При составлении хронологических таблиц одной из важнейших проблем является согласование различных систем летосчисления. Во многих системах летосчисления счёт вёлся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра — н.э.) принята в настоящее время в большинстве стран .

Вплоть до новейшей истории существовали и две системы летосчисления: на базе григорианского календаря, и на основе действовавшего параллельно юлианского.

В настоящее время, в России, летосчисление ведется по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н.э.

В России григорианский календарь (новый стиль) введен с 14 февраля 1918.
Различие между старым и новым стилями составляет:
в XVIII в. — 11 суток, в XIX в. — 12 суток и в XX в. — 13 суток.

При составлении хронологических таблиц по периодам до 1918 года часто приводится две различные даты.

В каких же случаях следует употреблять юлианский календарь, когда даты юлианского календаря переводятся на григорианский и в каких случаях указывается двойная дата?

В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918, датируются по юлианскому календарю (старый стиль), с 1 февраля 1918 — по григорианскому (новый стиль).

Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в скобках. До 1 февраля 1918 года в скобках помещается дата по старому стилю, после 1 февраля 1918 года — дата по новому стилю.

Пример: 10 декабря (28 ноября) 2007 года — 130-я годовщина решающего сражения под Плевной в 1877 году.

Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать старый и новый стили. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь (н. ст.) был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря (с. ст.), в скобках указывается дата григорианского календаря.

При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря (н. ст.). В скобках ставится дата юлианского календаря, так как в Белой Гвардии продолжали употреблять юлианский календарь (с. ст.).

Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты.

Григорианский календарь, принятый в большинстве стран мира, был введен в употребление не сразу:

1582 — Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарангия, Голландия, Люксембург;
1583 — Австрия (часть), Бавария, Тироль;
1584 — Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия;
1587 — Венгрия;
1610 — Пруссия;
1700 — Протестантские немецкие государства, Дания;
1752 — Великобритания;
1753 — Швеция, Финляндия;
1873 — Япония;
1911 — Китай;
1916 — Болгария;
1918 — Советская Россия;
1919 — Сербия, Румяния;
1927 — Турция;
1928 — Египет;
1929 — Греция.

Увеличение разницы между юлианским (с. ст.) и григорианским календарями (н. ст.).

В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин. 14 с. длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 с. превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нём меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счётом тропических лет.

При переводе дат с юлианского календаря (с. ст.) на григорианский (н. ст.) следует помнить, что разница между ними — число непостоянное. В 1582, когда была проведена реформа, отставание юлианского календаря от григорианского составляло 10 суток. В дальнейшем через каждые 400 лет разница увеличивалась на трое суток. В результате в XX в. разница достигла 13 суток.

Увеличение разницы осуществляется за счёт лет, которыми оканчиваются столетия. По юлианскому календарю годы 1600, 1700, 1800, 1900, 2000 и т.д. считаются високосными, а по григорианскому високосными считаются лишь те из них, у которых первые две цифры делятся на 4. Следовательно, 1600-й год по юлианскому и григорианскому календарю был високосным, поэтому в XVII в. разница оставалась равной 10 суткам. 1700-й год по юлианскому календарю — високосный год, по григорианскому — простой. Вследствие этого разница увеличилась на 1 сутки и составила в XVIII в. 11 суток. 1800-й год также по юлианскому календарю високосный, а по григорианскому — простой. Разница снова увеличилась на 1 сутки и составила уже 12 суток. Далее, 1900-й год по юлианскому календарю — високосный, а по григорианскому — простой. Разница опять увеличилась на 1 сутки и в XX в. составила уже 13 суток.

В некоторых случаях при переводе дат следует учитывать, с какого момента 10 суток увеличивается до 11, 11 суток до 12 и 12 суток до 13-ти.

Увеличение разницы между юлианским (с. ст.) и григорианским (н. ст.) календарями происходит за счёт добавочного дня в юлианском календаре в годах, которыми кончаются столетия, т.е. за счёт 29 февраля 1700, 1800, 1900 гг. По юлианскому календарю февраль этих лет имеет 29 дней, а по григорианскому — 28 дней. Следовательно, с 1 марта 1700 разница между юлианским и григорианским календарями будет 11 дней, с 1 марта 1800 — 12 дней, с 1 марта 1900 — 13 дней. Разница до 14 дней увеличится с 1 марта 2100, так как 2000 будет високосным по юлианскому и григорианскому календарю и разница с 1 марта 2000 года не увеличится, оставшись в 13 дней.

У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 нашей эры (от даты переселения Мухаммеда — основателя ислама — в Медину).

В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минут 2,9 секунд. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т.н. Метонов цикл).

Светлана Большакова
Старинный календарь в Этнографическом музее. Фоторепортаж

Эту тему я решила оставить на «потом», так как хотела найти хоть какую-нибудь информацию о старинном русском календаре в Этнографическом Музее. Вчера поискала в интернете и сегодня, но так и ничего не нашла. Но обещаю себе и вам, конечно, что побываю еще не раз в музее и узнаю историю создания этого календаря. Недавно в комментарии к моему посту Люба Осинина упомянула об этом календаре, вот я и поставила себе цель найти и познакомиться с ним. Когда мы с девочками нашли календарь, то я вспомнила, что видела его очень давно, лет 25 назад, но тогда посмотрела и прошла.

Очень хотелось бы узнать об умельце, сделавшем это ЧУДО, о художнике, расписавшем календарь. А вдруг на МААМе есть люди, которые хоть что-то знают об этом.

На квадрате изображены сценки из жизни народа по месяцам. Я зафотографировала их, но снова извиняюсь за нечеткость некоторых снимков, которые я не могу не опубликовать.

В центре квадрата подвижный круг, в середине которого самые главные христианские праздники. В самом центре главный праздник Пасха, светлое Христово воскресение

Праздники Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Христово, Святая Троица, Пятидесятница

Далее календарь разделен на секторы по месяцам, в каждом секторе расписаны все праздники, приходящиеся на этот месяц.

К каждому месяцу написана своя примета

Март и снегом сеет и солнцем греет

Апрель ветром дует, небо синит, тепло сулит

Май весну кончает, лето начинает

Пришел июнь разноцвет, отбою от работы нет

Июль краса цвета, серёдка лета

В августе солнце греет, да вода холодеет

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает

Октябрь — грязник, ни колеса, ни полоза не любит

Ноябрь — ворота зимы

Декабрь год кончает, зиму начинает

Месяц январь — зимы государь

У февраля два друга — метель да вьюга

Мы покрутили круг у календаря

Хотела показать вам еще несколько фотографий с концерта детской фольклорной группы «Жаворонок». Они так задорно пели народные песни и плясали, что я тоже была в полном восторге от этих ребят, их костюмов

И несколько фото из экспозиции музея

А это я в самошитом повойнике

Разные способы летоисчисления календаря. Новый стиль исчисления времени был введен Советом Народных Комиссаров — правительством Советской России 24 января 1918 года «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Декрет был призван способствовать «установлению в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Ведь с 1582 года, когда во всей Европе юлианский календарь в соответствии с рекомендациями астрономов был заменен на григорианский, российский календарь оказался отличен от календарей цивилизованных государств на 13 дней.

Дело в том, что новый европейский календарь появился на свет стараниями Папы римского, но русскому православному духовенству католический Папа был не авторитет и не указ, и оно отвергло нововведение. Вот и жили более 300 лет: в Европе Новый год,в России ещё 19 декабря.

Новый стиль календаря начал в России свой отсчет с 1 февраля 1918 года.

Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля (в скобках заметим, что по многолетним наблюдениям русский православный календарь, то есть «Старый стиль», более соответствует климату европейской части Российской Федерации. Например, 1 марта, когда по старому стилю ещё глубокий февраль, весной и не пахнет, а относительное потепление начинается с середины марта или первых его чисел по старому стилю).

Новый стиль понравился не всем

Впрочем, не только Россия упиралась в установлении католического счета дней, в Греции «Новый стиль» был легализирован в 1924 году, Турции — 1926, Египте — 1928-м. При этом что-то не слышно, чтобы греки или египтяне праздновали, как в России, два праздника: Новый год и Старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю.

Интересно, что введение Григорианского календаря без восторга приняли и в тех европейских странах, где ведущей религией было протестантство. Так в Англии на новый счет времени перешли только в 1752 году, в Швеции — спустя год, в 1753.

Был введен Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Начинался 1 января. Год имел 365 дней. Номер года, делившийся на 4 был признан високосным. К нему добавлялся один день — 29 февраля. Разница между календарем Юлия Цезаря и календарем папы Григория в том, что у первого каждый четвертый год без исключения високосный, а у второго високосные только те года, что делятся на четыре, но не кратные ста. В итоге разница между юлианским и григорианским календарями постепенно возрастает и, например, в 2101 году Православное рождество будет праздноваться не 7, а 8 января.

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Средневековый астрономический манускрипт Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

Среди редких изданий XIX века можно выделить конволют из пяти комедий князя Александра Шаховского, происходящий из собрания В.В. Розанова: «Урок кокеткам, или Липецкие воды», «Пустодомы», «Своя семья, или Замужняя невеста», «Ломоносов, или Рекрут стихотворец» и «Какаду, или Следствие урока кокеткам». Впервые на аукционных торгах в России будет представлен полный комплект книги «Любимец духов, истинное происшествие во время португальской революции, заимствованное из записок Железной Маски» (1820). Один из топ-лотов торгов это первое издание «Истории Малой России, со времен присоединения оной к Российскому государству при царе Алексее Михайловиче…» Д.Н. Бантыш-Каменского (1822). Интересен провенанс первого издания поэмы «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина (1824) — экземпляр происходит из собрания племянника казненного декабриста Михаила Бестужева Константина Бестужева-Рюмина.

Безусловно редки дезидераты многих частных российских собраний, такие, например, как полный комплект «Описания киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» А. Левшина (1832), «Архимеда две книги о шаре и цилиндре» (1823), единственный отдельно изданный труд Лобачевского по алгебре «Алгебра, или Вычисление конечных» (1834), «Собрание девяноста восьми гравированных на стали видов для панорамы Санктпетербурга» А. Башуцкого (1834), «Тетрадь любви. Сочинение необходимое для всякого желающего иметь успех между прекрасным полом…» с большим стихотворным автографом Н. Полевого и рукописными ремарками П. Пекарского, экземпляр «Ежегодник императорских театров», принадлежавший Наследнику Цесаревичу Георгию Александровичу (1898), гостевая книга Его Императорского Высочества Светлейшего князя Георгия Романовского, герцога Лейхтенбергского, содержащая около тысячи автографов дипломатов, артистов и политических деятелей, представителей известных российских и европейских фамилий и многие другие.

Из книг первой трети XX века, обращающих на себя внимание, можно отметить поэтический сборник латышского авангардиста А. Цеплиса «Наивный с ручной гранатой» с развернутым стихотворным автографом, а также исследование профессора Герлинга «Мужчина, за которого не следует выходить замуж».

Интересна подборка редких книг и рукописей второй половины XX века. Среди них машинописная копия «Поэмы без героя» А. Ахматовой, подаренная Михаилу Зенкевичу, а также рукописи переводов великой поэтессы. На торгах представлены несколько рукописей Юрия Анненкова, среди которых черновая рукопись его статьи «Марк Шагал».

Чрезвычайно интересны несколько автографов Иосифа Бродского, среди которых развернутый автограф на машинописи перевода стихотворения Джон Дона «Шторм»: «Его Превосходительству контр-адмиралу Михаилу Глинке with all my admiration His servant Joseph», а также личный экземпляр поэта — одна из редчайших книг Иосифа Бродского, изданная тиражом 60 экземпляров, — «В Англии». Под росписью тиража автограф: «Обратите внимание на выходные данные И.Б.» и пунктир, тянущийся от цифры «37» до слов «… выпущено в свет 24 мая 1977 года», то есть в день рождения Бродского, которому исполнялось в тот год 37 лет — эта цифра стала номером экземпляра, поднесенного ему издателями.

Уникальна серия автографов Александра Солженицына, среди которых можно, в первую очередь, выделить рабочие материалы над книгой писателя «Август четырнадцатого». Здесь «Анкета первочитателя», направленная автором историку В. Глинке, и его ответ на нее. Солженицын высоко оценил эту анкету. В этом же лоте представлено его письмо, где он пишет: «Разрешите поблагодарить Вас за отзыв о моем «Августе»! По ценности замечаний Ваш отзыв превосходит все, что я слышал от кого-либо от сорока «первочитателей»…».

Обращает на себя внимания и серия автографов, в том числе и с собственноручными рисунками, писателя Сергея Довлатова. Так, на своей книге «Заповедник» он оставил следующую запись: «Великодержавному шовинисту В.Е. Максимову от безродного космополита Довлатова — с уважением и в память о любимых местах. С.Д.».

Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 12 по 23 января 2018 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 24 января в 19:00 там же (в офисе Аукционного дома «Литфонд» по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *