Д. Послание церкви в Сардисе (3:1-6)

I. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (3:1а)

Откр. 3:1а. Большой торговый город Сардис был расположен примерно в 48 км. на юго-восток от Фиатиры, у дороги (по которой постоянно шли торговые караваны), пересекавшей с востока на запад Лидийское царство. В этом богатом городе имелось много промышленных предприятий по изготовлению драгоценностей, красителей и тканей.

В религиозном отношении Сардис являлся центром язычества; развалины некогда высившегося там храма богини Артемида сохраняются я теперь (толкование на 2:1 относительно храма Артемиды Ефесской). В настоящее время на месте этого некогда крупного города имеется лишь небольшая деревушка под названием Сарт. Археологи обнаружили и остатки христианской церкви, которая находилась недалеко от храма Артемиды.

В начале послания Христос говорит о Себе как об имеющем семь духов Божиих и семь звезд, и это похоже на сказанное в 1:4. По другим переводам — как о «держащем (их) в руке», то есть как о «держащем» Духа Святого, а также пресвитеров церквей («семь звезд»), что следует из 1:20; сравните 2:1.

2. ВМЕСТО ПОХВАЛЫ (3:1б)

Откр. 3:1б. Ни одного слова одобрения не имеет Христос для этой церкви и обращение к ней начинает с обличения. Она лишь казалась живой и, вполне возможно, у многих ошибочно пользовалась неплохой репутацией.

3. ОБЛИЧЕНИЕ (3:1а, 2б)

Откр. 3:1в,2б. Двумя словами — ты мертв — срывает Христос ложное облачение доброй репутации с сардисской церкви. Подобно фарисеям, она обладала лишь внешним благочестием, но за «фасадом» ее не было духовной жизни (сравните Матф. 23:27-28). Христиане, составлявшие ее, по-видимому, относились к своим обязанностям формально и прохладно, потому и говорит Господь: Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

4. НАСТАВЛЕНИЕ (3:2а,3)

Откр. 3:2а,3. Он призывает сардисских верующих проснуться от духовной спячки и укрепить те немногие признаки духовной жизни, которые еще оставались у них (ибо и эти признаки угасают — «близки к смерти»), а для этого им надо было вспомнить слышанное ими и принятое в момент уверования и хранить это; покайся — призывает Господь церковь в Сардисе. В противном случае, предупреждает Христос, Он «найдет на них», как тать, т. е. подвергнет их внезапному наказанию. Верующего, впавшего в духовную апатию, можно пробудить только угрозой внезапного «посещения» Господа (сравните Лук. 12:20).

5. ОБЕЩАНИЕ (3:4-6)

Откр. 3:4-6. Хотя в целом церковь в Сардисе была мертвой или умирающей, Христос признает в ней наличие «Богобоязненного остатка» — тех, которые им осквернили одежд своих грехом и равнодушием. Им Он обещает, что будут ходить в белых одеждах (сравните стих 18), символизирующих Божию праведность. Кроме того, Христос обещает победителям, что не изгладит их имен из книги жизни и исповедует их пред Отцом… и пред Ангелами Его. Это последнее заявление Христа некоторых приводит в смущение, потому что его можно как будто понять и так, что имя, однажды записанное в «книгу жизни», может быть «изглажено» из нее.

Послание сардисской церкви имеет самое прямое отношение к современным церквам, которые проводят активную работу, возводят для себя отличные здания, но зачастую небогаты тем, что обращено в вечность, ориентировано на нее. А потому слова Христа, обращенные к церкви в Сардисе, — Вспомни… храни и покайся — звучат вполне актуально и для них.

Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7-13)

1 О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (3:7)

Откр. 3:7. Филадельфия находилась в 45 км. на юго-восток от Сардиса. Она была расположена в плодородной местности, славившейся своим сельским хозяйством, но подверженной землетрясениям, которые неоднократно разрушали город, в последний раз — около 37 года от Р. Х. Назван был в честь царя Пергама — Атталия Филадельфия, который основал этот город.

В этом послании Христос представляет Себя в следующих словах: …так говорит Свитый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворят. О святости Христа я Писаниях повторяется часто (например, 1-Пет. 1:15); будучи свят. Он достоин и вправе судить о духовном состоянии, как отдельных людей, так и церквей в целом.

Символ ключа Давидова, видимо, взят из книги Исаии (Ис. 22:22), где говорится о том, что «ключ» этот будет дан Елиахиму, который таким образом подучит доступ к сокровищам царского дома (напомним, что прежде о Христе было сказано как об имеющем «ключи ада и смерти»; Откр. 1:18). Тут «ключ Давидов», очевидно, отождествляется с ключом от врат небесного Иерусалима, т. е. знаменует доступ к сокровищам небесным. Другими словами, Христос решает, кого удостоить, а кого нет — вечного райского блаженства.

2. ПОХВАЛА (3:8-9)

Откр. 3:8. Христос, как и в других посланиях, подчеркивает: Знаю твои дела. В соответствии с указанием на власть Свою «открывать и закрывать двери» (стих 7), Господь напоминает филадельфийцам: вот, Я отворял пред вами дверь, которую никто не может затворить. Это опять, по-видимому, указание, выраженное иносказательно, на то, что только через Христа может верующий войти в Царствие Небесное.

В случае филадельфийцев подчеркивается, что «не своею силой» (ты немного имеешь силы; впрочем, и никто из людей не имеет ее «много»), но любовью и милостью Божией. Однако «малые силы» филадельфийцев служат основанием для похвалы Христа в их адрес — ведь они, несмотря на это, сохранили слово Его и не отреклись от имени Его.

Откр. 3:9. Христос называет их врагов сатанинским сборищем (сравните Откр. 2:9). Речь идет об иудеях, противившихся Христову благовестию и потому недостойных носить имя народа, избранного Богом (в этом смысле они, и названы «лжецами»). Лжерелигия всегда яростно противится высокой истине христианской веры.

Однако придет день, когда все противники христианства признают эту истину (Ис. 45:23; Рим. 14:11; Фил. 2:10-11). Христос говорит: вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. Он мог иметь в виду, что силой своего примера в благочестии и святой жизни филадельфийцы и сердца преследовавших их иудеев обратят к истинной вере.

3. ОБЕЩАНИЕ (3:10-12)

Откр. 3:10. Христу не в чем упрекнуть филадельфийскую церковь. Она удостаивается лишь похвалы за то, что терпеливо переносила невзгоды и испытания. За это Христос обещает ей: Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Это недвусмысленное обещание, что филадельфийская церковь не станет участницей тех страшных событий, грядущих на мир, описание которых начинается с 6 главы. Если бы Христос имел в виду, что они будут «безопасно проведены» через «годину искушений» или ограждены от скорби в пределах этой «годины», этого периода, то и лексически и грамматически мысль была бы выражена иначе.

Если бы в Божий план входило провести Церковь в целом через те же страдания, что «придут на всю вселенную», трудно было бы понять это обещание Христа, лишь маленькой поместной церкви в Филадельфии. С другой стороны, как «типично верной» церкви «в пределах» тела Христова ей тоже пришлось в свое время идти к славе путем страданий и смерти (задолго до наступления времени великой скорби). Дело тут в том, что в лице филадельфийской церкви Христос дает это обещание всем истинно верующим в Него, имея в виду восхищение Церкви до начала вселенской великой скорби.

Откр. 3:11. Христос обещает также, что придет скоро, — обещание, которое повторяется в Откровении несколько раз. Как уже говорилось прежде, это означает лишь то, что пришествие Его будет неожиданным (1:1; 2:16). В свете этого Он и призывает филадельфийцев сохранить то, что они имеют.

Откр. 3:12. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, — провозглашает Христос. Тут символика вечного пребывания в небесных обителях верных христиан, которые будут там главными, неотъемлемыми «составляющими» Божьего храма. В целом же последним «храмом» (сравните 21:22) станет весь Новый Иерусалим. В отличие от земных храмов и их «столпов», которые подвержены разрушению, гибели, этот будет вечным.

Господь уточняет, что имя града Божия, нисходящего с неба, — Новый Иерусалим (21:2).

Обещание Христа написать перечисляемые Им имена (сравните 2:17; 14:1; 19:12) на «побеждающих» свидетельствует, что как верующие отождествили себя с Ним, так и Он отождествит Себя с ними.

4. НАСТАВЛЕНИЕ (3:13)

Откр. 3:13. Послание заканчивается знакомым нам призывом: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Верующим наших дней следует помнить, что чудные обещания, данные Христом филадельфийской церкви, и Его призыв к ней сохранять верность Богу остаются в силе и сегодня, будучи обращены и к современной церкви.

Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14-22)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (3:14)

Откр. 3:14. Богатый город Лаодикия находился на дороге, ведшей в Колоссы, примерно в 64 километрах на юго-восток от Филадельфии. Приблизительно за 35 лет до написания этого послания город был разрушен сильным землетрясением, но затем снова восстановлен. Более всего славилась Лаодикия изготовлением шерстяной одежды. Нет сведений о том, посещал ли апостол Павел этот город, но лаодикийцы занимали его мысли, и сердцем он был с ними (Кол. 2:1-2; 4:16).

2. ОБЛИЧЕНИЕ (3:15-17)

Откр. 3:15-16. Только порицание заслужила лаодикийская церковь, и никакой похвалы. Она вызывала у Христа отвращение, будучи теплой: ни холодной, ни горячей. Таким же был и «ангел» ее, т. е. пастор. Под определением «теплый» подразумевается неистинный (христианин): он как будто не из числа глубоко заблуждающихся или явных грешников, однако и к Господнему учению относится с «прохладцей». Пребывание в духовной дремоте является для него обычным состоянием. И таким было обычное состояние лаодикийской церкви.

Извергну тебя из уст Моих — этот образ навеян, возможно, тем, что в древности на праздниках и при совершении религиозных церемоний люди пили горячие или холодные напитки, и никогда — теплые. Для лаодикийских христиан этот образ был исполнен особого смысла и потому, что вода в их город подавалась по трубам из Иераполиса, расположенного на несколько миль севернее, и пока достигала Лаодикии, становилась неприятно тепловатой!

Откр. 3:17. О духовной «тепловатости» лаодикийцев свидетельствовали их самодовольство, их удовлетворенность материальным богатством и неспособность при этом увидеть свою духовную нищету. Резко и даже страшно звучат слова Христа, обращенные к ним: ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг.

3. НАСТАВЛЕНИЕ (3:18-19)

Откр. 3:18-19. Золото, как известно, символ материального богатства. Лаодикийцы были богаты; однако Христос советует им купить золото у Него — не обычное золото, а то, огнем очищенное, посредством которого они смогут прославить Бога и стать воистину богатыми. Это, очевидно, совет получить у Бога всесильную Его благодать, приобрести у Него, то духовное богатство, которым лаодикийцы не обладали.

Люди в этом городе одевались в красивые одежды, примечательно, что преимущественно — черного цвета; дело в том, что более всего Лаодикия была известна производством шерсти и славилась одеждой именно черного цвета, изготовленной из нее. Но «во исцеление» от своей духовной наготы местные христиане нуждались в иной, а именно в белой одежде (сравните стих 4), символизировавшей праведность.

А еще Христос советует им помазать глаза глазной мазью. В Лаодикии, при храме Эскулапа, существовала медицинская школа, где изготовляли особую мазь от распространенных на Ближнем Востоке и в Малой Азии глазных болезней. Но верующие в Лаодикии страдали слабостью духовного зрения и прежде всего, нуждались в исцелении от нее.

Лаодикийская церковь, действительно существовавшая, — это и прообраз тех последующих (включая современные) церквей, которые, не замечая своей духовной нищеты, гордятся прекрасными церковными зданиями и материальным своим богатством. Именно к ним обращен (и звучит в веках) призыв Господа стать ревностными и покаяться.

Христос обличал лаодикийцев, потому что любил их. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, — заявляет Он.

4. ОБЕЩАНИЕ (3:20-22)

Откр. 3:20-21. Христос рисует проникающую в душу картину — Себя Самого, стоящего у запертой изнутри двери. Он стоит у этой двери и стучит… Много веков спустя картину на эту тему написал кто-то из людей.

Просьба Господа «отворить дверь» обращена к тем, кто в состоянии услышать Его призыв. Им Он обещает: …войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Пока Христос «стоит за дверью», людям недоступны ни подлинное братство, ни истинное богатство, которые даются лишь чудной благодатью Божией. Они делаются достоянием только тех, кто «отворят дверь» перед Ним. Призыв Господа в большей мере направлен к верующим чем к неверующим. Тут поднимается важный вопрос о степени личного общения христианина с Богом. Отвечающему Ему, т. е. побеждающему, Христос обещает право сесть с Ним на его престоле и разделить с Ним славу победы.

Откр. 3:22. В заключение звучат знакомые слова: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Теплость (3:13-16). Обо все это и сегодня претыкаются верующие, как претыкались в первом веке. А поскольку семь послания всходят от Самого Христа, они приобретают значение последнего слова, обращенного Богом ко всем церквам во все столетия. Это Его последний призыв — ко всем, кто хочет Его слышать. Современным верующим хорошо бы понять это и осознать.

ПОСЛАНИЕ СЕМИ ЦЕРКВАМ:

Христос Похвала Обличение Наставление Обещание Ефеская (2:1-7) Держит семь звезд в деснице Своей и ходит посреди семи золотых светильников. За дела, труд, терпение. Не может сносить развратных, ненавидит дела Николаитов. Оставил первую любовь свою. Вспомни; покайся и твори прежние дела. Будет вкушать от древа жизни. Смирнская (2:8-11) Первый и последний, был мертв и се, жив. За дела, за стойкость в скорби и нищете. Не бойся. Будь верен до смерти. Венец жизни; не потерпит вреда от второй смерти. Пергамская (2:12-17) Имеет обоюдоострый меч. За дела, верность Христу и крепкую веру. Допускаешь ложные учения. Покайся. Получит небесную манну и белый камень с новым именем, написанным на нем. Фиатирская (2:18-29) Сын Божий с пламенными очами и ногами подобными халколивану. За дела, любовь, служение, веру, терпение. Последние дела больше первых. Попускаешь Иезавели вовлекать в разврат и вводить в заблуждение. Покайся и держи то, что имеешь. Получит власть над язычниками и утреннюю звезду. Сардисская (3:1-6) Имеет семь духов и держит семь звезд. Упрек, вместо похвалы: несовершеные дела, обманная репутация «живого». Ты мертв. Бодрствуя. Утверждай то доброе, что еще имеешь. Вспомни, что ты принял, храни это и покайся. Будет облечен в белую одежду: имя побеждающего будет исповедано Христом перед Отцом и ангелами Его. Филадельфия (3:7-13) Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов За дела, за то, что сохранил Слово Христа и не отрекся от имени Его. Держи то, что имеешь. Побеждающий будет столпом в храме Бога. Имя Божие будет написано на нем, а также — имена Нового Иерусалима и новое имя Христа. Лаодикия (3:14-22) Аминь, Свидетель верный и истинный. Начало создания Божия. Ты тепл — ни горяч и не холоден; несчастен, жалок, нищ, слеп и наг. Купи (у Христа) золото, огнем очищенное, белую одежду и глазную мазь. Покайся. Побеждающий будет «вечерять» со Христом. Он сядет с Ним на престоле Его.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

ОТКРОВЕНИЕ 2:14
Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама,
который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели
идоложертвенное и любодействовали.
Известная история которая произошла в Израиле, была как образ для нас сегодня, написана
для того что бы мы не поступили так, как они тогда. Смотрите, они вышли из Египта, и до
какого то времени они жили угодно Богу, что Бог не заметил нечестия в шатрах Израиля и не
было неправды у него, и Бог благословлял его. Как там описывается, когда Валаам взглянул
с вершины на Израиля, то он увидел Дух Божий над ним, и стал благословлять его. Когда Дух
Божий над народом, в твоей жизни прославляем, то миром он будет хулится, но как тогда так
и ныне «благословляющий такого христианина благословен, а проклинающий проклят». *Мир*
в лице Варака всегда ищет проклясть народ Божий, но сатана понимает что не возможно
проклясть то, что Бог благословляет, и тогда он делает всё просто, он не кричит, не шумит,
не угрожает расправой, он просто входит в доверие к народу Божьему, дружбой, лестью,
обманом, компромисами, приёмами, подарками и вот в чём обман его кроется, как тогда
Израиль через того лжеучителя принял учение о том что все мы братья и сёстры, нет
никакой разницы как мы поклоняемся Богу, нет вреда от того если наши мужчины будут брать
замуж ваших дочерей а ваши мужчины наших, то есть *любодействоать*. Потом он научил
что нам надо всем обьеденится в союз наших церквей, сделать совет, и вместе делать то и
другое. Потом он учит их есть *идоложертвенное*, то есть они стали принимать их учения,
догмы, веру. О, Церковь Божья! Как ты слепа, нага, тепла и не видишь этого!? Что с тобой
сделали сегодняшние Вараки в совете с нечестивыми вашими лжепроповедниками за мзду
неправедную, ввели вас в лжепоклонение, в любодейство и лжеучения, стол Господен
наполнен как сказал пророк Исайя *блевотиной*, все ваши совместные с ними торжества
ненавидит душа Господа, празнование и беззаконие: Женщины ваши носят мужские брюки,
короткие одежды, разрезы, стригут волосы, когда это их честь и покрывало как знак-знамение
их покорности для Ангелов, красятся как последние блудницы показывая кто их мать
родившая их — Иезавель, вместо того что бы сидеть дома, рождать детей и воспитывать их,
они галопом устремились за кафедры и вопреки Слова учат учению Слова Божьего, когда
Бог говорит им молчать и быть в подчинении. И вы братья, стали женоподобными, пустились
за богатством неправедным вместо того что бы стоять со Словом и проповедовать Его, вы
забились в кухне и готовите кушать, стираете бельё жёнушки своей, няньчите детей когда
она порхает с библией в церкви и лжепроповедут Слово. Вы стали как женщины, носите
женское бельё, сами как женщины, отпускаете волосы что вас не разберёшь кто вы, ходите в
шортах как клоуны и ищё в таком виду умудряетесь свидетельствоать о Христе, пьёте пиво а
то и крепче, курите, встречаетесь с женщинами до брака и делаете срамное во тьме,
флиртуете, ходите в косметические салоны что бы ноготки вам почистили да подкрасили,
пудритесь как бабы, серьги носите, позор вам.
И так мы видим что сделало это с Израилем и до чего это довело его, Дух Божий отшол от
него и они не знали этого, думали что Бог с ними, и Бог проклинает его, допускает проклятие.
Вот этого хочет мир, ты думаешь для чего вся эта игра, вы думаете что они слушают вас, вы
думаете их обратить к вашей вере? как бы не так, дьявол умнее вас, когда вы вне Слова,
когда вы не верите Слову, и он вас уже обманул, сегодня мы имеем клеймо зверя на
церквах, они говорят как зверь, хулят Бога как зверь ересью учений и союзов с миром и их
деноминациями. Вы стали говорить по мирски и мир слушает вас, если бы вы говорили
Слово Божье, то мир вас ненавидел бы, деноминации вас ненавидели бы, но они любят вас и
льстят вам. Ваши свинопастыри в большинстве своём Иуды, продали церкви Божии за
серебрянники, обогатились, кто вам это дал? ДЬЯВОЛ! Он, Иисусу предлагал все царства
мира и славу их за один поклон Иисуса ему! Но как о Нём написано: «расточил, раздал
нищим; правда его пребывает в век». Сегодня вы перестали иметь Бога как Пётр: «Но Петр
сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея
встань и ходи». Вы вошли в поклонение дяволу, вот откуда ваше богатство, вот почему вы не
сможете верить и учить истинному Слову Божьему о Единстве Бога, о крещении во имя
Господа Иисуса, не сможете обличить ваших размазанных и проповедующих Иезавелей
называющих себя ещё христианками, вы не сможете ничего сказать этим женоподобным
мужам, потому что они сразу же оставят вашу церквовь, как же, они платят вам десятины и
приношения, что вы заткнули свои уста и не говорили Слово, продажные проповедники,
сидите и молчите, как псы не могущие лаять, лежите и бредите что с кафедр вместо того что
бы стать со Словом Господа и говорить подлинное полное евангелие. Лицемеры, не ужели
не знаете что дерево ваше не даёт плода, а такое срубают и бросают в огонь? Порождения
змеинные, дети семени змея, вы всегда противитесь Духу Святому как и отцы ваши в Мериве
искушали Его сорок лет и кости их всех пали в пустыне. Время начатся суду с Дома Божьего
и если с вас всё начнётся и уже начинается, то какой конец непокорным евангелию?
Вы пресытились, вы царствуете, о, если бы вы действительно царствовали, но это только
ваш мираж, возьмите же мазь Святого Духа и увидете где вы.
Валаамы, эти лжепомазанные предсказанные ещё Господом нашим вошли и обманули вас,
показав знамения помазанников, сами говорят ложь, и вы вместо того что бы испытывать
Словом, подались на видимое лже — помазание без Слова Божьего. Как же вы кушаете и
перебираете пищу что бы не отравится, а духовную пищу от дьявола несущую смерть
принимаете? Где в библии написано что у Бога есть три лица, или есть три бога? Где в
библии написано что апостолы или ещё кто то хоть один раз крестили бы во имя Отца и Сына
и Святого Духа? Где в библии написано что женщине можно учить Слову? Стричь волосы?
И многое другое. Этого нет в Слове, но вы упорно верите дьяволу вместо Бога.
И так, Бог имеет против вас, что в церквах Божиих осталось это лжеучение Валаамово, кто
имеет уши слышать да слышит. Выйдите из блудницы и дочерей её народ Божий, что вам не
учавствовать в грехах её. Примите Слово и приимет вас Святый.
Мир всем святым и церквам Божиим, мир Израилю Его.

Часть серии о
гностицизме

  • Гнозис
  • Просветление (духовное)

Западный

  • Открытие
  • Божественное озарение
  • Божественный свет
  • Платонизм

Восточная

  • Ирфан
  • Джнана
  • Бодхи
  • Праджня
    • буддизм
    • индуизм

  • Список гностических сект

Сирийско-египетский

  • Офиты
  • Сифианство

Самаритянские баптистские секты

  • Досифей
  • Симон Волхв ( Симонианцы )
  • Menander

Александрийский

  • Василид
    • Василиды

Римский

  • Валентин
    • Валентинизм

Христианский гностицизм

  • Апеллес
  • Cerinthus
  • Джастин
  • Маркион
    • Маркионизм
  • Николаизм
  • Perates
  • Сатурнин

Авраамический

  • Друзы
  • Мандеизм
  • Нусайризм
  • Сабиане

Персидский

  • Бабизм
  • манихейство
  • Язданизм

китайский язык

  • Китайский манихейство

Современный

  • Современные школы

Николаиты (также Nicholaism , Nicolaitism , Nicolationism или Николаитство ) была ранняя христианская секта дважды упоминается в книге Откровения в Новом Завете . Приверженцев называли николаитами, николаитами или николаитами. Основная церковь считала их еретическими . Согласно Откровению 2: 6 и 15, они были известны в городах Эфес и Пергам . В этой главе церковь в Эфесе восхваляется за » к делам николаитов, которые я ненавижу»; и церкви в Пергаме упрекают: «Так и у тебя есть , которые придерживаются учения николаитов».

Некоторые из отцов ранней церкви упомянули эту группу, в том числе Ириней , Ипполит , Епифаний и Феодорит , заявив, что диакон Николай был автором ереси и секты.

Фрагмент из проповеди У. М. Бранхама «Изложение семи периодов церкви» («Ефесский период церкви»).
Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу (Отк. 2:6).
«…Так вот, есть две мысли о том, кто такие были николаиты. Одни говорят, что это была группа отступников, основателем которых был Николас-антиохиец, прозелит, который был одним из семи дьяконов в Иерусалиме. Они устраивали языческие пиршества и были далеко не целомудренны в своём поведении. Они учили: чтобы господствовать над сладострастием, вначале нужно собственным опытом познать все пределы сладострастия. Они так беззаботно отдались этому, что окончательно распустились. Таким образом, они были названы двумя именами из Ветхого Завета, которые символизировали это сумасбродство: Валаам и Иезавель. Как Валаам развратил народ и таким образом победил их, было сказано, что и Николас сделал подобным образом. Эта группа предположительно должна была оставить Ефес, она была вытеснена и нашла место для укрепления в Пергаме.
Но вся проблема в том, что это неправда. Это абсолютно не подтверждено историей. В лучшем случае это предание. Принять такую точку зрения — это значит свести период Ефесской Церкви всего лишь к истории, без отношения к сегодняшнему дню. А это неверно, ибо всё, что началось в ранней церкви, должно продолжаться в каждом периоде, пока наконец не станет благословенно и вознесено Богом или же будет уничтожено в озере огненном как нечистота. То, что это предание действительно противоречит Писанию, видно из Отк. 2:2, что Ефесская Церковь НЕ ВЫНОСИЛА нечестивых. Они выгоняли их, иначе не было бы смысла говорить, что они их не выносили. Если они не выгоняли их, значит они их терпели. Теперь, в 6-м стихе сказано, что они ненавидели их дела. Итак, эта группа николаитов, творящая дела свои, оставалась частью этого первого периода. Дела их ненавидели, но сами люди бессильными не стали. Таким образом, мы видим, как семена, заложенные в Ефесе, произрастут и станут учением, которое разрастётся вверх и вглубь и окажется в озере огненном.
Что это за николаиты? Это слово состоит из двух греческих слов. «Нико» означает «покорять» и «лаос» означает «народ», или «миряне». Очевидный факт, некто в той ранней церкви делал что-то такое, что покоряло прихожан. Если прихожане были покорены, значит там была и делала это какая-то «власть».
Что происходило в той церкви, что ненавидел Бог? То, что происходило тогда, и позже, и происходит сегодня, в точности передаётся значением слова «николаиты». Люди были каким-то образом подчинены, что абсолютно противоречило Слову Божьему.
Так вот, чтобы понять значение того, о чём пойдёт речь дальше, я должен предостеречь вас, чтобы вы всегда помнили, что эта религиозная сущность (или духовная, если вам нравится) состоит из двух частей, которые переплетаются, но они противоположны друг другу, как чёрное и белое. Религия и духовный мир произошли от тех двух деревьев, корни которых в Эдеме. И Древо Жизни, и Древо Познания Добра и Зла находились посреди сада, и, несомненно, их ветви переплетались. И в Ефесской Церкви тот же самый парадокс. Церковь состоит из хорошего и плохого. Две виноградные лозы создают церковь. Они подобны пшенице и плевелам, растущим бок о бок. Но одни ИСТИННЫЕ. Другие ЛОЖНЫЕ. Теперь Бог будет говорить К каждой из них, и Он будет говорить О каждой. Он будет называть их церковью. И только избранные действительно узнают Истинного Духа. Только избранные не будут обмануты. Матфея 24:24: Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если было бы возможно, даже избранных. Итак, ещё тогда, в ранней церкви (за очень короткий период после Пятидесятницы), эта ложная лоза переплелась вокруг Истинной виноградной лозы, и мы обнаруживаем эти дела николаитов. И вы повсюду увидите этот враждующий против Истинной виноградной лозы дух, до тех пор пока он не будет уничтожен Богом. Теперь вы поняли это?
Хорошо. Теперь, каков был духовный климат той церкви? Она оставила свою первую любовь. Оставить свою первую любовь к Слову Божьему — это значит быть отпадшим от того оригинала, которым была Пятидесятница. Выражаясь более ясным языком, это означает, что церковь оказалась в опасности потерять водительство Святым Духом, контроль Духом. Это было в точности тем, что произошло после того, как Моисей вывел Израиль из Египта. Божий путь был в том, чтобы их вести облаком огненным, пророческим изречением, чудесами и знамениями и удивительными силами, данными Богом. Это должно было совершаться «Богом избранными», и «Богом назначенными», и «Богом наделёнными», и «Богом посланными» мужами, при господстве и движении Святого Духа во всём лагере. Они восстали и возжелали установить правила и вероучения. Затем они захотели царя. Затем они захотели быть похожими на этот мир и ушли в полное отступничество и забвение. Точно так начался первый период церкви, а потом пошло всё хуже и хуже до тех пор, пока Святой Дух не был полностью отвержен и Бог должен был уничтожить народ.
Взгляните, как это началось в ранней церкви. Это было названо делами. Затем это стало учением. Это стало нормой. Это вышло на прямую дорогу. Наконец, это преобладало, и Бог был отодвинут в сторону. О, это началось с малого, так тихо, так безобидно. Выглядело так неплохо. Звучало так красиво. Затем крепко ухватилось и подобно питону выдавило само дыхание и убило всю духовность, которая была в церкви. О, эта лжелоза вкрадчива и хитра. О, она подобна ангелу света, пока не ухватится за тебя. Так вот, я хочу сказать, что я верю в руководство. Но я верю не в руководство человеческое. Я верю в руководство Святого Духа, приходящее через Слово. Я верю также, что Бог поставил в церкви мужей, одарованных Духом; они будут сохранять церковь в порядке. Я в это верю. Я думаю также, что церковь направляют мужи, которых Бог посылает для попечения. Но это руководство СЛОВОМ, таким образом, в действительности не люди управляют, но ДУХ БОЖИЙ, ибо Слово и Дух есть ОДНО. Евр. 13:7: Помните наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие: и, взирая на результат в их жизни, подражайте их вере.
Но взгляните, что там происходило. Эта лжелоза ухватывалась, появилось учение, что человеческое управление — это правильно. Они учили, что церковью надо править. Они учили, что над народом должен быть контроль, но вместо того чтобы делать это Божьим путём, они просто захватили власть и всю духовную силу в свои руки и предстали как святое священство, стоящее между Богом и людьми. Они вернулись назад, в старую Ааронову систему. Они стали антихристом, ибо они убрали Его посредничество и установили своё собственное. Бог ненавидел это. Ефесяне ненавидели это, и любой настоящий верующий также будет ненавидеть это. Надо быть слепым, как крот, чтобы не увидеть, что то же самое происходит во всех периодах, и сегодня то же самое, хуже некуда. Что это было? Это была организация. Это разделило людей. Божий народ должен быть един. ОДНИМ Духом ВСЕ они крестились в одно тело, и КАЖДЫЙ должен быть движим Святым Духом, и должен участвовать в поклонении Богу. Но люди захотели преимущества, поэтому они всё взяли под свой контроль, епископы стали архиепископами, и с этими представительными титулами они обходили Слово Божье и учили своим собственным доктринам. Они заставляли людей слушаться их до тех пор, пока не настало время, когда их образ поклонения потерял всякое сходство с поклонением в первые дни после Пятидесятницы. Таковые дела были началом апостольской преемственности. От апостольского правонаследования легко и быстро шагнули к «церковному членству» как к средству спасительной благодати. Слово сократили до вероучения. Антихрист духом своим господствовал над церковью.
Взгляните на это сегодня. Если вы прочтёте Деяния 2:4 таким образом, как некоторые читают, то у вас получится: «И когда наступил день Пятидесятницы, пришёл священник с вафельками и сказал: «Высунь свой язык!» Положил на него вафельку, сам отпил немного вина, сказал: «Теперь ты получил Святого Духа». Невероятно? Именно для этого пришло николаитство. Они говорят: «Не беспокойтесь, о чём там говорит Слово Божье. Вы не можете этого понять. Мы должны вам это истолковать. К тому же Библия не закончена. Она со временем меняется, и мы расскажем вам об этих переменах». Как это противоречит Слову Божьему, которое выразительно утверждает: «Бог есть истинный, но всякий человек лжец», всегда, когда есть конфликт с истиной. Небо и земля исчезнут, но НИ ОДНО СЛОВО Божье не изменится. Таким образом, народ ведут люди, которые дерзают быть кем-то, будучи никем. Утверждают, что они наместники Христа, но на самом деле они — это антихристы.
Вот ещё одна печальная история. Это история о водном крещении. В дни Иисуса и после Пятидесятницы погружали в воду. Никто не может отрицать это. Образованные люди говорят, что всё, что они делали, это только поливали водой, потому что во многих местах легко было найти ямы с водой. И когда они поливали их водой, то делали это во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, как будто эти титулы — настоящие имена и как будто три Бога вместо одного. Но оставайся в этой организации, пытаясь проповедовать истину о погружении в Имя Господа Иисуса Христа, и тебя выставят за дверь. Ты не можешь быть под Божьим водительством и оставаться там. Это невозможно.
Так вот, Павел был пророком, наученным Святым Духом. Если Павел крестил в Имя Господа Иисуса Христа и сказал, что всякий, делающий иначе, чем он проповедовал, будет проклят, тогда время пробудиться и увидеть, что церковь больше не контролируется Святым Духом, но контролируется николаитами. Деяния 20:27-30: Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Поэтому, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Божию, которую Он выкупил Своей собственной Кровью. Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собою.
Павел видел, как это приближалось. Он предостерёг их об этом искусном и хитром священстве, которое придёт и одолеет своими лжеучениями. Он знал, что они научат такому образу поклонения, который исключит народ из всякого участия в служении Святого Духа. И даже сегодня среди тех, кто заявляет, что они свободны и наполнены Духом, нет большой свободы прихожан, и лучшее, что можно увидеть, это несколько проповедников, вдохновенно проповедующих, в то время как стадо сидит на стульях и старательно поглощает это. Сильно отличается от того, что говорит Павел, что когда все собираются, все под водительством Духа, и все участвуют в Духовном поклонении.
Корпоративная церковь никогда не постигала этот урок ни из Писаний, ни из истории. Всякий раз, когда Бог дарует посещение Святого Духа и люди освобождаются, через некоторое время они связывают себя обратно тем же самым, откуда они вышли. Когда Лютер вышел из католицизма, люди какое-то время были свободны. Но когда он умер, люди просто организовали то, во что он верил, как они предполагали, и установили свои собственные учения и идеи, и отвергали любого, кто говорил не так, как они. Они вернулись обратно к католицизму в несколько иной форме. И сегодня многие лютеране готовы вообще вернуться назад.
О, да! В Откровении 12 написано, что у той старой шлюхи много дочерей. Эти дочки точно как их мать. Они откладывают Слово в сторону, отвергают труд Духа Божьего, подчиняют себе паству и делают так, что для мирян невозможно поклоняться Богу кроме как через них или по их образцам, что есть не что иное, как отпечаток неверия, полученный от самого сатаны.
Где же мы находимся духовно? Мы в кромешной тьме. Как далеко мы забрели от первой церкви. Нигде не видно Пятидесятницы, и Слово отыскать трудно. Апостольская преемственность, которая сегодня преизобилует, не находится в Слове. Это человеческое устройство. Это ставит под сомнение истину, что БОГ поставил Своих лидеров в церкви, а НЕ ЧЕЛОВЕК. Ведь Пётр даже не был в Риме. Однако они лгут и говорят, что он был. История доказывает, что он не был. Люди, которые читают историю, пожимают плечами и продолжают верить в эту ложь. Где в Слове вы найдёте «наместника Христа»? Никто не может занять Его места. Однако это сделали, и люди это приняли. Где вы найдёте, чтобы «приложенное откровение» было принято Богом, особенно откровение, противоположное тому, которое уже дано? Однако они принимают его и почивают на нём. Где вы найдёте «чистилище»? Где вы найдёте «мессу (обедню)»? Где вы найдёте «плати деньги, чтобы выбраться из ада»? Этого нет в Слове, но люди внесли это в свои собственные книжки и через это взяли верх над людьми, управляя ими с помощью страха. Где вы найдёте, что «человек имеет власть прощать нас, как будто он Бог»? Выражение «лютые волки» недостаточно сильное, чтобы описать их. Николаитство. Организация. Человек над человеком.
Вернитесь к Богу! Покайтесь, пока не слишком поздно. Смотрите на этот почерк на стене. Это почерк осуждения. Как священные сосуды были осквернены и это вызвало гнев Божий, так и теперь священное Слово было осквернено, и Дух огорчился, и вот осуждение, прямо у дверей. Покайтесь! Покайтесь! Возвратитесь в Пятидесятницу. Возвратитесь к руководству Святым Духом. Вернитесь к Слову Божьему, ибо зачем вам умирать?»…

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени.

Раннюю идентификацию николаитов мы находим у ранних отцов церкви. Но в своем описании и их мнение разделилось.

Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Дн. 6:5). По этой теории Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих.

По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, и его учение извращено. Хотя и возможно, что отцы церкви были правы, связывая николаитов с Николаем Антиохийцем (истории известны случаи, когда церковные лидеры впадали в ересь), это больше похоже на попытку найти какое-нибудь имя в Писании для идентификации секты. С другой стороны, имя Николай было достаточно распространено и, может быть, вина Антиохийца была лишь в том, что его имя было такое же, как и у презренного еретика. Но в целом в своем описании доктрин и действий николаитов отцы церкви единодушны.

Иреней (140-202 гг.) говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям». Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» (6,8) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте». Климент Александрийский говорит, что они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». Но он защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, заявляя, что его слова о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату.

Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность. Игнатий замечает в своем длинном послании следующее: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников».

После осуждения эвионитов Иреней направил перо критики против николаитов. Николаиты учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли много активней, чем апостолы.

Тертуллиан писал: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».

Мы читаем некоторые очерки об истории николаитов в работах Евсевия: «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным».

Викториний описывал николаитов следующим образом: «Николаитяне, действующие под именем Николая, придумали ересь, согласно которой идоложертвенное можно было принимать в пишу, и всякий прелюбодействующий получал очищение и покой на восьмой день».

Другая попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.

Решение мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»).

Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. И мы видим, как эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Возможно, что как часть этих церемоний или же как отдельную сферу компромисса они дозволяли прелюбодеяние и проституцию.

Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы.

В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.

Сергей ДЕНИСЮК (Кливленд, Огайо)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *