Гандбольное отделение КСДЮСШОР «Олимп», образованное ровно двадцать лет тому назад, отпраздновало свой юбилей.

Список достижений тольяттинской школы ручного мяча, официально ведущей свой отсчет с 29 декабря 1999 года, не может не впечатлять. За два десятилетия накоплено несметное количество наград на соревнованиях национального и международного масштаба. Десятки воспитанников и воспитанниц олимповской фабрики по производству чемпионов имеют в личной коллекции медали, завоеванные на уровне сборных и клубных команд. У нас давались первые уроки мастерства двум олимпийским чемпионкам Рио — Дарье Дмитриевой и Екатерине Ильиной…

Более семидесяти наших самых успешных спортсменов были приглашены на сегодняшний праздничный вечер в УСК «Олимп», где каждый из них в свое время получал билет в большой гандбол, а теперь многие разбросаны по городам России и других стран. Явка составила примерно пятьдесят процентов. Звезды разных лет и различной (по размерам их регалий) величины поочередно четырьмя группами выходили на площадку перед зрителями в зависимости от годов выпуска из школьных стен. Все получали свои порции оваций и презентов. Не забыли, разумеется, искупать в рукоплесканиях и подарках так же два десятка наших тренеров.

Развлекали виновников торжества и остальную публику группа «Шоу барабанщиц», танцевальный коллектив «Ювента» и сборная команда ТГУ по чирдансу «Разгон». На обоих мониторах в зале был продемонстрирован душевный и глубокомысленный видеоролик, приуроченный к юбилею. Не поскупились на содержательные и теплые поздравления руководитель УФКиС администрации г.о. Тольятти Александр Герунов и его предшественник на посту главного спортивного функционера города Василий Одиноков.

Человек, с благословения которого в конце прошлого века создавалась школа гандбола в «Олимпе», совершил экскурс в историю. Василий Иванович посвятил собравшихся в детали старта бурного развития в Тольятти этого явления – «ручной мяч». Он, в частности, свидетельствовал, что именно директор КСДЮСШОР «Олимп» Андрей Степанов, возглавляющий школу с момента ее образования по сегодняшний день, своим приездом в город на Волге из Новокузнецка обеспечил его путевкой в высшую лигу гандбольного чемпионата России. С этого, по сути, все и началось.

Андрей Витальевич, в свою очередь, поблагодарил бывшее и нынешнее руководство Управления физкультуры и спорта, выразил признательность администрации города и Правительству Самарской области за полноценную поддержку, а тренерам-преподавателям прославленной гандбольной школы – за их профессиональный плодотворный труд. Отдельное спасибо было сказано выпускникам – как бывшим, так и будущим, а также их родителям. Эффектным заключительным аккордом праздника стал специально подготовленный командами гандбольного отделения КСДЮСШОР «Олимп» зажигательный флешмоб.

Знаменитая женская обитель расположилась в селе Дивеево, что в 180 километрах от Нижнего Новгорода, неподалёку от старинного города Арзамас. Говорят, что в Дивеево никто не попадает случайно, а встреча с этим местом никогда не проходит бесследно. Похоже, что это действительно так.

За духовным исцелением

Монастырь живёт своей, особой жизнью. Паломники, экскурсанты, послушницы, монахини – на территории всегда много людей. Одни приезжают за духовным исцелением, другие – за молитвой, а кто-то – ради того, чтобы приложиться к мощам Серафима Саровского. Люди вокруг – очень разные. Вот неряшливо одетый старик примостился на скамеечке возле одного из храмов, вот женщина средних лет на инвалидном кресле – её привезли родные, вот девочка лет десяти, с полузакрытыми глазами она шепчет молитву, держа за руку отца.

Пока любуюсь монастырским яблоневым садом, из храма выходят сёстры-монахини. Только что окончилась Божественная Литургия, и они направляются на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. Это действо называется Чин о панагии. Зрелище – завораживающее.

В монастырь нельзя уйти – можно только прийти

Всего в Дивеево живёт около пятисот сестёр и послушниц. Это — те, кто уже окончательно принял решение связать свою жизнь со служением Богу и принять постриг.

— Почему женщины уходят в монастырь? – интересуюсь у сестры Фотины, которая получила благословение сопровождать меня на территории монастыря. И получаю неожиданный для себя ответ, который перечёркивает мои представления.

— В монастырь нельзя уйти – можно только прийти. Если тобой движет горячее желание и любовь ко Христу. Когда человека приводят к нам испытания, выпавшие на его долю, это уход. Бегство от внешних обстоятельств. Чаще всего такие люди, попробовав себя в качестве трудника, сталкиваются с теми же проблемами, от которых бежали – непониманием окружающих, например. Ведь подобные проблемы бегством не разрешаются. Это серьёзная общая ошибка – считать, что в монастырь уходят неудачники и несчастные люди. Хотя, конечно, такого человека мы тоже примем и дадим ему все возможности…

Сестре Фотине было 25 лет, когда она поняла своё призвание. До этого она училась на филолога и некоторое время работала по профессии. Потом побывала в монастырях и поняла, чего именно хочет от жизни.

— Когда соприкасаешься с миром монастырской жизни, открывается красота этого пути, его уникальность. И ничто уже не кажется таким интересным, ничто не может отвлечь от принятого решения. Со мной было именно так, — рассказывает она.

Пение – тоже труд

— Монашеская жизнь состоит из трудов и молитв. Это жизнь на двух основах, как два весла у лодки: без одного весла лодка будет кружить на месте, — рассказывает сестра Фотина.

Утренняя молитва начинается в 5.30 и длится до 8 утра. Монахини просят благословения на начавшийся день. После правила, в 8 часов, начинается трудовой день. Тут нет привычного нам восьмичасового графика – работа распределяется в соответствии со здоровьем и возможностями сестёр. Для кого-то это работа в трапезной, для кого-то – в саду, а кто-то занимается пением.

— Пение – тоже труд? – удивляюсь я.

— Причём тяжёлый, — кивает сестра Фотина. – Оно требует и духовного, и физического напряжения. После пения иногда мокрая выходишь – настолько оно высоко.

Интересно, что в монастырях сёстры проходят через все послушания, так что занятие пением достаются даже тем, кто не одарён природой великолепным голосом. Правда, в Дивеевский хор попадают лучшие.

Ужин в монастыре после вечернего богослужения, около 20.00.

— Готовят у нас с молитвой, — рассказывает сестра Фотина. – Пища простая, но я давно заметила, что нигде не пробовала еду вкуснее, чем в нашем монастыре!

В том, что готовят вкусно, я вскоре имела возможность убедиться – гречневая каша и фасолевый суп в трапезной и правда оказались замечательными!

Без телевизора, но с книгой

У некоторых монахинь в монастыре я заметила мобильные телефоны. И, конечно, не удержалась от вопроса. Оказалось, что пользование телефонами тут не возбраняется, если это связано с послушанием. Например, пользуясь мобильным телефоном, проще управляться с паломническими группами, или вести административную работу. А вот телевизор – ни в коем случае!

— Наша жизнь – это молитва и работа, как в храме, так и внутренняя. Непрестанная молитва, которую сестра должна творить в течение дня.

— А книги? Например, художественная литература?

— Запрета на художественную литературу у нас нет. Такие книги даже есть в библиотеке, наряду с духовными и православными книгами, — пояснила мне сестра Фотина. – Другой вопрос, что когда человек сосредоточен на молитве, то потребности в чтении художественной литературы не возникает. Сама я, например, в определённый момент поняла, что даже любимого Достоевского читать стало тяжело. Просто ты уже находишься в других задачах и категориях.

Святая Канавка

Показав монастырь, сестра Фотина ведёт меня к Святой Богородичной Канавке. Удивительное место, куда устремляются все верующие, посещающие Дивеево. Это дорожка на холме в форме незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, каждый тихонько или про себя читает молитву. А история у неё такая.

25 ноября 1825 года Серафиму Саровскому было явление Божией Матери – она указала ему место в Дивеево, где надо устроить девичью общину, и велела обнести её канавой и валом. Сёстры начали рыть Канавку в 1829 году, а закончили к празднику Рождества Христова 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима. О значении святой Канавки преподобный говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Вот почему так любят молиться на Канавке, стараясь, по заповеди батюшки Серафима, непременно прочитать 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся!»

После закрытия монастыря святую Канавку во многих местах засыпали, а вал сравняли. В 2006 году Святая Канавка была полностью восстановлена, сюда снова приходят тысячи верующих, а сёстры во главе с игуменией каждый день совершают по ней крестный ход.

Именно здесь мы простились с сестрой Фотиной. Ведь Канавка – не место для бесед.

Апрель 2018 (с) Елена Харо

келейное моление, получившее большое распространение в России с нач. XIX в. и заключающееся в ежедневном чтении «Богородице Дево» 150 раз, часто с прибавлением «Отче наш» после каждого десятка. Б. п. в России становится известным с посл. трети XVII в., когда имела широкое хождение в списках кн. «Звезда пресветлая», повествующая о чудесах с теми, кто читает Архангельское обрадование 150 раз в день. Согласно приписке к предисловию, это перевод с «белорусской книги», сделанный неким Никитой в Москве в 1668 г. Рассказы заимствованы в основном из зап. источников, хотя есть и рус. происхождения. Известно более 100 рукописей этой книги. Из предисловия к «Звезде пресветлой» следует, что Б. п. может заменять собой Акафист Богородице (в нем содержится ок. 150 хайретизмов). Это, а также др. признаки позволяют утверждать, что книга основана на неком католич. трактате о розарии — молитвенной практике, очень близкой к Б. п.

Б. п. пользовалось любовью мн. прославленных рус. подвижников. Киевский старец Парфений (Краснопевцев) читал «Богородице Дево» ежедневно 300 раз. Прп. Серафим Саровский заповедовал сестрам Дивеевской общины исполнять Б. п. во время ежедневного обхода по канавке вокруг Дивеева. Во 2-й пол. XIX в. Б. п. практиковал Илиодор (Захаров), иеросхим. Глинской пуст. Сщмч. Серафим (Звездинский) рекомендовал после каждого десятка воспоминать определенные события из жизни Пресв. Богородицы и читать различные молитвы о себе и о мире.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *