Нико́ло-Пере́рвинский монасты́рь

— бывший мужской монастырь в Москве (Шоссейная улица, 82); с 1995 года имеет статус Патриаршего подворья.

Монастырь
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Перервинский монастырь
Страна Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип Бывший мужской
Архитектурный стиль неовизантийский стиль и псевдорусский стиль
Первое упоминание 1623 год
Дата основания XIV век (?)
Настоятель Матфей (Копылов) архиепископ Егорьевский
(в/у)
Статус Охраняется государством
Состояние Патриаршее подворье
Сайт pererva.org
Медиафайлы на Викискладе

История обители

Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.


Николо-Перервинский монастырь на берегу Москвы-реки

Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений:

  • открытие семинарии в 1775 году;
  • создание трапезной для семинаристов;
  • роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов;
  • восстановление Успенской церкви;
  • внутреннее оформление надвратного храма;
  • возведение архиерейского дома;
  • оборудование помещений для семинаристов и учителей.

История «Перервы» до 1917 года

Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.


Историческое фото 1990-х годов

Трудные времена

В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.

Современное состояние

Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.

Создание Николо-Перервинской семинарии

Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.

Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.

Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.

Легенда о подземном ходе

Древнее предание гласит, что берега Москвы-реки соединены подземным ходом. Тайный вход в подземелье шел от Казанского храма в Коломенском до Николо-Перервинского монастыря. Он был создан для того, чтобы при необходимости у царя была возможность укрыться в обители на другом берегу.

Местные жители знали об этом ходе. В 20-х годах ХХ века люди рассказали эту легенду археологу Стеллецкому, который изучал тайны старой Москвы. Ученый нашел два коридора из алтаря Казанского храма, которые вели в подвал. Но работы над изучением ходов остановили уже в 30-х годах, так как археологические раскопки у стен храма грозили его разрушением. Подземный ход под рекой до сих пор остается неизученным.


Вид на монастырь с Москвы-реки

Открытие приходского и уездного училища

В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.

Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».

Архитектурные особенности

Главным строением на территории обители является Никольский храм. На его месте раньше стояли три каменные церкви, построенные в XVIII ст. Усилиями патриарха Адриана они были объединены в часть большого собора. Строительство заняло порядка четырех лет.

На юго-восточной стороне близко к храму высится колокольня. Ее высота практически соответствует таковой храма. В 1767 г. мастера расписали трети этаж, выполнили ряд серебряных клейм. В сохранившихся документах XIX века указано, что восточная часть обители была отведена под кладбище.

На востоке от старого собора находится Иверский храм. Его возвели в начале ХХ ст. Здание настолько большое, что в нем одновременно может находиться до 3000 молящихся. На соборе красуется 16 синих куполов. Их видно очень далеко, поэтому по ним можно ориентироваться, добираясь в монастырь от станции «Прерва».

Над монастырскими воротами размещен храм в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Его построили в 1733 г., но в 1924 г. безбожная советская власть разместила там клуб и столовую. А позже помещение переоборудовали под жилое.

Между монастырским огородом и рекой в 2014 г. поставили деревянный храм в честь Иоанна Богослова. Службы в нем совершаются редко. Обитель имеет ограждение только с востока, а с остальных сторон она ограничивается зданиями корпусов монахов и семинаристов.

Собор Иверской иконы Божией Матери

Собор Николая Чудотворца

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Поэт на митрополичьей кафедре

Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.

Внутреннее убранство

За обителью закреплен статус патриаршего подворья. Монастырь обнесен оградой и имеет двое ворот. Кроме храмов на территории обители располагаются монашеские корпусы, хозяйственные постройки, детская воскресная школа, здания для семинаристов и архиерея, древние кельи патриарха. Обитель утопает в густой зелени.

Соборы имеют богатые золоченые иконостасы. Большое количество окон в храмах дарит много света. Стены покрыты богатой росписью, окна украшены витражами.

В оформлении Николо-Перервинской обители прослеживается несколько стилей – барокко, классицизм и модерн.

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

Информация паломникам

Подробная информация о жизни обители представлена на официальном сайте: pererva.org. При необходимости все вопросы можно уточнить по телефону: +7 (495) 354-49-65.

В монастыре действует запрет на фото- и видеосъемку. При крайней необходимости нужно получить разрешение у настоятеля.

Совет автора

Престольные праздники

Престольные праздники в обители празднуются несколько раз в год:

  • в Никольском храме в честь святителя Николая Чудотворца – 22 мая и 19 декабря;
  • в Иверском соборе – 6 мая, 26 октября, 25 февраля и вторник Светлой седмицы;
  • в церкви Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа;
  • в надвратном храме в честь Толгской иконы Божией Матери – 8 августа, 16 сентября;
  • в церкви Иоанна Богослова – 21 мая, 9 октября;
  • в нижнем храме Никольского собора в честь св. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 сентября.

В эти дни богослужения особенно торжественные. В обитель стекается множество паломников. Служба проводится при участии многих священников их других храмов.

Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская

Режим работы

Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе. Его двери открыты для прихожан с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений следующее:

К таинствам исповеди и причастия верующие могут приступить на каждой литургии. Венчание и крещение проводятся только в выходные дни. Предварительно нужно согласовать осуществления Таинства в иконной лавке и записаться там же. Перед Венчанием священник проводит с будущими супругами беседу по понедельникам в 20: 00. Перед Крещением крестные родители и сам желающий принять таинство, если он уже взрослый, должны поучаствовать в двух огласительных беседах. Они проводятся по пятницам в 19:30.

Иконная лавка работает без перерывов с 7:30 до 19:00. После богослужений начинаются занятия детской воскресной школы.

Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе

Как добраться

Монастырь находится в Москве по адресу: ул. Шоссейная, 82. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.

Удобнее всего доехать сюда на метро:

  • от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»;
  • от станции «Печатники» до обители идет автобус №292.

От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.

Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

LiveInternetLiveInternet

Основан Николо-Перервинский монастырь в XV в. (по другим источникам летом 1699 года) на левом берегу реки Москвы, на юго-востоке Москвы, около села Коломенское. Первоначально назывался он «Николы Старого монастырь». Есть свидетельство, что в Николы Старого монастырь был сослан при Иване Грозном митрополит Филипп. Название «Перервинский», по преданию, связано с тем, что некогда близко протекавшая у стен монастыря с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот около монастыря, направилась к селу Коломенскому. 02.

В XVI в. около монастыря образовалась слобода. В XVII-XIX вв. монастырь перестраивался. В начале XVII в. он был разорен во время польско-литовской интервенции. При царе Алексее Михайловиче, с середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. 03.

Никольский собор был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и «благоукрашение» — с 1696 по 1700-й. 04.

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. 05.

В нижнем этаже собора располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, — теплый зимний храм, состоящий из трех частей — алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии. 06.

К монастырю уже с 60-х годов ХVII века была приписана находившаяся в на Красной площади часовня Иверской иконы Божией Матери (1666 г.; в 1669 году в ней был установлен список с афонской Иверской иконы Божией Матери), при ней рядом существовало Николо-Перервинское подворье. 08.

Где сейчас находится именно эта икона, доподлинно не известно, но специалисты в последнее время приходят к мнению, что оригинальная икона Иверской Божьей Матери, находившаяся в Иверской часовне, пребывает сейчас в храме святителя Николая в Толмачах в Москве. 09. Часовня и ее святыня, глубоко чтимая не только москвичами, но и всем русским народом, давала, Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ. В 1930-х Иверская часовня была разрушена. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В настоящее время Воскресенские ворота восстановлены. Также восстановлена и Иверская часовня — так она выглядит сейчас. 10. 11. 12. В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре величественный собор в честь Иверской иконы. Храм задумано было построить в русско-византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов). Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора. Из часовни на Красной площади была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, — и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство и многочисленные молящящиеся. Чудотворная Иверская икона была торжественно встречена народом и церковными иерархами и внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особом месте. 13. 14. Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. была приходской, а в начале ХIХ века вновь стала монастырской. В 1785-1786 гг. храм был оштукатурен и впервые расписан. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, названные «водяными» (отсюда ходили за водой на Москва-реку) и построенные в конце 17-го века, сохранились до сего времени. Другие были заложены, и таким образом получилась палатка, в которую, по свидетельству начала 19-го века, клали покойников. Запись 1806 года говорит, что Толгская церковь была выкрашена в красный цвет. Это подтверждают и свидетельства начала 20-го века. 15.

В 1764 году монастырь оставлен за штатом. В 1775 — приписан к Чудову монастырю. В 1775-м при монастыре открыта семинария (в основном для учащихся из бедных семей), в 1824 заменена уездным духовным училищем. В 1812 в монастыре размещались французские войска. В XIX в. построены корпуса келий и каменная ограда. В 1996 году в Перервенском монастыре открылись пастырские курсы. Через некоторое время пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии с пятилетнем сроком обучения, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь. 16.

История монастыря любопытна и интересна. Не менее интересна и «Притча о запретительстве фотографирования». Оказавшись на территории монастыря, я сразу направился в Собор Иверской Божьей Матери… 17. Собор поразил своим грандиозными размерами, богатством, изысканностью внутренней отделки, необычайным ощущением воздушности внутреннего объема и праздничным величием… Посетителей практически не было. Очень хотелось запечатлеть все это великолепие. Как только я достал фотокамеру, в моем направлении, нежданно-стремительно, бросилась серенькая худенькая женщина неопределенного возраста, размахивая руками и восклицая о запрете фотосъемки. Благо расстояние от нее было большим, и, я успел-таки сделать вот этот единственный кадр. 18. Женщина подбежала и с непередаваемым не гуманным, пугающе-реликтовым выражением лица, с «иудушкиными» интонациями в голосе, и чуть ли не набрасываясь, потребовала удалить фотографию, судорожно пытаясь заглянуть прямо через мои руки в дисплей фотокамеры и увидеть процесс этого самого удаления. Ошарашенный таким «приемом», отвязным поведением и беспредельным келейным хамством, я примирительно сделал вид, что удалил фото… Она еще пыталась идти за мной, что-то подвизгивая и бормоча типа, «…стыда нет, вы же в храме…»… У человека , к несчастью, явно, что-то было «с головой» и, я ни говоря не слова в ответ, удалился. В общем, настроение осматривать храм было подпорчено, хотя впечатляться здесь в действительности есть чем… Но, вот уж, действительно, «кадры решают всё») Выйдя на открытый воздух я, тем не менее, попытался сделать несколько фото храмов монастыря для коллекции. Несколько молодых людей в черном, оказавшихся рядом, почти хором тут же указали мне о запрете фотосъемок…) Это уже было через чур… Вконец, «потеряв всякий стыд», я сделал несколько фоток и удалился с территории Перервинского монастыря в слегка обескураженном и задумчивом состоянии. 19. Такого жесткого и некрасивого отношения к фотосъемке, а точнее к себе, я никогда и нигде ещё не встречал. Фотографий монастыря, поэтому совсем не много. Снимаю я, кстати, в подобных местах всегда аккуратно, незаметно, стараясь учитывать чувства верующих и служителей… Ладно бы, тебя «с порога» останавливает охрана и не дает снимать, ссылаясь на необходимость некоего «благословления». К слову говоря, я ещё ни разу не нашел персон для получения этого самого благословления после подобного «посыла» охраны) Но здесь отношение к посетителю стояло особняком. Да, я понимаю, монастырские порядки, да, мы, как бы, вроде, мешаем насельникам и семинаристам, но не везде же это присутствует в такой уродливой и искаженной форме. Например, в Высоко-Петровском монастыре всё достойно и комфортно в плане фотосъемок. Я бывал и снимал там неоднократно и, ни разу, не услышал, чьих либо окриков…. 20.

Кстати, не хочу сказать ничего плохого о Николо-Перервинском монастыре. Монастырь живет, его энергетика свежая, молодая, основательная. Храмы очень красивые, одухотворенные и возвышенные. Собор Иверской Божьей Матери определенно произведет очень сильное и глубокое впечатление. Гарантировано позитивное отношение, если вы не будете доставать фотокамеру, чтобы порадовать фотоснимками себя, друзей и единомышленников)

Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении «единоверия» как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон — автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы — Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика — Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре — архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии — будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским).

Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

Перечень трудов митрополита Платона по благоустроению Николо-Перервинской обители был с благословения самого архипастыря вырезан на каменной двухаршинной плите, вделанной в стену близ восточных дверей Никольского собора (она сохранилась и доныне), и насчитывает 38 пунктов. Вот некоторые из них: сделан чугунный пол в верхней Николаевской церкви; в 1777 году возобновлена там настенная живопись; в 1778 году между Патриаршими и Настоятельскими кельями построены каменные покои; в 1779 году возобновлены иконостас в Николаевской церкви и святые иконы; вызолочены главы на церквах Николаевской и Толгской; в 1784 году сделаны на колокольне железные боевые с четвертями часы; построены двухэтажные учительские каменные келлии под линию и фасад настоятельским; сделана каменная ограда монастырского сада; в 1805 году выстроен новый двухэтажный Архиерейский дом на западной стороне монастыря, примыкающий южным концом к Патриаршим келлиям; в 1786 году выровнена и выложена дерном в саду гора и нижний огород засажен плодовыми деревьями.

Никольский греческий мужской монастырь был основан в XIV в., а в документах впервые упомянут в 1390 г. как монастырь «Никола Старый», «Никола большая глава, что у крестного целованья». Первоначально он располагался на месте совеменного дома 11 в Ветошном пер. В его соборе приводили к присяге подсудимых в сомнительных случаях, потому у него было название «что у крестного целованья».
1556 г. — Иван Грозный позволил останавливаться в Никольском монастыре монахам- грекам, приезжавшим в Москву.
1653 г. — царь Алексей Михайлович отдал монастырь «для приезжих греческих властей и старцев и гречан для отправления божественной службы греческим языком» (монахам Афонского монастыря). Привезенная с Афона чудотворная икона Иверской Божьей матери вначале находилась в монастыре. Позже икона была перенесена в специально построенную часовню у Воскресенских ворот Китай-города.
Никольский греческий монастырь стал центром небольшой греческой колонии. Имел книгописную мастерскую.
В 1713 г. князь Дмитрий Кантемир начал строить новый каменный одноэтажный Никольский собор в память своей жены Кассандры. В 1714 г. строительство было остановлено в связи с постройкой Санкт-Петербурга и закончено только в 1724 г.
В 1735-36 гг. над собором сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы иждивением семьи князя Кантемира.
В 1770 г. была построена церковь св. Константина и Елены на средства кн. Матвея Кантемира.
В 1799 г. главный собор вновь был перестроен.
В 1893-1895 гг. по периметру владения монастыря и по красной линии улицы строятся новые каменные здания по проекту архитектора К.Ф.Буссе. Эти здания монастырь сдавал внаем разным учреждениям.
В Никольском монастыре располагалась религиозная библиотека, собранная А.И.Хлудовым.
В 1918 г. монастырь был закрыт. В настоящее время колокольня бывшего греческого Никольского монастыря приписана к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря.

Впервые монастырь упоминается в 1623 году в «Указе царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого Дворца». В нем говорится о деревянной церкви, в которой находились два старца и игумен. Это была церковь Николая Чудотворца. Обитель уже тогда именовалась Перервинской.

В наше время монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. С 1990 года при обители действует воскресная школа, нацеленная на всестороннее духовное и творческое развитие детей и подростков, а так же приобщение их к православной вере. На Патриаршем подворье проводятся катехизаторские беседы и для взрослых прихожан. Помимо учебной и просветительской деятельности на территории обители по-прежнему проводятся ежедневные богослужения.

На базе Николо-Перервинского монастыря функционирует Православная Духовная семинария. Это – аналог высшего учебного заведения, из которого выходят священники и катехизаторы. Они обучаются в семинарии в течение пяти лет на бесплатной основе. В обучение молодых пастырей включается постоянное их проживание при семинарии. Помимо этого обитель основала собственный православный театр под названием «Лампада». К его ведению также относится движение «Держава», состоящее преимущественно из молодёжи.

Также здесь существуют две школы: для девушек и для юношей. Первая – «Молодая хозяйка», где девушки обучаются всему, что по канонам должна знать и уметь настоящая грамотная хранительница домашнего очага. Второй – «Петрофлот», где юноши познают основы военного дела, передаваемые им старшим поколением воинов.

А с 2000 года у православных родителей есть возможность отправить своих детей в летний лагерь, который сделан при храме Живоначальной Троицы и представляет собой православный приют для школьников на летних каникулах.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *