Содержание

Кроме православных святынь это место также может быть интересно возможностью прикоснуться к истории и силе человеческой мысли, к красоте и величию божественного искусства, глотком свежего воздуха, наполненного молитвенной тишиной.

В этой статье сначала я расскажу о том, как добраться в Дивеево через Нижний Новгород, а потом о самом монастыре, его особенностях и святынях, которые обязательно нужно посмотреть в Дивеево.

Оглавление

  • Как добраться в Дивеево через Нижний Новгород
  • Дивеевский монастырь – почему он так популярен
  • История возникновения Дивеевского монастыря
  • Святыни Серафимо-Дивеевского монастыря
    • Мощи преподобного Серафима Саровского
    • Канавка Божьей Матери
    • Чудотворные иконы Богородицы Дивеевского монастыря
  • Святые источники Серафимо-Дивеевского монастыря
    • Источники — Казанский, Пантелеимовский и источник «Умиление»
    • Источник Александры Дивеевской
    • Иверский источник
  • Где и что покушать в Дивеево

Как добраться в Дивеево через Нижний Новгород

Село Дивеево находится в 170 км от Нижнего Новгорода и в 56 км от Арзамаса. Я предлагаю путешествие в Дивеево через Нижний Новгород, а не Арзамас потому, что Нижний Новгород интереснее с туристической точки зрения, это большой город и транспорт из него до Дивеево и обратно хорошо организован.

Когда мы планировали это путешествие, то почитав статьи в интернете было ощущение, что добраться в Дивеево не так уж и просто, как то все запутанно с транспортными компаниями и могут возникнуть сложности. Но мы все же решились на эту поездку и оказалось, что в реальности добраться до Дивеево из Нижнего Новгорода достаточно легко.

Для поездки из Нижнего Новгорода в Дивеево хватит 1-го дня без ночевки, при желании можно переночевать в Дивеево в гостинице при монастыре или в гостевых домах в частном секторе.

Выехав в 8, 9 или 11 утра из Нижнего Новгорода, через 3 часа вы будете в Дивеево. Какое-то время вы проведете в монастыре. А последний автобус уходит из Дивеево в районе 18 часов. То есть максимум к 21 часу вы уже можете вернуться в Нижний Новгород. Можно приехать из Дивеево и на более ранних рейсах – в 13, 14, 15, 16, 17 часов. Это зависит от того, сколько времени вы захотите провести в монастыре.

Ехать в Дивеево лучше в будние дни, так как в выходные дни людей в монастыре значительно больше, в очереди к святым мощам Серафима Саровского можно простоять часами. Дивеево очень популярный паломнический центр. А в будние дни в монастыре тихо и спокойно.

Доехать до Дивеево из Нижнего Новгорода можно на автобусе с автовокзала «Щербинки», либо же на автобусе (маршрутке) от Московского ж/д вокзала.

Автовокзал «Щербинки» расположен на окраине Нижнего Новгорода, в 13 км от центра. В Дивеево с автовокзала идет два утренних рейса, в 9 утра и в 11. Стоимость проезда 400-600 рублей. Купить билеты онлайн можно на сайте автовокзала. Телефон справочной автовокзала: +7 (831) 469-01-74, режим работы дежурного по выдаче справок: 07:00-19:00, обед — 12:00-13:00. Адрес автовокзала «Щербинки» — Нижний Новгород, проспект Гагарина, 234А.

Более удобный способ добраться до Дивеево из Нижнего Новгорода это маршрутные автобусы, идущие из центра города, от площади перед Московским ж/д вокзалом. Точное месторасположение остановки возле Московского ж/д вокзала и все остальные, упоминаемые в статье места отмечены на этой интерактивной карте:

Эти автобусы (маршрутки) идут до закрытого города Саров, который расположен за Дивеево в 10 км, автобусы делают по пути остановку в Дивеево. Желающих уехать из Нижнего Новгорода в Саров в любой день достаточно, поэтому билеты на этот маршрут обязательно нужно заказывать заранее по телефону.

Маршрут от площади перед ж/д вокзалом Нижнего Новгорода обслуживают 2 транспортные компании – «Пассажир» и «Попутчик». Автобусы у этих перевозчиков одинаковые, цены тоже одинаковые – 550 рублей (на 2019 год) до Дивеево, отправляются они с одного и тоже же места на привокзальной площади. Поэтому нет никакой разницы на какой из них ехать в Дивеево.

В предыдущий до поездки день нужно позвонить по телефону и забронировать места, а с утра подойти на остановку, сесть в автобус и оплатить проезд. Утром автобусы от площади перед ж/д вокзалом до Дивеево отправляются в 8 и в 9 часов.

Телефоны автотранспортной компании «Пассажир»: 8 800 555 05 39, 8 (831) 415-28-88

Телефоны автотранспортной компании «Попутчик»: 8 (83130) 9-22-22, +7 987 559-22-22. Звонки принимаются ежедневно с 3:30 до 24:00. У компании «Попутчик» на сайте более понятно изложено расписание, поэтому мы воспользовались этой компанией.

Для того, чтобы уехать из Дивеево, можно также по телефону заказать место в саровском автобусе на подходящий вам по времени рейс. А можно уехать на автобусе Дивеево — Нижний Новгород, отправляющийся из Дивеево в 15:50. Купить билет на него можно на автовокзале Дивеево.

Спасо-Преображенский собор Дивеевского монастыря

Дивеевский монастырь – почему он так популярен

Дивеево или Серафимо-Дивеевский монастырь или еще более точно: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь – это православный женский монастырь.

Дивеевский монастырь является сейчас одним из самых паломнических мест в России. Это связано с тем, что Дивеево почитается православными как 4-й «земной Удел Пресвятой Богородицы».

Земной удел Богородицы – в православном предании это владения Божией Матери на земле, то есть земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Известны четыре удела Богородицы, идущие в таком порядке: Иверия – часть территории современной Грузии, Святая Гора Афон в Греции, Киево-Печерская лавра в Киеве и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Дивеевский монастырь исключительно красивое место, даже не просто красивое, а шикарное. Когда едешь по дороге из города, то не ожидаешь увидеть в таком маленьком и удаленном селе настолько потрясающие здания и так хорошо отреставрированные. Монастырь будто светится изнутри, даже сейчас, готовя эту статью, подбираю фотографии и удивляюсь настолько они светлые, душа радуется, глядя на них.

Фонтан во имя Святой Троицы на фоне Троицкого собора

История возникновения Дивеевского монастыря

Село Дивеево возникло в 1559 году, а монастырь здесь начал формироваться после 1772 года. Основательница монастыря – рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова, которая в молодости лишилась мужа и дала обет посвятить свою жизнь Богу.

Около 1758 года Агафья Семеновна прибыла в Киев и приняла постриг с именем матушки Александры в Киево-Флоровском монастыре.
Однажды, после ночного молитвенного бдения в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, ей было видение Пресвятой Богородицы, в котором Божья Матерь сказала матушке Александре идти на север России и основать ее великую обитель.

В 1760 году матушка Александра шла из Мурома в Саровскую пустынь, и не дойдя двенадцати верст до Сарова остановилась отдохнуть в селе Дивеево. Здесь ей вновь было видение Божьей Матери, которая повелела ей остаться в Дивеево до конца ее дней, основать здесь обитель «равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете».

Через несколько лет в 1773 году матушка Александра на собственные средства начала строить в Дивеево каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1788 году матушка Александра испросила у местной помещицы пожертвовать 1300 кв. саженей своей усадебной земли, расположенной поблизости от Казанской церкви. На этой земле матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами – это и было началом монастыря в Дивеево, а далее он расширялся и увеличивался.

Незадолго до кончины в 1789 году матушку Александру посетили саровские старцы и преподобный Серафим Саровский, которого она попросила позаботиться об общине.

Колокольня слева, Троицкий собор по центру, Преображенский собор справа

К началу XX века в 1917 году в Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева в 520 человек.

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни, в эти политически сложные времена обитель покинули немногие. Но в 1927 году монастырь все же был закрыт.

Через 60 лет, в 1988 году началось возрождение Дивеевского монастыря, был зарегистрирован церковный приход и в 1989 году освящена первая церковь. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов.

Святыни Серафимо-Дивеевского монастыря

Мощи преподобного Серафима Саровского

Центром духовной жизни Дивеевского монастыря является Троицкий собор со своей святыней — святыми мощами преподобного Серафима Саровского. Святые мощи были принесены в Дивеевский монастырь
в 1991 году, так сбылось пророчество, что телом преподобный Серафим будет пребывать в Дивееве. Во времена СССР мощи
Серафима Саровского были тайком сохранены в запасниках Музея истории религии при Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Канавка Божьей Матери

Главной святыней Дивеевского монастыря является Канавка Божьей Матери — тропа, по которой прошла Богородица.

Святая Канавка Божьей Матери и тропинка справа от нее

25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что «Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста».

Вдоль Канавки Божьей Матери, которая длиной в 777 метров, сейчас проложена паломническая тропа, Канавка почитается как особое место, где пребывает Богородица, по тропе ходят с молитвами.

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Во времена СССР святая Канавка была полностью засыпана и затоптана. А при восстановлении монастыря в пост-советское время, основываясь на документах и свидетельствах, Канавку восстановили в ее прежнем виде.

В Дивеевском монастыре царь Николай II и царская семья в большом почете

Чудотворные иконы Богородицы Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь – место, отмеченное особой благодатью Божьей Матери и, конечно, здесь есть чудотворные иконы Богородицы, являющиеся святынями монастыря. В первую очередь это икона «Умиление», она считается покровительницей Серафимо-Дивеевского монастыря, духовным символом Дивеева.

Изображение Серафима Саровского и царя на одном из подсобных помещений

Серафимо–Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» уникальна — на ней Божия Матерь изображена одна, образ является фрагментом иконы Благовещения — это трогательный, смиренный образ Богородицы, с опущенными вниз глазами и скрещенными на груди руками.

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой, другими словами постоянно находилась в его келье. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Плакат с иконой «Умиление» и изображением монастыря в селе Дивеево

Батюшка Серафим очень почитал эту икону «Умиление», молился перед ней, а приходящих к нему за советом старец часто помазывал маслом из лампады, горящей перед любимым его образом, и люди получали исцеление.

Серафим Саровский называл образ «Умиление» — «Всех радостей Радость», он скончался в молитве перед ней в 1833 году. После смерти преподобного Серафима Саровского икону «Умиление» передали сёстрам Дивеевского монастыря, где она была помещена в Свято-Троицкий собор и находилась там до советского периода, до закрытия монастыря.

А в 1991 году сохраненный чудотворный образ «Умиление», пред которым молился Серафим Саровский был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве, где она и находится в настоящее время.

А в Троицком соборе Дивеевского монастыря сейчас можно увидеть точную копию образа «Умиление», которая тоже считается чудотворной.

Крест в конце святой Канавки напротив Благовещенского собора

Еще одной чудотворной иконой Дивеевского монастыря является «Казанская» икона Божьей Матери. Ведь именно с церкви в честь «Казанской» иконы Богородицы началась история всего монастыря.

Преподобная Александра, основательница монастыря, привезла из Казани точный список (копию) с чудотворной иконы Казанской Божией Матери – именно эта икона находится сейчас в монастыре. Икона имеет свою интересную историю о том, как она была сохранена в советские времена и была снова передана в дар Дивеевской обители.

Один из ангелов на фонтане во имя Святой Троицы

Святые источники Серафимо-Дивеевского монастыря

В пешей доступности от монастыря находятся 5 святых источников.

Источники — Казанский, Пантелеимовский и источник «Умиление»

В километре на север от монастыря возле реки Вичкинза расположены 3 святых источника — Казанский, Пантелеимовский и источник «Умиление».

Казанский источник — самый старинный из дивеевских источников, был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре.

Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. В часовне у источника хранилась явленная икона Казанской Божией Матери.

В Казанском источнике купали больных детей, брали воду в ведра и обливались. В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Источник Александры Дивеевской

Источник Александры находится в 350 метрах от монастыря в сторону автостанции Дивеево.

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинзы. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горой за аптекой. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский святой источник находится за автостанцией Дивеево в 700 метрах от монастыря, за старым кладбищем, на берегу старого русла реки Вичкинзы. Так же, как и на других дивеевских источниках, здесь устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды.

Праздничное украшение Дивеевского монастыря к Пасхе

Где и что покушать в Дивеево, сувенирные лавки

На территории монастыря работает несколько трапезных, где можно пообедать или попить чай. Для всех паломников работает бесплатная монастырская трапезная, которая находится в цокольном этаже храма Александра Невского.

В летний период бесплатная трапезная работает на улице под навесами напротив торца здания музея блаженной Параскевы. Для посещения трапезной необходимо взять талон в Паломническом центре. Еду подают монастырскую, постную.

Еще в монастыре есть небольшие платные монастырские кафе, где есть чай, кофе, выпечка, блины. Рядом с монастырем, в самом селе Дивеево также есть кафе, продуктовые магазины и рынок.

С 7 октября по 3 ноября в Нижнем Новгороде в храме в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги пребывает икона блаженной Матроны Московской.

«АиФ-НН» вспоминает особо чтимые, а порой и чудотворные православные иконы, находящиеся в Нижегородской области.

Владимирская Оранская икона Божией Матери

Фото: Оранский Богородицкий мужской монастырь

Удивительная святыня Нижегородской земли — икона Божией Матери Владимирская (Оранская) — список с Владимирской чудотворной иконы. Список заказал дворянин Петр Глядков, после чудесного исцеления от, находившегося в Успенском Соборе Московского Кремля, чудотворного образа. Глядков построил храм, давший начало в 1634 году Оранскому Богородицкому мужскому монастырю в Нижегородской области. Написанная икона стала его главной святыней. Уже 1644 году в монастырской книге зафиксировано более пятисот записей о чудесах и исцелениях, свершившихся по молитвам перед иконой. В 1771 году, когда по всей Нижегородской губернии свирепствовала моровая язва (чума), чудотворный образ Пречистой был доставлен в город из Оранок и с крестным ходом обнесен вокруг Кремля. Беда отступила.

Сейчас образ храниться в Оранской обители. К иконе по-прежнему приходит множество людей, которые просят о духовном и телесном здравии для себя и своих близких.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Фото: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

По воспоминаниям современников, в келье преподобного Серафима Саровского в последний период его жизни, когда он стал принимать всех искавших беседы и поучения, всегда висела икона Божией Матери «Умиление». Святой старец называл образ «Всех радостей Радость». Перед этой иконой Серафима Саровского и нашли почившим в коленопреклонной молитве.

После кончины старца икону Богоматери передали дивеевским сестрам. Широкое признание чудодейственной силы образа в народе произошло после канонизациии Серафима Саровского в 1903 году. Сейчас икона Божией Матери «Умиление» находится во Владимирской церкви в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве.

В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря хранится список с этого чудотворного образа работы дивеевских сестер начала ХХ века. Около него молящиеся получают исцеление от частых приступов уныния, гнева, злости. У иконы просят душевной гармонии и радости. Помогает молитва к этому образу Божией Матери и в избавлении от телесных недугов, в том числе, бесплодия.

Образ Федоровской иконы Божьей Матери

Фото: Городецкий Феодоровский мужской монастырь/ Фото Сергея Багрецова

Икона Фёдоровской Божьей Матери была одной из наиболее почитаемых на Руси. Название образ получил от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. По преданию, обретена икона старшим братом Ярослава Всеволодовича в ветхой часовенке близ Городца. На этом месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Образ был подарен отцом Александру Невскому и стал его молельным образом. При разорении Городца монголо-татарами икона бесследно исчезла, а после явилась около Костромы. Там она и осталась на долгие века.

Сегодня в Городце хранится несколько старинных списков (копий) с чудотворной иконы – в Краеведческом музее и Феодоровском мужском монастыре. Считается, что молитва перед образом помогает в счастливом замужестве, беременности и родах. Также икона поддерживает в жизненных трудностях и печали, защищает от врагов.

Икона святой блаженной Матроны Московской

Фото: Храм во имя князя Владимира (село Сартаково)

Образ блаженной Матроны с частицей мощей хранится в храме в честь князя Владимира, расположенном в селе Сартаково.

Московская святая жила в XX веке и была одной из самых известных подвижниц благочестия того времени, а потом и православия. Девочка родилась слепой, но Господь даровал Матроне духовное зрение. С детства она могла предсказывать и исцелять больных. Более чем через тридцать лет после кончины матушки ее могилка на Даниловском кладбище стала одним из святых мест православной Москвы.

Блаженная Матрона и её образ с частицей мощей помогает бездетным и больным, вызволяет из самых бедственных обстоятельств и помогает обрести внутренний покой.

Каждый вторник после вечернего богослужения

совершаются молебны перед иконой Божией Матери «Всецарица» (кроме предпраздничных дней )

При нашем храме действует воскресная школа для детей

На занятиях с детьми изучается Закон Божий в доступной для детей форме, проводятся беседы. Мы рисуем, лепим, делаем поделки, поем, читаем стихи, организуем концерты и чаепития, участвуем в паломнических поездках.

Занятия для детей проходят по воскресным дням после Божественной Литургии.

Начало занятий в 11:00.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия ПРИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СОЗДАЕТСЯ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Для формирования экспозиции будем рады принять в дар: старинные фотографии и открытки с изображением священнослужителей, храмов, панорамы города, Пасхальные и Рождественские поздравления, а также документы (письма, грамоты и т.п.); старопечатные книги и полные собрания сочинений, изданные в советский период; детские книги (для библиотеки), альбомы; картины на религиозные сюжеты; подсвечники, колокольчики, предметы медного церковного литья, церковную утварь, киоты, старинные иконы, мебель; старинные нагрудные медали и знаки, носимые духовными лицами. При передаче наиболее ценных экспонатов возможно вознаграждение и предварительный выезд на дом для оценки.

По всем вопросам вы можете обращаться в церковную лавку храма или по тел.: 258-04-15.

Празднование Дня народного единства в год 400-летия нижегородского ополчения началось в приволжской столице с торжественного освящения на Зеленском съезде под стенами кремля церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери. Храма, который когда-то нижегородцы построили как памятник победы ополчения Минина и Пожарского.

— Мы должны чтить и помнить славных сынов нашего Отечества, делать все, чтобы сохранить единство русского народа, — сказал тогда митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. — Так пусть и сегодня построенный нижегородцами Казанский храм вдохновляет нас хранить единство в служении своему Отечеству, народу Божию и Матери Церкви.

Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери на Зеленском съезде была возведена в Нижнем Новгороде в 1687 году. Этот храм почитался нижегородцами как памятник победы над захватчиками в войне 1612 года по примеру храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, возведенного на сбережения князя Дмитрия Пожарского. В те времена среди богатых людей было принято оставлять о себе память не в скандальных хрониках светской жизни, а в чем-то более долговечном. Местный купец Афанасий Олисов решил построить храм. Успех в торговых делах ему сопутствовал большой, поэтому рядом с его палатами вскоре появилось три церкви — Успенская, Сергиевская и Казанская.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был, пожалуй, самым праздничным и заметным, его построили в пышном византийском стиле. Остались архивные записи о том, что в этой церкви было три престола: в честь Казанской иконы Божьей Матери, Иоанна Воина и Димитрия Ростовского. Иконостас главного алтаря — трехъярусный, покрыт темно-вишневой краской и украшен золоченой резьбой. А в приделах храма иконостасы были белыми с позолотой и колоннами под малахит.

Возрожденная церковь, построенная по проекту архитектора Евгения Пестова, отличается от храма, возведенного когда-то купцом Олисовым. Копируя разрушенную церковь в целом, новый храм более аскетичен, менее помпезен в деталях. Оба храма — и старый разрушенный, и новый — построены на деньги нижегородцев.

Алексей Давыдов, начальник отдела историко-культурных исследований научно-исследовательской организации «Этнос»:

— Богослужения в старой церкви проводились до середины тридцатых годов прошлого века. Потом ее снесли, поскольку она мешала движению транспорта из верхней части города в нижнюю. Храм действительно стоял на пересечении дорог, поэтому в данном случае большевики действовали не совсем уж бездумно. Новая церковь построена по соседству: если смотреть на нее снизу вверх, с Волги, то немного правее.

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108
Основан: в 1328 году
Основные достопримечательности: собор Вознесения Господня (1632 год), церковь Успения Пресвятой Богородицы (1648 год), церковь Евфимия Суздальского (1645 год), церковь Петра и Павла (1738 год), колокольня
Святыни: чудотворная икона Божией Матери Оранская
Координаты: 56°19’24.1″N 44°03’00.2″E

История Печерского монастыря

Храмы и постройки монастыря

Церковно-археологический музей

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до монастыря

Печерский Вознесенский монастырь на карте

Монастырь на крутом правобережье Волги был основан более 680 лет назад и многое повидал на своем веку — княжеские междоусобицы, набеги татар, непростые Смутные времена, величие русских государей и десятилетия запустения. Свое название — Вознесенский он получил по первому построенному храму. А Печерским монастырь стали называть по монашеским пещерам на волжском берегу, с которых эта обитель и началась.

Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

История Печерского монастыря

Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.

Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.

Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.

Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.

Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд

Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.

Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.

Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.

Западные ворота монастыря

После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.

Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.

После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.

Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.

Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)

Храмы и постройки монастыря

Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.

К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.

В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.

Общий вид на постройки монастыря

Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.

Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.

Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.

Собор Вознесения Господня с колокольней

Церковно-археологический музей

На территории православной обители расположена богатая музейная коллекция, рассказывающая о страницах истории Нижегородской епархии. Этот музей размещается на двух этажах башенного корпуса, неподалеку от Вознесенского собора.

Посетители могут увидеть интересные археологические находки, сделанные на территории монастыря, архиерейские грамоты, старинные фотоснимки и архивные документы XVI-XVIII веков. В музее выставлены редкие рукописные и печатные книги, одежды священнослужителей, награды, церковная утварь и иконы. Кроме того, музейными экспонатами являются предметы из монастырского некрополя, памятные чугунные плиты, цветные керамические изразцы и кованный металлический крест XVII века. А на первом этаже музея существует фотоателье, в котором можно сделать памятное фото в стилизованных под старину интерьерах.

Современное состояние и режим посещения

Сегодня Вознесенская Печерская обитель – действующий мужской монастырь, территория которого открыта для паломников и туристов с 7.30 до 18.30. Особо почитаемыми монастырскими святынями считаются образы Божией Матери – Оранская, Печерская и Федоровская. Кроме того, верующие приходят сюда, чтобы помолиться возле икон святых — великомученика Пантелеймона и Дионисия Суздальского, ковчегов с мощами святой Матроны Московской и преподобного Симеона Верхотурского, а также возле рак с мощами христианских святых.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Как добраться до монастыря

Монастырь расположен в 3 км от Нижегородского кремля, возле Набережной Гребного канала, по адресу — Приволжская слобода, 108. К нему можно подъехать на автобусах и маршрутных такси (остановки «Автостанция Сенная» или «Донецкая улица»).

Рейтинг достопримечательности

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *