Практика нашего храма

В Храме Иверской иконы Божией Матери в вечерние часы совершается вседневная или великая вечерня, а накануне больших праздников всенощное бдение (соединение великой вечерни с праздничной утреней).

Подробнее о богослужениях смотрите ниже.

Вечерня

Вечерня – богослужение, совершаемое в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).

Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.

В чин великой вечерни входят: благословение; чтение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы); великая ектения; кафизма, пение стихир на «Господи воззвах» и догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…», пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; тропари; отпуст.

На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, не совершается вход и не читаются паримии, читается рядовая кафизма.

Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.

Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.

Всенощное бдение

Всенощное бдение, или Все́нощная, – соединение трех служб (великой вечерни (см. выше), утрени и первого часа).

Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.

В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

Всенощное бдение служится накануне:

  • воскресных дней;
  • двунадесятых праздников праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (например, память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца);
  • дни храмовых праздников;
  • любого праздника по изволению настоятеля храма или согласно местной традиции.

Утреня

Утреня – общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.

Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

На практике во многих храмах Русской Православной Церкви утреня служится в вечерние часы сразу после вечерни. Однако в нашем храме, за исключением всенощных бдений, утреня, как и положено по Уставу, совершается в утренние часы и предваряет Литургию.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна.

  • Чинопоследование Всенощного бдения с комментариями и аудиофрагментами
  • Смысл и структура Всенощного Бдения прот. Виктор Потапов
  • Толковый Типикон: Всенощное бдение М. Скабалланович
  • Чинопоследование Всенощного бдения с переводом
  • О времени совершения Всенощного бдения Юрий Рубан
  • Трудные места Всенощного бдения диакон Михаил Асмуc
  • Практическая осуществимость всего устава Всенощной М. Скабалланович
  • Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон М.М. Клименко
  • Тест: Всенощное бдение
  • Аудио о Всенощном бдении
  • Видео о Всенощном бдении
  • Трансляция из храма
  • Фотоальбом: «Всенощное бдение»

***

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – 1) торжественная храмовая служба, объединяющая в себе службы великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа; 2) одна из форм православной аскетической практики: молитвенное бодрствование в ночное время суток.

Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере Спасителя и Св. Апостолов.

Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.

В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

На практике, перед Всенощным бдением может совершаться служба девятого часа.

Всенощное бдение служится накануне:

  • воскресных дней
  • двунадесятых праздников
  • праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
  • дни храмовых праздников
  • любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

Между великой вечерней и утреней, после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает лития (от греч. – усиленное моление). На русских приходах она не служится накануне воскресных дней.

Бдением также называют ночную молитву, совершаемую благочестивыми верующими келейно. Многие св. Отцы считают ночную молитву высокой христианской добродетелью. Св. Иоанн Лествичник пишет: «Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов – в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума». (Слово 20, О бдении).

***

В. Духанин, из книги «Во что мы веруем»:

Мы настолько погружаемся в земную суету и попечения, что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение – оно совершается по вечерам накануне воскресных и праздничных дней и способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров. Всенощное бдение всегда предшествует Литургии, главному богослужению Церкви. И если Литургия по своему сакраментальному смыслу символизирует Царство будущего века, вечное Царство Божие (хотя этим значением Литургия не ограничивается), то Всенощное бдение символизирует то, что ему предшествует, историю Ветхого и Нового Заветов.

Начинается Всенощная с Великой вечерни, которая изображает основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, грехопадение первых людей, молитву их и надежду на будущее спасение. Например, первое отверзение Царских врат, каждение священнослужителями алтаря и возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…» знаменует творение Святой Троицей мира, когда Дух Святой, символизируемый клубами кадильного дыма, обымал первозданный мир, вдыхая в него живоносную силу. Далее поется сто третий псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца, явленную в красотах видимого мира. Священник в это время кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, исполняя их благодатью Духа Святого. Но человек согрешил и был изгнан из рая – закрываются Царские врата, теперь молитва совершается перед ними. А пение стихов «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминает бедственное положение человечества после грехопадения, когда появились болезни, страдания, нужды, и люди в покаянии искали милости Божией. Пение завершается стихирой в честь Пресвятой Богородицы, во время которой священник, предшествуемый свещеносцем и диаконом с кадилом, выходит из северных дверей алтаря и торжественно входит через Царские врата, что обращает наш мысленный взор к предсказаниям ветхозаветных пророков о пришествии в мир Спасителя. Вот так каждый фрагмент вечерни заключает в себе возвышенный смысл, в основном связанный с ветхозаветной историей.

А затем следует утреня, означающая наступление новозаветного времени – явление Господа в мир, Его Рождение в человеческом естестве и Его славное воскресение. Так, уже первые стихи перед шестопсалмием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» напоминают славословие ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в момент Рождества Христова (ср. Лк. 2:13-14). Особое значение на утрене имеет полиелей (что значит «многомилостив» или «многое освещение») – торжественная часть Всенощной, заключающая в себе прославление милости Божией, явленной в пришествии Сына Божия, Который спас людей от власти диавола и смерти. Начинается полиелей с торжественного пения хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя», в храме возжигаются все светильники, а Царские врата отверзаются в знак особого благоволения Божия к людям. Накануне воскресных дней поются особые воскресные тропари – радостные песни в честь Воскресения Господа, повествующие, как ангелы явились женам-мироносицам у Гроба Спасителя и возвестили им о Воскресении Иисуса Христа. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, а затем исполняется канон – собрание особых кратких песен и молитв, посвященных празднуемому событию. Вообще, стоит заметить, что помимо указанного значения каждое Всенощное бдение посвящено определенному празднику – событию священной истории или памяти святого или иконе Божией Матери, и потому на протяжении всего богослужения исполняются песнопения и читаются молитвы, посвященные именно этому празднику. Так что смысл Всенощной возможно постичь, не только зная преобразовательное значение богослужебных действий, но и вникая в смысл песнопений каждого праздника, для чего хорошо еще дома ознакомиться с содержанием богослужебных текстов. А самое главное – во время богослужения научиться молиться внимательно, с теплым и искренним чувством, ведь лишь при этом будет достигнута главная цель служб церковных – богообщение.

***

В начале XX века в Киевской духовной академии был предпринят опыт реконструкции всенощного бдения в полном соответствии с уставом. Подготовка длилась несколько месяцев и потребовала значительных материальных затрат. Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона — более двух часов. Напевы использовались обыкновенные, четырехголосные. Организатор этого необычного мероприятия профессор М. Скабалланович так вспоминает о нем:

Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной»… Два руководителя службы, знающие наизусть 2-ю главу Типикона… по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг друга, это ли следует далее. Большинство исполнителей службы… в течение всенощной были как бы пьяные… Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь. Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься… При повторении предполагается все петь большим знаменным распевом, что удлинит всенощную часа на 3-4.

В современном мире вера утратила первичную значимость для человечества, поэтому многие люди не имеют понятия, какие службы проводятся в храмах, из чего они состоят и так далее. Необходимо исправлять такое положение вещей и уяснить, что такое всенощное бдение или как его еще называют «всенощная».

Что такое всенощное бдение в церкви?

Среди всех богослужений, которые совершаются в православной церкви, можно выделить всенощное бдение, которое проводится перед великими праздниками и воскресными днями и длится оно с вечера и до восхода солнца. В зависимости от часового пояса начинаться оно может в 4-6 ч. вечера. В истории становления христианства можно найти информацию, что иногда последование всенощного бдения совершалось в знак благодарности Господу за избавление от разных бед или победу в войнах. К особенностям этого богослужения можно отнести следующее:

  1. После вечерни может проходить освящение хлеба, растительного масла, вина и пшеницы. Связано это с тем, что эти продукты раньше обязательно употребляли в пищу монахи перед богослужением.
  2. Полное последование всенощного бдения включает чтение во время утрени отрывков из Евангелия и пение великого славословия, где человек выражает свою благодарность Господу за прожитый день и просит помощи, чтобы оградиться от грехов.
  3. За богослужением проходит помазывание верующих елеем.

Чем отличается вечерня от всенощного бдения?

Многие верующие задаются этим вопросом, но на самом деле все просто, всенощное бдение объединяет в себе две службы: вечерню и утреню. Стоит заметить, что вечерня перед праздниками проводится не обычная, а великая. Описывая особенности всенощного бдения, важно упомянуть и то, что во время этого богослужения многие произведения исполняются церковным хором, что добавляет особую красоту действу.

Из каких служб состоит всенощное бдение?

Богослужение традиционно проводят накануне церковных праздников и воскресных дней. Состав всенощного бдения такой: вечерня, утреня и первый час. Бывают случаи, когда богослужение может начинаться великим повечерием, которое будет переходить в вечерню. Такая схема обязательно используется перед Рождеством Христовым и Крещением. В некоторых храмах после завершения службы священнослужители проводят исповеди, где люди могут покаяться в своих грехах.

Как проходит всенощное бдение?

Такое богослужение способно освободить душу человека от негатива и дурных мыслей, а еще расположить к принятию благодатных даров. Всенощное богослужение символизирует историю Ветхого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения.

  1. Начало всенощного бдения называется Великой вечерней, которая служит изображением основных ветхозаветных историй. Открываются Царские врата и знаменуется творение Святой Троицей мира.
  2. После этого поется псалом, который прославляет премудрость Творца. Во время этого священник кадит храм и верующих.
  3. После закрытия Царских врат, что символизирует совершение первого греха Адамом и Евой, молитва совершается перед ними. Поются стихи «Господи, воззвав к Тебе, услыши мя», которые напоминают людям их бедственное положение после грехопадения.
  4. Читается стихира, посвященная Божьей Матери, и во время этого священник выходит из северных дверей алтаря и входит в Царские врата, что олицетворяет собой появление Спасителя.
  5. Структура всенощного бдения подразумевает переход к утрене, которая означает наступление времени Нового Завета. Особое значение имеет полиелей – торжественная часть богослужения, во время которого прославляют милость Господа за дарование Спасителя.
  6. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, и исполняется канон.

Сколько длится всенощное бдение?

В современном мире такое богослужение длится в большинстве случаев около 2-3 ч. Подобное сокращение связано, скорее всего, с тем, что не все люди могут выстоять долгую службу в церкви. Выясняя, сколько длится всенощное бдение в церкви, стоит указать, что раньше эта богослужение длилось дольше, поскольку оно начиналось вечером и проводилось до самого утра. Отсюда и возникло его название. Самым продолжительным всенощным бдением, которое проводится в наше время, является Рождественское.

Русский

В Викиданных есть лексема бдение (L90620).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бде́ние бде́ния
Р. бде́ния бде́ний
Д. бде́нию бде́ниям
В. бде́ние бде́ния
Тв. бде́нием бде́ниями
Пр. бде́нии бде́ниях

бде́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -бд-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. состояние бодрствования, напряжённого внимания ◆ Я не знаю — я не могу припомнить себе, — но какой-то страшный сон, какое-то ужасное видение посетило мою расстроенную голову в томительную минуту борьбы сна с бдением. Ф. М. Достоевский, «Бедные люди», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Комната не протоплена, не убрана; суп, который один вам можно есть, не заказан повару, за лекарством не послано; но, изнуренная от ночного бдения, любящая жена ваша всё с таким же выражением соболезнования смотрит на вас, ходит на цыпочках и шёпотом отдает слугам непривычные и неясные приказания. Л. Н. Толстой, «Юность», 1857 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. религ. (в Православной церкви) церковная служба, начинающаяся (продолжающаяся) в ночное время ◆ В полночь началось во всех церквах всенощное бдение, утром обедня с молебном при колокольном звоне. А. С. Пушкин, «История Петра: Подготовительные тексты», 1835—1836 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

  1. расслабленность

Гиперонимы

  1. служба

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: бдительность
  • прилагательные: бдительный
  • глаголы: бдеть
  • наречия: бдительно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • всенощное бдение

Перевод

бодрствование

  • Немецкийde: Wachsein ср. -s, -, Wachsamkeit ж. =, —

литургия

  • Английскийen: vigil(s)
  • Немецкийde: Nachtgottesdienst м. -(e)s, -e

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»

Болгарский

Ед. бдение
Ед. об. бдение
Ед. суб. бдението
Мн. бдения
Мн. сов. бденията
Числ.
Зв.

бде·ние

Существительное, средний род, склонение 72.

  1. бдение (аналог. русск. слову в знач. 1) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. бодърствуване
  2. наблюдение, надзор, страж

Ближайшее родство

  • существительные: бдителност
  • прилагательные: бдителен
  • глаголы: бдя
  • наречия: бдително

Аналогично русскому слову

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
  • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить необходимые разделы в «Семантические свойства» (Синонимы, Антонимы, Гиперонимы, Гипонимы)

23 марта исполняется 100 лет со дня первого исполнения одного из шедевров мировой духовной музыки – «Всенощной» С. Рахманинова. Впервые она прозвучала в Москве в Большом зале Российского Благородного собрания (ныне – Колонный зал Дома Союзов) 10 (23) марта 1915 года в исполнении Синодального хора под управлением Н. М. Данилина. «Всенощная» «увидела свет» в эпоху возродившегося интереса к духовной музыке. Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, М. Балакирев, С. Танеев, А. Лядов, П. Чесноков, А. Гречанинов, А. Кастальский – к этому жанру обращаются все крупные композиторы того времени. Их поиски приводят к возникновению так называемого «нового направления» в русской хоровой музыке, задача которого – возрождение традиций древнего православного пения. В области духовной музыки к тому времени обострились все многовековые противоречия и разногласия; обнажились вопросы, однозначного ответа на которые нет и сегодня: нужно ли исполнять церковную музыку в концертных залах и, наоборот, можно ли духовные сочинения светских композиторов исполнять в церкви?

Любовь к русскому православному пению Рахманинов впитал с детства благодаря своей бабушке. Она водила его на все церковные службы, и будущий композитор их мужественно выстаивал. Тогда же он получил и первые яркие впечатления от колокольного звона, занявшего важное место во всём его творчестве. Сергей Васильевич как-то сказал в одном из своих интервью: «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». Большое влияние на сочинение «Всенощной», написанной менее чем за две недели, оказали известный русский духовный композитор А. Д. Кастальский и руководитель Синодального хора С. В. Смоленский, читавший курс лекций по древнерусскому пению в Московской консерватории, где учился Рахманинов; его памяти и посвящена «Всенощная». Сам композитор особо выделял её среди всех своих сочинений: из двух произведений, которые он считал лучшими в своем творчестве, одно – «Всенощная». А больше всего он ценил пятую песнь – «Ныне отпущаеши» – и хотел, чтобы она звучала во время его погребения.

Выбор «Всенощной» для Рахманинова не случаен. Ведь именно воскресная служба занимает исключительное место в церковной жизни. «Это день, принадлежащий не времени, а вечности. Это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю», – говорится в литургике. Композиция «Всенощной» соответствует логике литургического действия. Она состоит из 15 песнопений – вечерни и утрени, предваряемых прологом. Песнопения вечерни (№№ 2-6) отличаются камерностью, песнопения утрени (№№ 7-15) более масштабны и напоминают народные сцены из опер русских композиторов. Для большего погружения в атмосферу церковного богослужения Рахманинов сознательно использовал звукоизобразительные приёмы, имитирующие колокольный звон. Из 15 песнопений десять написаны на подлинные знаменные распевы церковного Обихода – главной певческой книги Русской Православной Церкви, остальные пять – оригинальные сочинения С. Рахманинова, и по его словам «сознательно подделывались им под церковный Обиход». Н. М. Данилин, дирижировавший первым исполнением «Всенощной», отмечал, с какой тщательностью изучал Рахманинов особенности древне-церковного письма во время работы над произведением, чтобы максимально приблизиться к «знаменному» письму.

Музыка «Всенощной» написана для 12-голосного смешанного хора. Партитура чрезвычайно сложна и требует от исполнителей высочайшего профессионального мастерства. Композитор значительно расширил традиционные возможности хора, используя от трех-четырех – до десяти-одиннадцатиголосия, чередование хора и солистов, пение с закрытым ртом, антифонное пение – попеременное звучание двух хоровых групп. На первом исполнении «Всенощной» среди публики было много духовных лиц. Аплодисменты в зале запрещались, так как исполнялась церковная музыка, но публика аплодировала. Несмотря на столь грандиозный успех, дальнейшая судьба сочинения оказалась несчастливой. Прозвучав после премьеры всего несколько раз в течение десятилетия, «Всенощная» «замолчала» почти на 60 лет. Будучи произведением духовной музыки, «Всенощная» далеко выходила за рамки духовного сочинения. И, в итоге, из-за «нецерковности» и чрезмерной «концертности» она не нашла себе места в церковном Обиходе, а на концертную сцену не была допущена из-за своей принадлежности к церковному искусству. Вот такой замкнутый круг…

Сегодня «Всенощная» исполняется в концертных залах всего мира, а отрывки из неё звучат во время богослужений в русских православных храмах. К 100-летнему юбилею в России приурочен ряд мероприятий. Так, в Москве, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке состоится богослужение при участии Синодального хора. «Всенощная» будет звучать в Академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, а также в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Кроме того, концерты пройдут в разных регионах нашей страны. «Всенощная» не забыта и за рубежом: её исполнят в Европе – Великобритании, Франции – и других странах. А в Соединённых Штатах, где Рахманинов провёл последние годы своей жизни, помимо выступлений, к этой дате подготовлен специальный проект: американские хоры Phoenix Chorale и The Kansas City Chorale под руководством Чарльза Браффи издали альбом с исполнением великого произведения.

Анна Солодовникова
Анастасия Собко
tvkultura.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *