Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок — личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет — подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.00 — Бодрствование

7.00-9.00 — Сон

9.00 — Второе кормление

9.00-10.00 – Бодрствование

10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 – Третье кормление

12.00-13.00 – Бодрствование

13.00-15.00 – Сон

15.00 – Четвертое кормление

15.00-16.00 – Бодрствование

16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 – Пятое кормление

18.00-19.00 – Бодрствование

19.00-20.45 – Сон

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00 – Шестое кормление

21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации.

Войти на сайт

Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 — Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 — Бодрствование

7.30-9.30 — Сон

9.30 — Второе кормление

9.30-11.00 – Бодрствование

11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 – Третье кормление

13.00-14.30 – Бодрствование

14.30-16.30 – Сон

16.30 – Четвертое кормление

16.30-18.00 – Бодрствование

18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Пятое кормление

19.00-20.45 – Бодрствование

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 — пробуждение, утренний туалет, первое кормление

7.00-9.00 – Бодрствование

9.00 – 11.00 – Сон

11.00 – Второе кормление

11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 – 15.00 – Сон

15.00 – Третье кормление

15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 – Сон

19.00 – Четвертое кормление

19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)

20.30 — Купание

21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение

9:00 – завтрак

9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика

11:00-12:30 – прогулка

12:30-13:00 – обед

13:30-15:30 – дневной сон

16:00 – полдник

16:30-18:00 – прогулка

19:00 – ужин

21:00 – поздний ужин

21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 — пробуждение, утренний туалет

8:00 – завтрак

8:30 — 9:30 – занятия, игры, гимнастика

10:00 – второй завтрак

10:30-12:30 – прогулка

12:30 – обед

13:00-15:00 – дневной сон

15:30 – полдник

16:00-16:30 – игры, занятия

16:30-18:00 – прогулка

18:30 – ужин

19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия

20:00 – подготовка ко сну, купание

20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 – занятия в школе

13:00 – обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 – выполнение домашнего задания

15:30 – полдник

16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций

19:00 – ужин

19:30-20:00 – игры, и свободное время

20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 – чтение на ночь

21:00 – сон

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты — плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя — если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Материалы сайта http://www.materinstvo.ru

МОДЕЛЬ ПОДАВЛЕНИЯ И НАСИЛИЯ оказывает огромное влияние на то, как складывается жизнь человека. Она формируется при наличии любых форм принуждения и давления на личность в семье, в образовательном учреждении, в общественной жизни, профессиональной сфере.

Такая модель неизбежно формируется в семьях, где применяются телесные виды наказания или телесные оскорбления, где есть моральное подавление одних членов семьи другими, где в судьбе предков были  периоды тюремного заключения, лишения свободы, увольнений с работы и других форм наказания.

Очень часто насилие в семье принимается и даже встречает одобрение. В  русских семьях говорили: «если бьет, значит любит». Если между супругами в  семье отношения строились по типу «жертва-преследователь», то у последующих поколений сложатся следующие убеждения: с одной стороны, я могу наказывать и  могу быть несдержанным на слова, а с другой – я привлекаю в жизнь тех, кто груб и наказывает. Человек, унаследовавший эту модель, будет одновременно и источником насилия, и вызывать его по отношению к себе. Это является проявлением одной и той же модели насилия.

Если в семейной истории есть эта модель, то на поведенческом уровне наблюдается неуважение: происходит  несправедливое подавление личности, оскорбления, ограничения свободы, то есть отрицание понимания и  принятия. Часто мы слышим: «я тебя накажу» или «меня не интересует, почему ты  это сделал».

Нужен ли ребенку режим и как его наладить?

Поэтому первое утверждение (аффирмация) для переобучения сознания должна укрепить в сознании новое убеждение в том, что окружающие проявляют по отношению ко мне уважение:

— Теперь я знаю, что я — не повторение свои предков, поэтому окружающие уважают, ценят и принимают меня.

Кроме неуважительного, несправедливого отношения, подавление означает, что окружающие не дают нам свободы в действиях, достижении целей, осуществлении своих решений. Поэтому вторая аффирмация:

— Теперь я знаю, что я — не повторение своих предков и поэтому я в полной мере пользуюсь своим правом на свободу в осуществлении своих действий (решений, планов).

Еще одной чертой модели подавления и насилия является принуждение. Человека принуждают делать не то, что он хочет, а его собственные действия не  одобряют.

— Теперь я знаю, что я — не повторение своих предков, поэтому все мои действия встречают одобрение.

Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

Нужен ли ребенку режим?

Воспитание ребенка – дело ответственное. Оно требует максимума терпения и минимума амбиций родителей. Ребенка надо направлять и интересовать, а не заставлять, подавляя его свободу выбора.

Многие родители руководствуются принципом: «Мы взрослые – нам виднее». Отчасти это утверждение верное, однако, какими методами при этом пользоваться имеет большое значение. Часто родительское «надо» — это скрытое «хочу», и в нем нет проявления заботы. Как же воспитывать ребенка, не подавляя его личность?

Советы

  • Предоставьте ребенку свободу выбора. С ранних лет он должен понимать, что такое личное мнение. Если ему хочется разукрасить нарисованного человечка или дерево в синий цвет, пусть так и будет. Не мешайте вашему чаду фантазировать. Со временем окружающий мир сам покажет ему истинные краски.
  • Еще сложнее, когда родители стремятся воспитать талантливого вундеркинда. Поэтому с детства отдают свое чадо во все возможные развивающие кружки. Родительское желание понятно, но для начала стоит присмотреться к своему ребенку, понять его способности, спросить о его желаниях. Руководствуйтесь тем, что комфортно и полезно для ребенка, а не для вас!
  • Нет авторитаризму! Общение с ребенком должно строиться по принципу диалога. Не перебивайте его, будьте спокойны, не заканчивайте за ребенка предложения.

    Нужен ли ребенку режим. Как установить

    Дайте ему свободу в выражении мысли. И помните, семь повелительных фраз – это уже лекция!

  • При воспитательной беседе смотрите ребенку в глаза, старайтесь взглядами быть на одном уровне. Избегайте позиции «начальник-подчиненный». Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, равным человеком. Он запомнит это и будет уважать своего родителя-собеседника в дальнейшем.
  • Не наказывайте ребенка за плохие оценки в школе. Наоборот, дайте понять, что он может учиться лучше, предложите свою помощь в освоении учебного предмета. Чрезмерная строгость и требовательность развивают комплекс неполноценности. А у вас в приоритете должно быть психологическое здоровье ребенка, а не оценки.
  • Не скупитесь на похвалу, если ваше чадо делает хотя бы незначительные успехи. Мотивируйте его на еще большие победы и развитие.

Целью воспитания ребенка является формирование и развитие здоровой гармоничной личности. Родителям необходимо расставить приоритеты и не давать воли личным амбициям и эмоциям. Родитель и ребенок – это, прежде всего, напарники, где взрослая мудрость и детские желания должны находить выгодный компромисс.

Текст: Катерина Пчельникова

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *