После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (†1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326; память 21 декабря) и Алексий († 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.

Кондак 1

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения: Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.Радуйся, корень зла в себе победивый.Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.Радуйся, иноческий путь на земли избравый;Радуйся, прелести мира сего поправый.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.Радуйся, ревностным иноком себе явивый;Радуйся, радость небесную получивый.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;Радуйтеся, ангельского жития подражателие.Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 5

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:Радуйтеся, искреннии наши наставницы;Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;Радуйтеся, монашествующих собирателие.Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:Радуйся, добрый пастырю овец своих;Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.Радуйся, твердый исполнителю его велений;Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:Радуйся, скорый послушателю верных молений;Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.Радуйся горе предстоящий;Радуйся, доле усердием горящий.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;Радуйся, откровений Божиих зрителю.Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.Радуйся, многи скорби претерпевый;Радуйся, от них же Господом избавивыйся.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.Радуйся, Пасху вечную миру явивый;Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:Радуйся, светильниче веры и благочестия;Радуйся, луче Света Невечерняго.Радуйся, наследниче жизни вечныя;Радуйся, радосте наша и похваление.Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения: Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:

Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.

Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.

Радуйся, корень зла в себе победивый.

Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:

Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;

Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.

Радуйся, иноческий путь на земли избравый;

Радуйся, прелести мира сего поправый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:

Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;

Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.

Радуйся, ревностным иноком себе явивый;

Радуйся, радость небесную получивый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:

Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;

Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.

Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;

Радуйтеся, ангельского жития подражателие.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:

Радуйтеся, искреннии наши наставницы;

Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.

Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;

Радуйтеся, монашествующих собирателие.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:

Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;

Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.

Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;

Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:

Радуйся, добрый пастырю овец своих;

Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.

Радуйся, твердый исполнителю его велений;

Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:

Радуйся, скорый послушателю верных молений;

Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.

Радуйся горе предстоящий;

Радуйся, доле усердием горящий.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:

Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;

Радуйся, откровений Божиих зрителю.

Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:

Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;

Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.

Радуйся, многи скорби претерпевый;

Радуйся, от них же Господом избавивыйся.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:

Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;

Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.

Радуйся, Пасху вечную миру явивый;

Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:

Радуйся, светильниче веры и благочестия;

Радуйся, луче Света Невечерняго.

Радуйся, наследниче жизни вечныя;

Радуйся, радосте наша и похваление.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею — преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон.

Преподобный Никон был преемником своего наставника в управлении и благоустроении основанной им обители и унаследовал от Преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и богомудрый его авва, и оттого житие его для нас назидательно и душеспасительно.

Он родился в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства прослышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему. Будучи еще отроком, он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. Вскоре он оставляет своих родителей, идет в обитель к Преподобному Сергию и просит его, чтобы тот облек его в иноческий сан и позволил остаться в своей обители.

Преподобный же Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его и, прозревая в нем своими душевными очами будущего наставника для ищущих спасения, подверг его душеспасительному испытанию, поступив с ним так, как поступил некогда Евфимий Великий с преподобным Саввой Освященным. Он не принял преподобного Никона в обитель, но отослал его к своему ученику — преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. «Иди без всякого размышления, — сказал он отроку, — и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ».

Со смирением принял Никон повеление от Преподобного и с поспешностью отправился к блаженному Афанасию. Но тот, видя его молодость, сказал ему: «Ты не можешь быть иноком, иночество — дело великое, ты молод, а правила старцев суровы». Со слезами просил его Никон, чтобы он принял его, обещая безропотно нести все труды и терпеть все сопряженные с иноческой жизнью трудности. Глядя на его слезы и непреклонное желание, преподобный Афанасий принял юного Никона и в скором времени облек в иноческий чин.

Под руководством этого опытного наставника Никон прилежно упражнялся в молитвах, преуспевая в добродетелях смирения и кротости, в подвиге поста, в неусыпном бдении над собою, усердно поучаясь в Божественном Писании и святоотеческих творениях. Ввиду такого прилежания, Никон, по желанию Афанасия, был удостоен священного сана и, как следовало ожидать, по принятии священства стал еще более ревностным в своих благочестивых подвигах. Затем, пробыв в обители преподобного Афанасия еще какое-то время, Никон опять возгорелся неудержимым желанием видеть Преподобного Сергия, чтобы получить от него хотя бы благословение и наставление.

Придя в Лавру и увидев Преподобного, он с горячими слезами припал к его стопам и просил у него благословения. И Преподобный Сергий не только с радостью принял его как посетителя, но и оставил в своей обители и удостоил великой радости, поместив с собой в одну келью. Наконец-то исполнились заветные мечты и желания преподобного Никона: он оказался вблизи Преподобного Сергия, стал его наперсником! Любвеобильное сердце Преподобного Сергия было открыто для Никона, служа для него как бы неким дивным источником благодатного света и мира. Также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо без сомнения и колебания исповедовал и открывал Преподобному Сергию его ученик все свои помыслы и намерения.

И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих благочестивых подвигах показывал обильные плоды добродетелей. Преподобный Сергий, прозревая имевшую воссиять в нем благодать, пожелал оставить Никона настоятелем вместо себя, для чего сперва поставил его своим помощником. И это новое служение, как и все иные, Никон проходил со всем усердием, постоянно проявляя неусыпное попечение о послушниках обители, так что, видя его трудолюбие и внимательное отношение к братии, Преподобный Сергий радовался духом. А за шесть месяцев перед своей кончиной он призвал Никона и перед всеми вручил ему настоятельство над братией.

Сначала по своему смирению Никон отказывался принимать на себя тяжкое иго правления, но затем, боясь ослушаться своего духовного отца, со смирением повиновался ему. В скором времени Преподобный Сергий тихо и мирно отошел ко Господу. Более чем кто-либо оплакивал преподобный Никон кончину своего незабвенного наставника и желал лучше быть погребенным вместе с ним, чем терпеть разлуку.

Приняв правление над монастырем, он во всем стал продолжателем дела Преподобного Сергия в отношении духовного руководства и воспитания братии, являясь для нее образцом и примером в трудах и подвигах добродетели. Притом своей кротостью, отеческой заботливостью, мудростью в управлении и советах преподобный Никон снискал себе любовь и уважение не только братии; слава о нем распространилась далеко за пределы обители, и имя его прославлялось повсюду, так что много стало стекаться к нему народа за советом и утешением.

Однако преподобный Никон, любивший больше молитву и уединение, не прельщался человеческой славой. Напротив, сильно тяготился ею и поэтому решил оставить начальствование и заключиться в уединенную келью для безмолвия и молитвы, несмотря на усиленные просьбы братии не оставлять ее без руководства. Вместо себя он благословил поставить игуменом обители преподобного Савву, впоследствии — устроителя Звенигородского монастыря. Но и Савва по истечении шести лет оставил начальствование. Тогда опять был вызван из затвора преподобный Никон и мирно и богоугодно правил вверенной ему братией уже до самого конца своей жизни.

Впрочем, Господь судил послать преподобному Никону испытание. В то время наша земля переживала нашествие татарских полчищ свирепого Эдигея, приводивших в ужас и трепет всю Землю Русскую. Преподобный Никон молил Бога об избавлении обители от рук нечестивых, и вот однажды явились ему святители Петр и Алексий в сопровождении Преподобного Сергия, который сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось места сего. Но ты, чадо, не скорби, мужайся и да крепится сердце твое: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав преподобному Никону благословение, святые стали невидимы.

Преподобный Никон, предваренный о грядущем бедствии заранее, удалился из монастыря, взяв с собою некоторые церковные вещи и святыни. Варвары, достигнув обители, сожгли ее дотла, предав в ней все разорению и огню. По миновании же опасности преподобный Никон вернулся на пепелище и, нимало не поддавшись унынию и печали, со спокойной твердостью стал трудиться над восстановлением Лавры. Через три года все необходимое для иноческого жития было вновь выстроено. И с тех пор к нему стало еще более стекаться братии и мирян, так что обитель еще более возросла и распространилась.

В награду за труды преподобному Никону было даровано обрести нетленные мощи своего великого аввы, над которыми он построил каменный храм во имя Святой Троицы, дивно украшенный трудами искусных зодчих, а также иконописцев, каковыми являлись преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев.

Но приближался конец жизни Преподобного, и он, призвав к себе братию, преподал ей свое последнее назидание и увещание. Он завещал строго соблюдать установленный в обители чин дневной и ночной молитвы, не часто выходить за монастырские врата, хранить терпение в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность — матерь всех пороков, любить же трудолюбие, соединяя его с пением священных псалмов, любить безмолвие.

Присоединив же к этому наставление о человеколюбии, преподобный Никон сказал: «Если возможно, не отпускайте от себя никого с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся вам под образом просящего». Окончив наставление, он умолк. И вот в видении ему было показано место его упокоения, чего он, однако, по своему смирению не открывал. Лишь затем, уже в предсмертном изнеможении, неожиданно он сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая уготована мне по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!». Сказав сие, преподобный Никон приобщился Святых Таин и, осенив себя крестным знамением, тихо и мирно отошел ко Господу. Было это 17 ноября 1426 года.

Ныне же преподобный Никон, как и великий наставник и отец его — Преподобный наш Сергий, предстоя Престолу Божию, молится за прибегающих под кров священной Лавры, ходатайствует о помощи им в этой временной жизни и о вечном их спасении. Будем же и мы, насельники сей святой обители и молящиеся в ней, просить преподобного Никона, чтобы и нам сподобиться по его молитвам и молитвам Преподобного Сергия милости Божией и вечной блаженной жизни в Царствии Небесном. Аминь.
1961 г.

Оглавление

Уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. В юном воз­расте, услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия и же­лая по­сле­до­вать ему, свя­той при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил при­об­ще­ния к ли­ку мо­на­ше­ству­ю­щих. Пре­по­доб­ный Сер­гий, про­ви­дя в нем бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и ис­пы­ты­вая его сми­ре­ние и тер­пе­ние, ото­слал св. Ни­ко­на к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Вы­соц­ко­му. Здесь пре­по­доб­ный Ни­кон учил­ся ум­но­му де­ла­нию, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чи­сто­те.
Воз­ве­ден­ный в сан иеро­мо­на­ха, пре­по­доб­ный Ни­кон вер­нул­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и стал лю­би­мым и близ­ким уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Ви­дя ду­хов­ную зре­лость и опыт­ность пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, пре­по­доб­ный Сер­гий пе­ред смер­тью на­зна­чил его сво­им пре­ем­ни­ком.
Став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Ни­кон под­дер­жи­вал все, что бы­ло уста­нов­ле­но учи­те­лем: лю­бил мо­лит­ву и пост, тру­дил­ся на­равне с бра­ти­ей, о ко­то­рой по­сто­ян­но с лю­бо­вью за­бо­тил­ся.
При пре­по­доб­ном Ни­коне 5 июля 1422 г., во вре­мя стро­и­тель­ства но­во­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.
По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ни­кон скон­чал­ся 17 но­яб­ря 1426 г. и был по­гре­бен близ ра­ки сво­е­го учи­те­ля. В 1560 г. над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го был по­стро­ен храм во имя его. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, по­чи­ва­ю­щие здесь под гроб­ни­цей, от­де­ля­ют­ся от ра­ки ве­ли­ко­го Сер­гия од­ной ка­мен­ной сте­ной.

МОЛИТВЫ

Тропарь преподобного Никона
глас 1

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским
глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никона
глас 4

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобнаго Никона
глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию/ и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех,/ яко ангели, на земли явистеся,/ просвещающе, преподобнии, верных сердца/ Божественными знамении и чудесы повсегда,/ сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне,/ постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *