Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь называют обителью отца Зосимы в честь основателя одной из самых больших православных святынь, созданных в современной Украине.

Никольское, Донецкая обл. Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

Находится монастырь в Волновахском районе Донецкой области, в обычном украинском селе с 2-тысячным населением, основанном переселенцами с Полтавщины и Орловщины в середине XIX века.

За почти 200-летнюю историю главным занятием для жителей был сельскохозяйственный труд. В 1912 году на месте старой деревянной церкви на средства прихожан был построен каменный храм в честь святого Василия Великого.
Церковь венчали девять куполов, а стоимость иконостаса составляла четыре тысячи рублей золотом. В те далёкие годы монахиня крымского Параскевиевского монастыря предсказала, что в будущем в храме будет служить монах и с его появлением возникнут две обители. В годы богоборчества молельня была закрыта и разрушена. В 1954 году её отстроили с одним куполом и встроенной колокольней.
В 1986 году в полуразрушенный храм прибыл служить иеромонах Савватий.
Ещё при жизни святого отца прихожане нарекли его старцем за молитвенную поддержку и прозорливость.
В храм стали стекаться верующие и всем миром построили крестильню с настоятельскими покоями, паломническую с трапезной, братский корпус, открыли богадельню для оказания помощи больным и немощным.

Дом милосердия, трапезная для паломников с домовым храмом Сампсона Странноприимца

Бывший дом милосердия, с которого начиналась обитель. В здании была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми.

Сестринский корпус, паломническая, больница

В 1992 году архимандрит был подстрижен в схиму с именем Зосима. В 2001 году сестринская община получила статус Свято-Николаевского монастыря и вместе с Свято-Васильевским мужским монастырём, зарегистрированным в 2002 году, был образован Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

Отец Зосима считал, что две обители могут сосуществовать вместе, такие монастыри не редкость.

Могилы священнослужителей

Успение Пресвятой Богородицы архимандрит называл второй Пасхой, а в Никольском Царица Небесная покрывает два монастыря.
Молитва и труд — два краеугольных камня любого монастыря, а трудная работа нуждается в мужской силе. К 2000-летию Рождества Христова был построен храм Всех Святых.
После кончины отца Зосимы в 2002 году главный труд всей его жизни продолжили общины, меценаты и благотворители.

Часовня с мощами отца Зосимы

За несколько лет подвигами милосердия и молитвы расцвела пустынь в донецкой степи.

Водопад с макетами храмов

В 2005 году возвели надвратную церковь-колокольню в честь Иверской иконы Божьей Матери.
Фасадные стены украсили святые образы, выполненные мозаикой.
В 2009 году освятили собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный по завещанию старца. Храм является уменьшенной копией Успенского собора в Московском Кремле, главной святыни российской столицы, который дал ей название — Первопрестольная.

Обитель живёт по общежительному уставу, который принят при жизни отца Зосимы. Распорядок внутреннего устройства пустыни включает особенности уставов Афонского монастыря, Киево-Печерской лавры, монастыря в Иерусалиме и всё самое лучшее из уставов других обителей, где бывал отец Зосима.
В обители насчитывается около 200 насельников. Работают несколько мастерских — иконописная, швейная и золотошвейная, столярная, резьбы по дереву. Отец Зосима проповедовал, что иконописание —это тоже служение Господу.

Дом трудолюбия

Швейные мастерские

Мастерские

Храм Святителя Николая Чудотворца находится за территорией монастыря. Церковь построена в 1910 году, в советское время использовалась под склад, бойню и была разрушена.
После восстановления храм передали обители, в нём совершаются богослужения в праздничные дни в тёплое время года. Стены холодного храма сохранили обрамляющий кирпичный карниз и символы в виде креста. К сожалению, пластиковые двери на колокольне лишили святыню аутентичности.
Теперь Никольское известно в Иерусалиме и на святом Афоне. В монастырь за духовной поддержкой приезжают группы паломников с разных регионов Украины.

Территория храма св. Николая Чудотворца

Для приезжих открыта гостиница с трапезной.

Дом трудолюбия

Адрес Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря: село Никольское, Волновахский район, Донецкая область.

Никольская Успенская обитель

Никольский Васильевский мужской монастырь Донецкой епархии

  • Адрес: Украина, 85720, Донецкая обл., Волновахский р-н, с. Никольское
  • Тел.: 8 (062) 340-18-47
  • Расписание богослужений:
    • утром — с 6:00 (в воскресные дни — с 5:00)
    • вечером — с 16:00
    • некоторые службы совершаются ночью, по уставу: Рождество Христово, Богоявление, стояние преподобной Марии Египетской, чтение 12 Страстных Евангелий, богослужение Великой Субботы с чином Погребения, чин Погребения Божией Матери (3-й день после Успения)
  • Престольные праздники:
    • 1 января — свт. Василий Великий
    • 9 мая и 6 декабря — свт. Николай Чудотворец
    • 2-я неделя по Пятидесятнице — Собор всех святых, в земле Российской просиявших
    • 15 августа — Успение Пресвятой Богородицы
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

История

Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольском на месте бывшего прихода того же посвящения, где в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь святителя Василия Великого. В 1934 году храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников: была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.

Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Его трудами храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима.

Множились люди, желавшие послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. В 2001 году Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, а в 2002 году и сама Васильевская обитель была зарегистрирована как мужской монастырь.

В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения. Читается неусыпаемая Псалтирь. В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, по изготовлению мебели).

Храмы

Храм во имя свт. Василия Великого — каменный теплый храм с шатровой колокольней над входом.

Трапезный храм во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших — с курантами на башне, построен к 2000-летию Рождества Христова. На Пасху 2002 года в нем была совершена первая Божественная Литургия. По субботам здесь совершается заупокойная служба.

Храм во имя свт. Николая Чудотворца — каменный холодный храм с колокольней над входом, построен в 1910 году. Долгое время был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню и т.п. Сейчас восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам в теплое время года.

Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» — при Никольском храм, в доме священника. Здесь совершаются богослужения в зимнее время года.

Святыни

  • Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона великомученика и целителя Пантелеймона
  • Икона св. прав. Иоанна Кронштадтского
  • Икона св. пророка Илии

Настоятели, наместники

Использованные материалы

  • «20 лет Свято-Васильевский приход в Никольском на Донеччине пребывал под духовным руководством старца Зосимы (Сокура)», Православие в Украине:
  • «Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри», раздел «Монастыри Донбасса», сайт Донбасс Православный:

«Журнал № 12», Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 июня 2014 года,

Николо-Угрешский монастырь

Мужской Угре́шский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

История возникновения монастыря связана с Куликовской битвой (8 сентября 1380 года). Сбор русского войска под руководством великого князя Дмитрия Донского был назначен в Коломне. Отсюда войско должно было выдвинуться на битву с татарским ханом Мамаем. В 15 верстах от Москвы по дороге в Коломну, великий князь с войском остановился отдохнуть. Здесь на сосне в сиянии ему явился образ святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: «сия вся угре́ша серце мое». С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угре́ша . 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами.

Монастырь расположился близ дворцового села Остров. Ввиду близости монастыря с «потешным» селом (так дворцового село называлось, потому что служило местом для развлечения царственных особ охотой), государи часто посещали обитель. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в XV веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея, но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода — это положение подтверждалось и последующими царями.

В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время пребывал царь-самозванец Лжедмитрий II. Весной 1611 года обитель стала одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Ермогена встать на защиту России от польских интервентов. В следующем году было разорено подворье монастыря в Московском Кремле при его осаде.

Монастырь был местом так называемых «Угрешских походов» — паломничества государей в Николо-Угрешский монастырь. В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович . Михаил Феодорович официально в монастыре был девять раз, Алексей Михайлович — тринадцать, юный царь Петр в Николо-Угрешском монастыре был трижды. В 1639 году было восстановлено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. К середине века монастырь достиг зенита своей славы. В 1668 году обитель с царем Алексеем Михайловичем посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф, а также многочисленный сонм архиереев и иных священнослужителей. При венчании на царство Феодора Алексеевича в 1676 году угрешский игумен подавал скипетр патриарху, а при венчании Ивана V Алексеевича в 1682 году — бармы царя Ивана, что указывает на высокое положение монастыря в то время.

Упадок монастыря

XVIII век стал веком тяжелых испытаний, выпавших на долю Православной Церкви. Петр I взяв курс на Запад, пробивал «окно в Европу». Россия сильно отставала в техническом развитии от Европы, и для безопасности государства необходимо было развивать промышленность, науку, военное дело. Однако наряду с развитием промышленности, приходила в упадок духовная жизнь государства. Происходила секуляризация, т.е. обмирщение общества. Николо-Угрешская обитель более не интересовала царственных особ и начала приходить в упадок. Светские власти не дозволяли поступать в монастырь новым монахам, пожертвования резко сократились. Число братии уменьшалось, здания ветшали, а средств на их исправление Синод не отпускал.

Лишь в 1742 году, после сильнейшей бури, Синод отпустил средства на обновление построек. Так как за прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными.

В второй половине века несколько оживляется строительство — строится колокольня, каменный Успенский храм. При этом светские власти использовали монастырь как колонию-санаторий — в 1763 году здесь разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря; в 1771 году был устроен лазарет для чумных, в связи с чем братию временно перевели в соседний Николо-Перервинский монастырь. При секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году по новым монастырским штатам обитель была отнесена к штатным третьеклассным.

В 1771 году было упразднено подворье обители в Московском Кремле.

В 1795 году в монастыре была обретена чудотворная икона Божией Матери «Взыграние» — предзнаменование возрождения обители. В 1812 году монастырь был занят французами, но монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду.

В первой половине XIX века обитель становится местом служения святителя Иннокентия (Смирнова), сюда был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который впоследствии принимал участие в жизни монастыря, святитель Филарет Московский как епархиальный архиерей уделял много внимания обители. В 1833 году, когда оставалось лишь шесть монахов, обитель намеревались закрыть. Но благодаря терпению и усердию игумена Илария и его преемника преподобного архимандрита Пимена (Мясникова) была заложена духовная основа для будущего расцвета. 16 октября 1853 года в монастыре был введен общежительный устав.

Новый расцвет обители

Николо-Угрешский монастырь. Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX века в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев. Значительно расширенная территория, была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной («Палестинской» или «Иерусалимской») стены, достроенной в 1866 году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима, чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К 1860 году рядом с монастырем был устроен скит. В монастырь снова делаются вклады — в 1859 году дом на Таганке, в 1863 году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в 1870 году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.

С 24 августа 1858 года настоятель обители носил сан архимандрита. В 1866 году при монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, переданное в 1876 году в ведение Министерства народного просвещения. В 1870 году Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. В эту пору обитель имела более сотни насельников. В связи с празднованием 500-летия монастыря был заложен величественный Преображенский собор, ставший архитектурным центром обители. В 1913 году в 19 верстах на северо-запад от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в лесу во владении Николо-Угрешского монастыря ищущие пустынножительства иноки построили домики-келии и церковь во имя новопрославленного святителя Ермогена, патриарха Московского. В 1915-1916 годах в обители жил будущий священномученик Ермоген (Долганёв).

Упразднение и разрушение при советской власти

Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины 1918 года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и братия стала покидать обитель, о чем свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский). Несмотря на протесты крестьян, власти грабят монастырь и унижают проживающих тут митрополита и архимандрита.

В 1919 году в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений братия была организована в трудовую артель, получившую название Николо–Угрешской трудовой общины. В 1922 году началась кампания по изъятию монастырских ценностей, которой по мере сил сопротивлялся Угрешский архимандрит. В 1924 году началась передача монастырского имущества Моссовету. Монастырь заселяется детьми и взрослыми под эгидой Московского отдела народного образования, идёт передел имущества и часть отходит представителям Главнауки как «музейное.» В 1925 году произошло чудесное обновление иконы святителя Николая, спешно изъятой властями. Из-за многочисленных межведомственных противоречий выселение монахов длится около двух лет.

В конце концов монастырь окончательно был отнят у Церкви. В его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители — Никольский собор.

С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца XX века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня.

Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Возрождение

В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые богослужения архимандритом Вениамином (Зарицким). 30 января 1991 года было принято решение Мособлсовета о возвращении монастыря Русской Православной Церкви. Николо-Угрешский монастырь получил статус ставропигиального.

Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Началась интенсивная реставрация. 1 мая 1991 года монастырь посетил патриарх Алексием II и освятил Успенский храм — первый храм открытый в обители после десятилетий запустения. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые — такие как Пименовская и Страстная церкви.

В 1993 году НПО «Союз» передало обители «зеленый цех» с теплицами, садом и различными постройками. Тут было организовано образцовое хозяйство. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа, а в 1998 году — духовное училище, преобразованное в 1999 году в духовную семинарию. Заработали библиотека и издательство. Братия монастыря взяла шефство над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

Статистика

Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

Храмы, архитектура

Преображенский собор

Собор в честь Преображения Господня был построен в 1880-1894 годах архитекторами А. С. Каминским и Б. В. Фрейденбергом. Деньги на строительство (около 400 000 руб.) были пожертвованы Владимиром Васильевичем Пеговым. Освящение последовало 24 июля 1894 года. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М. Н. Сафонов по рисункам А. С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса ручной работы, выполненным художником по резьбе В. А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил. Собор стал центром нового монастырского ансамбля. Высота соборного храма от земли до верха креста достигает 77 метров. В нём были устроены приделы во имя равноапостольных великого князя Владимира (правый) и великой княгини Ольги (левый). После запустения при безбожной власти собор был восстановлен с 1992 года и вновь освящен 28 мая 2000 года. В после-советский период возрожденный собор, рассчитанный теперь на 7000 молящихся, стал вторым по площади храмом в московском регионе после храма Христа Спасителя. В возрожденном соборе — большой пятиярусный иконостас высотой 24 метра и шириной 25 метров, иконы которого расписаны палехскими мастерами.

Скорбященский больничный храм Николо-Угрешского монастыря

Никольский собор

Древнейший храм монастыря был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В XVI веке он был вновь отстроен, а в 1614 году — обновлен. В 1840 году началось очередное возобновление Никольской соборной церкви обители по плану губернского архитектора Д. Ф. Борисова. Средства были пожертвованы благочестивой старицей Авдотьей Ивановной Рыбниковой. В 1843 году перестройка была завершена и в нем был вызолочен иконостас.

Храм был уничтожен в 1940 году. Восстановительные работы начались в декабре 2003 года и к 2007 году храм был уже закончен. Находится он на Соборной площади монастыря в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора.

Скорбященский храм

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при монастырской больнице в центре восточной стены монастыря. Церковь была встроена архитекторами А. С. Каминским и М. Д. Быковским, на пожертвования меценатов Александровых. Строительство было начато в 1857 году, закончено к июлю 1860 года, и 24 июля того же года последовало освящение. Был закрыт в 1920-х годах. Венчание сломано. Отремонтирован в 1999 году и вновь освящен 16 ноября этого же года. Ныне братский храм.

Пименовский храм

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского был построен при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, в память о погибших сотрудниках Министерства. Церковь построена в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества XII века, по образцу храма Покрова на Нерли. Строительство началось в 2001 году, а уже 22 сентября 2002 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Казанский храм Николо-Угрешского монастыря. Слева примыкает богадельня, справа — братский корпус.

Казанский храм

Тёплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был устроен при богадельне и освящен в 1870 году. Церковь была устроена усердием московского почетного гражданина Рогаткина. В 1875 году под Казанской была освящена теплая церковь во имя преподобного Василия, исповедника, епископа Парийского, построенная на средства московского купца Василия Лукича Васильева. После запустения в советский период были восстановлены в первой половине 2000-х годов.

Успенский храм

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1763 году и возобновлен в 1851 году. Имеет придел во имя преподобной Марии Египетской. Эта церковь стала первым вновь освященным храмом обители после запустения советского периода — её освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II 1 мая 1991 года. 13 апреля 1997 года был вновь освящен придел святой Марии Египетской.

Матфеево-Параскевинский трапезный храм

Храм при братской трапезе был освящен в 1853 году во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Храм был устроен усердием благотворителей Александровых в память их родителей. После запустения советских времен вновь стал действующим в 1994 году.

Колокольня Николо-Угрешского монастыря. На переднем плане — памятная Никольская часовня

Колокольня и Иоанновский храм

В 1758 году была начата постройка трёхярусной монастырской колокольни по проекту архитектора И. Жеребцова. Колокольня была достроена после 1778 года.

Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был устроен под колокольней в палатке в 1840 году на средства московского купца И. П. Пятницкого .

В 1859 году Предтеченский храм был перестроен в связи с надстройкой 4 ярусов колокольни, которая сделалась доминантой монастырского архитектурного ансамбля. На колокольне было 18 колоколов. После частичного разрушения в советский период, в 2003 году колокольня была восстановлена и снова достигла высоты более 90 метров.

Никольская часовня

В 1754-1755 годах была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца при святых вратах. Подновлена в 1855 году, в связи со строительством стен.

Впоследствии была построена еще одна часовня того же посвящения — на месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона святителя Николая Чудотворца. Архитектором стал А. С. Каминский, а освящение последовало 19 сентября 1893 года. Средства были пожертвованы Осиновой и другими богомольцами. После разрушения в советский период, часовня была восстановлена и освящена 22 мая 1998 года.

Сергиевский храм в Архиерейских палатах

В 1870 году была освящена крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней. Храм строился из материала которой был приобретен в селе Остров.

Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Петропавловский скитский храм

В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла. Он был заложен 18 октября 1859 года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября 1860 года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня 1995 года.

Часовня «Взыскание погибших»

Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» близ среднего пруда была достроена в 2001 году.

Страстная храм-часовня

Храм-часовня в честь Страстей Господних была достроена в 2004 году.

Утраченные храмы и часовни монастыря

Храм Спаса Нерукотворного

Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявлены прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.

Духосошественский храм

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

Крестознаменская часовня

В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.

Подворья

Монастырь имеет подворье в с. Козловка Рязанской области, включающее храмы Знаменской и Казанской икон Божией Матери, скотный двор, посевы зерновых и картофеля.

С 1992 по 2011 год монастырское подворье действовало при Спасо-Преображенском храме в Астрахани.

Приписные храмы

  • Виктора Дамасского (г. Котельники)
  • Димитрия Донского (г. Дзержинский)
  • Макария Московского (г. Дзержинский)
  • Пантелеимона Целителя, при городской больнице г. Дзержинского
  • Сошествия Святого Духа на апостолов (г. Дзержинский)

Настоятели и наместники

  • мощи угрешского архимандрита прп. Пимена (Мясникова) — в Преображенском соборе,
  • Тихвинская икона Божией Матери — передана монастырю патриархом Московским и всея Руси Алексием II — в Успенском соборе монастыря,
  • икона святителя Николая Чудотворца — главная святыня обители, которая была обретена св. благ. кн. Димитрием Донским. В 1919 году передана в церковь села Коломенскогоа затем поступила на хранение в Государственные реставрационные мастерские. В 1934 году была передана в фонды Третьяковской галереи.

Литература

  • Летопись. Страницы официального сайта Николо-Угрешского монастыря:
  • «Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Угрешский (ставропигиальный) (мужской)» // Сайт «Русское Православие»

Перевезенцев С. В. История Николо-Угрешского монастыря. Часть первая

По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря

По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря,

Так по официальному сайту Николо-Угрешского монастыря. По — храм был устроен в колокольне уже в 1758-1763 годах.

Оба игумена Угрешские подписали грамоту собора об избрании на царство Бориса Годунова. См. официальный сайт Николо-Угрешского монастыря,

В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении.

«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь».
схиархим.Зосима

16 ноября 2019 года, по благословению благочинного Добропольского округа протоиерея Леонида Доценко, от Свято-Троицкого храма города Доброполья состоялась благотворительная поездка в Свято-Успенскую Николо-Васильевскую обитель.

24 паломника, в сопровождении священника храма, отправились знакомиться с обителью батюшки Зосимы.
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь состоит из двух частей – Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей, находящихся на одной территории и расположенных в селе Никольское Волновахского района Донецкой области.
Приехав в обитель, паломники сразу же попали на ежедневное богослужение в Николаевский женский монастырь. После общей панихиды, каждый желающий смог заказать требы.
Паломников радушно встретили в обители, а матушка Серафима провела интересную экскурсию по территории монастыря. Посетили надвратную церковь с колокольней в честь Иверской иконы Божией Матери, часовню святителя Николая Чудотворца и святителя Василия Великого. Обошли всю монастырскую обитель. Увидели корпуса, где живут насельники, трапезную, богадельню. Матушка рассказала, что в монастыре действует мастерские: столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, мастерская по изготовлению мебели. На территории обители есть пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников.

С большим интересом выслушали подробный рассказ о жизни покойного батюшки Зосимы, от самого детства и до самой его кончины. Узнали о всех гонениях, трудностях и скорбях на его жизненном пути. Также посетили усыпальницу отца Зосимы, где каждый смог помолиться и попросить его о своих нуждах с верою, что он услышит и поможет.

После окончания экскурсии, сразу покормили в трапезной вкусным обедом.
Паломничество продолжилось дальше, следующая остановка была в храме Державной иконы Божией Матери в городе Курахово, где попали на вечернее богослужение.
Путешествие подошло к концу. Вдохновленные и счастливые, паломники возвратились домой, преображённые от общения со святыми и святынями, с новым пониманием простых истин и обновлёнными.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *