Доклад и.о. проректора по учебной работе Казанской православной духовной семинарии иерея Александра Ермолина на научно-исторической конференции «1917—2017: уроки столетия в Казанском крае», прошедшей 3 декабря в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Досточтимые отцы, уважаемые коллеги, дорогие участники и гости конференции!

Мой доклад одновременно посвящен и истории, и современности. В центре его внимания находится подвиг новомучеников и исповедников Российских и, вместе с тем, он посвящен вопросу оценки их подвига в современных средствах массовой информации.

XX век — это время невиданных по своей жестокости и размаху гонений на Церковь. С времен раннего христианства известно, что «кровь мучеников есть семя христианства». И это очень непростое время дало Русской Церкви большое количество новых святых — мучеников, священномучеников, исповедников.

Святые — это в первую очередь пример для живущих ныне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одном из заседаний церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской отметил, что «новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация». Действительно, подвиг новомучеников для современного человека должен быть примером, нравственным ориентиром, на который необходимо равняться.

Многое делается для увековечивания их памяти. Недавно были разработаны методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, разработано учебное пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе» и многое другое.

Но, вместе с тем, в наши дни мы видим, как многие пытаются очернить память новомучеников Российских. Вспомним хотя бы о дискуссии по вопросу канонизации царской семьи и многочисленных обвинениях Церкви во вмешательстве в политическую жизнь.

Некоторые ресурсы либеральной направленности скептически отзываются о подвиге новомучеников, критикуют отдельные аспекты жизни Церкви в советский период. Для них подвиг новомучеников, равно как и любой подвиг за веру, является антипримером, так как сами они исповедуют совершенно иные ценности. Вместо жизни по вере, вместо следования за Христом даже до смерти, они предпочитают блага мира сего и жизнь по своим эгоистическим потребностям. Поэтому и подвиг новомучеников вызывает у них столь сильное неприятие.

И тут нужно сказать несколько слов о глобальном вопросе — вопросе нравственности в современном мире. Как уже было сказано выше, новомученики — это пример нравственной жизни. Наш мир предлагает другой, антихристианский, пример нравственности. И мы должны противопоставить ему свои традиционные ценности. Мы, как ученики Христовы, призваны быть светом миру. «Вы — свет мира» (Мф. 5:14), — говорит Господь. И этим светом мы должны быть везде: в быту, в общении с окружающими людьми и так далее. Как я уже сказал, подвиг новомучеников подвергается критике в ряде СМИ. Значит и в виртуальном пространстве мы должны быть светом миру. Напомню прекрасные слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что верующие должны защищать свою Церковь и в Интернет-дискуссиях: «молчать, ссылаясь на то, что, мол, это все чепуха, не надо. Это грех — не ответить».

Недавно имел честь принять участие в одном проекте, целью которого было научить пользователей нравственности в Сети. «Студия нравственной журналистики» — это проект, осуществленный при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива», а также таких площадок как «Живой журнал» и православная социальная сеть «Елицы». Мы с коллегами провели четыре группы вебинаров, каждая из которых была посвящена тому или иному аспекту нравственности в Интернете. Были рассмотрены многие вопросы: что такое нравственность и почему мы должны быть нравственными, как писать нравственные тексты, как создать нравственный Интернет-ресурс, как вести грамотную дискуссию и многое другое.

Разговор о нравственности в современном мире — это важный и востребованный разговор. Убежден, что мы, православные христиане, должны противопоставить распущенности современного мира свою нравственность. Мы должны быть «светом миру» и свет этот должен сиять везде, а нам нужно быть достойным подвига новомучеников и исповедников Российских.

22

О ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРОТИВОСТОЯТЬ АМОРАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Е.А. САВЧЕНКО

Поступки, действия человека, как нравственные, так и безнравственные, связаны с интересами, мотивами, направленностью, выполнением или невыполнением человеком своих моральных обязанностей.

Проблема формирования готовности личности к противодействию аморальным проявлениям в психолого-педагогическом плане остается малоисследованной, это побудило нас рассмотреть некоторые ее аспекты.

Было проведено исследование, в ходе которого осуществлялась разработка основ процесса формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям. Роль ориентира при оценке различных поступков старшеклассников выполняла классификация поступков, предложенная А.В.Зосимовским . Согласно данной классификации, все поступки воспитанников подразделялись (условно) на три группы: 1) моральные, 2) аморальные, 3) нравственно неоднородные.

Группу моральных поступков составляют две подгруппы: а) собственно нравственные, б) репродуктивно-моральные действия. К первым относятся поступки, позитивный социальный смысл которых полностью соответствует внутренним установкам воспитанника, опирающимся на такие высокоморальные побудители, как моральный долг и честь, личная ответственность перед коллективом и обществом. Это именно те действия, которые человек совершает свободно, т.е. по собственной воле, сообразно

23

своим внутренним убеждениям. Выработка у школьников готовности к таким действиям и является главной целью морального воспитания.

Во вторую подгруппу моральных действий (репродуктивно-моральных) включены те общественно правильные поступки, которые хотя и совершаются добровольно, согласно личному выбору, однако не отличаются достаточно глубокой осознанностью. Их побуждают и регулируют обычно не собственные убеждения, а некритически (репродуктивно) усвоенные моральные взгляды и образцы поведения окружающих.

Группа аморальных поступков также имеет две подгруппы: а) поступки собственно аморальные, б) репродуктивно-безнравственные поступки. Первые являются антиподом собственно нравственных действий, их негативный социальный смысл адекватен содержанию внутренних установок воспитанников. Это поступки злонамеренные, осознанно совершенные вопреки хорошо известным требованиям правопорядка и нравственности. К ним причисляются достаточно грубые нарушения поведенческих норм, в частности открытое уклонение от участия в общественно важных делах, сокрытие отрицательных поступков сверстников. Такими проступками можно считать, например, злонамеренный срыв общих для всех мероприятий и замыслов, хищение или злостную порчу принадлежащего школе имущества, оскорбление педагогов, демонстративное неподчинение им и т.д.

Подгруппу непродуктивно-безнравственных действий, полярно соответствующих конформно-нравственным, составляют необдуманные проступки, совершаемые под влиянием условий среды. Они подразделяются на подражательно-конформные (возникшие в результате прямого заимствования разнообразных безнравственных действий), внушенные или суггестивные (результат внешнего побуждения к какому-либо неблаговидному действию, основанного на подверженности школьника влиянию безнравственных лиц); бездумно-привычные (воспроизведение усвоенных ранее необдуманных действий).

Третья группа нравственно неоднородных поступков состоит также из двух подгрупп. К первой подгруппе, названной подгруппой внешне моральных поступков, причисляются внешне вполне позитивные действия, не являющиеся таковыми по внутреннему, мотивационному содержанию. Эти поступки нравственно не свободные, принудительно-вынужденные, отчетливо распадающиеся по своему субъективному смыслу на действия двоякого рода: охранительно-оберегающие и корыстные. Охранительно-оберегающие действия школьник совершает из опасения в случае отказа от них стать объектом той или иной нежелательной для себя санкции педагогов, родителей, сверстников. К таким действиям относятся формальное выполнение нежелающим учиться школьником своих учебных обязанностей, его формальное участие в общем труде, соблюдение морально незрелым учеником внутренне чуждых ему правил общественной дисциплины и т.д. Что касается действий, названных корыстными, то они выполняются лишь постольку, поскольку это может помочь школьнику удовлетворить сугубо индивидуальные желания, интересы и потребности.

Второй разновидностью нравственно неоднородных поступков является подгруппа внешне аморальных поступков, но лишенных аморального намерения. Их можно подразделить на безнравственные по неведению — аффективные и нечаянные поступки.

24

К первым причисляются различного рода непродуманные проступки, совершаемые в силу тех или иных изъянов в моральных познаниях, ложного понимания долга, разнообразных ошибок в выборе средств достижения определенных нравственно положительных целей. Непосредственными причинами аффективных проступков могут быть психогенные травмы: обида, фрустрация, задетое самолюбие. Такого рода проступками необходимо считать, например, пререкания школьника с оскорбившим его учителем, неподчинение родителям и т.д. Наконец, нечаянные проступки — это немотивированные действия, вызываемые помимо воли школьника случайными неблагоприятными обстоятельствами.

Данная классификация позволяла нам не только фиксировать этическую сущность поступков старшеклассников, но и служила определенному прогнозу их нравственного развития.

В ходе разработки основ построения процесса формирования готовности к противодействию аморальным проявлениям в качестве исходного выступало понятие «готовность к деятельности».

Эти подходы обусловлены как спецификой рассматриваемой структуры деятельности, так и несовпадением теоретических подходов исследователей. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне (Е.А.Антипов, А.В.Веденов, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов), другие — на функциональном (Н.Д.Левитов, Е.Л.Ильин, Л.С.Нерсесян, Г.М.Гаева), учитывается состояние психических функций; третьи — на комплексном уровне (Ф.Генов, мобилизационная готовность). Мы придерживаемся первого подхода: рассматриваем готовность к противодействию аморальному проявлению на личностном фоне, т.е. как личностное образование.

Когда готовность рассматривается как личностное образование, то она трактуется как целенаправленное выражение личности, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение, как выражение сформированности определенной системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности.

Любая разновидность готовности обусловлена наличием у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной интенции на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода установки поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в связи с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Исследования М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича показывают, что для возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности необходимы:

осознание требований общества, коллектива, своих потребностей;

осознание задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или достижению поставленной цели;

25

осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;

определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;

прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязания и необходимости достижения определенного результата1.

Изучение сущности, структуры готовности к противодействию аморальным проявлениям осуществлялось нами в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методом наблюдения, взаимооценивания, анкет, интервью, сочинений, независимых характеристик были выявлены старшеклассники, у которых исследуемое личностное образование приобрело устойчивый, ярко выраженный характер.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы собрали достаточно обширный материал, позволяющий раскрыть структуру готовности старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям. Соотнесение полученных экспериментальным путем материалов с результатами теоретического анализа позволило раскрыть содержание компонентов структуры исследуемой готовности.

Готовность к противодействию аморальным проявлениям отличается от других видов готовности своей структурой. Ее изучение мы вели с позиций структурно-функционального подхода как одного из основных разновидностей системного анализа. Суть данного подхода состоит в совместном исследовании строения и функционирования компонентов готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Как сложное личностное образование готовность к противодействию аморальному проявлению включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, операционно-содержательный и эмоционально-волевой.

Содержание мотивационно-ценностного компонента составляют следующие мотивы и установки: потребность утверждать в окружающей среде нравственные образцы поведения; стремление к нравственному самосовершенствованию, понимание социальной значимости противодействия аморальным проявлениям, т.е. ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям.

Операционно-содержательный компонент составляют знания, навыки и способности: способность дать критический анализ поступка, оценку как нравственным, так и безнравственным действиям и их последствиям; способность к эмоциональному предвосхищению, к предвидению результатов поступка; умение убедить и переубедить другого человека.

Эмоционально-волевой компонент включает: самоконтроль, чувство ответственности, уверенности в себе; чувство долга; сопереживание; переживание положительного образа Я; самостоятельность, инициативность, решительность, мужество; удовлетворенность от морального поведения.

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство — показатель высокого уровня готовности к противодействию аморальному поведению.

26

Раскрыть сущность готовности к противодействию аморальным проявлениям — значит выявить внутренние связи компонентов между собой.

Мотивационно-ценностный компонент создает эмоционально положительное, ценностное отношение к нравственной деятельности. Но известно, что потребность в деятельности развивается на основе успешности ее осуществления. Успех обеспечивается развитостью операционно-содержательного и эмоционально-волевого компонентов.

Всех старшеклассников, обнаруживших высокий уровень готовности к противодействию аморальным проявлениям, отличают наличие положительного образа Я, чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях.

Важную функцию в структуре готовности к противодействию аморальным проявлениям выполняет операционно-содержательный компонент, включающий моральные знания, умения и «образ» определенного действия.

На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции.

Знания — центральное звено моральных убеждений. Просто знания и знания-убеждения различаются тем, что первые вообще могут забываться или не использоваться, а знания-убеждения не могут быть вне действия, вне поступков. Знания-убеждения являются одним из основных мотивов действия, важнейшим элементом моральной оценки, побудителем деятельности. Истинные убеждения включают в себя волевой компонент как необходимую предпосылку их реализации в поведении.

В блок моральных знаний старшеклассников о готовности к противодействию аморальным проявлениям мы включаем следующие необходимые знания:

о сущности нравственных норм и принципов;

о смысле противодействия аморальным проявлениям;

о способах противодействия аморальным проявлениям.

В значительной мере готовность старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям определяется овладением специальными умениями.

В перечень умений, необходимых старшекласснику в противодействии аморальному, на наш взгляд, входят следующие: критически анализировать поступок и возможные его последствия; оценивать поведение окружающих и свое поведение в свете моральных норм; предъявлять нравственные требования, самому подчиняться требованиям других; самостоятельно принимать нравственные решения и реализовывать их в действиях; способствовать эмоциональному предвосхищению; убеждать и переубеждать, предвидеть результаты действий; защитить достоинство другого, эмоционально предвосхищать позитивные результаты; правильно выбирать необходимые средства в противодействии аморальным проявлениям.

Таков перечень обязательных умений старшеклассника, составляющих основу процессуального, или операционно-содержательного, компонента.

Формирование готовности к противодействию аморальным проявлениям невозможно без эмоционального отношения учащихся к самому противодействию, без волевого напряжения. Поэтому обратимся к эмоционально-волевому компоненту, который характеризуется положительным

27

отношением к моральной деятельности, эмоционально-чувственным напряжением, продолжительностью этого напряжения.

В подходе к определению механизма формирования у школьников готовности к противодействию аморальным проявлениям мы считаем необходимым уточнение роли, значимости моральных чувств.

Моральные чувства личности есть своеобразная эмоциональная форма отражения действительности и выражение отношения к ней. Механизм проявления моральных чувств дает основания предположить, что они выполняют своеобразную функцию интуитивного эмоционального знания, требующего поддержки интеллекта в ситуации противодействия аморальным проявлениям. Вместе с тем чувства весьма индивидуальны, неповторимы. Аморальное действие вызывает у окружающих осуждение, гнев, но чувства, выражающие отношение к одному и тому же поступку, проявляются у разных людей весьма различно. Простейшие моральные чувства выражают непосредственное оценочное отношение к свершившемуся. Их называют ситуативными чувствами.

Существует также группа высших моральных чувств, наиболее сложных по своему содержанию, устойчивых и имеющих большую значимость для мотивации, оценки нравственного поведения. В известном смысле эти чувства есть своеобразное «эмоциональное мышление», так как они в большей степени, чем другие, несут рациональный момент — осознание конкретной жизненной ситуации через призму соотношения личного и общественного.

В эмоционально-волевом компоненте готовности к противодействию аморальным проявлениям важная роль принадлежит именно высшим моральным чувствам: чувству гражданской ответственности, долга, совести.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие аморальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть — это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия «долг», где нравственные требования выражены в форме «надо», моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства — это отраженный и преобразованный социальный интерес и потребность в гуманном отношении ко всякой личности, т.е. «опосредованный интерес других» (А.И.Титаренко). Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для моральных поступков с четкой ценностной ориентацией.

Сущность готовности к противодействию аморальным проявлениям раскрывается также через ее роль в

28

развитии личности. Здесь мы выделяем следующие функции:

1) идейно-побудительную, выступающую существенной предпосылкой успеха в предстоящей моральной деятельности;

2) познавательно-оценочную, предусматривающую усвоение личностью нравственных требований общества к человеку; осознание этих требований как личностно значимых;

3) регулятивную, обеспечивающую сознательное, нравственно мотивированное поведение, реализацию активной нравственной позиции, выбор правильных нравственных решений и действий.

В этой совокупности функций главной, на наш взгляд, является идейно-побудительная (соответственно главному структурному компоненту — мотивационно-ценностному). Реализация этих функций в единстве приводит к саморазвитию личности в целом, повышению ее активности и творческих возможностей.

Нами выделены структурные и функциональные критерии исследуемой готовности. Структурные — призваны выражать целостные свойства готовности к противодействию аморальным проявлениям. Эти свойства присущи не отдельным сторонам, а личности в целом, т.е. «целостно готовой» к осуществлению противодействия аморальному. Проявляющиеся же свойства отдельных компонентов готовности есть функциональные критерии.

К структурным критериям мы относим: понимание старшеклассниками сущности противодействия аморальному проявлению; ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям, т.е. осознание личностью гуманных норм отношения человека к человеку и нетерпимое отношение к их нарушителям; проявление самостоятельности в принятии нравственных решений и реализации их в действиях; проявление требовательности к нравственному облику других и подчинение требованиям других; стремление к творческому преобразованию жизни и нравственному самосовершенствованию; стремление к утверждению гуманных взаимоотношений с другими.

К функциональным критериям относим практическую направленность моральных знаний, умений и способность их применять в различных жизненных ситуациях.

На основе проведенного исследования мы определяем готовность к противодействию аморальным проявлениям как интегративное личностное образование, представляющее собой одну из важнейших сторон общественной направленности личности.

Качественное проявление структурных и функциональных критериев находит отражение в следующих характеристиках старшеклассника, способного противодействовать аморальным проявлениям: а) развитое чувство человеческого достоинства; б) самостоятельность в принятии нравственных решений и действий;

в) устойчивое проявление нравственных принципов в любых жизненных обстоятельствах; г) критическое отношение к отступлениям от норм нравственности.

Сущность, структура готовности старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям представлены в схеме.

29

Как же данная теоретическая модель обеспечивает практику воспитательной работы? Педагогическая деятельность реализуется через систему воспитательных воздействий педагогов, эффективность которых зависит от их содержания, формы, способов доведения до осознания, а также от условий воспитания и от уровня воспитанности

30

старшеклассников. Важное значение при этом имеют профессиональная и личностная зрелость педагога, его мастерство.Итак, уровень нравственной воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность — вот те три основных показателя, которые, по нашему мнению, достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям. Эта деятельность включает ряд этапов.

Первым этапом является анализ деятельности по нравственному воспитанию старшеклассников: диагноз нравственной воспитанности учащихся, в частности степень готовности противодействовать аморальным проявлениям в кругу сверстников.

На втором этапе педагогу необходимо выявить характер и арсенал основных воспитательных воздействий, оказывающих существенное влияние на формирование данной готовности.

На третьем этапе педагог должен организовать практическую деятельность старшеклассников, в которой каждый сможет реализовать свой нравственный потенциал.

Этот этап работы требует от педагога создания такого микроклимата в коллективе, который не терпит безнравственных поступков, в котором не место унижению человеческой чести и достоинства, в котором царят доверие и уважение. На данном этапе старшеклассники участвуют в проведении дискуссий и диспутов, собраний-характеристик, сократовских бесед: «Что значит быть современным?», «Что такое духовность?», «Учитесь властвовать собой…», «Что означает активная нравственная позиция человека?», а также участвуют в откровенных разговорах по оцениванию и взаимооцениванию поступков, действий. Нравственная активность старшеклассников проявляется в различных ситуациях. Создание воспитывающих ситуаций — один из основных методов формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Педагогическое руководство при этом заключается в активизации процесса самовоспитания старшеклассников.

О.С.Богданова и С.В.Черенкова предлагают в процессе нравственной деятельности старшеклассников в течение определенного периода времени (декады, месяца) вести самонаблюдение и фиксировать его результаты с помощью цветописи, т.е. в конце каждого дня, оценивая свои действия, старшеклассник закрашивает в специальной таблице квадрат. К примеру, сделано доброе дело — красный квадрат, день без него — синий, совершено действие, противоречащее нравственным нормам, — черный квадрат. Организуя подобную работу, педагогу важно помнить о постоянном стимулировании нравственного поведения воспитанников. Здесь важно подключить и такое средство, как нравственная взаимооценка, а также создание «реабилитационных ситуаций», когда «нарушители» нравственных норм могут реабилитировать себя в глазах сверстников, совершая добрые и нужные дела .

Проблемы нравственного воспитания сложны и порой противоречивы, поэтому действенными формами работы со старшеклассниками, на наш взгляд, выступают вечера вопросов и ответов, «Часы нравственного прозрения» («Красота спасет мир…» и др.), пресс-конференции по проблемам морали, встречи с этиками, юристами

31

социологами, а также конкретная практическая деятельность воспитанников. Анализ решений конфликтных ситуаций в системе межличностных отношений призваны помочь старшеклассникам обрести навыки критического подхода к себе и к другим, непримиримость к ложным установкам, навыки гуманного отношения к окружающим.

Возможности воспитательного процесса не ограничены в формировании у старшеклассников критического отношения к явлениям в окружающей действительности, самостоятельности в принятии нравственных решений и реализации их в действия, инициативы, т.е. тех составных компонентов, которые слагают интегративное личностное образование — готовность к противодействию аморальным проявлениям.

Важным моментом на всех этапах педагогической деятельности является регулярный анализ эффективности затрачиваемых воспитательных усилий, средств, приемов, определение ценности каждой формы работы и выделение при этом «коэффициента полезного действия» для каждого воспитанника и коллектива в целом.

Таким образом, в основе процесса формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям лежит убеждение в том, что многоплановая педагогическая деятельность должна содержать образцы высоконравственного поведения, арсенал способов предупреждения аморальных проявлений, а в случае их свершения — «инструментарий» по их устранению из жизни коллектива воспитанников. Сложность деятельности педагога заключается в выработке у старшеклассников осознанного отношения к такой моральной категории, как противодействие аморальным проявлениям. Важно помочь юношам и девушкам осуществлять «перенос» приобретенного нравственного опыта из привычной ситуации в новые жизненные обстоятельства.

2. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя. М., 1988.

3. Зосимовский А.В. О моральной оценке поступков учащихся // Сов. педагогика. 1976. № 7. С. 44-50.

4. Изучение эффективности процесса нравственного воспитания старшеклассников // Сб. научн. тр. / Отв. ред. С.В. Черенкова. М., 1985.

5. Савченко Е.А. Формирование у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям: Методические рекомендации. Минск, 1989.

6. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., 1981.

Слайд 1

Нравственный поступок Учитель Митько А. И. МОУ «СОШ № 21»

Слайд 2

ПОСЛОВИЦА Посей поступок – пожнёшь привычку; Посей привычку –пожнёшь характер; Посей характер – пожнёшь судьбу. Вывод: От поступков, которые совершает человек в своей жизни, зависит его судьба.

Слайд 3

ПОСТУПОК Поступок – это сознательное действие (иногда воздержание от действия). Но не всякое действие – поступок ! Поступок – это непосредственное выражение морали, т. е. поступок показывает морален человек или нет.

Слайд 4

НРАВСТВЕННОСТЬ Нравственность – синоним морали. 1) Совокупность норм, определяющих поведение человека. 2) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 3) Моральные качества.

Слайд 5

Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.

Слайд 6

НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК Нравственный поступок – это то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью.

Слайд 7

ПРИЗНАКИ НРАВСТВЕННОГО ПОСТУПКА

Слайд 8

1 Мотив (Почему захотелось совершить поступок? Зачем совершаем поступок) 2 Цель (для чего?) ( Для чего будем совершать поступок?) 3 Средства достижения цели (какими средствами?) 4 Само действие (где? когда? каким образом действует человек?) 5 Результат (К чему привёл поступок?)

Слайд 9

ВСЕ ПОСТУПКИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ ЛЮДИ, ДЕЛЯТСЯ ЕЩЁ НА ТРИ ГРУППЫ ИМПУЛЬСИВНЫЕ (непроизвольные). Такие действия совершаются без особого напряжения, без ясной постановки цели и плохо контролируются сознанием, без продумывания того, какими могут быть последствия (результат). ПРИВЫЧНЫЕ – не требуют особых усилий. ВОЛЕВЫЕ – имеют чёткую цель, на пути к цели преодолеваются внешние и внутренние трудности.

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить личный календарь нравственных поступков. Возьмите сказку «Малыш и Карлсон который живёт на крыше» и проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *