New Valamo Monastery

Посреди зелени лугов и синевы озер региона Южное Саво стоит на территории старинной усадьбы Папинниеми в Хейнявеси один из важнейших центров православной культуры Финляндии – Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, открытый для гостей и паломников круглый год. Здесь вы сможете отдохнуть душой в покое, умиротворении и тишине, столь необходимым современному человеку.

Живописная сельская природа, белые монастырские стены, теплые огни свечей и церковные песнопения на старославянском языке. Тишина монастырской библиотеки, старинные иконы храмов и выставка православного искусства культурного центра. Прогулка в лес за грибами и ягодами, рыбалка на озере Юоярви. Здесь, среди уединения финских лесов, традиции и дух Старого Валаама живут и продолжаются в Валааме Новом.

Экскурс в историю

Ново-Валаамский монастырь был основан в 1940 году, когда монахи расположенного на островах Валаамского архипелага в Карелии старинного монастыря были вынуждены эвакуироваться из зоны боевых действий советско-финской войны вглубь территории Финляндии. В июне 1940 года братия приобрела для строительства Нового Валаама старинную усадьбу XIX века, где монастырь находится и поныне. Выбор места был обусловлен тем, что в главном здании усадьбы была найдена икона святых преподобных Сергия и Германа Валаамских, основателей старого Валаама. Ново-Валаамский монастырь находится в ведении Финляндской православной церкви и является единственным православным мужским монастырем в Финляндии. В соответствии с древними традициями, Новый Валаам обеспечивает сам себя всем необходимым, а распорядок жизни братии строится на принципах православного аскетизма.

Санкт-Петербург – Новый Валаам: путешествие в тишину

Между Санкт-Петербургом и Новым Валаамом трижды в неделю курсирует автобус, доставляющий гостей и паломников прямо к воротам обители. Многие приезжают в монастырь чтобы отдохнуть в тишине и принять участие в богослужебной жизни обители. Других завораживает прекрасная природа Южного Саво, великолепно подходящая для отдыха в кругу семьи или в компании друзей. Кто-то хочет научиться технике иконописи и другим декоративно-прикладным искусствам на курсах расположенного при монастыре Валаамского Народного института. Здесь всегда рады всем гостям, независимо от вероисповедания и жизненных взглядов. Новый Валаам можно посетить с кратким визитом, а можно погостить и подольше: гости монастыря могут разместиться на ночлег в аскетичных комнатах Белого и Красного домов или в номерах монастырской гостиницы. Кафе-ресторан «Трапеза» предлагает как финские, так и славянские и византийские блюда. Монахи Нового Валаама также основали свою винодельню, где производят отличное ягодное церковное вино из красной и черной смородины. Это вино экспортируется и за рубежи Финляндии. В монастыре это вино можно попробовать и приобрести.

Природа к вашим услугам

Будь то прогулка на весельной лодке или байдарке по озеру Юоярви, велосипедный вояж по окрестностям Хейнявеси, пеший поход в лес летом, поход на снегоступах или лыжная прогулка зимой – Новый Валаам предлагает вам помимо умиротворения монастырской жизни еще и услуги лучшего терапевта мира – самой Природы. Попарьтесь в монастырской сауне на берегу озера, отдохните у общего костра теплым летним вечером. Совершите круиз на озерном кораблике по каналам Хейнявеси и посетите расположенный неподалеку православный Свято-Троицкий женский монастырь, эвакуированный в Финляндию во время войны одновременно с Валаамом. Прогуляйтесь пешком теплым летним днем или белой ночью по монастырским лесным тропам. Стресс и заботы улетучатся как дым.

Новый Валаам в Финляндии — миссионерский подвиг русских монахов. Сейчас это действующий православный монастырь и просветительский христианский центр.
205 человек в 1940 году перешли с Валаама на территорию Финляндии — монахи, послушники, и другие работники монастыря. Для многих из них расставание с родным монастырем было трагедией. Не все смогли пережить эвакуацию. Первой остановкой на территории Финляндии стало село Каннокоски, где в пяти народных школах разместили монахов. В больших классах были сколочены нары, на шестьдесят человек в каждом помещении. Монахи были пожилыми людьми и подобные бытовые проблемы стали испытанием. Во время тяжелого пути и остановки в Каннокоски десятая часть братьев умерла. Однако все трудности преодолевали с надеждой, что война кончится и можно будет возвратиться в родную обитель. На территории Финляндии монахи искали место, которое напоминало бы им их родную обитель.
Подходящим для размещения общины выбрали поместье Паппиниеми, расположенное в сельской местности Хяйнавеси. 333 гектара земли. Поместье принадлежало трем братьям и монастырь выкупил у них земли.
Когда осматривали постройки, в одной из комнат неожиданно обнаружили икону преподобных валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Хозяева поместья были лютеране, и никто не мог объяснить, как попала туда православная икона. Это так и осталось загадкой, но решило выбор. Монахи усмотрели в этом событии чудесное указание самих валаамских Святых.
Так в Хяйнавеси обосновалась Валаамская община. Монастырь получил название Новый Валаам. Первоначально он состоял из выходцев с ладожского Валаама. Позднее, в 1943 году, к ним прибавилось шесть иноков из Печенгского монастыря, затем девять монахов Коневецкого монастыря — тех мест, которые отошли к СССР.
Финское население очень гостеприимно отнеслось к переселенцам. Их даже приглашали переехать в Америку и другие страны. Но старцы решили остаться там, куда привел их Господь. Этот уголок Финляндии напоминал им Валаам. Живописное озеро со старыми деревьями на берегу, луга и горы…
Изначально не было у монастыря даже храма. Церковь устроили в старом ветхом сарае. По указанию духовника монастыря иеромонаха Ефрема был сделан иконостас, и начались службы. Иконы и утварь привезли с собой.
Сразу наладили хозяйство, купили 6 лошадей, несколько коров, птичий двор. Жизнь монастыря стала налаживаться. Во главе его стоял игумен Харитон (1872-1947), который стал игуменом еще в 1933 году на Старом Валааме.
Большим испытанием для монастыря стал вопрос о летосчислении и языке Богослужений. Финская православная церковь еще в 1921 году перешла на новую систему летосчисления. Валаам, находившийся в то время на территории Финляндии, также обязали с 1924 года перейти на новый стиль. Часть братии новый стиль не приняла и это раскололо братию. «Обедать сходились вместе, а Богу молились врозь на две группы, по старому стилю и по -новому. Продолжали молиться на два фронта до 1945 года»-писал в воспоминаниях игумен Нестор.
В 1945 году Новый Валаам посетил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Целью его визита в Финляндию было повторное присоединение Финской православной церкви к Московскому патриархату. Митрополит в своей проповеди сказал братии, что все должны ради мира и братской любви перейти на старый стиль и за богослужениями поминать русского патриарха Алексия. Братство снова объединилось и в таком согласии дожило до 1957 года. Эти события вновь подкрепили не угасшую еще надежду монахов на возможность возвращения на Старый Валаам.
Но в 1957 году положение изменилось кардинально. В Финляндию приехал митрополит Коломенский и Крутицкий Николай и сообщил, что Русская церковь возвращает Валаам православной церкви Финляндии. Монахом, которые проявили желание переехать в русские монастыри на территории СССР, пообещали это. Поначалу желающих сделать это набралось двадцать четыре человека. Но в конце концов в Россию отправились семь монахов. Они обосновались в Псково-Печерском монастыре. В Новом Валааме к 1957 году осталось 53 монаха.

К тому времени-игумена Харитона сменил игумен Иероним (1874-1952), избранный из в Валаамских монахов. Он был посвящен в эту должность в 1949 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием в Никольском соборе в Ленинграде. После его кончины, последовавшей через три года, игуменом был избран Нестор — наследник традиций Старого Валаама, в который он вступил еще в 1905 году. Нестор трудился казначеем в монастыре и всю свою монашескую жизнь занимался церковным пением в качестве регента и певца церковного хора. Вместе с братией гонимой обители переселился в Финляндию, был экономом. В 1952 году стал игуменом. Как пишет финский православный автор Тито Колиандер, игумен Нестор был мудрый и широко мыслящий человек.
Монастырь увядал. Количество монахов год от года уменьшалось. Старцы, пришедшие в монастырь еще до революции, стали немощны. Некому было вести сельское хозяйство, были проданы коровы, хор был слаб. Пришлось продать коров. Да и сам Нестор был слаб и болен. Ежедневные службы давались очень тяжело из за больных суставов.
В середине 70-х годов братия, вышедшая с Валаама, сократилась настолько, что несколько лет богослужение вел один-единственный монах — отец Симфариан (1892-1981). Он был назначен игуменом в 1969 году, но не стал действительным главой монастыря. Официальное управление монастырем в те годы осуществлял архиепископ Павел. В 1979 году игумен Симфариан по старости ушел на покой.
Старая братия доживала свои дни. Было неясно, будет ли монастырь иметь пополнение, находясь по преимуществу в лютеранской стране (90% финнов — лютеране), И все же Новый Валаам не умер, в монастырь пришли молодые приверженцы православия из финнов. Это открывает принципиально новую страницу его истории.
Во второй половине 70-х годов началось восстановление Нового Валаама. Строительство осуществлялось на пожертвования и на государственные средства. Прежде всего, был возведен новый храм. Идея строительства новой церкви вдохновила как православных, так и не православных финнов. И 5 июня 1977 года был освящен новый белокаменный храм и назван Спасо-Преображенским. Новый храм был построен финским архитектором русского происхождения Иваном Кудрявцевым. Он выполнен в русском стиле и напоминает церкви Пскова и Новгорода XIV-XV веков.
Гробница Преподобных Сергия и Германа была вывезена во время эвакуации. Эта богато украшенная серебряная рака вместе с главными святынями Валаама бережно сохраняется в православном центре Финляндии — Куопио, где открыт единственный в мире музей православной церкви. В храме монастыря хранится чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая прежде находилась в храме Коневского скита Валаама. Она в богатом киоте в особой части собора. Вторая святыня монастыря — икона Валаамской Божией Матери, также принесена с Валаама.
Надо отметить, что внутренняя жизнь монастыря испытала глубокий перелом в конце 70-х годов. До того времени здесь неукоснительно соблюдался тот образ жизни и система ежедневных богослужений, как это было принято на Старом Валааме. Затем Устав претерпел значительные изменения. Со старославянского перешли на финский язык богослужений, был принят западный календарь. Сама система церковных служб была приспособлена к нуждам и возможностям малочисленной братии. Она сохранила, тем не менее, все основные

черты православной традиции.

В тихом и живописном местечке Хейнявеси неподалеку от города Йоэнсуу расположен Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Единственный мужской монастырь Финляндии находится здесь с 1940-го года.

Для православных жителей страны, которых примерно 1 %, этот монастырь– центр православной веры и культуры Финляндии. Для многочисленных гостей монастыря, среди которых деятели культуры и искусства Финляндии, а также для туристов из России, Японии и многих европейских стран – это место для отдыха, уединения и творчества.

Визиты в монастырь связаны с поиском себя и с возможностью задуматься о главных ценностях жизни.

Отдушина для публичных людей

Валаамский монастырь находится в Хейнявеси, в восточной Финляндии, в той части страны, которую ещё называют «Озерной Финляндией». Вокруг тихая природа, можно прогуляться в лесу, искупаться и попариться в сауне на берегу озера или совершить круиз на кораблике.Фото: Пентти Потконен / Валаамский монастырь

Уже с 60-х годов прошлого века монастырь стал местом паломничества культурной элиты Финляндии. Одними из самых значимых фигур того времени были православный писатель и мыслитель Тито Коллиандер и его супруга – художница Ина Коллиандер. Центральное место в ее работах занимали православные и иконописные мотивы, а в 70-х годах она оформляла мозаикой каменный Преображенский собор.

Сюда же любили приезжать известный режиссер Калле Холмберг и его супруга драматург и сценарист Ритва Холмберг. Знаменитый поэт-бунтарь Пентти Саарикоски завещал похоронить себя на кладбище монастыря, и до сих пор его могила объект поклонения любителей поэзии. Они оставляют на могиле поэта шариковые ручки.

«И сейчас в монастырь приезжает много известных актеров, художников, музыкантов, писателей и общественных деятелей, – рассказывает иеромонах Микаэл из Валаамского монастыря. – На Валааме они наслаждаются тихой и красивой природой, многие посещают и церковь. Здесь у этих людей, которые постоянно окружены вниманием, есть прекрасная возможность побыть в уединении».

Чудотворный путь

В Валаамском монастыре постоянно проживают около 20 монахов, но его ежегодно посещают более 110 тысяч человек. На фото Пасхальное богослужение.
Фото: Пентти Потконен / Валаамский монастырь

«Еще в прошлом году, я пообещала себе, что если окажусь в Финляндии, то непременно приложусь к чудотворной иконе Валаамской Божией Матери. И я ехала именно к ней», – говорит 32-летняя россиянка Вера Гагарина. Православные христиане считают эту икону чудотворной и спешат к ней со всех концов света просить о даровании детей.

Именно эта икона, а также старинная икона Коневской Божией матери, привезенная в 1393 году с Афона, мощи святых, старинный иконостас, многочисленная церковная утварь, тысячи томов библиотеки и даже колокола были вывезены вглубь Финляндии в 1940 году из Валаамского монастыря на Ладоге.

В эвакуацию по замершему Ладожскому озеру отправились около 200 монахов. В Хейнявеси братство выкупило усадьбу XIX века «Папинниеми». Выбор места был обусловлен обнаружением в главном здании усадьбы небольшой иконы святых Сергия и Германа Валаамских. Новый монастырь получил название «Ново-Валаамский», или Новый Валаам.

В данный момент в монастыре постоянно проживают около 20 монахов. Но они никогда не остаются в одиночестве. Ежегодно обитель посещают более 110 тысяч человек.

Культура и отдых на природе

«Я пообещала себе, что если окажусь в Финляндии, то непременно приложусь к чудотворной иконе Валаамской Божией Матери. И я ехала именно к ней», – говорит россиянка Вера Гагарина.Фото из личного архива

«Валаам – это место, где можно найти Бога и самих себя, – рассуждает диакон Владимир Сократилин – русскоязычный пресс-секретарь Финляндской православной церкви. – Монастырь создает для этого идеальные условия: можно поучаствовать в регулярных богослужениях, а организованный быт и питание в трапезной освобождают время для поисков ответов на вопросы о главном».

В обители работает культурный центр, объединивший монастырскую библиотеку и архив, конференц-зал, выставки, а также центр по реставрации икон и произведений живописи. Валаамский Народный университет предлагает различные курсы по иконописи, живописи и духовному пению.

Зимой здесь катаются на традиционных финских санках с длинными полозьями. В весенне-летние дни парятся в дровяной бане на берегу озера, совершают круизы по озеру Юоярви или гуляют по ухоженной лесной тропе. Осень – наилучшее время для вдохновения и творчества.

«Природа на Валааме – одно из самых больших впечатлений от поездки, – делится Вера Гагарина. – Я побывала там в самый разгар зимы, и чистейший снег был везде: под ногами, на ветвях деревьях, постройках и на моих ресницах. Ощущение полного уединения царило во всем. Именно этого мне не хватало в многолюдной и шумной Москве. Душевное спокойствие – это то, что я обрела на Валааме».

Текст: Анна Лиукко, апрель 2019 г.

ЧАСЫ РАБОТЫ

АВГУСТ 2020

o Кафе-ресторан Трапеза ежедневно с 7:30 до 21
o Ресепшен ежедневно с 9 до 20
o Винная лавка и сувенирный магазин Туохус ежедневно с 9 до 20
o Главный храм пн-сб с 10 до 17, вс и праздники с 12 до 17
o Старая церковь пн-сб с 10 до 17, вс и праздники с 12 до 17
o Музей и выставка ежедневно пн-сб с 10 до 17, вс и праздники с 12 до 17
o Отдел бронирования пн-пт с 9 до 16

В расписании возможны изменения

ОТДЕЛ ПРОДАЖ НА СВЯЗИ ПО БУДНЯМ С 9 ДО 16 ПО ТЕЛЕФОНУ +358 17 5701810 ИЛИ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ myyntipalvelu (a) valamo.fi

Братия Валаамского мужского монастыря живет духовной общежительной жизнью, которая основывается на традиции аскетизма православной церкви. Согласно древней традиции монастырь должен кормить сам себя. Ныне главным промыслом Валаама является туризм: в монастырь ежегодно приезжает более 100.000 гостей, и все получаемые от туризма доходы используются непосредственно на содержание и развитие монастыря. Приехать на один день или с ночлегом возможно круглый год.

Монастырь является домом для там подвизающейся братии. Для своих гостей Валаам предлагает впечатления от окружающей местности, которой не найти равной в других местах. Многие приезжают в монастырь для успокоения и участия в ежедневной богослужебной жизни. По меньшей мере столько же людей приезжает в монастырь расслабиться гуляя на природе, проводя время среди своей семьи и друзей или учясь новым навыкам на курсах Валаамского народного училища. Монастырь так же является популярным местом проведения праздников, съездов и семинаров.

Валаам зовет в гости Добро пожаловать!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *