собственной немощи!

Еще авва Исидор признался:

– Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал.

Вот открываю Лествицу и вижу краткое наставление преподобного Иоанна: «Желание бесчестий есть исцеление раздражительности».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Желание бесчестий есть исцеление раздражительности»

То есть кто полюбил переносить бесчестие, тот сможет победить раздражение. А авва Исаия Отшельник вразумляет меня: оружием против гнева является память о своей греховности. Когда же начинаем что-то мнить о себе, открываем гневу вход в свою душу.

Читаю святых отцов и понимаю: я слаб. Нет кнопочки в естестве человека, нет рубильника, который достаточно переключить – и вот, пьющий не пьет, блудник стал воздерживаться, гневливый ведет себя тихо. Против каждой страсти от меня требуется личный труд, воздержание, отвержение своих любимых привычек. Советы святых – указатель, но по дороге надо идти самому.

О чем же говорит мне мой недостойный опыт? И раздражение, и огорчение, и обиды, и всё остальное греховное начинается с бурления помыслов, с закравшегося в душу недовольства, с немирного и неспокойного духа.

На море не поднимется шторм при отсутствии ветра и спокойствии волн. Ветер – помыслы, вздымающие волны чувств. Умиротворенные помыслы не вызовут в душе возмущения волн, раздражения чувств. И потому обратим внимание на первое волнение наших мыслей и чувств. Заметив колыхание недобрых, раздражительных волн, обратимся всем сердцем к Богу: «Боже, спаси, помоги, помилуй!» Христос умиротворял разбушевавшиеся стихии одним мановением, только бы быть нам с Ним в одной лодке. А чтобы не огорчаться и не копить обид, научимся за всё Бога благодарить.

«А как же несправедливость тех, кто тебе досадил?» – говорит мне моя гордыня. «Как же попрание твоей правды и прав?» – говорит мне мое себялюбие. Но Бог потому и попускает мне несправедливость, что несправедлив я сам. Пришли несправедливости и сокрушили гордыню, попущено попрание моей личной правды и сокрушено себялюбие. Я достоин терпеть попущенное, на кого же мне гневаться?

Собака на лай отвечает лаем, змеи – шипят, тигры – рычат. А человек – образ Божий, он отражает в себе что-то Божие. И потому на лай, шипение и рычание человек пусть отвечает чем-то Божиим.

Человек – образ Божий, и потому на раздражение другого отвечай Божией кротостью

Вот вспомнился случай. После преподавания на вечерних богословских курсах одна супружеская пара, Анатолий и Надежда, предложила подвезти домой. По пути заехали на заправку, где к каждой колонке выстроилось по несколько автомобилей, мы заняли последнее место к крайней колонке. Когда подошла наша очередь, то от другой колонки неожиданно подъехал таксист – выходец из Средней Азии, резко пристроился сбоку и стал гневно требовать: «Я приехал раньше! Сейчас моя очередь!» Он смотрел грозно, напористо, словно готовый к решительным действиям. Мы тихо молились и мирно глядели на разгневанного таксиста. А Анатолий, сам по себе мужчина крепкий духом и телом, спокойно сказал: «Ну что же, пожалуйста! Раз тебе надо быстрее, то, конечно же, проезжай вперед». И вдруг всё в одну секунду изменилось. Услышав такой мирный ответ, водитель-азиат буквально преобразился и просиял доброй улыбкой. Весь его гневный дух вмиг ушел: «Ой, простите меня, пожалуйста. Я неправ. Если я проеду вперед, Бог накажет меня. Нет-нет, я поеду только за вами». Он улыбался и мирно смотрел на нас, как на друзей, с которыми давно не виделся. Так гнев был побежден не только в себе, но и в другом человеке.

Огню противостоит вода, тьме – свет, болезни – здоровье. Так и в духовной жизни: ненависти противостоит любовь, гордости – смирение, гневу – кротость. Если гнев – это взрыв, то кротость – тишина и покой сердца. Блаженны кроткие, ибо агрессивные быстро слагают головы, кроткие же наследуют землю. Кротость – беззлобие и безгневие, тихий дух, простой нрав, добродушие и мирное сердце.

Но кротость – не навык, а Божий дар. Благодать Святого Духа привлекается молитвой, а нисходит в чистую, мирную, тихую душу. И когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов. Стяжи дух мирен, и те, кто рядом с тобой, спасутся.

Когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов

Праведный Иосиф Прекрасный говорит своим братьям, когда-то предавшим его и боявшимся возмездия: Не бойтесь, ибо я боюсь Бога (Быт. 50: 19). Тот, кто боится Бога, не будет ввергать в страх других. А если я Бога не боюсь, тогда бойтесь меня все вокруг.

Победа над гневом дается непросто. Но эта победа слишком важна. Победа над гневом спасает семьи, возрождает порушенные отношения родителей и детей, вносит гармонию во все сферы жизни. Эта победа, поверьте, важна именно здесь, на земле. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7: 9), – так вновь вразумляет меня премудрый.

Прошу у Бога милосердия, а у читателей – молитв. Ведь хочется научиться владеть собой! А завоеватели городов… – дай Бог и им мирного сердца!

Знакомая картина, встречающаяся сегодня практически на каждом шагу: лицо человека краснеет, руки непроизвольно сжимаются в кулаки, а в глазах появляется гнев. Именно он постоянный спутник современных мегаполисов. Его можно встретить в общественном транспорте или стоя в «пробках», в поликлинике или на работе, в магазине или просто на улице в лицах прохожих.

Источник фотографии

В списке смертных грехов гнев стоит не на первом месте, но он один из первых по чьей «милости» происходит множество несчастий: ссорятся близкие люди, происходят неприятности на работе, а если доходит до крайности, то и до преступления недалеко.

С точки зрения биологии гнев распознать очень просто, симптомы всегда ярко выражены, и спутать их с другими эмоциями сложно.

А вот с точки зрения психологии – это может быть и ярость, и раздражение, и обида… То есть, всё не так однозначно, как может показаться вначале.

Так что же такое гнев? В своё время Гораций сказал: «Гнев есть кратковременное безумие». И спорить с подобным утверждением чрезвычайно сложно. Мало кто не сожалел о своих словах и поступках, совершённых в состоянии аффекта, когда контроль над собой полностью или почти полностью пропадает. Впадая в такое состояние, человек не всегда понимает, что говорит, эмоции жгут изнутри и требуют выхода наружу, и сдерживать подобный накал страстей кажется невозможным. И тогда происходит непоправимое, последствия которого потом долго дают о себе знать. В уголовных кодексах различных стран состояние аффекта является смягчающим обстоятельством, но ведь сделанного не вернёшь, и жить человеку с этим приходится всю жизнь.

Почему же гнев нас поражает и как ему удаётся захватить наш разум? Гнев поселяется в сердце извне, именно внешние причины являются толчком к его возникновению.

Это могут быть:

  • критика со стороны,
  • неудача на работе,
  • собственный страх оказаться не на высоте.

Главное помнить, чтобы ни послужило началом, это не повод для вседозволенности. Конечно, трудно контролировать свои эмоции, когда всё внутри кипит и требует выхода негативная энергия. Кому-то удаётся держать себя в руках, а кто-то срывается очень быстро.

Но и сдержанный гнев таит в себе опасность.

«Гнев разжигает фантазии, да так, что можно обжечься», — сказал Д. Галифакс. Когда эмоции накаляются добела, в голове рисуются картины далёкие от реальных событий, окрашенные в гораздо более агрессивные тона, чем происходящее. Говорят, что нельзя постоянно сдерживать эти эмоции, необходимо давать выход негативной энергии, с помощью физической нагрузки, например. Занятия спортом или переключение внимания на любимое хобби, конечно, помогут избавиться от напряжения, но не всегда есть возможность воспользоваться этими рецептами. Особенно это заметно, когда сложная обстановка сохраняется длительное время.

Увы, сегодня, когда ритм жизни и окружающая обстановка провоцируют постоянный стресс, возрастает раздражительность людей, встречающихся нам на каждом шагу. И это состояние становится нормальным в современном мире. К сожалению, это явление не так беспокоит нас, как проявление депрессии или фобии, встречающихся всё чаще и чаще. Не смотря на то, что очень многие дружеские и более близкие отношения прекратились из-за излишней раздражительности, мы всё ещё считаем, что не стоит пристального внимания наш скрытый или проявляемый гнев.

Однако это не значит, что нужно опустить руки и позволить ему сжигать нас изнутри. С гневом можно бороться, можно научиться его подавлять или использовать генерируемую им энергию в мирных целях. В конце концов, не зря гласит египетская пословица: «Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец, и мудрец, но глупец, ослеплённый гневом, становится его рабом. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло». Как поступать, решать вам.

Установлено, что люди, которые регулярно впадают в состояние гнева, чаще болеют. У них нередко нарушается функция печени, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. Они более подвержены ишемической болезни сердца, у них часто возникают проблемы с весом. Исследования также обнаружили связь между гневом и преждевременной смертью.

Некоторые отчеты говорят также о том, что существует связь между гневом и возникновением таких расстройств, как тревожность и депрессии.

Вопрос для размышления: «Какие разрушительные последствия может иметь гнев?»

Ответ:

  • ссоры с близкими
  • неприятности на работе
  • совершение преступлений
  • частые заболевания
  • увеличившийся риск преждевременной смерти
  • возникновение таких расстройств, как тревожность и депрессия

Давайте разберемся, что представляет собой гнев, и какими способами можно с ним бороться.

«По сути, гнев – это следствие неустойчивости эмоциональной сферы и импульсивности. С этим можно справиться, научиться приемам саморегуляции, развить у себя умение иным способом реагировать на то, что раздражает. Главное, чтобы человек захотел это сделать, поняв, что характерные для него способы реагирования только ухудшают ситуацию. Близкие же, со своей стороны, могут тоже влиять на психоэмоциональные состояния человека, испытывающего приступы гнева, зная, что его больше всего успокаивает (прикосновение, ласковое слово, добрый взгляд)», – говорит психолог Т.В.Скрыпник.

«Вспышки гнева могут иметь и эпилептическую природу. Поэтому не лишним будет снять ЭЭГ и обратиться к эпилептологу. Назначение препаратов может качественно купировать приступы гнева, имеющие эпилептическую природу», – говорит врач-нарколог, психотерапевт А.Б.Карачевский.

Причиной гнева может стать что угодно – боль, сильное расстройство, потеря контроля над ситуацией. Гнев может быть вызван предательством, невыполнением обещания, перешептываниями за спиной и распространением ложных сплетен… Это обоснованный, так называемый «праведный» гнев. Он не возникает на пустом месте.

А есть злость, у которой нет никакой причины кроме той, что мир почему-то отказывается соответствовать личным требованиям «страдальца». В этом случае гнев только постоянно усиливается и распространяется на все и всех вокруг.

Кроме личных раздражителей, также существуют «универсальные причины», которые включают в себя:

    • боль;
    • преследование;
    • атака, направленная на нас;
    • угроза для людей, вещей и идей, которыми мы дорожим
    • раздражение.
    • провокация
    • несправедливость, реальная или мнимая
    • критические замечания

Гнев может увеличиваться и становиться бесконтрольным из-за следующих факторов:

    • стресса и тревоги;
    • боли — физической и эмоциональной;
    • наркотиков и алкоголя;
    • взвинченности (сложно контролировать себя, когда ты на взводе);
    • жизненных неудач.

Вопрос для размышления: «Какие факторы могут влиять на увеличение уровня гнева?»

Ответ:

Гнев может увеличиваться и становиться бесконтрольным из-за следующих факторов:

  • стресса и тревоги;
  • боли — физической и эмоциональной;
  • наркотиков и алкоголя;
  • взвинченности (сложно контролировать себя, когда ты на взводе);
  • жизненных неудач.

Краснеющее лицо, сжатые кулаки и бегущая строка в глазах «я злой» – так мы выглядим, когда разгневаны. Иногда эти эмоции уместны и понятны, но в большинстве случаев они только портят отношения, приводят к конфликтам и выматывают нас самих. Что такое гнев и каковы его причины? Почему так сложно контролировать себя в ярости? Мы расскажем, как справиться с нахлынувшей волной негодования и победить себя.

Что такое гнев?

Гнев — это сильное чувство недовольства, вызываемое возмущением по отношению к какой-либо ситуации или человеку. Оно сопровождается состоянием злобы и раздражения.

Гнев проявляется как на физиологическом, так и на психологическом уровне. С точки зрения физиологии он характеризуется большим выбросом гормона адреналина, что влияет на способ мышления и действия. Приступы гнева провоцируют выражать агрессию, не задумываясь о последствиях. Механизмы инстинктов направляют всю разрушительную силу агрессии на раздражителя.

Гнев проявляется, когда человек не способен контролировать свои эмоции, либо в ситуациях психологического насыщения. В таких случаях мы часто говорим: «Как много всего накопилось».

Причины возникновения:

  • Фрустрация (несоответствие желаний и возможностей). Такое состояние возникает, когда ввиду препятствий человек не способен достичь заветной цели. В таких ситуациях пропадает мотивация, стремление, появляется чувство гнева, в первую очередь по отношению к себе.
  • Защита от физической угрозы чаще всего проявляется в ее избежание или предотвращении, но почти всегда сопровождается злостью.
  • Причиной злости может быть ситуация или мнение, которое полностью противоречит нашим убеждениям и взглядам. Это чувство подпитывается уверенностью в собственном убеждении. В комплекте с другими эмоциями, гнев способен провоцировать попытки предубеждения и переустройства чужого мнения.
  • Ответная реакция других людей. Эмоции порождают ответные эмоции, гнев не исключение, особенно если такая негативная эмоция направленна в нашу сторону необоснованно.
  • Гнев не возникает на пустом месте. За ним всегда стоят чувства боли, страха, обиды. Это результат накопленных эмоций неудовлетворенности.
  • В отдельных случаях вспышки гнева обеспечивают дополнительную выработку энергии для дальнейшей работы. Выработанный адреналин способствует большей продуктивности и рабочему запалу.

Пройти тест на психику

Управление гневом.

Гнев – результат вспыльчивости и общей неустойчивости эмоциональной сферы. Справиться с этим можно, если научиться контролировать свое эмоциональное состояние, развивать стрессоустойчивость. Для этого необходимо обеспечить комфортную среду жизнедеятельности, устранить источники раздражения.

Помимо перечисленных причиной гнева выступает физическая или психологическая боль, провокация, резкие критические высказывания. Последствия выражаются в повышенном уровне стресса и тревоги, рассеянности, вспыльчивости.

Гнев может иметь свою степень: от легкой досады и недовольства до ярости, бешенства, злости. В крайней своей мере имеет разрушительную силу, которая направлена в сторону окружающих, но способна влиять на собственное состояние. Но если научится контролировать эту эмоцию, можно обеспечить себя и других.

Освобождаемся от неприятного чувства.

Искоренить такую эмоцию крайне сложно, ведь она заложена на уровне инстинктов, иногда даже может быть полезна. Но частые вспышки гнева и неконтролируемые состояния способны принести непоправимые последствия. К счастью, существуют способы, чтобы наладить самоконтроль и жить спокойно.

Тренировки.

Физические упражнения помогают избавиться от злости. При физических нагрузках вырабатываются эндорфины (гормоны счастья), которые заставляют нас чувствовать себя свежими, бодрыми, энергичными. Благодаря тренировкам можно, как говорят, «выпустить пар», направить выработанный адреналин в правильное русло. Регулярное занятие спортом не только поможет снять следы стресса и злости, а также послужит хорошей профилактикой снижения уровня гнева и злости. Если на долговременную тренировку времени выделить не получается, можно уделить 5-10 минут упражнениям – сделать легкую разминочную зарядку. Это поможет снять усталость, ненадолго отвлечься от работы.

Дыхательные упражнения.

«Вдох – выдох, считаем до 10». Такой совет действительно работает. Медленное глубокое дыхание уменьшает сердцебиение, стабилизирует давление, расслабляет организм.

Так что, если гнев уже подпирает, стоит сосчитать до 10, дыша при этом правильно. Это спасет от лишних эмоций.
Чтобы правильно соблюдать технику дыхания, нужно следовать следующей инструкции:

  • Найти тихое место для отдыха, расположиться удобно.
  • Медленно вдохнуть через нос. Сконцентрироваться на брюшной полости: почувствовать, как живот наполняется воздухом, расслабиться.
  • Не спеша выдохнуть через рот. Напрячь пресс, таким образом вытолкнуть воздух с легких.
  • Повторять процесс несколько раз в умеренном темпе.

Пройти тест на тип личности

Расслабление мышц.

Если сконцентрироваться на расслаблении мышц, можно почувствовать, как отступает напряженность и тревожность. Лучше релаксировать вечером, для крепкого сна или в момент сильной напряженности. Для этого нужно:

  • Найти удобное, тихое место.
  • Сосредоточиться на самой напряженной группе мышц (чаще всего это шейный и поясничный отделы, иногда ноги, руки, лицевые мышцы). Напрячь их примерно на 5-10 секунд.
  • Сделать медленный выдох, расслабляя напряженные мышцы. Это помогает почувствовать, как мышца может расслабиться. Сделать паузу около 20 секунд, повторить это с другими группами мышц.
  • Поочередно напрягать мышцы ступней, голени, бедер, ягодиц, пресса, рук, шеи. Концентрироваться на том, как они расслабляются. Представлять, как стресс и злость отступают вместе с напряжением.

Выразить свои мысли.

После исследований причин гневливого состояния, результаты показали, что недовольство повышает активность мозга и уровень творческого мышления. Этим можно воспользоваться, преобразовывая негативные эмоции. Например, можно написать мысли на бумаге, после – порвать ее, или наоборот, начать писать истории, возможно это станет началом творческого хобби. Если это не помогает, можно перейти к более радикальным действиям: отправиться в нелюдное место и «выкрикнуть» весь негатив, либо выпустить пар, разбивая старую ненужную посуду, разливая на стены краску и т.п.

Запастись антистрессами.

В магазинах можно найти игрушки-антистрессы, которые отвлекают внимание. Такой вид расслабления более безопасный (не нужно ничего разбивать, разливать, разрушать) и интересный. Игрушки работают благодаря приятным тактильным ощущениям. Бывают они различными (игрушки с наполнителями, жидкостью, из мягких материалов, приятных на ощупь), поэтому легко будет выбрать те, что понравятся. Хорошей альтернативой игрушкам станут антистресс-раскраски. Эти раскраски с множеством элементов, подходят для любых возрастов. Так можно от злости избавиться, да еще картину нарисовать.

Поднять себе настроение.

Сменить злость на милость помогут интересные истории, смешные видео, анекдоты. Чтобы успокоиться, можно раздражитель про себя обозвать, представить в каком-то глупом смешном виде. Например, представить раздражающего босса в виде какого-то животного или в женской одежде.

Послушать успокаивающую музыку.

Музыка – один из самых лучших способов, чтобы освободиться от гнева и стресса. Но речь идет только о спокойных, не агрессивных жанрах музыки. Поэтому стоит создать плейлист с расслабляющей классикой, инди, кантри или регги. Выбрать лучшие песни, слушать их, когда настигает злость.

Пройти тест на темперамент

Повторять успокаивающие фразы.

В экстренных ситуациях это очень помогает не потерять контроль над собой. Для этого нужно говорить себе фразы вроде «Успокойся, эта ситуация скоро закончится», «Я злой, но могу с этим справляться», «Отнесись к этому проще», «Это проблема, но она поправимая», «Не злись, а делай выводы» и т.п.

Польза гнева.

Как бы странно не звучало, но существуют ситуации, которые оправдывают гнев, даже говорят о его пользе.

  • Гнев заложен на уровне инстинктов, в процессе эволюции способствовал выживанию. Ярость мобилизует ресурсы организма для борьбы, защиты от опасности. Отсутствие этой эмоции вряд ли бы помогло нашим предкам выжить и научиться защищаться.
  • Гнев защищает наши ценности, убеждения, помогает бороться с несправедливостью. Злость – естественная реакция возмущения на несправедливость.
  • Он помогает отстаивать свои права и двигаться к цели. Люди, которые не боятся иногда выразить злость, более убедительны во взглядах. Работает это только, если эмоции не подкрепляются агрессией в сторону окружающих.
  • Можно сказать, что гнев улучшает психологическое состояние, ввиду того факта, что он позволяет показывать возмущение, высказываться. Это намного лучше, чем держать обиды в себе, которые со временем накапливаются, пагубно влияют на психологическое здоровье, но перебарщивать с негативом не стоит.

Предотвратить – значит победить.

Если приступы гнева заставляют рвать и метать все вокруг, то стоить иметь в виду несколько техник, которые могут предотвратить вспышки гнева.

  • Планировать свои действия. Если заранее спланировать свои действия, то при начальных стадиях гнева, его можно предотвратить. Например, можно делать паузы при высоком напряжении или переводить неприятные темы в иное русло.
  • Настраиваться на позитив. Если быть оптимистами, то и ситуаций, которые вызывают раздражение, будет в разы меньше. Лучше всегда говорить себе подбадривающие фразы, уделять внимание внутренней мотивации, избавляться от раздражителей.
  • Смотреть на ситуации с разных сторон. Чаще всего гнев вызван возмущением и несогласием. Но если это происходит слишком часто, то стоить остыть, взвесить все «за» и «против», посмотреть на ситуацию под другим углом.
  • Обучиться медитациям. Медитации помогут держать в балансе свое тело и разум, а самое главное, научат управлять эмоциями, отпускать негатив, думать свежей головой.
  • Следить за своим режимом. Злоба проявляется также в результате переутомления. Устав, мы хотим, чтобы окружающий мир не беспокоил нас. А когда происходит обратное, погружаемся в стресс. Чтобы избежать этого, нужно следить за режимом жизни, отдыхом и крепким сном.
  • Предотвратить досадное состояние поможет простой разговор с человеком, который часто вызывает негодование. Выяснение отношений способно предотвратить множество неприятных ситуаций.
  • Обратиться к психологу – будет хорошим вариантом, когда справляться с собственными эмоциями не получается или никакие техники не работают.

Гнев – чувство, с которым сталкивается каждый. Но его появление не всегда желательно, а последствия часто необратимы. Следуйте нашим советам, чтобы научиться его предупреждать и контролировать.

Пройти тест на стресс

— Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам. А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства.

— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

— Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?

— Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

— Получается, что гнев — это вымещение злобы?

— Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся

— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

— Это как? Если разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева.
Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным.

— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гнева юсь, а в миру сильно гневалась?

Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение, как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

«Гневайтеся, и не согрешайте»

— Геронда, негодование происходит от эгоизма?

Не всегда. Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил. Прежде чем подняться на гору Хорив, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хорива, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога. Пошли к Аарону и сказали ему: «Мы не знаем, что случилось с Моисеем. Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит: «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!.. Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

«Уготовихся и не смутихся»

— Геронда, как же мне преодолеть гнев?

— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

— А как не доходить до гнева?

— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь
брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.

— Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!

— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

— Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.
Смирением и молчанием мы побеждаем гнев

— Геронда, как человек может победить гнев?

— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота. Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить, как бубен.

— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

— Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним: по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!.. Жители Фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком» (козочка имеет большую ценность, так как даёт приплод), — и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

— Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

— Но почему, геронда, хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

— Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева, душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том V. «Страсти и добродетели». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008

  • Shares

Что делать с гневом? Почему важно научиться жить каждый день, не реагируя на всевозможные раздражители из внешнего мира? Мы собрали 10 цитат известных христиан, чтобы понять, чем страшен гнев.

«Гнев недолго помогал мне защищаться от правды; гнев устает быстро».

Клайв С. Льюис (1898 — 1963), британский ирландский писатель, поэт, преподаватель, учёный и богослов.

«Гнев — это грех, а значит, что Бог может освободить нас от его рабства».

Генри Брандт (1916-2008), международный консультант, учитель, автор и спикер.

«Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием».

Антоний Великий (ок. 251 — 356), раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

«В наши дни мало кто проповедует о Божьем гневе – этого стыдятся даже многие хорошие проповедники. Теперь чаще раздаются слезливые, сентиментальные слова о любви и доброте, и мало где слышны предостережения и увещевания. Но если мы хотим, чтобы человеческие души действительно спасались, мы должны говорить о гневе Господнем прямо и открыто».

Чарльз Сперджен (1834 — 1892), английский проповедник и богослов, пастор крупнейшей баптистской церкви Англии.

«Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское».

Иоанн Кронштадский (1829 — 1908), священник Русской православной церкви, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, «вдохновитель создания и почётный член» Союза русского народа, проповедник, духовный писатель.

«Не важно, насколько благочестивыми могут быть ваши слова, говоря в гневе, вы все разрушите».

Иоанн Златоуст (347 — 407), архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей.

«Давайте не будем шутить с Богом и не будем умалять Его любовь! До тех пор, пока мы не начнем серьезно относиться к своим грехам, пока не поймем в полноте, что Его гнев справедлив, нам не удастся по-настоящему пережить ни чувства благоговения перед Ним, ни силу Его любви к нам».

Джон Пайпер (род. 1946), христианский проповедник и автор книг, бывший пастор в баптистской церкви «Вифлеем» в Миннеаполисе, штат Миннесота.

«Чувство ярости не может быть разумно даже по отношению к Гитлеру, а уж по отношению к Богу — и подавно».

Людвиг Витгенштейн (1889 — 1951), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века.

«Сердиться не полезно. Гневом можно только… увеличить раздражение другого, а привести в лучшее расположение можно только терпением и миром».

Филарет Дроздов (1782 — 1867), епископ Православной российской церкви. Действительный член Академии Российской (1818); почётный член (1827—1841) Императорской академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.

«Несдерживаемый гнев может разрушить нас. Его нельзя проигнорировать. Его нужно приручить».

Генри Брандт (1916-2008), международный консультант, учитель, автор и спикер.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *