История храма святителя Николая в Котельниках тесно связана с родом знаменитых купцов Строгановых , считавшихся самыми богатыми людьми в России, и преемником рода Строгановых, князем Сергеем Михайловичем Голицыным.
За свою многовековую историю храм несколько раз перестраивался заново. Менялись облик, название, убранство, но неизменно Никольский храм оставался центром духовной жизни московских купцов и мастеров.

Храм святителя Николая в Котельниках

Многолетняя история храма насчитывает несколько периодов: на месте храма в 17 веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (первое упоминание в 1547 г.) Позднее переименованная в Николаевскую церковь становится усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей, а после пожара 1812 г. родовую церковь с богадельней восстанавливает на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, первый московский барин — князь Сергей Михайлович Голицын. (подробнее об этом см. книгу «Храм свт. Николая в Котельниках» в разделе «Публикации»).

Строгановский период

В конце XVII века в связи с упразднением ремесленных слобод и расформированием стрелецких, Таганный холм стал привлекать к себе внимание состоятельных купцов — он находился в непосредственной близости от города. Именно в это время «для остановок по торговым и казенным делам» приобретают здесь собственность знаменитые освоители Пермского края и Сибири, богатейшие солепромышленники России — Строгановы.

Большинством историков принято считать, что род Строгановых берет свое начало из Новгорода Великого. Хотя наиболее авторитетный исследователь их родословной — Введенский А. А. считает, что они происходят из поморских крестьян. Эту знаменитую династию историки сравнивают как с богатейшими немецкими банкирами конца XV — XVI веков Фуггерами, так и с испанскими кондотьерами Пиззаро и Кортесом, покорявшими американские земли. Однако масштаб деятельности Строгановых был несоизмеримо больше. Помимо освоения новых территорий и развития собственных промыслов, они постоянно оказывали поддержку государству: обеспечивали царский дом разного рода товарами, преподносили двору богатые подарки и безвозмездно предоставляли денежные средства, что в свою очередь возвращалось им сторицей в бесчисленных привилегиях. Их владения с полным правом можно было считать царством. В этом «царстве» на ста тысячах квадратныхкилометров, что больше территории некоторых европейских стран, у Строгановых имелось свое войско — столь редкое явление даже для бояр, своя промышленность — выделка железа и выварка соли и даже своя внешняя торговля — торговля соболиными шкурками, добываемыми коренными народностями Приуралья и Зауралья. Строгановым особо близки были широко почитаемые в поморском крае преподобные Зосима и Савватий — Соловецкие чудотворцы. Существует предположение, что они лично знали преподобного Зосиму, ходившего в Великий Новгород к митрополиту и другим знатным людям с просьбой отдать во владение основанному им монастырю Соловецкие острова. Так, в 1688 г. Строгановы полностью обновляют Троицкий храм в Котельниках и устраивают в нем новый придел свв. прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

На своих землях Строгановы построили судостроительные площадки и открыли кожевенные предприятия — мануфактуры для собственных нужд, организовали жемчужный промысел. Дружины, находящиеся в распоряжении Строгановых не только были способны защитить их от набегов враждебных племен, и позволяли совершать вылазки на сопредельные территории. Они снарядили волжского казака Ермака для похода на Сибирское царство. Набеги из этого царства постоянно беспокоили жителей русского севера. В награду за взятие столицы Сибирского царства, царь Иван Грозный предоставил Строгановым право беспошлинной торговли во вновь завоеванных землях.

В Смутное время Строгановы не принимали никакого участия в государственных переворотах, а в 1609 году выступили на стороне царя Василия Ивановича Шуйского, которому помогали как деньгами, так и дружиной. За это в 1610 году царь отблагодарил их землями, различными льготами и повелел в грамотах писать Андрея, Петра, Никиту, и Максима Строгановых с «вичем», то есть по имени и отчеству. Это означало, что Строгановы стали «именитыми людьми», наряду с боярами и окольничими, и могли пользоваться многими привилегиями, например, судить их мог только царь лично. В Соборном Уложении 1649 года была даже отдельная статья, в которой закреплялись права Строгановых и подчеркивалась особенность их положения в государстве. К началу 18 века представителем знаменитой династии в Москве становится правнук Аники, Григорий Дмитриевич Строганов, всесильный современник Петра Великого.

Григорий Дмитриевич Строганов родился в 1656 году, он был единственным сыном Дмитрия Андреевича, и последним «именитым человеком». Григорий Дмитриевич получил прекрасное для того времени образование и с раннего детства помогал отцу в хозяйственных делах. С шестнадцати лет он уже участвовал в официальных правительственных посольских приемах в Кремлевском дворце, присутствовал на царских и патриарших застольях. Это про него народ сложил поговорку: «Богаче Строганова не будешь!» После смерти отца Григорий Дмитриевич переселяется в Нижний Новгород, который давно уже является перевалочным пунктом соли из Пермских вотчин в Москву. Нижегородский период жизни Григория Дмитриевича продлился до 1703 г., начиная с этого времени он достаточно подолгу живет в Москве, наведываясь в свою вотчину ли по делам. А с 1705 г., когда Петр I вводит государственную монополию на соль, Григорий Дмитриевич окончательно переезжает в Москву, так как после этой реформы Нижний Новгород теряет свое прежнее промышленное значение. В связи с тем, что соль перестает приносить прежние доходы, то он переключается на добычу полезных ископаемых, в том числе железной и медной руды, строит медеплавильные и железоплавильные заводы.

Дом Григория Дмитриевича на Швивой горке (Таганном холме) стоял, как и положено дому именитого человека, на самой бровке холма, являясь достопримечательностью того времени, и славился на всю округу гостеприимством и хлебосольством и был открыт «не токмо друзьям его, но и всякого чина людям». Со всеми, по словам современников, Григорий Строганов был «добр и ласков, а бедным был старатель». Во время Северной войны Григорий Дмитриевич активно поддерживал начинания Петра I, построив несколько кораблей. За заслуги перед отечеством, и в знак личного расположения, «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова, Петр I пожаловал медальоном с собственным изображением

Портрет Марьи (Вассы) Яковлевны Строгановой, автор Р.Н. Никитин (время создания — 1721-1724гг.)

для ношения на груди. Царские привилегии распространялись и на семейство Григория Дмитриевича — так например, его жена Мария Яковлевна получила право носить русское платье, что было практически невозможно при петровском дворе, и при запрете на домовые церкви ее сыновьям разрешалось (именным указом Петра I) устроить таковою при доме Строгановых в Москве. Жена Григория Дмитриевича отличалась благочестием и, как все Строгановы, любовью к широкой благотворительности и строительству храмов и монастырей.

В день, когда Православная церковь отмечает двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (ст.ст) 1715 года Григорий Дмитриевич упокоился на древнем церковном погосте при храме свт. Николая в Котельниках. С его смертью закончилась эпоха «именитых людей», славное время купцов и промышленников, и началась новая — баронов и графов, столичных жителей, аристократов, покровителей искусств.

Марья Яковлевна (урожденная Новосильцева) скончалась через 19 лет после смерти мужа 9.11.1734 г. (ст.ст.) и была похоронена близ него. Традиции благотворительности Марьи Яковлевны наследовала ее невестка — жена барона Александра Григорьевича Строганова (1698-1754) Марья Артемьевна (1722-1787), урожденная Загряжская (в первом браке — Ислентьева), которая в 1759 г. обновила женскую богадельню при храме свт. Николая.

До конца своих дней Александр Григорьевич и Марья Артемьевна жили в своем доме на горке. При них храм достиг своего расцвета. На их средства при храме была собрана богатая ризница. В 1743 г. в храм был пожертвован мощевик в виде креста от служителя Строгановых Петра Ивановича Хлебоедова.

Александр Григорьевич, и его первая супруга — баронесса Елена Васильевна Строганова (скончалась в 1737 г.), урожденная Мамонова, и жены его братьев — Софья Кирилловна, урожденная Нарышкина, и Прасковья Ивановна, урожденная Бутурлина, упокоились в склепе при храме свт. Николая, о чем вплоть до его разрушения свидетельствовали чугунные плиты над местами их захоронений. Церковь свт. Николая в Котельниках в Москве стала родовой усыпальницей Строгановых. К сожалению, со смертью Александра Григорьевича и его супруги род Строгановых-москвичей прекратил свое существование: сыновей у супругов не было, дочери вышли замуж, сыновья его братьев переселились в столичный Петербург.

Голицынский период

Однако вскоре по воле Божией все переменилось. 22 апреля 1816 года скончалась княгиня Анна Александровна Голицына, урожденная баронесса Строганова, дочь Александра Григорьевича, оставив от своего брака с генерал-поручиком Михаилом Михайловичем Голицыным (1731-1804) сына Сергея Михайловича (1774-1859). В память о матери и ее родителях, а о своих дедах и прадедах, Сергей Михайлович, как единственный наследник Строгановых в Москве, решил восстановить храм над своей фамильной усыпальницей и возродить богадельню. В 1818 г. он подал прошение на имя Преосвященного Августина, митрополита Московского, с просьбой о восстановлении церкви.

В делах Московской духовной консистории, сохранившихся в архивах г. Москвы, находим следующую запись: «1818 года Декабря 21 дня. Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергий, Князь Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то она желает во всем ея поправить и привесть в благолепие суммою своею…» Вновь сооруженный храм с теплым приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев был устроен со всем благолепием и » по приличию других храмов святых. И все потребные ко освящению оного и священнослужению вещи» были приобретены…

Новая, каменная, в стиле ампир, с одноярусною над папертью колокольнею церковь по проекту известного архитектора Осипа Бове была «покрыта железом, выкрашенным зеленою краскою…» Освятил воссозданный «строгановский храм» митрополит Филарет (Дроздов).

Никольская церковь, 1882 год.

Произошло это знаменательное событие в 1824 г. Князь Сергей Михайлович обеспечил содержание причта, сам стал ходатайствовать о назначении настоятеля храма. Им стал священник Иоанн Алексеевич Благовещенский, окончивший в 1820 г. Московскую духовную семинарию. На имя возобновленной церкви князь Голицын положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом. Стоит отметить, что священно- и церковнослужители имели собственные дома, но на церковной земле. У просвирни своего дома не имелось. По распоряжению князя Голицына ей давалась квартира в церковной богадельне. В каменной одноэтажной с мезонином богадельне, построенной в 1833 г., поначалу содержалось 10 человек «женска пола» . Имелись и свободные комнаты, отдаваемые внаем в пользу богадельни. Позднее, в ведомости о богадельнях от 1 января 1876 г. говорилось, что богадельня «при церкви Николаевской в Котельниках» находится в исправном состоянии, а содержание призреваемые сверх пожертвованных на вечное время князем Голицыным капиталов «получают от доброхотных дателей» — господ Пашкова и Иванова.

В 1873 г. вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя прмц. Евдокии для служения ранних литургий зимой. А в 1897 г. храм торжественно отметил двойной юбилей. В этот год исполнилось 350 лет со дня прославления прп. Зосимы и Савватия на Московском соборе 1547 г., а также 200 лет со дня устроения придела их имени. На этой торжественной ноте закончился «Голицынский» период в жизни храма свт. Николая в Котельниках.

Храмовые святыни в начале XX века

К началу XX века в храме свт. Николая в Котельниках сохранялись иконы XVII в. Так, в иконостасе придела прп. Зосимы и Савватия находилась икона Казанской Божией Матери с надписью на серебряном окладе снизу: «Истинное изображение и список с чудотворного образа, что слывет Смирных во граде Калуге, а писал изограф Афанасе». В этом же приделе помещалась Икона Владимирской Божией Матери «с чудесами в ризе, низанной жемчугом в окладе серебряном золоченом, поставлена в киоте за стеклом», а в иконостасе придела прмц. Евдокии имела место икона Феодоровской Божией Матери с изображением на ее полях великомучеников Феодора и Андрея Стратилатов. Храмовыми святынями считались «четыре напрестольных креста серебряных, вызолоченных, с частицами мощей». Один — чеканной работы, на верхней стороне — изображение распятия, по сторонам — четырех предстоящих, внизу — свт. Николая. Под изображением святителя надпись: «1743 год». Еще ниже читаем: «Сей Живоначальный Крест приложен к церкви свт. Николая Чудотворца, что в Котельниках. Дому Высокопревосходительных баронов Строгановых служитель Петр Иванович Хлебоедов».

Из прежнего благолепия храма после его разорения осталась только одна святыня: икона Феодоровской Божией матери. Ее сохранила дочка последнего настоятеля о. Николая Черткова, ныне покойная Ирина Николаевна Черткова.

Священник Николай Феоктистович Чертков прослужил в храме свт. Николая в Котельниках почти 30 лет. На время его служения пришлись самые трагические страницы храмовой истории. В 1922 г. по решению «Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья» храм свт. Николая в Котельниках наряду с другими церквями таганного холма и Рогожской слободы (такими как, например, храм вмч. Никиты за Яузой, Успения в Гончарах, Спаса в Чигасах, Василия Исповедника и прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе, свт. Николая на Ямах и некоторых других) подвергся настоящим варварским набегам…

Наши дни

Храм святителя Николая в Котельниках. 1993 год. По воспоминаниям очевидцев, здание по периметру снаружи было так засыпано землей, что его приходилось откапывать.

До 1990 г. здание храма было занято Московской геолого-гидрогеологической экспедицией ПТО «Центрогеология» Мингео СССР. Кроме того, в доме причта располагались различные отделы научно-исследовательского института морфологии животных им. Северцева, в том числе центр кольцевания птиц. По воспоминаниям очевидцев «здание по периметру снаружи было так засыпано землей, что его приходилось откапывать, а из окна центрального портала можно было запросто выйти на улицу». При раскопках находили человеческие останки, предположительно и останки захоронений из усыпальницы Строгановых. Сама усыпальница находилась на месте сегодняшней трапезной, именно там при реставрации храма были откопаны старинные надгробия.

В 1992 г. храм святителя Николая в Котельниках был возвращен Русской Православной Церкви. К тому времени от богато украшенного храма оставались одни стены. Внутри здание было разделено на три этажа, в алтаре находился кабинет руководителя геологической экспедиции, от фресок не осталось и следа.

Первым настоятелем возрожденного храма стал иерей Михаил Жуков. На его долю выпала непростое послушание по восстановлению храма после десятилетий забвения. Первые Богослужения проходили буквально на стройплощадке. Как вспоминают прихожане, все они принимали участие в восстановительных работах, мужчины нередко работали кувалдами, женщины убирали мусор и наводили порядок.

19 декабря 1992 г. на «зимнего Николу» в церкви святителя Николая в Котельниках отслужили первую литургию. С Божией помощью, стараниями отца Михаила Жукова и церковной общины храм был возрожден, убранство храма было восстановлено.

В 1999 г. храм святителя Николая в Котельниках стал Патриаршим Подворьем и Представительством Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

В ноябре 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший митрополит Дорофей совершили великое освящение храма. Это был последний визит в Россию Блаженнейшего митрополита Дорофея, который в конце декабря 1999 г. отошел ко Господу.

В 2000 г. был назначен первый настоятель Чешского подворья в Москве. Им стал протопресвитер Михаил Дандар. С открытием подворья и назначением нового настоятеля в контексте до того произведенных работ продолжилось восстановление храма свт. Николая в Котельниках.

В соответствии с чертежами и планами, найденными первым настоятелем отцом Михаилом Жуковым, в начале XXI воссоздавался тот облик храма, который этот дом Божий имел в момент освящения его митрополитом Филаретом (Дроздовым) в 1824 г.

В храме святителя Николая в Котельниках находятся частицы мощей святых мучеников Людмилы и Вячеслава Чешских. Эта святыня была передана в дар РПЦ православной церковью Чешских земель и Словакии и привезена из Праги в Москву в 1999 году по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II святые мощи были оставлены в храме свт. Николая для молитвенного поклонения верующих. Со временем празднование памяти св. Людмилы (29 сентября) превратилось в значительное духовное событие для всей православной Москвы. Святая мученица Людмила была ученицей святого равноапостольного Мефодия, являлась просветительницей славянских народов.

В воскресенье 22 ноября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в храме святителя Николая в Котельниках. Минуло десять лет с того памятного дня, как Православная Церковь Чешских земель и Словакии обрела свой дом при Патриархе в святом граде Москве. После богослужения был освящен Поклонный Крест, который предполагается установить на территории храма.

30 сентября 2010 г. Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Митрополит Волоколамский Илларион в память о святой мученице Людмиле совершили Божественную Литургию в храме святителя Николая в Котельниках. В этот особенный день на радость всех прихожан и гостей был воздвигнут Поклонный крест и установлена мемориальная плита с начертанными на ней именами упокоенных под сводами храма баронов и «именитых людей» Строгановых.

18 сентября 2012 года руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк совершил Божественную литургию в Никольском храме в Котельниках — Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Архипастырю сослужили настоятель храма святого благоверного князя Вячеслава в Брно протоиерей Иосиф Фейцак, секретарь Михаловско-Кошицкой епархии архимандрит Серафим (Шемятовский), настоятель русского Успенского храма в Ольшанах протоиерей Владислав Долгушин, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Подворья протоиерей Алексий Ющенко.

По окончании богослужения состоялось открытие памятника святой мученице Людмиле Чешской. В церемонии приняли участие заместитель министра культуры Чешской Республики Микеш Франтишек, Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в России Петр Коларж, руководитель Россотрудничества и специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с государствами-участниками СНГ К.И. Косачев, заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, представители политических, деловых, общественных кругов России и Чехии.

Собравшихся приветствовал настоятель Никольского храма. «Сегодня знаменательное событие не только для нашего прихода. Убежден, что это событие высокого духовного порядка для многих людей, которые любят историю, культуру, свои корни», — отметил отец Алексий. Вместе с чешским скульптором Михаилом Морвцом он открыл памятник.

С приветственным словом обратился заместитель министра культуры Чешской Республики Микеш Франтишек. Он подчеркнул, что святая Людмила — один из символов чешской государственности. Уже в XI веке она стала почитаемой славянской святой, и не только в Чехии. «Она внесла большой вклад в распространение христианства в Чешских землях, участвовала в основании Пражского града… Жизнь ее была посвящена делам милосердия. Ее характеризовала набожность, верность Христу и помощь ближним», — напомнил он. Министр выразил надежду, что почитание святой Людмилы будет и в дальнейшем способствовать развитию связей между русским и чешским народами.

По мнению руководителя Россотрудничества, «святая Людмила может быть еще одним символом близости двух стран, двух народов». «Наша задача как политиков обеих стран — уловить этот общественный запрос на дружбу, сотрудничество, доброту и любовь», — выразил убеждение К.И. Косачев.

Далее собравшихся приветствовал архиепископ Егорьевский Марк. «Многие россияне, приезжая в Прагу, с радостью посещают храм великомученика Георгия, где пребывают мощи святой Людмилы. Этот храм является местом, куда стремятся паломники», — подчеркнул владыка. Он отметил, что частицы мощей мученицы Людмилы Чешской, почитаемой и в русском народе являются святыней московского храма святителя Николая в Котельниках. На Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии в дни памяти святой Людмилы собирается большое число богомольцев, в том числе женщины, которые носят ее имя.

От имени Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Марк поздравил всех с открытием величественного памятника почитаемой славянской святой, сказав: «Пусть этот монумент станет символом того, что наши народы, наши страны связывают общие духовные корни и общность наших сердец».

Со своей стороны чешский посол обратил внимание участников торжественного события на то, что открытие памятника мученице Людмиле — результат многолетнего сотрудничества русской и чешской сторон.

Приветственное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора огласил протоиерей Иосиф Фейцак. «Святая Людмила почитаема всеми в христианском мире как славянская женщина-просветительница. Будучи канонизирована еще до разделения Церквей на Западную и Восточную, сегодня она является духовным символом единения народов, разных культур и традиций, напоминая нам всем о том, что вся европейская цивилизация имеет своим основанием глубокие христианские корни, — в частности, говорится в послании. — Мы выражаем радость о том, что наша соотечественница чешского происхождения пользуется почитанием и любовью русского народа. Уверен, что сей духовный дар чешского общества москвичам и гостям российской столицы послужит добрым примером любви, взаимного уважения и развития добрососедских отношений между людьми Чехии и России».

Продолжая строгановскую традицию в храме свт. Николая проводятся концерты духовной музыки: рождественские, великопостные, пасхальные песнопения в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».

С 23 по 26 апреля 2014 г. в Москве с рабочим визитом по благословению Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла находился архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий. 24 апреля Владыка Георгий сослужил Божественную Литургию со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Троице-Сергиевой Лавре.

26 апреля Высокопреосвященный Владыка совершил Божественную Литургию на Подворье в сослужении новоназначенного представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриархате архимандрита Серафима (Шемятовского) и иерея Андрея (Никольского), бывшего временно исполняющего обязанности настоятеля храма свт. Николая в Котельниках. В конце Божественной Литургии состоялся крестный ход, после чего Его Высокопреосвященство Владыка Георгий официально представил приходу новоназначенного представителя и настоятеля храма архимандрита Серафима (Шемятовского) и поблагодарил иерея Андрея за понесенные труды. После богослужения состоялась общая братская трапеза, на которой Владыка общался с прихожанами храма и студентами из Словакии, обучающимися в Общецерковной Аспирантуре Московского Патриархата. В этот же день Владыка Георгий отбыл в Словакию.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

К оглавлению — храмы Москвы

  • Житие Святителя Николая Чудотворца
  • Молитва Святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу
  • Молитва Святителю Николаю (для путешествующих)
  • Представительство Православной Церкви в Чешских Землях и Словакии

    Архитектор: Бове О. И.
    Построен: 1824
    Адрес храма: 109240, Москва, 1-й Котельнический пер., 8 (м. «Китай-город», трол. 45, м. «Таганская», трол. 16, 63).
    Телефоны храма: (495) 915-07-04 (дежурный), 915-07-06 (храм), 915-24-57 (книжный магазин), факс: 915-27-03;
    Престолы: главный — свт. Николая Чудотворца,
    приделы — прпп. Зосимы и Савватия Соловецких.

    История: Первый деревянный храм на этом месте, в бывшей Котельной слободе, появился, предположительно, еще в XVI в. Затем его сменили две кирпичные церкви (1657, 1688 гг.).

    Существующий храм построен на средства князя С. М. Голицына в 1822 — 1824 гг. по проекту архитектора О. И. Бове.

    При реализации проект был несколько изменен архитектора Д. И. Жилярди в духе позднего ампира.

    Удачно выбрано расположение церкви — она поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие, как с берега реки, так и со стороны переулка, проходящего вдоль ее фасада.

    В 1873 г. с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо, тогда же в трапезной устроен придел во имя мц. Евдокии.

    В 1840-х гг. одноэтажное здание богадельни было перестроено в ампирных формах в двухэтажный дом причта.

    Церковь была закрыта с 1917 по 1992 г., частично реставрирована в 1970-х гг.

    В 1999 г. при храме открыто московское представительство Православной Церкви в Чешских землях и Словакии.

    При храме действует воскресная школа, ежедневно работает книжный магазин.

    Святыни: храмовая икона свт. Николая; особо чтимые иконы Казанской и Феодоровской Божией Матери; иконы св. мц. Людмилы Чешской и св. мч. Вячеслава Чешского с частицами их свв. мощей в ковчежцах.

    Первое упоминание о церкви на месте современного храма относится к 1547 году. Это была деревянная церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году храм сгорел, на его месте была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Название церкви, как и района, связано с местом проживания котельников, производивших котлы для готовки.

    В 1657 году деревянное строение заменяют каменным храмом на средства купцов Строгановых. В новом Никольском храме была устроена родовая усыпальница храмоздателей. В 1688 году церковь вновь перестраивается, устраивается новый придел. Главный престол церкви был освящен во имя святителя Николая, придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С годами церковь обветшала, позже сильно пострадала при пожаре 1812 года.

    В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове была возведена новая церковь в стиле ампир. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых. Храм расположился на склоне Швивой горки и был рассчитан на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада. На южной стороне церкви находятся три барельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой был устроен новый придел мученицы Евдокии (в трапезной). Очередная перестройка храма прошла в 1892 году под руководством архитектора Н.П. Маркова.

    Храм был закрыт в 1932 году, обезглавлен, частично разрушен и перестроен, после чего здание храма было передано химической лаборатории Управления геологии. После частичной реставрации в 1970-х гг. церковь получает статус памятника архитектуры и ставится под охрану государства. С 1992 года, когда храм возвращен РПЦ, начались восстановительные и реставрационные работы. В 1998 году в возрожденном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

    Церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1-й Котельнический переулок, 8, 10). Построена в 1822-24 гг. на средства князя С.М. Голицына. Ей предшествовали две кирпичные церкви (1657 и 1688 гг.), а деревянный храм на этом месте (в древней Котельной слободе) появился, по-видимому, ещё в XVI в. Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней. Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе. Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

    В 1873 г. с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей. Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев». Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни. Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни. Церковь была закрыта в 1917-92 гг. Частично реставрирована в 1970-х гг. Ныне имеет статус патриаршего подворья.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *