1. Ведущим типом деятельности подростка, по Л.С. Выготскому, является:

А) игра

Б) учение

В) интимно-личностное общение

Г) труд

2. К какому понятию прибегают в исследованиях зависимости психической деятельности от телесной организации:

А) индивида;

Б) личности;

В) индивидуальности.

3. «Особое качество, кото­рое приобретается индивидом в обществе, в системе отно­шений, в которые индивид вовлекается» — это:

А) индивид;

Б) личность;

В) индивидуальность.

Г) человек.

4. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования:

А) Убеждение;

Б) Установка;

В) Потребность;

Г) Личностный смысл.

5. Автором пирамиды потребностей является:

А) Э. Фромм.

Б) Г. Олпорт.

В) А. Маслоу.

Г) Г.А. Мюррей.

6. Настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть – это:

А) качества личности;

Б) эмоциональные состояния;

В) виды воображения.

1. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

г) а, б, в.

7. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

8. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

9. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) развитии его врожденных свойств;

б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

5. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

10. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении — это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

11. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами — это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

12. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

13. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), — это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

Тема 3. Познавательные процессы

1. Простейший познавательный психический процесс:

А) внимание;

Б) восприятие;

В) ощущения;

Г) мышление;

Д) воображение.

2. Зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные – это виды:

А) ощущений;

Б) восприятий;

В) внимания.

3. Установите соответствие:

А) экстероцептивные ощущения 1. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Б) проприоцептивные ощущения 2. ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках;

В) интероцептивные ощущения 3. ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи.

4. Восприятие – это:

А) отражение отдельных свойств предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

Б) отражение целостных предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

В) это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.

5. Свойство ощущений, которое является временной характеристикой ощущений:

А) Интенсивность

Б) Длительность ощущений

В) Пространственная отнесенность

6. Вид восприятия, который включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними:

А) восприятие движения.

Б) восприятие времени.

В) восприятие пространства

7. Запоминание, узнавание, воспроизведение, припоминание и забывание – это:

А) свойства памяти.

Б) процессы памяти.

В) функции познавательной деятельности человека.

8. Психическими процессами являются:

А) Общение;

Б) Внимание;

В) Деятельность;

Г) Чувства.

9. Для восприятия характерны такие свойства, как:

А) адаптация

Б) апперцепция

В) объем

Г) сенсибилизация

10. Познавательный процесс, который можно охарактеризовать, как отражение отдельных свойств предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы:

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) внимание.

11. Зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные – это виды:

А) ощущений;

Б) восприятий;

В) внимания.

12. К основным свойствам ощущений относятся:

А) константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность

Б) качество, интенсивность, длительность и пространственная отнесенность.

В) устойчивость (отвлекаемость), концентрированность, интенсивность, распределение, переключение, избирательность

13. Восприятие – это:

А) отражение отдельных свойств предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

Б) отражение целостных предметов и явлений материаль­ного мира, а также внутренних состояний организма при непосред­ственном воздействии раздражителей на соответствующие рецеп­торы.

В) это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.

14. Прогностическая, или планирующая функция внимания – это:

А) направленность внимания на оценку, как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.

Б) участие внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям.

В) целенаправленный отбор поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека.

15. Невнимательность, рассеянность, внимательность – это…:

А) Свойства внимания;

Б) Качества внимания;

В) Свойства личности человека.

16. Сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации.

А) ощущение;

Б) восприятие;

В) внимание.

Г) память.

17. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений – это:

А) Образная память

Б) Эмоциональная память

В) Двигательная память

18. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами – это:

А) мышление;

Б) восприятие;

В) внимание.

Г) память.

19. Анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др. – это:

А) виды мышления;

Б) мыслительные действия;

В) мыслительные операции.

Зоя Сенькина
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика». Конспект урока «Семейные праздники»

Предмет: Основы духовно- нравственной культуры народов России.

Модуль: Светская этика

Тема: Семейные праздники

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников

Задачи: 1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.

2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.

3. Сплочение классного коллектива

4. познакомить с историей возникновения семейных праздников 5. показать роль праздников в жизни семьи

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.

Основные термины и понятия: праздник, Рождество, Масленица, Пасха.

Ход урока.

1. Организационный момент

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Стены, крыша, окна в нём.

2. Актуализация знаний.

Перед нами прочный ДОМ.

В доме кто встаёт так рано?

Обо всех в заботах? — МАМА.

Кто ещё живёт в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте мне, друзья,

Вместе кто они? — СЕМЬЯ.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Ребята, скажите, что такое семья, по вашему мнению? (Звучат ответы учеников, далее выступление заранее подготовленных учеников)

Возможные ответы детей: Семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Семья это группа родственников, живущих в одном доме. Занимаются одним хозяйством. Члены семьи вместе отдыхают, проводят свободное время.

Учитель: Семья – это союз близких родственников, живущих вместе, которые дарят друг другу любовь и заботу; и через семейные традиции воспитывают в своих детях самые хорошие качества.

1-й ученик:

Семья — это счастье, любовь и удача.

Семья — это летом поездки на дачу.

Семья это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья — это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно.

Учитель:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером.

3. Сообщение темы урока.

В каждой семье есть свои традиции. Одна из традиций – это семейные праздники.

И тема нашего урока – это семейные праздники (презентация, слайд 1)

4. Работа по теме урока.

В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.

— Объясните понятие «праздник»?

— Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58. Зачитайте.

Праздник – это ….

— это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу;

– это историческая память человечества. (Таблица)

— А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С. И.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего-нибудь; день игр и развлечений;

-А какие праздники вы знаете?

— Молодцы, вы хорошо знакомы с праздниками! Знаете ли Вы, как и когда появились праздники у людей? Открываем учебник на странице 58 и читаем первый абзац.

— Кто нашел ответ на поставленный вопрос? (ответы учащихся)

— Праздников множество и они различны. Большинство праздниковможно поделить на группы: общественные, государственные, семейные и др. (иллюстрации праздников разбиваются на группы с сопутствующим комментарием учителя)

Праздники: (Таблица)

Государственные Общественные Семейные

День защитника Отечества

День Победы

Международный женский день

День труда

День единства

и согласия День учителя

День матери

День города

Рождество

Пасха

Масленица

День рождения

Новый год

День создания семьи

Крестины

— Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас — о семейных праздниках.

5. Презентация творческих проектов.

Выступления детей. (Презентация)

В России появился новый праздник – День семьи, любви и верности.

2008 год был объявлен Годом Семьи. В России появился новый праздник – День семьи, любви и верности. Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья отмечается каждый год 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, Они считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. Символ праздника — ромашка — появился не случайно. Это самый чистый и нежный летний цветок.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля. В этом году такой медалью награждены мои дедушка и бабушка, Алексеевы Адольф Николаевич и Мария Чапаевна. Дедушка работал учителем математики, бабушка работала санитаркой в больнице. Они в любви и согласии живут 55 лет, воспитали и дали хорошее образование пяти дочерям. Старшая дочь Лидия живет в городе Смоленске, она работает медсестрой в поликлинике. Вторая дочь Юлия живет в деревне Кельтей, работает медсестрой в Калтасинском реабилитационном центре. Средняя дочь Людмила, это моя мама, работает в нашей школе учителем биологии. Четвертая дочь Эльвира работает в Нижневартовске инженером. А младшая дочь Люция работает технологом в Перми. По праздникам все дети с семьями собираются вместе. Я очень люблю дедушку и бабушку, горжусь ими.

Учитель: С праздником семьи, любви и верности есть другой схожий праздник. Этот праздник отмечают 14 февраля – день святого Валентина. (Выступление детей, презентация)

День Святого Валентина, Валентинов День – праздник тонкий, нежный и справедливый. Для всех, кто любит, для всех, кто влюблен… Подарки в этот день простые – сердечки, конфетки, открытки…

Уже больше 18 веков существует праздник всех влюбленных. Праздник обрастал обрядами. О Валентине, давшем празднику свое имя, известно немногое. Он был простым христианским священником.

Основной и непременной ритуальной деталью праздника всех Влюбленных являются «валентинки” – открытки-послания с признаниями в любви. «Валентинки” должны быть выполнены в форме сердца. Традиционно их пишут измененным подчерком или левой рукой и не подписывают. Адресат должен сам догадаться, кто именно прислал ему «валентинку”.

Символом Дня всех Влюбленных по праву считаются и красные розы. Именно их принято дарить на День Святого Валентина. Богиня любви Афродита, торопясь к возлюбленному, наступила на куст белых роз, поранила ногу и обагрила розы своею кровью. С тех пор красные розы – это символ любви и страсти. Кроме них люди дарят своим любимым конфеты-сердечки и другие предметы с изображениями сердец, целующихся птиц и, конечно, справедливо признанного символа Дня Святого Валентина – маленького крылатого ангелочка Купидона.

Учитель: Сегодня мы также познакомимся с марийскими народными праздниками. Мы знаем, что у каждого народа есть свои традиционные праздники. У народа мари тоже свои праздники. Наш урок сегодня посвящается самым красивым и светлым праздникам марийского народа: Шорыкйол, Уярня, Кугече, Семык. На уроке вы узнаете исторические сведения о праздниках, познакомитесь его обычаями и обрядами. Праздничный календарь марийцев складывался на протяжении длительного периода времени. Первоначальной основой его была трудовая деятельность наших предков, прежде всего земледельческая практика, связанная с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ

Наиболее значимыми периодами в обрядовом календаре марийцев являлись дни зимнего и летнего солнцестояний (22 декабря и 22 июня) и весеннего и осеннего равноденствий (22 марта и 22 сентября). Главным зимним праздником считается праздник Шорыкйол. Сейчас послушаем выступление об этом празднике.

Выступления детей о празднике Шорыкйол. (Презентация)

Хозяйки в день наступления Шорыкйол готовили праздничныe ритуальные блюда. Почти во всех домах готовили суп из баранины, стряпали блины, пироги, пельмени из баранины. Расставив на белоснежныe скатерти готовые блюда,молились божествам овец: Шорык шочын (Производителю овец, Шорык шочын ава (Матери — производительнице овец). В Шорыкйльскую неделю овцы становились также объектом гадания о будущем супружестве, для этого ночью ловили овец за ноги.

В Шорыкйльские вечера некоторые жители села надевали различные маски и группой ходили по домам. Ряженых называли «Васлий кува, кугыза» (Старик Василий со старухой) со свитой. Ряженые одевались в маски Ия (чертей, разыгрывали злых духов и «страшили» людей. В каждом доме ряженыe проверяли пряжу и ведение хозяйства в целом, а нерадивых хозяев и ленивых девушек и женщин высмеивали, мазали их сажей, наказывали кнутом или палкой. «Васлий кува, кугыза» били подушкой молодушек, чтобы те рано просыпались утром и были трудолюбивы.Дети показывали ряженым свое рукоделие: мальчики — новые лапти с веревками, а девочки — свою пряжу. Они служили доказательством, что долгие зимние вечера не проходили без дела. Ряженыe дергали за ноги хозяина и хозяйку дома, а также всех членов семьи,приговаривая: «йыгырым-йыгырым, шорыкашым тагашым» (пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана).

Во всех домах к приходу посещения мчр или Васлий кува, кугыза на столах были готовы для угощения чаши с блинами. К соблюдению этого обычая относились очень строго. Каждый хозяин ждал посещения Васлий кува, кугыза и готовился к нему. Если грyппа ряженых обходила дом стороной, то это воспринималось как знак грядущего несчастья, так как новогодние маски, по верованиям марийцев, приносили счастье, удачу в хозяйстве и в жизни отдельного человека. Принимать Васлий кува,кугыза в каждом доме готовились заранее: наводили чистоту, стряпали разные блюда, сушили горох, семечки, орешки. Ряженые обходили все дома, величали каждого хозяина в песнях, желали ему и его семье благополучия, предрекали будущий урожай и требовали за это вознаграждения.По улице ходили всегда с шумом: пели, плясали, ударяли палкой по углам домов, как бы пугая злых духов. Они должны были остаться неузнанными, старались петь и говорить измененными голосами или общались друг с другом разными знаками, шепотом.

Учитель: А в какой праздник пекут блины? (Уярня – масленица)

Выступление детей о празднике Масленица. (презентация)

Масленица – древнейший народный праздник провода зимы и встречи весны. Праздник Уярня справлялся в период весеннего равноденствия через семь недель после праздника Шорыкйол в конце февраля – начале марта. Обычай его празднования ведет свое начало с древнейших времен. Марийцы и их предки в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы холодной зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. Масленица справлялась в течение одной недели. Символически началом праздника считалось исполнение песни-заклинания «Уярня йор-йор, ой йор-йор!».

В праздновании Уярня участвовало все сельское население, но главная роль принадлежала молодежи, которая веселилась в течение всей масленичной недели. Праздник Уярня начинался в понедельник. Перед праздником топили баню, мылись, надевали чистое белье, утром надевали праздничный костюм. Готовили много угощения, пекли блины, слоеные блины, обильно смазывая маслом, варили квас. Почти всей деревней ходили кататься на горку. Во время Уярня всю неделю на улице звон, шум, веселье С нее скатывались на санках (издер,дровнях (пу тер, ледяных санках (ийвол). Женщины приспосабливали для этого предметы быта и труда – начевки (уржа тагына, прялки (кунчылавондо, а также ржаные снопы (уржа кылта, веря в то, что таким образом смогут повлиять на урожайность зерновых. Молодежь каталась парами на специально сооруженной из жердей горке уярня кашта, йолкурык. Особое место на празднике занимало катание на лошадях, запряженных в лучшую сбрую с колокольчиками и бубенцами. Характерной чертой марийской Масленицы было праздное времяпровождение с приемом гостей и хождением в гости. В последний день праздника, в воскресенье, совершался обряд прощания с Масленицей. Молодежь, собрав накопившийся за праздничные дни мусор и закрепив пучок соломы или ржаной сноп на шесте, сжигала, воображаемое изображение праздника с криком «Уярня каен. Вес ийлан адак тол.» (Масленица ушла. Приходи на следующий год).

Выступление детей о празднике «Маска пайрем», (презентация)

В старину марийский народ проводил праздник «Маска пайрем» («Медвежий праздник») Но он на долгое время затерялся. И в прошлом году в нашей деревне возобновили этот праздник. В последний день масленицы провели этот праздник. По народному календарю 22 марта – в день весеннего равноденствия — просыпается медведь и наступает весна. В начале праздника вспоминают усопших, которые прилетают как птицы и их кормят пшеницей. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с народом. Они обещают прийти на следующий год щедрыми подарками, если народ их проводит по чести. Ряженые не хотят прощаться, они требуют разных выкупов в форме народных игр, танцев, плясок, хоровода. Для того, чтобы усмирить ряженых, надо разбудить медведя. Они боятся только его. Но медведя может разбудить только Весна своей горячей рукой. Народ дружно зазывает весну.

Весна приходит, будит медведя. Медведь удивляется, что все еще царствует зима. Весна объясняет, почему это происходит. Медведь провожает их, усадив их в сани, вместе с дедом Морозом и Снегурочкой. Праздник продолжается играми. Играли в народную игру «Плетение косы», «Ручеек», «Пар кычалын», «Веревочка». Эти игры сопровождаются игрой на баяне и песнями.

Физкультминутка. Дети исполняют марийский танец «Веревочка»

Учитель: На какой праздник красят яйца? Кугече – Пасха.

5. Выступления детей (презентация).

Кугече (Великий день)– Пасха, главный праздник весеннего календарного цикла. Его отмечали через семь недель после праздника Уярня. Кугече – праздник весны, момент наделения земли плодородной силой, хозяйства – благосостоянием, семьи – здоровьем. Главным в древнем языческом празднике был обряд поминовения предков. В избе накрывали стол, расставляли угощения и для каждого родственника зажигали самодельные свечи. Марийская пасхальная неделя насыщена различными обрядами, запретами. В этот день старались встать до восхода солнца. Бытовало поверье, что от этого человек становится легким, будет успевать во все делах. Нельзя мести комнату, двор или расчесывать волосы – будет буря. Нельзя перебирать яйца – будет град. Рано утром топят баню, моются, приглашая предков. Магическое свойство приписывалось крашеным яйцам. Яйцами угощали родственников, соседей. Яйца также были предметом пасхальных игр. Играли в игру «Муным пордыктен модмаш» (Катание яйца). Люди ходят, друг к другу в гости и, поминая предков, поют любимые песни умерших родственников.

Летний календарный праздник- это праздник Семык (Выступление детей, презентация)

Семык (Семик) — главный праздник марийцев Семык отмечался через 7 недель от Пасхи. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из любимых. Основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения наудачу в хозяйственных делах и в быту. Первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был тяжелым днем. С утра, кроме приготовления еды, прекращали все виды работы, Приготовив необходимые ритуальные кушанья, начинали поминать. Старший член семьи зажигал свечки, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки еды в отдельное блюдо для покойников. Ночь со среды на четверг считалась самой опасной — временем выхода нечистых сил (осал вий). Люди верили, что ночью оживает деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу.Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки: парни могли завалить бревнами ворота; забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход; опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь, под утро топили баню, купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык. В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган.

Сабантуй. (Выступление детей, презентация).

Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» У марийцев этот праздник называется «Пеледыш пайрем». Пеледыш пайрем – праздник в честь завершения весеннее-полевых работ. С течением времени он видоизменялся, часто его стали приурочивать к завершению сельскохозяйственных работ. Во многих марийских деревнях Пеледыш пайрем (Праздник цветов) проходил как колхозный праздник, с награждение передовиков производства, подведение итогов весене-полевых работ, концертом самодеятельных коллективов, играми и спортивными состязаниями. Праздничный стол с блинами и хлебом – солью с раннего утра накрывали в каждой семье. Он включает в себя различные обряды и игры. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — это, конечно же, национальная борьба курэш. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости.Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр — получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Традиционные соревнования сабантуя:

— Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

— Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

— Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

— Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.

-Выжимание двухпудовой гири.

— Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок. Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, ждет приз.

— Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней — сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

— Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет.Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных людей быть не должно!

— Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлык, плов,и традиционных татарских угощений: эчпочмак, бишбармак, чак-чак, балиш, пярямяч.

Учитель: Следующий праздник – это имянаречение.

Выступление детей, презентация.

Имянаречение — это праздник, проводимый в честь новорожденного. Рождение ребенка для каждой семьи — это важное событие. В этот день ему давали имя и высказывались разного рода благопожелания. Выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности. Обряд имянаречения у марийцев являлся своеобразным праздником, на который приглашались все родные. В марийских семьях имя ребенку давали иногда сразу же после рождения или, как утверждают некоторые исследователи, через полгода — год со дня рождения.Было много способов наречения имени ребенку:

-Ребенку давали имя первого вошедшего в дом в этот день;

-Ребенку имя давал карт. Он брал плачущего ребенка на руки и перебирал разные имена, при котором имени ребенок переставал плакать, то и имя ему давали.

— Ребенка могли назвать в зависимости от дня недели, если ребенок родился в пятницу, то его имя обязательно начиналось со слова «кугу»- большой: Кугерге, Кугудыр.

-При выпечке хлеба каждому караваю давали имя – по имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка.

-В случае большой смертности в семье новорожденного называли именем, составной частью которого было слово тимер- «железо» (например Тимерша, Тимербай, Тимергале).

-Умарийцев встречается много женских имен, со словом саска – «цветок» (например Саскалче, Саскавий, Саскай, с пожеланием, чтобы девочка росла красивой, как цветок.

В народе довольно стойко бытовала вера в то, что первые 40 дней жизни младенца особо опасны. И поэтому ребенка нельзя оставлять одного, чтобы не навлечь беду. Если ребенка оставляли одного, то под подушку клали ножницы или горбушку хлеба. С этой же целью к шапочке пришивали ракушку, яркую пуговицу. Ребенка мазали сажей, к ручке привязывали яркую нитку.

Учитель: Кто еще может дополнить выступление. Какие обычаи соблюдаются в ваших семьях? Какие запреты вы знаете?

(Нельзя качать пустую колыбель – качая, растишь чертенка. Нельзя целовать ребенка в губы – забираешь молодость. Нельзя переходить через ребенка – будет маленьким. Нельзя хвастаться своим ребенком – сглазишь. Нельзя любоваться чужим ребенком – сглазишь. Нельзя ребенка показывать в зеркало – станет похожим на дьявола).

Учитель: Итак, мы познакомились с некоторыми марийскими праздниками. Каждый праздник имел свой порядок проведения – ритуал. Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранились в подарках.

6. История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором появляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит,а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также, до сих пор жив обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Каким должен быть подарок? (ответы учащихся)

-Подарок должен быть красиво упакованным, приносить радость. Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначен.

— А где мы можем взять подарок? (купить или сделать своими руками)

В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? А какой подарок можно сделать своими руками? (ответы учащихся)

7. Обобщение урока:

— Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно? (впечатления учащихся)

Народные обычаи и праздники имеют многовековую историю, они сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе лучшие традиции. Обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпела значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы должны ее сохранить, развивать и передавать подрастающему поколению.

— Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.

8. Информация о домашнем задании.

Подготовить одно из предложенных заданий на выбор. 1. Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи» 3. Нарисовать рисунок.

9. Подведение итогов и рефлексия

Учитель выносит каравай: — В марийских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Овчарова Р.В. 1 1 ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» Минобразования и науки России В результате психологического исследования предложена теоретическая модель структуры нравственного самосознания подростка, способы его психологической диагностики, критерии и уровни развития; определено психологическое содержание и особенности изменения структуры нравственного самосознания подростков в состоянии социально-педагогической запущенности; показано взаимодействие нравственного самосознания, запущенности и поведения у подростков. Полученные данные уточняют и расширяют психологические представления, во-первых, об особенностях нравственного самосознания как об интегральном образовании в структуре самосознания личности, высшем уровне его развития; об его специфике в подростковом возрасте; об особенностях развития нравственного самосознания подростков с разным уровнем развития и проявлениями субъектных свойств личности: субъекта самосознания, общения и учебной деятельности. Во-вторых, выявлено взаимодействие социально-педагогической запущенности, нравственного самосознания и поведения подростка в норме и состоянии социально-педагогической запущенности. 1760 KB нравственное самосознание подростков социально-педагогическая запущенность субъектная и объектная внутренняя позиция личности 1. Кольберг Л. Исследование морального развития. Т. II. Психология морального развития. – Нью-Йорк: Харпер и Роу; Торонто: Фицхери и Вайтезид, 1984. – С. 80–102. 2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с. 3. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004. – 456 с. 4. Овчарова Р.В. Психодиагностический комплекс «МЭДОС». – М.: Изд-во «МПСУ», 2014. – 88 с. 5. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. – Москва-Берлин: Международное издательство «Palmarium», 2013. – 633 с. 6. Пиаже Ж. Соотношение эмоционального и рационального в ментальном развитии ребенка – Париж: Сорбонна, 1985. – С. 54–195. 7. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 220 с. 8. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: дис… . д-ра психол. наук. – М.: Институт развития личности РАО, 2005. – 496 с.

Являясь «ядром личности», нравственное самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. В случаях социально-педагогической запущенности формируется объектная психологическая позиция личности, которая коррелирует со слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между нравственным сознанием и поведением. Последствиями социально-педагогической запущенности в подростковом возрасте могут быть более серьезные нарушения поведения, социальных взаимодействий, различных видов деятельности, девальвация моральных ценностей и идеалов, деформация личности в целом. Поэтому проблема становления подростка как субъекта нравственного развития имеет большую социальную значимость. Цель исследования: выявление особенностей нравственного самосознания социально и педагогически запущенных подростков. Методология исследования. Общенаучную методологию определили принцип системного подхода, единства сознания и деятельности и принцип детерминизма. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает: базовые положения теорий психологии развития личности подростка; идеи психологии самосознания (нравственное сознание); концепции нравственного развития детей и подростков; идеи о девиациях в поведении подростков; концепцию ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков. Методы исследования: теоретические, эмпирические, математической статистики. Методики: комплексная методика изучения социально-педагогической запущенности учащихся подростково-юношеского возраста (МЭДОС-2) Р.В. Овчаровой; методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла; опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; методика «Пословицы» С.М. Петровой; тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой; Методика «Шкала совестливости» В.В. Мельникова, Л.Т. Ямпольского; методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; т.е. моральных дилемм Л. Колберга; оценочная шкала нравственных категорий Р.В. Овчаровой; тест-опросник cамоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

В ходе анализа теоретических оснований феномена самосознания и его становления в онтогенезе было выявлено, что самосознание является одновременно и процессом, и результатом своего развития, а также является мощным фактором самоконтроля, самокритики, самосовершенствования, самовоспитания. В структурном отношении самосознание представляет собой единство трех компонентов (сторон, подструктур): аффективного, когнитивного и волевого. Самосознание формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, развивается в деятельности и общении. Его формирование в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. Самосознание проявляется в отношениях личности к деятельности, самой себе и окружающим. Самосознание выступает обязательным элементом моральной регламентации. Субъективно осознаваемая позиция индивида по отношению к себе и другим на разных этапах онтогенеза имеет свои особенности и может рассматриваться в качестве нравственной характеристики человека .

Анализ данных эмпирических и теоретических исследований (В.С. Мухина, А.А. Хвостов и др.) позволяет определить специфику нравственного развития девиантных подростков. Она характеризуется деформациями ценностного ядра; непредставленностью в смысловой сфере ценностей высшего порядка и отсутствием возможности прийти к уникальному смыслу жизни своим путем; неразвитостью моральных потребностей и мотивов; наличием гипертрофированных элементарных потребностей; гедонистической мотивацией поведения; инфантильными тенденциями в нравственных суждениях; разрывом между нравственным сознанием и поведением; нарушением регуляции поведения на основе онтогенетически незрелого самосознания; социальной безответственностью . При достаточной разработанности проблем нравственного развития в подростковом возрасте в трудах отечественных и зарубежных исследователей остаются недостаточно раскрытыми вопросы специфики нравственного самосознания подростков во взаимосвязи с различными видами девиантного поведения и развития, в частности, социально-педагогической запущенностью.

С учетом существующих представлений о становлении нравственного самосознания (И.С. Кон, В.В. Столин, др.) мы определяем нравственное самосознание как высший уровень нравственного сознания личности, интегративное личностное образование, проявляющееся в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями социума . Учитывая возрастные особенности формирования самосознания подростков, мы полагаем возможным вычленить в каждом его компоненте ведущие системообразующие элементы. В когнитивном компоненте нравственного самосознания это будут нравственные убеждения как интериоризированные нравственные категории, нормы и требования; присвоенные подростком нравственные ценности, нравственные смысложизненные ориентации и сформированные на их основе нравственные установки. В аффективном компоненте мы выделяем нравственные оценки и самооценки; в волевом – внутреннюю нравственную позицию личности и нравственный выбор как готовность действовать в соответствии со своими установками и убеждениями, реализовать свою позицию.

При определении критериев развития нравственного самосознания подростков необходимо учитывать как общие тенденции его развития, так и его возрастную специфику. Тогда в качестве критериев определения уровней нравственного самосознания подростков можно предложить следующие: характер внутренней позиции личности по отношению к нравственным ценностям, нормам и требованиям (объектная, субъектная, объектно- субъектная (противоречивая), неопределенная); развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности, предполагающая возможность морального выбора и проявления нравственной активности в различных сферах; целостность нравственного самосознания как единство и взаимодействие когнитивного, аффективного и волевого – компонентов нравственного самосознания; ведущий компонент нравственного самосознания; действенность нравственного самосознания как единство и взаимодействие самосознания и поведения. По выраженности и модальности указанных признаков можно выделить несколько уровней развития самосознания подростков: уровень нравственной пассивности; уровень нравственной аффективности; уровень нравственных противоречий и уровень нравственной активности.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума (родителей и педагогов) на процессы социализации и индивидуализации личности ребенка – с другой. Если при этом в самосознании подростка имеют место пробелы, недостатки и искажения, процесс формирования отклоняющегося поведения ускоряется (Р.В. Овчарова, 2009) .

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ особенностей нравственного самосознания и поведения подростков: норма и социально-педагогическая запущенность. Развитие нравственного самосознания в норме и состоянии социально-педагогической запущенности обусловлено общей возрастной тенденцией. Наивысшего развития достигают показатели самоинтереса, самопринятия, уважения к социальным нормам и этическим требованиям (совестливости), этической рефлексии (знания о том, какие нравственные качества желательны для человека и какие нежелательны). Наблюдаются трудности в формировании следующих параметров нравственного самосознания: ценностное отношение к жизни, людям и самому себе, локус контроля Я и жизни, духовность, моральное сознание при разрешении разного рода моральных дилемм. Полученные данные относительно сходства между группами показывают, что социально и педагогически запущенные подростки не отличаются от своих благополучных сверстников по представленности в сознании нравственных норм и понятий, а также ценностных установок относительно материальных благ, сохранения индивидуальности, достижений, духовного удовлетворения, креативности и активных социальных контактов. Общим для подростков явилось признание ценности сфер семейной и профессиональной жизни, а также значимость сферы увлечений. В исследовании самоотношения респондентов достоверных различий не обнаружено по параметрам самоуважения, аутосимпатии, самопонимания, саморуководства и самообвинения. Тем не менее социально-педагогическая запущенность отражается на становлении нравственного самосознания подростков экспериментальной группы. По уровню развития морального сознания они находятся на преконвенциональном уровне, в отличие от своих сверстников, достигших к подростковому возрасту конвенционального уровня. Для них характерен внешний контроль поведения: подчиняюсь правилам, поступаю так, чтобы избежать неодобрения и чувства вины. Они характеризуются низкой степенью уважения к этическим требованиям, недостаточнотью развития чувства долга и ответственности. В сравнении со своими сверстниками им сложнее осуществлять самоконтроль и следовать моральным принципам. Уровень их нравственной воспитанности значительно ниже.

У социально и педагогически запущенных подростков значительно снижены значения осмысленности жизни, ценностного отношения к жизни, людям, самим себе и своему развитию ценностей обучения и образования, значимости сферы общественной жизни; альтруистические ценности преобладают над эгоистическими. В отличие от своих сверстников, из-за сниженного уровня самопринятия и самоинтереса они испытывают затруднения в одобрении своих планов и желаний, в способности быть собой.

Действенность нравственного самосознания определяется нравственным поведением. В поведении всех подростков проявляются возрастные тенденции: они руководствуются установками на социальную желательность и склонны к агрессии. Запущенные подростки достоверно отличаются по уровню склонности к аддиктивному, саморазрушающему поведению и слабости волевого контроля эмоциональных реакций. В данной группе эти параметры выше.

Сравнительный анализ развития субъектных свойств личности: норма и социально-педагогическая запущенность. Рассмотрение субъектных свойств проводилось на основе анализа средних значений параметров методики «МЭДОС-2» (Р.В. Овчарова). Нормативное развитие подростков (контрольная группа) сопровождается выраженным уровнем субъектных свойств самосознания и средним уровнем субъектных свойств деятельности и общения. Это сочетание параметров позволяет подростку разрешать задачи возраста, связанные с формированием образа «Я», адекватно реагировать на социальную ситуацию, преодолевать возникающие трудности в осуществлении деятельности и овладевать социальными ролями . Развитие запущенных подростков (экспериментальная группа) характеризуется низким уровнем выраженности субъектных свойств, среди которых несколько преобладают свойства субъекта деятельности. Следовательно, состояние запущенности сопровождается неспособностью подростка формировать адекватную оценку относительно самого себя в социальном пространстве и своего статуса в нём. Являясь инициатором собственной деятельности, ребёнок в данном случае затрудняется в выборе задач, решение которых обеспечит нормативный уровень её осуществления.

В ситуации нормативного развития в период подростковости степень выраженности субъектных свойств самосознания является сформированной к 13 годам, несколько изменяется к 14 годам, а в 15 лет возвращается к уровню 13-ти. Такая же картина наблюдается и с изменением субъектных свойств деятельности. Наиболее изменчивыми оказываются субъектные свойства общения – степень их выраженности планомерно увеличивается от года к году, и в 15 лет они становятся такими же развитыми, как и свойства субъекта деятельности.

В ситуации запущенности наблюдается отличная от нормативного развития динамика. И без того недостаточный уровень сформированности субъектных свойств самосознания в 13 лет планомерно снижается к 15 годам, субъектные свойства общения вообще не получают должного развития, а свойства субъекта деятельности, совершив скачок к 14 годам, остаются в прежнем состоянии и в 15 лет. В целом уровень субъектности личности обычных подростков составляет 206 баллов, у категории запущенных он равен 128,4 балла, что диагностирует наличие социально-педагогической запущенности. Таким образом, эта категория подростков имеет недостаточный уровень развития субъектных свойств и соответственно объектную внутреннюю позицию личности.

Анализ взаимосвязи внутренней позиции личности, нравственного самосознания и поведения подростка. В норме субъектные свойства самосознания тесно связаны с уровнем развития морально-нравственного сознания и способности личности к самопознанию. Эти свойства обеспечиваются деятельностными и альтруистическими установками, смысложизненными ориентациями, а также ценностями духовного удовлетворения, обучения и общественной жизни. Чем выше уровень субъектности самосознания, тем в большей степени поведение личности строится на основе интериоризованных нравственных стандартов. Субъектные свойства общения тесно связаны с системой ценностных ориентаций, нравственной воспитанностью, смысложизненными ориентациями и устремлённостью в будущее на фоне позитивного и бережного отношения к собственной личности. Эти свойства обеспечиваются ориентацией на цель, процесс и результат жизнедеятельности, ценностями саморазвития, престижа, достижений и креативности. Чем выше уровень субъектности в данном аспекте, тем выше самоинтерес и самопринятие. Субъектные свойства деятельности тесно связаны как с уровнем развития морально-нравственного сознания и смысложизненными ориентациями личности, так и с системой ценностней. Данные свойства обеспечиваются положительным самоотношением и стремлением к утверждению собственной индивидуальности. Отрицательные корреляты с ценностями профессиональной жизни и ценностями активных социальных контактов, на наш взгляд, отражают специфику кризисных проявлений подросткового возраста.

Факторы нравственного самосознания подростков в норме связаны с активной субъектной позицией личности: присвоенные нравственные ценности, собственные нравственные смыслы, поиск нового нравственного опыта, самоанализ недостатков, проба своих возможностей, осознанная ответственность за себя, служение другим.

У социально и педагогически запущенных подростков, наоборот, просматривается влияние пассивной объектной позиции личности – это объективные (неинтериоризированные) нравственные ценности, неличностная морализация, принятие себя плохого, самоутверждение любой ценой, девиантное поведение, пассивная сознательность.

Вывод: социально-педагогическая запущенность коррелирует с низким уровнем морального самосознания, моральной незрелостью, нравственной невоспитанностью, неуважением к нравственным нормам, снижением значимости ценностей образования и общественной жизни, низким самоконтролем, неразвитым чувством долга и ответственности, неустойчивостью моральной позиции, недостаточной осмысленностью жизненных целей и ценностей, а также склонностью к девиантному поведению.

Заключение

Важнейшую роль в определении уровня развития нравственного самосознания подростков играют характер внутренней позиции личности; развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности; целостность и действенность нравственного самосознания. В норме к концу подросткового возраста формируется субъектная внутренняя позиция личности. Социально-педагогическая запущенность, характеризующаяся несформированностью субъектных свойств, самости порождает объектную позицию личности. Данная позиция отражается на структуре, содержании и динамике развития нравственного самосознания запущенных подростков и соответственно – на их поведении.

Рецензенты:

Чумаков М.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВПО «Курганский Государственный университет», г. Курган;

Токарева Ю.А., д.псх.н., доцент, профессор кафедры управления персоналом и психологии Уральского Федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 01.04.2015.

Библиографическая ссылка

Овчарова Р.В. НРАВСТВЕННОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОСТОЯНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 2970-2974;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37598 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

«Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас не сможет ”
Августин Блаженный, 4 век
Цели:
— остановить падение нравственности в обществе;
— найти и выработать пути и методы поддержания нравственности в обществе, опирающиеся на культурные и общечеловеческие ценности.
Конец двадцатого и начало двадцать первого века знаменуются катастрофическим падением нравственности, что негативно отражается на человеке и человеческом обществе. Коррупция, наркомания, терроризм, природные катаклизмы, новые болезни, сексуальная распущенность и гомосексуализм стали постоянными темами наших новостей.
Большинство философов исходят из того, что нравственность является внутренним состоянием человека, исходящим из основ человеческого разума. Ни одно животное не обладает такой способностью. Наличие у человека нравственности возвышает человека над природой, а отсутствие нравственности вызывает у человека животный инстинкт и превращает его в животное. Учёные уже экспериментально доказали, что человек с рождения может отличать добро от зла. Не говорит ли это о том, что нравственность имеет в человеке фундаментальную основу и несёт божественное начало. Ведь не зря же все ортодоксальные религии опираются на нравственные корни человека. Ни одна из религий мира не сможет существовать, если нравственные устои потеряют опору. Они превратятся в еретические религии религиозных фанатиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями: усилением национализма, экстремизма и терроризма.
Сейчас мало кто задумывается над тем, какими последствиями и какими катастрофами грозит человеческому обществу падение нравственности. Доктор физико-математических наук Л.Д. Кудрявцев в аннотации к книге «Современное общество и нравственность”, вышедшей в 2000 году, пишет: «В конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом”. Нам кажется, что пора всем не только задуматься над этим вопросом, но и возвести нравственность к первостепенной, важнейшей задаче государственной политики, придать вопросам повышения нравственности фундаментальную и концептуальную основу всей внутренней политики Российской Федерации.
В начальный период существования человеческого общества, с целью выживания и защиты людей от варварских племен, а также для обеспечения внутреннего порядка на территориях, появились государства, взявшие на себя функции защиты и управления. На протяжении тысячелетий, с развитием торговли, культуры и науки, государства постепенно развивались, приобретая новые функции и новое содержание.
Однако взаимопроникновение культур, развитие и усложнение идеологи человечества стали отражаться на моральных принципах. Что и привело к началу падения нравственности. Уже в начале прошлого века это заметили выдающиеся умы человечества. Автор теории относительности, физик Альберт Эйнштейн в письмах к своей сестре пишет: «Кажется, люди утратили стремление к справедливости и достоинству, перестали уважать то, что ценою огромных жертв сумели завоевать прежние, лучшие поколения… В конечном счёте основой всех человеческих ценностей служит нравственность.”
Другой физик, белорусский учёный А. В. Вейник в конце прошлого века в своей книге «Термодинамика реальных процессов” пишет: «…наблюдаемый ныне чрезвычайно высокий рост числа всевозможных заболеваний имеет своей причиной катастрофическое падение в обществе духовности и нравственности… Неизбежно появление и новых заболеваний типа СПИДа и т. д.”. И, пожалуй, впервые в науке Вейник делает выводы, которые можно сравнить с величайшем открытием: «…проблема долголетия, как и здоровья в целом, имеет еще один аспект, который мы обычно упускаем из виду, но который является центральным. Всё определяется тем, для чего человек живет и как он живет, то есть главный барьер здесь — это проблема духовности, добротолюбия и самоограничения. А начинается всё с того, что мысль материальна… Все наши ощущения, желания, чувства, мысли, движения, деяния, творения и т. д. сопровождаются хрональными излучениями, которые содержат в себе всю эту информацию… Они накапливаются в виде кармы и действуют не только на окружающих, но и на самого человека”.
Научный эксперимент японского учёного Масару Емото подтверждает выводы Вейника. Емото проводил эксперименты с кристаллами воды. Перед замораживанием воды он воздействовал на воду информацией в виде музыки и слов. Оказалось, что кристаллы воды удивительным образом воспроизводят в своей форме хорошую и плохую информацию. От хорошей информации кристаллы воды многогранны и очень красивые, а от плохой информации кристаллы имеют бесформенную структуру и даже полностью разрушены.
Падение нравственности в обществе идёт нарастающими темпами. Основатель системы самосовершенствования Фалуньгун, мастер цигун Ли Хунчжи, в одной из своих книг пишет: «По-моему, сейчас люди уже не отличают добро от зла. Если ты кому-нибудь скажешь, что он делает плохое дело, он тебе не поверит. Потому что изменились нравственные нормы у людей…. В эволюционном процессе Вселенной, особенно сейчас, как наступил прилив товарного хозяйства, нравственность у многих людей сильно разложилась и всё дальше уходит от свойства Вселенной – Истина Доброта Терпение. Люди, которые плывут по течению вместе с обществом, не чувствуют степени разложения нравственности человечества, некоторые из них даже думают, что это хорошо. Только те, у кого Синьсин (духовность, терпение и прочее – прим. автора) поднялся благодаря самосовершенствованию, оглядываясь назад, могут увидеть резкий упадок нравственности человечества”.
Большую обеспокоенность состоянием нравственности выражает и церковь.
«Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут…” — такими словами закончил патриарх Кирилл проповедь к верующим по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского 1 августа 2012 года.
Из всего приведённого выше, можно сделать лишь один вывод: отсутствие нравственности приведёт к моральному и духовному падению человека, к деградации и самоуничтожению человеческого общества. Самое печальное в том, что общество ещё не осознало этого, так как большинство людей, как говорит Ли Хунчжи: «плывут по течению и не чувствуют степени разложения нравственности”.
Поэтому падение нравственности необходимо считать величайшим бедствием, началом эпидемии безумия и мракобесия человеческого общества.
Так как человечество стоит на пороге своего самоуничтожения, то следует предпринять беспрецедентные меры по повышению нравственности. Но какие, если люди не чувствуют степени разложения нравственности? И смогут ли люди понять это, когда их разум уже претерпел изменение, и идёт процесс деградации? И смогут ли остановиться и найти опору, когда они уже одной ногой находятся над пропастью?
Есть только два способа самоспасения:
Первый, это декретный или государственный.
Государство должно взять на себя функцию поддержания нравственности в обществе. Может быть, кто-нибудь скажет, что мораль и нравственность не являются теми функциями, которыми должно управлять государство. Однако это не так. В СССР уделяли большое внимание воспитанию и поддержанию морали и нравственности в обществе. Конфуцианство тоже когда-то достигло уровня государственной идеологии в Китае. Так что есть, на чём учиться. И сегодня, когда падение нравственности стало главной проблемой существования человеческого общества, государство просто обязано серьёзно заняться этим вопросом.
Основные государственные функции поддержания нравственности в обществе, пути и методы:
— создать комитет нравственности с полномочиями министерства для разработки программ воспитания и поддержания морали и нравственности в обществе (Комитет должен состоять из граждан, не принадлежащих ни к каким религиям. Наше многонациональное государство должно строго придерживаться принципов светского государства.);
— создать специализированные СМИ и ввести общеобразовательные каналы и программы на электронных средствах массовой информации;
— привлечь известных учёных, педагогов, журналистов, деятелей культуры и других людей, способных решать эту задачу на постоянной основе;
— усовершенствовать законы (с позиции повышения нравственности).
Государственный способ повышения нравственности – не лучший способ, но он необходим для тех, кто не осознаёт степени разложения нравственности или сознательно занимается делами, которые разлагают нравственность.
Для тех, кто осознаёт необходимость повышения нравственности, лучше подойдёт второй способ. Он заключается в том, что человек сам должен заняться своим самосовершенствованием, самостоятельно повышать свою мораль и нравственность. Это самый эффективный метод повышения нравственности, но и самый трудный, требующий большой выдержки и большого терпения.
Существуют два метода самосовершенствования, религиозный и не религиозный. Религиозные методы хорошо известны в обществе, как правило, это все ортодоксальные религии. На них мы останавливаться не будем, хотя нужно отметить, что всеобщее падение нравственности сказалось и на них. Мы стали свидетелями скандальных историй со служителями католичества, использующих мальчиков-послушников в своих похотливых целях. Некоторые из религий требуют пристального внимания, так как в них образовались радикальные направления, проповедующие национализм, экстремизм и терроризм.
Не религиозные методы почти не известны в обществе, так как они в течение тысячелетий передавались ограниченному числу или даже единственному последователю. В основном, такие методы стали известны в обществе сравнительно недавно, когда средства связи и информации достигли высокого уровня. В основе таких методов лежит совершенствование нравственности и достижение хорошего здоровья. К ним относятся многие школы цигун, ушу-цигун, йога и другие.
Если все люди осознают, какая опасность грозит человечеству от падения нравственности, и, не дожидаясь, когда государство решит эту проблему, начнут заниматься самосовершенствованием, то общество быстро стабилизируется и изменится. В одной из своих книг Ли Хунчжи пишет: «Мы уже говорили, что если каждый из нас будет совершенствоваться внутренне, … будет искать причины, где допущен промах, чтобы в следующий раз смог всё сделать лучше, и перед тем, как взяться за какое-нибудь дело, в первую очередь подумает об интересах других, тогда человеческое общество улучшится, моральный облик поднимется, духовная культура, состояние общественной безопасности улучшатся, и, может быть, больше не понадобится милиция. Не нужно будет, чтобы одни управляли другими. Каждый способен держать себя в руках. Каждый разыскивает несовершенство в себе. Как хорошо это будет…”.
Государство должно уделить особое внимание самосовершенствованию граждан и в максимально короткие сроки разработать программу поддержки этого способа повышения нравственности.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *