Нравственная сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Потеря». Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Сказка носит воспитательную направленность.
Цель: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Задачи:
1. создавать педагогические условия для развития нравственных представлений и мотивов поведения
2. воспитывать культуру поведения
3. формировать гуманные отношения между детьми и взрослыми между детьми и сверстниками;
4. развивать навыки анализа поступков сказочных персонажей
Поэтическое предисловие от автора: Сказка подарит яркие встречи!
Сказка научит, сказка излечит.
Сказка подскажет, как поступить.
Сказка сумеет развеселить!
Потеря.Однажды осенью на лесной тропе ежик нашел яблоко. Остановился он и стал думать, как яблоко оказалось на дороге?
Тем временем на тропинке появился зайчишка.
— Привет ёжик! Что ты тут делаешь?
— Привет зайка. Я нашел яблоко. А чье оно я не знаю.
— Нашел яблоко, так забирай его себе. И думать тут нечего.
— Нельзя так зайка поступать. А вдруг тот, кто яблоко потерял, сильно расстроился.
— Да ты прав ежик, я об этом не подумал – проговорил зайчик.
-А что это Вы тут делаете? – спросила у друзей ворона.
— Ух, ты яблоко делите! И мне кусочек оставьте.

Ежик и зайка посмотрели на ворону, головой покачали.
— Нет, это яблоко не наше, это потерянное — грустно ответил ежик.
— Его нужно вернуть хозяину – добавил зайчишка.
— Глупости! Нашли яблоко, значит оно теперь Ваше – закричала ворона.
— Нет, ворона потерю нужно обязательно вернуть – сказал ежик.
Сейчас я наколю яблоко на свои иголки и пойду по дороге прямо искать того кто потерял яблоко.

Ты зайка иди по тропинке в обратную сторону. Ну, а ты ворона поднимайся высоко в облака. Посмотри, полетай по близлежащим окрестностям. А через час встретимся на этом самом месте. Вдруг кому то из нас повезет найти, кого кто потерял яблоко.
Так и сделали.
Через час встретились зайка и ворона, стали ждать ежика.
Вдруг послышался, чей-то веселый смех. Это ежик возвращался, но не один. Рядом с ежиком шел веселый медвежонок.
— Друзья мои я нашел, кого кто потерял яблоко. Это медвежонок! – радостно проговорил ежик.
Шел я по дороге и увидел медвежонка, он сидел на пеньке и плакал.
— Почему ты плачешь? — спросил я у медвежонка.
— Я потерял яблочко. Оно была спелое, красное, вкусное! — ответил грустный медвежонок.
— Ура! Я нашел и яблоко и хозяина яблока!
— Вот тебе твое яблоко! Кушай на здоровье! – сказал я медвежонку.
— Спасибо Вам большое! – проревел медвежонок. Вы добрые звери.
Я приглашаю Вас в гости. Моя мама испекла яблочный пирог.
Мы будем рады угостить Вас!
Мораль: Приятно даже зверю – когда возвращают потерю.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка про пчелку для детей 5 — 8 летЗимняя сказка для детей 5 — 6 летНравственная сказка для детей 5-7 лет: Братья Капризы

Сказка о дружбе для детей 5-9 лет

Поведение в школе у меня примерное. За это даже грамотой наградили! Людмила Эдуардовна, наша учительница, любит ставить меня в пример. Это хорошо. А вот отдельные ребята надо мной посмеиваются и говорят, что веду я себя, как девчонка. Это плохо.
И вот решил я поменять мнение своих товарищей. На перемене развязал Ленке бантики и раскидал ее тетрадки! Ура! В дневнике первое замечание! На следующий день я плохо вел себя на уроке и получил второе письменное предупреждение. На третий день со скоростью ветра бежал в столовую и столкнулся с мальчиком, у которого на лбу от удара выросла шишка. На этот раз Людмила Эдуардовна сказала, что вызовет в школу маму.
Первый раз, увидев замечание в дневнике, мама прореагировала спокойно. Она сказала, что девочкам нужно помогать, а не обижать их. Во второй день мое очередное замечание ее неприятно удивило. На третий день, строго посмотрев на меня, она спросила:
— Алеша, что происходит?
Пришлось рассказать ей, почему я так делаю и чего добиваюсь.
— Уважение товарищей приходит с хорошими делами. Допустим, ты помог классу занять первое место в конкурсе, навестил больного друга, объяснил, как делать задачку. А вот ребята, которые уважают тебя за плохие дела, совсем не товарищи. Они рады, что кто-то получил двойку, кому-то сделали замечание, кто-то, поскользнувшись, упал в грязную лужу. При этом они громко смеются, показывают на тебя пальцем и проходят мимо! А вдруг тот человек сломал ногу? Хорошо ли это?! Подумай об этом, сынок.
Я вспомнил случай, когда ребенок, упав на нашей детской площадке, сломал руку. Его родителей рядом не оказалось. Кто-то вызвал скорую помощь и сообщил о происшествии маме мальчика. Через несколько дней я увидел его с гипсом. Хорошо, что рядом оказались не безразличные к чужой беде люди. Все-таки, хорошие поступки мне нравятся больше, чем плохие.
Замечаний по неудовлетворительному поведению я больше не получал, на насмешки некоторых ребят по этому поводу перестал обращать внимание. Но впереди меня ожидало еще одно испытание на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».
Однажды в школьном коридоре кто-то из мальчишек разбросал из мусорного ведра все содержимое. Бумага, обертки от конфет, огрызки яблок, банановая кожура – все это неприлично красовалось на полу. Кто же это сделал?
Ученик Толя из параллельного 2 «Б» класса сообщил учительнице, что это проделки Алеши из 2 «А» класса.
В нашем 2 «А» классе два Алеши: я и мой друг, тоже Алеша. Поэтому нас вместе пригласили на беседу к директору школы.
Заходя в кабинет, я абсолютно не волновался, потому что это точно сделал не я. И поведение у меня всегда примерное. А вот мой друг Алеша всегда имеет замечания и на уроках, и на переменах, поведение у него неудовлетворительное. Он очень подвижный, любит прыгать, бегать. Ему спокойно отсидеть урок сложно, поэтому с его парты часто летят бумажные самолетики в разных направлениях класса! Мы с ним дружим с детского сада и живем в одном доме, только подъезды разные. Мне с ним весело, он у нас заводила. А касательно происшествия, я знаю, что мусор разбросал не он, так как всю перемену мы провели вместе. Кто же это сделал?
Итак, мы стоим руки по швам в кабинете директора, опустив головы. Приглашенный на опознание Толик, посмотрев в нашу сторону, неуверенно пролепетал, что узнать виновного он не может, так как в тот момент в коридоре перегорела лампа, и в коридоре было темно.
Тут мне стало не по себе! А вдруг подумают, что это я?! Спасаясь из сложившейся ситуации, я тихо прошептал:
— Это сделал Алеша… — и указал на своего друга.
На душе стало мерзко и гадко, но слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
— Ты мне больше не друг! Ты предатель! – также тихо сказал второй Алеша, и я увидел на его глазах слезы.
Домой шли порознь. Настроение было ужасное. Я чувствовал себя виноватым и не знал, как исправить ситуацию.
Задачки домашнего задания не хотели решаться, упражнения по русскому языку не хотели писаться, по чтению буквы разбегались в разные стороны. Я никак не мог сосредоточиться. Забившись в угол своей комнаты, просидел там до прихода мамы с работы.
По моему виду мама сразу поняла: что-то случилось. Очень не хотелось рассказывать ей о своем неприглядном поступке, и я стал лепетать нечто невразумительное. Наконец, ее терпение иссякло, и она позвонила Людмиле Эдуардовне. Поговорив по телефону несколько минут и положив трубку, мама строго на меня посмотрела:
— Врать — это плохо, а говорить неправду о своем друге, чтобы выгородить себя из неприятной ситуации – это плохо вдвойне! Твой друг Алеша, возможно, простит твой подлый поступок. Но я на его месте хорошо бы подумала, нужен ли такой друг, как ты?!
Она вышла из комнаты и закрыла дверь. На моем лице слезы текли ручьем. Как я завтра пойду в школу?! Что я скажу Алеше, учительнице, классу?!
Перед сном мама вернулась к наболевшей теме и спросила:
— Какой вывод ты сделал?
— Завтра в школу не пойду!
— Да, это самое простое решение, но не выход из ситуации. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай!
— Я не знаю, как…?
— Во-первых, тебе нужно набраться смелости и первым подойти к Алеше, чтобы извиниться. Во-вторых, ты должен Людмиле Эдуардовне сказать правду. Надеюсь, ты согласен, что несправедливо наказывать того, кто не виноват.
Утром я ждал Алешу у его подъезда, чтобы попросить прощение. Между нами возобновился мир, и мы вместе шагали в школу.
Перед уроком я подошел к Людмиле Эдуардовне и рассказал, как все было. А вот родителей Толика вызвали в школу. Оказалось, что разбросанный мусор – это его рук дело. Таким образом он решил наказать моего друга за то, что тот после уроков не дал ему поиграть на планшете!
Толик не знал, что в нашем классе два Алеши! Поэтому в кабинете директора, увидев нас двоих, он растерялся. И тут же вспомнил, что в ту перемену видел нас вместе. А значит, сейчас его замысел раскроется! Выйдя от директора, он побежал собирать мусор. А затем признался во всем своей учительнице. Как говорится, на воре и шапка горит.
Мы с Алешкой по-прежнему вместе. Наша дружба прошла испытание, значит она настоящая! А Толику я благодарен за хороший урок!

СКАЗКА — ВОСПИТАТЕЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Е. А. Ездакова

Детский сад № 323, соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО

«Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

В статье говорится о развитии нравственных качеств у младших школьников. Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять и приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления, а увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Ключевые слова: сказка, нравственность, младшие школьники, нормы морали, нормы поведения

Ездакова Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», воспитатель детского сада № 323, рабочий телефон: 8 (383) 341-45-55

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет воспитание социально значимых ценностей. Именно в этот период дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, еще более возрастает роль учебного процесса в воспитании социально-значимых ценностей. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы, а сами нравственные знания «имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам» .

Особое место, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения в формировании личности младшего школьника.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках .

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Воспитание социально значимых ценностей — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б. Т. Лихачева, «…понятие нравственного чувства -постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» .

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности, то, что народ определяет как социально значимые ценности, благодаря которым моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности, неспособно формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Младший школьный возраст — важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять и приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям.

Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.

Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных -самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса — Лиса Патрикеевна, лисица — маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д .

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, — свойство, которое, прежде всего, порочит волка.

Нередко сказка кончается гибелью волка. Волк умирает жестокой смертью, чтобы в следующей сказке ожить и вновь принять смерть. Ненасытная жажда крови, черты насильника, который признает только право сильного, право острых зубов, — без этой черты волк не волк.

В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь — самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя — глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Гегель признавался: «…в изображении животного царства с

чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».

В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи

жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.

Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.

В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается о том, как он шел, шел по лесу и дошел до одного дома. Вошел в дом, там оказалось 12 печей, в 12 печах — 12 котлов, в 12 котлах — 12 горшков. Иван, проголодавшийся в дороге, начал подряд пробовать еду из всех горшков. Образовательное значение приведенной детали сказки в том, что в ней вниманию слушателей предложена задача: 12 х 12 х 12 =? Мог ли наесться Иван? Не только мог, более того — съесть столько в состоянии только сказочный герой: если он перепробовал еду во всех горшках, то съел 1728 ложек пищи.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

По мнению Сикорского , образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и

занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий, и веселый юмор.

Когда и где бы ни жили люди, но в сказках отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и справедливость, ум и доброта, храбрость и достоинство, честность и верность, а неприятие вызывали скупость, глупость, трусость.

Иногда сказка преподносится как прорицательная мудрость.

Так смерть Кощея скрыта в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в сундуке, сундук на дубе… И если в яйце «материализовано» начало жизни, это то в игле находится зародыш зла. И этот зародыш находится в самой сердцевине нашей жизни, и добраться до него чрезвычайно сложно, но совершенно необходимо, поскольку лишь преломив иглу можно положить конец разрушительному началу. И здесь не обойтись без друзей, одному не совладать.

Сказка не мирится со злом и устраняет бессмертие Кощея (абсолютного зла) понятным и наивным способом, уничтожив его в зародыше.

Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуют детской психологии.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает младшему школьнику возможность сравнивать ее с реальностью, окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Но сказка рождает и надежду. Да, за ошибки героям сказок приходится расплачиваться, но, расплатившись, они снова получают право на удачу.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает поток информации. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Таким образом, усвоение детьми нравственных норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Именно такое целенаправленное формирование его морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения и в конечном итоге усвоение социально значимых ценностей и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Однако такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным, в то время как результаты его серьезно отсрочены во времени.

Список литературы

1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. — М.

: Просвещение, 1979. — С. 352.

2. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки : В 3 т. / А. Н. Афанасьев ; . — М., 1957.

4. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : В 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. — М., 1969. — Т. 2. — С. 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы развития школьников / С. Л. Рубинштейн. — М. : Просвещение, 1981. — С. 58.

6. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства / И. А. Сикорский. — СПб., 1984. — С. 43.

/ Сочинения / Вересаев В.В. / Состязание / Нравственные уроки сказки В.Вересаева «Состязание»

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

В сказке В.Вересаева «Состязание» сравниваются взгляды разных людей на красоту. Прочитав это произведение, можно увидеть удивительную связь внутреннего мира человека с искусством.
Дважды-Венчанный видел высшую красоту только во внешности. Он считал, что красива лиши та, чья фигура стройна, а глаза ясны. Он не мог увидеть красоту души, прекрасный характер, доброе сердце. Точнее,мог, но не замечал и не хотел заметить, ставил внутренний мир на второй план.
Для Единорога же главное-это душа и характер человека. На состязании он выступил с картиной, в которой воплотил всю прелесть своей возлюбленной З орьки через её прекрасную простоту и блаженный свет в глазах.
Обе картины оценивала публика, собравшаяся, чтобы посмотреть на состязание. Когда люди увидели картину Дважды-Венчанного, их души наполнились тоской. Мужчины сравнивали Фиалковенчанную со своими женами и думали, как же они могут жить с такими некрасивыми женщинами. После того, как упал покров с картины Единорога, сначала по толпе прокатились возмущенные возгласы. Но шум постепенно стих. Люди всматривались в глаза Зорьси и Видели ту самую красоту, которую раньше не замечали. «Казалось, будь она безобразна, как дочь кочевника, с приплюснутым носом и глазами, как щелки, -само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую.» Мужчины снова посмотрели на своих жен, и поняли, как долго не замечали того, самого прекрасного, что в них есть-души и сердца.
Сказка «Состязание» учит нас видеть не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека. Истинная красота-рядом с нами, нужно лишь суметь отыскать, увидеть её изнутри.

Добавил: mar080196
Беру!

16808 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

Г.Х. Андерсен.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сказка доступна пониманию дошкольника, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как сформировать нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное включение сказки в работу. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

В своей работе поставила цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
  2. Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
  3. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  4. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
  5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод — это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Эти превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, посредством сказки, необходимо проводить совместно с родителями.

Этапы работы по теме: начальный, основной, итоговый и их содержание: Начальный этап. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей. Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что
потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,
«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пальчиковые игры по мотивам сказок.
Физминутки по сказкам. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Финист – ясный сокол», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце», «Соловей и воронёнок», «Ёж» и другие — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра — викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».

Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап. Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала — знакомые детям герои сказок. Проводить театрализованные спектакли и игры, развлечения с детьми и родителями. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую роль. Детям было интересно, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, дети стали больше любить слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием сейчас разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.

Список литературы:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *