• Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Куприна Н.Г. 1 Масленникова С.Ф. 2 1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 2 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим освещением понятий «нравственность» и «мораль» в современной научной литературе. Авторы раскрывают также сущность понятия «этика» и связь этики как области научного знания с «моралью» и «нравственностью», ставшими ее предметом. В статье понятия «нравственность» и «мораль» раскрываются в процессе исторического становления. Приводятся трактовки и рассуждения о нравственности и морали Аристотеля, Цицерона, Канта, Г.В.Ф. Гегеля, русских философов И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина и др. Авторами приводится сравнительная характеристика содержания данных понятий, обосновывается необходимость преодоления в современном образовательном процессе сложившейся традиции использования понятий «нравственность» и «мораль» как синонимичных. По мнению авторов, эти знания имеют непосредственное отношение к организации воспитательной работы в образовательном учреждении разного уровня и непременно скажутся на ее качестве. 148 KB личностно ориентированный подход в воспитании воспитательный процесс нравственность 1. Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у школьников. Минск, Учпедгиз БССР, 1953. 2. Гончаров Н.К. Марксистко-ленинское учение о морали – основа коммунистического воспитания в школе // Советская педагогика. 1947. № 12. 3. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 4. Овсянников М.И. Гегель. М.: Мысль, 1971. 5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 6. Сластёнин В.А. Педагогика. М.: Школьная пресса, 2002. 7. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 8. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. Нацеленность современной образовательной политики на нравственное воспитание подрастающего поколения и молодежи актуализирует сравнительный анализ понятий, определяющий содержание данного процесса. В частности, не до конца определенным в педагогической теории остается вопрос о соотношении понятий «нравственность» и «мораль». В общественном опыте и в живом языке понятия «нравственность» и «мораль» часто выступают как понятия синонимичные, взаимно заменяемые. На это существуют объективные основания, связанные с историей становления данных терминов. Первоначально они были тесно связаны друг с другом и лишь в процессе развития культуры приобрели смысловые различия.

С этимологической точки зрения слова «нравственность» и «мораль» объединены по смыслу со словом «этический». Древнегреческое «ethos» первоначально означало «местопребывание» (жилище), позже — «устойчивый нрав», «характер, формирующийся в результате общения», а также природу какого-либо явления. На основе слова «этос» Аристотелем был введен термин «этический». В латинском языке синонимом греческого слова «ethos» являлось слово «mos», которое означало «моду», «покрой», «нрав», «обычай» и пр. На этой основе Цицероном было образовано слово «мораль» (moralis) в качестве латинского эквивалента термина «этический». В русском языке слово «нравственность» возникает именно как аналог данных иноязычных выражений: «так же, как «этика» в греческом языке, «мораль» в латыни, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер)» .

Однако уже со времен Аристотеля, создавшего «Этику к Никомаху» (поучения для сына Никомаха), где осмысливаются добродетели и делается попытка создать практически пригодный, жизненно ориентированный нравственный идеал, понятие «этика» трактуется как наука о поведении человека с позиции добра и зла. Именно в этом направлении развивалось исторически содержание понятия «этика» как науки, области философского знания, а точнее — ее нормативно-практической части. Аристотель называл этику практической философией, имея в виду потребность ее изучения не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. В этом ключе трактуют этику и современные исследователи, относя ее по родовой принадлежности к философии, а в рамках философии — к ее нормативно-практической части: «Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья» .

Если понятие «этика» утвердилось в истории как область научного знания, то «мораль» и «нравственность» стали пониматься как ее предмет. При этом различие между данными понятиями стало осмысливаться лишь на более поздних этапах истории европейской культуры. Одним из первых подчеркнул концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» Г.В.Ф. Гегель в «Философии права», выделив в нравственности субъективный, личностный аспект, в отличие от абстрактных норм права и морали . Эта же идея развивается и в размышлениях И. Канта, который разделял «юридическое законодательство» и «этическое законодательство» и определял нравственность как «внутренний закон» для индивида, характеризующийся тем, что нравственные требования становятся органической частью внутреннего мира индивида, его собственными требованиями к самому себе .

В отечественной философской мысли сложилась традиция трактовки нравственности с позиции духовных устремлений человека, что привело к формированию понятия «духовно-нравственная личность». В трудах выдающихся русских философов И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина духовность выступает как потребность человека в самопознании, обретении нравственного смысла жизни и своего предназначения в мире. Внутренней основой самоопределения личности выступает совесть, являясь определителем духовной культуры личности, самореализующейся «не во вред себе и людям» . При этом русские философы рассматривали проблему духовно-нравственного становления личности в контексте религиозной традиции, т.е. в процессе ее приобщения к основам православной культуры.

Традиция, связывавшая в русской философской мысли понятия «нравственность» и «духовность» с контекстом православной культуры, привела к сознательному вытеснению понятия «нравственное воспитание» из педагогической литературы советского периода вплоть до 1950-х гг. «В рассуждениях о нравственных категориях — добре, совести, милосердии, жалости, сострадании — долго виделся оттенок религиозного подхода. Понятие «нравственное воспитание» было надолго заменено иными обозначениями стоящей за ним педагогической реальности: «коммунистическое воспитание», «воспитание коммунистической морали», «воспитание в духе коммунизма»» .

Коммунистическая мораль провозглашалась как мораль нового типа, в корне отличающаяся от «ханжеской» буржуазной морали своей действенной направленностью на активную борьбу со всем, что противоречит классовым интересам строителей коммунистического общества. Принципы и нормы новой коммунистической морали были окончательно зафиксированы и утверждены в Моральном кодексе строителя коммунизма, принятом в 1961 г. вместе с Программой КПСС. В коммунистической морали подчеркивались ее классовый характер, идеологическая функция, динамичность.

Само понятие «мораль» стало рассматриваться как одна из форм общественного сознания, изменяющаяся вместе с развитием общества: «В общественном производстве у различных классов создаются свои идеи, представления, нормы поведения. Мораль, являясь одной их форм общественной идеологии, не может оставаться неизменной, не развивающейся. Она изменяется и развивается, но развитие ее идет вместе с развитием общества и обуславливается развитием самого общества» .

Понятие «нравственность» вернулось в педагогическую литературу к 1940-1950-м гг., но использовалось как синоним понятия «мораль». Для исследований этого периода характерны следующие высказывания: «моралью или нравственностью называются нормы и правила поведения людей, характерные для данного общества и исторически связанные с определенной системой общественных отношений» . Такой подход надолго сохранился в советской педагогической литературе. Авторы 1950-1960-х гг. отождествляли понятие «нравственность» с понятием «коммунистическая мораль», доказывали их принципиальное тождество, что соответствовало идеологическим требованиям того времени. Постепенно на уровне обыденного словоупотребления сложилась смысловая равнозначность самих понятий «мораль» и «нравственность», и под нравственностью (моралью) стали понимать совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

В научной литературе последних лет происходят интенсивная содержательная разработка понятия «нравственность», осмысление его неравнозначности понятию «мораль». Утверждается положение о различии морали как внешнего регулятора социальной жизни, представленного в виде норм и правил поведения, которые предъявляются индивиду от имени социума, и нравственности как области свободных ответственных поступков личности, совершаемых в соответствии с моральными нормами» . Мораль регламентирует поведение индивида, устанавливает границы, за которые выходить нельзя, предостерегает от наиболее опасного в поведении. Поэтому мораль в большей мере согласуется с понятием закона и права. Нравственность — более детальная и тонкая регуляция поведения, область свободных ответственных поступков личности. Требования нравственности распространяются на любой момент поведения и на любую жизненную ситуацию. Конкретная нравственность — явление не только социальное, но и психологическое, связанное со всеми сферами человеческой организации: рациональной, потребностной, мотивационной, волевой, эмоциональной, нервно-психической, сексуальной. Эти сферы не определяют содержания нравственности, ее императивов и принципов, но индивидуально окрашивают нравственные проявления личности, влияют на характер протекания борьбы мотивов, способы осуществления нравственного решения.

Таким образом, сфера нравственности шире сферы морали, но менее формализована и менее нормативна. Если мораль — это совокупность норм и требований, устанавливаемых обществом для индивидов, то нравственность — это совокупность этических требований, которые индивид предъявляет к себе сам. Главным регулятивом нравственности выступает совесть, которая «выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей» .

В современной действительности спор о тождественности или различии понятий «мораль» и «нравственность» утрачивает свой теоретический характер и непосредственным образом связывается с практической жизнью общества. В ряде исследований, раскрывающих современный взгляд на данную проблему, делается вывод, что полная идентификация морали и нравственности не только обедняет этическую мысль, но и на руку тем, кто стремится действовать не по совести, а только в соответствии с законами. Но действуют они явно безнравственно.

Авторы справедливо отмечают, что сфера нравственности формируется путем накопления совокупного опыта всего человечества. Нравственность внеисторична и инвариантна, она не зависит от идеологии, общественной системы, ее базисные ценности имеют общечеловеческий характер, т.е. выступают в интересах всего человечества. Не случайно во всех Священных книгах вопросы нравственности трактуются сходно (Библия, Талмуд, Коран, Веды). Требования же морали во многом «завязаны» на конкретную общественную систему. Мораль всегда имеет социально-групповой характер: мораль партии, мораль «класса», «корпоративная» мораль, «воровская» мораль, «расовая» мораль. При этом господствующая мораль «завязана» на господствующую же общественную систему.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что в современных исследованиях понятия «мораль» и «нравственность» трактуются как рядоположные, но разносмысловые. Мораль рассматривается как форма общественного сознания, продукт конкретно-исторических общественных отношений, как совокупность социальных правил, требований и норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношения к вещам и явлениям реального мира. Мораль опирается на силу общественного мнения и использует такие меры регуляции, как поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.

В отличие от морали, нравственность определяется как индивидуальное социально-психологическое образование, как качество личности, охватывающее «потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержательные компоненты которых определяют поведение и деятельность человека, систему его нравственных отношений» . Соответственно этим положениям моральное воспитание определяется как введение в систему норм общественной морали, способ свободно-принудительного приобщения личности к общепринятым нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей. При этом исследователями отмечается, что требования морали в качестве руководства для своего поведения в обществе растущий человек может принимать как искренне, так и лицемерно, осознавая необходимость приспособления к жизни в данном обществе. Поэтому моральное воспитание «не может быть конечным этапом формирования нравственной личности, поскольку не дает устойчивого педагогического результата, любые кризисные и экстремальные ситуации автоматически ведут к отбрасыванию моральных норм, замене их лицемерием, утрате человеком моральности» .

Обретению человеком собственного нравственного начала как внутреннего закона повседневного поведения и деятельности способствует нравственное воспитание. Оно состоит в формировании у человека внутренней способности быть верным общечеловеческим нравственным принципам, умения делать выбор поведения с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения и нравственного мышления. Основой нравственности являются личностные качества, которые определяют моральный облик и индивидуальность человека, делают его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни.

Отметим, что большинство исследователей, проводя смысловые различия между понятиями «нравственность» и «мораль», не подразумевают однозначного противопоставления ценностного наполнения этих понятий, а наоборот, акцентируют необходимость учета общественных моральных требований и норм в воспитательном процессе. Так, в определении В.А. Сластёнина можно отметить сплав нравственных и моральных качеств: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека» . В ряде работ отмечается, что одним из важнейших требований нравственности является законопослушание, т.е. выполнение требований и норм общественной морали. Эти размышления подводят к выводу, что нравственное воспитание подразумевает приобщение подрастающего поколения не только к базовым, общечеловеческим (абсолютным, универсальным) ценностям, но и к тем ценностным установкам, которые доминируют в обществе, где предстоит реализовывать свои жизненные устремления конкретному индивиду.

Понимание данного аспекта проблемы нравственного воспитания чрезвычайно важно для нашего общества, которое переживает смену социального уклада и нередко отторгает все, что было связано с недавним социалистическим прошлым. В частности, выдвигаются идеи «педагогики индивидуального развития», которые противопоставляются педагогике «социального заказа», что ассоциируется с идеологическим давлением, сминающим индивидуальность.

На опасность подобных явлений, связанных с социальной инертностью, бесконтрольностью и отсутствием каких-либо запретов со стороны общества на пути становления растущего человека, указывают многие ученые и общественные деятели современности. Узкая ориентация на индивида в воспитательном процессе, неучет интересов общества являются тупиковыми и для общества, и для индивида. Такая ориентация в воспитании особенно ярко в условиях экономического кризиса проявляет свою сущность игры общества «в поддавки» с человеком, которого готовят к легкости в жизни и успеху в ней. А между тем в настоящей жизни неизбежны трудности и неудачи, особенно для того, кто ориентируется на поверхностные, формальные, бытовые, а не глубинные, сущностные, бытийные ее координаты. Необходимо разумное и взвешенное отношение к воспитательному процессу, которое обеспечивало бы общественное воспроизводство, общественную саморегуляцию через регуляцию процесса воспроизводства личности.

Ведущей тенденцией в современном образовании является личностно ориентированный подход, выдвигающий раскрытие сущностных сил личности, ее интеллектуального, нравственного, творческого потенциала, что выражается в способности свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных ситуациях, осуществлять инновационные процессы. В современном понимании воспитательный процесс — это специально организованная деятельность, целью которой является создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Исследователями личностно ориентированного подхода к воспитанию подчеркивается, что в новых социально-экономических условиях важно воспитывать человека как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Целью становится воспитание духовной личности, свободного человека, способного к адаптации в социуме, обладающего чувством собственного достоинства и умеющего уважать его в других, владеющего технологиями самостоятельного получения знаний и их гибкого, творческого применения в различных областях. Под духовной личностью следует понимать человека, способного отдавать предпочтение высшим нравственным ценностям, идеалам, а не сиюминутным потребностям и увлечениям.

Краткий экскурс в историю понятий «нравственность» и «мораль» позволяет сделать следующие выводы.

Современный этап развития педагогической мысли позволяет разделять содержание понятий «нравственность» и «мораль», преодолевая сложившуюся традицию использования их как синонимичных. Специфика морали обнаруживает долженствовательный кодекс, согласующийся с понятием закона и права. Мораль напрямую зависит от идеологии, связывается с интересами преуспевания неких социальных групп и характеризуется вариативностью, условностью, корпоративностью, конкретно-историческим и социально-групповым характером. В отличие от морали, нравственность определяется как индивидуальное социально-психологическое образование, как качество личности, которое лежит в основе саморегуляции и выбора поведения, определяет уровень социальной активности и зрелости человека, является внутренним законом деятельности, устойчивым в любых кризисных и экстремальных ситуациях. Обретение человеком собственного нравственного начала как внутреннего закона повседневного поведения и деятельности возможно на пути освоения личностью смысложизненных (духовных) ценностей.

Рецензенты:

Новоселов С.А., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;

Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Куприна Н.Г., Масленникова С.Ф. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКЕ ПОНЯТИЙ «НРАВСТВЕННОСТЬ» И «МОРАЛЬ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20627 (дата обращения: 25.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

А. А. Гусейнов

Великие пророки и мыслители

Нравственные учения от Моисея до наших дней

Предисловие

Предлагаемая книга является расширенным и дополненным вариантом, по сути дела, вторым изданием книги «Великие моралисты», которая вышла в 1995 году в издательстве «Республика». Хотя эта работа и связана с моим постоянным академическим интересом к истории и теории этики, появилась благодаря одному случайному обстоятельству. В самом начале 90-х годов я получил предложение от одного вновь созданного негосударственного вуза прочитать курс лекций по этике. Я согласился, так как в то время мы, научные работники, находились в крайне стесненных материальных условиях. До этого я имел дело со студентами, для которых этика является специальным предметом, частью их профессиональной подготовки философского факультета. Теперь мне предстояло рассказать об этике тем, кто профессионально был от нее далек. Этика могла заинтересовать их только в общеобразовательном плане и в контексте их собственного нравственного развития. Так родился замысел, воплотившийся в конечном счете в данную книгу.

Замысел состоял в том, чтобы взглянуть на этику как способ жизни, рассмотреть ее в единстве теоретического содержания и нормативных выводов с особым упором на последние. Среди необъятного множества имен и этико-нормативных программ были выбраны те, которые закрепились в культуре, приобрели знаковый характер, которые доказали свою жизненность, став основой различных моделей нравственного поведения. Такой взгляд требовал также соответствующего метода исследования, который нацелен прежде всего на выявление внутренней логики анализируемого этического учения, как если бы рассуждающий о нем сам являлся его автором. При таком подходе на первом плане оказывается не философская и историческая критика рассматриваемого учения, а стремление и желание опять, самому мысленно прожить его.

Впервые книга вышла в 1995 году в издательстве «Республика». Она получила хорошие отклики и при сравнительно большом тираже в 15 тысяч экземпляров быстро разошлась. Данное издание является дополненным: в него включены три новых очерка, старый текст местами заново отредактирован и расширен.

Москва, 8 июня 2008 г.

О МОРАЛИ И МОРАЛИСТАХ

Желая понять, что такое мораль, мы сразу сталкиваемся со словом «этика». И не только потому, что так называется наука, изучающая мораль. Слово «мораль» в своем непосредственном и первоначальном значении совпадает со словом «этика» и появилось в подражание ему.

Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность

Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos, ήθος), означавшего в далекие времена местопребывание — человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Оно имело также другой смысл, ставший со временем превалирующим — устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко используется в философии. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов. Гераклит говорит об этосе человека, имея в виду то, что на русский язык переводится словами «образ жизни», «характер»: «Характер человека есть его демон». Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца.

Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.

Аристотель, отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное «этический» или «этосный» (ethicos, ηθίκος) — относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние — этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин «привычка» (εθος), который от термина ήθος в значении характера отличается только одной первой буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты — седьмой буквы). Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и другие) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного «этический» Аристотель пришел к существительному «этика» (ήθίκά), являющемуся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой — обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля — «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика» — являются первыми научными сочинениями, предметная область которых обозначена словом «этика»).

Термин «мораль» — и по содержанию и по истории возникновения — представляет собой латинский аналог термина «этика». В латинском языке есть слово «mos» (множественное число — «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него — moralia — употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.

В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 года (словарь Поликарпова) есть слово «нрав», но нет еще слов «нравственный» и «нравственность». В словаре 1780 года (словарь Нордстета) есть уже слово «нравственный», но нет слова «нравственность». И только в словаре 1793 года (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово «нравственность». Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: этика и мораль. В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: нравственность. Интересно заметить: немецкий термин (Sittlichkeit), также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII веке существовало слово «нрав» (Sitte), в XIV веке появляется слово «нравственный» (sittlich) и только в XVI веке возникает существительное «нравственность» (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разведение этики и морали (нравственности) как науки, области систематизированного знания, и ее предмета (или объекта). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, не удалась. И язык и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.

В современном — и живом и литературном — русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» — значит сказать одно и то же. Складывается, конечно, определенная традиция привычного словоупотребления, но она не является жесткой. К примеру, применительно к идеалам чаще обращаются к термину «нравственный» — нравственные идеалы. Ничто, однако, не препятствует тому, чтобы то, что обозначается как «нравственные идеалы», назвать «этическими идеалами» или «моральными идеалами». Определенную область философского знания принято называть этикой или философской этикой, ее же нередко именуют нравственной философией, моральной философией. Злоупотребления моральной проповедью мы, как правило, именуем морализаторством (морализированием); этот же процесс можно обозначить и как нравоучительство, этизирование.

Этимология и история терминов: этика, мораль, нравственность

Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos, ????), означавшего в далекие времена местопребывание — человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Оно имело также другой смысл, ставший со временем превалирующим — устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко используется в философии. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов. Гераклит говорит об этосе человека, имея в виду то, что на русский язык переводится словами «образ жизни», «характер»: «Характер человека есть его демон». Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца.

Смещение и углубление значения слова «этос» (от местопребывания к характеру, устойчивой природе) является многозначительным: здесь можно усмотреть зависимость характера, устойчивой природы человека и животных от их совместного проживания, общежития.

Аристотель, отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное «этический» или «этосный» (ethicos, ??????) — относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние — этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин «привычка» (????), который от термина ???? в значении характера отличается только одной первой буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты — седьмой буквы). Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и другие) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного «этический» Аристотель пришел к существительному «этика» (?????), являющемуся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой — обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля — «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика» — являются первыми научными сочинениями, предметная область которых обозначена словом «этика»).

Термин «мораль» — и по содержанию и по истории возникновения — представляет собой латинский аналог термина «этика». В латинском языке есть слово «mos» (множественное число — «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него — moralia — употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.

В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 года (словарь Поликарпова) есть слово «нрав», но нет еще слов «нравственный» и «нравственность». В словаре 1780 года (словарь Нордстета) есть уже слово «нравственный», но нет слова «нравственность». И только в словаре 1793 года (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово «нравственность». Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: этика и мораль. В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: нравственность. Интересно заметить: немецкий термин (Sittlichkeit), также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII веке существовало слово «нрав» (Sitte), в XIV веке появляется слово «нравственный» (sittlich) и только в XVI веке возникает существительное «нравственность» (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.

Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разведение этики и морали (нравственности) как науки, области систематизированного знания, и ее предмета (или объекта). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, не удалась. И язык и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.

В современном — и живом и литературном — русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» — значит сказать одно и то же. Складывается, конечно, определенная традиция привычного словоупотребления, но она не является жесткой. К примеру, применительно к идеалам чаще обращаются к термину «нравственный» — нравственные идеалы. Ничто, однако, не препятствует тому, чтобы то, что обозначается как «нравственные идеалы», назвать «этическими идеалами» или «моральными идеалами». Определенную область философского знания принято называть этикой или философской этикой, ее же нередко именуют нравственной философией, моральной философией. Злоупотребления моральной проповедью мы, как правило, именуем морализаторством (морализированием); этот же процесс можно обозначить и как нравоучительство, этизирование.

Этика не является в строгом смысле слова ни наукой, ни даже областью теоретического знания, если понимать под наукой, теоретическим знанием идеальное удвоение реальности, ее более или менее адекватный субъективный образ. Знание само по себе не меняет предмет, а меняет наш взгляд на него. Одно время люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли. Потом они узнали, что Земля вращается вокруг Солнца. Это кардинальное изменение наших представлений само по себе никак не сказалось на реальном положении Солнца и Земли. Этическое знание — совсем иного рода. Оно меняет сам предмет, формирует его. Как мы видели, и термин и понятие морали возникают в рамках систематизированной мыслительной деятельности. Этика может считать, что мораль дана богом. А может утверждать, что она обусловлена историческими обстоятельствами. Эти два взгляда, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем значении, дают не просто два разных понимания, но и два разных состояния морали. Этику точнее было бы определить не как науку о морали, а как самосознающий моральный опыт. И это всегда субъективный опыт, то есть опыт того субъекта, который размышляет, сознает себя.

Характеризуя эту особенность этики, Аристотель говорил, что ее целью являются не знания, а поступки. Не для того человек изучает этику, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Или, говоря по-другому, мораль как та реальность, с которой имеет дело этика, не может существовать вне обращения к этике. Она нуждается в этике, в ней получает продолжение и завершение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1 Гущин Кирилл 4 » А » класс

2 Слова » нравственность «, » мораль «, » этика » близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

3 Слово » этика » происходит от греч. ethos нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал » этическими » добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а » этикой » науку об этих качествах.

4 Слово » мораль » латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos ( множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis моральный и moralitas мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

5 А » нравственность » русское слово, происходящее от корня » нрав «. Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами » этика » и » мораль » как их синоним.

6 Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы ( а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту ).

7 Слово » светская » означает » мирская «, » гражданская «. Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло ; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим ; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми. Этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше. Религиозная этика обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных, норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

8 Сообщить человеку нравственные знания и способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков.

9 Моральные нормы служат для контроля за поведением внутри социальных групп, различных классов и общества в целом. В любом обществе действия и поступки различных людей должны подчиняться строго определенным моральным принципам.

10 Мораль отличается от права тем, что носит именно неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т. д.

11 В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности.

Само понятие нравственность происходит от слова нрав, что значит искренно-волевые свойства человека. Главное назначение нравственной культуры быть регулятором человечьих отношений.
Человек существует в сообществе, т.е. в среде для себя сходственных, а как следует, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так либо по другому регламентируются. Эта регламентация исполняется системой соц норм.
Мораль как свод определённых норм и верховодил поведения, выступая от имени общих интересов, в окончательном счёте, обеспечивает личные интересы. Безусловно, управляла поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы личных деяний. Но, будучи осознанными как нужные, они становятся предпосылкой свободного выбора более целесообразного с точки зрения сообщества и личности поведения.
В отличие от иных видов соц норм, действующих в сообществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими публичными нуждами ни порождалась мораль и какими бы бессчетными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, сочиняющих порядочный мир человека, ступень его добронравной культуры.
В сферу порядочной культуры личности входят порядочные чувства (стыд, сочувствие и т.д.), высоконравственное сознание (совокупа знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), добронравные повадки, нравственные поступки.
(Приспособлено по Б. Свешникову.)
1. Что, по мнению автора, заходит в сферу высоконравственной культуры личности? Поясните связь всех 2-ух частей высоконравственной культуры личности.
2. Составьте план текста. Для этого выделите главные смысловые куски текста и озаглавьте каждый из них.
3. Какое отличие морали от иных видов соц норм отметил создатель? Проиллюстрируйте это отличие 2-мя образцами.
4. Как вы разумеете фразу: Главное назначение нравственной культуры быть регулятором человечьих отношений? Используя содержание текста, дайте два разъяснения.
5. Делая упор на содержание текста и обществоведческие познания, подтвердите 2-мя доводами (разъяснениями) воззрение творца о том, что мораль проявляется в отдельных персонах.
6. На уроке школьники обговаривали делему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и иные социальные нормы делают человека более свободным, чем неимение каких-или норм. Растолкуйте вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может посодействовать Вам в объяснении.

Задать свой вопрос[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *