23 июля на территории бывшего Воскресенского Ново-Иерусалимского (Новоиерусалимского) монастыря было необычно многолюдно. Известный знаток истории православия в нашем крае Анатолий Елдашев пришел сюда вместе с экскурсантами, среди которых была наш корреспондент Любовь Агеева.

Садясь в такси, я назвала адрес: Новоиерусалимский монастырь. Водитель пошутил: «Значит, в Иерусалим едем?..»

И не он один не знает, что такой монастырь был в Казани. Хотя это место недалеко от центра города, совсем близко от Танкового разворотного кольца, на гору, что слева по трассе из города в Боровое Матюшино поднимаются немногие. Только те, кто тут работает или живет. И лишь во время богослужения в церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Иверская» к ним добавляются ее постоянные прихожане. Надо полагать, жители старых Горок и других поселков в округе, а также новых микрорайонов.

Когда-то эта территория была довольно далеко от Казани – 7 километров. Несколько месяцев в году, в пору распутицы, монастырь был отрезан от города, поскольку хорошей дороги не было.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь территориально расположен на верхней террасе Волги, возвышающейся на довольно значительном уступе (более 30 м) над нижней луговой террасой. На восток от центральной усадьбы, т.е. поперек общего направления террасы и по длине земельного участка идет очень пологий подъем на неширокое плато, за которым имеется обратный склон в долину реки Нокса. Земельный участок с южной стороны полностью, а с северной – на 1/3 опоясывается лесом.

Андрей Рощектаев. Путеводитель по святыням Казанской епархии

Как сообщается в статье о монастыре на сайте Казанской митрополии, монастырь возможно был изначально основан именно как загородная резиденция казанских архиереев, взамен обветшавшего Архиерейского дома, построенного ещё в XVI веке в казанском кремле первосвятителем казанским Гурием.

Место тут благословенное – тишина необычайная. Лишь издали доносятся приглушенные звуки с оживленной автотрассы. Постройки монастыря находились высоко на горе, а его территория спускалась к озеру Средний Кабан. В советское время город отрезал от монастырских земель солидные куски. И не только ради этой дороги. Часть территории занимают современные постройки.

Уже давно здесь нет монастыря. Чудом сохранились церковь, освященная в честь Тихона Амафунтского, а также здание Вознесенского собора. Правда, сооружение после того, как оттуда ушли жильцы коммунальных квартир для работников Татарского НИИ сельского хозяйства, выглядело печально.

Вопрос создания сельскохозяйственной опытной станции в пределах Казанской губернии обсуждался и был решен положительно еще в сентябре 1917 года на Губернском агрономическом съезде. Но политические невзгоды, гражданская война вызвали длительную отсрочку от осуществления задуманного плана. Лишь к осени 1919 года аграрии сумели вновь вернуться к этому актуальному вопросу.

Вновь созданному НИИ были переданы все строения Воскресенского Новоиерусалимского монастыря – загородной Архиерейской дачи, памятника истории и культуры XVII-XIX веков.

В 1931 году Казанская опытная станция реорганизуется в Верхне-Волжский селекционный центр, объединивший на территории станции исследовательские работы по селекции и агротехнике. В 1947 году Казанская государственная селекционная станция реорганизуется в Татарскую республиканскую опытную станцию Министерства сельского хозяйства ТАССР. В сентябре 1969 года Татарская республиканская опытная станция переименовывается в Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Всероссийского отделения ВАСХНИЛ. В целях совершенствования руководства опытно-производственными хозяйствами и усиления влияния науки на производство в 1987 году создано НПО «Семеновод», которое в 1990 году стало называться НПО «Нива Татарстана» Российской академии сельскохозяйственных наук.

Все это время строения монастыря были в распоряжении ученых и селекционеров. И только в наши дни большая часть построек была возвращена верующим. Сегодня здесь архиерейское подворье.

В Интернете довольно много публикаций об истории Казанского Новоиерусалимского монастыря, но в них довольно много разночтений. К тому же прочитать об истории и увидеть эту историю, что называется, своими глазами – это разные вещи.

В роли экскурсоводов у нас были два человека – Анатолий Михайлович Елдышев, глава казанских краеведов, и отец Андрей, настоятель действующей церкви и главный по возвращению церковной жизни на эту землю.

Наши экскурсоводы постоянно переносили нас, как в «машине времени», из одной эпохи в другую. То рассказывали о мужском монастыре, в котором была выстроена резиденция архиереев, то о советском периоде жизни здешних построек, а отец Андрей изредка заглядывал в будущее. Как мы поняли, официального решения о возрождении монастырской жизни на холме над Средним Кабаном еще нет, но очень уж удобна эта территория для уединения от мирской суеты.

Мы заглянули в собор, в архиерейский дом, в надвратную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверской.

Не могли не поразиться подвальным помещениям дома архиереев со сводчатыми потолками. В архиерейском корпусе были помещения разного предназначения. Самое большое, в которое мы попали сразу после лестницы, ведущей с первого этажа, скорее всего, служило залой для приемов. Были здесь жилые комнаты для иерарха. Он попадал в собор, не выходя на улицу – два здания были соединены галереей, ныне утраченной полностью.

В здании также размещались братские кельи и кладовые помещения. В помещениях первого этажа сохранились первоначальные сводчатые перекрытия, а в южном крыле одностолпная сводчатая палата, характерная для допетровского зодчества. Наверняка именно это позволило искусствоведу В. Фехнер сделать предположение о том, что в корпус архиерейского дворца было включено более древнее строение.

На этой плите — вся история этих мест. Ученым известно самое древнее захоронение в Казани – времен Булгарского государства. Кладбище булгарской знати располагалось на территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. По мнению специалистов, это кладбище относится к XIII–XIV векам. Здесь были похоронены один из правителей Булгарского государства — Хасан-бек, сын Мир-Махмуда, и некая знатная женщина Алтын-Берте (Золотая Крупица), умершая в 1297 году. Эпитафия на ее каберташе (намогильном камне) является древнейшей надписью, найденной на территории Казани. В настоящее время эти надгробия хранятся в Национальном музее Татарстана.

Когда мы зашли по исторической лестнице на второй этаж архиерейского дома, Анатолий Михайлович заметил, что мы ходим по паркету, на который ступала нога Екатерины II, когда она была здесь в гостях у епископа Казанского и Свияжского Вениамина.

Как оказалось, Анатолий Михайлович уже давно изучает эти места. Он видел, что делали с Воскресенским собором, памятником барокко, как разрушался бывший дом архиереев.

Конечно, историю нам рассказали не полную, недостающие подробности я нашла в книге Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии».

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь был основан около 1665 года. Начальный период истории монастыря (вся последняя треть XVII в.) настолько мало освещен в источниках, что в большинстве дореволюционных справочников значилось просто: «Когда основан монастырь, неизвестно, но в начале XVIII века он уже существовал…»

Действительно, начало XVIII века принесло обители такой расцвет, что она стала одной из красивейших в нашей епархии.

Что было ранее, известно немного. Архив Воскресенского монастыря был полностью уничтожен в первые годы советской власти, поэтому многие страницы истории монастыря восстановить уже невозможно. В 1928 году о гибели архива писал профессор Покровский:

«(…) Погиб ценнейший и старейший казанский архив загородного Архиерейского дома, приведенный мною в полный порядок в начале XX ст(олетия), когда я писал свою докторскую диссертацию в бытность профессором академии. Когда до меня дошел слух об опасности, грозившей этому архиву, и когда мы с только что назначенным управляющим Губархива бросились в загородный Архиерейский дом, то по озеру Кабан нам встретились только обгоревшие листы бумаги, разнесенные по льду (дело было в феврале или марте 1919 г.). Архив накануне нашей поездки был сожжен дотла (…)».

Сайт Казанской митрополии сообщает, что Казанский Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь был основан в 1665 году казанским митрополитом Лаврентием, современником патриарха Никона, который устроил Воскресенский Новоиерусалимский монастырь как образ Палестины под Москвой, на реке Истре, переименованной им в Иордан. Несомненно, что митрополит Лаврентий был вдохновлен грандиозным комплексом на Истре.

Казанский Новоиерусалимский монастырь также был основан по благословению патриарха Никона, о чём есть историческое свидетельство. А настоящим устроителем монашеской жизни и строителем каменного ансамбля Андрей Рощектаев называет митрополита Тихона, занимавшего казанскую кафедру особенно долго (1699-1724 гг.).

Два было самых любимых загородных монастыря у владыки Тихона – Раифский и Воскресенский. И там, и там он довольно часто отдыхал. Тот и другой были отстроены в камне практически в одни и те же годы. Одновременно там и здесь выросли белые стены и башенки, составлявшие как бы кремли в миниатюре. Возможно, за образец их были взяты вполне декоративные по своему назначению стены и башни подмосковного Нового Иерусалима.

Каменная стена сохранилась до сих пор, но только с юга, со стороны Святых ворот. Башни – наверное, это слишком много сказано. Скорее это башенки. Только одна из них, ближе к Кабану, уцелела в полном объеме.

Первые строения в монастыре были деревянными, но уже в 1698 году, в правление казанского митрополита Маркелла, главный собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова был возведен в камне. В 1704 году над Святыми вратами в монастырь была выстроена надвратная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского, небесного покровителя митрополита Тихона. 200 лет спустя, в 1905 году, название сменилось – церковь освятили заново, уже во имя св. Тихона Задонского.

Главная икона действующей церкви

Возможно, владыка Тихон построил бы еще больше в Воскресенском монастыре, однако его деятельность была прервана указом Петра I от 1722 года, которым по всей стране категорически воспрещалось строить каменные строения, кроме новой столицы — Санкт-Петербурга.

Еще раньше, предыдущим митрополитом Маркеллом, был освящен каменный Воскресенский собор (1698 г.) – главный храм и главная святыня обители. Он дошел до нашего времени в таком изуродованном и перестроенном виде, что это почти равносильно, как если бы совсем не сохранился. То был роскошный однокупольный собор в стиле русского барокко, с пучками полуколонн по углам, с пышными наличниками окон – очень похожий на современный ему (и тоже не сохранившийся) собор Кизического Введенского монастыря.

При нем размещалась большая трапезная, замысловатая открытая галерея с лесенками, а главное – роскошная ступенчатая колокольня в 5 ярусов, с такими прихотливыми кокошниками над верхними восьмигранными ярусами, что, глядя на старую фотографию, понимаешь: ничего подобного, ничего равного ей, не сохранилось не только в Казани, но и во всем нашем огромном регионе.

Может быть, церковь Покрова в Филях в Москве (1690-1693 гг.) чем-то отдаленно напоминает по декору эту утраченную колокольню – ее казанскую ровесницу.

Следующим выдающимся архиереем, при котором открылся совершенно новый этап в жизни монастыря и опять сильно обновился его облик, стал митрополит Вениамин (1762-1782). При нем произошло много драматических событий в жизни как Казани, так и обители.

Интересно, что обитель была закрыта задолго до советского времени, закрыта по повелению Екатерины Великой. О ее взаимоотношениях с владыкой Вениамином Интернет рассказывает в самых разных вариациях. Обратимся к знатоку. Вот как пишет об этом Андрей Рощектаев.

Реформа 1764 года, проведенная в жизнь правительством Екатерины II, совсем упразднила Воскресенскую Новоиерусалимскую обитель. Казалось бы, просуществовав всего 100 лет, монастырь завершил свое существование – как и 27 других по епархии и несколько сот по всей России.

Через три года императрица Екатерина II посетила Казань. 26 мая 1767 году ее флотилия прошла по реке Казанке к городу под звуки пушечного салюта, колокольного звона, труб и литавр, криков «ура». Шлюпки императрицы и ее свиты подошли к пристаням у казанского кремля. Визит продолжался целых пять дней и был заполнен встречами, посещениями. И в один из дней Екатерина Великая навестила митрополита Вениамина в его загородном доме.

В июле 1774 года, на Казань напали повстанцы Пугачева. Когда все кончилось, чиновники, готовые показать свое рвение – как всегда, задним числом «после драки», – начали привлекать к суду всех, кого можно было привлечь. Абсурдные, нелепые подозрения в сочувствии и тайной помощи пугачевцам пали на владыку Вениамина. И это несмотря на то, что все были свидетелями, как он с крестным ходом сам обходил стены осажденного повстанцами кремля во время обстрела и пожара – да и вообще удивительным мужеством вселил надежду в защитников и остановил панику.

Суд полностью оправдал митрополита Вениамина и снял с него все подозрения.

Тем не менее владыка провел несколько лет в казанском остроге. Императрица Екатерина, желая загладить перед ним вину, подарила ему территорию упраздненного Воскресенского монастыря под загородную архиерейскую резиденцию. Это состоялось в 1781 году. Она также пожертвовала большие суммы на благоустройство, значительная часть которых пошла на восстановление сгоревших при пугачевском бунте зданий семинарии.

Она повелела указом Синоду Вениамина «именовать митрополитом казанским и носить белый клобук» и направила казанскому владыке письмо:

«… и узнала я к крайнему моему удовольствию, что невинность вашего преосвященства совершенно открылась. Покройте почтенную вашу главу сим отличным знаком чести, да будет он для всякого всегдашним напоминанием торжествующей добродетели вашей; позабудьте прискорбие и печаль, кои вас уязвили; припишите судьбе Божией, благоволившей вас прославить по несчастных и смутных обстоятельствах тамошнего края; принесите молитвы Господу Богу; а я с отличным доброжелательством есмь Екатерина».

Известно, что в 1789 году митрополит Вениамин переехал из казанского кремля в обитель и с этого времени весь комплекс стал называться архиерейским домом. Таким образом Воскресенский монастырь избежал полного упразднения, в нем была фактически возрождена монашеская жизнь, хотя вплоть до революции 1917 года Новый Иерусалим существовал в статусе архиерейского подворья, или «архиерейской дачи», как его чаще называли в Казани.

Оклеветанный владыка скончался на следующий же год после устройства резиденции.

Уместно вспомнить, считает А. Елдашев, что 5 июля 1894 года архиерейскую дачу посетил Иоанн Сергиев Кронштадский, куда он прибыл, чтобы испросить благословение Казанского архипастыря Владимира на совершение литургии в кафедральном Благовещенском соборе.

По мнению А. Елдашева, автором проекта был известный архитектор Варфоломей Растрелли (1700-1771). Не все казанские краеведы с этим согласны. Но все едины в том, что здание строилось под руководством казанского зодчего Василия Кафтырева (?-1807).

«На Высочайше пожалованные суммы» были выстроены архиерейские палаты в стиле барокко с домовым храмом в честь Вознесения Христова, который был расположен в центральной, выступающей от линии фасада, части здания.

В монастыре также были выстроены или капитально отреставрированы каменный флигель, занятый кухней и трапезной; ещё один флигель, в котором помещалась церковно-приходская школа и службы, и пристроенный к нему небольшой двухэтажный корпус, занятый братскими кельями.

В восточной части монастыря был разбит регулярный сад с аллеями лип, лиственниц и голубых елей, в стиле екатерининской эпохи, придавший монастырю сходство с дворцовыми комплексами под Петербургом. Аллеи заложили таким образом, чтобы рядами деревьев складывались инициалы Спасителя — ИХ.

В конце XIX века в казанском кремле был восстановлен архиерейский дом, а Воскресенский Новоиерусалимский монастырь стал летней резиденцией казанских архиереев.

Так с 1781 года почти на полтора века Новый Иерусалим на Кабане стал загородным архиерейским домом – или «архиерейской дачей», как его еще называли. По сути это было возрождение упраздненного монастыря, ибо резиденция – резиденцией, а полноценная монашеская жизнь в нем была немедленно восстановлена (только настоятелем теперь считался сам архиерей). В ту тяжелую для русских монастырей пору любая возможность их возродить, под тем или иным предлогом, по тому или иному поводу, с радостью принималась иноками. И самым лучшим поводом во многих епархиях стало именно создание таких вот архиерейских домов. Оно спасло от исчезновения несколько величайших монастырей России.

В XIX веке казанские архиереи чаще жили в официальной резиденции в кремле, при Благовещенском соборе. Зато монашеский штат присутствовал здесь всегда – имелись и эконом, и казначей и другие должности: все как в обычном монастыре. Братия была средней по размерам.

Из знаменитых обитателей казанского Нового Иерусалима необходимо отметить великого русского святого, преподобного старца Гавриила Зырянова, незадолго до перевода в казанскую Седмиезерную пустынь несшего послушание казначея монастыря (1883 год). В 1905 году экономом монастыря был будущий настоятель Зилантова монастыря преподобномученик Сергий, впоследствии расстреленный большевиками.

В 1829 году, при архиепископе Филарете (на казанской кафедре в 1828-1836 годах, будущий митрополит Киевский, схимник Киево-Печерской лавры, прославленный ныне в лике святых), прошла капитальная реставрация почти всех строений обители.

Революция 1917 года подписала смертный приговор древнему монастырю. Он был закрыт одним из первых – в 1919 году, – ибо архиерейский двор (не просто обитель!) надлежало, по логике властей, разорить в первую очередь. В некоторых обителях еще в 20-е годы теплилась жизнь – но только не здесь! В 1920 году все здания были переданы Казанской опытной сельскохозяйственной станции.

Послевоенный период, с его тяжкими нуждами, принес с собой новую волну разорения древнего ансамбля. В жилье в 40-е годы нуждались все. И под жилье переоборудовалось все что можно и нельзя! В 1949 году перестроили под него Воскресенский собор. Можно понять нуждавшихся в крыше над головой новых сотрудников станции (и не только их, а массу эвакуированных), но невозможно ни понять, ни оправдать то бессмысленное варварство, с которым были снесена колокольня, специально стесаны великолепные наличники, старательно уничтожены все украшения XVII века (они-то чем мешали!?). Трапезную надстроили до высоты основного объема – и так собор превратился в обычный четырехэтажный дом, каких много в Казани да и в любом другом старом городе. Только апсиды алтаря остались на востоке: это единственная сторона света, при взгляде с которой еще видно, что тут когда-то был храм.

Рядом с собором издревле хоронили известных горожан и духовных лиц и до недавнего времени сохранялась деревянная кладбищенская часовня середины XIX века. В 2009 году эта часовня сгорела, несмотря на то, что памятник находился на охраняемой территории. За несколько лет до этого в НИИ горело здание Воскресенского собора. Братский корпус XVII века без кровли постепенно превращался в руины.

Анатолий Елдашев застал еще монастырский погост, на котором были захоронены многие именитые казанцы. Он назвал нам Василия Игнатовича Полянского, вольнодумца и масона, дружившего с Вольтером. В 1798 году тот пожертвовал первой казанской гимназии свою библиотеку.

Полянский был погребен в фамильном месте упокоения рода Юшковых, слева от входа в парк, за алтарем Воскресенского собора. Юшкова Наталья Игнатьевна была сестрой Полонского и женой председателя казанского верхнего земского суда Ивана Иосифовича Юшкова. Она была матерью Владимира Ивановича Юшкова, мужа родной тетки братьев Толстых, которые жили у нее в Казани после смерти родителей.

Лучшим из памятников первой половины XIX века Петр Дульский признавал сооружение над могилой Н.И. Юшковой. В книге А. Елдашева «Казанский некрополь» воспроизводится фрагмент этого памятника.

Когда мы бродили по собору, трудно было поверить, что когда-то здесь была активная церковная жизнь. Для того чтобы перестроить храмовые сооружения для новой жизни, пришлось выстраивать десятки перегородок. Была сбита прекрасная лепнина, и теперь ее остатки можно увидеть только на входе в главный зал собора.

Была уничтожена колокольня. Говорят, она была красивая.Стояла рядом с собором. Теперь осталась только на старых снимках.

Дом архиереев сохранилось лучше. Средняя 3-этажная часть фасада выступает вперед, но углы этого выступа удачно скруглены.

По бокам – 2-этажные крылья здания. Собственно этот выступ – алтарь домовой Вознесенской церкви: третьей по счету церкви в святой обители. Над краями каждого из двух крыльев возвышается по одной синей пирамиде-шатру: такие выступы кровли украшают здание по бокам, придавая его крыше древнерусский теремной вид.

Интерьеры этого замечательного здания, лучше всего описаны искусствоведом М. Фехнер:

«Помещения нижнего этажа почти полностью сохранили свои изначальные сводчатые перекрытия. Великолепная одностолпная палата в южном торце заставляет предполагать, что при сооружении дворца архиерея в его состав, возможно, вошло более древнее строение. Трехмаршевая пологая лестница с каменными балясинами ведет наверх в парадные комнаты. Центральный двусветный зал с лепными модульонами карниза даже теперь торжествен, хотя утрачены его изразцовые печи.

Интересно, как использовались эти помещения во времена НИИ сельского хозяйства? Слишком там сумрачно и неуютно. Зато прохладно, как с кондиционером…

Вознесенский собор освящен, над ним появился купол с крестом, который местами проглядывает сквозь густую зелень на высоком холме.

Сегодня собор уже приобрел старые формы. Убрано все лишнее, идут отделочные работы. Собору надстроили два этажа, сейчас надстройка убрана. Как сказал отец Андрей, есть надежда, что будет восстановлена колокольня, но только в далекой перспективе. Сегодня нет средств.

Одновременно приводится в порядок внешний вид храма. Нам сказали, что он был богато украшен, как и все постройки в стиле барокко.

В какой-то степени о его внешнем виде можно судить по надвратной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверской.

Рассказ об уникальном ансамбле бывшего Воскресенского монастыря был бы неполным без описания парка XVIII века – одного из самых живописных садов, какие только остались в Казани. Мы погуляли по его тенистым аллеям, подышали удивительным для города чистым воздухом. Постояли возле уникальной сосны в три обхвата шириной (измерили сами) и в 29 метров высотой.

Суждения о возрасте сосны самые разные. Изложу точку зрения Анатолия Елдашева, который считает, что веймутову сосну посадили в 1767 году, то есть при митрополите Вениамине, в год приезда в Казань императрицы Екатерины Великой. То есть сегодня ей 249 лет.

Рядом с могучей сосной кажешься себе песчинкой во времени. Снимок сделала Ольга Юхновская, моя коллега

Как сообщала газета «Восточный экспресс» 27 октября 2005 года, возраст дерева был определен с помощью специального бура директором Татарской лесной станции Михаилом Суховым.

Даже строгие искусствоведы, такие, как уже упомянутая М. Фехнер, не могли удержаться от эмоций, описывая парк:

«Полон неизъяснимого обаяния старинный парк архиерейской дачи: аллеи двухсотлетних лип, смешанных с кленом, тянутся вдоль цветущих солнечных полян; они сходятся, почти смыкаясь кронами, погружая круглые площадки в глубокую тень; расходятся лучами, постепенно сливаясь с расположенной за парком рощей. Когда-то здесь стояли беседки, но они уже давно исчезли».

Парк сегодня не очень ухожен и больше напоминает лес. Ходить по его аллеям было волнительно. Вспоминался роман студента Казанского университета Льва Толстого с воспитанницей Родионовского института благородных девиц Зинаидой Молоствовой – они часто гуляли здесь.

Несколько слов о тех, кто был со мной на экскурсии. О ней объявили на Фейсбуке, потому народу пришло много. Люди разных возрастов, но в основном ветераны. Была семейная пара с двумя детьми, причем, один — в коляске.

Надо сказать, что экскурсии в последнее время стали популярны не только у туристов, но и у казанцев. Тем более в места, куда просто так не попадешь.

Алан-Бексерское сельское поселение
Адрес: 422723, Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Алан-Бексер, ул.Центральная, д.19
Телефон: +7 (84365) 63-9-51
Электронная почта:
Глава сельского поселения, руководитель исполнительного комитета:

Гарифуллина Зухря Рустямовна

Гарифуллина Зухря Рустямовна

Приемные дни и часы: вторник 08.00-12.00

Географическое положение

Административный центр сельского поселения находится в 38 км от районного центра.

Населенные пункты в составе поселения:

с.Алан-Бексер, с.Алатский спиртзавод, с.Гарь, д.Асянь, д.Шумлян

Население

608 человек, из них 95 моложе трудоспособного возраста, 374 трудоспособного возраста и 139 старше трудоспособного возраста (по состоянию на 01.01. 2015 год)

Краткая историческая справка:

В 1918 году в с.Алан-Бексер Суксинской волости Арского кантона образован сельский совет народных депутатов.

С 1930 года входит в состав Дубъязского района.

С 1963 года сельский совет входит в состав Зеленодольского района.

С 1965 года сельский совет входит в состав Высокогорского района.

С 2000 года Алан-Бексерский Совет народных депутатов переименован в Алан-Бексерский совет местного самоуправления.

В 2006 году — в Алан-Бексерское сельское поселение.

Достопримечательности, известные люди

В с.Алан-Бексер на территории христианского кладбища находится деревянная часовня построенная в 1778г. с разрешения митрополита Вениамина.

Немного из истории и ещё немного о том, с чем сегодня живет Алан-Бексерское сельское поселение…

Алан-Бексерский сельский совет народных депутатов организован в 1918 году. В 2000 году переименован в Алан-Бексерский Совет местного самоуправления, а в 2006 году – в Алан-Бексерское сельское поселение. Общая площадь территории поселения 4496,3 га. Включает в свой состав пять населенных пункта: с.Алан-Бексер, с.Гарь, с.Алатский спиртзавод, д.Асянь и д.Шумлян. Сельское поселение расположено в живописном месте, на границе с республикой Марий Эл. С окраин населенных пунктов Алатский спиртзавод, Гарь и Шумлян начинаются бескрайние хвойные и смешанные леса, где обитают лесные звери и птицы, и каждый год поспевают небывалые урожаи лесных явств: грибов, земляники, черники, малины…

В населенных пунктах поселения проживают граждане 8 национальностей. Между собой общаются на русском и татарском языках. Для верующих христиан имеется часовенка в Алан-Бексерском христианском кладбище, для мусульман есть мечеть в с.Алан-Бексер.

Центральная усадьба поселения — село Алан-Бексер основано в начале XVIII века близ реки Ашит. Земская школа в деревне открыта в 1888 году. В 1903 году на средства земства для школы было построено собственное здание, которое функционировало до 90-х годов прошлого века. В 1991 году построено современное двухэтажное здание – где в настоящее время расположены Алан-Бексерская школа (до 2014г была средней, с 2014г – стала основной общеобразовательной), детский сад «Золушка» и пришкольный интернат для детей, обучающихся из других деревень. Для детей здесь создаются все условия: в школе трудится профессиональный педагогический коллектив. Детский сад для малышей так же оборудован по современному. В интернате царит атмосфера домашнего уюта.

На территории поселения в тридцатых годах прошлого столетия был организован колхоз «Новая жизнь», который существовал до 2006 года. Он объединял в своем составе пять деревень: Алан-Бексер, Асянь, Янга куч (располагался возле с.Алан-Бексер, впоследствии население переехало в другие населенные пункты), Гарь и Шумляны. В деревнях Алан-Бексер, Гарь, Шумлян проживало русское, а в Асяни, Янга куч – татарское население. До 1950 года на территории колхоза «Новая жизнь» существовало пять мелких колхозов: «Новая жизнь», «Революция», им.Горького, «Комбайн», «Янга куч». В 1950г к/з «Янга куч» объединился с к/зом «Новая жизнь», а им.Горького с к/зом «Революция». В 1958г все три колхоза были объединены в один колхоз «Новая жизнь». Население до коллективизации занималось земледелием, животноводством и кустарными промыслами. Наряду с коллективизацией проводилась работа по организационно-хозяйственному укреплению колхоза. Обеспечение выполнения сева и хлебозаготовок занимало важнейшее место в работе хозяйства. Одновременно росла техническая вооруженность. Довоенные годы были годами организационного и экономического укрепления колхоза. Народ здесь всегда был трудолюбивый. Труженики колхоза из года в год добивались хороших результатов и в животноводстве, и в земледелии. Руководили хозяйством в разные годы очень опытные руководители. Нельзя не отметить Гаврилова Александра Федоровича, участника Великой Отечественной войны, который был несменным председателем колхоза «Новая жизнь» в течение 28 лет. Используя свой богатый опыт, А.Ф.Гаврилов приложил много сил и уменья, чтобы превратить колхоз в передовое, высокорентабельное хозяйство. Гаврилов А.Ф. избирался депутатом Верховного Совета Татарской АССР, являлся членом бюро Высокогорского райкома КПСС, награжден орденами Ленина и «Знак Почета», медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ТАССР.

За высокие показатели в социалистическом соревновании в честь 100-летия В.И.Ленина коллектив колхоза «Новая жизнь» был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. В 70-х годах прошлого столетия это хозяйство славилось высокими производственными показателями как в животноводстве, так и в растениеводстве, а люди дорожили честью своего хозяйства.

В с.Алатский спиртзавод до1982 года функционировал завод по производству спирта, который берет свое историческое начало с 1758 года, когда винокуренный завод, построенный в 1720 годах приказчиком Шуваловым в с.Алаты был перенесен к ключу возле реки Ашит — «на нынешнее место спиртзавода». В с.Алатский спиртзавод до сих пор сохранились труба завода и некоторые производственные здания.

В с.Гарь население во все времена занималось деревообработкой. До 90-х годов прошлого столетия здесь процветал комбинат по обработке древесины, в больших объемах заготавливались деловой лес, дрова, в полную мощь работали пилорамы. Народ был обеспечен работой. Теперь на месте комбината остались частные пилорамы, которые работают лишь по мере поступления заказов…

Перемены, которые происходили в стране в начале нового столетия коснулись и Алан-Бексерского поселения: сельское хозяйство на территории поселения пришло в упадок. Сельскохозяйственное производственное предприятие перешло в частные руки, от былого хозяйства, в котором трудились сельчане, осталось лишь несколько островков, напоминавших, что когда-то здесь был животноводческий комплекс, машинно-тракторный парк… Из-за нехватки работы на селе, начался отток молодежи в город…

Сельское поселение сродни большой семье: со своими проблемами и радостями. В настоящее время на территории Алан-Бексерского сельского поселения проживает 608 человек. Здесь функционируют основная общеобразовательная и начальная школы, детский сад, два ФАПа, два отделения почтовой связи, сельский дом культуры, две библиотеки, два частных магазина в с.Алан-Бексер, организована выездная торговля в н.п.Гарь и Алатский спиртзавод. После ликвидации колхоза «Новая жизнь» население в поисках работы ринулось в г.Казань: мужчины начали работать в частных строительных, дорожных фирмах, в охране, а женщины трудоустраивались в больницах, пекарнях. Возрождение сельского хозяйства на территории сельского поселения, создание рабочих мест стало первостепенной задачей. Необходимо было что-то менять, дальше так не могло продолжаться. На рабочих совещаниях актива не раз обсуждался вопрос, как повысить деловую активность населения в селе, в какое русло в дальнейшем направить жизнь поселения. Тогда и родилась идея возрождения сельского хозяйства в центральной усадьбе – в с.Алан-Бексер. Было предложено войти инвестором на территорию Алан-Бексерского сельского поселения Айрату Сабирову – генеральному директору ООО «НПП ГКС», идею он поддержал и впоследствии этого в начале 2013 года было организовано ООО «Асянь» и инвестор без промедления взялся за работу. С инвестром пришли в село и инвестиции. С начала 2013 года общая сумма инвестиций составила более 200 млн. рублей. Приобретены автомашины, трактора, комбайны; капитально отремонтирован крытый зерноток площадью 2000 кв.м; на территории машинно-тракторного парка полностью восстановлена стоянка для машин, тракторов и с/х техники; на базе разваленной котельной капитально сделана теплая реммастерская, столовая; бывшая свиноферма реконструирована под овцеферму; старая контора колхоза преобразился в гостиницу и кафе; из развалин МТФ у леса из современных материалов построены 5 помещений для содержания КРС. В настоящее время поголовье крупнорогатого скота составляет 440 голов. Начато строительство высокотехнологичного молочного комплекса на 480 голов фирмы «Де Лаваль» с доильным залом на 24 головы.

Появились новые рабочие места, в местный бюджет начали поступать налоги. Жизнь в деревне в корне меняется. Весной все поля в кратчайшие сроки обрабатываются и засеваются, осенью без потерь собирается урожай, заготавливаются корма. Везде слышан гул тракторов, техники, автомашин. Уже около шестидесяти местных жителей устроились на работу в ООО «Асянь», обеспечены хорошей зарплатой.

История села Алан-Бексер

Деревня основана в ХVIII в. на ясачных землях. Встречающееся в литературе утверждение, что деревня Алан-Бексер принадлежал казанскому архиерейскому дому, не соответствует действительности. На самом деле, рядом с деревней на реке Ашит в ХVIII в. была мельница, принадлежащая архиерейскому дому, а в селе при мельнице на противоположной стороне Ашита, в Царевококшайском уезде находилась домовая церковь, к которой была прописана деревня Алан-Бексер. В 1778г. с разрешения митрополита Вениамина в деревне было устроено собственное кладбище и построена деревянная часовня (стоящая и сейчас), так как в распутицу добираться до мельничной церкви было трудно. После закрытия мельницы деревня Алан-Бексер находилась в приходе села Алаты.

«Дер. Алань Бексерь в 7 в. от села при впадении оврага Атлан в реку Ашит. Тут среди Царевококшайских лесов на берегу реки Ашита была поляна (по-татарски алан) господина (бек) великого (по-татарски сур) — митрополита Казанского. В исследовании проф. И.М.Покровского о Казанском архиерейском доме в числе владений дома по Алатской дороге упоминается только одно Савиново. Но в подобном же исследовании «К истории Казанских монастырей до 1764 года» в числе владений Зилантова монастыря не упоминается, например, Ивановское (Сумки), тогда как в указе Консистории от 23 сентября 1742 г. оно называется вотчиной Зилантова монастыря. По-видимому, подобной же вотчиной архиерейского дома или лично митрополита Вениамина и была дер. Алань Бексерь, так как она находится от миссионерского стана этого просветителя инородцев — Седмиозерной пустыни не далее 25 верст. К сожалению, книга документов «на толстой синей бумаге» сгорела у хранившего их крестьянина В.П.Железова, а другая — была похищена из часовни. Старожилы помнили лиц, крещеных не в Алатской церкви, а на архиерейской даче. Алань Бексерские требы начали записываться лишь с 1786 года, т.е. по смерти Митрополита Вениамина…

Из исследования проф. Покровского видно, что архиерейскому дому давались места с рыбными ловлями и бортями. Около слияния рек Ашита и Илети до сего времени ловится много рыбы, и местность удобная для пчеловодства. Тут при мельнице на даче в живописной местности, по преданию, любил жить ревностный просветитель инородцев Вениамин, знавший язык, быт и все особенности инородцев; и при даче была выстроена домовая церковь; эта дача находится всего только в 25 верстах от места успокоения митрополита Вениамина — Седмиозерной пустыни, рядом с черемисами Сотнурского прихода, недалеко от Моркинского и Аринского черемисских приходов. Домовая церковь была на правой стороне р.Ашита, а д.Алань Бексерь верст на пять выше на другом берегу, и в весеннее половодье не удобно было перевозить покойников через реку отпевать и хоронить около домовой церкви; поэтому в 1778 году и разрешено было в дер. Бексерь построить часовню для отправления умерших и хоронить на кладбище в Бексери, что соблюдается до сего времени, а в часовне хранится требник изд. 1689 г., будто бы полученный из домовой церкви во имя «Казанской Богородицы». Бексерцы все время недоумевают, почему земля с мельницей перешла не в их владение, а к г.Апанаеву, владеющему землей и мельницей будто бы лишь по давности. Среди татар сохранилось предание, будто бы «… митрополит Вениамин перед смертью подарил эту дачу татарке соседней деревни Бихнорад (т.е. Бикнарат – i_k) в благодарность за уход за ним больным, а она за 300 р. ассигнациями продала ее Казанским служилым татарам, за коими дача и числится по плану генерального межевания». Таким образом, судя по описанию, можно сделать вывод, дача находилась в 5 верстах ниже по течению Ашита от деревни Алань Бексерь (и на другом берегу).

В д.Алань Бексерь в 1763 году было 63 души м.п. ясачных крестьян, в 1884г. – 102 двора и 829 крестьян, в 1914г. – 164 двора и 990 крестьян. Земская школа в деревне открыта в 1888г. В 1903г. на средства земства для школы построено собственное здание.

По соседству расположились деревни: Руские и Малые Алаты, Потаниха (Потанаево), Гарь, Шумлян, Алатский спиртзавод – русские деревни; Большой и Малый Битаман, Ювась, Бикнарат, Дубъязы и Турнаяз, Татарские Алаты – татарские деревни.

В Алан-Бексерском сельском поселении имеются сведения о всех председателях сельского совета народных депутатов, председателей СМС и глав поселения с периодами их работы со дня образования.

Нынешней главой Алан-Бексерского сельского поселения является Гарифуллина Зухря Рустямовна (с 14.10.2010г).

Татарстанские ученые обнародовали результаты морфометрического исследования малых озер Лаишевского района. Татарстанские экологи обследовали 12 водоемов, относящихся к памятникам природы регионального значения. Озера обмерили, определили площадь их водной поверхности и глубину. Исследования проводились летом 2016 года по заказу Минлесхоза РТ, в ведении которого пока еще находится контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Полученные значения экологи сравнили с данными 1942 и 1969 годов. Результаты получились неутешительными. В среднем акватория обследованных озер сократилась на 30%, а пять из двенадцати водоемов потеряли за 75 лет от 50 до 75% водной поверхности. На представленных учеными графических изображениях ясно видно, как мелеют озера, сокращается их площадь и глубина. Крупные озера — Архиерейское, Ковалинское — еще держатся. Сильно уменьшилось Заячье, «сжались» Саламыковское и Моховое.

Почему это происходит? Причины тут как природные, так и техногенные. В первую очередь, это нерациональный, а лучше сказать, грабительский забор воды из подземных источников, из-за чего происходит понижение уровня грунтовых вод, которыми питаются данные водоемы. А также — строительство жилья и дорог, распашка земель, смыв удобрений, которыми пользуются дачники на своих участках, расположенных рядом. Ученые не снимают со счетов и естественный процесс старения водоема. Да и как тут точно посчитать, чьей вины больше?

Статус памятника природы как декоративный

Если верить законодательству, на озерах-памятниках запрещена всякая деятельность, нарушающая их сохранность. На деле воздействие на них ничем не ограничено. Ученые констатируют, что акватории и прибрежные зоны озер-ООПТ активно используются в качестве мест неорганизованного отдыха населения, забора воды для питьевых и хозяйственных целей, размещения объектов жилой и промышленной застройки, летних лагерей крупного рогатого скота и сельскохозяйственной водоплавающей птицы.

«Статусным» озерам приходится даже хуже, чем тем, что расположены где-нибудь в глуши. Им приходится терпеть многочисленных дачников, которые и дачу-то «взяли», потому что озеро рядом.

Дмитрий Иванов, заместитель директора по научной работе института проблем экологии АН РТ, кандидат биологических наук, который проводил исследования отмечает: «Запретить людям отдыхать в прибрежной зоне водоемов, пусть даже памятников природы, нельзя. Хотя было бы целесообразно, но, к сожалению, нет возможности регулировать количество посещений. В первую очередь, это относится к наиболее популярным водным объектам. Таким, как Голубые озера. Регулирование предполагает установку контейнеров для сбора мусора, организацию системы вывоза ТБО с этих территорий.

Запретить выпас скота мы тоже не можем, тем более если озеро входит в состав землепользования какого-то хозяйства. Хотя теоретически это было бы правильно. Выпас скота — фактор, усиливающий ухудшение качества воды, вызывающий ее цветение и зарастание. Плюс при выпасе скота нарушается прибрежная зона, живой напочвенный покров, что ведет к усилению процессов заиления и смыва взвешенных веществ в озеро.

А вот застройка запрещена федеральным законом «Об ООПТ». В прошлом году власти как-то пытались с этим делом разобраться. В основном, правда, речь шла о заборах, перекрывающих доступ к воде. В ряде районов республики, насколько я знаю, по решению суда заборы были снесены. Но я не слышал, чтобы был снесен хоть один дом из тех, что построен в водоохранной зоне».

Три озера из обследованной дюжины ученые определили как «умирающие». Это озеро Черное у села Никольское, Сапуголи и Столбище, которые за последние 50 лет потеряли значительную часть водного зеркала и обмелели.

При правильной реабилитации умирающие озера можно оживить, уверен Иванов. Если в общих чертах, то им всем показано изъятие донных отложений и дноуглубление. Мероприятия весьма затратные. Одно только эколого-экономическое обоснование проекта очистки в среднем оценивается в пятьсот тысяч рублей. Сама очистка — если делать ее на коммерческой основе — встанет в сумму от 5 до 10 миллионов рублей. Кстати, в настоящее время таким образом возвращают к жизни озеро в деревне Пиголи Лаишевского района, которое на протяжении нескольких веков кормило ее жителей, давало рыбу, воду и дожди. Делается это по инициативе местных жителей, их силами и средствами. Пример реабилитации озера Пиголи — уникальный. И он еще не завершен. Есть еще один универсальный и дешевый способ очистки — высадка лесозащитных полос. Они уменьшат сток взвешенных веществ, увеличат количество осадков на водосборе. Леса, как известно, притягивают воду.

Может быть, памятуя об этом, региональные ООПТ и были переданы в ведение министерства лесного хозяйства? Чтобы уж — при отсутствии достаточных средств на реабилитацию — хоть деревья по берегам посадили… Там, где это возможно.

Деревня «Чистое озеро» есть, а озера – нет

К умирающим смело можно отнести еще одно — Чистое. Водное зеркало этого озера уменьшилось в 6 раз, а более 80% ложа полностью пересохло и, возможно, уже не восстановится. Мелководный участок пересох первым. Осталась та акватория, которая отличается более-менее большими глубинами — порядка шести метров.

Дмитрий Иванов признает, что озеро резко стало мелеть именно из-за дачников: «Водосбор нарушен. Сейчас вода, которая свободно стекала в водоем, остается на участках. Плюс водозаборные скважины, которые бурятся бесконтрольно. А на каждую должна выдаваться лицензия. И каждый водопользователь — ставиться на учет. Понятно, что садоводы никогда ни на какой учет становиться не будут. Проконтролировать, кто что пробурил, практически невозможно. Количество скважин на одно озеро доходит до тысячи!».

О судьбе озера Чистое хлопочет председатель одноименного садоводческого товарищества Эдуард Штейнгарт. На протяжении ряда лет он обращался за помощью в администрацию Лаишевского района, в этом году поставил в известность председателя комитета Госсовета РТ по экологии и природопользованию Тахира Хадеева, но безрезультатно. Штейнгарт показывает мне документ — паспорт памятника регионального значения озера «Чистое» от 22 декабря 2008 года. Заглянула — и ахнула. Это же сокровище, а не озеро! Сколько живности обитало на ее берегах, сколько растений. Сова ушастая, крачка белощекая, щурка золотистая, жерлянка краснобрюхая, веретеница ломкая, паук-серебрянка, белая кувшинка. Правда, к тому времени численность его обитателей сократилась вдвое, что же говорить о нынешнем положении дел, когда по берегам озера-памятника понастроены десятки коттеджей, проложена асфальтированная дорога.

Это в плюс к множеству уже имеющихся дач: по словам председателя Штейнгарта, вокруг находится около 8 садовых некоммерческих товариществ (СНТ). В отдалении — еще около двенадцати. Эдуард Михайлович вспоминает, что люди стремились получить тут участки. Особо привлекало то, что рядом озеро, красивые места, многочисленная живность. А теперь из-за дачников и владельцев коттеджей, живущих там постоянно, водоем умирает. Уже несколько лет он перестал разливаться по весне: «Лет десять назад здесь проложили новую дорогу на кордон, перекрыв сообщение между озерами Моховым, Песчано-Ковалинским и нашим. Правда, под дорогой проложили трубу для прохода воды. Но она заилилась и свои функции потеряла. Сейчас ее трудно обнаружить, она уже заросла вся, исчезла. Старожилы говорят, что разлив по весне был такой, что беда, все затопляло».

Обязательства по охране озера Чистое лежат на исполкоме Орловского сельского поселения и ГБУ «Пригородное лесничество». Так значится в паспорте памятника природы. То есть охрана лежит на «обоих» — на руководстве Лаишевского района и Минлесхозе РТ. Но пока получается, что отвечают все – и никто.

Между тем, Татарстан считается многоозерной республикой. В «Кадастре озер Татарской АССР» 1969 года было зафиксировано 9762 объекта. К концу 1990-х годов на учете осталось 8111 озер. Таким образом, за последние полвека на территории РТ по причинам природного и антропогенного характера исчезло более 2700 озер.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *