Храм был основан помыслами благоверного князя Даниила, сына великого Александра Невского, который посвятил его имени Спасителя. Это было первое иноческое пристанище в Москве, начавшее свою жизнь в XIII веке. Первое время он находился на месте современного Даниловского храма, а через несколько десятилетий был перенесён. Сын князя Даниила, святой Иоанн Калита, который получил корону правителя в 1328 году, захотел иметь возле собственного особняка иноческий храм, после чего Новоспасский монастырь перенесли на Кремлевский Боровицкий холм, возле Преображенской церкви.

Всю жизнь князь Иоанн и его семейство чинно молились в Ставропигиальном монастыре. Также сюда приезжали российские епископы, останавливающиеся в Москве по делам епархий. Начиная с 1491 года, Иоанном Третьим была заложена соборная церковь, которая была символом Преображения Господня. Через пять лет, в 1496 году её освятили по всем религиозным правилам.

В период с 1640 до 1642 года усилиями и финансами Михаила Федоровича было воздвигнуто жилое каменное здание и собор в честь Святой Богоматери. Тогда же построили большую шатровую колокольню с монастырём имени святейшего Саввы Освященного. А в последние несколько лет своего правления Михаил Федорович занимался строительством нынешней Преображенской церкви и Покровского собора.

Сложные времена пережила Новоспасская церковь во время нашествия войск Наполеона. В первые дни атаки на город святыню разрушил неприятель, а после и неожиданно вспыхнувший пожар. Как сообщают историки, французы копали ямы возле монастыря, чтобы заложить туда взрывчатку и уничтожить Ставропигиальный собор. К счастью, они не успели это сделать, и через некоторое время, с уходом вражеских войск, её отреставрировали и повторно освятили.

1913 год ознаменовался великим юбилеем. Тогда отмечалось 300-летие особняка Романовых, и в честь праздника монастыря посетил Император Николай Второй. Весной, 26 мая правитель, растрогавшийся воодушевляющим и искренним пением народного хора церкви, пожелав им удачи и мирного неба над головой.

Икона Всецарица

Не суждено было долго пожить мирно – в конце осени 1918 года Ставропигиальный храм закрыли, соорудив в его резиденции концентрационный лагерь строгого режима. Ранее святое место стало символом тюремного заключения и множества смертей.

В 1990 году, в день празднования Введения Богородицы, Новоспасскую церковь вернули Московской Патриархии. После этого, каждый желающий может зайти в святыню, чтобы помолиться.

В храме находится Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица».

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве.

Крестьянская площадь, 10

Новоспасский монастырь является крепостью на подступах к столице, оборонительным пунктом, который отражал многочисленные нападения врагов на город. Это один из первых монастырей Москвы, основанный в XIII веках московским князем Даниилом Александровичем Московским.

Первоначально он находился в Замоскворечье, рядом с Даниловым монастырем. При Иване I Калите монастырь перенесли на территорию Московского Кремля, а в 1490 году князь Иван III велел построить Спасскую мужскую обитель на высоком берегу Москва-реки на Крутицком холме. С тех пор монастырь называется Новоспасским.
Все время обитель находилась под великокняжеским покровительством. Во второй половине XVII века на монастыря была устроена родовая усыпальница Романовых.
Когда Михаил Федорович взошел на трон, монастырь стал «царским богомольем»: в большие праздники из Кремля сюда направлялся многолюдный крестных ход.
Усыпальница Романовых находится в подземном склепе под Спассо-Преображенским собором. Последним из рода Романовых, похороненных в усыпальнице, был князь Сергей Александрович, убитый в 1905 году, сначала он был похоронен в Чудовом монастыре, а в 1995 году его останки перенесли в Новоспасскую обитель.
В 1999 году здесь был установлен Покаянный крест – копия креста, созданная по проекту художника В.М. Васнецова, стоявшего до 1918 года в Кремле на месте гибели князя.

Также в Новоспасский монастырь (в подклет Спасо-Преображенского собора) были перенесены остатки монахини Досифеи – внебрачной дочери Елизаветы Петровны и графа К.Г.

Новоспасский монастырь в Москве на Пролетарке

Разумовского, после ее смерти в Ивановском монастыре.
В 1591 году Новоспасский монастырь участвовал в отражении набега крымского хана Казы-Гирея, в 1682 году в обители содержали мятежников после стрелецкого бунта.
В 1737 и 1747 году монастырь горел. В Смутное время его разграбили поляки, позже французы.
В XVII веке благодаря царствующей семье Романовых монастырь активно перестраивался.
Под руководством известного мастера Федора Коня вокруг монастыря возвели стены с шестью мощными башнями.

В 1647 году зодчий Я. Бухвостов построил новый Спасо-Преображенский собор, по образу Кремлевского Успенского собора.

Тогда же были построены братские корпуса, Никольский храм с больничными кельями. В подвальном этаже под Никольской церковью находился каменный мешок, куда сажали присылаемых в монастырь преступников.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1675 году, он примыкает к Преображенскому собору и имеет общую с паперть.

В XVIII веке была возведена 70-и метровая колокольня, украшенная богатым декором.

В 1791-1795 годах была возведена церковь в честь Знамения Богоматери, которая стала усыпальницей графского рода Шереметьевых.

Французы сделали из храма конюшню, а в советские годы здесь располагался тюремный барак.
В 1918 году обитель была упразднена, на ее территории был организован концлагерь для политических и уголовных преступников. В сталинские годы НКВД совершало здесь смертные казни, на участке между стенами монастыря и берегом Москвы-реки закапывали расстрелянных «врагов народа».
В советские годы был уничтожен монастырский некрополь.
В 1968 году ансамбль Новоспасского монастыря был признан памятником архитектуры, началась его реставрация, а в 1991 году монастырь был возвращен Церкви.

Сегодня в обители действует три храма: Спасо-Преображенский собор, храм преподобного Романа Сладкопевца и Покровский храм.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Образ Богородицы, восседающей на троне с Младенцем на левой руке в окружении архангелов, в иконографии известен очень давно. В Вифинии существовал основанный в VIII в. монастырь Богородицы "Всецарицы" (Пантовасилиссы), где пребывала такая икона (Триглийская). На стенах церкви монастыря до настоящего времени сохранились фрагменты фресок данного образа.

Известна икона Богородицы "Всецарицы" (Пантанассы) подаренная супругой святого Молдавского господаря Стефана Великого царевной Марией Палеологиной (Мангупской) монастырю Григориат на Святой Горе Афон. Образ этот оказался в Григориате в XV веке и потому именуется Григориатским,  в дальнейшем он оставался невредимым при всех случавшихся там пожарах, даже тогда, когда все остальное сгорало дотла.

Симонопетрская икона Богородицы "Всецарица" (Пантократорисса), написанная в 1530-х годах, была подарена митрополитом Никейским Афанасием Симонопетрскому монастырю на Святой Горе Афон. Христос на иконе не благословляет, как это обычно принято на богородичных иконах.

Икона изображает Пресвятую Богородицу со Своим Божественным Сыном, восседающую на престоле, с двумя ангелами за Ней.

Ватопедская чудотворная икона "Всецарица" («Пантанасса») находится в Греции на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре, в соборном храме обители, слева от царских врат. Образ написан в XVII веке и изображает Пресвятую Богородицу со Своим Божественным Сыном, восседающую на престоле, с двумя ангелами за Ней.


Икона "Всецарица" в Ватопедском монастыре на Афоне

Икона была принесена сюда в XX веке старцем Иосифом из Нового Скита. Первая запись о чудесах, происходящих от иконы, была сделана по свидетельству самого старца Иосифа.

Однажды юноша с Кипра зашел в храм. Когда он подошёл к иконе, вдруг лицо Богородицы на образе засияло, и какая-то невидимая сила отбросила молодого человека на землю. Оправившись, он в страхе и трепете, со слезами покаялся старцам в том, что вел греховную жизнь в безверии, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Так Пресвятая Богородица отвратила юношу от нечестия и наставила его на путь покаяния. После этого он стал православным христианином и остался на Афоне.

В наше время по молитвам перед чудотворным образом «Всецарицы» многие стали получать исцеление от такой страшной болезни, как рак. К началу 21 века были собраны тысячи свидетельств со всего мира об исцелении от рака заступлением Богоматери после молитв перед этим Её образом.

Многие чудеса происходят от образа Богоматери «Всецарица» и в России.

Осенью 1991 года маленькая девочка, лежавшая в детском отделении Онкологического центра в Москве, заметила, что от бумажной иконки «Всецарицы», висевшей на стене больничной палаты, исходит свет. Взрослые сначала с неверием отнеслись к детскому рассказу. Однако вскоре свечение от иконки увидели и другие дети, а казавшийся неизлечимым недуг девочки начал отступать. Тогда родители маленьких пациентов Онкологического центра устроили там часовню в честь иконы Богоматери «Всецарица».

В скором времени чудеса, происходившие по молитвам перед иконой «Всецарица» в России, умножились, и по прошению патриарха Московского Алексия II с Ватопеда в Россию было прислано два списка, сделанных с древней чудотворной иконы. 


Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» в Новоспасском монастыре

Один из них находится в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением. 


Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» в храме Всех Святых в Красном селе

Другой список находится в храме Всех Святых в Красном Селе. Каждое воскресенье в храме в 16.30 (а в случае, если на понедельник приходится великий праздник – в 15.00) совершаются молебны с чтением акафиста Богородице и освящением масла для помазания всех страждущих, и не только от онкологических заболеваний.


Икона Божией Матери "Всецарица” в Серпуховском Владычнем женском монастыре

В 1997 году икона Божией Матери "Всецарица”, ставшая впоследствии чудотворной, была пожертвована в Серпуховской Владычний женский монастырь. С 28 апреля 2000 года она стала периодически мироточить. Эта икона мироточила более 30 раз. Засвидетельствовано 2 случая исцеления от рака. Многие христиане свидетельствуют об исцелениях своих болезней по молитвам перед иконой «Всецарица». С 2004 года в обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.

Чудеса от иконы «Всецарица»

Летописи исцелений по молитвам перед иконой постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей. Здесь есть рассказы и о стариках, и о младенцах, от лица женщин и мужчин, об излечении на поздних стадиях заболевания раком и о снятии подозрений на него, о выздоровлении от смертельных болезней и от тех, что приносят много мучений, но не являются смертельными и о многом-многом другом. Благодарные люди не только оставляют в книге свои истории, но и несут всевозможные дары святыне.

Так, например, в 2002 году один человек перенес гипертонический криз. После выписки по совету родственников он отправился на томографию головного мозга. Обследование показало, что после частых скачков давления в мозге образовалась опухоль. Решение было одно — хирургическое вмешательство. Перед тем как лечь на операцию, этот человек поехал в монастырь за благословением, и там его супруга заказала молебен иконе «Всецарица» с водосвятием в храме Всех Святых в Красном Селе. Находясь в больнице, он постоянно молился Всецарице о выздоровлении и постоянно пил святую воду, которую взял после молебна. В больнице сделали еще одно контрольное обследование, на котором подтвердилось исцеление от тяжкого недуга.

В апреле 2002 года я перенес гипертонический криз и лечился в больнице г. Серпухова. После выписки из больницы, когда мне понизили давление до умеренных значений, я по настоянию родственников провел магнитную томографию сосудов мозга. Томография показала наличие в мозге объемного образования как следствие продолжительного действия высокого кровяного давления. Мне было рекомендовано лечь на обследование в Подольскую городскую больницу в нейрохирургическое отделение. В Подольске мне провели вторую томограмму мозга и объявили о предстоящей операции на мозге. Перед поездкой в Подольск я взял благословение у священника вашего монастыря на дальнейшее обследование и на операцию, исповедался и причастился. Моя супруга заказала в вашем монастыре молебен иконе «Всецарица» с водосвятием. Я, находясь в Подольской больнице, непрестанно молился Всецарице о даровании мне выздоровления и пил святую воду, взятую в монастыре после молебна. Мои родственники также молились Всецарице о моем выздоровлении и Спасителю молитвою по соглашению о неподтверждении диагноза онкологического образования в мозге.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Незадолго до операции из отпуска вернулся врач, который был назначен моим лечащим врачом. Он предложил провести еще одно дополнительное контрольное обследование в Подольском военном госпитале. Результаты обследования показали отсутствие необходимости хирургического вмешательства, но указали на возможность обычного терапевтического лечения сосудов головного мозга с помощью лекарств. Я был на следующий день выписан из Подольской больницы и в настоящее время прохожу курс лечения в районной поликлинике по месту жительства. Р.Б. Владимир. Серпухов.

Слава Богу за все! По милости Божией, посетив монастырь в апреле месяце 2003 года, я приобрела маслице от иконы Божией матери «Всецарица». Примерно через месяц у меня воспалился левый глаз, появилась краснота, в левой части головы были сильные боли. Лечила лекарством, прикладывала святыньки, пила водичку, однако улучшения не было, прошло несколько дней. Потом я вспомнила про маслице от иконы Божией Матери «Всецарица» (была уже ночь), я помазала им глаз в нескольких местах крестообразно, попросила помощи у Пресвятой Богородицы и прилегла. Улучшение наступило через полчаса, потом я уснула. После лекарствами я уже не пользовалась, помазывала только маслицем. По молитвам и по предстательству Пресвятой Богородицы Господь исцелил мне глаз. О чем я свидетельствую со страхом Божиим. Раба Божия Елена. 6.06.2003.

Празднование иконы совершается 31 августа (18 августа по старому стилю).

Тропарь, глас 4

Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице;  избави от обстояний к Тебе прибегающих; от всякия напасти огради стадо Твое,  к заступлению Твоему взывающее присно.

Молитвы к Пресвятой Богородице

Молитва первая

О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютые скорби превознемогают, тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушных утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца, Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Достопримечательности Москвы > Новоспасский монастырь
Колокольня
Новоспасского монастыря

Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского
Крестьянская площадь, 10, метро «Пролетарская», «Крестьянская Застава»
Первая колокольня монастыря была сооружена в начале XVII века
на средства Патриарха Филарета Никитича справа от Спасо-Преображенского
собора близ церкви Знамения.
Это была шатровая колокольня, на ней были устроены «часы боевые,
колокол боевой, да два колокола перечастных».
В колокольне Патриарх устроил храм во имя преподобного Саввы Освященного,
поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года,
будущий Патриарх Филарет был освобождён из польского плена.
Наличие часов сближает старую колокольню с современной, которая
была заложена в царствование императрицы Елизаветы Петровны
на восточной стороне ограды.
Колокольня была построена в 1759-1785 году.
Автором проекта колокольни стал зодчий Иван Жеребцов, наиболее
известный из учеников архитектора Евлашева.
После смерти он был погребён в первом ярусе колокольни.
В конце 50-х годов XVIII века были построены первый и второй этажи
колокольни, затем её постройка была приостановлена из-за нехватки
средств вследствие проведённой императрицей Екатериной II
секуляризации церковного имущества.
Лишь через 20 лет при поддержке императрицы Екатерины II постройка
колокольни была возобновлена.
Тогда же были надстроены 3 и 4 ярусы.
Её глава была позолочена на средства московского купца Васильева.
Вся постройка обошлась в 80 000 рублей — сумму, по тем временам
внушительную.
Высота колокольни до главы 80,41 метра.
По высоте она немного уступает колокольне Ивана Великого в Кремле,
высота которой 81 метр.
Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами.
Во втором ярусе колокольни находится храм во имя святого преподобного
Сергия Радонежского.
Этот храм устроен в 1787 году на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной.
В 1812 году в храме выгорело всё, что было деревянного.
Каменные своды храма обрушились вследствие падения на них большого
колокола весом 1100 пудов и полуелейного колокола в 425 пудов.
В 1816 году своды храма были заделаны, оштукатурены и на частные
пожертвования установлен новый иконостас.
Все иконы, находящиеся в иконостасе, принадлежат кисти итальянских
мастеров.
Из храма Преподобного Сергия можно попасть на террасу, которая
устроена на втором ярусе колокольни.
В четвёртом ярусе расположены колокола.
На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса.
В основании колокольни расположены главные ворота монастыря.
Но сейчас прохода в монастырь через ворота колокольни нет, в обитель
проходят через пролом в стене справа от колокольни.

Что ещё посмотреть в Новоспасском монастыре
Новоспасский монастырь >>>
Спасо-Преображенский собор Новоспасского монастыря >>>
Усыпальница бояр Романовых >>>
Храм Покрова Божией Матери Новоспасского монастыря >>>
Храм Божией Матери «Знамение» с усыпальницей Шереметевых >>>
Памятник Андрею Рублёву в Новоспасском монастыре >>>
Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову >>>
Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой) >>>
Другие достопримечательности Москвы >>>

Подробности Категория: Новости монастыря

По благословению наместника монастыря епископа Саввы, панихиду по приноспоминаемому духовнику обители совершил благочинный монастыря иеромонах Иаков. Песнопения чинопоследования панихиды исполнил хор Новоспасского монастыря под управлением С. Попова.

Отец Гурий почил о Господе 20 августа 2010 года, на следующий день после престольного праздника монастыря, в котором он провел последние 16 лет своей жизни. В этот же день в лике святых были прославлены Глинские старцы, приемником которых был монастырский духовник.

Схиархимандрита Гурия по праву можно считать последним Глинским старцем. Традиции и опыт подвижнической жизни насельников Глинской пустыни батюшка привнес и в Новоспасскую обитель.

Сегодня исполняется 6 лет со дня его кончины, но жива память о нём в сердцах братии и прихожан монастыря, ведь для каждого из них у батюшки всегда находилось простое, но утешительное слово. В его жертвенном служении ближним было высшее проявление любви.

Могила отца Гурия находится у входа в Спасо-Преображенский собор. В продолжение дня братия приходят помолиться об упокоении своего собрата, а прихожане, среди которых немало духовных чад приноспоминаемого батюшки, – помянуть своего духовного отца.

Все фотографии смотрите в альбоме по ссылке.

ВОСПОМИНАНИЯ О СХИАРХИМАНДРИТЕ ГУРИИ ЕГО ДУХОВНОГО ЧАДА ЛАРИСЫ

Мой рассказ не содержит точных дат и строгой последовательности, потому что еще при жизни Батюшка никогда не благословлял писать о нем, и поэтому мы и не старались запомнить точные даты тех событий, о которых я сегодня буду рассказывать.

Батюшка родился 9 июля 1929 года в г. Воронеж Шосткинского района Сумской области. У него была верующая мама, которая его очень любила. Ее звали Анна. Батюшке было 12 лет, а младшему брату 6, когда началась война. Во время бомбежек мама ставила обоих сыновей на колени перед иконами и говорила, что, если Бог захочет, Он спасет их. Батюшка рассказывал: дом раскачивался, казалось, что вот-вот рухнет, а они молились. В 1942 году умерла мама Батюшки, и они с братом остались вдвоем. К ним приходила их двоюродная 16-летняя сестра Наташа, пока немцы не угнали ее в Германию. Когда в доме не стало продуктов, Батюшка (ему было тогда лет 13) пошел к немецкому военному коменданту. Он рассказал, а переводчик перевел, что у них с братом умерла мама, они остались одни и им нечего есть. Комендант распорядился послать им полвоза муки и других продуктов. Во время войны Батюшка трудился наравне со взрослыми. После войны он учился на машиниста, потом работал на шахте.

Однажды от какой-то женщины Батюшка услышал о монастырях, куда приходят благочестивые люди, чтобы служить Богу, и стал молиться Матери Божией. Он жил тогда в общежитии и рассказывал: «Ребята, соседи по комнате, уйдут гулять, а я закрою дверь на крючок, стану на колени и прошу Матерь Божию, чтобы Она приняла меня в свое стадо». Кто-то рассказал Батюшке о Глинской пустыне. Ему было 18 лет, когда он пришел туда. Переночевал и наутро собрался уходить. Батюшка рассказывал: «Вышел на улицу, смотрю по сторонам… красиво… вдруг вижу: идет быстро старчик (это был о. Андроник), за ним несколько монахов в рабочей одежде». «Кто такой?» — спросил о. Андроник Батюшку. Когда узнал, что тот собирается уходить, запротестовал: Царица Небесная обидится, если он уйдет не причастившись. И позвал с собой, монахи шли работать в лес. По дороге подробно расспрашивал Батюшку о его жизни. Так Батюшка остался в обители. Он всегда говорил о Глинской пустыне как о райском месте, о любви братской, о ревности к службе Божией; рассказывал, что они с о. Андроником, как ни старались первыми к богослужению прийти, кто-нибудь их опережал. Считалось, что первому пришедшему в храм полагался венец от Бога.

Старцы были простые на вид, но непростой жизни. Батюшка рассказывал: «На кухне стоял куб с горячей водой, которую всегда можно было взять. Монахи брали воду редко, очень воздержанно расходуя ее на себя, т.к. по своему аскетизму не мылись. Пришел раз на кухню старец и попросил трапезного монаха налить ему в кувшинчик воды, сказал, что завтра умрет и хочет приготовить себя к погребению. «Еще сто лет проживешь, старче»,- ответил ему трапезный. Старец налил себе воды и ушел. На следующий день он отошел ко Господу».

Молодых в обители было мало, в основном, старые монахи, исповедники, прошедшие лагеря и ссылки, подорвавшие основательно свое здоровье. Поэтому вся тяжесть послушаний ложилась на плечи молодых. Но старцы их любили и жалели, подкармливали то молочком, то медом. А скудость в обители была большая, особенно в первые годы. На братский котел по праздникам бросали 2 сушеные воблы, для запаха. Потом уже паломники стали присылать в обитель посылки с продуктами и вещами, и стало полегче.

Новоспасский монастырь в москве молитва

Первоначальное Батюшкино послушание было на братской прачечной, потом на кухне, потом уже он заведовал всеми складами. Прожив в Глинской пустыне несколько лет, Батюшка был призван в армию. Служил на севере, в Мурманске, 3 года. Отец Андроник благословил и сказал: «Всем будет трудно, а тебе – нет. Однако и у тебя будет испытание». По Батюшкиному слову и вышло. Вначале был поваром, потом взяли в типографию, позже, узнав, что Батюшка знает переплетное дело, перевели в штаб армии. Во время службы с Батюшкой произошел такой случай. Стояла полярная ночь. Проходили учения. Солдаты совершали марш-бросок на лыжах, а у Батюшки оторвалось крепление, и он остановился, чтобы его поправить. За несколько минут его отряд исчез из виду. Подняв голову, он никого не увидел. Батюшка не знал, куда идти, где находится их палаточный лагерь. Он стал молиться Архистратигу Михаилу и сразу увидел вдалеке кустики, к которым и направился. И вдруг за ними открылся лагерь. Батюшка всегда недоумевал, как так получилось, что лагерь оказался так близко, ведь они успели далеко уйти. Через год – полтора за хорошую службу дали отпуск. Батюшка поехал в монастырь, где ходил в военной форме. Однажды пришли люди из органов, спрашивали, где он служит. Батюшка назвал номер части. Через какое — то время после его возвращения в часть пришло письмо, где говорилось, что такой — то солдат находился в отпуске в монастыре. Батюшку вызывали несколько раз в особый отдел, допрашивали, стыдили, предлагали отречься от веры и т.д. «Было тяжело,- говорил Батюшка,- но я им отвечал: я ничего не нарушил, у нас в стране свобода вероисповедания». От работы в штабе армии его все- таки освободили. Батюшку взял к себе начальник хозяйственной службы.

Во все годы своей службы Батюшка ходил в свои увольнительные в храм в Мурманске. Сослуживцы его интересовались: «Куда ты все время ходишь?» Он отвечал: «На Зеленую улицу». Там находился храм.

После окончания службы Батюшка вернулся в монастырь. Монастырское начальство и старцы, видя его постоянство на протяжении стольких лет, почти сразу постригли в монашество на праздник Преображения и рукоположили в дьякона, затем в священника. (Есть очень хорошие воспоминания Ольги Николаевны Вышеславцевой «Глинская пустынь» и Галины Александровны Пыльневой « Глинская мозаика» об о. Андронике, глинских старцах, Батюшке, о монашеском постриге послушника Петра на Преображение).

В 60-х годах стали ходить упорные слухи, что Глинскую закроют. Некоторые старцы и Батюшка съездили на Кавказ к митрополиту Зиновию, который обещал их взять под свое покровительство. В пустынь приходил блаженный Степа, который задолго до ее закрытия предсказал Батюшке его изгнание из монастыря. Однажды после службы блаженный, который обычно стоял в конце храма, взошел на солею, снял с себя шапку и бросил ее со всей силы по направлению к выходу из храма: вот так и о. Павлина… из Глинской. И, действительно, Батюшку, как одну из ключевых фигур, в первой партии выслали из монастыря.

Началась жизнь на Кавказе: 20 лет службы в Грузии. Сначала Батюшка в течение недолгого времени служил священником женской общины. Местечко называлось Ахкерпи, и, чтобы туда добраться, нужно было ехать от Тбилиси 4 часа на автобусе в горы. По воспоминаниям Батюшки, нигде он так не молился, как там. На молитву выходили ночью, небо было все усеяно звездами, стояла необыкновенная тишина, нарушаемая только шумом горной речки. Туда к нему приехал о. Андроник. Оттуда они вместе уехали в Дагестан, в город Хасавюрт. Батюшка служил, о. Андроник помогал ему исповедовать. Там он встретил некоторых своих духовных чад, которые остались преданы ему на всю жизнь. Вскоре о. Андроник благословил своего духовного сына поступать в семинарию. Батюшка отвез о. Андроника к владыке Зиновию, а сам поступил в семинарию в Троице – Сергиеву Лавру.

По окончании семинарии Батюшка вернулся в Тбилиси. Какое – то время служил на приходах в районах, затем в самом городе, в церкви Михаила Тверского. «Пришел туда простым иеромонахом,- говорил Батюшка, — а ушел архимандритом». Прослужив в Грузии 20 лет, Батюшка решил перейти под юрисдикцию РПЦ и был принят на службу в Ставропольскую епархию. Митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний назначил Батюшку благочинным русских приходов в Азербайджане и настоятелем кафедрального собора Рождества Прсв. Богородицы в Баку. В Баку Батюшка прослужил 10 лет. Когда начался военный конфликт, угрожали взорвать храм, и тогда Батюшка вывез в Ставрополь храмовые ценности и получил назначение в Херсон.

Первая служба в Херсоне состоялась в мае 1991 года, а в августе этого же года из-за раскола в Украинской православной церкви Батюшка уехал в Ессентуки и через некоторое время написал заявление о переводе за штат.

Начав монашескую жизнь в монастыре, Батюшка всегда хотел вернуться в монастырь. В связи с этим он посетил Оптину пустынь, Дивеево и ряд других монастырей. Но Батюшка всегда говорил, что «от Господа стопы человека исправляются». Приближался праздник Св. Троицы. Батюшка находился в Москве и хотел провести праздник в обители, поэтому поехал в Новоспасский монастырь. Он пришел к наместнику, отцу архимандриту Алексию, за разрешением остаться на несколько дней. Батюшка рассказал о себе, о службе на Кавказе. Архимандрит Алексий ездил на Кавказ к о. Виталию, знал глинских старцев и слышал о Батюшке, но не был знаком с ним. «Не хотели бы Вы увидеться с о. Иннокентием?» – спросил о. Алексий. «Это мой друг,- ответил Батюшка,- очень бы хотел, но он, к сожалению, далеко». Но о. Иннокентий был в соседней комнате, он очень обрадовался, увидев Батюшку, и горячо приветствовал его желание остаться в монастыре. «Давайте оставим его с нами, о. Алексий. Он нашего духа человек».

И Батюшка остался с нами на целых 16 лет. И сейчас остается с нами. И надеемся, что он с нами будет всегда.

Подробности Категория: Паломникам

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ

ЭКСКУРСИОННАЯ СЛУЖБА «НОВОСПАССКИЙ ПАЛОМНИК» ПРЕДЛАГАЕТ

Пешеходные и автобусные экскурсии по монастырям и историческим местам Москвы и Подмосковья.

Паломнические поездки по святым местам России.

Обзорная экскурсия по Новоспасскому монастырю 

продолжительность 1,5 часа

Погрузиться в атмосферу Древней Руси можно, переступив порог этой древнейшей московской обители.

ЦАРСТВЕННАЯ МИЛОСТЬ «ВСЕЦАРИЦЫ»

Пять веков созидался архитектурный ансамбль монастыря и дошел до нас в своем подлинном виде.

Пятиглавый Спасо-Преображенский собор был возведен тщанием первых русских царей из Дома Романовых в 1645-1648 гг., а расписан лучшими московскими и костромскими иконописцами. Они донесли до нас в красочных образах великий смысл православной веры и значение России как ее надежной защитницы.

В подклети собора, под его алтарем, была устроена Усыпальница бояр Романовых, где еще с конца XV века погребались предки славного рода. Сюда, к гробам царских пресветлых родителей приезжали на поклонение почти все Российские Государи, и потому монастырь с XVII века стал величаться «царскою комнатною великою первостепенною обителью».

Будучи издревле местом Великокняжеского, а затем Царского богомолья, Ново-Спасский монастырь по праву считается духовной колыбелью Российского самодержавия.

Из настоятелей монастыря вышли выдающиеся архипастыри – Всероссийские патриархи Иов, Никон, Питирим, митрополит Московский Филарет (Дроздов) и многие другие. Все они завещали хранить веру православную, землю русскую и власть единодержавную, создававшую великую Россию.

Обозрев многочисленные монастырские храмы и постройки XVII – нач. XX веков и ознакомившись с археологическими находками в церковном музее, паломники почувствуют сопричастность с прошлым своего народа, оценят величие и красоту наследия наших благочестивых предков, помолятся перед святынями Ново-Спасской обители, среди которых:

Смоленская икона Божией Матери — Путеводительница (XVIв.), вклад в монастырь инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича;

Чудотворная икона Матери Божией Всецарица, помогающая при тяжелых онкологических заболеваниях;

— Пояс св.праведного Иоанна Кронштадского;

— Иконы и ковчежцы с частицами мощей святых угодников Божиих.

Тайны Новоспасского монастыря

Продолжительность 2 ч.

Это взгляд на монастырь с необычной точки зрения. Мы станем как бы соучастниками некоторых страниц его исторической летописи и почувствуем себя защитниками Отечества, поднявшись на высоту монастырских стен, откуда в XVI и XVII веках отбивали набеги крымских ханов и польско-литовских интервентов. Узнаем о тайнах, которые хранят стены древнего Спасо-Преображенского собора. Побываем внутри больничного Никольского храма и одного из самых необычных храмов-усыпальниц во имя иконы Знамения Божией Матери, где узнаем историю жизни и смерти первых мучеников из рода Романовых. Поклонимся гробнице таинственной затворницы Иоанновского монастыря, завещавшей похоронить себя в Ново-Спасской обители. И узнаем о чудесном обретении останков Великого Князя Сергея Александровича спустя 90 лет после его гибели в 1905 году от бомбы террориста.

Информация по телефону (495)676-77-13; 8(925)057-78-50

ежедневно с 10:00 до 17:30

e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес: Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (станция метро Пролетарская)

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *