Католикос-патриарх Дынха IV, предстоятель Ассирийской Церкви Востока. Фотография. XXI в.
Католикос-патриарх Дынха IV, предстоятель Ассирийской Церкви Востока. Фотография. XXI в. титул «католикос» получил более широкое распространение. В Церкви Востока его появление обычно связывается с процессом эмансипации кафедры Селевкии-Ктесифона от Антиохийского Патриархата, однако такой взгляд не учитывает полицентрического принципа формирования епископий древней Церкви. В. де Врис указал на некорректность представления о том, что Поместные Церкви в древности обязательно должны «выделяться» из Патриархатов (Vries. 1964. S. 430). В действительности Церковь в парфянских пределах, а затем в Иране развивалась вне прямой связи с церковными структурами в Римской империи или подчинения им. По мнению Фие, практика посвящения епископа Селевкии-Ктесифона Антиохийским патриархом, если и существовала в первые века, была нерегулярной (Fiey. 1970. P. 68). В дальнейшем в связи с христологическими спорами и враждой Византии и сасанидского Ирана начинается процесс автономизации Церкви Востока, выражением которого стало именование предстоятеля Церкви К. Впрочем, как показал Д. Винклер, еще в VI в. в Церкви Востока главенствовало мнение, что она составляет 5-й Патриархат после 4 греческих (Winkler. 2003. S. 17). В текстах восточносир. канонического сб. «Сунхадос» («Книга Соборов», Synodicon orientale) термин «католикос» используется со времен Собора патриарха Исаака (410) (Chabot. Synod. orient. P. 18), поэтому происхождение титула обычно относят к нач. V в. (см.: Esbroeck. 1991. P. 499). Однако этот сборник — компиляция VII-VIII вв., в которой к эпохе древних Соборов могло быть применено позднее использование титула. У. Макомбер установил, что термин «католикос» появился впервые в письмах Бар Саумы, митр. Нисибинского (ок. 485; Braun. 1896), к-рые сохранились в составе «Книги Соборов» (Chabot. Synod. orient. P. 525-539). Согласно де Врису (Vries. 1964. P. 441-442), опирающемуся на Хронику Сеерта, Арбельскую хронику и Мученичество Милеса, особое положение епископа Селевкии-Ктесифона могло возникнуть уже в 1-й пол. IV в., при Мар Папе: епископ сасанидской столицы стал претендовать на права архиепископа. На следующем этапе, при Исааке, он назывался «великим митрополитом», а в деяниях позднейших Соборов, при патриархах Яваллахе I (415-420) и Дадишо (421-456), именование предстоятеля приобретает классический вид «патриарх-католикос» (Winkler. 2003. S. 27-31).

Употребление термина «католикос» в церковной традиции восточных сирийцев напрямую связано с автокефальным статусом Церкви Востока, а затем и с разрывом церковного общения с греч. Патриархатами, к-рый в Иране соотносили не столько с осуждением патриарха Нестория, сколько с истолкованием решений Эфесского и Халкидонского Соборов в духе аполлинарианства и евтихианства. Впрочем, окончательный разрыв наступил только после араб. завоевания. Согласно восточносир. канонисту X в. Георгию Арбельскому (Assemani. BO. T. 3/2. P. 372-373), система епископата, основанная на Востоке еще апостолами, выглядела так: епископ, епископ-митрополит, епископ общий («католикoс»), епископ-патриарх. Все титулы, кроме первого, назывались по-гречески. Однако после разрыва с К-полем «Восток отказался от главенства Антиохийского Патриархата», в результате чего несториане возвысили титул своего предстоятеля епископа-католикоса до патриаршего уровня. Эту концепцию до сих пор официально разделяет Церковь Востока, хотя ее историчность была подвергнута критике уже со стороны И. С. Ассемани. Но фактические ошибки Георгия не отменяют указания на соборное решение, содержащееся в церковном Предании. По сообщению яковитского патриарха-хрониста Михаила Сирийца (XII в.), между 595 и 602 гг. Антиохийский патриарх прибыл в сасанидский Иран, чтобы освятить 3 церкви, построенные шахом Хосровом II для Марии, приемной дочери визант. имп. Маврикия (Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 372). Это означает, что во время пребывания патриарха в Иране между ним и иерархами Церкви Востока уже не было никаких контактов (Fiey. 1970. P. 67) и термин «католикос-патриарх» употреблялся вне связи с греч. Патриархатом Антиохии. Яковитский богослов XI в. Ибн Джарир связывает разрыв между Антиохией и Ктесифоном с деятельностью митр. Бар Саумы (V в.; Abu Nasr Yahya ibn Harr al-Takrt. 1865. P. 21). Др. авторы указывали на дальность пути из Ктесифона в Антиохию, на необходимость разделения весьма расширившегося диоцеза Восток (Ibn at-Taiyib. 1957. Tl. 2: S. 113-119) и на «правило Никейского Собора» (Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 121-122; в связи с учреждением яковитского мафрианата). Последнее указание ставит вопрос о рецепции канонов Вселенских Соборов на Востоке. Может показаться, что имеется в виду 6-е прав. I Вселенского Cобора, определяющее «древние права… прочих епархий», которое толкуется как гарантия независимости Ирана от Антиохии. Однако в действительности речь идет о сирийском собрании «никейских канонов», дошедшем под именем свт. Маруфа Майферкатского. Третье прав. этого собрания утверждает, что во избежание сложностей, связанных с поездками в Антиохию, кафедра Селевкии на Востоке получает впредь позволение утверждать собственного патриарха-митрополита (Maruta von Maipherkat. 1898. P. 65).

В Армянской Апостольской Церкви титул «католикос» уже в V в. часто встречается в литературе, однако служит для обозначения не только главы Церкви, но и др. духовных лиц: так, в «Истории Армении» Фавста Бузанда «католикосом католикосов» назван еп. Евсевий Кесарийский (Фавстос Бузанд. 1953. С. 60). Первый официальный документ, в котором предстоятель ААЦ именуется К.,- послание II Двинского Собора 555 г. (Garsoyan, Mahé. 1997. P. 60). Об окончательном становлении термина в VI в. свидетельствует и визант. историк Прокопий Кесарийский, который, описывая в «Войне с персами» арм. обл. Двин, замечает: «Священнослужителя христиан они называют греческим словом католикос, поскольку он один стоит во главе этих мест» (Procop. Bella. II 25. 4).

Резиденция арм. первосвятителя из-за постоянных военных нашествий менялась (Вагаршапат, Двин, Ани и др.). До XII в. он носил титул «католикос Великой Армении». Однако в XI-XII вв. не только в Армении, но и в нек-рых малых княжествах появилось неск. арм. престолов К. (напр., в Ахтамаре, где арм. Католикосат существовал с 1113 по 1895, в Мараше, в Гандзасаре). В XII в. в связи с массовым переселением армян в М. Азию и Киликию кафедра К. переместилась в Киликийскую Армению (с 1293 — в столице Сис) и он стал титуловаться «католикос всех армян». После возрождения первенствующей кафедры на территории Вел. Армении, в Эчмиадзине (1441), Киликийские иерархи сохранили титул «католикос» (в наст. время резиденция находится в Антильясе, Ливан). Наряду с этим в силу исторических причин в ААЦ возникли также кафедры Иерусалимского (с 1311) и К-польского (Стамбульского; с 1461) патриархов. Т. о., постепенно сложилась особая форма высшего иерархического устройства ААЦ, включающая 2 К. и 2 патриархов. Оба К. имеют исключительное право освящать миро и рукополагать епископов, но первенство чести принадлежит Эчмиадзинскому К., и ему духовно подчиняются 2 патриарха, которые не имеют подвластных им кафедр.

В иерархической структуре ААЦ термин «католикос» обозначает не только высший титул, но и высший из 4 священнических санов (после диаконов, пресвитеров и епископов), к-рый дается через рукоположение и миропомазание. Считается, что уже со времен свт. Григория Просветителя (нач. IV в.) предстоятель ААЦ рукополагался епископами и сам в свою очередь получал исключительное право рукополагать архиереев. Епископы без участия К. рукополагать не могли. Поэтому титул «католикос» в ААЦ стал высшим чином и наивысшей церковной степенью, к-рая считалась недействительной без совершения рукоположения. В наст. время К. избирается Церковно-национальным Собором пожизненно и помазуется 12 епископами. Наряду с титулом «католикос» для обозначения предстоятеля ААЦ употреблялись и др. термины: «архиепископ», «первосвященник», «священноначальник» (архиерей), «(х)айрапет» (арм.- «глава отцов», семантическая и морфологическая калька с греч. πατριάρχης).

Католикос Гарегин II, предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Фотография. 2012 г.
Католикос Гарегин II, предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Фотография. 2012 г. Большая значимость сана К. в Армении и его народное почитание имеют ряд церковно-исторических и правовых причин. До офиц. принятия христианства в Армении судебная власть находилась в руках жрецов и главным судьей считался верховный жрец. Как отмечает Мовсес Хоренаци (V в.), царь Вагарш II (рубеж II и III вв.) причислил жрецов из рода Вахагна к первым нахарарским родам (Мовсес Хоренаци. 1990. С. 67). После принятия христианства эта власть перешла к К., к-рый был назначен «верховным блюстителем правосудия» (Фавстос Бузанд. 1953. С. 56). Именно по этой причине персид. царь Йездигерд II, к-рый в сер. V в. пытался насадить зороастризм в Армении, ограничил права ААЦ и отобрал право верховного судьи у К., передав его мобеду (Егише. 1971. С. 39). В структуре церковной иерархии установление сана К. способствовало сохранению независимости ААЦ от внешних вмешательств. Чтобы возведение К. на престол не было ограничено выборами, был учрежден канон рукоположения К., подобно рукоположению др. церковных чинов. Он требовал присутствия определенного числа епископов, благодаря чему удавалось пресекать попытки посадить на арм. престол К. извне.

Власть К. была связана с политико-гос. структурой и адм. делением Армении. В период правления рода Аршакуни (до 428) К. избирался на Соборах в присутствии царя, знати и духовенства; царю отводилась главенствующая роль. В IV — нач. V в. К. избирался из рода Партевов, откуда происходил свт. Григорий Просветитель. После смерти Саака I (439) К. начали выбирать из рода Альбианоса — жреческой фамилии, известной еще в дохрист. Армении. С ослаблением и падением царской династии Аршакуни, когда бóльшая часть Армении перешла под контроль Персидской державы, власть рода Альбианоса, к-рый был под покровительством Персии, окрепла. В этот период при выборах не только К., но и епископов кандидатуры утверждались персид. царем, и лишь рукоположение епископа осуществлял К. В VI-VII вв. род Альбианоса становится главенствующим на Соборах при избрании К. При этом персид. наместники (марзпаны) пытались отобрать у главы ААЦ административно-правовую власть, сохранив за ним только духовную.

Известны неудачные попытки создания альтернативных престолов К. у армян-халкидонитов. Так, в 591 г. визант. имп. Маврикий на территории с центром в Аване (ныне в черте Еревана), в то время перешедшей под контроль византийцев, провозгласил К. Ованнеса Багаранци. В 969 г. Ваан I Сюнеци, заочно низложенный за стремление к сближению с армянами-халкидонитами, нашел убежище в арм. царстве Васпуракан и продолжал действовать как К. наряду с новоизбранным Степаносом III, в результате чего ААЦ была расколота, пока оба К. не скончались через 3 года.

В период царствования Багратидов (885/6-1045) церковное, общественное и политическое значение К. усилилось (в частности, появилась новая, более объемная редакция канона рукоположения К.). Этот процесс вызвал противодействие части духовенства, пытавшегося предотвратить централизацию церковной власти. В 954 г. еп. Хосров Андзеваци, отец Григора Нарекаци, выступил против К. Анании Мокаци (946-968) и стремился доказать, что по сути епископ и К. равны, поскольку примат власти К. основан на параллели с небесной иерархией, а в ней ангелы и архангелы равны по благодати. Анания Мокаци со своей стороны утверждал, что разница в названиях иерархов предполагает и разницу в чинах. На довод Хосрова Андзеваци, что епископ не ниже К., т. к. участвует в его рукоположении, Анания Мокаци возражал: св. Иоанн Креститель хотя и возложил руку на Христа, но никоим образом не равен Ему; К. также может рукоположить епископа, а епископ не вправе рукополагать др. епископа (см.: Анания Мокаци. 1998).

С XI в., когда была надолго утеряна арм. государственность в Закавказье, К. воспринимается как национальный лидер армян (что, впрочем, характерно и для др. духовных глав в вост. структуре власти); он становится политическим представителем народа при ведении переговоров с властями разных стран. В эпоху османского и персид. владычества (XV — нач. XIX в.) арм. К. старались сохранить свои полномочия предстоятеля Церкви. Тем не менее в XVII в. тур. и персид. власти начинают играть определенную роль в деле утверждения арм. К. С кон. XVIII в. интерес к его выборам проявляет и Россия, влияние которой в Закавказье растет. В 1828-1829 гг. к России была присоединена Вост. Армения и престол К. в Эчмиадзине. 11 марта 1836 г. российский имп. Николай I подписал «Положение» («Свод законов Армянской Церкви»), согласно к-рому К. должен избираться на всенародном собрании светскими и духовными делегатами, а имена 2 кандидатов, получивших наибольшее число голосов, должны представлять императору на утверждение одного из них. В «Положении» имп. рескриптом был упразднен и Гандзасарский Католикосат.

Литургический церемониал рукоположения и помазания К. начал развиваться ок. IX в. и полностью оформился в Киликийской Армении в XII в. В ААЦ только К. предоставлено право рукополагать епископов (в сослужении 2 архиереев), а в средние века — и благословлять царя на трон. Следуя этому обычаю, в наст. время К. благословляет новоизбранного Президента Армении. В канонах Ованнеса III Одзнеци (717-728) отмечалось, что только К. вправе освящать миро (Книга арм. канонов. 1964. С. 519), и эта норма сохраняется. После смерти К. в период до избрания его преемника освящение мира не проводится. Литургические каноны о рукоположении епископа, об освящении мира и о благословении царя переписывались вместе и назывались Маштоц К. Эти рукописи обычно хранились в резиденции К., т. к. предназначались только для него. Содержащиеся в них каноны считались закрытыми и не могли переписываться вместе с др. литургическими канонами, чтобы их не могли использовать лица, замыслившие неправомерные действия. В этом отношении примечателен 30-й канон Маштоца Х в. из собрания Конгрегации мхитаристов в Венеции, посвященный благословению мира. В рукописи указано только название этого канона, после чего следует запись: «Но не в нашей власти записать сей канон, дабы не оказаться непокорными престолу святого Просветителя и нашему великому патриарху». Интересно, что писец не называет имя современного ему К., следов., сокрытие этой информации уже тогда имело древнюю традицию.

Католикос Василий Мар Фома Павел II, предстоятель Сирийской Маланкарской Церкви. Фотография. XXI в.
Католикос Василий Мар Фома Павел II, предстоятель Сирийской Маланкарской Церкви. Фотография. XXI в. Исключительность сана К. выражалась и в облачении: кроме общих церковных одеяний он носил покрывало на голове, а также патриарший жезл и палицу-конкер. Историк Маттеос Урхаеци (Матфей Эдесский; XII в.) сообщает, что, когда К. Григор II Вкаясер (1066-1105), недовольный деятельностью своего наместника Геворга Лореци, отстранил его от этой должности, то отобрал покрывало и вместе с жезлом отправил в дар посвященному им в сан К. Саргису (Маттеос Урхаеци. 1973. С. 138). Согласно историку Киракосу Гандзакеци (XIII в.), 6 янв., на Богоявление, жители г. Ани дерзко напали на Диоскора, противника К. Петроса Гетадардза, и разорвали покрывало на его лице, «поскольку в то время католикосы носили покрывало, и с презрением изгнали его из города, а Петроса посадили на престол» (Киракос Гандзакеци. 1976. С. 90). Наличие покрывала настолько тесно связывалось с властью К., что мн. арм. авторы, рассказывая о передаче власти тому или иному К., выражают это через передачу покрывала: «после кончины Исраела его покрывало перешло к Сааку Дзоропореци»; «после Петроса Гетадардза покрывало взял Хачик» и т. п. В наст. время 2-слойное покрывало К. употребляется лишь при его рукоположении и помазании, когда, как отмечается в каноне, оно набрасывается ему на голову. Только К. позволено на церковных церемониях держать выше головы одну из главных святынь ААЦ — десницу свт. Григория Просветителя. Согласно древней традиции, К. скрепляли печать и подписывали документы только красными чернилами. В наст. время также обязательными атрибутами К. являются: архимандритский наперсный крест как знак права проповедовать и толковать Свящ. Писание; епископская панагия, к-рая означает, что К. прошел через степень епископа; нагрудный знак орла, к-рый символизирует его власть; орлец, на к-ром К. стоит при проведении торжественных обрядов и к-рый постилается к его ногам, когда он садится.

Албанскую Церковь в Вост. Закавказье также с сер. VI в. возглавляли иерархи с титулом «католикос» (см. в ст. Албания Кавказская). Первоначально Церковь была автокефальной, но с VIII в. находилась в зависимости от ААЦ. В 1815 г., с присоединением ряда персидских ханств Вост. Закавказья к России, Албанский Католикосат ААЦ был упразднен и образованы Арцах-Шушинская и Шемаханская епархии в юрисдикции ААЦ.

Католикос Василий Фома I, предстоятель Сирийской яковитской Церкви Индии. Фотография. XXI в.
Католикос Василий Фома I, предстоятель Сирийской яковитской Церкви Индии. Фотография. XXI в. В Сирийской яковитской Церкви термин «католикос» использовался применительно к мафриану Востока, возглавлявшему церковные общины на территории Ирана и занимавшему в иерархии 2-е место после патриарха (Payne Smith R. Thesaurus syriacus. Oxonii, 1901. T. 2. Col. 3776). В 1863 г. этот титул был упразднен; возрожден в 1912 г. для главы яковитов Индии. Впосл. в связи с расколом среди инд. христиан-яковитов титул «католикос» стали носить как глава независимой Сирийской Маланкарской Церкви (полный титул «католикос Востока, католикос Апостольского престола св. Фомы и митрополит Маланкарский»), так и глава Сирийской яковитской Церкви Индии, признающий власть Антиохийского яковитского патриарха (с 2002 «католикос Индии») (в 1958-1975 раскол был временно преодолен).

11 лет строительства, без преувеличения всем миром, и вот — долгожданное открытие. На Тутаевском шоссе в Ярославле свои двери распахнула первая в области армянская христианская церковь. На открытие прибыли сотни верующих со всего мира. С большого праздника — репортаж Александры Панкратовой.

На богослужение в армянский храм «Сурб Геворг» выстраивается очередь верующих. Этого события ждали десятилетие. О строительстве первой в регионе армянской христианской церкви задумались еще в конце 90-ых. В нулевых получили землю. В 2006-ом заложили первый камень.

Для диаспоры армянской очень важный день, открыли церковь, долго ее строили, каждый помогал чем мог, кто своим физическим трудом, кто материально. Церковь еще не была построена, но все равно здесь собирались, знали, что церковь построят, — говорит Владимир Геворкян.

Деньги собирали всем миром. Часть — на встречах армянской общины, другая — помощь меценатов и гостей Ярославля из дружественной Армении. На торжественное открытие прибыли сотни верующих со всего мира. Здесь и посол Армении в России, Вардан Тоганян, и глава армянской апостольской церкви, архиепископ Езрас.

Мы приехали на святое дело. Освещение церкви для армян — очень важное событие. Армяне долгое время годами, веками не имели государства. Церковь взяла на себя роль государства, — говорит Грачья Маргарьян.

Армения первой в истории приняла христианство на уровне государственной религии. Ее диаспора в области — одна из самых многочисленных. Насчитывает порядка 15 тысяч человек. Теперь это место люди уже окрестили очагом армянской культуры в Ярославле.

— Комплекс храма «Сурб Геврог» включает в себя не только церковь «Сурб Геворг», как религиозный объект, но и здесь находится здание армянского культурного центра «Наири», где каждое воскресенье проходят занятие в армянской воскресной школы, куда каждый может прийти и ощутить себя частицей Армении, — говорит Баграт Киракосян координатор армянского общества «Наири» в Ярославле.

Прихожане едины во мнении, русская православная и армянская апостольская церкви побратимы. И открытие храма послужит укреплению отношений двух стран.

церковь480

Дополните информацию о персоне

Алексанян Артур Геворкович
На армянском: Արթուր Ալեքսանյան
Дата рождения: 21.10.1991
Место рождения: Гюмри, Армения
Краткая информация:
Армянский борец греко-римского стиля, чемпион Армении, чемпион Европы, призёр Олимпийских игр. Мастер спорта Армении международного класса

Биография

Родился 21 октября 1991 года в Гюмри, Армения.

Начал заниматься греко-римской борьбой в 2000 году под руководством своего отца, заслуженного тренера Армении Геворка Алексаняна.

В 2007–2010 годах выступал в юниорских соревнованиях. В 2010 году становился серебряным призёром чемпионата Европы и чемпионом мира среди юниоров в весовой категории до 84 кг.

В 2011 году Артур Алексанян перешёл в более тяжёлую весовую категорию. После победы на чемпионате Армении среди взрослых был включён в состав национальной сборной страны.

На дебютном для себя чемпионате Европы в Дортмунде дошёл до финала, где уступил белорусскому борцу Матвею Дзейниченко.

В 2012 году на чемпионате Европы в Белграде завоевал золотую медаль. По ходу этого турнира он выиграл 5 схваток, отдав соперникам лишь 1 балл. Вскоре после этого Артур Алексанян стал победителем лицензионного турнира Софии и получил право выступить на Олимпийских играх в Лондоне.

В четвертьфинале олимпийского турнира он проиграл будущему чемпиону Хасему Резаеи (Иран), но в дальнейшем, победив борцов из Турции и Кубы, выиграл бронзовую медаль.

Спортивные достижения

  • Чемпион Армении (2011)
  • Чемпион Европы (2012)
  • Призёр Олимпийских игр (2012)
  • Мастер спорта Армении международного класса (2011)

Изображения

Разное

  • Всемирная ассоциация борьбы (UWW) опубликовала рейтинговую таблицу за февраль 2016 года. В весовой категории 98 кг греко-римского стиля, первое место занял неоднократный чемпион Мира и Европы, бронзовый призер Олимпийских игр – Артур Алексанян.

Библиография

  • Лондон-2012. Армянские олимпийцы. Артур Алексанян
  • Нордический армянин Артур Алексанян
  • Артур Алексанян первый в рейтинге всемирной ассоциации борьбы

«Кто не христианин, тот не армянин», — такая присказка часто звучит в религиозных спорах в Армении. За последние четверть века страна стала едва ли не самым религиозным государством Восточной Европы. Однако ее власти, особенно новые, как-то не ладят с церковью: между чиновниками и клириками все чаще возникают трения и даже скандалы, которые никто не старается замалчивать. Церковь пеняет руководству страны на безбожие и другие прегрешения, а государство продолжает уменьшать ее роль в жизни граждан. Но, что удивительно, этот процесс вытеснения церкви на периферию общественной жизни не встречает реального сопротивления со стороны верующих. В парадоксальности ситуации вокруг самой древней христианской церкви мира разбиралась «Лента.ру».

Власть не от бога

С приходом к власти Никола Пашиняна в Армении запустили кампанию под лозунгом «Новая Армения — новый патриарх». Участниками инициативы стали верующие и священники, недовольные главой Армянской апостольской церкви (ААЦ), католикосом всех армян Гарегином Вторым. Они требовали «отставки» католикоса, обвиняли его в том, что за почти 20 лет своего служения патриарх превратил церковь в бизнес, набрал в божий дом свою родню, а также всяких многоженцев, аморальных бизнесменов и прочих сомнительных личностей. Активисты проводили акции протеста, устраивали шествия, преследовали католикоса, доходило даже до драк со священнослужителями.

Команда Пашиняна, только-только освоившаяся тогда у руля, бунтарей не поощряла, но и церкви благоволить не стала — власти демонстративно проигнорировали конфликт и дистанцировались от него. Когда Мигран Акопян, депутат из фракции ранее правившей в стране Республиканской партии Армении (РПА), предложил включить католикоса в список лиц, подлежащих государственной охране, его не поддержали.

«Не нужно создавать впечатления, будто католикосу в Армении что-то угрожает. Если есть такое восприятие , оно неверно», — поставил точку в вопросе сам Пашинян.

Очевидно, что положение ААЦ в Армении изменилось. Руководство страны уже не проявляет той заботы и того внимания к нуждам и чаяниям церкви, к которой та привыкла. В прошлом году премьер заявил, что армянская церковь «дискредитирована как никогда прежде» и что ее превратили в придаток прежних властей. Эта фраза прозвучала в одной из его регулярных перебранок с РПА во время подготовки к внеочередным парламентским выборам, так что критиковал Пашинян в первую очередь своих политических оппонентов. Но священники наперебой принялись утверждать, что они никакой не придаток.

Духовное против мирского

Но не только премьер является сегодня раздражителем для религиозной общественности — ряд чиновников правительства вызывает у них постоянное недовольство. Например, человек из ближайшего окружения Пашиняна, министр здравоохранения Арсен Торосян. Он известен как бывший координатор армянского атеистического Facebook-сообщества, за что регулярно подвергается нападкам, в том числе со стороны коллег.

Бывший советник Торосяна по онкологии после своего увольнения недавно заявил, что стране «не нужен такой министр, который ненавидит армянскую церковь». Теми же словами критиковал министра один из самых известных армянских священников, архимандрит Комитас Овананян: «Торосян неприкрыто ненавидит христиан. Так что это ужасно — представлять, насколько искренне, скажем, он желает крепкого здоровья христианам».

Впрочем, реальных поводов для недовольства христиан Торосян не давал. Другое дело — министр Араик Арутюнян, отвечающий за науку, образование, спорт и культуру. Открыто он не объявлял себя атеистом, но явно придерживается антиклерикальных взглядов. По инициативе министра из школ Армении убирают предмет «История армянской церкви», который ввели в 2003 году по договоренности католикоса Гарегина Второго и премьер-министра Андраника Маркаряна (РПА).

Людям, знакомым с программой этого курса, очевидно, что это в первую очередь пропаганда религии в школе. Известны случаи, когда детей в обязательном порядке строили на молитву. Однако новая власть намерена интегрировать этот курс в уроки общей армянской истории, что на деле значит отказ от религии в школе. Естественно, в ААЦ кипят от злости.

В январе 2019-го Арутюнян схлестнулся в публичной дискуссии с ААЦ. Во время посещения одной из школ Араратской области чиновник увидел в стенах учебного заведения местного священника и намекнул, что это неуместно. «А что ты тут делаешь?» — спросил у представителя церкви министр. На это отреагировал служитель из другого села, пастырь Казар Петросян. В соцсетях он публично обратился к Арутюняну на «ты», назвал его «необразованным министром образования» и «молодым человеком». Арутюнян в долгу не остался и через несколько дней заявил журналистам, что среди священников в Армении «немало необразованных людей».

Нападкам религиозной общественности подверглась и новый мэр Эчмиадзина (Вагаршапат), первая в истории Армении женщина-градоначальник Диана Гаспарян. С точки зрения верующих, 32-летняя атеистка не подходит на роль руководителя «сурового» города, где располагается сердце армянского христианства — Первопрестольный святой Эчмиадзин. Впрочем, единственная претензия, которую смогли предъявить к Гаспарян активисты — это ее религиозные взгляды: мэр честно выиграла выборы и исправно выполняет свои обязанности.

Раздражает верующих Армении и невиданная ранее терпимость новых властей к ЛГБТ-сообществу. Сам премьер недавно лично вступился за армянскую штангистку Мелине Далузян, сменившую пол и ставшую Мелом. На счету спортсмена золото Чемпионатов Европы и бронза Чемпионата мира. Про него снимается фильм, 14 процентов бюджета которого выделило правительство. Пашинян назвал критику властей по этому поводу дешевой пропагандой. «Этот человек — рекордсмен, чей рекорд до сих пор остается непобитым, благодаря его победам поднимался флаг Армении и звучал гимн. У человека была проблема, которая вовсе не нова для нашей действительности. Современный мир дает возможность решить эту проблему», — заявил премьер.

У власти, в свою очередь, к церкви появляются претензии иного рода. Так, руководство Еревана заинтересовалось заброшенными земельными участками, которые прошлое руководство выделило ААЦ под строительство церквей в Ереване — за счет зеленых территорий города. В августе муниципальный депутат Левон Закарян («Мой шаг») предложил вернуть эти земли муниципалитету.

Новое поколение армянских чиновников — молодое, либеральное и выражает откровенно антиклерикальную позицию. ААЦ в этих условиях приходится несладко. С властью у нее возник конфликт, причем он не межрелигиозный, а секулярный, и это самый нежелательный для церкви сценарий. Ведь история в целом и Артур Шопенгауэр в частности учат, что проигравшей стороной в этом противостоянии всегда оказывается религия. Отчасти церковь и сама виновата в том, что власти надоело с ней считаться.

Неизбежный процесс

Христианство — одна из важнейших составляющих армянской национальной идентичности. Армения первой из существующих государств приняла эту религию в 301 году при царе Трдате III Великом. По иронии судьбы, уничтожение языческого наследия происходило под руководством парфянина Григория — сына убийцы армянского царя Хосрова II. Впоследствии его нарекут Просветителем, он станет первым армянским католикосом. Есть гипотеза, что первым христианским государством в мире стало Эдесское царство (Осроена), опередившее Армению примерно на век. Однако внушительный процент населения Осроена составляли все те же армяне.

Слава первого христианского народа неоднократно помогала армянам спастись от полного истребления и ассимиляции, когда их захватывали различные иноверцы — персы, арабы, турки, монголы, и когда население Армении начало разъезжаться по всему миру. Церковь была не столько религиозным, сколько социальным институтом. Однако с развитием идей Просвещения, Реформации и гуманизма роль ААЦ, как и других церквей, начала слабеть.

В XX же веке с приходом советской власти армяне в приказном порядке изучали марксизм-ленинизм, ходили в вузы с кафедрами научного атеизма и смотрели на плакаты, высмеивающие религию, хотя формально ее никто не запрещал. Снова церковь попыталась отвоевать ведущие позиции в обществе с развалом СССР, но в условиях светской демократии и открытого капиталистического рынка ей пришлось, цитируя Пашиняна, стать придатком.

Наконец, репутацию ААЦ серьезно подмочили сами ее служители, то и дело попадающие в некрасивые истории. Из последних громких скандалов наиболее примечателен случай с главой Араратской епархии Навасардом (Самвелом) Кчояном.

Выяснилось, что архиепископ был бизнес-партнером владельца офшорной компании Ашота Сукиасяна, занимавшегося добычей алмазов в Африке. Еще одним партнером бизнесмена оказался человек по имени Тигран Саркисян. Так зовут бывшего премьер-министра Армении, ныне председателя коллегии Евразийской экономической комиссии. Сукиасян был знаком и с премьером, и с Кчояном, они часто встречались. Но оба партнера Сукиасяна заявили, что не знают, как оказались совладельцами офшора, через который проходили сотни тысяч долларов. Дело сумели спустить на тормозах.

Навасарда Кчояна, катающегося на «Бентли», прозвали в народе Бентли Само — за роскошный образ жизни, который он ведет․ Он известен тесными связями с бывшими властями Армении, его арестовывали за владение оружием, а также писали о том, что как-то глава епархии «в шутку» направил ствол на прибывшего в Армению Патриарха Константинопольского Варфоломея — тот от страха потерял сознание.

Но какой спрос с архиепископа, если сам глава ААЦ Гарегин Второй, долларовый миллионер, не прочь продемонстрировать миру различные богатства, а по стране годами упорно ходят слухи о его внебрачных детях.

Такое «лицо» ААЦ еще больше отдаляет паству от пастырей, священники и церковь буквально перестают ассоциироваться с христианством. Вера — одно, люди в рясах — другое. ААЦ не спасает даже зашкаливающая религиозность общества, которое при этом не рвется восстанавливать ее авторитет.

Христианская нетерпимость

Весной 2017 года Pew Research Center опубликовал исследование об отношении к религии в странах Восточной Европы. Армения показала рекорд: 89 процентов респондентов отнесли себя к адептам ААЦ, при этом 82 процента опрошенных высказали категоричную позицию «кто не христианин, тот не армянин». Атеисты, католики и мусульмане вместе взятые умещаются в рамки статистической погрешности — не более 3 процентов. Но одновременно с этим выяснилось, что время на ежедневные молитвы выделяют только 45 процентов населения, а хотя бы раз в неделю в церковь ходит менее 10 процентов. Это при том, что в Армении и в Карабахе с 1991 по 2017 год было построено около сотни храмов — в среднем по четыре в год.

Разгадка такого парадокса кроется в заявлении депутата парламента Армении от правящего блока «Мой шаг» Овика Агазаряна, который в интервью одной из местных газет заявил, что он «христианин, но неверующий», и никогда не молился. Дело в том, что религия в Армении все больше превращается в традицию и некий обряд, в систему распознавания «своих среди чужих». Мало кто из тех 89 процентов людей, назвавших себя христианами, вникал в истории о змее-искусителе, ходившем по воде человеке и так далее. И армян, разделяющих позицию Агазаряна, становится все больше.

Власти же неинтересно вмешиваться в этот процесс, у нее просто нет особой политики в отношении ААЦ, рассказал «Ленте.ру» на условиях анонимности собеседник в правительстве.

«Церковь — это органическая, неотъемлемая часть армянства. Но есть трения с некоторыми отдельно взятыми церковниками, которые ведут себя не очень хорошо. Во-первых, у нас есть претензии к представителям ААЦ или связанным с этой структурой людям, которые живут явно не по средствам, по крайней мере, не по законно нажитым. Во-вторых, часто люди из тех кругов ведут неприкрытую антиправительственную кампанию, участвуют в пропаганде против власти, вмешиваются в политику, тратят на это деньги. Мы строим современное, правовое, светское, демократическое государство, а они хотят прежних привилегий, которых не получат», — пояснил он, отдельно подчеркнув, что речь идет об отдельных священниках.

В руководстве страны, по словам собеседника «Ленты.ру», собрались совершенно разные по религиозным взглядам люди, от глубоко верующих до откровенных атеистов. Никто из них не ставит под вопрос принцип светскости, по которому должна развиваться Армения. Идею «христианского государства» власть не приемлет. «В реальности у нас страна с мутировавшими духовными ценностями. Это обусловлено объективными историческими причинами, — считает собеседник «Ленты.ру». — Но сегодня по факту люди думают, что христианские ценности — это церкви понастроить. Нет, это примитивное, плоское мышление. Я бы на самом деле очень хотел, чтобы в Армении поняли, приняли и укоренили именно христианские и именно ценности. Но пока мы от этого далеки, а то, что есть, — церкви, обряды, декорации и прочее — это бутафория».

Причину конфликта власти и церковных кругов источник видит в нежелании ААЦ подстраиваться под новые реалии и шагать в ногу со временем. Еще одна причина кроется в том, что независимая армянская государственность по историческим меркам очень молода, и у церкви с государством просто не было достаточно времени, чтобы найти взаимоприемлемую формулу сотрудничества. Сегодня ААЦ претендует на «монополию душ» и статус государства в государстве, что и провоцирует непонимание.

«Влияние религии снижается. Чем образованнее человек, тем меньше он верит в магию, это нормально, — считает чиновник. — Мы хотим образовывать людей, и церкви придется с этим смириться. Это не значит, что власть идет против нее, вовсе нет. Мы любим церковь, она часть нашего исторического наследия, самосознания, национального образа. Она, как наш дед — мы уважаем его, ценим, любим. Но каждый дед должен понимать, что нельзя тормозить молодых и заставлять их жить так, как жил он. Наш дед оказался немного консервативным и ворчит. Мы на него не обижаемся, рано или поздно до него дойдет, что можно избежать конфликта поколений. Но лучше, чтобы поскорее».

Пока же светские власти Армении стараются лишний раз не дергать духовенство. А вот духовенство допускает один промах за другим в своей устаревшей пиар-стратегии. То его представители сомневаются в компетентности министра здравоохранения из-за его религиозных взглядов — это мелочи. То Араратская епархия пугает прихожан риском загубить душу, слушая современную музыку. Отдельные священники обвиняют празднующую Хеллоуин молодежь в приобщении к сатанизму и «служении силам тьмы».

Такие нападки по поводу и без регулярны, их много, и они никак не располагают людей к церкви — наоборот. Неудивительно, что при таком раскладе священники роняют свой авторитет и авторитет всей церкви, сами постепенно стирают себя из общественно-политической жизни Армении, толкая страну к атеизму.

• Armenia-სომხეთი

  • Азербайджан и Грузия должны совместно решать свои территориальные проблемы – грузинский историк
  • Грузинский профессор: «Армяне поменяли мне фамилию: теперь я Алиев»
  • Придет время, Армения предаст и Россию – профессор Гурам Мархулия

***

Грузинский профессор: Армяне – бита в руках России против кавказских народов и Турции

«Армянский фактор является битой в руках России против кавказских народов и Турции”, – заявил профессор Сухумского университета в Грузии Гурам Мархулия (проживает на постоянной основе в Тбилиси), выступая на международной конференции в Баку, посвященной 20-летию независимости Азербайджана. По его словам, Россия использует армян в своей политике на Кавказе уже более 100 лет.

«Россия для этих целей с 19 века начала массово переселять армян на Кавказ. В конце XIX – начале XX века армяне даже попытались расширить зону своего обитания вплоть до Тбилиси с целью создания «Великой Армении” и были очень близки к этому, однако начало I Мировой войны отодвинуло реализацию этой затеи”, – отметил он.

По его словам, русские «специально подселили армян на пограничных территориях с Турцией с целью подстрекательства против местного турецкого населения”. «Именно русские подняли восстание армян против турков, приютивших их – примером тому может служить резня местного населения в Карсе и Диярбекире”, – заявил грузинский профессор, не уточнив при этом, откуда же русские брали столько армян, чтобы селить их в эти регионы.
Мархулия подчеркнул, что в период провозглашения независимости закавказских республик, дашнаки («Дашнакцутюн” – одна из старейших армянских партий – ИА REGNUM) стали претендовать на Тбилиси в качестве столицы Армянской республики, однако грузины резко отказали им. «Тогда дашнаки обратились к азербайджанцам с просьбой о передаче им Эривани, на что мусаватисты дали согласие, в надежде, что они смогут избавиться от армянской агрессии”, – заявил профессор Сухумского университета.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1468067.html#ixzz1e52GYQsG

***

Резню турков армянами в начале XX века спровоцировала царская Россия – грузинский историк

Баку, 16 ноября, SalamNews, Дж.Агададашев.

Россия в начале XX века использовала армянский фактор в своих интересах, в том числе и против Турции, заявил профессор истории Сухумского университета в Грузии Гурам Мархулия, выступая на международной конференции в Баку, посвященной 20-летию независимости Азербайджана.

«В 190 году до нашей эры армяне создали два государства – Большую и Малую Армению. Большая Армения называлась большой только по той причине, что она по площади территории была больше Малой. Армянские историки утверждают, что годы правления Тиграна II в период 95-55 годы являлись «золотым веком» в истории Армении. В этот период Тигран смог расширить территории государства за счет земель нынешней Грузии, Турции и Албанского государства», – сказал Г.Мархулия. По его словам, тогдашний захват Албании не дает права армянам сегодня претендовать на территорию Нагорного Карабаха. Историк подчеркнул, что после смерти Тиграна II территория тогдашней Армении уменьшилась до площади нынешней.

«В конце VIII-IX века арабский халифат слабеет, в связи, с чем тогдашний правитель Армении Ашот III предложил арабам расширить свои территории за счет Кавказа при условии, если захваченными территориями будут править армяне», – отметил грузинский профессор. Он отметил, что претензии армян на существование какого-либо армянского государства на территории Киликии безосновательны.

Как сообщает SalamNews, Г.Мархулия напомнил о войне между Османской, Персидской и Российской империями в XIX веке, в итоге которой Россия одержала верх. «В соответствии с указами императора армяне стали массово переселяться на территории Азербайджана и Грузии, и создали на территории Азербайджана «Армянскую область». В конце XIX – начале XX века армяне попытались расширить зону этой области вплоть до Тбилиси для создания «Великой Армении» и были очень близки к этому, однако начало I Мировой войны отодвинуло реализацию этой затеи», – отметил он.

По его словам, русские специально подселяли армян на пограничных территориях с Турцией с целью подстрекательства против местного турецкого населения. «Именно русские подняли восстание армян против турков, приютивших их – примером тому может служить резня местного населения в Карсе и Диярбакыре», – заявил профессор.

Историк предполагает, что подобные вещи могли и происходить в самой Грузии в те времена. «Однако конкретных документов, подтверждающих это, у нас нет», – добавил он.

Г.Мархулия подчеркнул, что в период провозглашения независимости закавказских республик, дашнаки стали претендовать на Тбилиси в качестве столицы Армянской республики, однако грузины резко отказали им. «Тогда дашнаки обратились к Баку с просьбой о передаче им Эривани, на что мусаватисты дали согласие, в надежде, что они смогут избавиться от армянской агрессии», – заявил профессор Сухумского университета.

***

Азербайджан и Грузия должны совместно решать свои территориальные проблемы – грузинский историк

Баку, 16 ноября, SalamNews, Дж.Агададашев.

Азербайджан и Грузию объединяют общие геополитические интересы и общее желание восстановить территориальную целостность обеих стран, заявил профессор истории Сухумского университета в Грузии Гурам Мархулия на международной конференции, посвященной 20-летию независимости Азербайджана.

«Азербайджан и Грузия должны совместно сопротивляться геополитическим силам и вызовам, должны совместно решить территориальные проблемы обеих стран. Я не вижу никакой геополитической силы, способной помочь и Грузии, и Азербайджану в восстановлении их территориальной целостности. У нас общие геополитические интересы в борьбе за свои территории», – заявил Г.Мархулия.

Коснувшись причины возникновения армяно-азербайджанского конфликта, историк отметил, что государство, не имеющее выхода к морю, или погибает, или все-таки находит выход к морю. «Таков закон геополитики. Армения, окруженная государствами и не имеющая выхода к морю, страдает от этого. Поэтому в рамках своей идеи существования «Великой Армении» от моря до моря армяне прибегают ко всевозможным методам для расширения своих пределов, вплоть до войны», – сказал он.

По его словам, армянское руководство совершило большую ошибку, развязав войну против Азербайджана. Г.Мархулия подчеркнул, что в поисках выхода к морю, армяне неправильно выбрали направление Азербайджана, принимая во внимание факт автономности области Нагорного Карабаха.

«Даже оккупировав Нагорный Карабах, армяне продолжают страдать, не приобретя ничего, кроме блокады», – подчеркнул профессор.

По его словам, на сегодня Армения пытается выйти к Черному морю через Грузию. Армянская сторона договаривается с Тбилиси о строительстве железной дороги Ереван-Ахалакалаки-Батуми, резюмировал историк, сообщает SalamNews.

***

Грузинский профессор: «Армяне поменяли мне фамилию: теперь я Алиев»

«Армения – это раковая опухоль на теле Южного Кавказа и ее необходимо удалить»

Интервью Vesti.Az с доктором исторических наук, профессором Сухумского государственного университета Гурамом Мархулия.

– Гурам Ражденович, хоть и опозданием, но хочу поздравить Вас с награждением медалью «Терегги» и дипломом Почетного доктора Института истории НАНА за заслуги в развитии научных связей Грузии и Азербайджана.

– Благодарю. Я горжусь тем, что за заслуги в области укрепления дружбы между народами и развитие азербайджанской диаспоры господин Ильхам Алиев наградил меня медалью «Терегги».

– Вы довольно часто публикуетесь в азербайджанских СМИ, выступаете за справедливое урегулирование Карабахского конфликта, раскрываете сущность армянского экспансионизма на Южном Кавказе. Естественно, что Ваша позиция вызывает дикую озлобленность армянских националистов как в Армении, так и в Грузии. Признайтесь, Вам угрожают армяне?

– Конечно, мне поступают угрозы как на электронную почту, так и на сотовый телефон. Звонят, угрожают, ругают. Иногда замечаю за собой слежку со стороны непонятных типов. Как-то раз позвонила тбилисская армянка и стала кричать, что я дурю грузинских студентов, рассказывая им правду о Карабахском конфликте, что, мол, я не имею права заниматься преподавательской деятельностью. Армяне даже поменяли мою фамилию. Они везде пишут, что моя фамилия не Мархулия, а Алиев. Но я не против, пусть называют и так.

– А как сами студенты-грузины на Ваших занятиях реагируют на то, что вы им рассказываете о Карабахском конфликте?

– Проблема в том, что, к сожалению, грузинское общество, особенно, молодежь, слабо информировано о причинах и последствиях армянской агрессии против Азербайджана. Грузины недостаточно знают Азербайджан.

– Сразу же напрашивается вопрос: кто виноват в этом?

– Виновато общество. Я не сторонник того, чтобы обвинять Азербайджан в том, что грузинское общество слабо информировано о своем соседе. У страны, которая находится в состоянии необъявленной войны со стороны Армении, главным оружием является идеология. И в этом плане большая доля ответственности ложится на обществах и СМИ двух стран.

Было бы хорошо, если бы материалы в азербайджанских СМИ о Карабахе и фальсификациях армян переводились на грузинский язык, чтобы наше общество имело возможность доступа к этой информации. Я, например, свои книги пишу на русском языке. О моих проблемах должны знать другие, а грузины и так их знают. Кстати, именно поэтому меня больше знают не в Грузии, а за ее пределами. Нельзя замыкаться лишь в информационном пространстве своей страны. В свое время мы точно также поступали в отношении Абхазии: мы писали ее историю на грузинском языке. А зачем это нужно было? Грузин и так знал, что Абхазия – это территория Грузии. А абхазы писали свою историю на русском языке. В результате получилось, что мы оказались в Тбилиси (Г. Мархулия родился и вырос в Сухуми – Авт.). Сейчас у нас появляется новая проблема – Джавахетия. Армяне пишут свою ложь о Джавахетии на нескольких языках, а грузину это сделать просто лень.

– Глядя на активно муссируемую армянскими СМИ тему Джавахетии, невольно приходишь к мысли о том, что мировое армянство планирует осуществить там карабахский сценарий. Те же самые стенания и вопли о «тяжелой социально-экономической обстановке», об «отсутствии возможности получать образование на армянском языке» и так далее. Как Вы считаете, насколько уязвима Грузия в вопросе Джавахетии?

– Армяне делают там свое черное дело. Но мы в данном вопросе больше уповаем на помощь мирового сообщества, чем на собственные силы.

Армении вообще не существовало на Южном Кавказе до 1918 года. В Грузии нет героев-армян. Есть герои-азербайджанцы и любой другой национальности, кроме армян, которые воевали за Грузию. А армяне всегда предавали нас. Возьмите, к примеру, абхазскую войну. У меня были соседи армяне. Но как только началась война, они сразу же создали армянский батальон, и стали воевать против нас, грузин. Сейчас в моем родном доме в Сухуми живут армяне. Этот народ невозможно перевоспитать, предательство, вероломство у них в крови.

– Кстати, пару недель назад из Грузии пришло сообщение о том, что указом Михаила Саакашвили группа джавахкских армян удостоена государственных наград Грузии. При этом формулировка вызывает недоумение – награждены они были «за проявленный высокий профессионализм и продуктивную деятельность «Медалью чести»…

– Я думаю, что этим награждением правительство Грузии пытается задобрить армян Джавахетии, приостановить дальнейшее расползание сепаратизма в этом регионе.

– Гурам Ражденович, Вы один из тех, кто, не являясь азербайджанцем, гражданином Азербайджана или уроженцем нашей страны, пытается донести правду, в Вашем случае, грузинскому обществу, об армяно-азербайджанском конфликте вокруг Карабаха. Хотелось бы узнать, что подвигло Вас вплотную заняться этим вопросом?

– Я уже отметил выше, что сейчас в моем доме в Сухуми живет армянин, который клялся мне в вечной дружбе. А когда нас стали выгонять, мой сосед, как и все другие армяне в Абхазии, начал радоваться этому. И тогда я стал искать причину подобного поведения, изучать историю армянского народа. Первоначально я вообще не думал, что буду исследовать вопрос Карабаха. Я изучал историю грузино-армянских отношений. Моя диссертация как раз и посвящена этим отношениям. Постепенно круг исследований расширялся, я подошел к вопросу Карабаха, стал изучать истоки этого конфликта. И понял, что армяне в Карабахе поступили с азербайджанцами точно также, как они это сделали потом в Абхазии.

Я стал работать в этом направлении, и сразу же армяне стали кричать, что азербайджанцы меня подкупили. Но при этом у меня нет ничего – ни машины, ни жилья. Все осталось в Сухуми.

Армения – это раковая опухоль на теле Южного Кавказа и ее необходимо удалить. В свое время эту опухоль вырезали в другом регионе, а через некоторое время эта опухоль появилась на наших родных землях – на Южном Кавказе. Сейчас армяне на каждом углу кричат об «армянских церквях» в Грузии. Но хочу отметить, что в Грузии вообще нет армянских церквей, армяне присвоили грузинские церкви и выдают их за свои. Армяне – это еретики, никто еретикам не позволил бы строить в Грузии какие-то церкви. Грузинский народ воевал, погибал в сражениях, земли пустели, и туда сразу же направлялись армяне. Так вместо разрушенных грузинских церквей появлялись «армянские». А доказать ничего не могут. Сейчас даже появляется какая то «Армянская Республика Абхазия». То есть, это уже 28-я Армения в мире.

Еще один пример «добрососедства» армян. Из Ахалкалаки до Батуми строится тоннель для железнодорожного транспорта. Армяне подписали договор с грузинской стороной о вывозе грунта, высвобождающегося в результате строительства тоннеля. Грунт вывозится в Армению, и мы вдруг узнаем, что он богат золотом и серебром. Армяне знали об этом, поэтому так рвались вывозить этот грунт в Армению

– И последний вопрос. Как Вы считаете, скоро ли Азербайджан и Грузия восстановят свою территориальную целостность?

– Безусловно, это когда-нибудь произойдет. Но без ухода России из Южного Кавказа ждать придется еще слишком долго.

Бахрам Батыев (Баку-Тбилиси-Баку)

***

Придет время, Армения предаст и Россию – профессор Гурам Мархулия

© novosti.az 26/12/2011

БАКУ, 26 дек – Новости-Азербайджан, Кямал Али. Профессор Сухумского университета Гурам Мархулия исследует историю отношений Армении с соседями по Кавказу. Он известен разоблачительными публикациями о разрушительных действиях современной Армении против Грузии и Азербайджана.

Гурам Мархулия ответил на вопросы АМИ «Новости-Азербайджан»:

– История народов Южного Кавказа богата захватами территорий и изменением географических границ государств. Тоже происходило везде в мире, ни одна современная страна не зародилась в нынешних границах. Но много лжи в трактовке исторических событий. Республика Армения, в частности, открыто или скрыто претендует на земли всех соседних государств.

– Вы говорите о географической войне. Часть земель, на которых сегодня существует Армения, являются историческими грузинскими территориями. Вообще, существование Армении является исторической ошибкой. Лорийская область с городами Степанаван, Ванадзор, Гюмри и другие города, ущелья и долины на территории Армении являются историческими грузинскими землями.

Не буду уходить далеко в историю. В 1783 году кахетинский царь Ираклий Второй подписал Георгиевский договор с Россией, по которому Лорийская область, Бамбакское ущелье, территория нынешней Армении вплоть почти до Еревана, была в составе Кахетинского государства. Тогда Грузия стала протекторатом России.

Через 117 лет 26 мая 1918 года перед руководством Грузии был поставлен вопрос: что делать с армянами? Армяне хотели сделать Тбилиси своей столицей, потому что тогда в Тбилиси большинство жителей были армянами. Грузинский парламент создал комиссию для определения границ Грузии, и парламентеры пришли к выводу о том, что сегодняшние армянские города Степанаван, Гюмри, Ленинакан, Ванадзор, Кировакан, где частично проживало азербайджанское население, должны стать грузинскими. Тогда армяне, увидев, что Грузия будет создавать государство в границах Георгиевского трактата, Армении же не будет вообще, с помощью России создали на месте бывшей Ереванской области сегодняшнюю Армению. На землях, частично грузинских, и частично азербайджанских. На грузинских землях были царства, а на азербайджанской – ханства, в разное время включенные в состав Российской Империи.

– В Армении говорят, что им не известно об исторической принадлежности Ереванской области Грузии. Мол, там со времен Адама жили армяне.

– Им прекрасно все известно. Армяне прибыли на Кавказ из Малой Азии, а туда переместились с Балкан. Историческим фактом, признанным армянскими учеными, является то, что армяне не являются коренными жителями Кавказа.

– Это видно и по народным костюмам и танцам армян, в которых нет ничего кавказского, но все этнические особенности армян идентичны с песнями и костюмами балканских народов. Зачем же в современной Армении отрицают свою историю, перевирают ее?

– Это делается для того, чтобы обосновать притязания на территории других государств. Они присваивают не только другие территории, они присваивают также материально-культурное наследие соседних народов. Археологические исследования, в которых армяне якобы обнаруживают доказательства своей автохтонности на Кавказе, на самом деле доказывают грузинскую принадлежность армянской территории.

То же касается храмов, которые находятся в Грузии, и некоторыми деятелями называются армянскими. Никогда грузинская православная церковь, грузинское царство не согласилось бы с нахождением на ее территории, в столице Грузии, еретических храмов.

Не буду уходить далеко в историю и касаться 14-15 веков. В 1795 году, 11 сентября, персидский Ага Магомед хан вторгся в пределы Грузии из-за того, что Кахетинский царь Ираклий Второй подписал Георгиевский трактат с Россией и вышел из под персидской зависимости.

30-титысячная армия хана вошла в пределы Грузии. На пути иранцев встретил армянский католикос, который предложил им 100 тысяч рублей и обещал, что местные армяне не будут выступать против иранцев.

Первую стычку грузины выиграли. Ага Магомед хан подумал, что Грузия сильна, и Россия им поможет, и решил убрать свои войска. Но два армянских мелика, которых приютил Ираклий Второй – мелик Меджнун и мелик Абов, догнали персов и сказали им, что у грузин нет больше армии, вернитесь и возьмите Тбилиси. Хан, конечно, вернулся, разбил грузинскую армию и сжег Тбилиси. Все население города было уничтожено полностью, спаслись только убежавшие. Армяне же в Тбилиси остались и вселились в бесхозные дома. Ими были присвоены грузинские церкви.

Все церкви в Тбилиси, которые в Ереване считаются армянскими, на самом деле присвоены ими в последний период. Фундамент этих церквей грузинский, основа зданий построена в грузинском архитектурном стиле. Об этом свидетельствуют церковные архивные документы, но политика и армянское лобби не дают возможности воцариться справедливости.

– Во Франции принято невероятное для европейской демократии решение о запрете мыслить не в угоду армянам. Я имею в виду решение нижней палаты французского парламента о криминализации отрицания «армянского геноцида». К каким последствиям приведет это решение?

– За события начала прошлого века надо судить Францию, Англию и Россию, которые являются главными виновниками той трагедии. Французы, русские и англичане подстрекали армян против турок. А Турцию надо судить за то, что она не до конца наказала армян.

Исторические события должны обсуждать историки, а не политики. Это позор для Франции – запрещать думать. А президент Саркози выполнил политический трюк для того, чтобы снова быть избранным на высокий пост, с помощью полумиллиона местных армян. Я уверен, что Сенат Франции не одобрит этот законопроект. Это решение ни на что не повлияет, хотя пройдет время, на этот документ армяне будут ссылаться для своих очередных действий против своих соседей.

– Вы свидетель и современник трагических событий в новейшей истории Грузии. Какова роль армян в отторжении Абхазии от Грузии?

– Армяне, живущие в Абхазии, были изгнаны в свое время из Турции и нашли приют на грузинской земле. Мы их приютили и обогрели, дали им дома, а когда враг наступал, они выступили против грузин, на стороне врага. В моем доме в Сухуми сейчас живет армянская семья, и конечно, я считаю их своим врагом. Они всегда были врагами.

На наших глазах в Абхазии произошло то, что происходило всегда в истории грузинского народа. Когда у армян была такая возможность, они обязательно предавали Грузию, Турцию, Византию, придет время, предадут и Россию. Они же без предательства не могут самосохраниться.

В Абхазии на стороне врага сражалась целая армянская дивизия, в которой воевали местные армяне и боевики, приехавшие из Армении. Они защищали не только интересы армян Абхазии, но и армян Армении. Эта республика всеми средствами помогала сепаратистам в войне против Грузии.

Сегодня в Абхазии каждый второй житель – армянин. В Абхазии больше армянских школ, чем абхазских. Они называют эту землю Абхазской армянской республикой.

– Что происходит в грузинской провинции Самцхе-Джавахети?

– Тот же армянский сепаратизм, тот же геополитический конфликт. В 1908 году во время войны с Грузией Армения была готова войти в эту грузинскую область, но им не позволили дойти до Тбилиси, и армяне остановились. Армяне с тех пор подготовили всю идеологическую основу для того, чтобы при первом же удобном случае захватить Самцхе-Джавахети, взять перевал и выйти к Черному морю. Захваты на турецком направлении для армян, естественно, невозможны, и они пока готовятся к захвату Грузии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *